Влияние санкций на экономическую безопасность России

Кайгородцев А.А.1
1 Ярославский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, Россия, Ярославль

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 479-496. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117685.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166220
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цель статьи – исследование влияния санкций стран Запада на экономическую безопасность России и разработка рекомендаций по противодействию этим санкциям. Раскрыта сущность санкций. Дана характеристика санкционной политики Запада в период 2012-2022 гг. Определены наиболее существенные с точки зрения ущерба направления санкционного давления. Дана характеристика ответных мер России на санкции. Установлено, что санкции не обеспечили достижение политических и экономических целей их инициаторов. Российская экономика оказалась достаточно стрессоустойчивой. Темпы ее замедления и уровень инфляции оказались значительно ниже, чем прогнозировали зарубежные и отечественные эксперты. В то же время, санкции обострили существующие проблемы российской экономики: нерациональную структуру, зависимость от экспорта сырья и импорта технологий, недостаточную диверсификацию направлений товарного экспорта, вывоз капитала и т.п. Сделан вывод о долговременном характере санкций. Даны рекомендации по развитию реального сектора экономики за счет внутренних источников инвестирования.

Ключевые слова: экономическая безопасность; санкции; контрсанкции

JEL-классификация: F51, F52, H56, H12

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Санкции – это ограничительные меры экономического и иного характера, направленные на решение политических задач, либо используемые в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.

Санкции бывают трех видов:

1. Торговые – ограничения в области внешней торговли и иностранных инвестиций.

2. Адресные:

– финансовые – уменьшение возможностей доступа юридических и физических лиц к международной финансовой системе;

– нефинансовые – визовые и др. ограничения для физических лиц.

3. Структурные – запрет на проведение ряда операций в предусмотренных санкциями сферах экономической деятельности.

В краткосрочном периоде эффективны торговые санкции, в долгосрочном периоде наиболее эффективны секторальные, в первую очередь финансовые санкции [9, с. 163].

Об актуальности темы данной статьи свидетельствует тот факт, что в настоящее время Российская Федерация находится под беспрецедентным санкционным давлением США и их сателлитов, представляющим собой серьезную угрозу экономической безопасности государства.

Исследованию санкций посвящены публикации таких российских ученых, как К. Белый [6], Ю.В. Долматова [4], Ю.В. Жилкина [5], В. Климанов [8], М.В. Клинова [9], В. Миронов [12], К.В. Сайиян [12], И.Н. Тимофеев [18], И.А. Филиппова [20] и др.

Несмотря на большое количество публикаций о результатах исследований проблемы санкций, по-прежнему отсутствует системное представление об этой угрозе национальной экономической безопасности.

Целью настоящей статьи является исследование влияния санкций коллективного Запада на экономическую безопасность России и разработка рекомендаций по противодействию этим санкциям.

Теоретической и методологической основой исследования являются произведения российских ученых по вопросам экономической безопасности.

В процессе работы над статьей были использованы системный подход, абстрактно-логический, монографический и экономико-статистический методы исследования.

Информационной базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики, а также опубликованная в открытых источниках информация о влиянии санкций на социально-экономическое развитие России.

Для обеспечения дальнейшего развития экономики автором предлагается преобразовать российский рубль в инвестиционную валюту, а также обеспечить целевое использование дополнительно эмитированных средств для финансирования наиболее приоритетных проектов в реальном секторе экономики.

Результаты исследования. Начало санкционной войны США против современной России было положено принятием в 2012 году закона Магницкого, согласно которому Белый дом получил возможность введения блокирующих финансовых и визовых санкций в отношении физических и юридических лиц, причастных к нарушению прав человека и коррупции. Эффективность этих санкций с точки зрения продвижения демократии и улучшения ситуации с соблюдением прав человека в России в трактовке американских чиновников была несущественной.

В 2014 году после совершения на Украине государственного переворота, и последовавшего за этим добровольного присоединения Крыма к Российской Федерации США, Евросоюз и ряд других стран ввели против РФ секторальные санкции, предусматривавшие:

– ограничение деятельности ряда ведущих российских банков, энергетических и оборонных предприятий;

– введение ограничений на финансирование, предоставление технологий, товаров и услуг предприятиям, реализующим проекты по добыче нефти в Арктике;

– проведение экспортного контроля в отношении товаров двойного назначения [18].

В качестве ответной меры Россия ввела запрет на импорт широкого ассортимента продовольственных товаров из недружественных стран. В результате контрсанкций в агропромышленном комплексе произошла нейтрализация высокой конкуренции, а хозяйствующие субъекты российского АПК получили возможность повысить эффективность своей деятельности, а также расширить рынки сбыта производимой продукции.

Политика импортозамещения получила распространение не только в АПК, но и на промышленных предприятиях, столкнувшихся с ограничениями на импорт технологий, оборудования, материалов и комплектующих. Так, в Челябинске на новом заводе АО «Транснефть Нефтяные Насосы» в 2015 г. было введено в эксплуатацию производство насосов для нефтегазовой отрасли, соответствующих техническим требованиям ПАО «Транснефть», которые ранее поставлялись из-за рубежа [19].

Политика импортозамещения имеет целью не только замену поставщиков импортных товаров отечественными производителями, но и переход в дальнейшем к производству экспортно-ориентированной продукции. При этом правительству и предпринимателям необходимо сконцентрировать усилия на развитии наиболее приоритетных экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств, например, в аэрокосмической и фармацевтической промышленности, оборонно-промышленном комплексе, информационно-коммуникативных технологиях и др., продукция которых может стать конкурентоспособной на мировых рынках.

Согласно оценкам экспертов, санкции, введенные в 2014 году, оказали меньшее негативное влияние на российскую экономику, чем снижение цен на нефть, внутренние проблемы и «политическая неопределенность». Суммарный эффект от санкций составил около 3 млрд. долл., а организации, подвергнутые санкциям, потеряли примерно 1/3 своей прибыли и более 50% капитализации, а также уволили около 1/3 своих работников [9, с. 166].

Необходимо отметить, что антироссийские санкции приносят экономические потери не только России, но и инициаторам санкций. Так, за период с декабря 2013 г. по июнь 2015 г. суммарные убытки стран Запада в результате ограничений на экспорт в РФ товаров и услуг (в частности, оборудования для предприятий топливно-энергетического комплекса и оборонной промышленности, а также продукции двойного назначения) превысили 60 млрд. долл., из которых ¾ приходится на страны Евросоюза [9, с. 167].

Вводимые впоследствии под надуманными предлогами («отравление» Скрипаля, осуждение Навального, «вмешательство» в президентские выборы в США, кибератаки и т.п.) пакеты антироссийских санкций позволяют предположить, что главной их целью было экономическое ослабление России и ухудшение конкурентных позиций российских участников внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, добившись от своих союзников присоединения к антироссийским санкциям, США получили экономическую выгоду от замены на европейском рынке российского трубопроводного газа более дорогим, вследствие высоких транспортных издержек на морские перевозки американским сжиженным газом.

Санкции, вводимые странами Запада против России в 2014-2021 годах, можно считать недостаточно эффективными.

По мнению экспертов, несмотря на строгость и целенаправленное воздействие, санкции не оказали существенного влияния на финансовую устойчивость российской банковской системы и национальной экономики в целом. Тем не менее, санкции оказали негативное влияние на деятельность российских компаний, столкнувшихся с сокращением возможностей для финансирования развития бизнеса, наложением денежных штрафов за нарушение санкционного режима, персональными санкциями против предпринимателей и даже с уголовным преследованием руководящих работников.

Согласно оценкам экспертов Международного валютного фонда, в период с 2014 по 2018 год среднегодовой негативный эффект на рост российского ВВП вследствие санкционных ограничений составил 0,2 п.п., в то время как отрицательный эффект от снижения цен на нефть был равен 0,65 п.п.

В среднесрочном периоде народнохозяйственные потери Российской Федерации от введения санкций оцениваются экспертами в 1-1,5% ВВП. Однако в долгосрочной перспективе санкции могут оказать гораздо более сильное негативное воздействие на темпы экономического роста в стране [14]. Вследствие ограничений на импорт высокотехнологичной продукции и снижения по этой причине производительности общественного труда, потери российской экономики могут увеличиться до 9% ВВП [4, с. 132; 15, с. 36].

Санкционное давление значительно усилилось в 2022 году, когда общее количество наложенных на Российскую Федерацию санкций превысило 11 тысяч, в том числе 2695 санкций было наложено до начала специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г., после этого – 8550. Для сравнения: на Иран наложено около 3600 санкций, на Сирию – около 2600, на Северную Корею – около 2050 [1].

К наиболее значимым направлениям санкционного давления на Россию можно отнести:

– замораживание хранящихся за рубежом международных валютных резервов страны [22];

– ограничения на операции с государственным долгом РФ;

– блокировку корреспондентских счетов ряда коммерческих банков, запрет на совершение с ними финансовых операций, отключение от системы SWIFT;

– блокировку активов и счетов Национального расчетного депозитария;

– запрет на инвестиции в российскую экономику;

– запрет на импорт в Россию значительной номенклатуры товаров и услуг;

– нефтяное, угольное, золотое эмбарго;

– арест зарубежных активов российских юридических и физических лиц;

– транспортную блокаду и т.п.;

– вторичные санкции в отношении зарубежных компаний и банков, продолжающих бизнес в России или сотрудничающих с российскими контрагентами [1; 18].

Ограничительные меры направлены против таких стратегически значимых секторов российской экономики, как финансы, энергетика, добывающая промышленность, металлургия, машиностроение, электроника, транспорт [7].

До конца 2022 г. был введен запрет на вывоз из России более 200 наименований товаров, в том числе технологического, телекоммуникационного и медицинского оборудования, станков для обработки металла и камня, сельскохозяйственной техники, транспортных средств, железнодорожных вагонов, контейнеров и, локомотивов, турбин и электрооборудования, мониторов, проекторов, консолей и панелей и т.п.

Был также введен запрет на ввоз в Россию различных товаров на общую сумму 9 млрд. долл. в год, в том числе мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов [20].

В 2022 г. ведущие иностранные нефтяные компании (BP, Shell, ExxonMobil и др.) свернули свои инвестиционные программы на территории РФ. Их примеру последовали сервисные компании. Наряду с этим страны ЕС постепенно вводили эмбарго на экспорт в Россию услуг, технологий и оборудования.

Несмотря на санкционные ограничения, российские предприятия пробурили на имеющихся месторождениях скважины на площади, превышающей 28 тыс. кв. км, в результате чего общее количество скважин увеличилось на 7% и превысило 7800 [10].

Такие санкции против российской финансовой системы, как замораживание международных валютных резервов и зарубежных счетов физических лиц, а также отключение банков от системы SWIFT, были вполне предсказуемы. Многие эксперты за несколько лет до их введения предупреждали о том, что коллективный Запад пойдет на их применение, когда исчерпает другие возможности воздействия на российскую политику и экономическую систему. Тем более, что подобные прецеденты в прошлом имели место. Так, в 2011 г. США заморозили зарубежные активы Ливии в размере 150 млрд. долл., а 2018 г. – активы Казахстана на сумму более 22 млрд. долл., что составляло почти половину размера Национального фонда Республики Казахстан [5, с. 39-40].

Мы согласны с позицией И.Н. Тимофеева [18], который считает, что санкции оказались неэффективными с точки зрения основной цели их введения – изменения внешнеполитического курса Российской Федерации (РФ). Кроме того, США и их сторонникам не удалось сокрушить российскую экономику.

В. Климанов считает, что экономическая система Российской Федерации обладает высоким уровнем устойчивости к шокам и широкомасштабным внешним воздействиям по следующим причинам:

– Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топливно-энергетических ресурсов, металлов, зерна, минеральных удобрений и ряда других товаров, удорожание которых привело к сохранению доходов бюджета даже при уменьшении физических объемов экспорта;

– государство с населением около 150 млн. чел. имеет достаточно большой внутренний рынок, что позволит национальной экономике функционировать и развиваться даже в случае еще большей изоляции от недружественных стран;

– оперативные антикризисные меры правительства, Банка России и органов исполнительной власти субъектов федерации способствовали уменьшению негативного влияния санкций [8].

Тем не менее, санкции оказались достаточно эффективными с точки зрения причиненного ими значительного экономического ущерба, как отдельным хозяйствующим субъектам, так и народному хозяйству РФ в целом.

По данным Росстата [17], за январь-сентябрь 2022 г. индекс физического объема ВВП уменьшился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,6%, а индекс-дефлятор ВВП составил 116,9%.

В течение года международные резервы Российской Федерации уменьшились на 7,7% и на 1 января 2023 г. составили 582,0 млрд. долл.

В течение года курс доллара колебался в диапазоне 51,16-84,09 руб., курс евро – в диапазоне 53,86-93,70 руб. При этом наиболее высокое значение курса рубля по отношению к обеим валютам было зафиксировано в июне, наиболее низкое – в марте 2023 г. В предыдущем году рубль был более устойчивой валютой: курс доллара изменялся в диапазоне 70,52-75,70 руб., курс евро – в диапазоне 82,29-90,15 руб. [17, с. 174-175].

На 1 декабря 2022 г. объем денежной массы (М2) увеличился по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 23,4% и составил 76,87 трлн. руб., в том числе наличные деньги вне банковской системы (М0) – 14,74 трлн. руб. (+13,8%), безналичные средства – 62,13 трлн. руб. [17, с. 165].

Количество официально ликвидированных за 2022 г. организаций (315221) на 16,7% превысило количество зарегистрированных (270083), что также свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране [17, с. 119].

В 2022 г. объем промышленного производства сократился по сравнению с 2021 г. на 0,6%, однако в декабре 2022 г. по сравнению с декабрем 2021 г. сокращение объемов производства в промышленности РФ составило 4,3% [17, с. 20].

При этом, по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» объем производства, хотя и увеличился в течение года на 0,8%, но декабрьский объем производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,6%.

В 2022 году объем добычи угля в целом увеличился на 0,4%. При этом, объем добычи коксующегося угля увеличился на 4,5%, бурого (лигнита) – на 19,7%, в то время как добыча каменного угля сократилась на 3,6%, из него антрацита – на 3,5%.

В течение года произошло увеличение объемов добычи нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (включая газовый конденсат) – на 2,1%, газа горючего природного сжиженного и регазифицированного – на 8,1%, свинцовых концентратов – на 7,6%, гранита, песчаника и прочего камня для памятников или строительства – на 7,4%, песков природных – на 5,4%, гранул, крошки и порошка; гальки, гравия – на 4,3%.

За тот же период добыча горючего природного газа уменьшилась на 13,4%, попутного газа – на 2,0%, железорудного концентрата – на 5,8%, золотосодержащих концентратов – на 6,5%, а объем услуг в области добычи нефти и природного газа сократился на 8,6% [17, с. 22-26].

По виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» объем производства за год уменьшился на 1,3%, в декабре 2022 г. по сравнению с декабрем 2021 г. – на 5,7%.

В обрабатывающей промышленности в 2022 году объем производства пищевых продуктов увеличился на 0,4%, напитков – на 3,1%, одежды – на 2,1%, продукции полиграфической деятельности – на 7,8%, лекарственных средств и медицинских материалов – на 8,6%, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – на 7,0%, компьютеров, электронных и оптических изделий – на 1,7%, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, – на 1,9%.

Вместе с тем, в течение года объем производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов уменьшился на 44,7%, прочих транспортных средств и оборудования – на 4,2%, табачных изделий – на 7,1%, текстильных изделий – на 8,3%, кожи и изделий из кожи – на 1,7%, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели) – на 12,5%, кокса и нефтепродуктов – на 0,4%, химических веществ и химических продуктов – на 3,8%, резиновых и пластмассовых изделий – на 0,8%, прочей неметаллической минеральной продукции – на 0,2%, продукции металлургического производства – на 0,8%, электротехнического оборудования – на 3,7%, мебели – на 2,6%, ремонт и монтаж оборудования – на 4,8% [17, с. 26-28].

В 2022 г. общий объем производства сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) составил 8,85 трлн. руб., что на 10,2% превышает уровень 2021 г., объем производства, в котором уменьшился по сравнению с 2020 г. на 0,4%.

В 2022 г. валовой сбор зерна (в весе после доработки) на 26,7% превысил уровень предыдущего года и составил 153,8 млн. тонн. При этом урожайность зерновых составила 33,2 центнера с 1 гектара убранной площади, что на 24,2% больше, чем в 2021 г. (26,7 ц/га) и на 21,4% превышает среднегодовой уровень этого показателя за 2017-2021 годы (27,3 ц/га).

Валовой сбор сахарной свеклы увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,2%, картофеля – на 4,3%. В то же время производство семян подсолнечника (в весе после доработки) уменьшился по сравнению с 2021 г. на 7,5%, производство льноволокна уменьшилось на 7,0%, овощей – на 0,1%.

По состоянию на конец декабря 2022 г. поголовье крупного рогатого скота (во всех категориях хозяйств) уменьшилось по сравнению с соответствующей датой 2021 г. на 0,9% и составило 17,5 млн. голов, в том числе коров – 7,7 млн. голов (-0,8%), свиней – 27,7 млн. голов (+5,8%), овец и коз – 20,7 млн. голов (-1,1%), птицы – 550,8 млн. голов (+2,2%).

В 2022 г. производство скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств (в живом весе) увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 2,9% и составило 16,2 млн. тон, производство молока увеличилось на 2,0% и составило 33,0 млн. тон, производство яиц увеличилось до 46,1 млрд. штук, или на 2,7% [17, с. 78-80, с. 82-83].

В течение года оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) уменьшился на 6,7%, при этом в декабре 2022 г. падение товарооборота по сравнению с декабрем предыдущего года составило 10,5%. Падение товарооборота оптовой торговли было значительно большим: оно составило за год 14,5%, а в четвертом квартале 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – 19,0% [17, с. 102-103, 113-114].

В 2022 г. потребительские цены увеличились на 13,8%, что на 5,4 п.п. превышает темпы прироста предыдущего года (+8,4%). Цены производителей промышленной продукции увеличились на 11,4% (+28,5%), сельскохозяйственной продукции – на 5,4% (+13,6%), продукции инвестиционного назначения – на 15,1% (+7,8%), тарифы на грузовые перевозки – на 14,7% (+4,8%).

В декабре 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. цены на продукты питания увеличились на 15,8%, из них: цены на хлебобулочные изделия увеличились на 15,8%; крупу и бобовые – на 25,3%; макаронные изделия – на 22,9% мясо и птицу – на 11,4%, в том числе куры охлажденные и мороженные – на 8,9%; рыбу и пищевые морепродукты – на 15,6%, в том числе рыбу мороженую и неразделанную – на 8,0%; молоко и молочные продукты – на 18,7%; масло сливочное – на 21,5%; масло подсолнечное – на 12,3%; яйца куриные – на 2,6%; сахар-песок – на 39,4%; плодоовощную продукцию – на 10,8%; алкогольные напитки – на 7,9%.

В декабре 2022 г. цены на многие виды непродовольственных товаров значительно увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, цены на ткани увеличились на 10,1%; одежду и белье – на 8,0%; трикотажные изделия – на 9,1%; обувь – на 7,1%; моющие и чистящие средства – на 27,4%; табачные изделия – на 11,7%; электротовары и другие бытовые приборы – на 20,1%; телерадиотовары – на 10,6%; строительные материалы – на 13,9%; бензин – на 4,5%; медикаменты – на 10,2%.

За рассматриваемый период произошло существенное увеличение цен и тарифов на многие виды услуг. В частности, цены и тарифы на оказываемые населению услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства увеличились на 11,6%; жилищные услуги (без аренды квартир у частных лиц) – на 7,2%, из них оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда – на 8,3%, содержание и ремонт жилья для граждан-собственников жилья – на 5,9%. Взносы на капитальный ремонт жилья увеличились на 9,8%, коммунальные услуги – на 13,5%. Стоимость услуг гостиниц и прочих мест проживания увеличилась на 5,2%; медицинские услуги – на 11,7%; услуги пассажирского – на 10,7%; услуги связи – на 9,1%; услуги организаций культуры – на 3,2%; санаторно-оздоровительные услуги – на 10,8%; услуги дошкольного воспитания – на 6,8%; услуги образования – на 6,1%; бытовые услуги – на 11,0%; услуги зарубежного туризма – на 70,7%; услуги физкультуры и спорта – на 4,7%; услуги страхования – на 28,2% [17, с. 124-128].

Высокий уровень инфляции объясняется следующими факторами:

– высокий уровень неопределенности экономической ситуации, стимулирующий стремление производителей и продавцов застраховать свои возможные финансовые потери путем продажи товаров по максимально возможным ценам [11];

– дополнительные затраты товаропроизводителей из-за перестройки логистики вследствие закрытия границ на фоне санкций;

– неудачные попытки замораживания цен;

– существенное уменьшение конкуренции в результате массового ухода из России зарубежных предприятий;

– импорт мировой инфляции [13].

В 2022 г. объем денежных доходов населения страны увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,2% и составил 79,1 трлн. руб.; денежные расходы населения увеличились на 8,6% и составили 61,5 трлн. руб.; прирост сбережений составил 5,75 трлн. руб.

Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 12,4% и составили 45272 руб. в месяц, однако из-за высокого уровня инфляции реальные доходы населения уменьшились по сравнению с 2021 г. на 1,4%, а реальные располагаемые денежные доходы – на 1%.

В январе-ноябре 2022 г. среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций на 12,7% превысила уровень аналогичного периода 2021 г. и составила 61985 руб., однако реальная заработная плата была на 1,1% ниже прошлогоднего уровня этого показателя.

В январе-ноябре 2022 г. средний размер назначенной пенсии был равен 17825 руб. Без учета единовременной денежной выплаты в сентябре 2021 г. в размере 10000 руб., произведенной в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2021 г. № 486, прирост среднемесячной пенсии по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года составил 12,8%, без учета этой выплаты – 7,1%. В декабре 2022 г. средний размер назначенной пенсии увеличился до 18552 руб. Прирост этого показателя по сравнению с декабрем 2021 г. составил 17,1%. При этом реальное значение среднего размера пенсии за 11 и 12 месяцев без учета единовременной выплаты было ниже прошлогоднего уровня на 0,9%, а с учетом единовременной выплаты – на 5,8% [17, с. 177-178, 190].

В течение года увеличилась покупательная способность населения по приобретению таких продуктов, как свинина, куры, яйца куриные, рыба, масло подсолнечное, картофель, морковь, яблоки,

Вместе с тем, уменьшилась покупательная способность населения по приобретению таких продуктов, как говядина, свинина, молоко, сахар, соль, чай, маргарин, вермишель, капуста, лук, хлеб ржаной и пшеничный, мука, рис, крупы, масло сливочное [17, с. 195].

В 2022 г. уровень занятости населения уменьшился по сравнению с предыдущим годом с 60 до 59,9%, в том числе в городе – с 62,1 до 62,0%. При этом уровень занятости в сельской местности увеличился с 53,7 до 53,8%.

В декабре 2022 г. количество безработных (согласно методологии Международной организации труда) составило 2,8 млн. чел., а уровень безработицы – 3,7%. В 2022 г. в целом количество безработных (в среднем за месяц) составило 3,0 млн. чел., а уровень безработицы – 3,9%. Для сравнения: в декабре 2021 г. количество безработных составило 3,2 млн. чел., а уровень безработицы – 4,3%; в среднем за год – 3,6 млн. чел. и 4,8% соответственно [17, с. 197-199].

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что меры, принятые правительством в ответ на санкции стран Запада, способствовали предотвращению существенного снижения жизненного уровня населения России.

Санкции обострили такие давно существовавшие проблемы российской экономической системы, как:

– сырьевая ориентированность экономики;

– преобладание европейского направления экспорта энергетических ресурсов при недостаточном развитии других направлений;

– зависимость от импорта технологий и оборудования;

– рост корпоративного внешнего долга;

– большие объемы вывода капитала из страны [5, с. 37].

Функционирование российской экономики в 2023 году происходит в условиях вызовов и угроз, которые являются следствием санкций, введенных странами Запада в качестве ответной реакции на проведение СВО, в результате чего:

– возможно сокращение добычи нефти на 500-700 тыс. баррелей в сутки, что составляет 5-7%% от объемов добычи до введения ограничений на транспортировку нефти морским путем;

– сочетание сокращения объемов добычи с уменьшением цен на нефть может привести к сокращению экспорта на 7,5-11,0%%;

– в результате ограничений на импорт технологий, оборудования, материалов и комплектующих, а также ухода из России большого количества зарубежных предприятий сохранятся технологические проблемы у отечественных предприятий таких отраслей, как машиностроение, аэрокосмическая, электронная, химическая промышленность и др.;

– под воздействием перечисленных факторов, а также вследствие общего снижения деловой активности правительству РФ предстоит напряженная работа по обеспечению дефицита бюджета в размере, не превышающем 2,9 трлн. руб. или 2% от ВВП, поскольку в 2022 г. бюджетный дефицит составил 3,35 трлн. руб. или 2,3% от ВВП [16].

Усилия правительства РФ направлены на диверсификацию национальной экономики, в основе которой лежит разумное импортозамещение, необходимое не только для преодоления «голландской болезни», но и для стабильного развития экономики страны. Наряду с этим, отечественным предприятиям необходимо приобретать и развивать новые экспортные компетенции для того, чтобы заместить вытесняемые с мирового рынка сырьевые товары.

В конце января 2023 г. МВФ пересмотрел свой среднесрочный прогноз развития экономики России в сторону улучшения макроэкономических показателей: вместо прогнозируемого ранее в 2023 г. сокращения ВВП на 2,3% ожидается его рост на 0,3%; в 2024 г. рост ВВП составит 2,1%, в то время как ВВП инициатора антироссийских санкций США увеличится только на 1% [3].

В связи с тем, что страны Запада, несмотря на экономические потери, которые вследствие введения антироссийских санкций несут их собственные предприятия, принимают один пакет санкций за другим, можно предположить, что санкционное давление на российскую экономику в ближайшие годы не прекратится. Поэтому нельзя не согласиться с точкой зрения В. Миронова, который считает необходимым осуществить переход к новой модели долгосрочного экономического роста, предусматривающей рост ориентации народного хозяйства России на внутренний спрос. При этом спрос должен быть не только инвестиционным, но и исходить также от домохозяйств [12].

В настоящее время предприятия обрабатывающей промышленности в РФ испытывают хронический недостаток средств для пополнения оборотных средств, без чего невозможно в течение длительного времени обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП не менее 5%, позволяющие преодолеть последствия экономического кризиса, обусловленного пандемией COVID-19 и экономическими санкциями, а также обеспечить стабильное экономическое развитие [21].

Для того чтобы российская экономика имела возможность для стабильного развития, необходимо довести коэффициент монетизации до нормативного уровня 70%. В 2020 г. коэффициент монетизации экономики РФ впервые на 4,65 п.п. превысил пороговый уровень экономической безопасности, равный 50%, и составил 54,65%. В 2021 г. этот показатель уменьшился до 50,65%, в то время как среднемировое значение коэффициента монетизации экономики составляет 125%, а в развитых странах этот коэффициент равен 150% и выше [2, с. 147].

Отрицательными последствиями низкого уровня монетизации экономики в условиях ограничения внешнего финансирования являются:

– недофинансирование социально-экономического развития страны;

– низкий уровень ликвидности банковского сектора, являющийся одной из причин кризиса банковской системы;

– сокращение доходов населения, обусловливающее уменьшение внутреннего спроса, увеличение которого необходимо для стимулирования экономического роста;

– использование при расчетах между контрагентами бартерных схем и повышение риска неплатежей [5, с. 40].

В условиях ухода из России иностранных инвесторов, необходимо сделать рубль инвестиционной валютой, осуществляя целевую эмиссию для финансирования проектов инновационного развития стратегически важных производств в реальном секторе экономики, реализуемых на основе контрактов, заключаемых между государством и хозяйствующими субъектами [6, с. 42].

Обусловленный санкциями поворот российских товарных потоков с Запада на Восток и развитие параллельного импорта требует выстраивания надежных инструментов финансовых трансакций, исключающих использование банков-корреспондентов из недружественных стран, их валют и систем передачи финансовых сообщений [18].

Необходимо активизировать переход от расчетов с торговыми партнерами из дружественных стран в долларах и евро к расчетам в национальных валютах. В связи с тем, что в настоящее время наиболее перспективными торговыми партнерами для России являются Индия и Китай, расчеты российских предприятий с компаниями из этих, а также и других стран целесообразно проводить в рублях, юанях и рупиях.

Заключение

На основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод об ограниченности ущерба, причиненного санкциями коллективного Запада российской экономике, о неспособности санкций привести к дестабилизации ситуации в стране, а, следовательно, к изменению политического курса России. Это объясняется достаточно высокой стрессоустойчивостью национальной экономической системы и наличием у государства финансовых ресурсов для оказания адресной помощи наиболее нуждающимся предприятиям и социальным группам.

Для обеспечения дальнейшего развития экономики необходимо превратить рубль в инвестиционную валюту, а также обеспечить целевое использование дополнительно эмитированных средств для финансирования наиболее приоритетных проектов в реальном секторе экономики.


Источники:

1. Белый К. Финансово-экономические итоги 2022 года в России. Fingeniy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://fingeniy.com/finansovo-ekonomicheskie-itogi-2022-goda-v-rossii/ (дата обращения: 08.02.2023).
2. Бердышев А.В., Сопов Д.К. Исследование динамики коэффициента монетизации экономики России и его влияние на макроэкономические показатели // Вестник университета. – 2022. – № 9. – c. 145-152. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-9-145-152.
3. Год под санкциями: почему экономика России выстояла. Версия западных СМИ. Pro.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/demo/63eb5f139a794701f9908648 (дата обращения: 20.02.2023).
4. Долматова В.Ю., Безуглова М.Н., Салман О.Ф. Влияние антироссийских санкций на экономику Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. – № 2. – c. 130-134. – doi: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-130-134.
5. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2018. – № 3(50). – c. 33-42.
6. Кайгородцев А.А. Анализ инвестиционного процесса в контексте экономической безопасности России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 3. – c. 29-43. – doi: 10.52210/2224669X_2022_3_29.
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
8. Климанов В. Экономика страны показала устойчивость к вызовам. Argumenti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://argumenti.ru/opinion/2022/11/800440 (дата обращения: 02.02.2023).
9. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 3(174). – c. 159-170.
10. Лапиков В. Объем бурения нефтяных скважин в России достиг максимума за 10 лет. Quote.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/63eb73719a79470d2c25ad40 (дата обращения: 20.02.2023).
11. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
12. Миронов В. Экономика страны показала стабильность и устойчивость к санкциям. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/09/02/ekspert-vshe-ekonomika-strany-pokazala-stabilnost-i-ustojchivost-k-sankciiam.html (дата обращения: 02.02.2023).
13. Названы шесть главных экономических событий 2022 года. Mk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2022/12/25/nazvany-shest-glavnykh-ekonomicheskikh-sobytiy-2022-goda.html (дата обращения: 02.02.2023).
14. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
15. Сайиян К.В., Асон Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. – 2021. – № 1. – c. 31-42. – doi: 10.18334/ecsec.4.1.111255.
16. С какими вызовами столкнется экономика России в 2023 году. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/economics/50029333/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 12.02.2023).
17. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 23.02.2023).
18. Тимофеев И.Н. Сомнительная эффективность? Санкции против России до и после февраля // Россия в глобальной политике. – 2022. – № 4(116). – c. 136-152. – doi: 10.31278/1810-6439-2022-20-4-136-152.
19. Транснефть ввела в строй завод по выпуску нефтяных насосов. Sdelanounas.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sdelanounas.ru/blogs/76971/ (дата обращения: 14.02.2023).
20. Филиппова И.А., Кожемяко А.Э. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Молодой ученый. – 2022. – № 21(416). – c. 355-356.
21. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
22. Lev M.Y., Leshchenko Y.G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security // Journal of advanced research in dynamical and control systems. – 2020. – p. 876-888. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 21:40:17