Стратегические инструменты разработки инновационных бизнес-моделей экономики замкнутого цикла
Райская М.В.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Райская М.В. Стратегические инструменты разработки инновационных бизнес-моделей экономики замкнутого цикла // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2421-2442. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116579.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211444
Аннотация:
Рассмотрены подходы к пониманию содержания понятия экономики замкнутого цикла как категории эколого-экономической направленности, а также классификация инновационных бизнес-моделей, используемых для реализации концепции экономики замкнутого цикла в деятельности компаний. Проведен сравнительный анализ характеристик бережливого производства и экономики замкнутого цикла. Обозначены общие принципы разработки бизнес-моделей, а также структурный оценочный каркас для разработки циклических бизнес-моделей. Обосновано применение средств стратегического анализа к принятию управленческих решений в области внедрения концепции экономики замкнутого цикла на уровне компаний. Предложено проведение анализа ряда ключевых стратегических позиций и способностей компании, наиболее актуальных для перехода на принципы экономики замкнутого цикла. Рассмотрены возможности взаимной увязки жизненного цикла продукта, поддерживающих факторов и инноваций и использования ее как аналитической основы для формирования бизнес-моделей циклической экономики. Акцентировано внимание на проблемах перехода к концепции экономики замкнутого цикла с актуализацией вариантов использования стратегий для нивелирования указанных проблем.
Ключевые слова: стратегическое управление, инновационные бизнес-модели, экономика замкнутого цикла, циркулярная экономика
JEL-классификация: Q01, Q56, O31, O33
Введение
Проблема избыточного потребления как одна из главных составляющих этико-экологического мышления и поведения становится все более очевидной, в то время как эксплуатация природных ресурсов на уровне глобальной экономики продолжает осуществляться с максимальной расточительностью. В среднем человечество ежегодно потребляет ресурсы в объеме, в 1,75 раза превышающем возможности Земли [13] (Rubel et al., 2020).
По некоторым оценкам экспертов, в ближайшие годы экономика замкнутого цикла (ЭЗЦ) сможет обеспечивать ежегодный прирост доходной части мировой экономики в более чем 1 трлн долл. Модернизация производства и реализация технологических инноваций, осуществляемые на основе перехода к ЭЗЦ, могут дать 3%-ный ежегодный прирост производительности и 7%-ный рост ВВП [31]. Ожидается также положительная динамика в сфере занятости с ростом в 0,6% в год и сокращение выбросов СО2 на 48% к 2030 г. [27]. В то же время существующие темпы развития экономики замкнутого цикла являются достаточно скромными ‒ ее вклад в мировую экономику составляет около 8,6% [13] (Rubel et al., 2020).
Такие данные служат достаточным аргументом и экономическим обоснованием в вопросах эффективности, целесообразности и выгодности реализации экономики замкнутого цикла. Очевидно, что развитие ЭЗЦ требует сочетания бизнес-моделей с инновациями в сфере технологий, а также взаимодействия заинтересованных сторон, включая представителей бизнеса и государства [2] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018). При этом не следует ограничивать спектр инноваций, используемых при реализации ЭЗЦ, только технологическими, поскольку инновации управленческого и маркетингового характера показали свою относительно низкую (по сравнению с технологическими инновациями) затратность и высокую эффективность. К тому же внедрение новых бизнес-моделей предусматривает огромный пласт навыков и инноваций именно управленческого характера.
Цель исследования заключается в выявлении актуальных стратегических подходов в области обеспечения условий для интеграции принципов экономики замкнутого цикла в деятельность компаний.
Авторская гипотеза состоит в том, что для компаний включение концепции экономики замкнутого цикла с частичным или полным переходом на ее принципы представляет собой процесс стратегического характера, который должен быть выстроен на стратегическом подходе к анализу факторов, условий и инструментов, необходимых для такого перехода.
Методологию исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Научная новизна исследования состоит в формировании набора стратегических инструментов анализа и выработки стратегий в области внедрения принципов экономики замкнутого цикла в существующие или новые бизнес-модели компаний.
Экономика замкнутого цикла, (от англ. circular economy ‒ циркулярная/цикличная/циклическая экономика) в общем случае рассматривается как модель производства и потребления, базирующаяся на возобновлении ресурсов. Ее основу составляет формула 3R: Reduce ‒ сокращение потребления и отходов, Reuse ‒ повторное использование, Recycle ‒ переработка. ЭЗЦ характеризуется: 1) использованием источников возобновляемой энергетики; 2) отсутствием накоплений отходов за счет использования моделей с закрытым производственным циклом (когда отходы остаются в рамках производственного цикла, превращаясь в новые товары); 3) увеличением срока эксплуатации продуктов за счет сервисного обслуживания, ремонта, модернизации, повторного использования.
Таким образом, экономика замкнутого цикла противопоставляется классической линейной экономике [7] (Gureva, Butko, 2019) и затрагивает одновременно как экономику, так и экологию. При этом последовательная трансформация базового принципа линейной модели «take, make, waste» (бери, делай, выбрасывай) в принцип «take, make, reuse» (бери, делай, используй повторно), присущий экономике замкнутого цикла, может помочь современному обществу достичь более высокой экоэффективности [8, 14] (Dyakov, 2021; Pakhomova, Rikhter, Vetrova, 2017), обеспечить достижение целей устойчивого развития и зеленой экономики [1, 10, 11, 25] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Kudryavtseva, Mitenkova, 2019; Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017), решение многих глобальных проблем не только экологического, но и социального характера.
Исследования концептуальных основ экономики замкнутого цикла, а также системная аналитика многочисленных определений данного понятия представлены в целом ряде работ отечественных и зарубежных авторов и источников [3–5, 15, 18, 28 и др.] (Valko, 2019; Vismet, 2020; Grebenkin, Vegner-Kozlova, 2020; Simchenko, Tsekhla, 2021; Kirchherr, Reike, Hekkert, 2017), некоторые из которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к определению категории «экономика замкнутого цикла»
Автор
|
Определение
|
Фонд Эллен Макартур [31]
|
Экономика, которая является
регенерирующей (восстановительной) с точки зрения проектирования для
достижения целей максимального сохранения ценности продуктов, деталей и
материалов
|
Гейсдорфер
М.,
Сэвидж П., Бокен Н.М.П., Хултинк Э.Дж. [25] (Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017) |
Регенеративная система, в
которой использование ресурсов и отходы, выбросы и потери энергии сводятся к
минимуму за счет изменения параметров энергетических и материальных циклов
|
Стамевска
Е.,
Димитриеска С., Станковска А. [30] (Stamevska, Dimitrieska, Stankovska, 2018) |
Концепция, в которой
ценность ресурсов максимизируется за счет обеспечения того, чтобы материалы
оставались циркулирующими в экономике до тех пор, пока это возможно
|
Несмотря на определенную дифференциацию рассмотренных трактовок категории экономики замкнутого цикла, они отражают различные аспекты одного и итого же понятия, раскрывая в совокупности весь его содержательный спектр.
Более развернутое определение, а также наиболее актуальное для целей настоящего исследования представлено в работе Батовой Н. и др. [1] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018), в которой ЭЗЦ рассматривается с позиции обеспечивающих реализацию ее принципов бизнес-моделей и необходимости реинжиниринга бизнес-процессов не только на уровне управления материальными потоками, но и на уровне всей цепочки создания стоимости (ценности).
Реализация концепции экономики замкнутого цикла на уровне отдельных компаний, как правило, осуществляется путем ее интеграции в уже действующие бизнес-модели либо в виде перехода на новые (инновационные) бизнес-модели циклической экономики.
Одной из близких по содержанию к ЭЗЦ является концепция бережливого производства, которая базируется на максимальном снижении всех видов непроизводительных затрат (потерь) через постоянное совершенствование производственных процессов, где к сферам образования потерь относятся сырье, энергия, время, трудозатраты, а к причинам их возникновения ‒ перепроизводство, брак, излишние перемещения, обработка, ожидание, запасы, неправильно организованная/осуществленная транспортировка [9, 17] (Elkina, Vildanova, 2022; Sagdeeva, Gusarova, Yarullina, Rayskaya, 2018).
В таблице 2 представлены ряд позиций концепций бережливого производства и ЭЗЦ, сравнительный анализ которых показывает, что несмотря на некоторые отличия, данные концепции характеризуются значительной общностью многих аспектов, имеют основу для эффективной интеграции и получения синергетических эффектов.
Таблица 2
Характеристики концепций бережливого производства
и экономики замкнутого цикла
Характеристика
|
Бережливое
производство |
Циклическая
экономика |
Принципы
|
1.
Создание ценности для потребителя
2. Сокращение всех видов потерь 3. Непрерывное совершенствование деятельности (кайдзен) |
1.
Возобновляемость источников ресурсов
2. Безотходность деятельности 3. Удлинение срока эксплуатации |
Снижение
потребления ресурсов
|
Всех
видов ресурсов
|
Материальных
видов ресурсов
|
Сокращение
отходов
|
Стремление
к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов
|
Стремление
к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов, продуктов
комплектующих
|
Уровень
внедрения в деятельность компании
|
Культура
корпоративного мышления
|
Отдельные
бизнес-модели
|
Фокус
внимания
|
Управление
персоналом, запросы клиентов
|
Сотрудничество
со всеми стейкхолдерами
|
Инструменты
|
TPM (всеобщий уход за
оборудованием); Точно во время; Канбан; 5S (сортировка,
рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование); ERP
(эффективное планирование и управление всеми ресурсами); TQM
(всеобщий менеджмент качества); SCM (управление цепями
поставок) и пр.
|
5
основных нновационных бизнес-моделей + их конкретные формы реализации:
переработка; извлечение энергии и компонентов; повторное/совместное
использование; виртуализация; экодизайн; проектирование продукта с длительным
сроком службы; возвратная логистика и пр.
|
В упрощенном виде бизнес-модель рассматривается как логическое схематическое описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании, способ получения прибыли от ее деятельности. Более развернутое понимание включает ценностное предложение, характеристики ключевых ресурсов и процессов, участвующих в создании ценности, формулу получения дохода. Бизнес-модель выступает в виде системного стратегического представления компании о том, как она создает ценность; взаимосвязанной интерактивной системы, позволяющей выявлять и удовлетворять потребности рынка, а также создавать ценности для всех заинтересованных сторон; новой формы управленческих инноваций, которые в настоящее время являются не менее актуальными, чем инновации технологического характера [19] (Tereshkina, 2022).
Термин «циркулярные бизнес-модели» является обобщающим для разного рода бизнес-моделей, реализующих идею снижения количества используемых ресурсов при производстве товаров; удлинения срока службы товаров за счет ремонта и восстановления; максимального извлечения выгоды из остаточной стоимости товаров, оборудования, материалов на стадии завершения жизненного цикла продуктов.
На основе предложенной экспертами компании Accenture [23] классификации принято выделять пять основных инновационных бизнес-моделей, реализуемых на принципах экономики замкнутого цикла [2, 6] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Gureva, 2019): это циркулярные поставки; восстановление ресурсов; платформы для обмена и совместного потребления; продление жизненного цикла продукта; подход «продукт как услуга». Данные модели могут использоваться как отдельные концепции ведения бизнеса, так и пересекаться или использоваться одновременно в рамках интегрированной бизнес-модели.
Бизнес-модель компании состоит не только из совокупности технологических процессов, продуктов и услуг. Она является основой обеспечения конкурентоспособности ценностного предложения компании [16]. Ценность товара, представляющая собой суть ценностного предложения, является базообразующим элементом организации используемой компанией бизнес-модели, которая, в свою очередь, может быть определена в рамках ответов на вопросы, касающиеся целевой группы потребителей данного продукта (вопрос: кто?), концепции самого продукта (что?), технологической, ресурсной и сбытовой составляющих (как?), а также временных характеристик запуска данной бизнес-модели (когда?) (рис. 1).
Рисунок 1. Общие принципы разработки бизнес-модели
Источник: [16].
Переход компании к устойчивой циклической инновационной бизнес-модели связан с изменением всей ее экосистемы и делает актуальным процесс осуществления инновационной деятельности на систематической основе, что приводит к необходимости проведения многоуровневого стратегического анализа, который должен включать изучение элементов макро- (глобальные тенденции и движущие силы), мезо- (совместное создание экосистемы и ценности) и микро- (компания, клиенты и потребители) уровней [20] (Antikainen, Valkokari, 2016).
Содержание структурной оценки, позволяющей разрабатывать бизнес-модель компании в соответствии с принципами циркулярной экономики, представлено на рисунке 2 [29].
Рисунок 2. Структурный каркас циклической бизнес-модели
Источник: [29] (Lewandowski, 2016).
Схема содержит три структурных блока, включающих 11 компонентов, каждый из которых отражает ключевые аспекты формируемой бизнес-модели с позиции включения в них различных элементов и концептов экономики замкнутого цикла.
Реализация компаниями в своей деятельности инновационных бизнес-моделей циркулярной экономики предполагает изменение стратегических позиций, ориентиров, используемых компаниями бизнес-инструментов и стратегического мышления. Изменения могут также затронуть ключевые компетенции компаний, представления о факторах конкурентоспособности в отрасли и т.д. Топ-менеджмент компаний, планирующих внедрение принципов экономики замкнутого цикла, должен сформировать понимание спектра возможных направлений и путей их интеграции в существующую деятельность, а также иметь представление об уровне развитости имеющихся способностей своей компании и потенциальных проблемных зонах с позиции оценки затратности и эффективности реализации принципов ЭЗЦ. Поэтому применение средств стратегического анализа позволяет получить необходимую аналитическую и прогнозную базу для принятия обоснованных управленческих решений.
Для начала может быть предложено к рассмотрению пять ключевых стратегических позиций, анализ которых сможет помочь топ-менеджерам сформулировать проблемы, связанные с переходом на принципы экономики замкнутого цикла и получением от него преимуществ в их собственных компаниях [23].
1. Возможности: их оценка с позиции внедрения подходов ЭЗЦ в цепочке создания стоимости и необходимые действия для реализации данных подходов в компании.
2. Ценности: определение реальной основной ценности и сути того, что компания предоставляет клиентам и как циклические бизнес-модели могут помочь компании переосмыслить содержание процесса предоставления этой ценности. Преимущественная позиция ЭЗЦ ‒ видеть в своих клиентах пользователей, а не потребителей товаров и услуг.
3. Способности: анализ перечня и необходимости внесения улучшений в операционную модель компании, а также для поддержки бизнес-модели циркулярной экономики и предложения для клиентов.
4. Технологии: оценка важности для бизнеса компании технологических – научных, инженерных и цифровых ‒ тенденций с точки зрения ЭЗЦ и их потенциала для изменения цепочки создания стоимости.
5. Сроки (время): оценка темпов инициирования и внедрения, а также уровня амбициозности подходов компании к экономике замкнутого цикла с целью создания портфолио и получения возможностей и гибкости.
Поскольку для использования циркулярного подхода в своей деятельности наряду с новыми технологиями компаниям необходимы новые способности, предлагается учитывать пять наиболее важных способностей компании и векторов необходимых изменений в них (рис. 3) [23].
Рисунок 3. Направления изменений в основных способностях компании, поддерживающих циркулярную бизнес-модель
Источник: [23].
1. Стратегия. Переход к концепции экономики замкнутого цикла требует на высшем уровне руководства компании значительных изменений в области стратегического развития и бизнес-планирования. Необходима смена ориентиров с концентрации на получении максимальной производственной мощности и прибыли от продаж к участию в непрерывном производственном цикле продуктов и услуг с целью увеличения дохода. Для этого требуется не только концентрация внимания на собственном бизнесе, но и на совместном участии в циркулярной сети поставщиков, других производителей, ритейлеров, поставщиков услуг и клиентов.
2. Инновации и разработка продукта. Инновации и разработка продуктов отличаются в экономике замкнутого цикла, поскольку акцент смещается на проектирование с расчетом на многочисленные жизненные циклы и множество пользователей при оптимизации воздействия используемых материалов на окружающую среду. Ключевыми задачами проектирования являются адаптация продуктов к созданию доходов не только на этапе продаж, но и во время использования (например, обслуживания, обновления, совместного потребления ‒ шеринга), а также снижение стоимости цепи возврата и переработки (например, модульность, отслеживаемость и стандартизация).
3. Снабжение и производство. При поиске поставщиков компаниям необходимо учитывать такие характеристики материалов, используемых в производстве, как возобновляемость или полная восстанавливаемость, их токсичность и воздействие на окружающую среду. Необходимо убедиться, что в ходе производственного процесса не возникают необоснованные потери ресурсов и что компания может значительно увеличить и поддерживать объемы поставок из обратных цепочек. Последнее часто означает переход от крупномасштабных закупок у нескольких поставщиков к закупкам из многих, разнородных и мелкомасштабных источников. Требуется также гибкость производства, чтобы материалы различного качества и происхождения можно было использовать для производства ценных продуктов, а не выбрасывать или сжигать.
4. Продажи и использование продукта. В ЭЗЦ продажи и маркетинг направлены на углубление понимания фазы использования продуктов и учет выявленных предпочтений рынков, чтобы продукты и услуги могли быть адаптированы для «циркулярного» использования.
5. Обратные цепи поставок. В конце процесса, объединяющего весь цикл, находятся цепочки обратной логистики и возврата или утилизации и сбора. Ключевыми задачами здесь будут сокращение затрат на логистику и утилизацию отходов, удержание клиентов с помощью выгодных программ возврата и соблюдение требований законодательства, а ключевой способностью является контроль качества и определение оптимальной цепочки возврата и переработки.
В качестве стратегического инструмента в попытке облегчить процесс перехода компаний на принципы ЭЗЦ специалистами консалтинговой компании BCG [13] (Rubel et al., 2020) была разработана методология CIRCelligence, позволяющая проводить анализ полного цикла создания стоимости продукта, начиная с исходного сырья и до окончания срока его службы, с точки зрения поиска возможностей включения экологичных подходов в бизнес компании и ее экосистему. В рамках методологии предусмотрено три вида действий по включению в общую стратегию элементов экономики замкнутого цикла.
1. Обеспечение прозрачности: осуществляется за счет формулирования количественных и качественных выводов в части достижения того или иного уровня ЭЗЦ на всем протяжении цепочки создания стоимости на основе использования специального калькулятора.
2. Разработка дорожной карты: разрабатываются возможные сценарии выполнения необходимых мероприятий и определяется целевой уровень ЭЗЦ, который компания сможет достичь за определенный период времени, на основе чего формируется перечень практических рекомендаций в области выбора инструментов достижения заданного целевого уровня и внедрения ЭЗЦ на всех уровнях компании.
3. Реализация ключевых инициатив: с целью мониторинга прогресса в достижении заданных целевых уровней ЭЗЦ формируются ключевые показатели эффективности, что обеспечивает своевременность поступления информации и осуществление в случае необходимости корректирующих воздействий.
Для понимания параметров реализации бизнес-моделей ЭЗЦ на рисунке 4 представлена аналитическая схема, отражающая сферы применения принципов циклической экономики в контексте этапов жизненного цикла продукта, факторы, способствующие внедрению принципов экономики замкнутого цикла в бизнес-модели компании, а также инновации, сопутствующие данному процессу и рассматриваемые как средство реализации одной или нескольких циклических целей экономически целесообразным способом. Рассмотрение применения концепции к различным фазам жизненного цикла продуктов дает определенные представления о роли инноваций в бизнес-моделях в отношении технических, социальных и системных факторов [22].
Рисунок 4. Аналитическая основа для бизнес-моделей циклической
экономики
Источник: составлено автором по [22].
На этапе производства сырья циклические бизнес-модели могут показаться сложными для использования, поскольку основные бизнес-модели данного сектора управляются стимулами, противоречащими концепции циклической экономики. Тем не менее цели сокращения отходов производства, использования переработанных материалов или полного прекращения использования определенных видов материалов могут быть интегрированы в реализуемую бизнес-модель.
Дизайн (проектирование) продукта является ключевым фактором для реализации всех циклических целей, поскольку он определяет их потенциал в области сокращения, повторного использования, восстановления или переработки материалов. Реализация циклического проектирования в решающей степени зависит от технологических решений по воплощению циклических принципов на практике, от инноваций в бизнес-модели для согласования бизнес-стимулов с затратами и преимуществами практики циклического проектирования, а также от социальных инноваций для приведения намерений, лежащих в основе дизайна продукта, в соответствие с фактическим способом его использования.
На этапе использования именно поведение пользователей играет ключевую роль в определении того, как управлять продуктами на данном этапе и в конце использования. Следовательно, инновации в бизнес-моделях и социальные инновации являются ключевыми для повышения цикличности на этапе использования.
Фаза окончания срока службы имеет решающее значение для обеспечения возможности повторного использования и восстановления. Необходимы соответствующие стимулы для обеспечения эффективного возврата продуктов, которые могут быть использованы повторно или из которых можно извлечь детали. Это может быть обеспечено с помощью политических мер, и компании также могут предоставлять экономические стимулы, предлагая скидки на новые товары при возврате старых. Эффективная логистика возврата ‒ это сложная задача, часто требующая сотрудничества розничных продавцов, а также сохранения ценности товаров при их транспортировке и обработке для повторного использования или восстановления.
Реализация циклических целей зачастую оказывается несовместимой с существующей бизнес-моделью компании, поэтому требуется внедрение инноваций для реализации циклической бизнес-модели. Специалисты выделяют четыре типа инноваций в реализации циклической бизнес-модели [26] (Geissdoerfer, Vladimirova, Evans, 2018):
1) стартапы: создается новая организация с циклической бизнес-моделью;
2) трансформация бизнес-модели: текущая бизнес-модель изменяется, приводя к формированию циклической бизнес-модели;
3) диверсификация бизнес-модели: без существенных изменений в существующих бизнес-моделях организации создается дополнительная циклическая бизнес-модель;
4) приобретение циклической бизнес-модели: определяется, приобретается и интегрируется в организацию дополнительная циклическая бизнес-модель.
Инновации в циклической бизнес-модели не следует рассматривать независимо от связанных с ними технологических и социальных инноваций [22]. Технологические инновации подразумевают новые технологические изобретения, основанные на новых процессах и результатах и реализуемые на рынке. Социальные инновации рассматриваются в контексте появления и принятия новых решений и процессов, отвечающих социальным целям, одновременно изменяющих поведение, приводя, таким образом, к новым или улучшенным возможностям и отношениям, а также к лучшему использованию активов и ресурсов. Социальные инновации также приводят к разработке новых социальных норм, направленных на лучшее удовлетворение потребностей и решение проблем, чем существующие стратегии, приводя в итоге к социальным изменениям.
Переход к экономике замкнутого цикла требует не только использования бизнес-, технологических и социальных инноваций, но и сотрудничества и стратегий в масштабах всего общества со стороны правительств, компаний и граждан, реализуемых в политическом, поведенческом и образовательном контекстах.
Политика в широком смысле определяется как действия, принятые или предлагаемые законодательными и исполнительными органами, которые способствуют реализации циклических процессов через такие инструменты, как законодательные меры, нормативные акты и требования к информации; поддержка исследований и инноваций; механизмы экономического стимулирования; добровольные инструменты и руководящие принципы.
Поведенческие идеи признаются и используются как важная часть разработки и внедрения экономики замкнутого цикла во всех областях и на различных уровнях. Разнообразие личностных детерминант, таких как культура, возраст, пол, уровень образования, работа и доход, а также неоднородность индивидуальных характеристик, таких как установки, ценности и убеждения, ‒ приводят к разнообразию поведения на практике, которое влияет и находится под влиянием систем производства и потребления. Выбор, сделанный миллионами потребителей, может способствовать или препятствовать переходу к экономике замкнутого цикла. С другой стороны, поведение потребителя может меняться под воздействием внешних факторов, связанных, например, с образовательными процессами. Поэтому аспекты образования и факторы, способствующие изменению поведения, следует рассматривать совместно и как взаимодополняющие.
Следует отметить, что представленная выше модель, по сути, является аналитическим базисом, определяющим условия и характер реализации инноваций в циклической бизнес-модели, позволяющим обозначить спектр действий, которые различные участники должны предпринять для эффективного внедрения циклической бизнес-модели, а также необходимые взаимодействия между ними.
В свою очередь, существует ряд проблемных зон, препятствующих реализации бизнес-моделей экономики замкнутого цикла, среди которых могут быть выделены следующие [24] (Ditlev-Simonsen, 2022):
1. Разработка продуктов без учета цикличности, поскольку они слишком сложны и содержат слишком много элементов, чтобы быть частью экономики замкнутого цикла.
2. Отсутствие доступа к бывшим в употреблении продуктам. Для повторного использования или ремонта изделий необходим минимальный уровень их объема и доступа к нему.
3. Отсутствие экономически эффективного способа ремонта или переработки бывшего в употреблении продукта. Это может быть связано со слишком высокой стоимостью демонтажа и отсутствием доступа к комплектующим использованного продукта.
4. Снижение стоимости отремонтированных или восстановленных продуктов в глазах клиентов. Качество восстановленной или вновь произведенной продукции воспринимается как более низкое качество по сравнению с новой продукцией [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).
Для преодоления указанных проблемных зон и барьеров компании могут реализовывать циклические бизнес-модели, основанные на комбинации следующих трех основных стратегий.
1. Сохранение права собственности на продукт (Retain product ownership, RPO) ‒ продукт не продается, а сдается в аренду потребителю, оставаясь в собственности производителя. Данная стратегия, прежде всего, представляет интерес для компаний, предлагающих сложные продукты с большой встроенной ценностью. Однако она может использоваться применительно к более простым продуктам, имеющим небольшую внутреннюю ценность (например, с точки зрения используемого сырья), но когда они достаточно дороги и редко требуются.
2. Продление срока службы изделия (Product life extension, PLE). Компании, применяющие эту стратегию, сосредотачиваются на повышении долговечности своих продуктов, которая, в свою очередь, является ключевым конкурентным преимуществом и служит основанием для премиальных цен.
3. Проектирование с учетом рециклинга (Design for recycling, DFR). Компании, применяющие данную стратегию, проектируют свои продукты и производственные процессы таким образом, чтобы максимально применить использованные материалы в новых продуктах [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).
Определение того, какая комбинация из трех указанных стратегий принесет наибольшую пользу компании, во многом связано с решением проблемы возврата (и транспортировки) компанией использованного продукта и возможностями восстановления его ценности. Для решения данной задачи предлагается использовать матричный подход, представляющий стратегические варианты создания циклических бизнес-моделей (рис. 5).
Рисунок 5. Циркулярная стратегическая матрица [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021)
Матрица состоит из четырех квадрантов, характеристика которых по используемым стратегиям зависит от сочетания двух параметров: простоты/сложности процесса обработки и извлечения компанией выгоды и простоты/сложности доступа компании к продукту.
1. В квадрант «простой процесс ‒ простой доступ» попадают продукты (многие сырьевые товары) с отлаженной инфраструктурой переработки, являющиеся примером применения стратегии DFR в том или ином виде. Высококачественные продукты с легким доступом и переработкой являются идеальными для циклического подхода, поскольку в данном случае не требуется значительного изменения бизнес-модели и усилий по упрощению извлечения материалов. Сюда относятся продукты, ценность которых определяется не тем, из чего они сделаны или для чего используются, а их брендом. Этот подход сочетает в себе стратегии PLE с DFR.
2. Квадрант «простой процесс ‒ сложный доступ» включает продукты, процесс использования которых делает затруднительной их вторичную переработку. Здесь может быть использована стратегия DFR с акцентом на инфраструктуре восстановления. Чем выше встроенная стоимость продукта, тем чаще встречаются комбинации PLE и RPO, поскольку RPO облегчает процесс доступа к деталям, подлежащим восстановлению.
3. В квадранте «сложный процесс ‒ сложный доступ» располагаются продукты с таким уровнем износа, который не предусматривает простого ремонта и повторного использования, что исключает продление срока службы продукта, особенно если продукт имеет относительно небольшую ценность. Для предотвращения потери заложенной в продукте ценности производитель может использовать стратегию сочетания DFR и RPO. Для компаний в этом секторе циклический подход может иметь низкую ценность даже при использовании дорогих продуктов, содержащих много ценных ингредиентов, когда затруднено извлечение компонентов или материалов из-за сложности конструкции и демонтажа продукта, его труднодоступности. В таких случаях обеспечение выгоды может быть осуществлено за счет использования стратегии PLE.
4. К квадранту «сложный процесс ‒ простой доступ» могут быть отнесены продукты с невысокой добавленной стоимостью, например, ковры, матрасы и спортивная обувь. Такие продукты сложно восстанавливать, и извлечение материалов из них является сложной задачей. В данной ситуации циклический подход будет заключаться в разработке продукта с возможностью вторичной переработки. Когда продукты имеют относительно низкую стоимость, у компаний может возникнуть потребность в сотрудничестве с другими компаниями для обеспечения циклического подхода (т.е. предпочтительной является стратегия «DFR+сотрудничество»). Для продуктов с высокой встроенной ценностью может быть использована стратегия DFR.
Несмотря на существующие и потенциальные трудности организации процесса перехода компаний на принципы ЭЗЦ, согласно данным опроса высшего руководства компаний, проведенного компанией BCG [13] (Rubel et al., 2020), 53% руководителей придерживаются мнения, что деятельность, осуществляемая в рамках циклической экономики, обеспечивает повышение рентабельности их компаний, в частности благодаря преимуществам, связанным с увеличением темпов прироста валовых показателей, укреплению связей с потребителями, повышению внутренней эффективности и снижению рисков.
Заключение
Концепция экономики замкнутого цикла является одним из самых новых направлений современного экономического развития, хотя и не приобрела еще статус мейнстрима. Ее научный базис составляет целый спектр школ экологической направленности, она противопоставляется превалирующей в настоящее время линейной модели развития и тесно взаимосвязана с концепциями устойчивого развития и зеленой экономики, являясь комплементарной по отношению к ним. Содержание концепции экономики замкнутого цикла базируется на принципах сокращения всех видов отходов, повторного использования и переработки продуктов, снижения потребления ресурсов с максимальным переводом их на возобновляемые источники, максимального продления жизненного цикла товаров.
На уровне бизнеса реализация концепции ЭЗЦ предусматривает переход компаний на инновационные бизнес-модели, лежащие в плоскости циркулярных поставок, восстановления ресурсов, платформ для совместного использования и обмена, продления жизненного цикла продукции, формулы «продукт как услуга». Рассмотренные подходы и инструменты стратегического анализа призваны обеспечить необходимую аналитическую основу для принятия обоснованных управленческих решений в части перехода компаний на принципы ЭЗЦ через их интеграцию в существующие бизнес-модели и формирование новых не только с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ, но и соответствия меняющимся экологическим и потребительским стандартам, более высокому уровню социальной и экологической ответственности.
Внедряя принципы циркулярной экономики, компании могут получить реальное конкурентное преимущество за счет инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов и ценность для клиентов, а также создания изменений на стыке стратегии, технологий и операций компании, что особенно актуально в условиях дефицита ресурсов и растущих ожиданий потребителей в отношении более качественных и экологичных продуктов. Разрабатывая проактивную стратегию, основанную на четком понимании мотивации отказа от линейной модели и подкрепленную бизнес-моделями, технологиями и возможностями, критически важными для успеха, компании могут создавать новую (более высокую) ценность и получать новые ‒ циркулярные ‒ преимущества.
Источники:
2. Батова Н., Сачек П., Точицкая И. Циркулярная экономика в действии: формы организации и лучшие практики. Центр экономических исследований БЕРОК (BEROC). 05.11.2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.beroc.org/upload/iblock/3d9/3d98c07554862d28d762267394841c20.pdf (дата обращения: 27.06.2022).
3. Валько Д.В. Циркулярная экономика: понятийный аппарат и диффузия концепции в отечественных исследованиях // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 42-49. – doi: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-42-49.
4. Висмет Х. Системные преобразования для бизнеса в контексте перехода к экономике замкнутого цикла // Форсайт. – 2020. – № 4. – c. 47-60.
5. Гребенкин А.В., Вегнер-Козлова Е.О. Теоретические и прикладные аспекты концепции циркулярной экономики // Журнал экономической теории. – 2020. – № 2. – c. 399-411. – doi: 10.31063/2073–6517/2020.17-2.13.
6. Гурьева М.А. Циркулярная экономика как инновационная модель развития социально-экономического пространства // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1295-1316. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41236.
7. Гурьева М.А., Бутко В.В. Практика реализации модели циркулярной экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2367-2384. – doi: 10.18334/eo.9.4.40991.
8. Дьяков М.Ю. Модель циркулярной экономики как перспективное направление перехода к региональной эколого-экономической сбалансированности // Управление. – 2021. – № 4. – c. 75-87. – doi: 10.26425/2309-3633-2021-9-4-75-87.
9. Елкина Л.Г., Вильданова Л.В. Функциональный и процессный подходы в бережливом управлении твердыми коммунальными отходами // Известия УГГУ. – 2022. – № 1 (65). – c. 162-167. – doi: 10.21440/2307-2091-2022-1-161-167.
10. К экономике замкнутого цикла – инновационная политика в интересах устойчивого производства и потребления: записки секретариата. Европейская экономическая комиссия; Комитет по инновационной деятельности, конкурентоспособности и государственно-частным партнерствам. 12-я сессия. Женева, 26–28 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ceci/documents/2018/CICPPP/Official_documents/ECE_CECI_2018_3.r_advance_copy.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
11. Кудрявцева О.В., Митенкова Е.Н. Циркулярная экономика как инструмент устойчивого развития России // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 3. – c. 115-126.
12. Мочалова Л.А. Циркулярная экономика в контексте реализации концепции устойчивого развития // Journal of New Economy. – 2020. – № 4. – c. 5-27. – doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-1.
13. Rubel H. et al. CIRCelligence by BCG – It´s Time to Close Our Future Resource Loops. Bcg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/de-de/circelligence-by-bcg-close-future-loops (дата обращения: 07.07.2022).
14. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2017. – № 2. – c. 244-268.
15. ПНСТ 452.1-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Применение принципов экономики замкнутого цикла в организациях. Часть 1. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 64-пнст). М.: СтандартИнформ, 2020.
16. ПНСТ 452.3-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Применение принципов экономики замкнутого цикла в организациях. Часть 3. Руководство по применению на малых и средних предприятиях (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 66-пнст). М.: СтандартИнформ, 2020.
17. Сагдеева А.А, Гусарова И.А., Яруллина Г.Х., Райская М.В. Бережливое производство как современная инновационная концепция эффективного управления предприятиями энергетической отрасли. / монография. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 100 c.
18. Симченко Н.А., Цехла С.В. Теория циркулярных экономических систем: концептуальный дискурс // Теоретическая экономика. – 2021. – № 2. – c. 66-72.
19. Терешкина Н.Е. Бизнес-модели инноваций в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 179-194. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114100.
20. Antikainen M., Valkokari K. A Framework for Sustainable Circular Business Model Innovation // Technology Innovation Management Review. – 2016. – № 6(7). – p. 5-12.
21. Atasu A., Dumas C., Wassenhove L.N.V. The Circular Business Model // Harvard Business Review. – 2021.
22. Business Models in a Circular Economy / Eionet Report – ETC/WMGE. 28.01.2021. [Электронный ресурс]. URL: 2.1.2.4. ETC Eionet Report Circular Business Models_final_edited for website.pdf (дата обращения: 08.07.2022).
23. Circular Advantage: Innovative Business Models and Technologies to Create Value in a World without Limits to Growth. - Accenture, 2014.
24. Ditlev-Simonsen C.D. A Guide to Sustainable Corporate Responsibility. From Theory to Action. , 2022.
25. Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N.M.P., Hultink E.J. The Circular Economy – A New Sustainability Paradigm? // Journal of Cleaner Production. – 2017. – № 143. – p. 757-768. – doi: 10.1016/j.jclepro.2016.12.048.
26. Geissdoerfer M., Vladimirova D., Evans S. Sustainable business model innovation: a review // Journal of Cleaner Production. – 2018. – № 198. – p. 401-416. – doi: 10.1016/j.jclepro.2018.06.240.
27. Growth within: A Circular Economy Vision for a Competitive Europe / McKinsey and the Ellen MacArthur Foundation. 01.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://emf.thirdlight.com/link/8izw1qhml4ga-404tsz/@/preview/1?o (дата обращения: 15.07.2022).
28. Kirchherr J., Reike D., Hekkert M. Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions // Resources, Conservation and Recycling. – 2017. – № 127. – p. 221-232.
29. Lewandowski M. Designing the Business Models for Circular Economy – Towards the Conceptual Framework // Sustainability. – 2016. – № 8(1). – doi: 10.3390/su8010043.
30. Stamevska E., Dimitrieska S., Stankovska A. Circular Economy – a Challenge for Development-oriented Companies // Entrepreneurship. – 2018. – p. 93-100.
31. Towards a Circular Economy: Business Rationale for an Accelerated Transition / Ellen MacArthur Foundation. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/TCE_Ellen-MacArthur-Foundation_9-Dec-2015.pdf (дата обращения: 25.07.2022).
Страница обновлена: 29.07.2024 в 08:33:40