Управление рисками экономики и социальной сферы во время пандемии коронавируса

Бровчак С.В.1,2, Зотов И.А.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва
2 Ассоциация участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Бровчак С.В., Зотов И.А. Управление рисками экономики и социальной сферы во время пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 1913-1928. – doi: 10.18334/ce.15.5.112109.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184883
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В рамках работы над темой по управлению рисками экономики и социальной сферы в условиях пандемии коронавируса авторами были проанализированы финансово-экономические и социальные последствия влияния пандемии коронавируса в Российской Федерации. Были рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с управлением страновыми, финансовыми рисками, вопросы страхования, налогообложения, бюджетирования на федеральном уровне, формирования программ социальной сферы, государственно-частного партнерства, социального предпринимательства. Авторами были рассмотрены примеры мероприятий по управлению схожими рисками, связанными с пандемией в таких странах как Китай, Соединённые Штаты Америки, Япония, Южная Корея, Турция, ряде европейских стран. Были сделаны выводы о сопоставимости реализуемых мероприятий. В рамках проведенной работы были выявлены наиболее эффективные и перспективные, с точки зрения авторов, методы управления подобными рисками, к которым были отнесены метод резервирования и метод страхования. В связи с этим, были более подробно изучена возможность применение на государственном уровне страхования предпринимательских рисков, страхования финансовых рисков, страхования от несчастных случаев и болезней, добровольного медицинского страхования. Также рассмотрен метод резервирования, как основополагающий при управлении подобного рода рисками. Данный метод рассмотрен на примере Фонда национального благосостояния, а именно механизмов его создания и расходования. Источником финансирования рассмотренных направлений по мнению авторов должно быть увеличение налогообложения. При этом, должен учитываться и социальный аспект данного вопроса.

Ключевые слова: управление рисками, страхование, бюджетирование, налогообложение, социальная сфера, пандемия коронавируса

JEL-классификация: D81, H12, H21, H75



Введение

Актуальность темы исследования заключается в сложившейся в мировой экономике ситуации, связанной с рисками пандемии коронавируса и необходимостью оперативной разработки и осуществления мер противодействия ее негативному влиянию на состояние экономики и социальной сферы.

Вопросы управления рисками экономики и социальной сферы во время пандемии нашли отражение во многих научных статьях различных авторов, среди которых Шкляр Т.Л. [1] (Shklyar, 2021), Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. [2] (Makarov, Drobot, Avtsinova, 2020), Подольская Т.В., Сингх М.А., Шкель Ф.Е. [3] (Podolskaya, Singkh, Shkel, 2021), Печаткин В.В., Малышев Т.А. [4] (Pechatkin, Malyshev, 2021).

Целью исследования является определение рисков, связанных с влиянием пандемии коронавируса COVID-19 на экономику и социальную сферу, а также определение эффективных методов управления этими рисками.

Научная новизна заключается в разработке и обосновании новых, ранее не применявшихся финансово-экономических методов управления рисками пандемии коронавируса.

Авторская гипотеза заключается в возможности создания эффективных механизмов управления рисками в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с пандемией инфекционных заболеваний.

В процессе написания статьи использовались такие теоретические методы научных исследований, как анализ, синтез, обобщение.

Пандемия коронавируса является одним из самых больших испытаний для человечества за последнее время. К сожалению, несмотря на то, что история демонстрирует возникновение пандемией с определенной периодичностью, человечество оказалось не готово к подобного рода глобальным рискам. По данным международных и российских источников, за год коронавирусом заразились более 150,5 млн человек, из них более 32,2 млн – в Соединенных Штатах Америки, 18,7 млн – в Индии, 14,5 млн – в Бразилии, 5,6 млн – во Франции, 4,7 млн – в Турции, 4,7 млн – в России. 3,1 млн человек умерли, из них более 575,1 тыс. человек – в США, 401,1 тыс. – в Бразилии, 216,4 тыс. – в Мексике, 208,3 тыс. – в Индии. Конечно, эти промежуточные результаты не сравнить с 550 млн зараженным и не менее 40 млн умерших от испанского гриппа в начале XX века. Но последствия коронавируса не менее катастрофичны с точки зрения финансово-экономических и социальных последствий [5].

По данным Минэкономразвития России, в период пандемии экономика страны ежедневно теряет 100 млрд руб. [6]. В третьем квартале 2020 года уменьшилась добавленная стоимость гостиниц и ресторанов (-25,9%), учреждений культуры и спорта (-10,9%), предприятий транспорта (-9,6%), организаций, оказывающих прочие услуги населению (-14,9%). Добавленная стоимость выросла на услуги информации и связи (+2,3%), учреждений здравоохранения (+0,8) и банковские услуги в сфере финансов и страхования (+8,0%) [7]. По данным Росстата, индекс выпуска товаров и услуг упал к четвертому кварталу до 98,0% [8] (Kostin, Khomchenko, 2020).

В целом за период пандемии по причине падения деловой активности и введенных ограничений мировая экономика потеряла более 4% внутреннего валового дохода, тогда как российская экономика всего лишь чуть более 3%. Данная ситуация объясняется относительно низкой долей сферы услуг ВВП России по сравнению с мировыми показателями, а именно, сфера услуг пострадала больше всего от последствий пандемии. Но существующие проблемы в результате пандемии все-таки приходится рассматривать как достаточно серьезные. Ситуацию, происходящую в мировой экономике в 2020 году, можно определить как самую непредсказуемую в XXI веке [9]. Пандемия COVID-19 поставила на грань выживания огромное количество производств во многих отраслях по всему миру, вместе с тем увеличила уровень безработицы в мировых масштабах [10]. Больше всего пострадали те, чья работа не может быть выполнена удаленно, например работники сферы услуг (салонов красоты, парикмахерских, клининговых компаний и др.), авиакомпаний и т.д. [11] (Chekmarev, Lukichev, Konev, 2021). Множество предприятий малого и среднего бизнеса оказались на грани выживания, а около 10% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей России из общего их числа прекратили свое существование [12] (Osama Ali Maer, Mun, Fatma, 2020). Поэтому необходимо иметь на постоянной основе значительные резервы финансовых и материальных ресурсов, которые в случае наступления рискового события будут незамедлительно направлены на обеспечение системы здравоохранения, а также на финансовую поддержку отраслей экономики (транспорт, туризм, ритейл, сфера услуг, культура, спорт, творческая деятельность), которые неизбежно пострадают после введения ограничительных мер [13] (Zimovets, Sorokina, Khanina, 2020).

В результате опроса, инициированного Агентством стратегических инициатив, по сравнению с прошлым годом у 84,03% предприятий малого бизнеса страны сократилась выручка [14]. Необходимо отметить, что российское правительство предпринимает все необходимые усилия по нивелированию последствий коронавирусной инфекции для общества и экономики.

Данные меры касаются таких направлений, как туризм, гостиничная отрасль, финансы, транспортная инфраструктура, налогообложение и социальная поддержка граждан. Среди множества мер можно выделить вакцинацию, профилирование медицинских учреждений, поддержку медицинских лабораторий, увеличение заработной платы медицинскому персоналу, выплаты и продление пособий на детей, изменение налоговых каникул и снижение размера страховых взносов, поддержку рынка коллективных инвестиций, субсидии предпринимателям, субсидии авиакомпаниям, уменьшение частоты технических осмотров.

Говоря о мировой практике в борьбе с COVID-19, сложно выделить что-то инновационное и отличающееся от мер, предложенных РФ. В период глобализации лидеры стран стараются не придумывать колесо, а использовать наработки и предложения своих коллег для более эффективной борьбы с коронавирусной инфекцией, ведь от действий каждой страны зависит, как скоро планета Земля победит вирус. Отличаться могут только вложенные во все эти мероприятия средства. Однако не стоит забывать, что в разных странах – разный ущерб, и поэтому какой-то стране нужно вкладывать больше денег, а какой-то меньше.

Всемирная организация здравоохранения уже разработала план первоочередных задач в области здравоохранения, который включает меры по реагированию на последствия коронавируса. Финансирование плана происходит за счет бюджетов ООН, отдельных стран, юридических и физических лиц. Информация о профильных институтах ООН приведена в таблице 1.

Таблица 1

Институты ООН по борьбе с последствиями коронавируса


Институты ООН
Краткое содержание
Фонд помощи в связи с пандемией COVID-19
Осуществляются мероприятия по мониторингу распространения коронавируса, профилактике этого заболевания и оказанию помощи зараженным
Рамочная программа ООН для немедленных социально-экономических ответных мер на COVID-19
ООН разрабатывает меры по финансово-экономическому стимулированию мероприятий социальной поддержки населения в условиях пандемии
Источник: составлено авторами по данным Организации Объединенных Наций.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровне Организации Объединенных Наций уже реализуются мероприятия по финансово-экономическому управлению рисками, связанными с пандемией коронавируса. Исходя из особенностей влияния пандемии на экономику и социальную сферу представляется, что наиболее действенными методами являются:

– прямые методы регулирования:

- изменение законодательства;

- реформирование науки как отрасли социальной сферы, в том числе усиление роли государственного сектора в науке (микробиологии) и повышение эффективности государственных инвестиций;

- более широкое использование механизмов государственно-частного партнерства;

- сокращение государственных расходов;

- реализация мероприятий по борьбе с пандемией;

– косвенные методы регулирования:

- изменение уровня налогов с целью реализации методов управлениями рисками пандемии в виде резервирования и страхования.

Последствия коронавирусной инфекции отразились на состоянии российской экономики и потребовали неотложной реализации антикризисных мер со стороны Правительства Российской Федерации. Необходимо отметить принятие Федерального закона от 01.04.2020 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Федеральный закон регулирует вопросы экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции, а также в подобных случаях.

Инициированы мероприятия по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу как основе сферы услуг, наиболее пострадавшей от пандемии.

С точки зрения авторов статьи, необходимо дополнительное внесение изменений в законодательство по принятию финансово-экономических решений по урегулированию последствий коронавирусной инфекции.

Правительство Российской Федерации в 2020 году приняло широкий перечень мер по стабилизации экономической и социальной ситуации в связи с воздействием пандемии коронавируса. Особенно важным это решение было для организаций малого и среднего бизнеса – основы сферы услуг.

Можно констатировать, что затраты государства только на поддержку малого и среднего предпринимательства составили как минимум 620 млрд рублей в одном 2020 году.

То, что касается финансирования непосредственно программ социальной сферы, то авторы статьи придерживаются мнения о том, что социальные обязательства должны выполняться в любом случае. Поэтому, в частности, представляется дискуссионным вопрос снижения страховых взносов. Таким образом, размер страховых взносов должен оставаться на прежнем уровне, так как их сокращение ухудшит в будущем условия социального обеспечения граждан. Изменения, связанные с пандемией коронавируса, не должны затрагивать финансово-экономические механизмы реализации социальных программ.

К наиболее эффективным методам управления рисками, связанными с пандемией, можно отнести метод страхования и резервирования.

Страхование как вид профессиональной деятельности по защите интересов юридических и физических лиц, а также государства при реализации страховых случаев посредством формирования денежных фондов является одним из действенных методов управления рисками в экономике. Страхование вне зависимости от обязательной или добровольной форм активно применяется практически во всех странах мира и имеет множество видов в зависимости от объектов страхования. Развитие именно добровольных видов страхования, в том числе с поддержкой государства (например, страхование сельскохозяйственных рисков в Российской Федерации), представляется наиболее перспективным направлением реализации этого метода (экономия бюджетных средств, личная высокая ответственность граждан за результаты деятельности), свидетельствующим о развитости экономики и культуры общества. Единственным ограничением развития добровольных видов страхования может являться недостаточный уровень доходов населения. Но для стран, к которым относится Российская Федерация, имеющая исторически развитый страховой рынок (более 100 видов страхования) и эффективную социальную политику (большая часть государственного бюджета имеет социальную направленность), широкое применение добровольных видов страхования является вопросом настоящего или ближайшего будущего. Ежегодная совокупная страховая премия страховых компаний уже исчисляется несколькими триллионами рублей (большей частью по добровольным видам страхования), а страховые компании занимают третье место по объему активов после банковских организаций и негосударственных пенсионных фондов.

В перечне правительственных мер по устранению последствий коронавирусной инфекции, к сожалению, на настоящий момент отсутствует страхование. В то же время анализ рисков, которые реализовались в результате пандемии, вполне дает возможность утверждать, что их страхование не только возможно, но и необходимо, в том числе с паритетным финансированием со стороны государства в добровольной или обязательной формах.

Страхование рисков пандемии позволит:

· включить в программы стратегического планирования развития экономики действенный метод управления рисками;

· сформировать дополнительный стимул развития экономик на основе малого и среднего предпринимательства;

· снизить нагрузку на федеральный бюджет в рамках финансирования мероприятий по устранению последствий пандемии.

Представляется целесообразным использовать страхование как наиболее эффективный метод управления рисками через передачу их профессиональной компании с целью их управления и распределения посредством перестрахования с другими страховыми компаниями. Безусловно, страхование требует ежегодной оплаты со стороны государственных структур, но в то же время в случае реализации рисков государственный бюджет не будет нести большие затраты на их урегулирование. Помимо этого подобный подход будет иметь следствием развитие финансового и страхового рынка в частности и сделает российский страховой рынок одним из наиболее развитых в мире. Цель повышения заинтересованности частных компаний – в страховании и уменьшении нагрузки на бюджет. Финансирование подобных видов страхования может реализовываться на паритетной основе, финансироваться со стороны государства и частных компаний. Примером подобной реализации страхования могут служить утвержденные на федеральном уровне принципы сельскохозяйственного страхования, которое софинансируется на 50% со стороны государства. Каким образом ежегодно государство в рамках обязательного или добровольного страхования может защищать себя от возможных негативных последствий подобных пандемией в будущем? Наиболее перспективные виды страхования, которые можно использовать для управления подобными рисками, приведены в расположенной ниже таблице.

Необходимо отметить, что средний размер страховых тарифов по видам страхования составляет 2,5% от страховой суммы (страхование финансовых и предпринимательских рисков – 2,5%, страхование от несчастных случаев и болезней – 0,44%, страхование жизни – 0,34%, добровольное медицинское страхование – 5,9%).

Можно привести примерный расчет размера страховой премии по страхованию финансовых и предпринимательских рисков малых и средних предприятий.

22,9% ВВП = 23 трлн рублей * 2,5% = 575 млрд руб. * 0,5 = 285 млрд руб. (размер возможной субсидии государства)

Описание возможных к применению видов страхования приведено в таблице 2.

Таблица 2

Виды страхования, возможные к применению с целью управления рисками пандемии


Вид страхования
Объекты страхования
Страховые риски
Страхование от болезней и несчастных
Жизнь и здоровье застрахованных
Утрата трудоспособности, временная утрата трудоспособности, смерть по причине несчастного случая, впервые диагностированного заболевания в течение срока страхования за исключением сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, расстройств психики, врожденных аномалий, СПИДа и ВИЧ, наркотической зависимости
застрахованного, установленная в результате болезни (заболевания)
Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
Гражданская ответственность неисполнения обязательств
Неумышленное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств
Страхование предпринимательских рисков
Объектом страховых программ являются убытки в связи с нарушением контрагентом обязательств по
заключенной сделке, невозможностью проведения, отмены, прерывания или отсрочки мероприятия по независящим причинам и
возникновение дополнительных расходов
Нарушение контрагентом обязательств по сделке, финансовых обязательств по сделке, нарушение контрагентом обязательств по договору лизинга
Страхование финансовых рисков
Непредвиденные финансовые потери
вследствие непредвиденного нарушения своих обязательств контрагентами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств по
поставке сырья, материалов, оборудования, товаров, осуществлению работ, оказанию услуг, передаче ценных бумаг, выполнению финансовых обязательств контрагентом,
несоблюдению сроков финансирования, выполнению работ, банкротство
Страхование на случай коронавирусной инфекции
Заражение коронавирусной инфекцией
Смерть и нетрудоспособность в результате инфекционного заболевания
Добровольное медицинское страхование
Оплата организации и оказания медицинской и
лекарственной помощи
Оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи
Перестрахование
Квотный пропорциональный, эксцедент сумм, эксцедент убытка, эксцедент убыточности.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 22.12.2020) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» создана Национальная перестраховочная компания
Источник: составлено авторами.

Бюджетный метод управления рисками связан с формированием резервов. Характерным примером подобных резервов является Фонд национального благосостояния, формирование которого происходит в рамках федерального бюджета на основе доходов от добычи и продажи углеводородного сырья свыше установленных. При превышении его размера над уровнем 7% от внутреннего валового продукта его средства могут направляться на финансирование важных для экономики и социальной сферы проектов. Перечень этих проектов утверждается отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации. С точки зрения вопросов, которые рассматриваются в настоящей статье, подобными мероприятиями могли бы стать мероприятия по управлению рисками, связанными с пандемией коронавируса.

Бюджетный метод управления рисками пандемии коронавируса связан с методом резервирования. Согласно статье 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, создан Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является обособленной частью федерального бюджета в целях софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

ФНБ формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

ФНБ является эффективным примером резервирования средств с целью управления рисками экономики и социальной сферы.

Минфин России планирует инвестировать свободные средства ФНБ во внутренние доходные проекты и экспортные кредиты. По Бюджетному кодексу это возможно после достижения ликвидной части ФНБ планки 7% ВВП.

Наиболее перспективным инструментом финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками пандемии коронавируса, представляется система налогообложения, а именно – возможность увеличения ряда налогов с целью получения дополнительных доходов для решения социально важных для общества задач. Авторам статьи представляется возможным и обоснованным увеличение налога на доходы физических лиц с 13 до 15% от получаемых доходов, акциза на табачную продукцию и увеличения водного налога. Необходимо отметить, что предложения по увеличению данных налогов носят дискуссионный характер, в то же время эти инициативы могут быть вполне объяснимы с точки зрения решения социальных задач, стоящих перед обществом. Учитывая предлагаемые механизмы, возможно сформировать дополнительные финансовые ресурсы примерно в размере 600–620 млрд рублей, что сопоставимо с возможными затратами на страхование.

Ряд федеральных налогов и сборов в Российской Федерации

Таблица 3

Федеральные налоги и сборы
Размер налога
Объект налогообложения
Размер налога в год, возможные отчисления
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок.
Налоговая ставка
в размере 13% (для налоговых резидентов РФ)
85% – поступает в бюджет субъекта, 15% распределяются в местные бюджеты
Уже принято решение о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей, которые пойдут на лечение орфанных заболеваний детей
Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ
Доходы, облагаемые НДФЛ
2,5 трлн рублей в год
Предложение:
увеличение НДФЛ до 15% для всех доходов
Дополнительно ориентировочно – 300–320 млрд рублей
Акцизы
Статья 193 НК РФ. Налоговые ставки
Табачная продукция
20) табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции):
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - 3 806 рублей за 1 кг;

23) сигареты, папиросы:
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - 2 359 рублей за 1 000 штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 205 рублей за 1 000 штук;
и др.
Реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров
586,5 млрд руб. в год
Предложение:
Увеличение акциза на сигареты на 50%
Дополнительно 293,25 млрд руб.
Водный налог
Например, 300 руб. за 1 тыс. куб. м воды
Объекты налогообложения – виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
Ориентировочно: 14 млрд рублей
Увеличение на 50%.
Дополнительно 7 млрд руб.
Источник: составлено авторами.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показывает нам, что реализация мер по борьбе с коронавирусной инфекцией возможна на постоянной основе путем введения обязательных превентивных мероприятий, которое уменьшит влияние следующих пандемий на экономику и социальную сферу страны. Наиболее действенными мерами могут являться создание резервов под непредвиденные расходы, страхование рисков пандемии, использование финансовых инструментов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, финансирование мероприятий, связанных с разработкой новых препаратов с целью исключения возникновения пандемии в будущем.


Источники:

1. Шкляр Т.Л. Пандемия как шанс для становления организаций // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 175-184. – doi: 10.18334/lim.8.1.111615.
2. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1387-1404. – doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
3. Подольская Т.В., Сингх М.А., Шкель Ф.Е. Проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического развития в условиях пандемии COVID-19 (опыт Китая) // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – doi: 10.18334/eo.11.2.111959.
4. Печаткин В.В., Малышев Т.А. Конкурентоспособность реального сектора экономики США, Китая и России в условиях пандемии // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – doi: 10.18334/eo.11.2.111995.
5. Яндекс, Коронавирус статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/covid19/stat (дата обращения: 30.04.2021).
6. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2020/5ea2fd2a9a7947c531963fca (дата обращения: 30.04.2021).
7. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/740974.
8. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 961-980. – doi: 10.18334/eo.10.4.111372.
9. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
10. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
11. Чекмарев О.П., Лукичев П.М., Конев П.А. Факторы изменений рынка труда России под влиянием пандемии COVID-19 и стратегии адаптации работодателей // Экономика труда. – 2021. – № 4. – c. 329-340. – doi: 10.18334/et.8.4.111966.
12. Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Д. Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 981-998. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
13. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
14. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/16/5f60be029a79476e5e75ba4e (дата обращения: 30.04.2021).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:19:46