Экология нефтяного комплекса: состояние, тенденции и методологические проблемы
Агафонов И.А.1, Чечина О.С.1
1 Самарский государственный технический университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
Нефтяной комплекс – источник значительного количества веществ, загрязняющих окружающую среду. Олигархический тип концентрации на данном рынке предполагает, что основным источником генерации вредных веществ является ограниченное количество вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В России формируется правовое поле, обязывающее предприятия, осуществляющие загрязнение окружающей природной среды не только платить за негативное воздействие, но и осуществлять финансирование своей природоохранной деятельности, а также участвовать в формировании актуальной базы данных по состоянию окружающей среды. Также создается система государственного мониторинга состояния окружающей среды и негативных факторов, воздействующих на нее. Статистические данные показывают, что вертикально-интегрированные нефтяные компании, в целом, успешно вписываются в новые условия. Вертикальная интеграция требует учета и компенсации воздействия на нескольких этапах движения нефти от добычи к потребителю. С деятельностью компаний связаны последствия использования их продукции через показатели загрязнения воздуха выбросами передвижных источников. По мнению авторов роль производителей на этом этапе недостаточно отражается в системе статистики и требует корректировки с учетом современ-ных тенденций в экологических представлениях. В данной работе авторы проводят анализ статистических данных по экологической составляющей деятельности российских нефтяных компаний и загрязнению атмосферного воздуха продуктами выбросов, осуществляемых транспортными средствами. Выявлены недостатки существующих систем учета, ограничивающие информативность создаваемой системы экологического мониторинга. Указаны факторы, учет которых будет способствовать улучшению системы сбора и интерпретации информации. Статья представляет интерес для всех, интересующихся современным положением нефтяного комплекса, сведениями о его влиянии на окружающую среду и действиями, направленными на снижение этого влияния.
Ключевые слова: нефтяная промышленность, загрязнение окружающей среды, правовое поле, экологические затраты
JEL-классификация: L71, Q35, Q53 , Q57
Введение. Актуальность исследования определяется следующими аспектами:
- ролью нефтяного комплекса в экономике страны, как следствие – высокими доходами, которые нефтяные компании могут использовать, в том числе, для решения экологических проблем – как своих, так и страны в целом.
- ролью вертикальных интегрированных нефтяных компаний в формировании загрязнения окружающей природной среды на всех этапах производства своей продукции от добычи нефти до реализации продуктов нефтепереработки с учетом последствий использования этих продуктов.
Тема негативного многопланового воздействия на окружающую природную среду активно обсуждается в источниках информации.
Вектор развития современной мировой промышленности в целом направлен на постепенный отказ от традиционных топливно-энергетических ресурсов, прежде всего угля, газа и нефти, с вовлечением в производство всех видов энергии ресурсов возобновляемых. Эгнатосян А.А. с соавторами [1] отмечает, что традиционные ресурсы являются очень распространенными, в особенности для нашей страны, обеспечивая как внутренние потребности, так и приток экспортных средств. Их масштабное использование, однако, приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Решение этого противоречия требует создание стратегий для развития нефтегазовых компаний с одной стороны и системы контроля за негативными последствиями использования нефти – с другой. В работе Сатаевой Т.Ю. [2, с. 166-177] обращается внимание на то, что важным механизмом для экологической политики является государственный экологический мониторинг, система которого накапливает информацию о состоянии окружающей среды. Данная информация лежит в основе обоснования мероприятий природоохранного характера и используется для реализации государственного экологического надзора и сопутствующей деятельности. В создании такой информационной системы Сатаева Т.Ю. видит одну из основных задач экологической государственной политики [3, с. 162-175], залогом успешной реализации которой является эффективность правового обеспечения экологической деятельности. При этом важной проблемой, по мнению Волкодаевой М.В. и Гусевой В.А. [4, с. 21-27], является унификация используемых методов контроля за состоянием окружающей природной среды, а также создание правовой системы, обеспечивающей единство измерений на всей территории нашей страны, защиту прав граждан в получении объективных и достоверных сведений об экологических характеристиках окружающей среды и защиту граждан от недостоверной информации. В работе Сафиуллина М.Р. с соавторами [5, с. 96-104] указывается, что любая экономическая система в процессе своего функционирования неизбежно порождает совокупность эффектов, не являющихся целевыми с точки зрения задач этой системы. К таким эффектам относятся все виды негативного воздействия на природную среду. Общее название таких эффектов – «экстерналии» - указывает на изначально внешний их характер по отношению к собственно экономическим задачам, решаемым системой – экономикой, компанией или ее отдельным предприятием. Проблема точной экономической оценки этих эффектов и методов компенсации их негативных воздействий представляет важную экономическую и юридическую проблему, как для России, так и для всего мирового сообщества.
Выразителем общей мировой тенденции эколого-ориентированного развития мировой промышленности является, по мнению Г.А. Сафонова с соавторами [6, с. 38-61], Парижское климатическое соглашение ООН. Цель соглашения – фиксация роста глобальной температуры на уровне, не превышающем 2°С. В рамках этого соглашения отдельные страны разрабатывают стратегии «декарбонизации экономики», добиваясь снижения эмиссии парниковых газов в атмосферу в целях достижения «углеродной нейтральности» к началу второй половины XXI века. Отмечается, что потенциал разных стран в реализации этой стратегии очень дифференцирован и зафиксировать глобальную температуру на заявленном уровне современными усилиями вряд ли удастся.
Профессор Бобылев С.Н., Руководитель Центра биоэкономики и эко-инноваций при МГУ им. М.В. Ломоносова, в своей работе [7, с. 74-92] вместе с соавторами говорит о необходимости разработки региональных стратегий развития, которые учитывали бы программы декарбонизации ведущих региональных игроков бизнеса. В частности на примере ведущих нефтяных компаний сформулированы рекомендации о необходимости объединения стратегий развития на уровне регионов и корпоративных политик в целях перехода к низкоуглеродному развитию.
В работе И.М. Поповой и О.И. Колмар отмечается [8, с. 62-95], что для России с ее экономической ориентированностью на экспорт углеводородов низкоуглеродное развитие изначально встретило скептическое отношение. Однако совокупность негативных экологических эффектов, сопутствующих использованию традиционных топливно-энергетических ресурсов, с одной стороны и необходимость согласования политик участников рынка с другой привело к принятию ряда стратегических документов и нормативно-правовых актов, ориентирующих экономику России в направлении низкоуглеродного развития.
Современное управление, прежде всего для крупных компаний, связанных с топливными ресурсами, все в большей степени ориентируется на ESG-концепцию, объединяющую группы методов управления, включающих решение проблем экологического, социального и управленческого характера и понятие эколого-социальной эффективности. Сухарева М.А. с соавторами пишет [9, с. 101-121], что современная институциональная экономическая среда формируется на базе концепции углеродной нейтральности (т.е. состояния полной компенсации выбросов в атмосферу диоксида углерода антропогенного происхождения его поглощением окружающей средой), концепции устойчивого развития и ESG-повестки. Авторы, однако, отмечают, что развитие, направленное на достижения углеродной нейтральности имеет в большей степени политический, а не экологический характер.
Однако, несмотря на обозначенные тенденции, основным источником энергии в мире, с которым прежде всего связывают рост мировой экономики, остается нефтегазовая промышленность. Более половины мирового потребления топлива обеспечивает нефтегазовый комплекс. По мнению Корчагиной С.А., по крайней мере, до 2035 года основным сырьевым источником производства энергии останутся углеводороды [10].
Предприятия нефтегазовой промышленности в мире генерируют большие объемы отходов различной физико-химических характеристик, указывают Пойдо С.А. и Заведеев Е.В. [11, с. 24-29]. При этом системы экологического мониторинга на этих предприятиях фактически находятся на ранних стадиях развития и нуждаются в совершенствовании.
Кочешнов А.С. обращает внимание на тот факт, что снижение эффективности экологического менеджмента в нефтегазовой отрасли может привести к глобальным убыткам и банкротству компании и что существует большое количество возможностей повышения эффективности деятельности в направлении экологической безопасности [12, с. 5-18]. Здесь мы снова видим интерес к проблеме интернализации экстерналий, но уже применительно к нефтегазовым компаниям. С решением задачи приобретения экономических выгод в ходе реализации экологических проектов неразрывна связана концепция технологии, наилучшей из доступных. В частности целесообразность реализации этой концепции обосновывает в своей работе Бобылев С.Н. с соавторами [13, с. 12-19], отмечая преимущества использования данной концепции при оценке ресурсной и социально-экологической эффективности (ESG), инвестиционных проектов и открытой отчетности российских компаний. В своей монографии С.Н. Бобылев обосновывает использование технологии, наилучшей из доступных (НДТ) как основы технологического преобразования российской экономики и ухода от экспортно-сырьевой и неустойчивой модели экономики [14].
Концепция технологии наилучшей из доступных в концепции оценки деятельности нефтяных компаний связана также с проблемой использования продукции нефтегазового комплекса. Стремительное развитие мегаполисов, рост доли городского населения и интенсификацию негативного влияния на состояние окружающей природной среды описывает в своей работе Бабинцева Е.А. [15, с. 235-245]. Биосфера вынуждена вступать в конкурентную борьбу с густонаселенными антропогенными зонами, характеризующимися разветвленной транспортной системой, заполненной транспортом, генерирующим значительные выбросы вредных веществ в атмосферу. Выбросы эти неразрывно связаны с продукцией производств нефтяных компаний и в значительной степени определяются технологией, используемой при переработке нефти.
Научным пробелом данного направления исследований является очевидное отсутствие связи большого массива загрязнений, связанного с транспортом и характеристиками деятельности производителей топлива. Проблема создания системы экологического мониторинга и базы данных требует систематизации и контроля информации в этой области. Ежегодно публикуются большие массивы информации как по негативному воздействию на природную среду, так и по экономическим мерам компенсации этого воздействия. Требуется определить – достаточно ли данного массива информации в контексте существующих тенденций в деятельности компаний, более глубоким анализом вредных воздействий, формированием правового поля и учетом далеко идущих последствий их экономической и экологической деятельности – экстерналий (темпоральных и межотраслевых).
Целью исследования является оценка текущего состояния экологической деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Научная новизна исследования определяется расширением области статистического анализа деятельности нефтегазовых компаний, имеющей последствия для состояния окружающей природной среды.
Авторская гипотеза предполагает, что существующая в настоящее время система сбора информации по отношению к экологической деятельности нефтегазовых компаний имеет ряд недостатков, нуждающихся в корректировке. Предполагается отсутствие учета значимости затрат, фигурирующих в отчетности компаний для формирования доходов компании; отсутствие связи между деятельностью компаний и результатами использования ее продукции (топлив и масел в транспортном секторе экономики), недостаточность учета современной химической номенклатуры, определяющей состав продукции компаний и ее корреляции с составом продуктов сгорания, генерируемых топливами в двигателях.
Для анализа экологической деятельности нефтяных компаний и их негативного воздействия на окружающую среду логично применять методологию статистического метода. Статистический метод основан на анализе статистической информации с последующей интерпретацией данных. Использование данного метода позволяет установить закономерности в совокупности статистической информации, а также влияние различных факторов на тот или иной рассматриваемый процесс. Статистический метод опирается, прежде всего, на два приема. Первый – статистическое наблюдение – заключается в сборе статистической информации с регистрацией полученных фактов в контексте изучения того или иного явления. Второй прием – метод группировки и обобщения данных, в основе которого лежит формирование целостного представления о проблеме за счет установления взаимосвязи между отдельными группами данных. На данном этапе исследования авторы делают акцент на статистическом наблюдении, делая предположения относительно дальнейших областей анализа в целях установления однозначных связей между данными по деятельности компаний, собираемыми для формирования системы государственного экологического мониторинга и объективными характеристиками воздействия компаний на окружающую природную среду [16, с. 16-19].
Основная часть.
Тенденции роста добычи и потребления нефти. На рис. 1 представлена динамика добычи нефти за десятилетний период (2012-2022 гг.) [17]. Свыше четверти этого объема обеспечивают страны Ближнего Востока, которые вместе со странами СНГ (основную долю добычи которых обеспечивает Россия) добывают почти половину ежегодного количества общемировой нефти. Доля стран Европы в этом количестве, во-первых, невелика, во-вторых, снижается в течение времени. Данные тенденции отражают соответствующие тренды объемов потребления для Европы, характеризующие переориентацию экономики на возобновляемые ресурсы и рост потребности в ТЭР в мире в целом, в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Определяющим фактором объема добычи выступает наличие соответствующих природных ресурсов. Так Индия, испытывающая колоссальную потребность в ТЭР, в том числе традиционных, располагает всего одним процентом мировых запасов нефти и, следовательно, не может демонстрировать выдающиеся объемы добычи, соответствующие ее потребностям [18-20].
Суммарная мировая добыча нефти обнаруживает тенденцию к росту, имеющую спад, относящийся к 2020 году, с его ограничениями для передвижения населения, вызванными ответными мерами на пандемию Covid-19 и логичным снижением потребности в топливе для транспортных средств, что иллюстрирует рис. 2.
Если рассматривать потребление нефти по различным видам экономической деятельности, то согласно исследованию ОПЕК, проведенному в 2021 году на долю транспортной отрасли приходится 57,2 % потребления нефти, а внутри этого количества автотранспорт потребляет 79 % нефти. Промышленность в потребляла 26,4 % нефти, а все прочие потребители – 16,4 %, причём прогноз ОПЕК предполагает сохранение распределение потребления нефти по отраслям до 2040 года [21].
Рис. 1. Добыча сырой нефти по мировым регионам, млн т., за 2012-2022 гг. [17]
Рис. 2. Добыча сырой нефти в мире, млн т. за 2012-2022 гг. [17]
Рис. 3. Объемы потребления нефти отраслями экономики в 2020 г., млн т. [21]
Некоторые тенденции экологического законодательства.
В настоящее время в России активно ведется формирование правового поля, сопровождающееся разработкой документации и различных административных и экономических мер по ограничению негативного воздействия предприятий и компаний на окружающую среду. С 2021 г. в России формируется система государственного учета парниковых газов, включающая систему отчетности по объемам выбросов, разработка которой стимулируется угрозой значительных штрафов, позволяющих одновременно корректировать деятельность организаций и пополнять бюджет страны. Ведется формирование рынка углеродных единиц с возможностью для организаций обмениваться платными квотами на выбросы [18].
Осуществляется «цифровая трансформация в экологии». Реализация федерального проекта «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» ставит своей задачей создание к 2030 г. единого информационного ресурса, включающего актуальную базу данных, содержащую сведения о состоянии окружающей среды по всей территории страны. Также проект предусматривает формирование информационной системы учета твердых коммунальных отходов.
За период 2017-2022 гг. в России объем инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в фактических ценах увеличился с 154042 млн руб. до 306887 млн руб. [22].
Отходы добычи нефти. Нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для экономики нашей страны. Ее деятельность сопровождается образованием значительного количества отходов разной степени опасности.
Непосредственно добыча нефти порождает сравнительно малое количество отходов, количество которых и их доля в общем объеме отходов добычи полезных ископаемых отражены в табл. 1 [22].
Таблица 1
Объем образования отходов производства и потребления
в Российской Федерации за 2016-2022 гг., тыс. т [22]
Вид экономической деятельности
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Добыча полезных ископаемых, в т.ч.
|
4723,8
|
5786,2
|
6850,5
|
7257,0
|
6367,3
|
7690,5
|
8380,1
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
7,8
|
8,8
|
8,9
|
7,1
|
8,1
|
8,4
|
8,3
|
Доля отходов добычи сырой нефти и природного газа от общего
объема отходов добычи полезных ископаемых, %
|
0,1651
|
0,1521
|
0,1299
|
0,0978
|
0,1272
|
0,1092
|
0,0990
|
Тенденции развития современной промышленности в современном правовом поле требует компенсации нанесенного ущерба со стороны загрязнителей. Эта компенсация может выражаться как в массе утилизированных вредных веществ, попавших в природную среду, так и в средствах, направленных на компенсацию этого воздействия – в виде платы, штрафов или инвестиций в природоохранные мероприятия. В табл. 2 представлен объем утилизации отходов, возникающих в ходе добычи нефти [22].
Таблица 2
Объем утилизированных и обезвреженных отходов производства и
потребления в Российской Федерации в 2016-2022 гг., тыс. т [22]
Вид экономической деятельности
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Добыча полезных ископаемых, в т.ч.
|
2885,6
|
3021,8
|
3585,2
|
3561,6
|
2970,8
|
3510,6
|
3776,1
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
2,1
|
1,99
|
2,2
|
1,3
|
2,5
|
3,4
|
2,9
|
Доля утилизированных отходов от общего объема отходов,
образовавшихся при добыче нефти и газа
|
26,92
|
22,61
|
24,72
|
18,31
|
30,86
|
40,48
|
34,94
|
Доля утилизированных отходов от общего объема
утилизированных отходов добычи полезных ископаемых, %
|
0,0728
|
0,0659
|
0,0614
|
0,0365
|
0,0842
|
0,0968
|
0,0768
|
Проблема образования большого количества отходов на фоне слабо развитой системы их ликвидации привлекает внимание руководства страны. Одним из важных достижений экологического законодательства 2022 г. стал запуск реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» [18].
Любопытно, что объем утилизированных отходов уменьшился при уменьшении общего количества отходов в 2020 г. Это может быть следствием используемых технологий, обеспечивающих определенную конверсию переработки, а может быть следствием экономической политики организаций, выделяющих на утилизацию, например, долю от прибыли.
Видно, что в целом имеет место тенденция роста как образующихся отходов, так и объемов их утилизации. Объем образования отходов и объем природоохранных затрат напрямую связан с масштабом технологических процессов организациях и объемами их доходов. В нефтяной промышленности первую четверку компаний по этим параметрам занимают компании, указанные в табл. 3.
Статистика воздействия на природу и компенсационных затрат вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В 2022 году объема добычи нефти в России составил около 535 млн т [23], таким образом, суммарный объем добычи нефти четырьмя ведущими компаниями обеспечил добычу 70,7 % общероссийского объема. На остальные компании пришлось около 156,7 млн т. Всего в России в категории «Добыча нефти» зарегистрировано 1 843 компании, осуществляющие добычу нефти, 1 125 из которых уже ликвидированы, а 680 являются действующими [24]. Общий объем переработки нефти в 2022 году составил 276 млн т [25]. Четыре ведущие компании перерабатывают 71,23 % от этого объема. В табл. 3 указаны цифры только по нефти в контексте темы статьи. Эти же компании обеспечивают образование и попадание в окружающую природную среду значительного количества отходов и вредных веществ. Располагая огромными средствами, заботясь о собственном имидже и компенсируя свое негативное воздействие, действуя в ужесточающемся правовом поле, они осуществляют значительные вложения в экологию. На рис. 3 представлены объемы выбросов вредных веществ ведущих Российских компаний на основании данных Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации [22, 27-30].
Таблица 3
Первая четверка российских компаний по объемам добычи нефти
по данным 2022 года [23, 25]
№
|
Компания
|
Объем добычи
нефти [23], млн т/год |
Объем переработки нефти [25], млн т/год
|
1.
|
ПАО «Роснефть»
|
178,5
|
94,4
|
2.
|
ПАО Лукойл
|
81
|
44,2
|
3.
|
ПАО Сургутнефтегаз
|
59,6
|
17,0
|
4.
|
Газпром нефть
|
59,1
|
41,0
|
|
Итого
|
378,3
|
196,6
|
Любопытно, что для ПАО Роснефть в государственном докладе для всех рассмотренных годов не указан объем уловленных и обезвреженных веществ, выброшенных в атмосферу. Вероятно, в этом сказывается специфика отчетности этой компании. Однако и для других компаний эта цифра, отраженная в отчетах, невелика. Так в 2022 году для ПАО Лукойл было отмечено 0,45 т уловленных и обезвреженных веществ при выбросе в атмосферу 361182,3 т, ПАО «Сургутнефтегаз» обеспечивало улавливание 213,7 т из 115428,4 выброшенных, а ПАО «Газпромнефть» - 7042,7 из 422370,4 т (1,67 %) [22].
Важной характеристикой организации является «Плата за негативное воздействие на окружающую среду», которая связана с объемом выбросов/сбросов/отходов, попадающих в окружающую среду, и является проявлением экономического рычага государства по управлению экологической политикой предприятия с одной стороны и результатом экологической деятельности самой организации с другой. Эта величина у многих компаний в целом снижается, что свидетельствует о реальном проведении мероприятий, направленных на уменьшение воздействия деятельности компании на окружающую среду. На рис. 4 показана динамика статистики платы за негативное воздействие на окружающую среду [22, 27-30].
Рис. 3. Объемы выбросов вредных веществ ведущих Российских компаний в 2018-2022 гг. [22, 27-30]
Еще одним важным экономическим показателем являются «Инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды». Укрупненно средства, выделяемые на это строительство различного рода очистных сооружений и технологическое перевооружение предприятий.
Объемы инвестиций в основной капитал, которые направляются на охрану окружающей среды ведущими нефтяными компаниями России представлены на рис. 5 [22, 27-30].
Можно отметить, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 [31] инвестиционный период природоохранного мероприятия сопровождается резким понижением корректирующих коэффициентов платы за сбросы/выбросы загрязняющих веществ и с этой точки зрения находится в состоянии проведения мероприятий природоохранной направленности в чем то даже экономически выгодно. Однако следует помнить, что данное состояние согласовывается с наблюдающими органами и не может длиться дольше установленных плановых сроков. Из рис. 5 видно, что уровень инвестиций в основной капитал природоохранного назначения находится на высоком уровне в течение длительного периода времени, что демонстрирует устойчивый постоянный интерес компаний к природоохранной деятельности.
Рис. 4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду ведущими российскими нефтяными компаниями в 2018-2022 гг. [22, 27-30]
Также важной характеристикой экологической политики организации является показатель «Текущие затраты на охрану окружающей среды», характеризующий объем средств, направляемых на обеспечение технологических процессов природозащитного характера. Объем текущих затрат на охрану окружающей среды ведущих российских ВИНК представлены на рис. 6.
Рис. 5. Объемы инвестиций в основной капитал, которые направлялись на охрану окружающей среды ведущими российскими нефтяными компаниями в 2018-2022 гг. [22, 27-30]
Рис. 6. Объемы текущих затрат на охрану окружающей среды ведущими российскими нефтяными компаниями в 2018-2022 гг. [22, 27-30]
Следует понимать, что технологические решения, приводящие к снижению выбросов, сбросов в водные объекты или образованию отходов, могут быть результатом технологических приемов, использование которых не преследует решение экологических задач, а свидетельствует о повышении технологического уровня производства в целом [32]. С этой точки зрения затраты, например, на строительство установки гидроочистки хотя и снижают в конечном итоге негативное воздействие на выбросы, являются объективно необходимыми для производства топлив, соответствующих совокупности объективно существующих требований и реализовать продукцию нефтепереработки, а, значит, получить доход и прибыль от реализации, без данного процессинга не удастся.
Ранее отмечалось [18], что многие действия компаний, имеющие экологическую направленность являются, по сути, популистскими. В качестве примера можно привести действия ПАО «Роснефть» в 2020 г., выпустившей в российские реки более 65 млн мальков с неизвестным результатом. Такие действия создают положительный образ компании в глазах рядового потребителя, хотя, очевидно, были весьма затратными, не будучи связанными с изменением технологии или проведением природоохранных мероприятий в рамках основной деятельности компании. Подобные действия можно рассматривать как маркетинговые ходы со стороны организаций, поэтому вложения в подобные мероприятия и должны оцениваться надзорными органами с этой точки зрения не как затраты на охрану окружающей среды, а именно как затраты на маркетинг. Такой подход требует детализации направлений использования средств.
Статистика, связанная с оценкой воздействия на окружающую природную среду, продолжает развиваться. В Государственном отчете 2020 года (и всех последующих) [29, 30, 22] появляются сведения по авариям, имевшим место на предприятиях нефтяных компаний и их экономическим последствиям. Аварии, с одной стороны, характеризуются фактором неопределенности. Подобно прогнозу погоды они рассматриваются через призму вероятности, однако результаты их вполне конкретны и имеют экономическую оценку. С другой стороны, регулярные аварии свидетельствуют о низком уровне организации контроля за всеми видами деятельности на предприятии и характеризуют не только экологические аспекты деятельности предприятия, но и его экономическую деятельность в целом.
Статистика выбросов от передвижных источников. Еще один интересный параметр, связанный с нефтью и имеющий непосредственное влияние на экологию, прежде всего воздействием на атмосферный воздух, является транспорт.
Прямым следствием деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний является загрязнение воздуха передвижными источниками, в частности автомобильным транспортом, который является основным потребителем продукции нефтеперерабатывающей промышленности. Динамика этих выбросов хорошо иллюстрирует важность правильного выбора методики учета загрязнения окружающей природной среды. Статистика по объемам выбросов, осуществляемых автомобильным транспортом за 2013-2022 гг. представлена на рис. 7.
Рис. 7. Объемы выбросов вредных веществ автомобильным транспортом в 2013-2022 гг. [22]
Видно, что в 2019 году произошло резкое снижение объема выбросов вредных веществ, осуществляемых автомобильным транспортом (с 15,108 млн т в 2018 году до 5,291 млн т в 2019 году). Это снижение также сказалось на общем объеме выбросов от передвижных источников (15,259 и 5,440 млн тонн соответственно) и общем объеме выбросов в атмосферу (32,3 млн т и 22,7 млн т соответственно). при этом выбросы от стационарных источников за тот же период возросли с 17,0 до 17,3 млн т, что указывает на стабильный рост загрязнения атмосферы. Снижение выбросов, осуществляемых автотранспортом, связывают, прежде всего, с изменением методики учета, которая сменила в качестве базы расчета общее количество зарегистрированных автомобилей на прямую транспортную нагрузку с учетом интенсивности движения и типа транспорта. Это привело, в частности, к снижению расчетной массы выброшенного в атмосферу оксида углерода с 11,7 млн т в 2018 году до 3,7 млн т в 2019. Данный метод считается более правильным, однако его применение создало ложное впечатление снижения загрязнения воздуха. Также отмечается, что при некотором объективном снижении традиционно рассчитывающихся загрязнителей (оксиды серы, азота и углерода) на 4-16 % растут объемы выбросов в атмосферу со стороны передвижных источников других органических веществ. Так, концентрация в воздухе бензапирена за пять лет возросла на 21 %, а формальдегида – на 3% [33]. Данный пример как нельзя лучше иллюстрирует важность формирования правильной методологии позволяющей дать адекватную оценку количественных и качественных составляющих воздействия на окружающую природную среду тех или иных источников. Также методики учета разных видов экономической деятельности должны принадлежать единому информационному пространству, так как наличие и рост выбросов органических производных неполного сгорания топлив напрямую коррелирует с требованиями экологических стандартов, предъявляемыми к ним, например, по содержанию ароматических соединений [34], но не отражаются в полной мере в существующей системе учета выбросов продуктов сгорания, приведенной в докладах. В современном мире, где угроза отрицательного воздействия на окружающую природную среду зачастую выступает методом воздействия на экономического или политического конкурента [35] тщательности подготовки подобных методик с учетом закона экологии «все связано со всем», сформулированным Барри Коммоном [36] следует уделять пристальное внимание.
Заключение. В целом можно отметить контроль со стороны государственных органов за состоянием природных ресурсов в стране и экологическими последствиями экономической деятельности организаций, открытость данных для населения страны, интенсивную работу над формирование базы данных по источникам загрязнений. Вертикально-интегрированные нефтяные компании являются важными элементами развивающейся системы цифровой трансформации в экологии и оказывают ей активную поддержку, решая одновременно собственные технологические задачи. Вместе с тем анализ описанных в тексте примеров указывает на некоторое несовершенство методик, используемых для расчета натуральных и стоимостных параметров экологического воздействия на окружающую природную среду, и на наличие резервов и перспектив для их совершенствования. Формирование системы государственного мониторинга за экологическим состоянием окружающей природной среды включает накопление большого массива информации как о самой среде, так и об организациях-загрязнителях. Этот процесс выявляет проблемы сбора данных, для решения которых необходимо решить следующие задачи, представляющие интерес для дальнейших научных исследований:
- учет характера природоохранных затрат, осуществляемых нефтегазовыми компаниями в целях предотвращения популистского, рекламного характера проводимых мероприятий в ущерб реальной заботе об окружающей среде;
- введение в систему мониторинга параметров, характеризующих реальные последствия аварий для окружающей природной среды;
- отражение в системе государственного мониторинга соблюдения концепции технологии, наилучшей из доступных;
- установление связи между продукцией, производимой нефтегазовыми компаниями для обеспечения транспортных средств, с объемом и характером и объемом выбросов вредных веществ, осуществляемых транспортными средствами;
- расширение номенклатуры вредных веществ, учитываемых при анализе выбросов продуктов сгорания топлив транспортными средствами с учетом состава современных топлив и теоретически и экспериментально обоснованных характеристик этих выбросов.
Источники:
2. Сатаева Т. Ю. Правовая природа государственного экологического мониторинга // Журнал российского права. – 2021. – № 7. – c. 166-177. – doi: 10.12737/jrl.2021.094.
3. Сатаева Т. Ю. Становление и развитие правового регулирования организации и осуществления государственного экологического мониторинга в России // Журнал российского права. – 2020. – № 6. – c. 162-175. – doi: 10.12737/jrl.2020.074.
4. Волкодаева М.В., Гусева В.А. О легитимности методов наблюдения и корректности предоставления информации о состоянии окружающей среды // Вестник науки. – 2019. – № 8. – c. 21-27.
5. Сафиуллин М.Р., Савеличев М.В., Ельшин Л.А., Моисеев В.О. Интернализация экстерналий на основе блокчейн // Теоретическая и прикладная экономика. – 2020. – № 2. – c. 96-104. – doi: 10.25136/2409-8647.2020.2.33010.
6. Сафонов Г.В., Козельцев М.Л., Стеценко А.В., Дорина А.Л., Сафонова Ю.А., Семакина А.А., Сизонов А.Г., Сафонов М.Г. Перспективы декарбонизации мировой экономики в контексте реализации Парижского климатического соглашения ООН // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2022. – № 4. – c. 38-61. – doi: 10.17323/1996-7845-2022-04-02.
7. Бобылев С.Н., Пакина А.А. Тарасова Ю.А. Низкоуглеродная повестка в региональных и корпоративных стратегиях развития // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2024. – № 2. – c. 74-92. – doi: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-2-74-92.
8. Попова И.М., Колмар О.И. Низкоуглеродное развитие России: вызовы и возможности в новых условиях // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2023. – № 4. – c. 62-95. – doi: 10.17323/1996-7845-2023-04-03.
9. Сухарева М.А., Ленков И.Н., Пуюй Чж. Углеродная нейтральность: пер-спективы развития и влияние на мировую экономику // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2022. – № 3. – c. 101-121.
10. Корчагина С.А. Проблемы устойчивого развития в нефтегазовой отрасли: актуальность, перспективы // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 3.
11. Пойдо С.А., Заведеев Е.В. Развитие экологического менеджмента в нефтяной компании // Экономика и парадигма нового времени. – 2024. – № 1. – c. 24-29.
12. Кочешнов А.С. Возможности совершенствования экологической безопасности ПАО «Газпром» // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 11. – c. 5-18.
13. Бобылев С.Н., Волосатова А.А., Скобелев Д.О. Социально-экологическая ответственность, корпоративное управление и наилучшие доступные технологии: оценка эффективности инвестиций // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 4. – c. 12-19. – doi: 10.37124/20799136_2022_4_52_12.
14. Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Скобелев Д.О., Соловьева С.В., Яковлева Е.Ю. НДТ: новая российская технологическая революция. / Коллективная монография., 2021. – 246 c.
15. Бабинцева Е.А. Урбоэкологизация как основа существования современного города // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2022. – № 3. – c. 235-245. – doi: 10.22363/2312-8313-2022-9-3-235-245.
16. Аннаева М., Мередов А. Основные статистические методы и их применение // Вестник науки. – 2023. – № 10. – c. 16-19.
17. Статистика мировой энергетики и климата - Ежегодник за 2024 год. Yearbook.enerdata.net. [Электронный ресурс]. URL: https://energystats.enerdata.net/natural-gas/gas-consumption-data.html (дата обращения: 24.11.2024).
18. Агафонов И.А., Васильчиков А.В., Чечина О.С. Проблемы устойчивого развития в аспектах мирового энергопотребления и экологической грамотности населения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. – 2024. – № 1. – c. 65-73. – doi: 10.24143/2073-5537-2024-1-65-73.
19. Чечина О.С., Васильчиков А.В., Агафонов И.А. Мировой топливно-энергетический комплекс: перспективы потребления нефти // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 1. – c. 26-31. – doi: 10.34925/EIP.2021.126.01.001.
20. Агафонов И.А., Чечина ОС., Васильчиков А.В., Швецов К.И. Перспективы индийского рынка топливно-энергетических ресурсов // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10592.
21. В. Цилибина Нефтеемкость ВВП. Тенденции. Belchemoil.by. [Электронный ресурс]. URL: https://belchemoil.by/news/analitika/nefteemkost-vvp.-tendencii (дата обращения: 05.12.2024).
22. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2022_/ (дата обращения: 24.11.2024).
23. Как мы до этого докачались. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5759357 (дата обращения: 24.11.2024).
24. Компании в категории Добыча нефти. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/category/797-dobycha_nefti/ (дата обращения: 24.11.2024).
25. Россия снизила объем переработки нефти в 2022 году на 3,5%. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16939999 (дата обращения: 24.11.2024).
26. Переработка нефти: крупнейшие компании и НПЗ в России. Journal.tinkoff.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/oil-refining/ (дата обращения: 24.11.2024).
27. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2018_/ (дата обращения: 24.11.2024).
28. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federat2019/ (дата обращения: 24.11.2024).
29. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2020/ (дата обращения: 24.11.2024).
30. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2021_ / (дата обращения: 15.09.2023).
31. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204671/24bedf438cb57123e864ba598a271912f8736b86/ (дата обращения: 15.09.2023).
32. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. / Учебное пособие. - Химия, 2001. – 568 c.
33. А. Васильева Воздух очистился по методичке. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4499913 (дата обращения: 15.09.2023).
34. Власов В.Г. Физико-химические свойства нефтей, нефтяных фракций и товарных нефтепродуктов. / Монография. - Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2003. – 138 c.
35. Агафонов И.А. Обеспечение животноводства России белковым кормом как часть национальной и экономической безопасности страны // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 4-1. – c. 5-12. – doi: 10.17513/vaael.2754.
36. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. / Учебник. - М.: Инфра-М, 2004. – 501 c.
Страница обновлена: 18.12.2024 в 17:21:41