Инновационные стратегии транснациональных корпораций в отдельных секторах мирового хозяйства

Бак Г.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать:
Бак Г.А. Инновационные стратегии транснациональных корпораций в отдельных секторах мирового хозяйства // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 7. – С. 48-52.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180186
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На основе анализа деятельности транснациональных корпораций в период зарождения и становления шестого технологического уклада выявлено особое значение инновационных стратегий корпораций в таких секторах мирового хозяйства, как фармацевтика и автомобилестроение. Большинство из этих стратегий направлены на применение улучшающих технологических инноваций и организационных нововведений, которые связаны с появлением новых рынков и оптимальных форм хозяйствования. Подчеркнута второстепенная роль прогрессивных технологических нововведений в принятии антикризисных инновационных решений крупными транснациональными компаниями, несмотря на их лидерство в создании инноваций.

Ключевые слова: инновационные стратегии, конъюнктура рынка, транснациональные корпорации, маркетинг-менеджмент, экономический уклад, технологические и организационные нововведения



Согласно статистическим данным ЮНКТАД, две трети всех мировых расходов на научные исследования и разработки приходятся на транснациональные корпорации (ТНК). Нововведения выступают основой конкурентоспособности и развития в стратегиях ТНК. Закономерно, что наиболее мощным корпорациям принадлежит главная роль в определении инновационных направлений развития отдельных отраслей и мировой экономики в целом. Особенно заметно эта роль проявляется в периоды формирования новых технологических укладов, так как благодаря сочетанию наличия результатов научно-исследовательской деятельности, финансовых ресурсов, а также производственных возможностей ТНК активно участвуют в процессе зарождения и становления технологических волн.

Опыт нуждается в стабильности Усиление взаимосвязи между внедрением нововведений и повышением результативности деятельности компаний ведет к активизации инновационных процессов. Сами по себе новации без внедрения теряют смысл и не служат гарантией коммерческого успеха для компаний в будущем. Весомый вклад в исследование различных аспектов деятельности транснациональных корпораций, в том числе с учетом инновационной составляющей, внесли многие российские и украинские ученые. В частности, В.М. Кудров рассматривает модели функционирования ведущих транснациональных корпораций «триады» (США, Японии, ЕС) и определяет основные признаки, которые обеспечили этим компаниям инновационное лидерство в мире. В своих работах он выделяет ряд задач, решение которых необходимо для достижения высоких социально-экономических результатов от создания и внедрения инноваций в России [1].

Одной из сфер научных интересов А.В. Кузнецова является проблематика развития российских транснациональных корпораций, их перспективы и ограничения роста [2]. Такие украинские ученые, как Г.О. Андрощук и Н.В. Ямчук утверждают, что структурные изменения в украинской экономике возможно осуществить за счет создания и распространения новейших технологий шестого уклада. Они изучают модели инновационного развития в США, Германии, а также считают показательным для Украины опыт России в реализации государственных программ с целью создания и распространения нанотехнологий.

Особое внимание уделяется функционированию и участию российской корпорации «Роснанотех» в процессе формирования нанотехнологической инфраструктуры, а также роли этой компании в коммерциализации инноваций [3]. В.М. Геец и Л.В. Шинкарук, изучая влияние прямых иностранных инвестиций и деятельности ТНК на экономику страны-реципиента, разделяют две модели создания транснациональных корпораций: отрицательную (привлечение филиалов иностранных ТНК) и положительную (создание собственных транснациональных корпораций). На основании своих исследований они объясняют низкий уровень технологического обновления крупных украинских компаний, отсутствием долгосрочной стратегии развития, что в первую очередь связано с постоянным перераспределением собственности на Украине в течение двух последних десятилетий [4].

Несмотря на участие российских и украинских исследователей в изучении проблематики функционирования ТНК высокая динамика изменений бизнес-среды ТНК, наблюдающаяся под влиянием становления нового мирового порядка и глобальных кризисных явлений 2008-2009 гг., которые, как считают многие, сопровождают смену технологических укладов, вызывает необходимость проведения дальнейшего анализа формирования стратегий развития крупных корпораций. В период становления нового технологического уклада неотъемлемой частью общей стратегии роста транснациональной компании является реализация инновационных стратегий, которые преимущественно основываются на внедрении технологических инноваций. Но укрепление рыночных позиций в странах со стремительными темпами роста актуализирует необходимость организационных нововведений. Наша цель состоит в определении направлений реализации инновационных стратегий ТНК в отдельных секторах мировой экономики в периоды кризисов, связанных со сменой технологических укладов, которые также включают антикризисную составляющую в проведении политики компаний.

Машины нового времени

Одной из ведущих отраслей нового технологического уклада и сферы деятельности ТНК, дальнейшее развитие которой требует применения новейших технологий и внедрения инновационных стратегий, является автомобильная промышленность. Так как автомобилестроение занимает важное место в структуре экономики многих государств и влияет на социально-экономическую стабильность, в 2009–2010 гг. правительства ряда стран оказали значительную помощь корпорациям автопрома, наиболее серьезно пострадавшим от кризиса.

Государственная поддержка была обусловлена также и тем, что в перспективе ожидается рост объемов продаж автомобилей в мире. В 2009 году, когда произошел спад на рынках в развитых странах, некоторые государства и регионы показывали положительную динамику производства и сбыта продукции в сфере автомобилестроения.

Так, в России в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом рост продаж автомобилей составил 14,5% (1,6 млн авто), в Китае – 12% (11 млн авто), в Бразилии – 14,1% (2,5 млн авто). К 2020-ому году только в Китае предполагается рост объемов продаж автомобилей до 22 млн, а к 2030-му – до 32,4 млн [5].

Страны Азии рассматриваются как наиболее перспективные рынки автомобильной промышленности. Вместе с тем уже в настоящее время объем производства в этом регионе вырос.

В 2011 г. впервые за всю историю автомобилестроения Китай стал лидером по количеству выпуска единиц продукции (17,8 млн). Другие растущие рынки – это страны Южной Америки и Восточной Европы. Показательным примером экспансии концерна Volkswagen (Германия) на восток является открытие производственного филиала в России (г. Калуга). За последние 30 лет в автомобильной промышленности наблюдался среднегодовой прирост в размере 1%. За счет роста сбыта автомобилей на новых рынках в период после кризиса этот показатель не уменьшился.

Однако для успешного функционирования ТНК автомобильной промышленности и для достижения цели – удержать и увеличить долю на рынке – компаниям необходимо решить ряд задач, которые формируются под действием определенных факторов и прямо или косвенно влияют на их деятельность. Ими могут быть новые потребности и возможности потребителей, особенно новых рынков; непредсказуемость рынка энергоносителей, в первую очередь нефти; урбанизация населения; защита окружающей среды, которая обусловлена законодательством многих государств.

Поэтому с учетом вышеуказанных факторов можно выделить три базовых направления инновационного развития мирового автопрома в посткризисный период: 1) совершенствование дизайна; 2) создание новых технических характеристик и улучшение существующих; 3) инновации, за счет которых можно достичь снижения себестоимости продукции.

В первую очередь, инновации касаются усовершенствования дизайна, электротехники и электроники, так как именно этим характеристикам уделяют особое внимание потребители мегаполисов и быстро растущих рынков азиатских стран.

Целью разработки нововведений также выступает снижение вредных выбросов в окружающую среду и повышение эффективности потребления топлива. На основании маркетинговых исследований рассчитано, что количество машин с двигателями, которые используют бензин, с каждым годом будет уменьшаться на 0,3%, а число автомобилей с применением альтернативных источников энергии возрастать на 2%. Именно такие автомобили и есть прогрессивные новации. Особые перспективы развития автомобильной промышленности связаны с производством гибридных автомобилей, ориентированных на использование обоих видов энергии. По состоянию на 30 апреля 2012 г. в мире продано 4 млн гибридных автомобилей компании Toyota. Однако, согласно расходам ТНК на научную деятельность в сфере автомобилестроения, другие крупные производители-новаторы, такие как Volkswagen (Германия), General Motors (США), Honda Motor (Япония), Daimler (Германия), не спешили так масштабно представлять на рынке автомобили, которые используют альтернативные источники энергии. Отличительной чертой корпорации Volkswagen в посткризисный период являются стратегии слияния и поглощения (Porsche, 2011), а также строительство производственных подразделений в странах со стремительными темпами роста (Россия, 2009 г.).

Важное направление инновационного развития – это сокращение расходов.

Учитывая спрос на недорогие автомобили на рынках как развивающихся, так и развитых стран, целью проведения инновационной деятельности крупнейших ТНК являются улучшающие технологические инновации, ориентированные на снижение себестоимости единицы продукции. Именно они станут основой сти компаний автомобильной промышленности в будущем. Например, корпорация Toyota одной из первых стала рассматривать перспективы развития сегмента малобюджетных автомобилей, уделяя особое внимание новым методам производства, проектирования, выполнения научно-исследовательских работ и организации продаж, что в результате повлияло на снижение цены автомобиля.

Разработки на сторону

Уменьшение расходов в автомобилестроении должно охватывать все этапы выпуска продукции, включая проведение научно-исследовательских работ и организацию продаж. На стадии проведения научных разработок автомобилестроительные корпорации все чаще создают оффшорные центры по осуществлению разработок и привлекают специализированные аутсорсинговые компании, преимущественно из развивающихся стран. Согласно расчетам, в долгосрочной перспективе 15% работ по проведению инновационной деятельности в развивающихся странах позволят снизить расходы в пределах 10–50% от общего бюджета ТНК, предусмотренного на проведение научных разработок.

Окончание в следующем номере


Страница обновлена: 29.03.2024 в 04:20:05