Рецензия на учебник «Деньги, кредит, банки. Учебник. В двух частях» / А.Х. Цакаев, З.А. Саидов; под общей редакцией проф. Цакаева А.Х., Грозный: Издательство Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, 2022–2023 (с позиции экономической безопасности)

Лев М.Ю.1,2
1 Институт экономики Российской академии наук
2 Московский финансово-юридический университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929852

Аннотация:
Выход в свет новых учебников по финансовым дисциплинам, в которых есть раздел по денежно-кредитной политике, включающей материал по валютным рискам, инфляции, рискам в коммерческих банках, институциональной структуре кредитной системы современного государства – это очень малая часть книг, которые могли бы удовлетворить потребность читателей: студентов, преподавателей, специалистов в финансово-банковской индустрии. Поэтому, появление на образовательном горизонте любого нового учебника, затрагивающего проблемы, практику и тенденции развития денежной сферы явление нечастое. Учебник авторов А.Х. Цакаева и З.А. Саидова «Деньги, кредит, банки» в двух частях: «Деньги и денежная система», «Кредит и кредитная система. Банки и банковская система» издательством ЧГУ им. А.А. Кадырова в 2022-2023 гг. относится к этой категории учебных новинок, которую необходимо иметь не только в коллекции, но и как настольную книгу по финансовой дисциплине. Важным преимуществом рецензируемой книги по сравнению с другими учебниками на тему деньги, кредит, банки является то, что авторы в простой непринужденной форме раскрывают основные понятия, стратегии, элементы и факторы денежно-кредитной политики в условиях развитого рыночного хозяйствования. Учитывая простоту изложения, учебник может являться хорошим проводником для повышения финансовой грамотности различных слоев населения.

Ключевые слова: учебник «Деньги, кредит, банки» денежно-кредитная политика, экономическая безопасность, коммерческие риски

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования».

JEL-классификация: E51, E52, J28



К основным вызовам и угрозам экономической безопасности в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года относится: «снижение качества и доступности образования» [1]. Кроме этого, стратегией к основным задачам по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, относится: «совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений» [1].

В Федеральном образовательном стандарте высшего образования «Экономика» в профессиональном цикле, базовой (общепрофессиональной) части присутствуют такие дисциплины как: Деньги, кредит, банки; Рынок ценных бумаг; Бюджет и бюджетная система; Банковское дело; Денежно-кредитное регулирование; Кредитная политика банка; Маркетинг; Менеджмент; Финансы; Теория отраслевых рынков; Макроэкономическое планирование и прогнозирование; Экономика труда. При этом, предмет – «Экономическая безопасность», в учебном плане фигурирует в незначительной степени как дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

На основании Приказа Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» (с изменениями и дополнениями) [3] разработана «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» (далее – ОПОП ВО), реализуемая федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» (далее – университет) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) направленность (профиль) образовательной программы «Финансы и кредит», корреспондирующая с компетенциями по дисциплинам: Деньги, кредит, банки; Рынок ценных бумаг; Бюджет и бюджетная система; Банковское дело; Денежно-кредитное регулирование; Кредитная политика банка и другим. Однако предмет «Экономическая безопасность», в учебном плане присутствует в несколько усеченном виде в качестве дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Это не значит, что это плохо или хорошо, это лишь свидетельствует о том, что дисциплине «Экономическая безопасность» уделяется недостаточно внимания.

В соответствии с пунктом 2.2. Программы специалитета предусмотрено обеспечение взаимосвязи и реализация дисциплин (модулей) по финансам, деньгам, кредиту и банкам, аудиту, налогам и налогообложению, контролю и ревизии [4].

На основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (ФГОС ВО) ГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» утверждена «Основная профессиональная образовательная программа специалитета, специализация «Обеспечение экономической безопасности государства и организаций» (далее – ОПОП), утвержденную ректором Университета с учетом требований рынка труда.

На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования РФ от «12» августа 2020 г. № 991 разработана и утверждена «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» (далее – ОПОП ВО), реализуемая федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), которым предусмотрены компетенции, связанные с дисциплиной Экономическая безопасность. В соответствии с матрицей компетенций, обеспечивается качество подготовки обучающихся и взаимодействие по УК-10 с дисциплиной «Деньги, кредит, банки».

Между тем, недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях возникновения новых угроз и рисков свидетельствует о необходимости более углубленно и широко изучать влияние экономической безопасности на денежно-кредитную, финансовую, налоговую и ценовую политики [7].

Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводимая Центральным Банком, сформировала умеренную волну инфляции, которая во многом была обеспечена за счет нормального функционирования отечественной банковской системы, и во многом приняла на себя прямой удар со стороны санкций от недружественных стран [13].

Взаимосвязь финансовых дисциплин и в частности материала, представленного в учебнике «Деньги, кредит, банки» авторы А.Х. Цакаев, З.А. Саидов с экономической и финансовой безопасностью неоднократно рассматриваются на протяжении последних лет на разных конференциях в докладах участников, что и предопределяет актуальность разделов и содержание глав учебника на современном этапе развития экономики России [5; 6]

Проблема экономической безопасности государств, организаций и домохозяйств сегодня, в условиях перехода однополярного мира в полицентричный, актуальна как никогда раннее. Поэтому, вопрос повышения финансовой грамотности населения, поднимаемый и решаемый российским правительством и Банком России в соответствии со «Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [2] и решением принять Стратегию повышения финансовой грамотности на период 2024-2030 гг. [11] свидетельствует о серьезности данного вопроса в современной России. Из чего следует, что учебники базового уровня для подготовки, не только по программам бакалавритата профиля «Финансы и кредит», а и по профилям «Экономика» и «Менеджмент» имеет большое государственное значение. Это вдвойне ценно, если учебники по дисциплине «Деньги, кредит, банки» являются конструктивно инновационными, что по содержанию следует отнести к новому ракурсу восприятия базовых учебников для российских студентов экономического профиля.

Первая часть учебника под названием «Деньги и денежная система» отличается новаторским подходом в изложении классических и современных теорий и форм денег, денежного обращения и денежной системы. Кроме того, предложен дискуссионный формат представления актуальных аспектов цифровизации денег и расширенного освещения денежной проблематики традиционных западных школ, со спецификой организации денежных систем в странах Ближнего и Дальнего Востока.

Важными компонентами первой части учебника является как раскрытие монетарного характера инфляции в современных государствах и модели описывающие инфляционные ожидания, так и отражение трансформации в валютном законодательстве и изменений в функционировании национальных и глобальных валютных систем.

Первая часть («Деньги и денежная система») данного учебника включает 8 глав, состоящих из 37 параграфов, объемом 216 страниц. Все эти главы и параграфы логически между собой увязаны, и создают у читателя желание не останавливаться на прочитанном разделе. В первых шести главах авторами рассмотрены теория, категории, законы денег, денежных отношений с учетом истории и понимания этих проблем учеными-экономистами [14]. Так, в III главе авторы объяснили и изложили не только три основные теории денег, но и показали «дюжину» разновидностей теории денег. В четвертой-шестой главах представленный материал увязан с механизмами реализации «денежных отношений», при этом используется конкретный статистический материал центральных банков России и других стран. Такой способ подачи материала вызывает большой интерес у студентов и других читателей.

В разделе приведены и относительно новые вопросы, касающиеся границ денежных отношений, электронных денег, в том числе крипто (цифровой) валюты. Положительным является и то, что в учебнике наглядно показаны «денежная масса», «денежная база», практика их учета (см. главы V-VI учебника). Удачно сформулировано название темы седьмой главы «Инфляция как многофакторный процесс». Действительно, исторически и теоретико-практически – инфляция весьма сложное и периодически присутствующее в человеческом обществе на разных этапах его развития, болезненное явление рыночной экономики стран мира. Хотя, в тоже время, степень ее «болезненности» в современных странах различна по тяжести для населения и бизнеса (см. гл. VII). Беспокойство вызывает прогнозируемый уровень инфляции в ближайшие годы и прожиточный уровень, который в лучшем случае будет догонять, но не опережать рост уровня инфляции в условиях мобилизационной экономики. Особенно инфляция отразится на покупательной способности населения по среднемесячной начисленной заработной плате, которая реально имеет на протяжение последних лет тенденцию к снижению, с одновременным ростом стоимости минимального набора продуктов питания и снижением реальных располагаемых доходов населения [9; 12].

Подробно и последовательно изложено содержание главы VIII «Валюта и валютная система», в которой помимо понятий и определений раскрывается содержание валютного регулирования и контроля в России, при разделении субъектов валютных правоотношений на две категории: резидентов и нерезидентов. При рассмотрении валютной системы авторы не обходят вниманием и платежный баланс государства, который является важным финансовым инструментом, позволяющий предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле. В условиях санкционного давления помимо угрозы финансовых потерь по экономическим причинам, существует еще и угроза финансовых потерь по причинам внешнеполитическим. Проблема обеспечения экономической безопасности международных резервов Банка России требует поиска еще не сформулированных до конца оснований в привлечении к вопросам их размещения и капитализации, внимания представителей как компетентных национальных органов, так и ученых [8].

Следует отметить, что в содержании текста первой части учебника отражены вопросы дискуссионного характера, в которых отдельные молодые российские ученые, слишком бесспорно применяют теорию «предельной полезности», легко отказавшись от «трудовой теории стоимости» классической политэкономии. К достоинству авторов первой части учебника, критически рассматривая теоретический материал, включающий и современную теорию денег, избежали этой «болезни» тех молодых российских ученых.

Кроме того, авторы удачно применяют механизмы, регулирующие денежно-кредитные отношения (денежная масса, денежная база, агрегаты, норма обязательных резервов, инфляции и т.д.). В качестве критического замечания следует отметить, что эти «механизмы» не всегда эффективны, и требуют соответствующего критического анализа.

Вторая часть «Кредит и кредитная система. Банки и банковская система» рецензируемого учебника также является показателем огромной и полезной работы авторов. Содержание второй части учебника изложено в восьми главах включая 39 параграфов, с объемом 236 стр. Каждая глава второй части учебника (как и первая часть) сопровождается контрольными вопросами, которые очень полезны для учащихся. Первая глава посвящена экономической категории «кредит», в которой изложены функции и принципы кредита, источники кредитования и кредитных ресурсов; показано различие между формой и видом кредита, их взаимосвязи и классификации; раскрыты отличительные особенности кредитных отношений и их разновидности. Вторая глава посвящена теориям и законам кредита, в которой: раскрыты существующие теории кредита – натуралистической и капиталотворческой, с их более поздними модификациями и разновидностями; альтернативной теории, исключающей ссудный процент в кредитных отношениях, который авторы именуют «нигилистической теорией кредита», а также их принципиальные особенности. Завершается глава изложением понятия, сущности и содержания законов кредита. В третьей главе рассмотрен ссудный процент в движении капитала, включая понятие, сущность и основы ссудного процента; особое внимание авторами уделено проблеме ростовщичества; раскрыты формы и виды ссудного процента, норма ссудного процента в контексте с нормой прибыли, и даны их количественные оценки. В четвертой главе раскрыты границы кредита и ссудного процента, включая понятие, этимологию и сущность границы кредита; классификации и систематизацию границ кредита; факторы, влияющие на границы кредита и кредитования; понятие «граница ссудного процента» и их разновидности и влияющие факторы. В пятой главе исследована кредитная система современного государства и ее элементы, в которой раскрыто понятие, сущность и типы кредитной системы; представлена структура кредитной системы современного государства; приведена блочная структура кредитной системы государства; раскрыты особенности кредитной системы современной России и её реформ. В шестой главе представлен анализ центрального банка и денежно-кредитного регулирования, в которой раскрыто понятие, цели и функции центрального банка современного государства, а также форма его организации и возможная собственность; отмечены особенности в деятельности Банка России; отражена финансовая отчетность и особенность деятельности центральных банков западных, ближне- и дальневосточных стран, а также приведена их регуляторная и надзорная деятельность. В седьмой главе анализируется деятельность коммерческого банка и банковский риск-менеджмент, в которой раскрыто понятие, признаки, особенности и операции коммерческих банков, а также разновидности коммерческих банков и их функции; отражена отчетность по видам деятельности коммерческих банков и их результативность, а также деятельность по формированию банковской экосистемы в России и за рубежом; понятие, виды и источники возникновения банковских рисков, а также методов их оценки и анализа; система и процесс управления рисками в коммерческом банке в условиях усиления внешних шоков и обострения внутренних проблем.

Отмечая подробную картину банковских рисков, нельзя не упомянуть о влиянии на экономику коммерческого банка факторов экономической безопасности, обеспечивающих его устойчивое развитие при реализации экономического потенциала в условиях внутренней и внешней среды. При этом финансовая безопасность выступает в качестве важнейшего элемента экономической безопасности банка, так как финансовая безопасность – это следствие организационных, информационных, управленческих и технологических мер, направленных на рационально-эффективное обеспечение стабильного и устойчивого режима управления функционированием банка, защиту его корпоративных интересов [10].

В восьмой главе раскрыто состояние банковских систем современных государств и мирового сообщества, а именно: раскрыты понятие и содержание «банковская система» и особенности ее становления в западных, ближне- и дальневосточных странах; изложен процесс становления банковской системы современной России и её реформирования; описана блочная структура банковской системы современного государства; описаны региональные международные банковские системы и их элементы, а также глобальная банковская система и её элементы [15].

В качестве рекомендации ко второй части учебника следует пожелать расширить проблему потребительского кредита, делая акцент на сравнительный анализ в странах с развитой рыночной экономикой, а также выделить вопросы, посвященные кредитной и банковской системам современной рыночной экономики – показать место в них кредитно-банковской системы России.

Первая часть «Деньги и денежная система» учебника, изданная Издательством ЧГУ им. А.А. Кадырова в декабре 2022 года, полностью соответствует требованиям ФГОС 3++ к дисциплинам программ высшего образования.

Вторая часть «Кредит и кредитная система. Банки и банковская система» учебника, изданная Издательством ЧГУ им. А.А. Кадырова в марте 2023 года, также полностью соответствует требованиям ФГОС 3++ к дисциплинам программ высшего образования.

Разделы учебника удачно скомпонованы, и логически структурно изложены, которые в полной мере отвечают учебному плану университета. Кроме того, такие разделы учебника, как «Инфляция как многофакторный процесс», «Валюта и валютная система» и другие многочисленные материалы, изложенные в первой части учебника и главы «Ссудный процент в движении ссудного капитала», «Коммерческий банк и риски в его деятельности» во второй части учебника определенно будут способствовать углубленному изучению студентами представленного материала, расширяя кругозор в изучении дисциплины «Деньги, кредит, банки».

Заслуживает одобрения и внимания тот факт, что все содержание глав сопровождаются вопросами контрольного, закрепительного характера, что несомненно помогут и преподавателям, и студентам при изложении дисциплины как лекционных, так и семинарских занятий.

Следует отметить, что учебник в полной мере отражает модернизированным образовательным стандартам, которые будут только вводится в сентябре 2023 года и судя по сравнительным характеристикам отличаются, от предыдущего издания ориентацией на «компетенции», то есть способностью применять знания и умения в определенной финансовой области.

Учебник «Деньги, кредит, банки» авторов Цакаев А.Х, и Саидов З.А., (первая часть: «Деньги и денежная система», 216 с.) и в 2023 году (вторая часть: «Кредит и кредитная система, банки и банковская система», 236 с.) безусловно, является весьма полезным изданием не только для студентов, но и для преподавателей российских экономических вузов, а также специалистам-практикам финансового профиля.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 27.07.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Sudact.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n-2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoi-gramotnosti-v/?ysclid=llf3w20atp54268463 (дата обращения: 27.07.2023).
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» (с изменениями и дополнениями). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74547939/#friends (дата обращения: 27.07.2023).
4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 апреля 2021 г. N 293 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384854/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 27.07.2023).
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
6. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
8. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 223-244. – doi: 10.18334/epp.9.4.41464.
9. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 86 c.
10. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117469.
11. Минфин России и Банк России разработают Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Minfin.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38320 (дата обращения: 27.07.2023).
12. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
13. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
14. Цакаев А.Х., Саидов З.А. Деньги, кредит, банки. / Учебник. В двух частях.Часть 1. Деньги и денежная система. - Грозный: Издательство ЧГУ им. А.А. Кадырова, 2022. – 216 c.
15. Цакаев А.Х., Саидов З.А. Деньги, кредит, банки. / В двух частях. Часть 2. Кредит и кредитная система, банки и банковская система. - Грозный: Издательство ЧГУ им. А.А. Кадырова, 2023. – 236 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:04