Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики

Макаров И.Н.1, Пивоварова О.В.2, Дробот Е.В.3,4, Селищев О.В.5, Юшков М.А.1
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
2 Финансовый университет при Правительстве РФ
3 Первое экономическое издательство
4 Центр дополнительного профессионального образования
5 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633317

Аннотация:
Экономическая модель, в рамках которой длительное время существовала и функционировала экономика нашей страны, с началом СВО и противостояния с коллективным Западом перестала быть актуальной – отвечать потребностям не только дальнейшего устойчивого развития, но и текущего выживания. При этом промышленность (наряду с сельским хозяйством и рядом иных стратегически значимых сфер деятельности) является экономическим базисом устойчивого развития пространственно и структурно сбалансированной социально-экономической системы самодостаточного государства. А данная система нуждается в постоянном обновлении своего производственного базиса для возможности поддержания его в конкурентном состоянии и избежания высоких уровней морального износа – то есть в непрерывном потоке производственных инноваций. Поэтому разработка и реализация государственной пространственной политики, включающей такое обязательное направление как формирование системы пространственно распределенной, но централизованно управляемой инновационной инфраструктуры, способной обеспечить генерацию потока производственных инноваций, в том числе, с использованием инструментария государственно-частного партнерства, в условиях неизбежного формирования мобилизационной экономики, представляется наиважнейшей задачей, стоящей на сегодняшний день перед государством

Ключевые слова: политика государства, регион, инфраструктура, инновации, промышленность, мобилизационная экономика

JEL-классификация: O30, O31, O32



Введение

Экономическая модель, в рамках которой длительное время существовала и функционировала экономика нашей страны, с началом СВО и противостояния с коллективным Западом перестала быть актуальной – отвечать потребностям не только дальнейшего устойчивого развития, но и текущего выживания. Следствием исчерпанности прежней модели экономического роста является необходимость поиска новой модели, в рамках которой возможно формирование новых форм, инструментов и средств интенсификации социально-экономического развития страны на всех уровнях. При этом в качестве одной из основных задач наступающего века, стоящих перед отечественной экономикой, отображаемой в процессе формирования пространственной политики государства, является не только формирование потенциала устойчивого интенсивного развития, но и его трансляция от центральных, наиболее развитых регионов (территорий) страны на окружающее пространство, в первую очередь депрессивные территории и периферию.

Существующий в настоящий момент дисбаланс уровня социально-экономического развития регионов (территорий) и потенциалов территориального развития предопределяет необходимость формирования многоуровневой системы интенсификации экономического роста, поскольку воздействие различных стимулов и эффективность управляющих воздействий, осуществляемых на макроуровне, будут весьма существенно различаться в зависимости от региональных условий. Это определяет необходимость выделения мезоуровня в качестве отдельного уровня реализации средств, инструментов, механизмов и систем, обеспечивающих социально-экономическое развитие, для учета региональной специфики и корректировки в соответствии с ними формируемых на макроуровне базовых установок осуществления интенсификации экономического роста на базе инновационной «реанимации» отечественного производства.

Основная часть

В современной России процессы развития инновационной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства имеют свои особенности, которые связаны с национальной спецификой социально-экономической системы России и острой потребностью в формировании эффективного инфраструктурного обеспечения развития территорий: имеющиеся в настоящее время инфраструктурные ограничения экономического развития настоятельно требуют разработки и реализации масштабных проектов модернизации национальной и региональной инновационной инфраструктуры как главного «источника» генерации непрерывного потока производственных инноваций.

Имеющийся мировой опыт свидетельствует, что в сложных хозяйственных условиях в качестве одного из эффективных средств модернизации инфраструктуры на макроуровне и мезоуровне, производства иных опекаемых благ на микроуровне и стимулирования, таким образом, развития национальной экономики может выступать государственно-частное партнерство – фактически оно должно стать инструментом политики государства по развитию инновационной инфраструктуры в регионах в условиях формирующейся мобилизационной экономики.

В современных условиях государство для обеспечения возможности самосохранения в качестве обособленной социально-производственно-экономической системы и сохранения своей пространственной целостности вынуждено реализовывать определенный набор функций, связанный с обеспечением условий пространственно-территориального развития. Данные функции реализуются, как правило, посредством связанных с ними аспектов государственной политики.

Одной из наиболее важных подсистем социально-экономической системы государства, в которой фактически формируется экономическая основа национального дохода и в подавляющем большинстве развитых стран – валового внутреннего продукта (ВВП) является производственная подсистема – фактически представляющая национальную промышленность, в сочетании с агропромышленным комплексом, строительством и той частью сферы услуг, которая ответственна за производство (воспроизводство) национального человеческого (в частности, интеллектуального) капитала.

При этом промышленность (наряду с сельским хозяйством и рядом иных стратегически значимых сфер деятельности) является экономическим базисом устойчивого развития пространственно и структурно сбалансированной социально-экономической системы самодостаточного государства.

А данная система нуждается в постоянном обновлении своего производственного базиса для возможности поддержания его в конкурентном состоянии и избежания высоких уровней морального износа – то есть в непрерывном потоке производственных инноваций.

Основой для генерации непрерывного потока инноваций выступает региональная (национальная, распределенная по соответствующим территориям) инновационная инфраструктура.

Данная инфраструктура, как правило, находится в рыночном поле, корректируя свое функционирование под воздействием механизмов спроса и предложения.

При этом наличие несовершенств рынка существенно влияет на возможности саморегулирования данной системы. Ситуация существенно усугубляется глубоким структурным кризисом и санкционным давлением на отечественную экономику, что существенно уменьшает возможности саморегулирования отраслевых рынков и исправления ситуации исключительно за счет рыночных механизмов.

Данное положение подтверждается мировым опытом и отечественными исследователями: как отмечает А.Г. Зельднер, опыт США, Великобритании и Японии убедительно свидетельствует, что «создание условий для экономического роста и вывод перечисленных стран из кризисной ситуации происходили исключительно за счет глобального усиления государственного регулирования, включая рост бюджетных вложений и социальной консолидации» [1] (Zeldner, Batkilina, Vaslavskaya, Gakhokidze, Zaytseva, Logvina, Shiryaeva, Yuzhelevskiy, 2003).

При этом в последние два года свой взнос в структурное искажение функционирования рыночных механизмов вносит СВО (специальная военная операция) и связанные с ней пакеты санкций, а также реакция нашей страны в формате контрсанкций.

Это ставит отечественную экономику перед рядом серьезных вызовов.

Одним из таких вызовов является необходимость кардинального повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов в условиях современной России. Это, в свою очередь, подразумевает необходимость существенных институциональных трансформаций для создания адекватной системы стимулов и контрстимулов, а также инфраструктурного обеспечения развития национального производства.

Однако наша страна уже имеет опыт развития национального производства в сложных внешнеполитических условиях – это период Новой экономической политики – НЭПа.

Рассмотрев генезис управления возрождением отечественного производства в российских условиях послереволюционного периода, в том числе описанный в наших ранних работах, мы пришли к следующим выводам [2] (Makarov, 2008):

1. Использование государственно-частного партнерства в период НЭПа в качестве инструмента формирования инновационной инфраструктуры (в сегодняшнем понимании) и модернизации отечественной промышленности свидетельствует о высоком потенциале эффективности данного инструмента, который может быть реализован при наличии соответствующей государственной политики, реально, а не декларативно, направленной на модернизацию национальной промышленности.

2. Основной проблемой, препятствующей формированию оптимального механизма реализации и управления ГЧП в качестве инструмента модернизации национальной промышленности в условиях России, как в период Российской империи, так и в период СССР, а в еще большей степени в период современной России, является закрытый и полутеневой (в лучшем случае) характер принятия управленческих решений, в том числе касающихся перераспределения активов.

3. Закрытый характер перераспределения активов в ходе приватизации государственных предприятий в сфере промышленности и особенно топливно-энергетического комплекса и теневой характер их дальнейшего функционирования, максимально проявившийся в период 90-х годов прошлого века, применение полулегальных, а зачастую и нелегальных схем распределения, перераспределения и управления полученными активами со стороны представителей бизнеса и преимущественно теневой характер взаимодействия представителей бизнеса и государства, сохраняющийся до настоящего времени, позволяют нам сделать вывод о доминирующем теневом и частично теневом характере государственно-частного партнерства, практикуемого в современной России.

Анализ концессионного опыта СССР периода НЭПа и практики ГЧП в развитых и развивающихся странах позволил прийти к выводу, что наиболее рациональной практикой является формирование системы централизованно управляемых пространственно распределенных отраслевых научных и научно-образовательных центров, находящихся в непосредственном взаимодействии с промышленно-производственными предприятиями региона базирования, а также иными промышленно-производственными комплексами и отдельными предприятиями.

Заключение

На основе всего вышеизложенного необходимо сделать вывод, что регион в качестве единой подсистемы функционирует в институциональной среде государства, в его экономическом и социальном пространствах, но при этом выступает как отдельный элемент в системе государства, обладающий значимой самостоятельностью, а поэтому для сохранения территориальной целостности, включающей единое политическое, экономическое и социальное подпространство, необходимо обеспечить сравнительно схожие условия функционирования региональных социально-экономических систем, базирующихся на «реинкарнации» производственного потенциала в этих регионах.

Как следствие, взаимодействие «регион (в лице региональной власти) – бизнес – инновационная инфраструктура» на мезоуровне следует рассматривать как взаимодействие экономических агентов – хозяйствующих субъектов, реализующих свои множества интересов, для координации которых и формирования потенциала инновационного развития производства в регионе требуется соответствующая государственная политика. При этом ситуация усугубляется тем фактом, что в процессе перехода национальных социально-экономических систем к новому технологическому укладу возникновение непредвиденных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом, представляется весьма вероятным.

Поэтому разработка и реализация государственной пространственной политики, включающей такое обязательное направление, как формирование системы пространственно распределенной, но централизованно управляемой инновационной инфраструктуры, способной обеспечить генерацию потока производственных инноваций, в том числе с использованием инструментария государственно-частного партнерства, в условиях неизбежного формирования мобилизационной экономики представляется наиважнейшей задачей, стоящей на сегодняшний день перед государством.


Источники:

1. Зельднер А.Г., Баткилина Г.В., Ваславская И.Ю., Гахокидзе Н.С., Зайцева Л.И., Логвина А.М., Ширяева Р.И., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста. - М.: Наука, 2003. – 9 c.
2. Макаров И. Н. Международные концессии в эпоху НЭПа. Партнерство государства и частного капитала в советской России // Российское предпринимательство. – 2008. – № 10-1. – c. 46-51.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. – 1999. – № 11-12. – c. 37-38.
4. Миронова Т.А. О стратегии территориального развития и федеральной региональной политике. // Стратегия досрочного развития и роль государства в переходной экономике: российские подходы и мировой опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2001. – № 11 (142). – c. 24.
5. Войтюк М.М. Комплексное развитие инфраструктуры сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 5. – c. 60–63.
6. Грачев С.А. Влияние урбанизации на параметры развития территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2427-2444. – doi: 10.18334/epp.13.7.118232.
7. Грачев С.А., Доничев О.А., Быкова М.Л. Актуальные вопросы управления инновационным развитием территорий в современных условиях на национальном уровне // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 901-914. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117606.
8. Губина В.С. Основные проблемы развития сельских территорий и пути их решения // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2014. – № 2(45). – c. 80–83.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
10. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
11. Казанцева С.М., Шумилова Ю.А., Шарапова Т.В. Ценностно-ориентированное управление брендом территории // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 317-330. – doi: 10.18334/epp.13.2.117192.
12. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
13. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Евсин М.Ю., Селищев О.Н. Развитие транспортной и информационной инфраструктуры неурбанизированных территорий и городских агломераций: роль организационно-управленческих инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2299-2314. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116689.
14. Меренкова И.Н., Кусмагамбетова Е.С. Формирование и развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях. - Воронеж : Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации, 2018. – 181 c.
15. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 427-448. – doi: 10.18334/epp.12.1.114144.
16. Смыслова О.Ю. Неурбанизированные территории России: особенности и тенденции развития // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 21–30 марта 2023 года. – Ч. III. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронеж, 2023. – c. 35–42.
17. Евсин М.Ю., Измалкова И.В., Исмайлова Т.Ю. Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений. - Тамбов : Издательский дом Державинский, 2023. – 106 c.
18. Фомин Э.В., Фомина Ю.А. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации. Книга 1: Общий системный подход. - М.: ЛЕНАНД, 2023. – 160 c.
19. Шалмуев А.А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4. – c. 57–61.
20. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ / URSS, 2009.

Страница обновлена: 20.07.2025 в 16:22:17

 

 

The role of innovation infrastructure in Russia's spatial policy amidst mobilization economy

Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Selishchev O.V., Yushkov M.A.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Abstract:
The economic model within which the economy of our country existed and functioned for a long time, with the beginning of Russia's confrontation with the collective West, ceased to be relevant and to meet the needs not only of further sustainable development, but also of current survival. At the same time, industry (along with agriculture and a number of other strategically important spheres of activity) is the economic basis for the sustainable development of a spatially and structurally balanced socio-economic system of a self-sufficient state. This system needs constant updating of its production base in order to maintain competitiveness and avoid high levels of obsolescence, i.e. it needs a continuous flow of production innovation. Therefore, the development and implementation of the state spatial policy, which includes such a mandatory direction as the formation of a system of spatially distributed but centrally managed innovation infrastructure, capable of generating the flow of production innovation, including the use of the tools of public-private partnership, in the inevitable formation of a mobilization economy, seems to be the most important task of the state today.

Keywords: state policy, region, infrastructure, innovation, industry, mobilization economy

JEL-classification: O30, O31, O32