Влияние международных санкций на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации

Шубцова Л.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691381
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе исследуется влияние международных санкций на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Делается вывод, что постановка вопроса выживет или нет российская экономика от новых санкций, с ответом «конечно, выживет» уводит нас от сути вопроса и мешает объективно оценить ущерб от санкций и оценить долгосрочные негативные последствия, а, следовательно, и разработать стратегические управленческие решения по повышению устойчивости и безопасности экономики России в будущем.

Ключевые слова: влияние международных санкций, обеспечение экономической безопасности, Российская Федерация, западные страны



Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации выдвинулись на передний план в связи с усложнившейся геополитической обстановкой. Национальная безопасность предполагает рациональную реакцию государства на дестабилизирующие воздействия политических и экономических факторов и разработку мер, направленных на ликвидацию угроз, защиту интересов российских граждан, предпринимательства, национально-государственных интересов в целом. «Состояние экономической безопасности характеризуется, в частности, устойчивостью экономической системы к негативным воздействиям и сохранением в случае негативных воздействий извне нормального функционирования всех систем жизнеобеспечения как населения, так и национального предпринимательства» [1, с. 100-101; 5, с. 149-153].

Находясь более двух лет под санкциями, мы уже можем оценить основные тенденции в экономическом развитии страны и уровне обеспечения национальной безопасности в этой сфере. Особенно показателен в этом плане последний виток международных санкций, принятых 6 апреля 2018 года, который вызвал резкое падение российского фондового рынка, ослабление курса национальной валюты. Этот пакет санкций характеризуется значительной масштабностью по отношению к предыдущим. 

«Суть новых санкций сводится к следующему. Вводятся новые ограничения по финансированию нефтегазовых проектов, ограничения на поставку оборудования и технологий для новых арктических проектов по освоению ресурсов нефти и газа, ограничения на финансирование строительства трубопроводных систем» [2, с. 106]. Санкционный список лиц был расширен еще на 24 человека, среди которых Андрей Костин, Алексей Миллер, Олег Дерипаска, Сулейман Керимов, Виктор Вексельберг, а также был введен запрет на транзакции с их 15 компаниями, среди которых Rusal, «Группа компаний Ренова» и др. Санкции запрещают коммерческие взаимоотношения с этими компаниями, обязывают продать их акции и долговые обязательства, граждане США должны выйти из руководства компаний.

Реакция на санкции иностранных инвесторов выразилась в спешной и масштабной продаже активов, что вызвало стремительное падение акций компаний, за один день российский фондовый рынок, по данным РБК, потерял 820 млрд руб., индекс Мосбиржи опустился на 8,34 %, до 2090 пунктов, а индекс РТС на 11,44 %, до 1094 пунктов. Падение охватило не только компании из последнего списка, но и такие, как Сбербанк, у которого котировки упали на 17,04 %, аналогичные процессы прошли по «Роснефти» падение на 6,29 %, ЛУКОЙЛ на 8,10 %, НОВАТЭК на 6,74 %, Мечел на 19,26 %.

Особенно следует обратить внимание на ситуацию с госдолгом России в условиях новых санкций, так как нерезиденты в последнее время, желая заработать на высоких процентах, приобрели на 2 трлн руб. (35 млрд долл.) долговых обязательств правительства Российской Федерации, что тоже создает серьезные проблемы в системе национальной безопасности.

Безусловно, «с санкциями растет изоляция России, замедляются процессы модернизации в промышленном комплексе, а значит, падает конкурентоспособность, так как износ основных фондов будет нарастать» [4]. 

Ослабление курса национальной валюты приводит к росту цен на импортные товары, за которыми подтягиваются и цены на российскую продукцию. Инфляция в результате будет расти, а реальные доходы населения падать. «Компании, потерявшие в капитализации партнеров и рынки сбыта, будут заниматься санацией производств, за которыми последуют сокращения, вырастет безработица, сократится платежеспособный спрос» [6, с. 1-19].

«Экспорт снизится, по прогнозам экспертов Высшей школы экономики, на 3-4 млрд руб., а отток капитала из страны вырастет еще на 20 млрд долл. Это – недоинвестирование российской экономики. Следовательно, в целом темпы экономического роста снизятся» [3].

Россия на протяжении всего времени нахождения под санкциями выключена из мирового процесса обмена научно-технологическими знаниями, которые, по некоторым оценкам, приводят к отставанию в научно-технологической сфере на пять лет за каждый год пребывания под санкциями от таких стран, как Китай, Индия, которые не лишены доступа к этим знаниям.

Хотелось бы уточнить, ведь речь идет о влиянии санкций на обеспечение национальной безопасности, то есть о том, насколько устойчива экономика России к таким неблагоприятным внешним воздействиям, как международные санкции, о том, насколько российские граждане и бизнес защищены от негативных внешних воздействий, о том, насколько мы можем опереться на внутренние ресурсы и резервы, какова степень диверсифицированности нашей экономики, насколько рациональна и современна ее структура, как соблюдаются пороговые показатели обеспечения национальной безопасности, в какой степени мы зависимы от поставок по импорту современных машин и оборудования, продовольствия, лекарств и т.д. Поэтому постановка вопроса в плоскость, выживет или нет российская экономика от новых санкций, с ответом «конечно, выживет» уводит нас от сути вопроса и мешает объективно оценить ущерб от санкций и оценить долгосрочные негативные последствия, а, следовательно, и разработать стратегические управленческие решения по повышению устойчивости и безопасности экономики России в будущем.


Источники:

1. Биткина И.В. Государственное управление в условиях необходимости реализации политики импортозамещения. В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016.
2. Лещенко Ю.Г. Управление внешним долгом РФ, как средство обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в условиях санкций. Аспирант. 2016. № 8 (24). С. 106.
3. Ломская Т, Базанова Е. Эксперты ВШЭ оценили ущерб экономике России // Ведомости https://www.vedomosti. ru/economics/articles/ 2018/04/16/ 766814-iz-za ktsii?utm_campaign=newspaper_17_04_2018&utm_ medium =email&utm source=vedomosti.
4. Нуреев Р.М. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: Монография / Коллектив авторов; под науч. Ред Р.М. Нуреева. – Москва: КНОРУС, 2017.
5. Шедько Ю.Н. Подходы к управлению устойчивым развитием территории / Ю.Н. Шедько // Актуальные вопросы управления и развития экономики: Материалы I Международной научно-практической конференции, выпуск 1, часть 3. – М.: АБиК, 2010.
6. Шубцова Л.В. Государственное антикризисное управление: системный подход // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 07:09:15