Управление процессом реализации природоохранной политики умных городов

Кетова Н.П.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760063

Аннотация:
В статье раскрыты основные аспекты управления развитием природоохранной политики современных умных городов (Smart City) , отражена ее сущность и особенности, изложенные на примере умных городов мира и России. Дана характеристика возможной структуры умного города, включающей инфраструктурные, экономические, социальные, информационные и управленческие компоненты городского хозяйства. Проанализированы приоритеты такой политики, охарактеризованы факторы развития, показаны возможности обеспечения экосистемного подхода для повышения ее результативности. Автором адаптирован стратегический подход к управлению процессом реализации природоохранной политики в умном городе. Доказано, что базовым в такой концепции должен стать комплекс решений инновационного обеспечения рациональной организации пространства города, его активной политики по охране окружающей среды. Для решения поставленных в статье задач использовались методы теоретических обобщений, синтеза, логического анализа в рамках авторских теоретических исследований, связанных с определением сущности процессов реализации инновационной природоохранной политики, стимулирования осуществления ее в умных городах нашей страны. В заключении статьи сформулированы структурные приоритеты и инструментарий механизма управления процессом реализации природоохранной политики умных городов, раскрыты возможности осуществления рациональной природоохранной политики в умных городах разных регионов России.

Ключевые слова: природоохранная политика, умные города, концепция Smart City, управление экологической сферой, экологическая защита умного города, эффективность природоохранных мер, цифровизация

JEL-классификация: Q01, R11, R12, R13



Введение

Управление процессом реализации природоохранной политики в сложных современных экономических системах, каковыми являются умные города, – актуальная проблема с неоднозначными решениями. Значимость ее разрешения предопределяется ростом численности и социально-экономического значения умных городов, включением их в процессы системной цифровизации, повышением их деловой активности, и при этом – нарастанием напряженности в сфере городских экологических проблем. Учитывая то, что эти проблемы требуют оперативного решения, очевидна необходимость более четкой оценки возможностей и приоритетов в эффективном управлении природоохранной политикой умных городов, подчеркивает О.П.Бурматова [2, с.141-143]. Для достижения ускоренного развития умных городов в эпоху цифровизации весьма важным и актуальным является системный учет возникающих при этом проблем и ответное принятие по их преодолению четких управленческих решений, отмечают М.Е. Цибарева и В.А.Васяйчева [18, с. 86-87], с использованием действенных технологий и эффективных алгоритмов.

Важным является также использование потенциала активности граждан, проживающих в умных городах, для совместной деятельности населения и руководства специфических городских поселений, какими являются умные города, для решения возникающих в них проблем социального характера.

На этом акцентирует внимание в своих статьях, например, Мухаметов Д.Р. [10, с. 846]

В этой связи, цель статьи состоит в обосновании концептуальных подходов к управлению процессами эффективной реализации экологоориентированной политики умных городов в контексте их устойчивого развития и цифровизации, использования информационно-коммуникационных технологий и других инноваций для гибкого управления природоохранной политикой, обеспечивающего, при этом, тесное взаимодействие органов власти и населения.

Для ее достижения представляется необходимым решение ряда задач, в числе которых – проведение исследований специфики и институционально-инфраструктурных трендов развития умных городов, предопределяющих их особенное положение в современных условиях развития экосистем, обоснование приоритетов, факторов и технологий управления реализацией природоохранной политики умных городов.

В процессе проведения исследования использованы методы и приемы, обеспечивающие творческое осмысление новых реалий выстраивания природоохранной политики умных городов, в числе которых сравнение, анализ, экономическая диагностика, социальное проектирование, концептуальное моделирование и др.

Научная новизна исследования, результаты которого представлены в статье, предопределяется изложением авторского стратегического подхода к организации управления экологообоснованной политикой умных городов.

Его сущность состоит в представлении административно - контрольных инструментов управления процессом реализации природоохранной политики умных городов (экологические стандарты, нормативы, лимиты, лицензирование), изложении инструментов контроля за состоянием природно-экологической среды умного города (экологический мониторинг, экспертиза, экологический аудит и др.), трактовке экономических инструментов охраны окружающей среды (налоги, платежи, субсидии, кредиты), обосновании алгоритмов и возможностей их использования в умных городах России.

Умные города как новая реальность современности

Определение «умный город» (« smart city») начало употребляться в начале 1990-х годов. При этом трактовка данного термина специалистами Британского института стандартов (British Standards Institution, BSI) сводится к тому, что smart city – это формирование комплекса систем в искусственно созданной городской среде с целью обеспечения устойчивого, благополучного и всестороннее успешного будущего для жителей города. Уточняя это определение, специалисты вышеназванного института (BSI) внесли такое определение: «Умный город» – эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде, цель которой заключается в обеспечении устойчивого, благополучного и всестороннего будущего граждан [20].

Применительно к российской действительности, в частности, в контексте экологической устойчивости умных городов, в последние годы профессором Бурматовой О.П. ( Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск), подготовлен ряд весьма содержательных статей. В работах этого автора системно изложены концептуальные основания для формирования стратегии устойчивого развития умных городов, подчеркнута необходимость комплексного подхода к решению задач инновационного обеспечения городских агломераций и рациональной организации их пространств, дана характеристика возможной структуры умного города, включающей инфраструктурные, экономические, социальные, информационные и управленческие компоненты городского хозяйства [3]. При этом автором подчеркнута значимость интеграции ряда информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления городским имуществом.

В современных российских научных изданиях в целом сложились комплексные научные оценки эффективности внедрения элементов умного города, выделены основные проблемы цифровизации городской среды в России, представлено соотношение понятий «умный город» и «цифровизация». Именно цифровизация рассматривается как внедрение суперсовременных цифровых технологий, и их применение признается весьма значимым для повышения комфортности проживания и активной многообразной деятельности населения в умных городах [18].

Технологические и информационно-коммуникационные технологии в таких городских поселениях постоянно совершенствуются, что позитивно сказывается на создании умных транспортных и логистических сетей, на управлении трафиком городского транспорта, расширении использования электромобилей, использовании информационно-коммуникационных технологий и Интернета вещей, распространении электронных сетей и расширении использования различных технико - технологических и информационых инноваций [12]. Это способствует динамичному продвижению в городскую действительность цифровизации государственных услуг и городского управления, реализации цифровых технологий при учете расхода воды и тепла в квартирах, цифровизации систем безопасности, контроля криминогенной ситуации. В умных городах отмечается динамичная цифровизация и расширение электронных форм обучения в образовании, систематизация и повышение оперативности информации в здравоохранении, туризме, музейном и архивном делах [2]. Такой подход к организации жизнедеятельности умных городов в целом обеспечивает высокую степень их самодостаточности и ускоренное воспроизводство позитивных моментов функционирования основных элементов, факторов и условий повышения комфортности городской жизни.

В числе новаций в умных городах (или городах, претендующих на

таковые) используются новые технологии в организации продаж и обслуживании населения. Так, расширяется использование маркетинга сотворчества. Это проявляется, например, в том, что в городе Ростове-на-

Дону, ориентированном на звание «умного города», ряд отелей обращаются к своим гостям с просьбой оставлять предложения по улучшению качества обслуживания и расширению перечня предоставляемых услуг. И отели реально корректируют обслуживание посетителей с учетом высказанных замечаний и предложений. Особенно активно включаются в такие изменения клиенты поколения Z, т.е. молодежь, которая весьма охотно оценивает значимость новаций и стремится к улучшению качества жизни [6].

В целом же следует подчеркнуть наличие в «умном» городе умного освещения и умного общественного транспорта, эффективно действующих камер наблюдения, противопожарных датчиков и др. элементов умного быта, обусловливающих совершенствование жизни города, повышение возможностей для его развития в направлении повышения качества жизни населения и наращивания социально-экономического и институционального потенциала [7].

В таблице 1 представлен комплекс основных инструментов и технологий, обеспечивающих функционирование и поддержку

жизнедеятельности в умном городе, повышение качества жизни его населения, организационную и информационно-коммуникационную самодостаточность, значимость конкретных инструментов для организации жизнедеятельности умного города, возможность объединения приборов и устройств в единую экосистему.

Следует подчеркнуть, что в последние годы особую роль для организации функционирования города играют технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект (ИИ), мобильные

сети 5G, блокчейн и др., включенные в процессы цифровизации и инновационных трансформаций [18].

Таблица 1

Комплекс основных инструментов и технологий, обеспечивающих функционирование и поддержку жизнедеятельности в умном городе [1]


Инструменты
Значимость каждого из инструментов для организации жизнедеятельности умного города
1.
Информационно-комму-никационные технологии (ИКТ), Интернет вещей, как система взаимосвя-занных вычислительных уст-ройств и гаджетов
Технологии, обеспечивающие функционирование специальных датчиков и облачных сервисов, которые помогают объединить приборы и устройства в единую экосистему для более эффективного их функционирования, в том числе «умных» домов в умном городе
2.
Геолокация
1. Благодаря сбору и анализу данных в рамках геолокации городские службы получают актуальную информацию о местонахождении объектов и их состоянии, что позволяет им лучше выстраивать их работу
3.
Роботы
Используя механизмы-роботы, жители города не только перепоручают им сложную рутинную работу, но и сокращают затраты, одновременно повышая эффективность использования элементов городской инфраструктуры
4.
XR- технологии (технологии виртуальной и дополненной реальности)
2. Данные технологии лежат в основе четвертой промышленной революции. Используются в архитектуре, организации художественных пространств, в торговле, применении VR-тренажеров в обучении и др.
5.
Искусственный интеллект (ИИ)
3. Умные технологии, обеспечивающие выстраивание автономных маршрутов общественного транспорта, управление автомобильным трафиком, электросетями, доставкой отправлений дронами, роботами и т. п. Искусственный интеллект, сформированный в рамках умного города, анализирует его «здоровье», функционирование городских жизненно важных структур
6
Мобильные сети 5G
Оперативная обработка потока информации, генерируемой умным городом, расширение возможностей существующих 3G и 4G сетей
7
Блокчейн
4. Безопасные и прозрачные платежи, не требующие участия посредников, используемые для оплаты в качестве самоисполняющихся проплат или смарт-контрактов

В числе структурных элементов умного города следует выделить

следующие:

- умное жилищно-коммунальное хозяйство, в рамках которого осуществляется внедрение IT-технологий в ЖКХ; оно предполагает автоматический сбор показаний потребления энергоресурсов, регулировку отопления и освещения общественных объектов с целью экономии энергоресурсов и др.;

- умная городская среда в целом — эффективное и экономное освещение улиц, автоматический контроль работы коммунальной техники и транспортных служб по обеспечению чистоты улиц и автотрасс;

- экология умного города, обеспечиваемая контролем экологической безопасности, системой онлайн-мониторинга воздуха и воды, новыми подходами к уборке улиц, общественных пространств, зон отдыха, спортивных сооружений;

- экологичные способы переработки отходов жизнедеятельности,

накапливающиеся в городской среде;

- доступная и безбарьерная городская среда — еще одно обязательное условие эффективного существования и развития умного города.

К настоящему времени число умных городов в мире, по разным оценкам, насчитывает от нескольких сотен до нескольких тысяч. Ежегодно крупные исследовательские агентства, такие как PwC, Juniper Research, McKinsey, IMD и Сингапурский университет технологий и дизайна, публикуют рейтинги «умных городов». Первые строчки рейтингов в этих списках принадлежат Сингапуру, Нью-Йорку, Сан-Франциско, Лондону, Цюриху, Амстердаму, Копенгагену, Стокгольму. Из российских городов в топ-100 попали Москва и Санкт-Петербург (54 и 79 место, соответственно (2021г.) [17].

Согласно оценкам российских экспертов, в перспективе продолжится стремительный рост коэффициентов smart city азиатских городов. Европейским же лидерам рейтинга, таким как Осло, Цюрих, Хельсинки, вряд ли удастся догнать Сингапур. Стремительный рост рейтингов Сеула позволяет предположить, что к 2030-му он войдет в пятерку лидеров. Предпожительно, в топ-10 к 2030-му году будет уже как минимум два-три китайских города. На этом фоне на российских территориях происходят ускоренные преобразования территориальных структур, в том числе в рамках «умных» регионов и городов, осуществляются инновационные преобразования территориально-производственных комплексов. В перспективе, согласно мнению ряда экспертов, Москва и Санкт-Петербург, предположительно, останутся самыми развитыми российскими городами. В последние годы Москва находится в середине международного рейтинга умных городов, обгоняя Париж и Токио. Руководство столицы активно внедряет интеллектуальные системы управления транспортными потоками, комплексы бесконтактной оплаты, стимулирует ускоренное развитие транспортных развязок.

В перспективе до 2030 года Москва будет развиваться именно как умный город, основная задача которого заключается в развитии человеческого капитала. Для ее решения будут созданы условия и возможности, которые позволят каждому жителю определить и реализовать свои жизненные приоритеты в области образования, здоровья, профессиональной деятельности, семейной жизни и досуга. При этом основной принцип – равные возможности для каждого жителя, – будет реализован за счет применения цифровых технологий, включая Искусственный интеллект, Большие данные, блокчейн, роботизацию, 3D-печать и др. [10].

В России развитие в сфере смарт-технологий по формированию умных городов началось с принятия Минстроем РФ в 2018 году стандарта «Умный город», а в 2022 году – нового стандарта. Пилотные проекты в 2018 году начали реализовываться в 19 городах 11 субъектов России. В 2020 году этот список был расширен, и стандарт реализовывается в настоящее время уже в 209 городах РФ [14].

Таким образом, к приоритетным направлениям развития умных городов и поддерживающим их структурам относятся: городское управление и расширение возможностей госуслуг; цифровизация сферы ЖКХ; технологические решения, повышающие комфортность городской среды, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального хозяйства; «умный» городской транспорт; смарт-системы, обеспечивающие безопасность общества и поддерживающие на должном уровне экологию и др.

Реализация природоохранной политики умных городов: управление, приоритеты, цифровизация

Механизм управления процессом формирования и реализации в умных городах рациональной политики природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность методов и инструментов управления, учитывающих специфику этой сферы. Их реализация обеспечивает сопровождение процессов рационализации природопользования и поддержки охраны окружающей среды как особого общественного блага, удовлетворяющего экологические потребности жителей города. Как подчеркивает профессор О.П.Бурматова, весьма компетентный специалист по проблемам «зеленой» политики умных городов, требования к формированию приоритетов инновационно – ориентированной стратегии в сфере экологии заключаются в постоянном технологическом ее совершенствовании, системном внедрении «зеленых» технологий (ресурсосберегающих и экологоориентированных), изменении взаимодействия государства и бизнеса по щирокому спектру отношений, затрагивающих сферу экологии [3].

Достойным ответом на вышеперечисленные требования может быть пересмотр подходов к управлению городским развитием в целом, в т.ч. в сфере экологии, который опирается на интеллектуально ориентированные

технологические решения, цифровизацию и платформизацию. В идеальной трактовке речь может идти о переходе к интегрированной цифровой городской экосистеме, которая способна отвечать на возникающие вызовы, способствует удовлетворению потребностей всех участников проектов «умные города» (жителей, бизнеса, властей и т. д.).

В таблице 2 отражены приоритеты и инструментарий механизма управления процессом реализации природоохранной политики умных городов России. Они сформулированы автором с учетом требований, практик и перспективных разработок, уже сложившихся или планируемых к реализации в разных умных городах, реально применяемых или предполагаемых к использованию в мировой практике.

Так, в число административно-контрольных инструментов управления природоохранной политикой в авторской модели включены экологические стандарты, нормативы и лимиты, применяемые в разных областях природопользования, а также запреты и лицензирование.

Таблица 2

Структурные приоритеты и инструментарий механизма управления процессом реализации природоохранной политики умных городов России [2]

N
Административно-контрольные инструменты управления природоохранной политикой умного города
Инструменты экологического контроля за состоянием природно-экологической среды города
Экономические инстру-менты охраны окружаю-щей среды в умном городе
1.
Экологические стандарты, обоснованные для умных городов
Экологический моноторинг
состояния экологии города
Платежи и налоги:
-платежи за загрязнение
природной среды;
-экологические платежи
(косвенные налоги);
-административные платежи и штрафы
2.
Нормативы и лимиты,при меняемые в разных облас-тях природопользования:
-лимиты и нормативы на
сброс загрязняющих ве-
ществ разными источни-ками загрязнения;
-лимиты водозабора в пределах умного города;
-требования по обеспече-нию населением приро-доохранного поведения
Экологическая экспертиза
проектов возводимых в городе объектов, контроль за исполнением сформулированных требований
Субсидии и кредиты:
-гранты по проектам, обеспечивающим бла-гоприятную экологи-ческую среду в умном городе;
-кредиты под реализа-цию экологоохранных мероприятий по специ-альной ставке;
-налоговые льготы (осво
бождения) по природо-
охраным мероприятиям
3.
Запреты:
-на размещение в районах умного города загрязняющих видов деятельности;
-на использование токсичных и отравляющих веществ (в производствах, в быту)
Экологический аудит, как
оценка исполнения норма-тивных требований и стандартов в области природопользования в умном городе
Залоги и платежи, применяемые для обеспечения охраны окружающей среды в городе
4.
Лицензирование:
- предоставление прав на
хозяйтвенную деятель-ность, связанную с возде-йствием на окружающую природную среду, здо-ровье населения умного города
Соглашения между органами
экологического контроля и
предприятиями-природо-пользователями
Меры по поддержке рынков, связанных с охраной окружающей среды умных городов:
-купля-продажа прав на загрязнение;
-страхование экологи-ческих рисков

Для реализации представленной модели необходимо осуществление мер экономического стимулирования отраслей хозяйства умных городов, обеспечивающих обработку, утилизацию и обезвреживание отходов с применением современных технологий, а также переработку вторичных ресурсов. Кроме того, важным представляется включение в действие, с учетом возможностей цифровизации, механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов и домохозяйств к уменьшению количества образования отходов и увеличению объемов их утилизации.

В городе Санкт-Петербурге разработана специальная программа реализации приоритетов Умного города, которая включает в себя ряд подпрограмм: городская среда, ЖКХ, экология, образование и здравоохранение, транспорт, социальная поддержка, а также открытые данные. Особую значимость имеют разработки предложений о внедрении информационных технологий в сферы городского хозяйства, обеспечивающие благоприятную «умную» экологическую среду в городе [11].

В рамках осуществления такого рода программ очевидна необходимость решения ряда смежных проблем, например, преодоления сложностей транспортных трафиков, в т.ч. за счет задействования нетрадиционных видов транспорта, в частности , воздушного такси. Однако беспилотники требуют существенных вложений и испытаний, прежде чем стать полноценной частью городской инфраструктуры. Даже в самых смелых прогнозах отмечается, что роботакси станут реально массовым видом транспорта в мире (в т.ч. и в Москве) только к 2030-му году [13].

Обобщая структурные приоритеты и инструментарий механизма управления экологией умных городов, необходимо отметить значимость, кроме всех вышеперечисленных, и ряд других мер. Например, экологический мониторинг и экологический надзор, реализацию «умных» мер по снижению выбросов и сбросов, контроль за загрязнением атмосферы и водных объектов и др.

В соответствии с российской Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, в стране доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов к 2030 году составит 86% (в 2020г. было 65%); доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов, вывезенных с мест накопления, будет составлять 80% (в 2020г. было 15%). [15].

Необходимость ускоренного решения задач реального учета структурных приоритетов и возможностей реализации инновационного инструментария управления экологией умных городов предопределяется наличием ряда вызовов социально-экономического характера, повышающих важность решения ряда экологических проблем.

В условиях формирования новой экономики для умного города

сценарий цифровой трансформации становится прежде всего способом перестройки управления и его интеллектуализации за счет таких преобразований, как изменение бизнес-модели и способов создания ценностей в секторах городского хозяйства и др.

Для решения проблем реально эффективного управления экологической средой умных городов необходимым представляется прохождение российскими городами три условные фазы их развития [8]:

1.SMART CITY 1.0 — технологически ориентированный город. Характеризуется применением технологий с целью повышения его устойчивости, жизнеспособности и управляемости. Происходит переоснащение физической инфраструктуры, внедряются изолированные IT-решения, формируется полуавтоматическая инфраструктура. Таковыми в России в настоящее время представляются Санкт-Петербург, Казань и ряд других городов.

2. SMART CITY 2.0 — высокотехнологичный управляемый город (в настоящее время в России таковым правомерно считать Москву) . Характеризуется применением технологий с целью повышения качества жизни и решения проблем в области здравоохранения, транспорта, окружающей среды и экологии.

3. SMART CITY 3.0 — высокоинтеллектуальный интегрированный город. Характеризуется объединением технологий, стимулирующих развитие социальной интеграции и предпринимательства. Происходит становление передовых цифровых сервисов, в т.ч. генеральная цифровая трансформация секторов экологии и формирование полностью интегрированной интеллектуальной инфраструктуры.

Ключевыми положительными эффектами при этом выступает максимальный учет мнения всех заинтересованных сторон при принятии решений, повышение качества услуг при сокращении цен, повышение информированности и уровня участия населения [15].

Анализируя варианты развития «умных городов» в мировой практике, можно сделать вывод о том, что не всегда они постепенно трансформируются, проходя поэтапно все фазы развития: SMART CITY 1.0, SMART CITY 2.0, SMART CITY3.0. Имеют место и варианты создания новых городов, формируемых заведомо, как «умные». Примером такого города в России является Иннополис.

Иннопо́лис – это город в Республике Татарстан, город-спутник Казани, входящий в её агломерацию. В нём расположены Университет Иннополис и особая экономическая зона «Иннополис». Он по праву считается самым молодым и умным городом в современной России. Жители Иннополиса — это молодые IT-специалисты, являющиеся сотрудниками компаний, работающих в рамках города. Иннополис является одним из трёх наукоградов в Российской Федерации. Его еще называют «Российский Сингапур», т.к. основу его проектирования составили специалисты из Сингапура [4].

Помимо значимой инновационной ценности его, как города - наукограда, он весьма важен своей технологичностью и высокой управляемостью.

В сентябре 2016 года «Мегафон» провёл в город Иннополис волоконно-оптическую линию связи, обеспечивающую соединение на скорости до 10 Гбит/с. Эта линия позволит удовлетворять потребности города на ряд лет, обеспечивая надёжную защиту от несанкционированного доступа и перехвата конфиденциальной информации [5].

Таким образом, эффективное осуществление природоохранной политики умных городов предполагает качественно выстроенное управление данной сферой, учет приоритетов современной экологии, развитие инфокоммуникационных систем, системную цифровизацию. При этом важной представляется именно охрана окружающей среды, рационализация форм природопользования, формирование высокого качества природной среды умных городов, минимизация эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, поддержание ресурсов биоразнообразия.

Заключение

1.Результаты проведенного исследования позволяют охарактеризовать современные умные города как эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечения устойчивого, благополучного и всестороннее успешного будущего для жителей города. При этом важна эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде, цель которой заключается в обеспечении устойчивого, благополучного и рационального сформированного комплекса решений инновационного обеспечения организации пространств умных городов.

2. Умные города отличаются тем, что управление в них поддерживается комплексом информационно-коммуникационных технологий, что позитивно сказывается на создании умных транспортных и логистических сетей, управлении трафиком городского транспорта, в т.ч. электромобилей, использовании информационно-коммуникационных технологий и Интернета вещей, распространении электронных сетей и расширении использования технико - технологических и информационых инноваций, обеспечивающих высокое качество жизни жителей города.

3. Эффективное управление процессом реализации природоохранной политики умных городов предполагает формирование механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов, действующих в городе, к уменьшению количества образования отходов, увеличению объемов и повышению качества их утилизации и обезвреживания, отработке эффективного межведомственного, межотраслевого и вертикального взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации природоохранной политики.

4. В контексте управления реализацией природоохранной политики умных городов важной представляется активизация использования таких экономических инструментов охраны окружающей среды в умном городе, как платежи, налоги, субсидии и кредиты, залоги, мониторинг, купля-продажа прав на загрязнение и др.

[1] Составлено автором с использованием след. источников: [1], [2], [18]

[2] Составлено автором с использованием след. источников: [8], [14], [15].


Источники:

1.Бойкова М., Ильина И., Салазкин М. «Умная» модель развития как ответ на возникающие вызовы для городов. // Форсайт. 2016. Т. 19. № 3. С. 65-75. - DOI: http://doi.org/ 10.17323/1995-459X-2016-3-65-75.
2.Бурматова О.П. Концепция устойчивого развития умного города: экологический аспект //ЭКО. – 2021. - №6. – с.139-160. doi:10.30680/ЕС00131-7652-2021-6-139-160
3.Бурматова О.П. «Зеленые» тренды устойчивого развития территории // Развитие территорий. 2021.№2 (24).с.19-25. doi 10.32324/2412-8945-2021-2-19-25.
4. Иннополис – будущее России: как устроен город высоких технологий// URL: https://royalcheese.ru/education/innopolis-budushhee-rossii-kak-ustroen-gorod-vysokih-tehnologij/ (дата обращения:11.02.2023)
5.Университет Иннополис // URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ZTSZGg6HenoJ:https://innopolis.university/&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения:11.02.2023)
6. Кетова Н.П., Натхина М.В. Маркетинг сотворчества: особенности учета ценностей и предпочтений потребителей в контексте теории поколений / Маркетинг взаимодействия: Потенциал. Эффективность. Коллективная монография. Под науч. ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2021. С.152-157.
7. Минстрой назвал самые «умные» города России //URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/07/15/931561-minstroi-nazval-samie-umnie-goroda-rossii (дата обращения: 11.02.2023)
8. Дрожжинов В.И., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А., Харитонов А.А. Умные города: модели, инструменты, рэнкинги и стандарты // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т.5. №3. С.19-48.
9. Москва в 30-м году – это умный город. Стратегия «Умный город– 2030 // URL: https://www.mos.ru/upload/alerts/files/StrategiyaYmniigorod2030.pdf (дата обращения: 18.01.2023)
10.Мухаметов Д.Р. Создание устойчивых умных городов: технологии вовлечения граждан и совместного экспериментирования // Вопросы инновационной экономики. 2022.Т.12. N2. С.843- 858
11. Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга //URL:https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ZuaZYJvYAxYJ:https://cedipt.gov.spb.ru/monitoring-pokazatelej/analiz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga/&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru. (дата обращения: 11.02.2023)
12. Петров В.Ю., Рудашевская Е.А. Технология «интернет вещей» как перспективная современная информационная технология // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 9 –2. С.471-476.
13. К 2030году беспилотные автомобили станут массовым явлением//URL: https://www.ozon.ru/club/article/k-2030-godu-bespilotnye-avtomobili-stanut-massovym-yavleniem-16304994/ (дата обращения: 11.02.2023)
14. Стандарт «Умного города» утвержден // URL: https://www.comnews.ru/content/220294/2022-05-19/2022-w20/standart-umnogo-goroda-utverzhden (дата обращения:11.02.2023)
15. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года // URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25012018-n-84-r/strategiia-razvitiia-promyshlennosti-po-obrabotke/(дата обращения: 21.01.2023)
16. Сухарев О.С. Функции умного города как экосистемы // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 3.Ч. 2. С. 146–158. DOI: 10.28995/2073-6304-2022-3-146-158
17. Топ-10 умных городов по итогам 2021-го и прогнозы к 2030-му // URL: https://iot.ru/gorodskaya-sreda/top-10-umnykh-gorodov-po-itogam-2021-go-i-prognozy-k-2030-mu (дата обращения: 18.01.2023)
18. Цибарева М.Е., Васяйчева В.А. Оценка эффективности внедрения элементов «умного города» в процессе цифровизации городской среды // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11. № 2. С. 83-91. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-2-83-91.
19. Mora L., Bolici R. & Deakin M. The First Two Decades of Smart- City Research: Bibliometric Analysis // Journal of Urban Tecnology. - 2017. - No. 24 (1). - Pp. 3-27.
20. PAS 180 Умные города – Терминология //URL:https://www.bsigroup.com/en-GB/smart-cities/Smart-Cities-Standards-and-Publication/PAS-180-smart-cities-terminology/ (дата обращения: 12.02.2023)




Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:27