Развитие биоэкономики и биотехнологий в странах Евразийского экономического союза как перспективное направление научно-производственной интеграции

Герцик Ю.Г.1, Петренко Е.С.2, Притворова Т.П.3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
3 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Герцик Ю.Г., Петренко Е.С., Притворова Т.П. Развитие биоэкономики и биотехнологий в странах Евразийского экономического союза как перспективное направление научно-производственной интеграции // Экономика Центральной Азии. – 2022. – Том 6. – № 1. – С. 47-64. – doi: 10.18334/asia.6.1.114401.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225037
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются биоэкономика и биотехнологии, как одни из перспективных направлений развития научно-производственной интеграции стран Евразийского экономического союза. Актуальность исследования обусловлена поиском новых форм промышленной кооперации, которые позволят разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию как на внутренних рынках, так и на экспорт. Подчеркивается социально-значимая составляющая таких секторов биоэкономики, как биомедицина и биофармацевтика. Целью исследования является обоснование выбора биотехнологической отрасли, как одной из перспективных для научно-производственной интеграции. Научная и практическая значимость работы заключается в обзоре существующих предпосылок и перспектив развития совместных проектов в области биоэкономики и биотехнологий государств-членов Евразийского экономического союза на основе накопленного опыта и мировых тенденций.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, промышленная интеграция, биоэкономика, биотехнологии, биомедицина, биофармацевтика, технологические платформы, управление

JEL-классификация: E23, F15, I15



Введение. В 2021 году исполнилось десять лет с момента подписания в Москве президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Договора о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как следует из официальных источников, все это время идет поиск новых направлений промышленной кооперации в отраслях, которые отличаются как высокой производительностью труда, так и высокой долей интеллектуальной составляющей: биотехнологии, искусственный интеллект, роботизация и др. [1–3]. На сегодняшний день, несмотря на то, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) более шестнадцати тысяч совместных предприятий, у производимой ими промышленной продукции все еще низкий уровень конкурентоспособности и малый удельный вес валовой добавленной стоимости. Исправить ситуацию возможно посредством увеличения инвестиций в основной капитал высокотехнологичных предприятий, наращивания инвестиционно-инновационной активности в существующих и новых перспективных отраслях за счет более широкого внедрения проектного подхода при достижении стратегических целей интеграции, повышения производительности труда, создания оптимальных организационных и правовых условий работы на рынках ЕАЭС [4] (Kovalev, Myasnikovich, 2021).

Для развития общих рынков высокотехнологичной продукции и повышения ее экспортного потенциала, а также для выявления наибольшего синергетического эффекта от научно-производственной интеграции государств – членов ЕАЭС ЕЭК на постоянной основе проводит анализ национальных приоритетных видов экономической деятельности. В частности, были выделены отдельные отрасли, которым отводится приоритетное значение при формировании и реализации интеграционных проектов, включая микробиологическую, фармацевтическую, и медицинскую промышленность [5]. В декабре 2020 года Высшим Евразийским экономическим советом (далее – Совет) было принято решение «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (далее – Стратегия-2025), а уже в апреле 2021 года распоряжением Совета был утвержден «План мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [6].

Согласно «Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Союза» (ОНПС), утвержденным ранее в 2015 г., статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе определены приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества государств – членов ЕАЭС. Большую роль в развитии современных промышленных технологий играют именно биотехнологии, которые подразумевают использование достижения биологической науки и преимущественное применение возобновляемых биологических ресурсов в производстве. В частности, в области биотехнологий, медицинской и фармацевтической промышленности указаны следующие виды:

– для Республики Армения – фармацевтика и биотехнологии;

– для Республики Беларусь – медицинская, фармацевтическая и микробиологическая промышленность;

– для Российской Федерации – медицинская, фармацевтическая и микробиологическая промышленность.

Отсюда следует, что как минимум три государства – члена ЕАЭС заинтересованы в реализации совместных проектов в области биомедицины и биофармацевтики, которые являются одними из ключевых секторов биоэкономики и биотехнологий, что и обуславливает актуальность данной работы. В свою очередь, биоэкономика, основанная на биотехнологиях, позволяет сделать применение последних в производстве экономически целесообразным. Объемы рынков для биотехнологической продукции играют в этом не последнюю роль. Важно отметить, что в декабре 2020 года статус наблюдателя в ЕАЭС получил Узбекистан. Участие этого государства с 33-миллионным населением и динамично развивающейся экономикой будет способствовать реализации более масштабных проектов в рамках ЕАЭС [7] (Gertsik, 2021). Гипотезой настоящего исследования является выбор биотехнологической отрасли, к которой относятся и биомедицина, и биофармацевтика, как одной из перспективных для реализации интеграционных проектов государств – членов ЕАЭС. Соответственно, целью работы было определено обоснование такого выбора в условиях макроэкономической нестабильности, обусловленной кризисом коронавирусной инфекции. Для достижения поставленной цели были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:

– анализ предпосылок развития биоэкономики и биотехнологий в государствах – членах ЕАЭС;

– обзор существующего уровня биоэкономики и биотехнологий в странах ЕАЭС;

– сформулированы перспективы развития совместных проектов в области биотехнологий государств – членов ЕАЭС.

Решение вышеуказанных задач составило научную и практическую новизну данного исследования, а также позволило сформулировать выводы и предложения по его результатам.

Материалы и методы. Материалами для данного исследования послужили в первую очередь официальные источники информации в виде сайтов уставных органов ЕАЭС, а также национальных ресурсов государственных органов и биотехнологических предприятий в области интеграции и научно-технического развития, что позволило собрать и проанализировать имеющиеся данные об уровне развития биотехнологий в странах ЕАЭС для достижения поставленной в исследовании цели методами анализа и синтеза собранных материалов.

Предпосылки развития биоэкономики и биотехнологий в странах Евразийского экономического союза. Пандемия коронавируса COVID-19 оказала сильное негативное влияние на все сферы экономики стран ЕАЭС в 2020 году. По данным ЕЭК, за указанный год промышленное производство в целом по ЕАЭС снизилось на 2,8 %. Спад наблюдался в 4 странах Союза: в Кыргызстане (-3,6 %), России (-3,1 %), Беларуси (-1,2 %) и Казахстане (-0,6 %). Единственным государством-членом, где отмечалось наращивание объемов промышленного производства, была Армения (+0,5 % прироста) [8].

По данным статистики, которую привел в интервью агентству «Евразия. Эксперт» директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев, ситуация в промышленности в 2020 году складывалась лучше, чем в большинстве других сфер экономики [9].

В целом по ЕАЭС объем промышленного производства снизился в меньшей степени по сравнению с основными экономическими показателями (рис. 1). В январе – ноябре 2021 года отмечен рост промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в Беларуси (на 6,7 %), России (на 5,2 %), Кыргызстане (на 3,4 %), Казахстане (на 3,3 %), Армении (на 2,7 %), В январе – ноябре 2021 года на долю России приходилось 88,7 % общего объема промышленного производства ЕАЭС, Казахстана – 6,3 %, Беларуси – 4,4 %, Кыргызстана и Армении – по 0,3 % [10].

Рисунок 1. Динамика промышленного производства (* – вверху, за 11 месяцев 2021 года) и инвестиций в основной капитал (* – внизу, за 9 месяцев 2021 года) стран ЕАЭС, млрд долл США [8–10].

По мнению авторов [4] (Kovalev, Myasnikovich, 2021), постепенное снижение негативного влияния пандемии коронавирусной инфекции на экономики стран ЕАЭС стало возможным в результате слаженных усилий национальных правительств и Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Совета ЕЭК и Евразийской экономической комиссии. В 2021 г. первоочередное внимание и усилия были сосредоточены на развитии сотрудничества в таких высокотехнологичных отраслях, как космос, биотехнологии, наноиндустрия, фотоника, современная компонентная база, информационно-коммуникационные технологии, новые технологии добычи и переработки природных ресурсов, экология. Представляет интерес тот факт, что фармацевтическая промышленность оказалась единственной отраслью, по которой во всех государствах-членах зафиксировано наращивание объемов производства в 2020 году: в Армении – на 26,9 %, Беларуси – на 10,6 %, Казахстане – на 39,7 %, Кыргызстане – в 2,3 раза, России – на 21,1 % [9]. Таким образом, это является одним из подтверждений гипотезы, что такая социально значимая отрасль, как фармацевтическая промышленность, и технологически связанные с ней отрасли могут стать драйверами развития промышленного производства в рамках интеграционных проектов ЕАЭС.

Необходимо также отметить, что еще в 2015 году по результатам анализа состояния и развития биотехнологической отрасли, современных вызовов со стороны мирового рынка в секторе биотехнологической продукции правительствами стран ЕАЭС были выделены четыре основные системообразующие направления развития биотехнологий, которые полностью корреспондируются с современными мировыми тенденциями в этой отрасли (рис. 2).

Рисунок 2. Основные направления развития биотехнологий в странах ЕАЭС [5–7] (Gertsik, 2021).

При этом наиболее важной стратегической задачей для государств – членов ЕЭАС является обеспечение экономической безопасности. В ближайшие годы предполагается также проанализировать опыт внедрения принципов зеленой экономики в государствах ЕАЭС и в мире, определить целесообразность создания единого информационного портала в сфере образования и разработать предложения по совместным инициативам и кооперационным проектам в сфере здравоохранения [6]. Далее представлен краткий обзор имеющейся в открытом доступе информации о текущем состоянии и предпосылках развития биотехнологической отрасли в государствах – членах ЕАЭС на основе приведенной на официальном сайте ЕЭК информации [11], а также других источников с соответствующими ссылками.

Развитие биоэкономики и биотехнологий в Российской Федерации. В последнее десятилетие в России отмечается рост интереса государства и бизнеса к развитию и внедрению биотехнологий. В частности, в 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 1853п-П8 от 24.04.2012 г. была утверждена Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (Программа «Био 2020») [1]. Ключевой целью программы являлся выход России на лидирующие позиции в области разработки биотехнологий, создание глобального конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен был бы стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики [12].

Согласно данным компании Grand View Research, мировой рынок биотехнологий оценивался в 2020 году в 753 миллиарда долларов. По прогнозам, он перешагнет отметку в 1 триллион долларов уже по итогам 2021 года. Наибольшую долю рынка занимают на сегодняшний день биотехнологии в здравоохранении (так называемый биомедицинский сектор – 48,64 %) [13]. При этом, по данным исследовательской компании Abercade, в 2015 году российский биотехнологический рынок составлял всего 195 млрд рублей, а в 2018 году – чуть больше 250 млрд рублей (прирост более 30 %). К 2025 году аналитики «Иннопрактики» и «Аберкейда» ожидают прирост рынка до 325 млрд рублей – плюс 29 % к показателю 2018 года [14]. Рост российского биотехнологического рынка в значительной степени обусловлен быстрым развитием биомедицинского и биофармацевтического направлений. Вторым по величине сегментом российского биотехнологического рынка является сельское хозяйство, так называемые агробиотехнологии. К другим перспективным направлениям развития биотехнологий в России можно отнести промышленные и лесные биотехнологии [15] (Gertsik, Fokina, 2022).

Важным инструментом российской государственной инновационной и научно-технической политики является создание технологических платформ (ТП) на основе государственно-частного партнерства. Формирование таких ТП направлено на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения НИР и НИОКР, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития [16].

Таким образом, в целях реализации государственной политики в области развития биоэкономики были сформированы и решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям включены в Перечень технологических платформ три ТП биотехнологической направленности:

– «Медицина будущего» [17];

– «Биоиндустрия и Биоресурсы – БиоТех2030» [16];

– «Биоэнергетика» [18].

В рамках ТП формируются программы стратегических исследований, научно-технические советы по отдельным сегментам биотехнологий, а также консорциумы, состоящие из научно-исследовательских организаций и промышленных участников, для реализации комплексных проектов полного цикла. Технологические платформы представляют собой эффективную коммуникационную площадку, позволяющую ее участникам координировать свои усилия и получать необходимую поддержку через различные механизмы государственного финансирования. Например, предложения ТП учитываются при формировании тематик проведения научно-иссследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» [19].

Также необходимо отметить влияние на развитие российской отрасли биотехнологий «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г.» [2], в которой указано, что исследования, которым следует отдавать приоритет, должны в том числе обеспечивать переход к персонифицированной и прогностической медицине, противодействие новым и возвращающимся инфекциям, разработку и внедрение систем рационального и целевого применения антимикробных препаратов.

В последние годы получают развитие инновационные научно-технические центры (ИНТЦ). С 22 декабря 2020 года в России на базе ИНТЦ «Сириус» в соответствии с федеральным законом № 437-ФЗ действует одноименная федеральная территория (ФТ), представляющая собой новый тип административной единицы. Данный статус предполагает особый правовой и экономический режим, обусловленные специальными условиями по обеспечению безопасности, соблюдению норм и требований по охране окружающей среды, повышению инвестиционной привлекательности региона и реализации инновационной политики государства в целом [20].

В соответствии с законодательством федеральная территория – это территориальное образование Федерации, не относящееся ни к одному ее субъекту и подчиненное непосредственно федеральной власти, то есть носит публично-правовой характер, поэтому согласовывать свои решения власти ФТ будут только с Правительством РФ, в отличие, например, от медицинских и фармацевтических кластеров, которые работают непосредственно с профильными министерствами [21].

Развитие биоэкономики и биотехнологий в Республике Армения. Постановлением Правительства Республики Армения в 2010 г. был создан научно-производственный центр «Армбиотехнология», в структуру которого входит республиканское учреждение «Институт Биотехнологии». Этот институт является непосредственным преемником ЗАО «НИИ Биотехнологии», который являлся головной научной организацией, координирующей широкомасштабные работы, проводимые по разработке и организации производства высокоочищенных аминокислот. В настоящее время «Институт Биотехнологии» является ведущим научно- исследовательским центром Республики Армения в области биотехнологии [11, 22].

При нем основаны и действуют Биотехнологическая ассоциация Армении и Армянская микробиологическая ассоциация, последняя на правах полного членства включена в Федерацию европейских микробиологических обществ (Federation of European Microbiological Societies – FEMS).

Основными результатами работы НПЦ «Армбиотехнология», указанными на официальном сайте Национальной академии наук Республики Армения (НАН РА), являются [11, 23]:

1. Организовано производство небелковых оптически активных аминокислот и коротких пептидов.

2. Организовано производство биологических удобрений на основе свободноживущих азотфиксирующих бактерий.

3. Генно-инженерными и селекционными методами получены ряд L-аминокислот (пролин, валин, аланин, орнитин, аргинин, гистидин) и разработано более двадцати технологических регламентов производства.

4. Разработаны способы получения D-аминокислот (аланин, аспарагиновая кислота, пролин, метионин, лейцин) методами микробной деградации и ферментативного гидролиза и разработаны технологии производства ферментных препаратов для пищевой промышленности.

5. Организовано производство оздоровительных плодово-ягодных и растительных сиропов, инулина и фруктозы, а также растительных и эфирных масел медицинского и косметического назначения.

6. Организовано производство кисломолочного продукта «Наринэ», йогуртов.

7. Разработаны технологии получения новых бактериальных инсектицидных препаратов и ингибиторов роста возбудителей инфекционных заболеваний.

8. Создана Коллекция культур микроорганизмов (более 13000 штаммов).

Одним из наиболее перспективных направлений в сфере биотехнологии – пробиотиками – занимаются Институт микробиологии НАН РА, НИИ «Биотехнологии», кафедра микробиологии биологического факультета Ереванского государственного университета и Сельхозяйственная академия. Дальнейшее развитие биотехнологий будет определяться во многом государственной поддержкой сектора биотехнологий и его вовлечением в реализацию совместных международных проектов, в том числе в рамках ЕАЭС [11, 22].

Развитие биоэкономики и биотехнологий в Республике Беларусь. С 2010 в Беларуси реализовывался ряд государственных программ, направленных на развитие биотехнологий. В частности, программа «Инновационные биотехнологии на 2010–2012 годы и на период до 2015 года», в задачи которой входило в том числе:

– обеспечение населения более качественным продовольствием;

– разработка современных профилактических мер и технологий диагностики и лечения заболеваний человека и сельскохозяйственных животных;

– создание новых материалов;

– производство импортозамещающего биотехнологического оборудования.

Для решения этих задач было предусмотрено:

– создание шести новых предприятий;

– модернизация 28 действующих предприятий;

– создание 78 новых биотехнологий, которые предполагается внедрить в производство.

Особое значение среди новых производств отводилось предприятию по переработке плазмы крови и получению из нее различных препаратов (например, из плазмы можно получать отдельные белки, которые являются факторами свертываемости крови) [11].

На базе Института мясо-молочной промышленности Национальной академии наук Беларуси уже в 2012 году была открыта линия по выпуску бактериальных концентратов для предприятий молочной промышленности, селекционный центр молочного скотоводства [24].

На Витебской биофабрике ОАО «БелВитунифарм» (до 2011 г. Унитарное предприятие «Витебская Биофабрика»), пока единственном предприятии в Республике Беларусь по производству сложных лечебно-профилактических и диагностических препаратов для нужд ветеринарии, уже приступили к выпуску новейших вакцин для сельскохозяйственного животноводства. В ближайшей перспективе планируется организация производства белорусской вакцины от COVID-19 [25].

В рамках программы по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств будет проведена модернизация существующих фармацевтических заводов, в том числе республиканское унитарное предприятие «Белмедпрепараты» (РУП «Белмедпрепараты»). Речь идет о необходимости увеличения доли медицинских препаратов отечественного производства и импортозамещении на внутреннем рынке. На сегодняшний день, согласно официальному сайту предприятия, номенклатура зарегистрированной и производимой для реализации на внутреннем рынке продукции составляет порядка 350 наименований. В странах ближнего и дальнего зарубежья предприятие имеет 467 регистрационных удостоверений. Более того, в номенклатуре предприятия около 40 оригинальных лекарственных средств и 36 фармацевтических субстанций собственного производства. До 33 % выпускаемой продукции экспортируется в 26 стран дальнего и ближнего зарубежья [26].

Развитие биоэкономики и биотехнологий в Республике Казахстан. Правительством Казахстана было выделено по аналогии с мировыми тенденциями четыре приоритетных направления развития биотехнологии, как указывалось ранее на рисунке 2.

Ведущей организацией, осуществляющей деятельность в области биотехнологий в Казахстане, является Национальный центр биотехнологии. Активно развивается фармацевтическая и медицинская промышленность, в первую очередь благодаря международному сотрудничеству и кооперации в рамках ЕАЭС. Проводятся совместные исследования и внедрение новых биомедицинских технологий с научными центрами США (University of California), Франции (Centre National de la Recherche Scientifique), Японии (Nagasaki University), Южной Кореи (Korea Research Institute of Bioscience and Biotechnology), Беларуси (Институт генетики и цитологии, Институт микробиологии), России (ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», НИИ физико-химической медицины, Институт цитологии и генетики РАН, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН, ЗАО «Алтайвитамины») и др. [27].

Сотрудники Национального центра биотехнологии ведут научные исследования в различных направлениях, одним из них является разработка технологий для решения экологических проблем, в частности технологий для очистки сточных вод. Благодаря разработкам сточную воду можно избавить от неприятного запаха и привести к состоянию, соответствующему экологическим нормативам. Помимо этого, ведутся исследования по удалению из воды веществ, обладающих деструктивной активностью. Особый интерес вызывает также проводимая в стенах лаборатории работа по получению электричества из сточной воды и ила путем применения специальной питательной среды для создания электрохимической реакции [27].

Однако пока промышленный выпуск биотехнологической продукции представлен в Казахстане в виде производства отдельных видов лекарственных препаратов, спирта и молочных биопродуктов.

В настоящее время выведены на рынок республики технологии в области производства биопродуктов для фармацевтики, пищевой промышленности. Ведутся исследования и осуществляется производство биопрепаратов для нужд животноводства и птицеводства, растениеводства, в области аграрной биотехнологии, генной инженерии, искусственного осеменения, и незначительно – по трансплантации эмбрионов, производству биотоплив. Доля отечественных производителей на рынке биотехнологической продукции Казахстана составляет, по разным оценкам, 10–20 %, остальной объем закупается за рубежом. В то же время уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров для биотехнологической отрасли [11, 27].

Экономические предпосылки развития интеграционных процессов стран ЕАЭС в области биотехнологий. Все приведенные ранее данные говорят о необходимости интенсификации разработки и внедрения на территории ЕАЭС результатов совместных проектов в области биотехнологий, фармацевтики и медицинского приборостроения с целью обеспечения долгосрочного устойчивого развития здравоохранения и повышения качества жизни граждан государств – членов ЕАЭС в условиях нового экономического кризиса, обусловленного пандемией коронавирусной инфекции [28].

Беларусь, Казахстан и Россия уже имеют опыт реализации масштабных совместных проектов в области биотехнологий. Так, еще в 2010–2014 годах в рамках Евразийского экономического сообщества была реализована межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», результаты которой, по мнению экспертов, оказались востребованными и актуальными. Из совместных разработок Казахстана и Беларуси необходимо также отметить проект по созданию инфраструктуры универсального бактериального производства для получения широкой линейки препаратов, в первую очередь для агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, а также для выпуска препаратов для биомедицины. Новое производство разместится в Казахстане. Планируется, что продукция будет производиться в том числе и на основе белорусских разработок. С белорусской стороны планируется участие в проекте Института генетики и цитологии, Института микробиологии Национальной академии наук Беларуси [28].

Интенсивное развитие биотехнологий, отвечающее национальным интересам всех государств – членов ЕАЭС, признано приоритетным направлением для обеспечения экономической безопасности, которая напрямую связана с продовольственной, экологической и биологической безопасностью, гарантирует устойчивое развитие экономик стран Союза, а также сохранение экологии и биосферы в целом. Как было указано в Решении Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств от 31 мая 2013 года № 40 «Об основных направлениях координации промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [3], биотехнологии отнесены к секторам экономики, приоритетным для промышленного сотрудничества [19, 28].

Для развития интеграционных процессов в области биотехнологий, фармацевтической и медицинской промышленности на территории стран ЕАЭС необходимо также формирование единого не только экономического, но и нормативно-правового пространства, что позволило бы создать предпосылки для возникновения межгосударственных ИНТЦ или иных интегрированных структур, например инновационных и промышленных кластеров, в функции которых входило бы осуществление экспертной деятельности и оценки проектов нормативно-правовой документации в области производства и эксплуатации биомедицинских изделий и биофармпрепаратов с возможностью формирования собственных инициатив и предложений, основанных на анализе рынка, независимой сертификации медицинских изделий на соответствие международным стандартам, реализация проектной и выставочной деятельности [29] (Gertsik, 2020).

По мнению авторов статьи, существует ряд перспективных направлений деятельности государств – членов ЕАЭС для развития промышленной интеграции на примере биомедицинской и биофармацевтической промышленности [7, 29] (Gertsik, 2021; Gertsik, 2020):

– гармонизация национального и международного законодательства, в частности требований к регистрации и обращению биомедицинских изделий и биофармацевтических препаратов в государствах – членах ЕАЭС, позволит устранить необходимость согласования вопросов с различными административными структурами в каждой стране;

– снижение барьеров для локализации биотехнологического производства в соответствии с возможностями и перспективами развития предприятий промышленности и рынков государств, входящих в ЕАЭС;

– внедрение на предприятиях биомедицинской и биофармацевтической промышленности стран ЕАЭС систем менеджмента качества, надлежащей производственной практики (GMPGood Manufacturing Practice) и надлежащей лабораторной практики (CLPGood Labortory Practice), стандартов ИСО (ISOInternational Standard Organization) и МЭК (IECInternational Electrotechnical Comission).

В заключение необходимо отметить, что интерес к развитию биотехнологий на межгосударственном уровне существует уже относительно давно. Так, Евразийская технологическая платформа «ЕвразияБио» Евразийского экономического союза выдвинула инициативу создания концепции межгосударственной целевой программы ЕАЭС «Инновационные биотехнологии для развития экономики стран ЕАЭС» на 2019–2023 годы и на период до 2030 года. Об этом было объявлено в рамках круглого стола «Взгляд в будущее – технологическое сотрудничество и формирование современной инновационной промышленной инфраструктуры в рамках ЕАЭС» на международном форуме «Евразийская неделя» в октябре 2018 года. Программа будет включать четыре направления: создание и хранение генетических ресурсов, разработку и внедрение микробных биотехнологий, развитие и применение геномных технологий и генетической паспортизации организмов; усовершенствование тест-систем и диагностических препаратов для сельского хозяйства и здравоохранения [30, 31].

Заключение. По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по развитию биоэкономики и биотехнологий как перспективных направлений реализации интеграционных проектов государств – членов ЕАЭС:

1. Для дальнейшего системного развития отрасли биотехнологий в России необходимо продолжение государственной программы «Био-2020» с учетом ее опыта реализации и результатов, в первую очередь коммерциализации новых решений и продуктов, анализа мирового рынка биотехнологий и оценки дальнейших перспектив развития, интересов государства в области экономической и биологической безопасности. Несмотря на наличие в России государственных и федеральных программ в социально значимых областях, которые имеют отношение к биоэкономике, наличие специализированной программы позволило бы, во первых, продолжить уже начатые ранее исследования, если они имеют потенциал для внедрения, а во вторых, более эффективно расходовать бюджетные средства и осуществлять контроль за финансированием всех проектов в зависимости от получаемых результатов и достижения заранее разработанных критериев.

2. Полученные в рамках исследования данные позволяют говорить о том, что в Российской Федерации, как и в остальных государствах – членах ЕАЭС, отсутствует единый координирующий центр в области развития биотехнологий. На сегодняшний день не существует также профильного института развития, который специализировался бы на создании и модернизации научно-исследовательской и производственной инфраструктуры, а также венчурного и проектного финансирования в области ключевых направлений развития биотехнологий. В качестве такого координирующего центра целесообразно было бы рассмотреть варианты уже существующих интегрированных структур в форме инновационно-промышленных кластеров или технологических платформ.

3. Необходима последовательная и систематическая деятельность на уровне национальных министерств и соответствующих Департаментов ЕЭК, направленная на разработку и совершенствование нормативно-правовой базы в области внедрения и коммерциализации биотехнологий и биотехнологической продукции как на внутренних, так и на международных рынках, а также приведение в соответствие национальных законов и подзаконных актов в этой сфере международным практикам и стандартам, что позволит отечественным предприятиям более успешно конкурировать на мировом рынке. Большую поддержку в этом могло бы оказать также создание и развитие в странах ЕАЭС центров сертификации систем менеджмента качества и лабораторий мирового уровня, что особенно актуально для органической продукции, а также продукции биомедицинской и биофармацевтической промышленности.

[1] Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Правительством РФ от 24 апреля 2012 г. No 1853п8) [Электронный ресурс]. – URL: https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20120427_06. (дата обращения: 16.01.2022)

[2] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.

[3] Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств от 31 мая 2013 г. N° 40 «Об основных направлениях координации промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70392470/ (дата обращения: 23.01.2022).


Источники:

1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 21.12.2021).
2. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (утв. распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 9). Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ms_10122018 (дата обращения: 21.12.2021).
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11 декабря 2020 года «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Eurasiancommission.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-01-2021-1.aspx (дата обращения: 21.12.2021).
4. Ковалев В., Мясникович М. Практические результаты и новые горизонты евразийской интеграции. К десятилетию Евразийской экономической комиссии. Международная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2581 (дата обращения: 21.01.2022).
5. Приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества государств – членов ЕАЭС. Eurasiancommission.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/Приоритетные %20виды %20экономической %20деятельности/otrasli.aspx (дата обращения: 25.12.2021).
6. В ЕАЭС утвержден план реализации Стратегии-2025. Официальный сайт ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-utverzhden-plan-realizatsii-strategii-2025 (дата обращения: 25.12.2021).
7. Герцик Ю.Г. Перспективы развития интегрированных производственных структур медицинской и фармацевтической промышленности в рамках Евразийского экономического союза // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 2. – c. 135-152. – doi: 10.18334/asia.5.2.111939.
8. Статистика Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О промышленном производстве в ЕАЭС за январь – декабрь 2020 г. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Express_Industry/Industry_2020_12.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
9. Выступления. Николай Кушнарев: «В 2021 году ЕАЭС сделает ставку на интеграцию в сфере высоких технологий». Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/nikolaj-kushnarev-v-2021-godu-eaes-sdelaet-stavku-na-integratsiyu-v-sfere-vysokih-tehnologij (дата обращения: 03.02.2022).
10. Аналитический обзор ЕЭК от 22 января 2022 года. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза за январь – ноябрь 2021 года. Официальный сайт ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Analytics/Indicators2021_11.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
11. Рабочие материалы Департамента промышленной политики ЕЭК «Информация о результатах анализа состояния и развития биотехнологической отрасли государств – членов Евразийского экономического союза». Официальный сайт ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/Материалы в разделе Аналитика/Отраслевые обзоры/обзор биотехнологии.pdf. (дата обращения: 21.01.2022).
12. Анализ рынка биотехнологий в России в 2016-2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. Исследовательская компания BusinesStat. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/catalog/id78335 (дата обращения: 21.01.2022).
13. Исследовательская и консалтинговая компания Grand View Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/biotechnology-market (дата обращения: 21.01.2022).
14. Компания «Иннопрактика» назвала точки роста российского рынка биотехнологий. Официальный сайт исследовательской компании Abercade. [Электронный ресурс]. URL: http://www.abercade.ru/research/industrynews/18035.html (дата обращения: 21.01.2022).
15. Герцик Ю.Г., Фокина И.И. Текущее состояние и прогноз развития рынков биотехнологий на ближайшую перспективу в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. – 2022. – № 1. – c. 91-100.
16. Обзор рынка биотехнологий в России и оценка перспектив его развития. Технологическая платформа БиоТех2030. [Электронный ресурс]. URL: http://biotech2030.ru/obzor-rynka-biotehnologij-v-rossii-i-otsenka-perspektiv-ego-razvitiya (дата обращения: 21.12.2021).
17. Технологическая платформа «Медицина будущего». [Электронный ресурс]. URL: https://ssmu.ru/ru/nauka/science_school/medicina_future (дата обращения: 21.12.2021).
18. Технологическая платформа «Биоэнергетика». [Электронный ресурс]. URL: http://tp-bioenergy.ru (дата обращения: 21.12.2021).
19. Россия: тенденции и перспективы развития. / Ежегодник. Вып. 12. Ч. 1. - М.: ИНИОН РАН, 2017. – 984 c.
20. Сириус стал первой в России федеральной территорией. Официальный сайт образовательного центра «Сириус». [Электронный ресурс]. URL: https://sochisirius.ru/news/4147 (дата обращения: 08.12.2021).
21. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-rassmotrit-proekt-zakona-o-federalnoj-territorii-sirius.html (дата обращения: 08.12.2021).
22. Национальная Академия наук Армении. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sci.am/orgsview.php?id=14&langid=3 (дата обращения: 21.12.2021).
23. Официальный сайт научно-практического центра “Армбиотехнологии”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.armbiotech.am/en (дата обращения: 21.12.2021).
24. Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству. [Электронный ресурс]. URL: http://aw.belal.by/russian/science/research/research/11.htm (дата обращения: 21.12.2021).
25. Витебская биофабрика ОАО «БелВитунифарм». [Электронный ресурс]. URL: http://belvitunifarm.by/index.php/ru (дата обращения: 21.12.2021).
26. Республиканское унитарное предприятие «Белмедпрепараты». [Электронный ресурс]. URL: https://www.belmedpreparaty.com (дата обращения: 21.12.2021).
27. Республиканское государственное предприятие «Национальный центр биотехнологии» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://biocenter.kz (дата обращения: 21.12.2021).
28. Евразийская технологическая платформа «ЕвразияБио» Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: https://biorosinfo.ru/tekhnologicheskaya-platforma-evraziyabio (дата обращения: 21.12.2021).
29. Герцик Ю.Г. Перспективы развития интеграционных процессов стран ЕАЭС в области повышения эффективности и безопасности медицинских изделий // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 437-446. – doi: 10.18334/eo.10.2.110262.
30. В ЕАЭС создадут межгосударственную программу по биотехнологиям. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-10-2018-1.aspx (дата обращения: 21.12.2021).
31. Евразийские технологические платформы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/Основные %20направления %20промышленного %20сотрудничества/ETP.aspx (дата обращения: 21.12.2021).

Страница обновлена: 24.01.2023 в 08:47:01