Угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях нового витка санкционной напряженности

Лясников Н.В.1, Анищенко А.Н.1, Романова Ю.А.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303664
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье авторами представлены результаты проведенного исследования угроз продовольственной безопасности России в условиях нового витка санкций и предложены рекомендации по разработке и применению перспективных инструментов их противодействия. Проанализировано влияние санкций на продовольственную безопасность, критически оценены изменения, связанные с их новым витком санкций (2022 – начала 2023 гг.). Показано, что продовольственная безопасность России оказывается под угрозой антироссийских санкций, которые приводят к росту затрат на закупку и транспортировку продуктов питания, а также из-за проблем в сельском хозяйстве и недостаточно развитой инфраструктуры и др. В заключение сделан вывод о том, что цифровизация и развитие производственных мощностей являются ключевыми факторами в обеспечении продовольственной безопасности России, а также отмечается необходимость активно внедрять цифровые технологии в отрасли, контроле качества и доступности продуктов питания, а также использовать «петельные» механизмы для увеличения производства и снижения зависимости от импорта. Проиллюстрирована важность разработки целевых программ и устранения административных барьеров для импорта оборудования и технологий, не имеющих местных аналогов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, угрозы, антироссийские санкции, обеспеченность продовольствием, импортозамещение, параллельный импорт, цифровизация, инновации

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».

JEL-классификация: F51, Q13, Q17, Q18



ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. В настоящее время вопросы обеспечения продовольственной безопасности страны и наполнения российского рынка качественными продуктами становятся всё более актуальными в условиях санкционного давления, обострившейся геополитической ситуации.

В начале необходимо отметить, что продовольственная безопасность и экономическая безопасность тесно связаны между собой [2, 4, 5, 6]. Экономическая безопасность включает в себя защиту экономических интересов государства и его населения, а продовольственная безопасность — это один из ее важных аспектов: недостаток продовольствия может привести к росту цен на продукты питания, что может привести к инфляции и экономическим потрясениям. С другой стороны – экономическая безопасность может оказать влияние на продовольственную безопасность. Например, экономические кризисы могут привести к сокращению инвестиций в сельское хозяйство и снижению производства продуктов питания. Кроме того, экономические санкции могут привести к ограничению импорта продуктов питания, что повлечет за собой дефицит продуктов питания на внутреннем рынке. Таким образом, продовольственная и экономическая безопасность взаимосвязаны и требуют комплексного подхода для обеспечения стабильности и благополучия населения и государства в целом.

Под продовольственной безопасностью будем понимать состояние, при котором население имеет постоянный и безопасный доступ к достаточному количеству пищевых продуктов высокого качества, которые соответствуют их потребностям и предпочтениям, и которые обеспечивают необходимые питательные вещества для здорового и активного образа жизни [1, 3, 10]. Обеспечение продовольственной безопасности также означает, что производство, импорт, экспорт и распределение пищевых продуктов осуществляются без риска для здоровья людей и окружающей среды. В целом, продовольственная безопасность является одним из основных элементов обеспечения жизненно важных потребностей населения и устойчивого развития общества.

В настоящее время обеспечение национальной продовольственной безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления сталкивается с угрозами и вызовами. Надлежащее реагирование на санкционные вызовы и угрозы продовольственной безопасности требует комплексного и всестороннего учета новейших условий обеспечения соответствующей деятельности, что предопределило выбор темы статьи.

Материалы и методы. Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивается корректностью построения логики и схемы исследования. В качестве методологической основы исследования были использованы официальные статистические данные Росстата об обеспеченности, производстве и импорте в Россию основных групп продовольствия. Характеристики влияния антироссийских санкций учтены на основании имеющихся знаний и сведений, представленных в релевантных источниках информации. Положения работы базируются на результатах прогнозирования тенденций в предметной области с применением метода экстраполяции данных. Исследование охватывает временной диапазон с 2017 по 2021 годы, а также на средне- и долгосрочную перспективу.

Результаты исследования.

Нормативные положения в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, включая стратегические ориентиры, обозначены в Указе Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [8] (далее – Доктрина), принятие которого три года назад дополнительно подчеркнуло приоритетную значимость вопросов продовольственной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо отметить, что в действующей Доктрине достижение и поддержание целевых значений показателей продовольственной безопасности в условиях антироссийских санкций не уделено особого внимания. Между тем, санкции, поступательно вводимые недружественными государствами против Российской Федерации с 2014 года, и, в особенности, их новый виток, стартовавший в 2022 году, оказывают значительное давление на российские продовольственные рынки и обеспечение продовольствием. При этом внешнее оформление санкционного режима не предусматривает прямого введения запрета на поставки продовольствия в Россию (хотя тотальный запрет на экспорт в Россию любых товаров и услуг, по некоторым данным, страны «Большой семерки» (G7) начали обсуждать весной текущего 2023 года [18]). Основная причина формального отказа от запрета на поставки продовольствия в Россию имеет гуманитарный характер.

Иной вопрос заключается в том, что введение антироссийских санкций с 2014 года идет вразрез общепринятым нормам международного права: санкции вводятся в обход решений Совета Безопасности ООН и не основываются на установленных в порядке реализации международного правосудия фактах правонарушений. Иными словами, имеет место произвольный, односторонний порядок введения антироссийских санкций при отсутствии прозрачных оснований и процедуры [17]. Тем самым, санкции выступали – и продолжают выступать орудием ведения «гибридной войны» против России, о чем говорят многочисленные исследователи (например, [9]), а противоправный характер антироссийских санкций, полностью оправдывает введение ответных мер.

Так или иначе, до настоящего времени вводимые недружественными государствами санкции против России оказывали косвенное влияние на состояние продовольственную безопасность. Как представляется, изначально данное влияние происходило по двум базовым направлениям:

- затруднение расчетов и логистики, ограничения на финансирование операций. Прежде всего, речь идет об ограничениях и запретах на предоставление корпоративных и государственных займов российской стороне. В условиях сложного характера международных расчетов за продовольствие и его доставку, формируемые препятствия значительно усложнили решение соответствующих задач;

- формирование «токсичности» в отношении российских контрагентов, то есть таких условий, при которых даже в отсутствие формальных ограничений и запретов на торговлю и оказание посреднических и иных услуг, от соответствующей деятельности отдельные зарубежные партнеры предпочли бы отказаться.

Новый виток санкционной напряженности, датированный началом 2022 года и продолжающийся до настоящего времени, сформировал беспрецедентные условия ведения хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе, в том числе в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Как и прежде, санкции все еще не касаются прямых запретов на поставки продовольствия в России, однако условия соответствующих отношений осложнены настолько, что даже без ответных мер с российской стороны (которые в 2022-начале 2023 года на товарных рынках и не вводились), фактически привели к блокировке основного массива продовольственных поставок как из недружественных (и ряда дружественных) государств, так и из России на экспорт. В контексте последнего аспекта важно понимать, что перепроизводство продовольствия в условиях ограничения экспорта из России также влечет за собой угрозу продовольственной безопасности, поскольку поставщики, которые не смогут найти рынки сбыта для своей продукции, одновременно окажутся не в состоянии нормально развивать деятельность в будущем. Многие из них окажутся финансово несостоятельными, кроме того, за счет доходов от экспортных видов деятельности российские компании-участники продовольственного рынка финансировали менее прибыльные направления, ориентированные на внутреннее направление [15].

Вместе с тем, санкции «новой волны» образуют уникальные условия для хозяйственной деятельности. Если говорить об импортно-экспортных операциях с продовольственными товарами, то наиболее существенными ограничениями выступают запреты на перевозки российскими компаниями по территории недружественных стран, на кредитование и предоставление финансового обслуживания, на оказание страховых и логистических услуг. Ключевые российские банки, участвующие во взаиморасчетах, попали под санкции и/или отключены от международной системы передачи финансовой информации SWIFT, тем самым де-факто не могут обслуживать соответствующие экспортно-импортные операции.

При наиболее общем рассмотрении, санкционные угрозы и риски в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, тесно связаны с уровнем самообеспечения основными продуктами питания (табл. 1).

Таблица 1 – Показатели самообеспечения Российской Федерации основными продуктами питания, % от существующих потребностей

Группа
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Базисные темпы роста (2021 г. % к 2017 г.)
Среднее значение, %
Среднегодовой прирост, п.п.
Мясо
93,5
95,7
97,4
100,1
99,7
6,6%
97,3
1,6
Молоко
82,3
83,9
83,9
84,0
84,3
2,4%
83,7
0,5
Яйца
97,9
97,7
97,1
97,4
98,2
0,3%
97,7
0,1
Рыба
138,7
158,5
152,8
160,7
153,7
10,8%
152,9
3,8
Картофель
91,1
95,3
95,1
89,2
89,1
-2,2%
92,0
-0,5
Овощи и продовольственные бахчевые культуры
87,6
87,2
87,7
86,3
88,3
0,8%
87,4
0,2
Фрукты и ягоды
33,1
38,8
40,2
42,4
44,4
34,1%
39,8
2,8
Источник: составлено и рассчитано на основе официальных статистических данных сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – URL: http://fedstat.ru

В разрезе регионов России в 2021 году наблюдается ситуация, когда фактически нет ни одного субъекта РФ, где по всем обозначенным категориям норма потребления соответствовала или превышала бы норму, установленную Минздравом России (табл. 2).

Таблица 2 – Потребление отдельных категорий продовольствия в разрезе субъектов Российской Федерации, 2021 г., кг

Категории продовольствия1
Субъекты РФ
7
6 субъектов: Республика Карелия, Севастополь, Курганская область, Республика Тыва, Республика Бурятия, Чукотский АО
6
21 субъект: Брянская область, Владимирская область, Смоленская область, Архангельская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Республика Адыгея, респ. Калмыкия, Республика Крым, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-Черкессия, респ. Сев. Осетия-Алания, Республика Чувашия, Пермский край, Ульяновская обл., Тюменская обл., Республика Хакасия, Томская область, Забайкальский край, Республика Саха-Якутия, Камчатский край
5
21 субъект: Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Москва, респ. Коми,
Ленинградская обл., Псковская обл., Республика Дагестан, Чеченская респ., Удмуртская Республика, Кировская область, Пензенская обл., Саратовская область, Челябинская область, Республика Алтай, Иркутская область, Кемеровская область, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО
4
19 субъектов: Курская область, Московская область, Рязанская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская область, Новгородская обл., Краснодарский край, Ростовская обл., Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская обл., Самарская обл., Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская обл., Омская обл., Амурская область
3
13 субъектов: Белгородская область, Воронежская область, Липецкая область, Орловская область, Ярославская область, Вологодская область, Калининградская область, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Свердловская область, Приморский край
2
2 субъекта: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан
Источник: рассчитано на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики.

Примечание: 1 из 9 – молоко и молокопродукты, хлебные продукты, яйца, растительное масло, сахар, картофель, мясо и мясопродукты, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды

Следует подчеркнуть, что российская сторона, начиная с 2014 года, крайне избирательно подходила к введению ответных ограничений на продовольственном рынке в отношении недружественных стран, в частности, под так называемые «контрсанкции» не подпадали основные товарные группы с ненадлежащими показателями самообеспечения.

В целом, можно констатировать, что за пять лет (2017-2021 гг.), которые пришлись на период осознанной реализации политики в области противостояния зарубежным санкциям, результаты практической деятельности в области повышения самообеспечения Российской Федерации основными продуктами питания имели противоречивый характер. Так, лишь по одной из семи анализируемых товарных групп достигнуто 100% значение показателя уровня самообеспечения (рыба), причем «входящее значение» превышало 100% в 2017 году (составляло 138,7% соответственно), и именно по данной группе удалось достичь рекордного роста показателя – на 10,8% за пять лет, или на 15,0 процентных пункта (п.п.). Впрочем, даже по рыбопродукции фактический уровень защищенности приоритетных национальных интересов России в области продовольственной безопасности далек от идеала, поскольку масштабный вред, по всей видимости, призваны нанести запреты со стороны недружественных государств на поставку генетического материала, по которому имеется значительная зависимость по некоторым ключевым категориям рыбопродукции / аквакультуры [13].

Еще по двум группам продовольствия (мясо и яйца) уровень самообеспечения близок к 100%, составляя на конец 2021 года 99,7% и 98,2% соответственно, с положительным ростом показателя, в особенности по мясу (базисный прирост +6,6%, или +6,2 п.п.). Ограничителями роста самообеспечения по данным товарным группам в условиях нового витка санкций выступают, прежде всего, запреты на экспорт в Россию племенного материала. Соответствующие поставки крайне сложно заместить по географическим направлениям, ввиду нехватки компетенций у дружественных государств (например, тот же Китай является одним из ключевых глобальных импортеров племенного материала и технологий для животноводства [19]).

В «желтой зоне» повышенного внимания находятся группы продовольствия с показателями обеспеченности в 80% и более: картофель (показатель локализации на конец 2021 года составлял 89,1%), овощи и бахчевые продовольственные культуры (88,3%), а также молоко (84,3%). Опасения вызывают не столько сами значения обеспеченности продовольствием по данным группам, сколько отсутствие очевидной положительной динамики по импортозамещению. Среднегодовой прирост показателя обеспеченности молоком составил за пять лет +0,5 п.п. (поскольку значение по итогам 2022 года составило 84,3%, то при сохранении текущих темпов и без учета влияния нового витка санкций, уровень в 90% будет обеспечен приблизительно через 11,5 лет, а в 100% – более, чем через три десятилетия). Показатели прироста обеспеченности продовольствием по овощам (+0,1 п. п. в среднем за год) и, тем более, по картофелю (отрицательное значение -0,5 п.п. в среднем за год) не позволяют рассчитывать на системные улучшения в обеспечении продовольственной безопасности на обозримое будущее, причем при учете экстраполяции ретроспективы при менее существенном воздействии санкционных факторов, чем на перспективу.

В «красной зоне» находится показатель обеспеченности россиян фруктами и ягодами: значение показателя в 2017 году составляло лишь 33,1% от нормативной потребности, и в относительных показателях именно по данной группе продовольствия удалось достигнуть наиболее существенного прогресса за пять лет: базисный рост обеспеченности составил +34,1%, или 11,3 п.п., среднегодовое значение прироста +2,8 п.п. Однако значение на конец 2021 года (44,4%) свидетельствует о минимальном продовольственном суверенитете России по анализируемой группе. В обычных условиях осуществления глобального товарообмена данная ситуация не вызывала бы существенных опасений: для государства, большая часть территории которого расположена в климатических зонах, неблагоприятных для плодоводства, вполне нормальным явлением будет экспорт соответствующей продукции.

На рисунке 1 представлены результаты прогнозирования показателей производства и экспорта фруктов и ягод в Российской Федерации на основе метода экстраполяции данных (в качестве уравнения, лучшим образом, описывающим тренд, выбиралось уравнение с наиболее высоким значением коэффициента детерминации).

Рисунок 1 – Динамика и прогноз производства и импорта фруктов и ягод по России,

тыс. тонн

Источник: составлено и рассчитано на основе официальных статистических данных сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – URL: http://fedstat.ru

Можно констатировать, что при сохранении прежних (действовавших до 2022 года) мировых тенденций, лишь к средине 2025 года можно было бы ожидать превышения внутреннего производства над импортом данной группы продовольственной продукции, что само по себе не гарантирует удовлетворения существующих потребностей. Наиболее существенный санкционный удар в данной связи опосредован ограничениями транспортировки, включая запрет на обслуживание российских самолетов, включая грузовые, недружественными странами (и связанные с этим сопутствующие ограничения со стороны дружественных государств), страхования грузов, а также финансирования сделок.

Интенсификация импортозамещения в данной области сдерживается технико-технологическим фактором. Основной инструмент обеспечения роста производства фруктов и ягод в России – расширение парникового хозяйства и повышения его мощности, существенно зависящие от оборудования и технологий, производимых в недружественных странах [1]. Даже в относительно благополучный с позиций международного сотрудничества период (Рис. 1) рост производства фруктов и ягод в России имел линейный характер, без экспоненциального «взрыва», необходимого для решения задачи самообеспечения по данной особо чувствительной товарной группе. С учетом того, что для локализации производства технологического оборудования для промышленных парников и теплиц потребуется некоторое, вероятно, достаточно существенное, время, оцениваемое не мене, чем в 5-7 лет [14, 16], одновременно требуется оперативно решать вопросы с переориентацией и гарантиями экспорта продукции из дружественных государств.

Одним из факторов, гарантирующим продовольственную безопасность страны, является превышение объёмов экспорта продовольствия над импортом. Да, за последние 20 лет, по итогам 20201 года объем экспорта продовольствия и сельхозсырья превысил импорт, однако с полной уверенностью нельзя говорить об обеспечении продовольственной безопасности России, поскольку существует ряд системных проблем (табл. 3).

Таблица 3 – Объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции в России, хозяйства всех категорий

Вид продукции
1990 г.
2000 г.
2005 г.
2010 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г.
к
2020г.,
%
2021 г.
к
1990 г., %
Растениеводство, млн. тонн
Зерновые и зернобобовые культуры
1166,8
654,2
778,0
610,1
1047,3
1206,8
1355,4
1132,6
1212,0
1334,7
1213,97
91,0
104,0
Пшеница озимая и яровая
496,0
344,6
476,1
415,5
618,1
733,6
860,0
721,4
744,5
858,9
760,6
88,6
153,3
Картофель
308,5
294,7
281,4
185,0
254,1
224,6
217,1
223,9
220,7
196,1
182,95
93,3
59,3
Овощи открытого и закрытого грунта
103,3
108,2
113,5
110,0
131,9
131,8
136,1
136,9
141,0
138,6
134,8
97,3
130,5
Масличные культуры
46,6
44,7
75,6
74,6
148,0
174,7
177,8
209,3
243,2
225,3
264,2
117,3
567,0
Подсолнечник
34,3
39,2
64,7
53,5
98,5
118,0
112,5
135,5
163,1
140,7
165,4
117,6
482,2
Животноводство
Молоко, млн. тонн
55,7
32,3
31,1
31,5
29,9
29,8
30,2
30,6
31,4
32,2
32,3
100,3
58,0
Скот и птица на убой (в убойном весе), млн. тонн
10,1
4,4
5,0
7,2
9,5
9,9
10,3
10,6
10,9
11,2
11,3
100,9
111,9
Яйцо, млрд. шт.
47,5
34,1
37,1
40,8
42,5
43,5
44,8
44,9
44,85
44,91
44,89
100,0
94,5
Шерсть, тыс. тонн
226,7
40,1
48,8
53,4
55,5
56,0
56,7
55,5
50,2
51,7
47,8
92,5
21,1
Источник: составлено и рассчитано на основе официальных статистических данных сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – URL: http://fedstat.ru

Выявленная проблематика иллюстрирует существенный характер влияния антироссийских санкций на состояние продовольственной безопасности в России, и требует пересмотра основных подходов в данной области. Как представляется, положения Доктрины должны быть пересмотрены, а также особую важность приобретает скорейшая разработка и утверждение целевых программ содействия ускоренной интенсификации модернизации и развития производственных мощностей российского сельского хозяйства на основе локализации выпуска оборудования и разработки технологий.

Одновременно необходимо развивать инструменты для адаптации к санкциям во внешней торговле. Важно окончательно и в скорейшем времени (по возможности и вовсе незамедлительно) решить вопрос о легализации и обращении цифровых финансовых активов в Российской Федерации, в том числе расчетов с использованием криптовалют, которые позволили бы снизить санкционные угрозы при финансировании поставок продовольствия как на экспорт, так и импорта. Для управления поставками и блокировки произвольного вмешательства злонамеренных третьих сторон могут быть использованы цифровые платформы и пиринговые технологии, основанные на концепции распределенного реестра, а сами контракты целесообразно последовательно переводить в цифровой вид («смарт-контракты») все в тех же целях защиты от односторонних и противоправных санкций.

Цифровизация сама по себе видится универсальным инструментом в области обеспечения продовольственной безопасности России, способствуя, в частности, своевременному получению высокоточной более информации о производстве, хранении и распределении продуктов питания. Например, использование цифровых технологий в сельском хозяйстве может помочь улучшить управление производством, повысить эффективность использования ресурсов и уменьшить потери урожая. Также цифровые технологии могут улучшить контроль качества продуктов питания: например, использование системы маркировки продуктов питания позволит отслеживать и контролировать перемещение продуктов от производителя до потребителя, что поможет предотвратить продажу поддельных или некачественных продуктов. Кроме того, цифровые технологии могут помочь улучшить доступность продуктов питания для населения, особенно в отдаленных и малонаселенных районах. Например, использование электронной коммерции и доставки продуктов питания может помочь улучшить доступность продуктов для людей, которые не могут посетить магазины или рынки.

Таким образом, цифровизация может, в определенной степени, служить эффективным инструментом обеспечения продовольственной безопасности в России, способствующая более эффективному производству, контролю качества и доступности продуктов питания.

Отметим, что в России цифровые технологии широко используются в агропромышленном комплексе для повышения эффективности и конкурентоспособности. Вот несколько примеров использования цифровизации в системе АПК России:

1. Мониторинг урожайности и качества с помощью дронов: в России дроны используются для сбора информации о состоянии посевов, урожайности и качества посевов. Эта информация помогает фермерам принимать более обоснованные решения и увеличивать производительность.

2. Использование искусственного интеллекта для повышения производительности: в России существуют проекты, которые используют искусственный интеллект для прогнозирования урожайности, оптимизации использования удобрений и обработки почвы, а также определения состояния растений.

3. Развитие системы электронного документооборота: в России существует государственная система электронного документооборота, которая позволяет сократить время и упростить процесс получения различных разрешительных документов и сертификатов, необходимых для деятельности в АПК.

4. Развитие электронных рынков: в России существуют электронные рынки, которые позволяют производителям и покупателям быстро и эффективно заключать сделки по продаже и покупке сельскохозяйственной продукции.

5. Развитие цифровых сервисов: в России существуют множество цифровых сервисов, которые помогают фермерам в управлении и оптимизации своих производственных процессов. Например, существуют сервисы для управления сельскохозяйственной техникой, мониторинга состояния почвы и т.д.

Для одновременного решения задач повышения / сохранения текущего состояния обеспеченности россиян доступным и качественным продовольствием вместе с наращиванием собственных производственных мощностей, необходимо активнее внедрять так называемые «петельные» механизмы – импортозамещение и параллельный импорт, полностью устранив административные барьеры и, по возможности, содействуя им финансово, с особым фокусом на формирование максимально благоприятных условий для ввоза в Россию оборудования и технологий, не имеющих местных аналогов.

Выводы. Проведенное исследование подтверждает существенное усиление вызовов и угроз продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях нового витка антироссийских санкций. Введенные ограничения, несмотря на их преимущественно косвенный характер (прямые запреты на экспорт продовольствия в Россию, как правило, до настоящего времени не устанавливаются), приводят к тому, что российская сторона вынуждена искать альтернативные источники поставок продуктов питания, что в свою очередь влечет за собой рост затрат на их закупку и транспортировку. Кроме того, Россия сталкивается с системными проблемами в сельском хозяйстве, связанными с низкой производительностью и устаревшими технологиями производства, в результате чего Россия не может полностью обеспечить себя продуктами питания и вынуждена импортировать их из других стран. Недостаточно развитая инфраструктура и высокие транспортные расходы могут привести к тому, что продукты питания не будут доставлены вовремя и в нужном количестве – и инфраструктурный фактор также учтен злонамеренными государствами в мерах санкционного давления.

При этом, несмотря на совокупность существующих проблем и противоречий, существуют инструменты, позволяющие результативно противостоять санкционному фактору в обеспечении продовольственной безопасности России: цифровизация и развитие производственных мощностей являются ключевыми факторами в обеспечении продовольственной безопасности России. Необходимо активно внедрять цифровые технологии в сельском хозяйстве, контроле качества и доступности продуктов питания, а также использовать «петельные» механизмы для увеличения производства и снижения зависимости от импорта.


Источники:

1. Анищенко А.Н. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобальных вызовов и угро // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 3. – c. 131-147. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-3-131-147.
2. Беспамятнова Л.П. Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности // Управление и экономическая безопасность: страна, регион, предприятие: Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Секция 1. Ростов-на-Дону, 2019. – c. 105-111.
3. Гумеров Р.Р. Продовольственная безопасность: новые подходы к анализу содержания и оценке // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 5(182). – c. 133-141. – doi: 10.1134/S107570072005007X.
4. Климова Н.В. Продовольственная безопасность–основа обеспечения экономической безопасности региона // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-1. – c. 214-219.
5. Лигидов А.Х., Хочуева З.М. Экономическая сущность и взаимосвязь категорий: «экономическая безопасность» и «продовольственная безопасность» // Экономика и социум. – 2020. – № 3(70). – c. 364-367.
6. Дудин М.Н., Шутьков А.А., Лясников Н.В., Анищенко А.Н., Усманов Д.И. Новые траектории развития экономики России в условиях глобальных вызовов. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – 252 c.
7. Обещанное России не осуществилось: в Турции оценили зерновую сделку. News.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/near-east/glava-mid-turcii-rasskazal-o-problemah-zernovoj-sdelki/ (дата обращения: 28.04.2023).
8. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 4. – Ст. 345
9. Орлов А.А. Односторонние санкции Запада-элемент гибридной войны // Обозреватель. – 2021. – № 7(378). – c. 19-32. – doi: 10.48137/2074-2975_2021_7_19.
10. Власов В.А., Рябинин Н.А., Ступина С.А., Шерстяных А.С. Отдельные вопросы обеспечения продовольственной безопасности посредством заключения и исполнения государственных контрактов в деятельности органов внутренних дел. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. – 135 c.
11. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (дата обращения: 28.04.2023).
12. Ускова Т.В., Селименков Р.Ю. и др. Продовольственная безопасность региона. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2014. – 102 c.
13. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.). Справочная правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/57750632/ (дата обращения: 28.04.2023).
14. Рыжкова С.М. Тенденции развития кооперативного рынка плодоовощной продукции России в условиях санкций // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2019. – № 2. – c. 86-96.
15. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Зюкин Д.А. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях экономическо-политических санкций: успехи и проблемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 3(28). – c. 336-339. – doi: 10.26140/anie-2019-0803-0077.
16. Скрипкина Е.В. Экономические инструменты развития овощеводства для обеспечения продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 3(142). – c. 104-118. – doi: 10.24412/2227-9407-2023-3-104-118.
17. Смирнов Е.Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – c. 7-35. – doi: 10.24412/2072-8042-2022-4-7-35.
18. Bloomberg узнал об обсуждении почти полного запрета на экспорт в Россию. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/04/2023/64412cb09a7947be0a2c65ed (дата обращения: 28.04.2023).
19. McMichael P. Does China's ‘going out’strategy prefigure a new food regime? // The Journal of Peasant Studies. – 2020. – № 1. – p. 116-154. – doi: 10.1080/03066150.2019.1693368.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:54