ESG-стратегии как фактор развития малого и среднего бизнеса

Чепало А.С.1
1 Московский финансово-промышленный университет "Синергия"

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316199
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом, определяющим темпы экономического роста, способствует развитию инноваций и технологий, обеспечивает формирование налоговых поступлений за счет создания дополнительных рабочих мест, тем самым подтверждает свою эффективность и устойчивость к быстро меняющимся рыночным условиям. Однако при значительном экономическом потенциале малого и среднего бизнеса проблемы, связанные с недостатком эффективных методов управления, ограничивающим рост и развитие бизнеса, требуют дальнейшего изучения. В современных условиях перехода мировой экономики к концепции устойчивого развития малый и средний бизнес может стать системообразующим фактором диверсификации экономики в контексте ESG развития. Приверженность ESG стратегии приобретает все большее значение для малого и среднего бизнеса. Во многом это связано с растущей обеспокоенностью общественности последствиями изменения климата и эксплуатации природных ресурсов, а также проблемами инклюзивности бизнеса. Изменение потребительских ожиданий, необходимость перестройки глобальных цепей поставок для российского бизнеса, привлечения и удержания инвесторов, сотрудников и потребителей требуют от организаций дополнительной информации об ее экологическом, социальном и корпоративном управлении. Целью исследования является оценка факторов и направлений реализации ESG стратегий в малом и среднем бизнесе. В результате исследования выявлено, что на современном этапе разработки и реализации исследуемых стратегий во многом зависит от внешних условий, создаваемых органами государственного управления, финансовыми организациями и инвесторами, средствами массовой информации и общественным мнением в сфере важности перехода на устойчивое развитие. Решение проблем в сфере снижения недостатка практических знаний для оценки устойчивого развития лежит в плоскости разработки и адаптации прикладных моделей стратегического развития с учетом принципов ESG

Ключевые слова: ЦУР, концепция устойчивого развития, стратегические направления развития, ESG-стратегии, ESG-принципы

JEL-классификация: Q01, M11, M21



Введение

На современном этапе в условиях роста макроэкономической и политической нестабильности, повышается актуальность поиска направлений повышения эффективности и устойчивости предприятий. Особенно остро стоит вопрос в сфере малого и среднего бизнеса, наиболее подверженного влиянию внешних факторов. Несмотря на принятие комплекса мер государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, предприятиям приходится сталкиваться с рядом проблем в производственной, финансовой, логистической и других сферах.

О важности МСП для экономики хорошо известно, во всем мире, исследуемый сектор занимает около 95% коммерческих организаций и создает подавляющее большинство рабочих мест, а также на 55% формирует ВВП развитых стран [1]. В мировом масштабе МСП принадлежат около 20% патентов, что является одним из показателей инновационного развития [2].

Малое и среднее предпринимательство является важной составляющей экономической деятельности, от его развития и поддержки зависят повышение конкурентоспособности отраслей, увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, обеспечение социальной защиты и благосостояние населения. Основная проблема состоит в том, что несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в национальной экономике, предприятия все же сталкиваются со многими трудностями и барьерами.

Важность сектора МСП широко признана во всем мире благодаря его значительному вкладу в достижение различных социально-экономических целей, таких как более высокий рост занятости, производства, продвижение экспорта и развитие предпринимательства. Исследования проведенные в 2017 году показывают, что МСП обеспечивают более 55% ВВП и более 65% общей занятости в странах с высоким уровнем дохода. На МСП и приходится более 60% ВВП и более 70% общей занятости в странах с низким уровнем дохода, и более 95% общей занятости и около 70% ВВП в странах со средним уровнем дохода. В странах ЕС, например, насчитывается около 25 миллионов малых предприятий, что составляет 99% всех предприятий; в них занято почти 95 миллионов человек, что обеспечивает 55% от общего числа рабочих мест в частном секторе [3].

Тем не менее, реальная важность малых и средних предприятий проявляется в быстрой адаптации к быстро меняющимся условиям глобализации, конкуренции и ростом инновационной активности. МСП во многих исследованиях рассматриваются, как ключевые участники инновационных систем и играют важную роль в повышении конкурентоспособности и инновационного потенциала стран и регионов.

По мере того как мировая экономика сталкивается с проблемами, правительства все чаще начинают использовать МСП как важный элемент устойчивого развития и инклюзивного экономического роста. Учитывая, что источники экономического роста связаны с предприятиями, можно предположить, что предприятия, независимо от их размера, чрезвычайно важны. Так, еще в 40-х годах 20 века Шумпетер Й.А. отметил, что межотраслевой перелив ресурсов в масштабах экономики происходит через взаимодействие конкретных фирм и именно этот, межфирменный формат распределения оказывает решающее влияние на экономический рост [4].

Если рост предприятия ведет к экономическому росту, то он же ведет экономику к экономическому развитию, то есть по этапам: Экономический рост - Экономическое развитие - Устойчивое развитие.

Кажется очевидным, что экономический аспект играет важную роль в устойчивом развитии. Изменение макроэкономических и политических факторов развития малого и среднего бизнеса выводит их на новый уровень развития, вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития. Изменение цепочек поставок, смена вектора производственно-хозяйственных связей требует от российского бизнеса учитывать требования глобальных цепей поставок, где в качестве приоритетных за последние несколько лет выступили внедрение принципов ESG .

Вопросам внедрения ESG принципов уделяется большое внимание, как в научной литературе, так и в рамках отчетов международных организаций [1,5,6]. Особо стоит выделить работы таких авторов, как Хансоер Х., Зейнп П. [3], Боффо Р., Паталано Р. Вийсман К [7].

Для российский предприятий внедрение данных принципов находится на начальном этапе развития. Вопросам внедрения ESG – принципов посвящены труды таких авторов, как Малахова А.О. [8], Измайлова М.А. [9], Тахингова К.Х. [10], Коршунов А.А. [11], Каницкая Л.Ф. [12], Нагайцев \И.А. [13], Измайлова К.Д. [14], Когденко В.Г. [15], Лебедев П.В. [16], Швачко А.А. [17], д.лЛисова Е.В. [18] , Юдин И.В. [19], Копьева А.С. [20], Кочарян Э.А. [21], Науменко Е.С. [22], Гыстаров Ш.Э. [23], Кузнецов Е.Б. [24].

Вместе с тем, отдавая должное значительному вкладу и результатам исследований ученых и специалистов в данной области, следует отметить, что вопросы определения направлений устойчивого экономического роста и развития продолжают оставаться предметом научного поиска.

В связи с чем целью исследования является оценка факторов и направлений реализации ESG стратегий в малом и среднем бизнесе.

В результате исследования выявлено, что на современном этапе разработки и реализации исследуемых стратегий во многом зависит от внешних условий, создаваемых органами государственного управления, финансовыми организациями и инвесторами, средствами массовой информации и общественным мнением в сфере важности перехода на устойчивое развитие. Решение проблем в сфере снижения недостатка практических знаний для оценки устойчивого развития лежит в плоскости разработки и адаптации прикладных моделей стратегического развития с учетом принципов ESG.

По мнению автора внедрение принципов ESG в стратегию развития организаций малого и среднего бизнеса позволит обеспечить долгосрочную доходность, повысит имидж организаций, позволить обеспечить организациям возможность включения в глобальные цепочки поставок в условиях их трансформации, как в свете введенных санкционных ограничений, так и в свете повышения требований к раскрытию нефинансовой информации для организаций, работающих на мировом рынке.

Для достижения цели в работе проведен качественный анализ публикаций, позволяющий ранжировать факторы внедрения ESG-принципов, анализ публикаций о отчетов, представленных а отечественных академических кругах, на основе качественного анализа сформирован ранжированный перечень факторов реализации ESG стратегий в малом и среднем бизнесе.

Основная часть

Принципы ESG («Environmental, Social and Governance») представляют собой набор стандартов, определяющих влияние бизнеса на общество, окружающую среду, а также отражающих прозрачность системы управления с точки зрения руководства, оплаты труда, аудита, внутреннего контроля и интересов стейхолдеров.

Внедрение принципов ESG в бизнес-модель фирмы позволяет сформировать интегрированную стратегию управления, включающую, экологические, социальные и управленческие методы, обеспечивающие, как устойчивость самой фирмы, так и устойчивость развития социально-экономической системы более высокого порядка.

Разработке стратегических направлений развития предприятий малого и среднего бизнеса большое внимание уделяют исследования зарубежных авторов, среди которых необходимо выделить Боффо Р., Паталано Р. Вийсман К. [7], а также международные консалтинговые агентства.

Согласно зарубежных исследованиям ESG стратегия в бизнесе возникла в начале 1990-х годов как концепция управления портфельными рисками. К 2021 году стандарты отчетности ESG были приняты более чем в 70 странах [5] и направлены на создание устойчивой социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.

Стратегические направления развития принципов ESG в зарубежных компаниях показана в таблице 1. Данные показывают процентное отношений организаций МСП, внедривших стратегии ESG, а также структуру стратегии ESG по основным направлениям по состоянию на 2021 год.

Таблица 1 – Мировые тренды ESG-стратегии в малом и среднем бизнесе, % [6]

Направления ESG-стратегии
Австрия
Чехия
Франция
Венгрия
Италия
Испания
Стратегия ESG
20
23
19
11
31
31
Вторичная переработка ресурсов
74
76
76
74
67
71
Улучшение условий труда
80
92
74
80
59
82
Энергосбережение (энергоэффективность) и возобновляемые источники энергии
76
57
54
59
59
65
Снижение расхода материалов
72
58
55
73
51
67
Разнообразие, инклюзивность, равные возможности
75
65
56
73
44
63
Разработка устойчивых продуктов
63
61
48
60
46
62

Как видно в таблице в среднем 26% предприятий МСП внедрили ESG стратегии, при этом 74% ESG стратегий связанные с переработкой и повторным использованием материалов (циркулярность), 64% реализовали проекты энергоэффективности, 62% эффективности материалов и 58% разработали устойчивые продукты или услуги. На уровне отдельных стран более 7 из 10 МСП инвестировали в переработку и повторное использование материалов во Франции (76%), Чехии. (76%), Австрия (74%), Венгрия (74%) . Энергоэффективность рассматривается, в частности, в Австрии (76%), инициативы по повышению эффективности использования материалов сосредоточены в Венгрии (73 %), Австрии (72 %) и Испании (67 %). 77% МСП внедрили инициативы по улучшению условий труда сотрудников, среди которых Чехия (92%), Испания (82%), Австрия (80%), Венгрия (80%). Кроме того, 63% малых и средних предприятий выступили с инициативами, направленными на поощрение разнообразия, инклюзивности и равных возможностей, причем наиболее активными в этой области были Австрия (75%) и Венгрия (73%).

Ранжирование факторов, способствующих внедрению принципов ESG в зарубежных компаниях МСП показаны на рисунке 1

Источник: составлено автором на основе [3-7]

Рисунок 1 – Факторы внедрения принципов ESG

Таким образом, на рисунке видно, что в качестве приоритетных факторов, способствующих внедрению ESG принципов выступают долгосрочные цели компании, а также требования международного законодательства.

На следующем этапе проведем оценку позиций российских предпринимательских структур в заинтересованности внедрения принципов ESG/

Так, Измайлова М.А. рассматривает вопросы внедрения в российскую практику корпоративной отчетности ESG, Коршунов А.А. акцентирует внимание на составных элементах концепции устойчивого развития. Малахова А.О. конкретизирует проблемы внедрения принципов ESG.

Рахманина А.А. ESG-трансформацию рассматривает, как вектор устойчивого развития российских компаний и сокращения их негативного воздействия на окружающую среду, по мнению автора прибыльными в будущем будут такие методы производства, которые не меняют экологическую обстановку в худшую сторону и не оказывают отрицательного влияния на человека и окружающую среду [25].

Ольберг Д. [26] придерживается мнения Рахманиной А.А., рассматривая внедрение концепции устойчивого развития с позиции повышения экологической ответственности бизнеса.

Тимофеев С.В. [27] и Кулаков М.Г. [28] делает акцент на взаимосвязи инвестиционной стратегии предприятия и повестки в области устойчивого развития.

Перская В.В. стратегию устойчивого развития рассматривает с позиции реализации критериев ответственного управления на корпоративном уровне в рамках требований ESG как фактора смягчения негативных последствий нерегулируемой экономической глобализации [29].

Систематизация факторов внедрения принципов ESG в стратегию организаций малого и среднего бизнеса представлена на рисунке 2.

Источник: составлено автором на основе [8-30]

Рисунок – Факторы внедрения принципов ESG в российских исследованиях

Как видно на рисунке авторы в большей степени в процессе внедрения принципов ESG в развитие стратегии малого и среднего бизнеса уделяют внимание повышению инвестиционной привлекательности и управлению финансовыми рисками. Управлению климатическими рисками и требованиям в области ЦУР в большинстве исследований не уделяется внимание.

Также исследование различных точек зрения позволило сделать вывод о недостаточной проработанности вопросов разработки стратегий малого и среднего бизнеса с учетом принципов ESG.

При этом результаты исследования АКС «Grant Thornton» приведённые в 2021 году в области отношения российских компаний к вопросам устойчивого развития, показало наличие заинтересованности в разработке устойчивых стратегий бизнеса. В опросе приняли участие 121 компания из России из 4652 компании из 29 стран мира. Среди всех компаний, независимо от размера, доля компаний, считающих, что финансовый успех и устойчивое развитие одинаково важны для бизнеса, составляет более 60%. Доля компаний, считающих устойчивое развитие второстепенной или совсем незначимой задачей, составляет от 4% до 10% в зависимости от размера компании [30].

Таким образом, проведенное исследование показало важность внедрения принципов ESG для предприятий малого и среднего бизнеса, однако позиции авторов расходятся относительно приоритетных факторов и направлений внедрения исследуемых принципов в стратегию предприятий МСП

Заключение

Систематизация подходов в сфере внедрения принципов ESG, а также вопросов разработки и реализации ESG стратегий, в качестве основных проблем позволила выделить:

- недостаток практических знаний для анализа деятельности по устойчивому развитию;

- отсутствие понимания важности вопросов устойчивого развития;

- отсутствие регламентирующих требований раскрытия нефинансовой отчетности.

Таким образом, актуальность внедрения ESG – стратегий в малом и среднем бизнесе повышается, особенно для компаний стремящихся работать в глобальных цепях поставок. Успех разработки и реализации исследуемых стратегий на данном этапе во многом зависит от внешних условий, создаваемых органами государственного управления, финансовыми организациями и инвесторами, средствами массовой информации и общественным мнением в сфере важности перехода на устойчивое развитие. Решение проблем в сфере снижения недостатка практических знаний для оценки устойчивого развития лежит в плоскости разработки и адаптации прикладных моделей стратегического развития с учетом принципов ESG, что вызывает необходимость проведения дальнейших исследований в области внедрения ESG в стратегию развития предприятий малого и среднего бизнеса.


Источники:

1. WTO, 2016. World Trade Report 2016. Levelling the trading field for SMEs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr16_e.htm (дата обращения: 27.04.2023).
2. Евростат. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guidelines/-/ks-gq-14-009 (дата обращения: 27.04.2023).
3. Hansjörg Herr and Zeynep m. Nettekoven (2017) The Role of Small and Medium-sized Enterprises in Development (2017). [Электронный ресурс]. URL: https://library.fes.de/pdf-files/iez/14056.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
4. Schumpeter J. A. Capitalism, Socialism, and Democracy. - New York, NY: Harper & Brothers, 1942.
5. World Economic Forum. Stakeholder Capitalism: Over 70 Companies Implement the ESG Reporting Metrics 2022. Available online. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/impact/stakeholder-capitalism-esg-reporting-metrics/ (дата обращения: 27.04.2023).
6. Fostering Sustainability In Small and Medium-sized Enterprises. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sme-enterprize.com/wp-content/uploads/2022/10/SME-EnterPRIZE_WhitePaper.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
7. Boffo R. Patalano R. ESG Investing: Practices, Progress, and Challenges; OECD: Paris, France, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www. oecd.org/finance/ESG-Investing-Practices-ProgressChallenges.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
8. Малахова А.О. Проблема реализации ESG-стратегий в современной России // Скиф. – 2022. – № 12 (76).
9. Измайлова М. А. Реализация esg-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 2.
10. Тахингов К.Х., Бисултанова А.А. ESG-принципы: объективная необходимость внедрения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-2. – c. 197-199.
11. Коршунов А.А., Шевченко Т.В. ESG - как тренд будущего. понятие и развитие // Digital. – 2022. – № 2. – c. 39-43.
12. Каницкая Л. В., Горбунова О.И. ESG-принципы формирования стратегии развития нефтегазовых компаний в период неопределенности // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие": Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 10–13 июля 2022 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ». Санкт-Петербург, 2022. – c. 84-87.
13. Нагайцев И. А. Сложности формирования ESG-стратегии // Юридические и экономические факторы устойчивого развития: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 16 августа 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.). Петрозаводск, 2022. – c. 54-59.
14. Измайлова Д.К., Камалетдинов И.И., Петрова Ж.А., Маркович Л.М. Мировые тренды ответственного подхода к ведению бизнеса: перспективы стратегии ESG в транспортной отрасли // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: Сборник научных трудов. Том Выпуск 5. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ". Москва, 2022. – c. 149-154.
15. Когденко В. Г., Винокурова Т. К. Исследование ESG-стратегии компании на основе эффекта декаплига (по данным ПАО Северсталь) // Материалы III Международного научно-практического форума по экономической безопасности "VIII ВСКЭБ": Сборник материалов Международного научно-практического форума, Москва, 26–28 апреля 2022 года. – Москва: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Москва, 2022. – c. 77-85.
16. Лебедев П. В. ESG-повестка в контексте корпоративной стратегии: вызовы и возможности // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы ХХIII Всероссийского симпозиума, Москва, 12–13 апреля 2022 года. – Москва: Центральный экономико-математический институт РАН. Москва, 2022. – c. 269-271.
17. Швачко А.А. Внедрение ESG-принципов как инструмент совершенствования стратегии компании // Приоритеты устойчивого развития экономики России на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 30 ноября 2022 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУБиК». Саратов, 2022. – c. 205-210.
18. Лисова Е.В. Региональный анализ социальной составляющей ESG-стратегии // Актуальные вопросы устойчивого развития систем управления в условиях трансформации социально-экономических процессов: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Курск, 24–25 ноября 2022 года / Под редакцией С.А. Гальченко. – Курск: Курский государственный университет. Курск, 2022. – c. 147-150.
19. Юдин И. В. ESG-факторы и их влияние на построение стратегии современной компании // Актуальные вопросы устойчивого развития систем управления в условиях трансформации социально-экономических процессов: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Курск, 24–25 ноября 2022 года / Под редакцией С.А. Гальченко. – Курск: Курский государственный университет. Курск, 2022. – c. 159-163.
20. Копьева А. С., Вицко Е.А. Российской опыт внедрения компаниями ESG - стратегий // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион". Санкт-Петербург, 2022. – c. 96-99.
21. Кочарян Э А. ESG-принципы как концепция конкурентной и эффективной стратегии развития коммерческих организаций // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион". Санкт-Петербург, 2022. – c. 108-111.
22. Науменко Е. С., Смирнова Д.А. Международный опыт реализации стратегии устойчивого развития ESG // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион". Санкт-Петербург, 2022. – c. 154-158.
23. Гыстаров Ш. Э. ESG-стратегия компании: проблемы и преимущества // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион". Санкт-Петербург, 2022. – c. 297-300.
24. Кузнецов Ю.Б. ESG-стратегия как фактор повышения инвестиционной привлекательности компании // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион". Санкт-Петербург, 2022. – c. 347-350.
25. Рахманина А. А., Шушунова Т. Н. Трансформация ESG-повестки в стратегиях развития российских компаний // Вестник российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. – 2022. – № 13-3. – c. 106-114.
26. Ольберг Д. В. ESG-стратегии на пространстве стран СНГ // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 37. – c. 211-219.
27. Тимофеев С.В. Изменения ESG-регулирования Великобритании: стратегия, цели и задачи финансового регулятора // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2022. – № 1. – c. 112–126. – doi: 10.28995/2782-2222-2022-1-112-126.
28. Кулаков М.Г. Влияние ESG-повестки (устойчивого развития) на инвестиционную стратегию предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 4(148). – c. 42-58. – doi: 10.17308/meps.2022.4/9230.
29. Перская В. В., Огрызов А.А., Зверева А.Д. Стратегии ESG и социализация деятельности компаний в современных условиях (зарубежный опыт) // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 3(48). – c. 46-55. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-46-55.
30. Исследование Grant Thornton: устойчивое развитие в компаниях малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fbk.ru/upload/docs/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20GTIL%2 (дата обращения: 27.04.2023).

Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:25:04