Стратегические инструменты разработки инновационных бизнес-моделей экономики замкнутого цикла

Райская М.В.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Райская М.В. Стратегические инструменты разработки инновационных бизнес-моделей экономики замкнутого цикла // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2421-2442. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116579.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211444

Аннотация:
Рассмотрены подходы к пониманию содержания понятия экономики замкнутого цикла как категории эколого-экономической направленности, а также классификация инновационных бизнес-моделей, используемых для реализации концепции экономики замкнутого цикла в деятельности компаний. Проведен сравнительный анализ характеристик бережливого производства и экономики замкнутого цикла. Обозначены общие принципы разработки бизнес-моделей, а также структурный оценочный каркас для разработки циклических бизнес-моделей. Обосновано применение средств стратегического анализа к принятию управленческих решений в области внедрения концепции экономики замкнутого цикла на уровне компаний. Предложено проведение анализа ряда ключевых стратегических позиций и способностей компании, наиболее актуальных для перехода на принципы экономики замкнутого цикла. Рассмотрены возможности взаимной увязки жизненного цикла продукта, поддерживающих факторов и инноваций и использования ее как аналитической основы для формирования бизнес-моделей циклической экономики. Акцентировано внимание на проблемах перехода к концепции экономики замкнутого цикла с актуализацией вариантов использования стратегий для нивелирования указанных проблем.

Ключевые слова: стратегическое управление, инновационные бизнес-модели, экономика замкнутого цикла, циркулярная экономика

JEL-классификация: Q01, Q56, O31, O33



Введение

Проблема избыточного потребления как одна из главных составляющих этико-экологического мышления и поведения становится все более очевидной, в то время как эксплуатация природных ресурсов на уровне глобальной экономики продолжает осуществляться с максимальной расточительностью. В среднем человечество ежегодно потребляет ресурсы в объеме, в 1,75 раза превышающем возможности Земли [13] (Rubel et al., 2020).

По некоторым оценкам экспертов, в ближайшие годы экономика замкнутого цикла (ЭЗЦ) сможет обеспечивать ежегодный прирост доходной части мировой экономики в более чем 1 трлн долл. Модернизация производства и реализация технологических инноваций, осуществляемые на основе перехода к ЭЗЦ, могут дать 3%-ный ежегодный прирост производительности и 7%-ный рост ВВП [31]. Ожидается также положительная динамика в сфере занятости с ростом в 0,6% в год и сокращение выбросов СО2 на 48% к 2030 г. [27]. В то же время существующие темпы развития экономики замкнутого цикла являются достаточно скромными ‒ ее вклад в мировую экономику составляет около 8,6% [13] (Rubel et al., 2020).

Такие данные служат достаточным аргументом и экономическим обоснованием в вопросах эффективности, целесообразности и выгодности реализации экономики замкнутого цикла. Очевидно, что развитие ЭЗЦ требует сочетания бизнес-моделей с инновациями в сфере технологий, а также взаимодействия заинтересованных сторон, включая представителей бизнеса и государства [2] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018). При этом не следует ограничивать спектр инноваций, используемых при реализации ЭЗЦ, только технологическими, поскольку инновации управленческого и маркетингового характера показали свою относительно низкую (по сравнению с технологическими инновациями) затратность и высокую эффективность. К тому же внедрение новых бизнес-моделей предусматривает огромный пласт навыков и инноваций именно управленческого характера.

Цель исследования заключается в выявлении актуальных стратегических подходов в области обеспечения условий для интеграции принципов экономики замкнутого цикла в деятельность компаний.

Авторская гипотеза состоит в том, что для компаний включение концепции экономики замкнутого цикла с частичным или полным переходом на ее принципы представляет собой процесс стратегического характера, который должен быть выстроен на стратегическом подходе к анализу факторов, условий и инструментов, необходимых для такого перехода.

Методологию исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Научная новизна исследования состоит в формировании набора стратегических инструментов анализа и выработки стратегий в области внедрения принципов экономики замкнутого цикла в существующие или новые бизнес-модели компаний.

Экономика замкнутого цикла, (от англ. circular economy ‒ циркулярная/цикличная/циклическая экономика) в общем случае рассматривается как модель производства и потребления, базирующаяся на возобновлении ресурсов. Ее основу составляет формула 3R: Reduce ‒ сокращение потребления и отходов, Reuse ‒ повторное использование, Recycle ‒ переработка. ЭЗЦ характеризуется: 1) использованием источников возобновляемой энергетики; 2) отсутствием накоплений отходов за счет использования моделей с закрытым производственным циклом (когда отходы остаются в рамках производственного цикла, превращаясь в новые товары); 3) увеличением срока эксплуатации продуктов за счет сервисного обслуживания, ремонта, модернизации, повторного использования.

Таким образом, экономика замкнутого цикла противопоставляется классической линейной экономике [7] (Gureva, Butko, 2019) и затрагивает одновременно как экономику, так и экологию. При этом последовательная трансформация базового принципа линейной модели «take, make, waste» (бери, делай, выбрасывай) в принцип «take, make, reuse» (бери, делай, используй повторно), присущий экономике замкнутого цикла, может помочь современному обществу достичь более высокой экоэффективности [8, 14] (Dyakov, 2021; Pakhomova, Rikhter, Vetrova, 2017), обеспечить достижение целей устойчивого развития и зеленой экономики [1, 10, 11, 25] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Kudryavtseva, Mitenkova, 2019; Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017), решение многих глобальных проблем не только экологического, но и социального характера.

Исследования концептуальных основ экономики замкнутого цикла, а также системная аналитика многочисленных определений данного понятия представлены в целом ряде работ отечественных и зарубежных авторов и источников [3–5, 15, 18, 28 и др.] (Valko, 2019; Vismet, 2020; Grebenkin, Vegner-Kozlova, 2020; Simchenko, Tsekhla, 2021; Kirchherr, Reike, Hekkert, 2017), некоторые из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению категории «экономика замкнутого цикла»

Автор
Определение
Фонд Эллен Макартур [31]
Экономика, которая является регенерирующей (восстановительной) с точки зрения проектирования для достижения целей максимального сохранения ценности продуктов, деталей и материалов
Гейсдорфер М.,
Сэвидж П.,
Бокен Н.М.П.,
Хултинк Э.Дж. [25] (Geissdoerfer, Savaget, Bocken, Hultink, 2017)
Регенеративная система, в которой использование ресурсов и отходы, выбросы и потери энергии сводятся к минимуму за счет изменения параметров энергетических и материальных циклов
Стамевска Е.,
Димитриеска С., Станковска А. [30] (Stamevska, Dimitrieska, Stankovska, 2018)
Концепция, в которой ценность ресурсов максимизируется за счет обеспечения того, чтобы материалы оставались циркулирующими в экономике до тех пор, пока это возможно
Источник: составлено автором.

Несмотря на определенную дифференциацию рассмотренных трактовок категории экономики замкнутого цикла, они отражают различные аспекты одного и итого же понятия, раскрывая в совокупности весь его содержательный спектр.

Более развернутое определение, а также наиболее актуальное для целей настоящего исследования представлено в работе Батовой Н. и др. [1] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018), в которой ЭЗЦ рассматривается с позиции обеспечивающих реализацию ее принципов бизнес-моделей и необходимости реинжиниринга бизнес-процессов не только на уровне управления материальными потоками, но и на уровне всей цепочки создания стоимости (ценности).

Реализация концепции экономики замкнутого цикла на уровне отдельных компаний, как правило, осуществляется путем ее интеграции в уже действующие бизнес-модели либо в виде перехода на новые (инновационные) бизнес-модели циклической экономики.

Одной из близких по содержанию к ЭЗЦ является концепция бережливого производства, которая базируется на максимальном снижении всех видов непроизводительных затрат (потерь) через постоянное совершенствование производственных процессов, где к сферам образования потерь относятся сырье, энергия, время, трудозатраты, а к причинам их возникновения ‒ перепроизводство, брак, излишние перемещения, обработка, ожидание, запасы, неправильно организованная/осуществленная транспортировка [9, 17] (Elkina, Vildanova, 2022; Sagdeeva, Gusarova, Yarullina, Rayskaya, 2018).

В таблице 2 представлены ряд позиций концепций бережливого производства и ЭЗЦ, сравнительный анализ которых показывает, что несмотря на некоторые отличия, данные концепции характеризуются значительной общностью многих аспектов, имеют основу для эффективной интеграции и получения синергетических эффектов.

Таблица 2

Характеристики концепций бережливого производства

и экономики замкнутого цикла

Характеристика
Бережливое
производство
Циклическая
экономика
Принципы
1. Создание ценности для потребителя
2. Сокращение всех видов потерь
3. Непрерывное совершенствование деятельности (кайдзен)
1. Возобновляемость источников ресурсов
2. Безотходность деятельности
3. Удлинение срока эксплуатации
Снижение потребления ресурсов
Всех видов ресурсов
Материальных видов ресурсов
Сокращение отходов
Стремление к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов
Стремление к «нулевым» отходам; переработка и вторичное использование материалов, продуктов комплектующих
Уровень внедрения в деятельность компании
Культура корпоративного мышления
Отдельные бизнес-модели
Фокус внимания
Управление персоналом, запросы клиентов
Сотрудничество со всеми стейкхолдерами
Инструменты
TPM (всеобщий уход за оборудованием); Точно во время; Канбан; 5S (сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование); ERP (эффективное планирование и управление всеми ресурсами); TQM (всеобщий менеджмент качества); SCM (управление цепями поставок) и пр.
5 основных нновационных бизнес-моделей + их конкретные формы реализации: переработка; извлечение энергии и компонентов; повторное/совместное использование; виртуализация; экодизайн; проектирование продукта с длительным сроком службы; возвратная логистика и пр.
Источник: составлено автором.

В упрощенном виде бизнес-модель рассматривается как логическое схематическое описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании, способ получения прибыли от ее деятельности. Более развернутое понимание включает ценностное предложение, характеристики ключевых ресурсов и процессов, участвующих в создании ценности, формулу получения дохода. Бизнес-модель выступает в виде системного стратегического представления компании о том, как она создает ценность; взаимосвязанной интерактивной системы, позволяющей выявлять и удовлетворять потребности рынка, а также создавать ценности для всех заинтересованных сторон; новой формы управленческих инноваций, которые в настоящее время являются не менее актуальными, чем инновации технологического характера [19] (Tereshkina, 2022).

Термин «циркулярные бизнес-модели» является обобщающим для разного рода бизнес-моделей, реализующих идею снижения количества используемых ресурсов при производстве товаров; удлинения срока службы товаров за счет ремонта и восстановления; максимального извлечения выгоды из остаточной стоимости товаров, оборудования, материалов на стадии завершения жизненного цикла продуктов.

На основе предложенной экспертами компании Accenture [23] классификации принято выделять пять основных инновационных бизнес-моделей, реализуемых на принципах экономики замкнутого цикла [2, 6] (Batova, Sachek, Tochitskaya, 2018; Gureva, 2019): это циркулярные поставки; восстановление ресурсов; платформы для обмена и совместного потребления; продление жизненного цикла продукта; подход «продукт как услуга». Данные модели могут использоваться как отдельные концепции ведения бизнеса, так и пересекаться или использоваться одновременно в рамках интегрированной бизнес-модели.

Бизнес-модель компании состоит не только из совокупности технологических процессов, продуктов и услуг. Она является основой обеспечения конкурентоспособности ценностного предложения компании [16]. Ценность товара, представляющая собой суть ценностного предложения, является базообразующим элементом организации используемой компанией бизнес-модели, которая, в свою очередь, может быть определена в рамках ответов на вопросы, касающиеся целевой группы потребителей данного продукта (вопрос: кто?), концепции самого продукта (что?), технологической, ресурсной и сбытовой составляющих (как?), а также временных характеристик запуска данной бизнес-модели (когда?) (рис. 1).

Рисунок 1. Общие принципы разработки бизнес-модели

Источник: [16].

Переход компании к устойчивой циклической инновационной бизнес-модели связан с изменением всей ее экосистемы и делает актуальным процесс осуществления инновационной деятельности на систематической основе, что приводит к необходимости проведения многоуровневого стратегического анализа, который должен включать изучение элементов макро- (глобальные тенденции и движущие силы), мезо- (совместное создание экосистемы и ценности) и микро- (компания, клиенты и потребители) уровней [20] (Antikainen, Valkokari, 2016).

Содержание структурной оценки, позволяющей разрабатывать бизнес-модель компании в соответствии с принципами циркулярной экономики, представлено на рисунке 2 [29].

Рисунок 2. Структурный каркас циклической бизнес-модели

Источник: [29] (Lewandowski, 2016).

Схема содержит три структурных блока, включающих 11 компонентов, каждый из которых отражает ключевые аспекты формируемой бизнес-модели с позиции включения в них различных элементов и концептов экономики замкнутого цикла.

Реализация компаниями в своей деятельности инновационных бизнес-моделей циркулярной экономики предполагает изменение стратегических позиций, ориентиров, используемых компаниями бизнес-инструментов и стратегического мышления. Изменения могут также затронуть ключевые компетенции компаний, представления о факторах конкурентоспособности в отрасли и т.д. Топ-менеджмент компаний, планирующих внедрение принципов экономики замкнутого цикла, должен сформировать понимание спектра возможных направлений и путей их интеграции в существующую деятельность, а также иметь представление об уровне развитости имеющихся способностей своей компании и потенциальных проблемных зонах с позиции оценки затратности и эффективности реализации принципов ЭЗЦ. Поэтому применение средств стратегического анализа позволяет получить необходимую аналитическую и прогнозную базу для принятия обоснованных управленческих решений.

Для начала может быть предложено к рассмотрению пять ключевых стратегических позиций, анализ которых сможет помочь топ-менеджерам сформулировать проблемы, связанные с переходом на принципы экономики замкнутого цикла и получением от него преимуществ в их собственных компаниях [23].

1. Возможности: их оценка с позиции внедрения подходов ЭЗЦ в цепочке создания стоимости и необходимые действия для реализации данных подходов в компании.

2. Ценности: определение реальной основной ценности и сути того, что компания предоставляет клиентам и как циклические бизнес-модели могут помочь компании переосмыслить содержание процесса предоставления этой ценности. Преимущественная позиция ЭЗЦ ‒ видеть в своих клиентах пользователей, а не потребителей товаров и услуг.

3. Способности: анализ перечня и необходимости внесения улучшений в операционную модель компании, а также для поддержки бизнес-модели циркулярной экономики и предложения для клиентов.

4. Технологии: оценка важности для бизнеса компании технологических – научных, инженерных и цифровых ‒ тенденций с точки зрения ЭЗЦ и их потенциала для изменения цепочки создания стоимости.

5. Сроки (время): оценка темпов инициирования и внедрения, а также уровня амбициозности подходов компании к экономике замкнутого цикла с целью создания портфолио и получения возможностей и гибкости.

Поскольку для использования циркулярного подхода в своей деятельности наряду с новыми технологиями компаниям необходимы новые способности, предлагается учитывать пять наиболее важных способностей компании и векторов необходимых изменений в них (рис. 3) [23].

Рисунок 3. Направления изменений в основных способностях компании, поддерживающих циркулярную бизнес-модель

Источник: [23].

1. Стратегия. Переход к концепции экономики замкнутого цикла требует на высшем уровне руководства компании значительных изменений в области стратегического развития и бизнес-планирования. Необходима смена ориентиров с концентрации на получении максимальной производственной мощности и прибыли от продаж к участию в непрерывном производственном цикле продуктов и услуг с целью увеличения дохода. Для этого требуется не только концентрация внимания на собственном бизнесе, но и на совместном участии в циркулярной сети поставщиков, других производителей, ритейлеров, поставщиков услуг и клиентов.

2. Инновации и разработка продукта. Инновации и разработка продуктов отличаются в экономике замкнутого цикла, поскольку акцент смещается на проектирование с расчетом на многочисленные жизненные циклы и множество пользователей при оптимизации воздействия используемых материалов на окружающую среду. Ключевыми задачами проектирования являются адаптация продуктов к созданию доходов не только на этапе продаж, но и во время использования (например, обслуживания, обновления, совместного потребления ‒ шеринга), а также снижение стоимости цепи возврата и переработки (например, модульность, отслеживаемость и стандартизация).

3. Снабжение и производство. При поиске поставщиков компаниям необходимо учитывать такие характеристики материалов, используемых в производстве, как возобновляемость или полная восстанавливаемость, их токсичность и воздействие на окружающую среду. Необходимо убедиться, что в ходе производственного процесса не возникают необоснованные потери ресурсов и что компания может значительно увеличить и поддерживать объемы поставок из обратных цепочек. Последнее часто означает переход от крупномасштабных закупок у нескольких поставщиков к закупкам из многих, разнородных и мелкомасштабных источников. Требуется также гибкость производства, чтобы материалы различного качества и происхождения можно было использовать для производства ценных продуктов, а не выбрасывать или сжигать.

4. Продажи и использование продукта. В ЭЗЦ продажи и маркетинг направлены на углубление понимания фазы использования продуктов и учет выявленных предпочтений рынков, чтобы продукты и услуги могли быть адаптированы для «циркулярного» использования.

5. Обратные цепи поставок. В конце процесса, объединяющего весь цикл, находятся цепочки обратной логистики и возврата или утилизации и сбора. Ключевыми задачами здесь будут сокращение затрат на логистику и утилизацию отходов, удержание клиентов с помощью выгодных программ возврата и соблюдение требований законодательства, а ключевой способностью является контроль качества и определение оптимальной цепочки возврата и переработки.

В качестве стратегического инструмента в попытке облегчить процесс перехода компаний на принципы ЭЗЦ специалистами консалтинговой компании BCG [13] (Rubel et al., 2020) была разработана методология CIRCelligence, позволяющая проводить анализ полного цикла создания стоимости продукта, начиная с исходного сырья и до окончания срока его службы, с точки зрения поиска возможностей включения экологичных подходов в бизнес компании и ее экосистему. В рамках методологии предусмотрено три вида действий по включению в общую стратегию элементов экономики замкнутого цикла.

1. Обеспечение прозрачности: осуществляется за счет формулирования количественных и качественных выводов в части достижения того или иного уровня ЭЗЦ на всем протяжении цепочки создания стоимости на основе использования специального калькулятора.

2. Разработка дорожной карты: разрабатываются возможные сценарии выполнения необходимых мероприятий и определяется целевой уровень ЭЗЦ, который компания сможет достичь за определенный период времени, на основе чего формируется перечень практических рекомендаций в области выбора инструментов достижения заданного целевого уровня и внедрения ЭЗЦ на всех уровнях компании.

3. Реализация ключевых инициатив: с целью мониторинга прогресса в достижении заданных целевых уровней ЭЗЦ формируются ключевые показатели эффективности, что обеспечивает своевременность поступления информации и осуществление в случае необходимости корректирующих воздействий.

Для понимания параметров реализации бизнес-моделей ЭЗЦ на рисунке 4 представлена аналитическая схема, отражающая сферы применения принципов циклической экономики в контексте этапов жизненного цикла продукта, факторы, способствующие внедрению принципов экономики замкнутого цикла в бизнес-модели компании, а также инновации, сопутствующие данному процессу и рассматриваемые как средство реализации одной или нескольких циклических целей экономически целесообразным способом. Рассмотрение применения концепции к различным фазам жизненного цикла продуктов дает определенные представления о роли инноваций в бизнес-моделях в отношении технических, социальных и системных факторов [22].

Рисунок 4. Аналитическая основа для бизнес-моделей циклической

экономики

Источник: составлено автором по [22].

На этапе производства сырья циклические бизнес-модели могут показаться сложными для использования, поскольку основные бизнес-модели данного сектора управляются стимулами, противоречащими концепции циклической экономики. Тем не менее цели сокращения отходов производства, использования переработанных материалов или полного прекращения использования определенных видов материалов могут быть интегрированы в реализуемую бизнес-модель.

Дизайн (проектирование) продукта является ключевым фактором для реализации всех циклических целей, поскольку он определяет их потенциал в области сокращения, повторного использования, восстановления или переработки материалов. Реализация циклического проектирования в решающей степени зависит от технологических решений по воплощению циклических принципов на практике, от инноваций в бизнес-модели для согласования бизнес-стимулов с затратами и преимуществами практики циклического проектирования, а также от социальных инноваций для приведения намерений, лежащих в основе дизайна продукта, в соответствие с фактическим способом его использования.

На этапе использования именно поведение пользователей играет ключевую роль в определении того, как управлять продуктами на данном этапе и в конце использования. Следовательно, инновации в бизнес-моделях и социальные инновации являются ключевыми для повышения цикличности на этапе использования.

Фаза окончания срока службы имеет решающее значение для обеспечения возможности повторного использования и восстановления. Необходимы соответствующие стимулы для обеспечения эффективного возврата продуктов, которые могут быть использованы повторно или из которых можно извлечь детали. Это может быть обеспечено с помощью политических мер, и компании также могут предоставлять экономические стимулы, предлагая скидки на новые товары при возврате старых. Эффективная логистика возврата ‒ это сложная задача, часто требующая сотрудничества розничных продавцов, а также сохранения ценности товаров при их транспортировке и обработке для повторного использования или восстановления.

Реализация циклических целей зачастую оказывается несовместимой с существующей бизнес-моделью компании, поэтому требуется внедрение инноваций для реализации циклической бизнес-модели. Специалисты выделяют четыре типа инноваций в реализации циклической бизнес-модели [26] (Geissdoerfer, Vladimirova, Evans, 2018):

1) стартапы: создается новая организация с циклической бизнес-моделью;

2) трансформация бизнес-модели: текущая бизнес-модель изменяется, приводя к формированию циклической бизнес-модели;

3) диверсификация бизнес-модели: без существенных изменений в существующих бизнес-моделях организации создается дополнительная циклическая бизнес-модель;

4) приобретение циклической бизнес-модели: определяется, приобретается и интегрируется в организацию дополнительная циклическая бизнес-модель.

Инновации в циклической бизнес-модели не следует рассматривать независимо от связанных с ними технологических и социальных инноваций [22]. Технологические инновации подразумевают новые технологические изобретения, основанные на новых процессах и результатах и реализуемые на рынке. Социальные инновации рассматриваются в контексте появления и принятия новых решений и процессов, отвечающих социальным целям, одновременно изменяющих поведение, приводя, таким образом, к новым или улучшенным возможностям и отношениям, а также к лучшему использованию активов и ресурсов. Социальные инновации также приводят к разработке новых социальных норм, направленных на лучшее удовлетворение потребностей и решение проблем, чем существующие стратегии, приводя в итоге к социальным изменениям.

Переход к экономике замкнутого цикла требует не только использования бизнес-, технологических и социальных инноваций, но и сотрудничества и стратегий в масштабах всего общества со стороны правительств, компаний и граждан, реализуемых в политическом, поведенческом и образовательном контекстах.

Политика в широком смысле определяется как действия, принятые или предлагаемые законодательными и исполнительными органами, которые способствуют реализации циклических процессов через такие инструменты, как законодательные меры, нормативные акты и требования к информации; поддержка исследований и инноваций; механизмы экономического стимулирования; добровольные инструменты и руководящие принципы.

Поведенческие идеи признаются и используются как важная часть разработки и внедрения экономики замкнутого цикла во всех областях и на различных уровнях. Разнообразие личностных детерминант, таких как культура, возраст, пол, уровень образования, работа и доход, а также неоднородность индивидуальных характеристик, таких как установки, ценности и убеждения, ‒ приводят к разнообразию поведения на практике, которое влияет и находится под влиянием систем производства и потребления. Выбор, сделанный миллионами потребителей, может способствовать или препятствовать переходу к экономике замкнутого цикла. С другой стороны, поведение потребителя может меняться под воздействием внешних факторов, связанных, например, с образовательными процессами. Поэтому аспекты образования и факторы, способствующие изменению поведения, следует рассматривать совместно и как взаимодополняющие.

Следует отметить, что представленная выше модель, по сути, является аналитическим базисом, определяющим условия и характер реализации инноваций в циклической бизнес-модели, позволяющим обозначить спектр действий, которые различные участники должны предпринять для эффективного внедрения циклической бизнес-модели, а также необходимые взаимодействия между ними.

В свою очередь, существует ряд проблемных зон, препятствующих реализации бизнес-моделей экономики замкнутого цикла, среди которых могут быть выделены следующие [24] (Ditlev-Simonsen, 2022):

1. Разработка продуктов без учета цикличности, поскольку они слишком сложны и содержат слишком много элементов, чтобы быть частью экономики замкнутого цикла.

2. Отсутствие доступа к бывшим в употреблении продуктам. Для повторного использования или ремонта изделий необходим минимальный уровень их объема и доступа к нему.

3. Отсутствие экономически эффективного способа ремонта или переработки бывшего в употреблении продукта. Это может быть связано со слишком высокой стоимостью демонтажа и отсутствием доступа к комплектующим использованного продукта.

4. Снижение стоимости отремонтированных или восстановленных продуктов в глазах клиентов. Качество восстановленной или вновь произведенной продукции воспринимается как более низкое качество по сравнению с новой продукцией [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).

Для преодоления указанных проблемных зон и барьеров компании могут реализовывать циклические бизнес-модели, основанные на комбинации следующих трех основных стратегий.

1. Сохранение права собственности на продукт (Retain product ownership, RPO) ‒ продукт не продается, а сдается в аренду потребителю, оставаясь в собственности производителя. Данная стратегия, прежде всего, представляет интерес для компаний, предлагающих сложные продукты с большой встроенной ценностью. Однако она может использоваться применительно к более простым продуктам, имеющим небольшую внутреннюю ценность (например, с точки зрения используемого сырья), но когда они достаточно дороги и редко требуются.

2. Продление срока службы изделия (Product life extension, PLE). Компании, применяющие эту стратегию, сосредотачиваются на повышении долговечности своих продуктов, которая, в свою очередь, является ключевым конкурентным преимуществом и служит основанием для премиальных цен.

3. Проектирование с учетом рециклинга (Design for recycling, DFR). Компании, применяющие данную стратегию, проектируют свои продукты и производственные процессы таким образом, чтобы максимально применить использованные материалы в новых продуктах [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021).

Определение того, какая комбинация из трех указанных стратегий принесет наибольшую пользу компании, во многом связано с решением проблемы возврата (и транспортировки) компанией использованного продукта и возможностями восстановления его ценности. Для решения данной задачи предлагается использовать матричный подход, представляющий стратегические варианты создания циклических бизнес-моделей (рис. 5).

Рисунок 5. Циркулярная стратегическая матрица [21] (Atasu, Dumas, Wassenhove, 2021)

Матрица состоит из четырех квадрантов, характеристика которых по используемым стратегиям зависит от сочетания двух параметров: простоты/сложности процесса обработки и извлечения компанией выгоды и простоты/сложности доступа компании к продукту.

1. В квадрант «простой процесс ‒ простой доступ» попадают продукты (многие сырьевые товары) с отлаженной инфраструктурой переработки, являющиеся примером применения стратегии DFR в том или ином виде. Высококачественные продукты с легким доступом и переработкой являются идеальными для циклического подхода, поскольку в данном случае не требуется значительного изменения бизнес-модели и усилий по упрощению извлечения материалов. Сюда относятся продукты, ценность которых определяется не тем, из чего они сделаны или для чего используются, а их брендом. Этот подход сочетает в себе стратегии PLE с DFR.

2. Квадрант «простой процесс ‒ сложный доступ» включает продукты, процесс использования которых делает затруднительной их вторичную переработку. Здесь может быть использована стратегия DFR с акцентом на инфраструктуре восстановления. Чем выше встроенная стоимость продукта, тем чаще встречаются комбинации PLE и RPO, поскольку RPO облегчает процесс доступа к деталям, подлежащим восстановлению.

3. В квадранте «сложный процесс ‒ сложный доступ» располагаются продукты с таким уровнем износа, который не предусматривает простого ремонта и повторного использования, что исключает продление срока службы продукта, особенно если продукт имеет относительно небольшую ценность. Для предотвращения потери заложенной в продукте ценности производитель может использовать стратегию сочетания DFR и RPO. Для компаний в этом секторе циклический подход может иметь низкую ценность даже при использовании дорогих продуктов, содержащих много ценных ингредиентов, когда затруднено извлечение компонентов или материалов из-за сложности конструкции и демонтажа продукта, его труднодоступности. В таких случаях обеспечение выгоды может быть осуществлено за счет использования стратегии PLE.

4. К квадранту «сложный процесс ‒ простой доступ» могут быть отнесены продукты с невысокой добавленной стоимостью, например, ковры, матрасы и спортивная обувь. Такие продукты сложно восстанавливать, и извлечение материалов из них является сложной задачей. В данной ситуации циклический подход будет заключаться в разработке продукта с возможностью вторичной переработки. Когда продукты имеют относительно низкую стоимость, у компаний может возникнуть потребность в сотрудничестве с другими компаниями для обеспечения циклического подхода (т.е. предпочтительной является стратегия «DFR+сотрудничество»). Для продуктов с высокой встроенной ценностью может быть использована стратегия DFR.

Несмотря на существующие и потенциальные трудности организации процесса перехода компаний на принципы ЭЗЦ, согласно данным опроса высшего руководства компаний, проведенного компанией BCG [13] (Rubel et al., 2020), 53% руководителей придерживаются мнения, что деятельность, осуществляемая в рамках циклической экономики, обеспечивает повышение рентабельности их компаний, в частности благодаря преимуществам, связанным с увеличением темпов прироста валовых показателей, укреплению связей с потребителями, повышению внутренней эффективности и снижению рисков.

Заключение

Концепция экономики замкнутого цикла является одним из самых новых направлений современного экономического развития, хотя и не приобрела еще статус мейнстрима. Ее научный базис составляет целый спектр школ экологической направленности, она противопоставляется превалирующей в настоящее время линейной модели развития и тесно взаимосвязана с концепциями устойчивого развития и зеленой экономики, являясь комплементарной по отношению к ним. Содержание концепции экономики замкнутого цикла базируется на принципах сокращения всех видов отходов, повторного использования и переработки продуктов, снижения потребления ресурсов с максимальным переводом их на возобновляемые источники, максимального продления жизненного цикла товаров.

На уровне бизнеса реализация концепции ЭЗЦ предусматривает переход компаний на инновационные бизнес-модели, лежащие в плоскости циркулярных поставок, восстановления ресурсов, платформ для совместного использования и обмена, продления жизненного цикла продукции, формулы «продукт как услуга». Рассмотренные подходы и инструменты стратегического анализа призваны обеспечить необходимую аналитическую основу для принятия обоснованных управленческих решений в части перехода компаний на принципы ЭЗЦ через их интеграцию в существующие бизнес-модели и формирование новых не только с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ, но и соответствия меняющимся экологическим и потребительским стандартам, более высокому уровню социальной и экологической ответственности.

Внедряя принципы циркулярной экономики, компании могут получить реальное конкурентное преимущество за счет инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов и ценность для клиентов, а также создания изменений на стыке стратегии, технологий и операций компании, что особенно актуально в условиях дефицита ресурсов и растущих ожиданий потребителей в отношении более качественных и экологичных продуктов. Разрабатывая проактивную стратегию, основанную на четком понимании мотивации отказа от линейной модели и подкрепленную бизнес-моделями, технологиями и возможностями, критически важными для успеха, компании могут создавать новую (более высокую) ценность и получать новые ‒ циркулярные ‒ преимущества.


Источники:

1. Батова Н., Сачек П., Точицкая И. На пути к зеленому росту: окно возможностей циркулярной экономики. Центр экономических исследований БЕРОК (BEROC). 06.06.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://beroc.org/ upload/iblock/ae1/ae1bcb7979cd00ca76cd3e9fc72a (дата обращения: 25.06.2022).
2. Батова Н., Сачек П., Точицкая И. Циркулярная экономика в действии: формы организации и лучшие практики. Центр экономических исследований БЕРОК (BEROC). 05.11.2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.beroc.org/upload/iblock/3d9/3d98c07554862d28d762267394841c20.pdf (дата обращения: 27.06.2022).
3. Валько Д.В. Циркулярная экономика: понятийный аппарат и диффузия концепции в отечественных исследованиях // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 42-49. – doi: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-42-49.
4. Висмет Х. Системные преобразования для бизнеса в контексте перехода к экономике замкнутого цикла // Форсайт. – 2020. – № 4. – c. 47-60.
5. Гребенкин А.В., Вегнер-Козлова Е.О. Теоретические и прикладные аспекты концепции циркулярной экономики // Журнал экономической теории. – 2020. – № 2. – c. 399-411. – doi: 10.31063/2073–6517/2020.17-2.13.
6. Гурьева М.А. Циркулярная экономика как инновационная модель развития социально-экономического пространства // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1295-1316. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41236.
7. Гурьева М.А., Бутко В.В. Практика реализации модели циркулярной экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2367-2384. – doi: 10.18334/eo.9.4.40991.
8. Дьяков М.Ю. Модель циркулярной экономики как перспективное направление перехода к региональной эколого-экономической сбалансированности // Управление. – 2021. – № 4. – c. 75-87. – doi: 10.26425/2309-3633-2021-9-4-75-87.
9. Елкина Л.Г., Вильданова Л.В. Функциональный и процессный подходы в бережливом управлении твердыми коммунальными отходами // Известия УГГУ. – 2022. – № 1 (65). – c. 162-167. – doi: 10.21440/2307-2091-2022-1-161-167.
10. К экономике замкнутого цикла – инновационная политика в интересах устойчивого производства и потребления: записки секретариата. Европейская экономическая комиссия; Комитет по инновационной деятельности, конкурентоспособности и государственно-частным партнерствам. 12-я сессия. Женева, 26–28 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ceci/documents/2018/CICPPP/Official_documents/ECE_CECI_2018_3.r_advance_copy.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
11. Кудрявцева О.В., Митенкова Е.Н. Циркулярная экономика как инструмент устойчивого развития России // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 3. – c. 115-126.
12. Мочалова Л.А. Циркулярная экономика в контексте реализации концепции устойчивого развития // Journal of New Economy. – 2020. – № 4. – c. 5-27. – doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-1.
13. Rubel H. et al. CIRCelligence by BCG – It´s Time to Close Our Future Resource Loops. Bcg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/de-de/circelligence-by-bcg-close-future-loops (дата обращения: 07.07.2022).
14. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2017. – № 2. – c. 244-268.
15. ПНСТ 452.1-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Применение принципов экономики замкнутого цикла в организациях. Часть 1. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 64-пнст). М.: СтандартИнформ, 2020.
16. ПНСТ 452.3-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Применение принципов экономики замкнутого цикла в организациях. Часть 3. Руководство по применению на малых и средних предприятиях (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 66-пнст). М.: СтандартИнформ, 2020.
17. Сагдеева А.А, Гусарова И.А., Яруллина Г.Х., Райская М.В. Бережливое производство как современная инновационная концепция эффективного управления предприятиями энергетической отрасли. / монография. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 100 c.
18. Симченко Н.А., Цехла С.В. Теория циркулярных экономических систем: концептуальный дискурс // Теоретическая экономика. – 2021. – № 2. – c. 66-72.
19. Терешкина Н.Е. Бизнес-модели инноваций в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 179-194. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114100.
20. Antikainen M., Valkokari K. A Framework for Sustainable Circular Business Model Innovation // Technology Innovation Management Review. – 2016. – № 6(7). – p. 5-12.
21. Atasu A., Dumas C., Wassenhove L.N.V. The Circular Business Model // Harvard Business Review. – 2021.
22. Business Models in a Circular Economy / Eionet Report – ETC/WMGE. 28.01.2021. [Электронный ресурс]. URL: 2.1.2.4. ETC Eionet Report Circular Business Models_final_edited for website.pdf (дата обращения: 08.07.2022).
23. Circular Advantage: Innovative Business Models and Technologies to Create Value in a World without Limits to Growth. - Accenture, 2014.
24. Ditlev-Simonsen C.D. A Guide to Sustainable Corporate Responsibility. From Theory to Action. , 2022.
25. Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N.M.P., Hultink E.J. The Circular Economy – A New Sustainability Paradigm? // Journal of Cleaner Production. – 2017. – № 143. – p. 757-768. – doi: 10.1016/j.jclepro.2016.12.048.
26. Geissdoerfer M., Vladimirova D., Evans S. Sustainable business model innovation: a review // Journal of Cleaner Production. – 2018. – № 198. – p. 401-416. – doi: 10.1016/j.jclepro.2018.06.240.
27. Growth within: A Circular Economy Vision for a Competitive Europe / McKinsey and the Ellen MacArthur Foundation. 01.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://emf.thirdlight.com/link/8izw1qhml4ga-404tsz/@/preview/1?o (дата обращения: 15.07.2022).
28. Kirchherr J., Reike D., Hekkert M. Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions // Resources, Conservation and Recycling. – 2017. – № 127. – p. 221-232.
29. Lewandowski M. Designing the Business Models for Circular Economy – Towards the Conceptual Framework // Sustainability. – 2016. – № 8(1). – doi: 10.3390/su8010043.
30. Stamevska E., Dimitrieska S., Stankovska A. Circular Economy – a Challenge for Development-oriented Companies // Entrepreneurship. – 2018. – p. 93-100.
31. Towards a Circular Economy: Business Rationale for an Accelerated Transition / Ellen MacArthur Foundation. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/TCE_Ellen-MacArthur-Foundation_9-Dec-2015.pdf (дата обращения: 25.07.2022).

Страница обновлена: 29.07.2024 в 08:33:40