Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие

Петренко Е.С.1, Денисов И.В.1, Кошебаева Г.К.2, Королева А.А.3,4
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Карагандинский государственный технический университет, Казахстан, Караганда
3 Карагандинский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда
4 Южно-Уральский государственный университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2019)

Цитировать:
Петренко Е.С., Денисов И.В., Кошебаева Г.К., Королева А.А. Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 12. – С. 2327-2336. – doi: 10.18334/ce.13.12.41358.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42441856
Цитирований: 23 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен анализ направлений развития концепции «бизнес-моделей», позволяющих исследовать значимые вопросы в таких перспективных областях, как стратегическое управление, менеджмент предпринимательской деятельности, управление технологиями и инновациями, устойчивое развитие. В каждой сфере рассматривается, как описывалось формирование процессов добавленной стоимости до широкого распространения «бизнес-моделирования» и как применение этой концепции помогает определить будущие направления деятельности. В области стратегического управления появление бизнес-модели позволило показать, что конкурентное преимущество компании может базироваться не только на ресурсном потенциале, но и на других разнообразных видах деятельности, а значит, определяться как предложением, так и спросом. Применяя бизнес-модель в корпоративном предпринимательстве, можно показать, что новый спрос также может быть создан не только предпринимателями, но и клиентами, и другими элементами их экосистем. Особое внимание в статье также уделено применению бизнес-моделирования в управлении инновациями и устойчивом развитии. Использование бизнес-моделирования делает возможным исследовать влияние технологических инноваций на создании стоимости в рамках экосистемы производства и потребления. Кроме того, в статье отмечается важность бизнес-модели для устойчивого развития, поскольку бизнес-модель способствует интеграции социальных и экологических проблем в стратегию, деятельность компаний и обеспечивает баланс между созданием экономической, социальной и экологической ценности.

Ключевые слова: предпринимательство, стратегия, инновация, бизнес-модель, концепция «голубой океан», фиксированная стоимость

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

1. Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4.
Afuah A. Business model innovation: concepts, analysis, and cases. Routledge, 2014
3. Alvarez S.A., Jay B. Barney Discovery and creation: Alternative theories of entrepreneurial action // Strategic entrepreneurship journal. – 2007. – № 1-2. – С. 11-26.
4. Barney Jay Special theory forum the resource-based model of the firm: origins, implications, and prospects // Journal of management. – 1991. – № 1. – С. 97-98.
5. Behar Doron M., et al Absence of APOL1 risk variants protects against HIV-associated nephropathy in the Ethiopian population // American journal of nephrology. – 2011. – № 5. – С. 452-459.
Besanko D., et al. Economics of strategy. John Wiley & Sons, 2009
7. Bogers M., Allan Afuah, Bettina Bastian Users as innovators: a review, critique, and future research directions // Journal of management. – 2010. – № 4. – С. 857-875.
8. Demil Benoît, Xavier Lecocq Business model evolution: in search of dynamic consistency // Long range planning. – 2010. – С. 227-246.
9. Demil Benoît, et al. Introduction to the SEJ special issue on business models: business models within the domain of strategic entrepreneurship // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2015. – № 1. – С. 1-11.
10. Hitt Michael A., R. Duane Ireland, Ho-uk Lee Technological learning, knowledge management, firm growth and performance: an introductory essay // Journal of Engineering and Technology management. – 2000. – С. 231-246.
11. King A.A., Christopher L.Tucci Incumbent entry into new market niches: The role of experience and managerial choice in the creation of dynamic capabilities // Management science. – 2002. – № 2. – С. 171-186.
12. Massa L., Tucci C.L., Afuah A. A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 1. – С. 73-104.
Mauborgne R., Kim W.C. Blue Ocean Strategy. - Boston, Massachusetts: Harvard Business School Publishing Corporation, 2005.
McMillan I.C., McGrath R. The entrepreneurial mindset: Strategies for continuously creating opportunity in an age of uncertainty. - Boston, MA: Harvard Business School Press Books, 2000.
Moore J.F. The death of competition: leadership and strategy in the age of business ecosystems. - New York: HarperBusiness, 1996. – 297 с.
16. Nidumolu R., Coimbatore K. Prahalad, Madhavan R. Rangaswami Why sustainability is now the key driver of innovation // Harvard business review. – 2009. – № 9. – С. 56-64.
17. Priem Richard L. A consumer perspective on value creation // Academy of Management Review. – 2007. – № 1. – С. 219-235.
18. Schaltegger S., Wagner M. Sustainable entrepreneurship and sustainability innovation: categories and interactions // Business strategy and the environment. – 2011. – № 4. – С. 222-237.
Schaltegger S., Roger Burritt. Corporate sustainability. Diss. Edward Elgar, 2005
20. Shah Sonali K., Mary Tripsas The accidental entrepreneur: The emergent and collective process of user entrepreneurship // Strategic entrepreneurship journal. – 2007. – № 1-2. – С. 123-140.
21. Wirtz B. W. et al. Business models: Origin, development and future research perspectives // Long Range Planning. – 2016. – № 1. – С. 36-54.
22. Yunus Muhammad, Bertrand Moingeon, Laurence Lehmann-Ortega Building social business models: Lessons from the Grameen experience // Long range planning. – 2010. – № 2-3. – С. 308-325.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 12:19:30