Приоритеты цифровой трансформации фармацевтики

Гордеев В.В.1, Абрамов В.И.2
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Гордеев В.В., Абрамов В.И. Приоритеты цифровой трансформации фармацевтики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114755.

Аннотация:
Рассматриваются особенности цифровой трансформации в фармацевтике с учетом процессов цифровизациии здравоохранения в целом. Отмечается, что вследствие глобальной конкуренции и внедрения цифровых технологий происходит активный переход компаний от продуктоориентированности к клиентоцентричности. Активная цифровизация и механизмы Индустрии 4.0 позволяют планировать развитие фармацевтической отрасли на основе индивидуальности пациента, что определяет настрой всей производственной цепочки. Такая цепочка идет от «диагностики» к «производству» и «лечению», настраиваясь на конкретного пациента. Важно, чтобы новая пациенто-центричная цепочка создания ценности была эффективнее в лечении, чем существующие, иначе она будет неконкурентноспособной. Определяются основные приоритеты и тенденции в процессах современного преобразования фармацевтики, позволяющие формировать и осваивать актуальные инновации и развивать способность работать в парадигме пациенто-центричности.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая трансформация, цифровое здравоохранение, фармацевтика, инновации

JEL-классификация: I11, I15, O31



Введение

Пандемия Covid-19 привела к форсированному осваиванию новых технологий в сфере цифровизации экономики и общества во всем мире. На смену уже использовавшегося термина VUCA-мир (аббревиатуры от слов волатильный, неопределенный, сложный и неоднозначный) постковидное состояние человеческого сообщества вместе с его средой обитания в процессе изменения предлагается называть BANI-миром (от слов хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный) [1]. В новой экономической среде требуются новые подходы к управлению, основанные на активном использовании цифровых технологий, инноваций, бизнес-моделей иной философии. Мы находимся в эпицентре цифровой революции, которую определяют четыре фактора [2]: (1) неуклонное увеличение скорости, с которой генерируются новые данные; (2) распространение облачных вычислений, которые обеспечивают общедоступное хранилище данных и экспоненциально растущую вычислительную мощность; (3) мощный всплеск активности в машинном обучении и развитии искусственного интеллекта (ИИ); (4) желание людей осваивать все достижения технологической революции для совершенствования своего существования. Важным фактором и необходимым условием успешного проведения цифровой трансформации является повышение цифровой зрелости, которая отражает степень готовности предприятия к запланированным переменам. Отмечается, что для российских компаний повышение уровня цифровой зрелости представляет собой ответственную задачу, ведь на практике для использования возможностей новых цифровых технологий требуются качественно новые знания и навыки [3].

Классическая фармацевтика в наше время работает по принципу «производство» - «диагностика» - «лечение». Между производителем лекарственных средств и пациентом существует ряд важнейших фигурантов, которые влияют на то, какой продукт в итоге будет приобретен пациентом. Степень важности каждого участника существенно зависит от специфики рынка и продукта, однако в целом выделяются следующие ключевые звенья — это врачи, фармацевтические компании, государственные органы здравоохранения и конечные потребители (пациенты). Врачи играют ключевую роль в отношении товаров, которые продаются по рецепту. Они рекомендуют определенный продукт исходя из потребностей пациента, он, в свою очередь, приобретает это в аптеке. Влияние врачей сильнее в тех областях, где у аптек нет возможности заменить продукт (это можно сделать, если в рецептах используется название молекулы, а не торговой марки). Каналы распределения включают оптовиков, аптеки и онлайн-маркеты. Сама эта цепочка предполагает «производственно-ориентированный» подход, где на первом месте стоит массовый спрос и выпуск лекарств с ориентацией на «усредненного потребителя», а пациент довольствуется доступными на рынке препаратами в дозировке, определенной фармацевтической компанией и с фиксированными добавками, которые у большого процента населения могут вызывать различные аллергические реакции. Из-за этого в XXI в. к летальному исходу может приводить не столько распространенное заболевание, сколько побочная реакция на неправильно подобранный препарат [4]. Данное состояние отрасли логично с эволюционной точки зрения – оно пришло на смену традиционному аптечному производству в ходе промышленной революции и вытеснило менее эффективный «пациенто-ориентированный» подход классического аптечного производства, добавив множество преимуществ, таких как более низкая себестоимость препаратов и более высокое качество конечного продукта. Однако, преимущества классической фармацевтики, в центре которой стоял именно пациент, получающий индивидуально подобранный препарат, неоспоримы, ведь сама суть фармацевтики – помощь пациенту наиболее эффективным лекарственным воздействием.

Современные бизнес-модели и цифровые технологии на новом этапе развития способны обеспечить пациенто-ориентированный подход с низкими транзакционными издержками, однако это влечет за собой трансформацию цепочек создания ценностей. На текущем этапе как правило реализуется логика цифровой оптимизации, которая, как показывает опыт других отраслей, повышает эффективность бизнес-процессов, но в пределах 10–30%. Вместе с тем реализация стратегии цифровой трансформации может повышать эффективность значительно выше, особенно улучшать качество работы с пациентами. В условиях ограниченных временных и финансовых ресурсов, важно правильно определять приоритеты, чем и обусловлена актуальность данной работы.

Вследствие глобальной конкуренции и возможностей цифровых технологий происходит активный переход компаний от продуктоориентированности к клиентоцентричности, а с учетом социальной составляющей ̶ к человекоцентричности. Активно развивающаяся цифровизация и механизмы Индустрии 4.0 позволяют с полной ответственностью задумываться и планировать развитие фармацевтической отрасли на основе индивидуальности пациента, определяющей настрой всей производственной цепочки. Такая цепочка будет идти от «диагностики» к «производству» и «лечению», завися прежде всего от потребностей конкретного пациента. При этом важно, чтобы новая пациенто-центричная цепочка создания ценности могла в перспективе быть более эффективной, чем существующие ныне, иначе она будет неустойчивой и будет опять сползать к массовому производству. Безусловно, на текущем этапе полноценное внедрение данной идеологии невозможно технически, юридически и социально – оно требует длительной пошаговой трансформации отрасли через внедрение новых подходов к производству, дистрибуции, регулированию, врачебной деятельности, образованию, информированию населения. Для нас же сейчас важно то, что все предпосылки, необходимые для такой трансформации уже есть, и то, что она технически реальна – вопрос в ее грамотном сопровождении и правильном выстраивании экономических отношений в новой цифровой реальности. В поддержку этой позиции говорит множество уже разработанных подходов для каждого из этапов предоставления лечебного средства пациенту в новом формате – от диагностики до лечения.

Целью работы является обоснование приоритетов цифровой трансформации фармацевтической отрасли.

Научная новизна изложенных в статье материалов заключается в комплексности проводимого обзора существующих исследований в сфере оценки тенденций и перспектив цифровой трансформации фармацевтики. Основной авторской гипотезой данной работы является возможность выявления наиболее перспективных с экономической точки зрения подходов для внедрения в отраслевую практику.

Методология исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе, сравнении, логическом рассуждении, сборе фактов, путем поиска релевантных исследований в открытых источниках – как в поисковых системах общего назначения (Yandex, Google), так и в специализированных поисковых системах и базах данных (Scopus, WoS, Cyberleninka, Elibrary, scholar.google.com, PubMed).

Основная часть

В здравоохранении происходят значительные изменения в целом, так как во время пандемии ускорилось внедрение цифровых решений - телемедицины, искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения, подключенных медицинских устройств, обработки естественного языка и виртуального обучения, что уже привело к созданию системы, более устойчивой к будущим вызовам [5].

Информация - ключевой ресурс в современном мире. Каждый человек ежеминутно генерирует огромные массивы цифровых данных, обработка и использование которых помогает компаниям увеличивать свою эффективность. Благодаря прогрессивным технологиям, таким как большие данные и дата-центры, можно создавать цифровые бизнес-модели, ориентированные на обработку потоков информации, на основании которых можно принимать оптимальные решения, адаптировать предложения под конкретных клиентов [6]. Предиктивная аналитика на основе больших данных предоставляет для компаний новые возможности для повышения продуктивности [7].

Ключевые стратегические требования и принципы в области медицины после пандемии можно разделить на три обширные области: взаимодействие с медицинскими работниками, внешнее партнерство и сбор данных [8]. Так, например, из-за пандемийных ограничений использование вебинаров медицинскими работниками увеличилось на 300–3250% в 2020 г. по сравнению с 2019 г. [9]. Новые способы проведения обучения медицинского персонала имеет смысл использовать и дальше, что очень важно и для фармацевтики в частности.

C 17 августа по 1 октября 2020 года Международной Фармацевтической Федерацией (FIP) проводился опрос (онлайн-анкетирование) 1060 специалистов в сфере фармацевтики из 91 страны, показав, что далеко не все из «трендовых» технологий, на которые возлагаются большие надежды, применяются на практике [10]. Однако, часть технологий цифрового здравоохранения уже получила достаточно большое распространение – например, электронные рецепты, мобильные приложения, цифровые технологии дозирования [10] (рис. 1):

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Рисунок 1: Процент специалистов фармацевтической сферы (1060 человек из 91 страны) в 2020 году, использующих различные технологии, связанные с цифровой трансформацией отрасли. Источник: [10]

Тенденции в развитии технологий здравоохранения оказывают значительное влияние на всех ключевых участников фармацевтического рынка - потребителей, врачей, аптеки и государство, что описано в отчете, подготовленном Центром решений для здравоохранения компании Deloitte [11]:

1. Возникновение виртуального здравоохранения. Виртуальное здоровье относится к медицинским услугам, которые предоставляются с помощью неличных способов связи, таких как видео, смартфон или медицинские приложения. Эти новые способы взаимодействия изменяют рыночные модели здравоохранения, например, то, как пациенты платят за медицинские услуги, и то, насколько доступны врачи. Исследование показывает, что использование телемедицины резко возросло в 2020 г. - 80% врачей уже используют телемедицину [12].

2. Искусственный интеллект (ИИ) и робототехника. ИИ и аналитика больших данных уже меняют методы диагностики в системах здравоохранения. В то время, как робототехника постепенно вытесняет некоторые профессии, появляются новые виды деятельности, требующие актуальных навыков.

3. Интернет медицинских вещей (IoMT) определяется как подключенная инфраструктура медицинских устройств, программных приложений, а также систем и услуг здравоохранения. Эта тенденция существенно влияет на трансформацию взаимоотношений в системе здравоохранения и на ценность, которую получают её участники. Это происходит прежде всего потому, что установление связи между медицинскими устройствами и системами помогает врачам оптимизировать свои рабочие процессы, что позволяет оказывать более качественную помощь пациентам.

Другой стороной фармацевтики является принятие производственной парадигмы Индустрии 4.0, которая в применении к отраслевым производственным процессам обычно называется «Фармацевтика 4.0». С этой точки зрения цифровизация важна для объединения всех производственных процессов, создания нового уровня их прозрачности и адаптивности на производственных площадках. Это обеспечивает более быстрое принятие решений за счет своевременного контроля за бизнесом, операциями и качеством. Вместе с тем, цифровизация производства выдвигает новые требования к безопасности, так как объединенные в сети цифровые системы являются более уязвимыми. На предприятии, соответствующем Фармацевтике 4.0, в едином цифровом пространстве должны быть объединены четыре основных компонента: ресурсы, информационные системы, процессы и корпоративная культура [13]. Ключевыми группами подходов к цифровой трансформации фармацевтических производств являются следующие [14]:

- Аддитивные технологии – множество подходов, заключающихся в послойном последовательном формировании лекарственной формы. Данные технологии позволяют создавать продукт с заданными характеристиками – например нужной геометрии, пористости, составом действующих веществ. Кроме того, аддитивное производство позволяет осуществлять мониторинг индивидуальных реакций на конечный продукт и создавать сильно распределенные производственные площадки за счет компактности оборудования.

- Продвинутый контроль процессов и автоматизация. В последнее время достигнут существенный прогресс в сферах производства сенсоров, анализа данных, моделирования систем, и производители все более будут полагаться на данные сферы для выстраивания все более сложных производственных процессов. Комбинирование различных сенсоров создает беспрецедентную возможность для измерения ключевых переменных и атрибутов продукта. Для эффективной обработки таких данных и обеспечения своевременных реакций применяется математическое моделирование и ИИ.

- Модульные системы. Модульность предполагает использование обособленных, компактных и легко интегрируемых производственных единиц. Такой подход позволяет создавать новый тип производственных цепочек с большей степенью децентрализации, дающих возможность оперативнее реагировать на потребности пациентов и медицинских учреждений.

В ходе проведенного интернет-изданием Pharmaceutical Technology интернет-опроса, в котором приняло участие 482 респондента выяснилось, что 70% опрошенных считают, что пандемия ускорила цифровую трансформацию как минимум на 5 лет [15]. Ключевыми развиваемыми производственными технологиями при этом стали облачные вычисления и средства обеспечения кибербезопасности, призванные обеспечить децентрализацию клинических испытаний [15].

Данная тенденция объективно подтверждается возросшей глобальной активностью по патентованию в сфере фармацевтической кибербезопасности. Так, по данным статистики, приводимой интернет-изданием Pharmaceutical Technology, в 2015 г. было выдано 6 патентов, опубликована 21 заявка и еще 15 заявок подано [16]. Для сравнения, в 2021 г. количество выданных патентов в данной сфере возросло до 42, опубликованных заявок – до 101, а поданных – до 58 [16] (Рисунок 2). Методология сбора данных не раскрывается – предположительно, данные по патентному ведомству США.

Рисунок 2: статистика поданных и опубликованных заявок, а также полученных патентов в сфере медицинской кибербезопасности. По оси абсцисс – год, по оси ординат – количество документов. Источник: [16]

Переход к цифровой трансформации приведет к тому, что в сфере медицины будет принят омниканальный клиентский подход, что будет способствовать интеграции цифровых точек соприкосновения. Данные, которые компании собирают о своих клиентах, в основном в цифровом формате, будут влиять на то, как они будут предоставлять контент и ценностные предложения. Это можно сделать гораздо более точным и персонализированным способом, поскольку персонализация позволяет компании гораздо лучше узнать клиентов и понять, чего они ожидают от компаний на каждом этапе взаимодействия [17].

Следует отметить повышение роли пациента в процессе принятия решения. Потребители постепенно становятся более требовательными, что обусловлено их опытом работы за пределами фармацевтического рынка. Когда пациенты ищут оптимальное решение для лечения, многим из них проще искать препараты и сравнивать цены в Интернете, чем физически посещать несколько фармацевтических компаний, чему также способствует развитие служб доставки. Цифровые средства обеспечивают более простой и прозрачный доступ к информации, что повышает конкуренцию между различными участниками рынка и заставляет их лучше учитывать потребности клиентов.

Переход к пациенто-центричному подходу в рамках фармацевтической отрасли требует от компаний, находящихся на разных ступенях цепочки оказания услуг, применения специфических технологий и решений. Для обеспечения самой возможности получения пациентом изготовленных по персональному рецепту препаратов потребуется смещение фармацевтического производства от фармацевтических компаний к производственным и госпитальным/больничным аптекам.

Для изготовления препаратов необходима разработка и внедрение нового оборудования, обеспечивающего простую и экономичную переналадку с возможностью создания различных лекарственных форм с разными дозировками целевых действующих веществ. При подобном подходе к производству в любом случае себестоимость изготовления препаратов будет выше промышленного, однако это не значит, что персонализация неэффективна в более широком смысле, ориентированном на качество лечения.

Во-первых, при наличии индивидуальных реакций на массовый препарат со стороны группы пациентов и возможности эти реакции нивелировать за счет экстемпорального изготовления, повышенная стоимость становится оправданной для пациента.

Во-вторых, потребление массово производимых препаратов не может быть экономичным, так как потребитель в большинстве случаев покупает избыточное количество препарата, которое через определенное время просто утилизируется. Это, фактически, приводит к переплате со стороны потребителя, не говоря про негативное влияние на экологию. С апреля 2015 года по январь 2016 года департаментом муниципальных отходов Вены проводилось исследование [18], показавшее весомость этого фактора в экономике в целом – до 6% годовых расходов фармацевтической отрасли.

Для получения наибольшего эффекта от персонализации и подбора препаратов крайне важно также установление механизмов обратной связи с пациентом в процессе и/или по результатам лекарственной терапии, как с точки зрения контроля прилежности исполнения пациентом рекомендаций врача, так и с точки зрения информации об эффекте терапии и возможной необходимости корректировки препарата. Для этого также может применяться множество технологических решений, в том числе расширенных медицинских карт, позволяющих через мобильное приложение отмечать прием препаратов и напоминать о необходимости последующего приема.

В рамках IoMT начинают применяться «умные» лекарственные формы (smart pills), являющиеся комбинацией электротехнической части и фармацевтической, обеспечивающие, например, точную доставку препарата в нужный участок ЖКТ, дополнительные физические воздействия на стенки ЖКТ для повышения проницаемости препарата, мониторинг факта приема препарата с помощью встроенного в лекарственную форму сенсора [19].

Цифровая трансформация, приводя к интеграции участников цепочки поставок, позволяет исключить реализацию населению поддельных препаратов за счет единых отслеживаемых идентификационных номеров препаратов. Так же, как и в иных сферах, участники фармацевтического рынка могут эффективно применять моделирование для прогнозирования спроса и адаптации под него производственных процессов, при этом одновременно повышая степень интеграции с дистрибьюторами и обеспечивая более своевременные поставки. Такой тип взаимодействия позволяет сокращать складские площади, повышать доступность препаратов и снижать убытки, связанные с окончанием срока годности препаратов [20].

Следует отметить, что для реализации проектов цифровой трансформации в фармацевтике важным фактором становится подготовка и развитие кадров, способных освоить новые направления [21]. Чтобы успешно провести цифровую трансформацию, организации используют различные способы и формы обучения - от отдельных тренингов и курсов повышения квалификации сотрудников до долгосрочных программ развития и переподготовки кадров с учетом новых вызовов внешней цифровой среды [22]. Также используется возможность адаптивного ситуационного обучения в зависимости от потребностей каждой организации для наращивания компетенций отдельных сотрудников и организации в целом [23].

Все описанные выше тенденции относятся к миру в целом. На российском рынке также наблюдается повсеместное внедрение цифровых технологий в медицине и в фармацевтике, в частности. По данным доклада НИУ ВШЭ 2021 года на XXII апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [24, c.192]:

- более 926 тыс. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам;

- 82,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения используют медицинские информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения;

- 68,7% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам региональных государственных информационных систем в сфере здравоохранения;

- 23,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают гражданам доступ к электронным медицинским документам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций;

- 53,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечивают информационное взаимодействие c учреждениями медико-социальной экспертизы посредством подсистемы «Реестр электронных медицинских документов» единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Данные тенденции носят скорее «подготовительный» характер для отрасли, создавая необходимую инфраструктуру для более глубокой цифровизации. В соответствии с результатами экспертного опроса и оценками ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос сектора здравоохранения на передовые цифровые технологии в 2020 г. оценивался на уровне 13,1 млрд руб. с перспективой роста в 15 раз к 2030 г. до 195,8 млрд руб. [24] (Рисунок 3):

Рисунок 3: Спрос на передовые цифровые технологии в здравоохранении в 2020 и прогноз до 2030 гг., млрд руб. Источник: [24]

Экономическая оценка внедрения инициатив по цифровой трансформации здравоохранения и, в частности, фармацевтики, на настоящий момент вызывает затруднения. Источники – от научных статей до аналитических обзоров консалтинговых компании и профильных иностранных ведомств – дают обзор качественных эффектов от внедрения цифровых подходов в здравоохранении либо приводят результаты опросов относительно готовности пациентов к использованию цифровых технологий и долей игроков рынка, успешно осваивающих данные технологии [25], [26], [27], [28], [29]. В целом, низкая доступность статистики в этой сфере и малое количество полноценных (не пилотных) внедрений в практику цифровых подходов в данной сфере говорит о том, что цифровая трансформация отрасли находится еще на самых ранних этапах своего развития, что пока не позволяет проводить полноценную экономическую оценку ее эффективности. Данный вывод подтверждается и другими исследователями, проводившими оценку внедрения новых цифровых технологий в здравоохранении [30].

Выводы

Заключение

В данной статье рассматрены особенности цифровой трансформации в фармацевтике с учетом процессов цифровизациии здравоохранения в целом. Показано, что происходит активный переход компаний от продуктоориентированности к пациентоцентричности. Активная цифровизация и механизмы Индустрии 4.0 позволяют планировать развитие фармацевтической отрасли на основе индивидуальности пациента, что определяет настрой всей производственной цепочки. Такая цепочка идет от «диагностики» к «производству» и «лечению», настраиваясь на конкретного пациента. Начало внедрения данных технологий должно сопровождаться и должной экономической оценкой. Даже если технологии внедряются с маркетинговой – статусной - точки зрения, формирование экономических прогнозов является необходимым. Отсутствие экономического обоснования внедрения инноваций приводит к нерешительности бизнеса в применении данных подходов и менее интенсивному развитию отрасли в целом. Определены основные приоритеты и тенденции в процессах современного преобразования фармацевтики, позволяющие формировать и осваивать актуальные инновации и развивать способность работать в парадигме пациенто-центричности.


Источники:

1. Grabmeier S. BANI versus VUCA: a new acronym to describe the world. Stephangrabmeier.de. [Электронный ресурс]. URL: https://stephangrabmeier.de/bani-vs-vuca (дата обращения: 21.02.2022).
2. Finelli L.A., Narasimhan V. Leading a Digital Transformation in the Pharmaceutical Industry: Reimagining the Way We Work in Global Drug Development // Clinical Pharmacology & Therapeutics. – 2021. – № 4. – p. 756-761.
3. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Теоретико-методологический анализ моделей цифровой зрелости для российских компаний // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2021. – № 4(50). – c. 42-51. – doi: 10.6060/ivecofin.2021504.566.
4. Özdemir V. The Changing Face of Personalized Medicine and Clinical Pharmacology with Digital Drugs and Real-Time Pharmacodynamics // OMICS A Journal of Integrative Biology. – 2020. – № 4. – p. 173-174. – doi: 10.1089/omi.2020.0035.
5. Mirzaian E., Franson K.L. Leading a digital transformation in pharmacy education with a pandemic as the accelerant // Pharmacy. – 2021. – № 1. – p. 19-25. – doi: 10.3390/pharmacy9010019.
6. Абрамов В. И., Мартиросян Т.В. Большие данные и дата-центры - инструменты создания цифровой бизнес-модели компании // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: Сборник статей XXV Международной научно-технической конференции. Пенза, 2021. – c. 3-9.
7. Носырева А.А., Абрамов В.И. Предиктивная аналитика - основа для цифровой трансформации компаний // Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. – c. 179-182.
8. Furtner D., Shinde S.P., Singh M., Wong C.H., Setia S. Digital Transformation in Medical Afairs Sparked by the Pandemic: Insights and Learnings from COVID‑19 Era and Beyond // Pharmaceutical Medicine. – 2022. – p. 1-10. – doi: 10.1007/s40290-021-00412-w.
9. Nepal P.R. Role of webinars in medical educations during pandemic of COVID 19 // Eastern Green Neurosurgery. – 2020. – № 2. – p. 1-2. – doi: 10.3126/egn.v2i2.29235.
10. Аukje K. Mantel-Teeuwisse, Sherly Meilianti, Bidhata Khatri, Whitley Yi, Lilian M. Azzopardi, Jaime Acosta Gómez, Gizem Gülpınar, Karima Bennara, Nilhan Uzman Digital Health in Pharmacy Education: Preparedness and Responsiveness of Pharmacy Programmes // Education Sciences. – 2021. – № 6. – p. 296. – doi: 10.3390/educsci11060296.
11. Ronte H., Taylor K., Haughey J. Medtech and internet of medical things: How connected medical devices are transforming healthcare. - London: Deloitte Centre for Health Solutions, 2018.
12. King A., Mcdermott J., Kulkarni A., Bansal N. Reflecting and reframing: Assessing the impact of COVID-19 on strategic plans & programs and paving the path forward. Ipsos. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ipsos-research-opportunities-for-reframing-plans-against-covid.pdf (дата обращения: 04.05.2022).
13. Pharma 4.0 Operating Model. Ispe. [Электронный ресурс]. URL: https://ispe.org/initiatives/pharma-4.0 (дата обращения: 04.05.2022).
14. Innovations in Pharmaceutical Manufacturing on the Horizon. / Committee to Identify Innovative Technologies to Advance Pharmaceutical Manufacturing. - DC: The National Academies Press, 2021. – 120 p.
15. COVID-19 accelerated digital transformation of the pharma industry by five years: Poll. Pharmaceutical technology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pharmaceutical-technology.com/news/covid-19-accelerated-digital-transformation-of-the-pharma-industry-by-five-years-poll (дата обращения: 04.05.2022).
16. Cybersecurity in Pharma. Pharmaceutical technology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pharmaceutical-technology.com/cybersecurity-in-pharma (дата обращения: 04.05.2022).
17. Rust R.T. The future of marketing // International Journal of Research in Marketing. – 2020. – № 1. – p. 15-26. – doi: 10.1016/j.ijresmar.2019.08.002.
18. Sabine Vogler, Roger H.P.F.de Rooij Medication wasted – Contents and costs of medicines ending up in household garbage // Research in Social and Administrative Pharmacy. – 2018. – № 12. – p. 1140-1146. – doi: 10.1016/j.sapharm.2018.02.002.
19. Cummins G. Smart pills for gastrointestinal diagnostics and therapy // Advanced Drug Delivery Reviews. – 2021. – p. 113931. – doi: 10.1016/j.addr.2021.113931.
20. Glenn Hole, Anastasia S.Hole, Ian McFalone-Shawa Digitalization in pharmaceutical industry: What to focus on under the digital implementation process? // International Journal of Pharmaceutics: X. – 2021. – p. 100095. – doi: 10.1016/j.ijpx.2021.100095.
21. Королёва К.Н., Абрамов В.И. Трансформация компетенций персонала в цифровой экономике // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления: Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практ. конф.: сборник статей. Москва; Берлин, 2021. – c. 106-114.
22. Абрамов В.И., Глухова Е.В. Переподготовка и повышение квалификации персонала в условиях цифровой трансформации экономики // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. – c. 3-10.
23. Абрамов В.И., Глухова Е.В. Адаптивное обучение персонала при цифровой трансформации компании // Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах: Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. – c. 12-18.
24. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б., Веселитская Н.Н. и др. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. – 239 c.
25. Expert Panel on effective ways of investing in Health (EXPH) of EU. Assessing the impact of digital transformation of health services. - 2019
26. Merzlyakova E., Ershova I., Bridskiy E. Developmental delays of healthcare in the digital economy // International conference on economics, management and technologies 2021 (icemt 2021). Yalta, Russia, 2021. – p. 01034.
27. PwC Malaysia. Healthcare in a Digital Economy: Reimagining the future of HealthTech in Malaysia. - 2021
28. US Center for Disease Control and Prevention. Applied Economic Evaluation of Digital Health Interventions. - 2021
29. MIT Technology Review Insights. The AI effect: How artificial intelligence is making health care more human. - 2019
30. Gomes M., Murray E., Raftery J. Economic Evaluation of Digital Health Interventions: Methodological Issues and Recommendations for Practice // PharmacoEconomics. – 2022. – № 4. – p. 367-378. – doi: 10.1007/s40273-022-01130-0.

Страница обновлена: 13.05.2022 в 10:59:01