Санкции как угроза национальной экономической безопасности Российской Федерации

Царегородцева С.Р.1, Тихонова О.Ю.2, Котова Т.В.2,1, Евдокимова А.С.3
1 Уральский государственный экономический университет
2 Кемеровский государственный медицинский университет
3 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Царегородцева С.Р., Тихонова О.Ю., Котова Т.В., Евдокимова А.С. Санкции как угроза национальной экономической безопасности Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2433-2444. – doi: 10.18334/ce.18.9.121689.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960677

Аннотация:
В статье рассматриваются понятие и цель санкций, как угроза национальной безопасности страны. Приводятся классификация видов санкций и анализ показателей, характеризующих последствия введения санкций. Проводится анализ и оценивается влияние санкций на национальную экономическую безопасность Российской Федерации. Выявлены угрозы экономической безопасности РФ, возникающие в связи с санкциями, приводятся общие и специальные меры поддержки для обеспечения устойчивости экономики страны во время санкций. Анализируются динамика ВВП в РФ за 2013-2023 гг. и динамика инфляции в России за 2000-2023 гг.; изменение импорта и экспорта в России за 2013-2022 гг., распределение санкций по недружественным странам. В заключении формируются выводы и предложения по повышению уровня национальной экономической безопасности в условиях введения санкций

Ключевые слова: санкции, импорт, импортозамещение, инфляция, угрозы безопасности, экономическая безопасность, экономический вред, экспорт

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

В настоящее время под санкциями понимают инструмент, который применяет одна страна против другой, также санкции могут быть наложены на компанию или конкретного человека [1]. В своей сущности санкции – это наказание за несоблюдение каких-либо условий или договоренностей, более того, причиной может быть любое нарушение прав одной из сторон.

Ключевая цель санкций – это вынудить руководство определенного государства выполнить условия или принять соответствующие решения разного уровня. В данном случае могут быть рассмотрены различные направления: заключение договоров, вывод войск с оккупированных территорий, проведение выборов и т.д.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях неопределенности в мировой обстановке многие страны для обеспечения собственной безопасности могут использовать такие инструменты, как санкции, причем не только экономического характера. Особенно данные инструменты применяются в условиях коллективной безопасности, как демонстрирует современная обстановка и санкции западных стран против России.

Цель исследования – рассмотреть санкции как угрозу национальной экономической безопасности Российской Федерации.

Задачи исследования:

1) оценить влияние санкций на национальную экономическую безопасность;

2) провести анализ показателей, характеризующих последствия введения санкций в России;

3) провести оценку влияния санкций на национальную экономическую безопасность в РФ, выявление угроз экономической безопасности РФ, возникающих в связи с санкциями;

4) сформировать предложения по повышению уровня национальной экономической безопасности в условиях введения санкций.

Основная часть

Для проведения исследования были использованы следующие информационные материалы: нормативно-правовая документация, статьи в научных журналах по теме исследования, специализированные сайты в сети Интернет.

В качестве методов исследования использовались: анализ и синтез, систематизация и классификация.

Существует несколько видов классификаций санкций в зависимости от вида нарушений, а также выделяют три общих вида санкций:

– торговые – это санкции и ограничения, которые были приняты в сфере внешней торговли и иностранных инвестиций. Если говорить о России, то именно торговые санкции для экономики страны имеют большое влияние. Именно эти санкции отрицательно оказывают на систему экономики и являются барьерами для осуществления международной торговли. Соответственно, общий ВВП страны снижается, что является в свою очередь угрозой национальной экономической безопасности государства;

– адресные – к этому виду санкций можно отнести как финансовые, так и нефинансовые;

– структурные – этот вид санкций может касаться запрета или ограничения действия отдельных операций в экономической деятельности [4, с. 71-80].

В результате санкций, наложенных на РФ, стране был нанесен ощутимый экономический вред, который отразился на различных направлениях деятельности. Как наиболее значимые, следует отметить замораживание российских активов, валютных резервов страны, ограничительные меры на операции с госдолгом России, блокада счетов некоторых банков, запрет на инвестиционную деятельность в отношении России, внушительный перечень импорта товаров и услуг подвергся запрету, арест активов за рубежом как юридических, так и физических лиц и т.д.

Под санкциями оказались наиболее важные торговые и политические направления развития нашей страны, стратегически важные секторы экономики, такие как энергетика, металлургия, транспорт, добывающая промышленность и т.д. были в первую очередь подвергнуты санкционному давлению.

Российская Федерация, как ни одна страна в мире за всю историю, подверглась санкциям западных стран. Их количество запредельно, а влияние достаточно обширное и масштабное. В настоящий момент Россия подвержена внешнему влиянию, которое нарушает систему экономических связей и приносит экономический ущерб государству.

На фоне военной операции на Украине на Россию обрушился не только санкионный, но и информационный шторм.

Самые пессимистичные прогнозы Всемирного Банка гласили, что в 2022 г. показатель ВВП в РФ снизится на 8,9 %, прогнозы российских специалистов устанавливал снижение на 7,8 %. Также рецессия в экономике нашей страны должна ударить по доходам населения, которые к концу 2022 г. должны существенно сократиться, это в свою очередь, вызовет внутренние социальные протесты, а, кроме того, руководство страны будет вынуждено распределять бюджет, выделяя больше денег на социальные расходы.

Кроме того, логистические каналы должны разрушиться, а на формирование новых логистических цепочек будет необходимо время. Еще одним фактором влияния должно было стать отсутствие возможности нормального функционирования высокотехнологичного и цифрового секторов без импортных компонентов [2, с. 479-496].

В результате западных санкций руководству нашей страны в ближайшее время придется решать три комплексные задачи: обеспечение внутреннего рынка необходимыми товарами; формирование новых финансовых механизмов работы с партнерами; поиск новых точек роста, независимых от Запада.

Для анализа последствий западных санкций для РФ проследим динамику основного показателя страны – ВВП. Динамика показателя приведена за 2013-2023 гг., результаты на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика изменений ВВП в РФ за 2013-2023 гг., млрд руб.

Источник: [9].

Как демонстрируют представленные данные ни в 2014 г., ни в 2022 г. снижения ВВП не случилось, более того он вырос на 6,4 % и 13,4 % соответственно. В своем наименьшем значении показатель представлен по 2020 г., снижение его произошло по причине введенных ограничений из-за пандемии коронавируса.

После 2020 г. отмечается положительная динамика показателя, который к 2023 г. вырос до 171141 млрд руб.

В качестве причин, по которым санкции не сработали, как считают эксперты, можно указать две: Запад переоценил зависимость России от внешних рынков, а также недооценил экспорт нашей страны.

Уже во втором полугодии стало ясно, что санкции не действуют на экономику России настолько эффективно, насколько бы этого хотелось Западу. Более того, некоторые санкции сработали с точностью до наоборот, специалисты выделяют следующие:

– добровольный или вынужденный уход зарубежных предприятий с российского рынка дал стимул к импортозамещению в стране. Этот процесс запущен уже давно, однако, за последние два года его интенсивность возросла в несколько раз. Также заслуживает внимания сформированная линия параллельного импорта поставок необходимой продукции из третьих стран;

– ограничительные меры по выводу капитала из России позволили укрепить курс рубля;

– на Западе российский бизнес подвергся преследованию, как следствие, перевернулось представление крупных российских бизнесменов о том, что их капиталы за рубежом будут надежно сохранены и это привело к тому, что эти средства остаются внутри страны;

В этой связи, можно сказать, что отдельные санкции даже помогли России. Для самих недружественных стран российские санкции негативно отразились на экономике. Так, в Германии за 2023 г. ВВП снизился на 0,1 %.

Однако, негативное влияние санкций можно наблюдать по инфляции, которая в 2022 г. достигла наивысших значений, рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика инфляции в России за 2000-2023 гг.

Источник: [9].

По итогам 2023 г. Росстат указал на инфляцию, сформировавшуюся на уровне 7,42 %. В качестве благоприятной тенденции можно отметить снижение инфляции в 2023 г. При этом за последние пять лет наивысший уровень инфляции отмечается в 2022 г., он составил 11,41 %, последовательное увеличение инфляции началось с 2019 г. По представленному рисунку четко можно определить введение и ужесточение санкционной политики западных стран. В 2014 г. были впервые введены санкции, как результат – инфляция по 2015 г. имеет высокое значение. В 2022 г. количество санкций увеличилось в разы, как результат – инфляция на высоком уровне.

При этом целевым показателем инфляции Центробанк по-прежнему считает 4 % годовых и, чтобы его достичь, принимает разнообразные меры – например, повышает ключевую ставку, которая сегодня составляет уже 16 % и причин для её понижения пока не просматриваются [3, с. 589-591].

Негативное влияние санкций можно увидеть по экспорту и импорту в России, показатели за 2013-2022 гг. (по 3 кварталу) в млрд долларов приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменение импорта и экспорта в России за 2013-2022 гг.

Источник: составлено по [9]

Как можно увидеть, импорт действительно снизился, что нельзя сказать об экспорте. Как уже указывалось, одной из ключевых ошибок Запада было недооценка важности и необходимости поставляемых Россией ресурсов для некоторых стран.

Например, Венгрия даже при наличии огромного количества санкций и входя в ЕС, не прекращала поставок ресурсов из России, поскольку руководство страны отдавало себе отчет, что без российских ресурсов в стране начнутся проблемы, решать которые придется ей самой, ЕС решать их не будет.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить следующие аспекты последствий санкций в России:

– ни в 2014 г., ни в 2022 г. снижения ВВП не случилось, более того он вырос на 6,4 % и 13,4 % соответственно;

– в 2014 г. были впервые введены санкции, как результат – инфляция по 2015 г. имеет высокое значение. В 2022 г. количество санкций увеличилось в разы, как результат – инфляция на высоком уровне;

– после введения санкций в 2014 г, в 2015 г. можно наблюдать снижение обоих показателей. После введения санкций в 2022 г. импорт снизился, экспорт, наоборот вырос.

На сегодняшний день, в условиях постоянных динамичных изменений сохранение устойчивости социально-экономической системы является первостепенной задачей любого государства.

Социально-экономическая система России за последние несколько лет подверглась серьезным угрозам экономической безопасности. Воздействие санкций только усугубило положение нашей страны, поскольку попытки ослабить экономику России велись по разным направлениям [5, с. 355-356].

Как уже указывалось в отношении России было введено небывалое количество санкций, распределение их по недружественным странам приведено на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение санкций по недружественным странам, ед.

Источник: [6].

Как видно, больше всего санкций было введено США, достаточно большое число мер было принято Канадой, Швейцарией, Францией и Великобританий. Таким образом, различные международные организации и отдельные государства инициировали более 12,5 тысяч санкций в отношении юридических и физических лиц.

Таким образом, результаты исследования показали, что экономика России за последние несколько лет претерпела влияние большого количества внешних факторов, отдельные из которых достаточно серьезно сказались на экономической системе страны, например, санкции.

Выявлено, что с 2022 г. в отношении страны было введено более 12,5 тыс. санкций, исходящих из разных государств. В результате не только сформировались новые угрозы для экономики РФ, но и выявились и обострились уже существующие проблемы.

Так, в качестве основных можно указать следующие: тотальная зависимость страны от торговли ресурсами, вывод капитала из страны; низкая инвестиционная активность; высокий уровень инфляции и т.д.

Поскольку на сегодняшний день активность принятия санкций не снижается, разрабатываются новые пакеты санкционных мероприятий, ориентированных на нанесение ущерба экономической системе, руководство страны уже выбрало определенную экономическую тактику поведения, направленную на предотвращение значительного ущерба стране. Были сформированы определенные направления, проработка которых позволит обеспечить устойчивость развития РФ [7].

На сегодняшний день руководством страны разработаны общие и специальные меры поддержки для обеспечения устойчивости экономики страны во время санкций, к которым можно отнести:

1) мероприятия в области кредитно-денежной политики – в данном случае рассматривается контроль за инфляцией в стране, регулируемый с помощью изменения ключевой процентной ставки. Так, в условиях высокой инфляции (например, в 2022-2023 гг.) Центральный банк повышает ключевую ставку для повышения стоимости денег и снижения на них спроса;

2) поддержка IT-компаний – в этом направлении государство также внедряет перечень мероприятий, одним из которых является мораторий на проведение плановых государственных и муниципальных проверок, который будет действовать до конца 2024 г. [10]. Также мерой поддержки государства следует считать льготное кредитование, разработку и внедрение ИТ-проектов;

3) мерой поддержки бизнеса следует считать мораторий на плановые проверки бизнеса до конца 2024 г.;

4) мерой для дальнейшего развития параллельного импорта можно считать разрешение на ввоз целого перечня зарубежных товаров без согласия их производителей. В этот перечень входят такие товары, как автомобили, бытовая техника и электроника, музыкальные инструменты, часы, мебель т.д.;

5) кредитование по льготной ставке производителей приоритетной промпродукции;

6) льготы на ввоз сырья и материалов для приоритетных видов деятельности (растениеводство, производство лекарств, пищевых продуктов и напитков, бумаги, электрооборудования, компьютеров, транспорта, деятельность в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, пассажирские перевозки, строительство, добыча нефти и газа);

7) работодатель, устраивающий на работу молодежь и безработных, имеет право на государственную субсидию для развития своего бизнеса;

8) мерой по поддержке предпринимательства можно считать реализацию грантов для молодых предпринимателей и гранты на разработку важнейших лекарственных средств;

9) нулевая ставка НДС для предпринимателей, занимающихся строительством и предоставляющим в аренду гостиничные комплексы и здания, а также туристические объекты [8].

Таким образом, в настоящее время государством реализуют специальные меры, направленные на обеспечение устойчивости экономики РФ в условиях санкций.

Заключение

Основными заключительными выводами являются:

1. Под санкциями в современном мире следует понимать принятие определенных мер экономического, финансового, и иного характера для того, чтобы вынудить противоборствующее государство принять неудобные для него решения, которые ориентированы только в пользу противодействующей стороны.

2. Санкции и контрсанкции основаны на определенных нормативно-правовых актах, которые регламентируют введение данных мер и условия их применения.

3. Проведенный анализ позволил выявить следующие аспекты последствий санкций в России:

– ни в 2014 г., ни в 2022 г. снижения ВВП не случилось, более того он вырос на 6,4 % и 13,4 % соответственно;

– в 2014 г. были впервые введены санкции, как результат – инфляция по 2015 г. имеет высокое значение. В 2022 г. количество санкций увеличилось в разы, как результат – инфляция на высоком уровне;

– после введения санкций в 2014 г, в 2015 г. можно наблюдать снижение обоих показателей. После введения санкций в 2022 г. импорт снизился, экспорт, наоборот вырос.

4. Экономика России за последние несколько лет претерпела влияние большого количества внешних факторов, отдельные из которых достаточно серьезно сказались на экономической системе страны, например, санкции. Выявлено, что с 2022 г. в отношении страны было введено более 12,5 тыс. санкций, исходящих из разных государств. В результате не только сформировались новые угрозы для экономики РФ, но и выявились, и обострились уже существующие проблемы.

Так, в качестве основных можно указать следующие: тотальная зависимость страны от торговли ресурсами, вывод капитала из страны; низкая инвестиционная активность; высокий уровень инфляции и т.д.

5. В настоящее время государством реализуют специальные меры, направленные на обеспечение устойчивости экономики РФ в условиях санкций.


Источники:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12151317/?ysclid=lybg0ug6uq362515678 (дата обращения: 03.07.2024).
2. Кайгородцев А. А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496.
3. Серегина А. С. Экономическая безопасность государства // Молодой ученый. – 2019. – № 22(260). – c. 589-591.
4. Соболь Т. С., Шарай А. И. Современное состояние экономики России в условиях санкций // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2023. – № 1 (44). – c. 71-80.
5. Филиппова И. А., Кожемяко А. Э. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Молодой ученый. – 2022. – № 21 (416). – c. 355-356.
6. Аналитики заявили об «обратных эффектах» санкций против России. Какие факторы устойчивости российской экономики выделили в «Сбере». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/02/2024/65c374cb9a79470c51a2d456 (дата обращения: 03.07.2024).
7. Как государство поддерживает развитие российской экономики в условиях санкций. [Электронный ресурс]. URL: https://cntd.ru/news/read/kak-gosudarstvo-podderzivaet-razvitie-rossiiskoi (дата обращения: 03.07.2024).
8. Меры по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций. [Электронный ресурс]. URL: Меры по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций (дата обращения: 03.07.2024).
9. Официальный сайт Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.07.2024).
10. ЦБ рассчитал влияние санкций до 2027 года. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/news/249737/?ysclid=lybne4nhh7418041860 (дата обращения: 03.07.2024).

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:44