Концепция «Бизнес-модель» vs концепция «Стратегия»: дуализм современных взглядов

Денисов И.В.1, Петренко Е.С.1, Кошмаганбетова Ж.Б.2, Тогайбева Л.И.2
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Карагандинский государственный технический университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41471552
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлено нашло отражение поиска сходств и различий между понятиями «бизнес-модель» и «стратегия». Приводится пример дискуссии о взаимосвязи между бизнес-моделями и стратегией, характеризующейся двумя противоположными подходами. Один из подходов заключается в том, что – бизнес-модель не более, чем новый термин, основанный на исторически сложившихся исследованиях в области стратегии и мало что добавляет к имеющимся знаниям. В статье также отражена противоположная точка зрения на взаимосвязь бизнес-модели и стратегии, суть которой – колоссальное различие между бизнес-моделью и стратегией. Бизнес-модель и стратегия в данном случае – отдельные конструкции, требующие самостоятельного изучения. Кроме того, бизнес-модель рассматривается не только в контексте противостояния двух различных мнений на определение ее сущности, но и в качестве нового представления понятия «стратегия», а также отдельного от «стратегии» научного направления.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия, стоимость, ценность, бизнес-модель

JEL-классификация: M11, M21, M29

Источники:

1. Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4.
2. Adner R., Kapoor R. Value creation in innovation ecosystems: How the structure of technological interdependence affects firm performance in new technology generations // Strategic management journal. – 2010. – № 31.3 . – С. 306-333.
3. Amit R., Zott C. Value creation in e‐business // Strategic management journal. – 2001. – № 22.6‐7. – С. 493-520.
4. Bogers M., Afuah A., Bastian B. Users as innovators: a review, critique, and future research directions // Journal of management. – 2010. – № 36.4. – С. 857-875.
Casadesus-Masanell R., Ricart J.E. Competing Through Business Models (Working Paper No. 713). IESE Business School. doi 10 (2007)
6. Casadesus-Masanell R., Ricart J.Е. From strategy to business models and onto tactics // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 195-215.
7. Cennamo C., Santalo J. Platform competition: Strategic trade‐offs in platform markets // Strategic management journal. – 2013. – № 34.11 . – С. 1331-1350.
8. Chesbrough H., Rosenbloom R.S. The role of the business model in capturing value from innovation: evidence from Xerox Corporation's technology spin‐off companies // Industrial and corporate change. – 2002. – № 11.3. – С. 529-555.
Cozzolino A., Giarratana M. Mechanisms of value creation in platforms markets: Evidences from the digitized newspaper industry // DRUID Society Conference. 2014.
10. Hamel E. Cholinergic modulation of the cortical microvascular bed // Progress in brain research. – 2004. – № 145. – С. 171-178.
11. Lepak D. P., Smith K. G., Taylor M. S. Value creation and value capture: a multilevel perspective // Academy of management review. – 2007. – № 32.1. – С. 180-194.
12. Markides C., Sosa L. Pioneering and first mover advantages: the importance of business models // Long Range Planning. – 2013. – № 46.4-5. – С. 325-334.
13. Massa L., Tucci C.L., Afuah A. A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 11.1. – С. 73-104.
14. McGrath R.G. Business models: A discovery driven approach // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 247-261.
15. Nickerson J. A., Silverman B. S., Zenger T. R. Theproblem'of creating and capturing value // Strategic Organization. – 2007. – № 5.3 . – С. 211-225.
Osterwalder A. The business model ontology a proposition in a design science approach. Diss. Université de Lausanne, Faculté des hautes études commerciales, 2004
17. Porter M. E. Industry structure and competitive strategy: Keys to profitability // Financial analysts journal. – 1980. – № 36.4. – С. 30-41.
Porter M. E. What is strategy. Published November, 1996
19. Porter M.E. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. – 2001.
20. Priem R.L. A consumer perspective on value creation // Academy of Management Review. – 2007. – № 32.1. – С. 219-235.
21. Ramírez R. Wrapping form and organizational beauty // Organization. – 1996. – № 3.2. – С. 233-242.
22. Tantalo C., Priem R. L. Value creation through stakeholder synergy // Strategic Management Journal. – 2016. – № 37.2. – С. 314-329.
23. Teece D.J. Business models, business strategy and innovation // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 172-194.
24. Wirtz B. W. et al. Business models: Origin, development and future research perspectives // Long range planning. – 2016. – № 49.1. – С. 36-54.
25. Zott C., Amit R. The business model: A theoretically anchored robust construct for strategic analysis // Strategic Organization. – 2013. – № 11.4. – С. 403-411.
26. Zott C., Amit R. The fit between product market strategy and business model: implications for firm performance // Strategic management journal. – 2008. – № 29.1 . – С. 1-26.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:00