Основные подходы к решению проблем зеленой логистики
Александрова Л.Ю.1, Калинина Г.В.1, Мунши А.Ю.2, Александрова О.С.2, Мунши Ш.М.
1 Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, Россия, Чебоксары
2 Российская таможенная академия, Россия, Люберцы
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Цитировать:
Александрова Л.Ю., Калинина Г.В., Мунши А.Ю., Александрова О.С., Мунши Ш.М. Основные подходы к решению проблем зеленой логистики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1803-1816. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116205.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551607
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье обоснована актуальность природоохранных практик ведения бизнеса и решения проблем зеленой логистики на основе различных подходов. С целью выявления их специфики и исследования их влияния на эффективность решения актуальных проблем экологии проведен сравнительный анализ опыта компаний, практикующих экологически ориентированное управление логистической деятельностью, а также анализ возможностей и ограничений применения эко-технологий.
Сравнительный анализ подходов к решению проблем зеленой логистики был осуществлен на основе следующих показателей: экологическая политика и информационная прозрачность предприятия, приоритетные направления экологической деятельности и организация «зеленого офиса», специфика реализации логистических и коммуникативных процессов, система менеджмента и результат. Он позволил определить социо-эколого-экономические ориентиры зеленой логистики как научно-практической деятельности по безопасному стратегическому управлению цепью поставок, направленной на минимизацию экологических рисков и оптимизацию ресурсопотребления.
Обоснована необходимость интеграции групп практик, используемых при создании экологически устойчивых цепей (экологическое управление, «зеленые» закупки и учет экологических критериев выбора поставщиков, эко-дизайн, сотрудничество с клиентами) и государственного регулирования в области экологической безопасности, позволяющей предотвратить сбои в функционировании «зеленых» цепей поставок.
Ключевые слова: логистическая деятельность, экологизация логистической деятельности, зеленая логистика, системный подход, функциональный подход
JEL-классификация: Q01, Q56, Q57
Введение
В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов. Масштабность негативного воздействия на природу ставит под угрозу экологическое равновесие и создает угрозу экосистеме мира в целом [17] (Stegantsov, Karpova, 2017).
К сожалению, наша страна не является исключением. Экологическая обстановка в РФ признана неблагополучной. Об этом свидетельствуют данные раздела II Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года, принятой Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 [1]. Это проявляется в следующем: высоком уровне загрязнения воздуха в городах; загрязнении поверхностных и подземных вод, деградации водных экосистем, низком качестве питьевой воды; ухудшении состояния земель и почв (общая площадь находящихся в обороте загрязненных земель составляет около 75 млн га); ежегодном увеличении количества отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах и свалках, и др. [3] (Albekov, 2016).
По мнению экспертов, ухудшение экологической ситуации в стране приводит к ежегодным экономическим потерям, составляющим 4–6% ВВП России. Внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий в РФ позволит получить минимальный экономический эффект в объеме 500 млн долларов в год, в транспортном комплексе – до 400 млн долларов, в агропромышленном комплексе – более 500 млн долларов [11] (Krupenkina, 2018).
В практике предпринимательских структур большое значение начинает приобретать реализация логистических функций при корректном и бережном поведении по отношению к окружающей среде [2] (Abramova, Kuskova, Karpova, 2014). Перемещение материальных потоков по рыночной цепи посредством выполнения закупочных, транспортных и складских операций, комплексность логистических процессов и географическая «разобщенность» звеньев цепи влекут необходимость решения экологических проблем. Это определяет актуальность исследования различных подходов к решению проблем зеленой логистики, необходимость учета экологических требований как в экономике в целом, так и в логистической деятельности предприятий.
Целью исследования является сравнительный анализ функционального и системного подходов к решению проблем зеленой логистики и их влияния на эффективность решения экологических проблем. Их диагностика и решение, а также решение исследовательских задач стали возможными благодаря применению методов теоретического и эмпирического исследования, статистического и системного анализа.
В связи с этим авторами предлагается гипотеза: применение системного подхода к решению проблем негативного воздействия логистических усилий на экологию (нарушение экосистем грунтовых вод, ухудшение состояния воздуха, почвы, воды и др.) лежит в основе построения безопасных логистических систем и эффективных взаимоотношений в цепи поставок, позволяет комплексно оценить деятельность предприятия на уровне конкретных характеристик и показателей.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены социо-эколого-экономические ориентиры зеленой логистики, особенности и возможности функционального и системного подходов к решению ее проблем.
Сущность и значение зеленой логистики
Проблемам экологической составляющей управления цепями поставок посвящены исследования многих как отечественных (Т.С. Абрамова [2] (Abramova, 2014), Е.А. Белова [4] (Belova, 2021), С.А. Бугаян [5] (Bugayan, 2017), А.Н. Воронков [6] (Voronkov, 2012), Т.Е. Евтодиева [8] (Evtodieva, 2018), Д.А. Кабертай [9] (Cabertai, 2013), Н.А. Осинцев [16] (Osintsev, 2018), П.А. Стеганцов [17] (Stegantsov, 2017) и др.), так и зарубежных (Г. Агарвал [18] (Agarwal, 2017), Дж. Таккар [18] (Thakkar 2017), А Чак [19] (Żak, 2015) и др.) ученых. Анализ результатов их исследований позволяет отметить отсутствие единых подходов к решению проблем зеленой логистики и экологизации профессиональной деятельности. Поскольку экологические аспекты деятельности стали проявляться в рамках развития зеленой экономики (в 2011 году Комиссией по устойчивому развитию ООН в 2011 году было дано определение зеленой экономике [13] (Maksimtsev, Kostin, Gorodilov, Onufrieva, 2022)), целесообразно, на наш взгляд, использовать термин «зеленая логистика». Она представляет собой науку об эффективном управлении материальными и сопутствующими потоками при минимизации негативного воздействия на окружающую среду посредством использования ресурсосберегающих технологий, экобезопасной перевозки, складирования и хранения товаров.
Как деятельность по безопасному стратегическому управлению цепью поставок [16] (Osintsev, Rakhmangulov, 2018) она предусматривает применение экологически безопасных технологий и оборудования на всех стадиях движения потоков (от закупки сырья до реализации готовой продукции) с целью минимизации экологических рисков, оптимизации ресурсопотребления и повышения потребительской ценности продукции для потребителей. Применение правил зеленой логистики обеспечивает движение материала до его «превращения» в товар с последующим сбором, сортировкой, транспортировкой отходов и их доведением до утилизации, до безопасного хранения в среде.
Зеленая логистика предполагает интеграцию экологического и социально-экономического аспектов на всех этапах управления цепью поставок [15] (Omelchenko, Aleksandrov, Brom, 2013). Ее экономическая составляющая отвечает за оптимизацию логистических издержек; социальная – формирует условия безопасного производства, распределения и использования продукции; экологическая – способствует улучшению экологической обстановки при условии сохранения качества продукции. Применение энерго- и ресурсосберегающих технологий наряду с интеграцией обозначенных составляющих управления сквозными логистическими потоками формирует контур зеленой логистики.
Требования к внедрению в процесс управления фирмой комплекса социо-эколого-экономических ориентиров лежат в основе концепции устойчивости цепей поставок и «тройного критерия» к логистическому менеджменту (рис. 1).
Рисунок 1. Составляющие устойчивости логистической цепи
Источник: [19, с. 253] (Żak, 2015, р. 253).
Как видим из рисунка 1, устойчивость цепи поставок обеспечивается интеграцией составляющих, комплексным рассмотрением всех изучаемых вопросов, наличием доминирующей роли сложного (не простого) и целого (не составляющих элементов) объекта или явления.
Таким образом, основой управления потоковыми процессами является системный анализ, позволяющий рассматривать любой объект исследования как интегрированную логистическую систему, несмотря на то, что она состоит из отдельных компонентов.
Практический опыт компаний по применению зеленых логистических технологий
Анализ опыта зарубежных компаний, практикующих экологически ориентированное управление логистической деятельностью, показывает, что согласованность эколого-экономических факторов приводит к положительным результатам (табл. 1).
Таблица 1
Опыт зарубежных компаний по реализации экомероприятий
Предприятие
|
Эко-мероприятия
| |
Наименование
|
Страна
| |
Monoprix
|
Франция
|
Перевозка грузов по железной дороге на логистическую
платформу. Доставка товаров транспортом, работающим на природном газе.
Использование транспорта на электрической тяге
|
Franprix
|
Доставка товаров речным транспортом
| |
Amazon
|
США
|
Применение упаковки, состоящей на 100% из утилизируемых
материалов с использованием минимум упаковочного материала
|
United Parcel
Service (UPS)
|
Использование
машин с гибридными двигателями, ежегодно потребляющих на 35% галлонов топлива
меньше
| |
Itella
|
Финляндия
|
Мониторинг расхода ресурсов для поиска возможностей
сокращения потребления (переход на светодиодные лампы). Раздельный сбор
отходов по видам. Контроль выхлопов транспортных средств
|
Unilever
|
Нидерланды, Великобритания
|
Снижение уровня выбросов за счет мультимодальных
перевозок. Сокращение автомобильных перевозок
|
Kawasaki
Kisen Kaisha (K Line)
|
Япония
|
Установка
на судах компьютерной системы, оптимизирующей работу двигателя на основе
мониторинга погодных условий
|
Deutsche Bahn Schenker Rail
|
Германия
|
Получение
электричества для электровозов из возобновляемых источников энергии за счет
дополнительных сборов с клиента
|
К примеру, внедрение экомероприятий японской компанией K Line привело к уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу на 1%. При применении оператором экспресс-доставки UPS машин с гибридными двигателями выбросов газа станет на 671 тонну в год меньше. Немецкий перевозчик Deutsche Bahn Schenker Rail предложил способ переправки грузов, полностью исключающий выброс углекислого газа [4] (Belova, Zhevtun, Karbyshev, 2021). Результатом такой эффективной деятельности стало применение зеленых технологий в логистике, системного подхода к решению проблем зеленой логистики в целом.
К зеленым технологиям принято относить инновационные решения в сфере переработки и вторичного использования материалов, очистки сточных вод, энергосбережения, контроля над загрязнением воздушной среды, защиты окружающей среды, возобновляемых источников энергии [6, с. 62] (Voronkov, Tochkov, Vakulenko, 2012, р. 62). Применение ресурсосберегающих технологий в логистике позволяет сократить запасы материалов (40–60%), ускорить оборачиваемость оборотных средств (20–40%), снизить расходы на погрузочно-разгрузочные и складские работы (15–30%). С другой стороны, оно приводит к увеличению транспортных расходов (в 1,5–2 раза). Это объясняется тем, что применение принципов и правил зеленой логистики в компаниях ограничено рядом факторов:
– высокой стоимостью внедрения ресурсосберегающих технологий;
– отсроченным во времени результатом экологизации деятельности;
– отсутствием отработанных методик применения зеленых технологий на предприятии;
– отсутствием практики формирования возвратных логистических потоков и устоявшихся традиций сортировки отходов, повторного использования материалов (табл. 2).
Таблица 2
Возможности и ограничения применения
зеленых логистических технологий
Технологии
|
Возможности
|
Ограничения
|
Применение многооборотной тары, энергосберегающих и
экологически чистых материалов при строительстве складов
|
Снижение издержек на утилизацию, закупку тары.
Снижение токсичных испарений в процессе эксплуатации складских зданий, затрат
на энергообеспечение складов
|
Быстрый износ тары из-за воздействия химических
реагентов. Высокая стоимость возведения специализированных складов
|
Повышение грузоподъемности транспортных средств
|
Уменьшение выбросов продуктов горения топлива в
атмосферу
|
Грузоподъемность транспорта определяется нормами
техники безопасности
|
Обеспечение утилизационных процессов
|
Исключение выбросов отходов. Дополнительный доход за
счет их продажи на вторичную переработку
|
Малое количество фирм, занимающихся переработкой
токсичных отходов
|
Переход на экологически чистые виды транспорта
|
Минимизация выбросов продуктов горения топлива
|
Ограничение сети маршрутов ж/д и водного транспорта
|
Сокращение маршрутов транспортировки
|
Минимизация выбросов продуктов горения топлива,
транспортных затрат
|
Обширная география объектов промышленности в России
|
В силу имеющихся возможностей, желания потребителей пользоваться экопродуктами производителя с «зеленой репутацией», в настоящее время наблюдается рост российских компаний, принимающих «зеленые решения». Например, ОАО «РЖД» занимается природоохранной деятельностью, решает вопросы охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов, защиты от шума, обращения с отходами, технического перевооружения. Несмотря на беспрецедентные внешние вызовы, ОАО «РЖД» сохранило лидерские позиции по энергоэффективности и экологичности среди международных компаний мира [20]. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 г. определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [там же].
Сравнительный анализ подходов к решению проблем зеленой логистики
Для многих отечественных компаний, к сожалению, основной задачей остается обеспечение экономической эффективности, а внедрение зеленых технологий считается нерентабельным [11] (Krupenkina, 2018). Причиной этого являются несогласованность и разрозненность логистических потоков, нерешенные разногласия между функциональными областями и соответствующими подразделениями, то есть функциональный подход. Его особенности приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика функционального
и системного подходов к решению проблем зеленой логистики
Показатели
|
Функциональный подход
|
Системный подход
|
Экологическая политика предприятия
|
v Формирование политики в области экологической
безопасности.
v Частичное ее внедрение. v Имиджевый характер экологических программ |
v Разработка и реализация экологической стратегии и политики.
v Их модификация. v Внедрение корректирующих действий по выявленным несоответствиям |
Система менеджмента, экологическое управление
|
v Соблюдение требований экологического законодательства.
v Внутренний аудит. Проведение оценки воздействия компании на экологию |
v Разработка
экологических программ (совместно с контактными аудиториями) и внутренних
отчетов.
v Высокая экологическая ответственность |
Направленность бизнеса и интересы предприятия
|
v Эколого-ориентированный бизнес.
v Сбалансированность интересов компании, государства, общества в целом |
v Социо-эколого-ориентированный бизнес.
v Сбалансированность интересов компании, государства, общества, целевых аудиторий, потребителей |
Приоритетные направления экодеятельности
|
v Малоконтролируемое
снижение потребление природных ресурсов при частичном их восстановлении
|
v Энерго- и ресурсосбережение,
рациональное использование ресурсов
|
Информационная прозрачность деятельности
предприятия
|
v Недостаточно полное информирование потребителей.
v Официальное обнародование минимально возможных показателей доходов |
v Открытость информации.
v Широкая доступность информации для потребителей (предоставление сертификатов на продукцию и др.) |
Подходы к организации «зеленого офиса»
|
v Переход на экологические стандарты в обустройстве офисов, уменьшающих
нагрузку на окружающую среду.
v Экономия ресурсов |
v Поддержание
зеленого офиса.
v Экопросвещение персонала v Долговременный характер взаимоотношений с клиентами |
Характер, специфика реализации логистических и
коммуникативных процессов
|
v Ситуативность и фрагментарность.
v Непрерывность выполняемых логистических операций и функций без учета потребностей клиентов. v Низкий уровень внимания к клиентам и фрагментарность работы с ними |
v Комплексность и интегрированность.
v Многоканальная интеграция: бизнес-процессов и коммуникаций с потребителями. v Активная и интерактивная природа персонального общения с клиентами |
Ценность продукции для потребителей и их ожидания
|
v Недостаточно высокая ценность.
v Пригодность функциональная, безопасность продукции, экономические и этические требования к ней |
v Высокая ценность с повышающим трендом.
v Выполнение фирмой обязательств, обусловленных законами, документами, природоохранные требования |
Обслуживание покупателей
|
v Обслуживание без учета истории контактов и покупательского
профиля
|
v Обслуживание индивидуализированное, предоставление
онлайновых услуг
|
Эффект. Результат
|
v Эколого-экономический, эпизодический.
v Экономическая выгода, максимизация прибыли. v Сокращение эконагрузки на окружающую среду |
v Социально-экологический, долговременный.
v Интеграция экономической выгоды, социо-экологических аспектов |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что анализ подходов к решению проблем зеленой логистики можно проводить по следующим показателям: экологическая политика и информационная прозрачность предприятия, характер реализации логистических и коммуникативных процессов, приоритетные направления экологической деятельности и организация «зеленого офиса», система менеджмента и результат и др.
В целом системный подход к решению проблем зеленой логистики проявляется в следующем:
– согласование экологически безопасных логистических процессов и характеристик, потребностей в ресурсах в начале и конце цикла;
– синхронизация экологически безопасных логистических потоков;
– интеграция усилий компании по экологизации с контактными аудиториями, интеграция снабжения, производства и распределения;
– ликвидация несоответствий между целями и показателями (в том числе экологическими) логистической системы и ее элементов;
– учет структуры и динамики функциональных циклов, связывающих предприятие с его потребителями и поставщиками в единую экологически устойчивую снабженческо-сбытовую цепь;
– обеспечение продвижения экопродукции через цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара/услуги в необходимое место и время, в надлежащем количестве и качестве, с минимальными затратами;
– конструктивность решения задач и проблем логистической деятельности.
Конструктивность как составляющая системного подхода должна занимать особое место в исследованиях безопасного для окружающей среды сквозного управления логистическими потоками. В системе зеленой логистики она предусматривает: соблюдение принципов реализации экотехнологий и решений, гармонизацию параметров материальных потоков в цепи поставок, проведение экологического аудита, отражение источников ресурсосбережения в фирменных стандартах экологического менеджмента.
Координация экомероприятий независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции [8] (Evtodieva, 2018), переход с функционального к системному подходу создают благоприятные возможности для эффективного решения проблем зеленой логистики.
Заключение
Использование зеленого подхода обеспечивает тесную связь между экологическими, экономическими и социальными целями любого государства, что способствует достижению целей устойчивого развития [10] (Klementovichus, Maksimtsev, Sarakhanova, 2022).
Снижение экологического давления на окружающую среду возможно посредством экологизации всех ее функциональных областей [18] (Vijayvargy, Thakkar, Agarwal, 2017) (закупочной, производственной, распределительной, транспортной, информационной, логистики) и всей системы товародвижения, способной обеспечить выход компании на внутренний и внешний рынок, отвечающий предпочтениям потребителей. Применение системного подхода к исследованию и решению проблем зеленой логистики является маркетинговым инструментом создания положительного имиджа организации, фактором «удержания» клиентов, основой формирования клиентоориентированного бизнеса в целом. Это положительно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли, заинтересованности потенциальных инвесторов [14] (Munshi,,Munshi, Aleksandrova,,2014).
Системность и клиентоориентированность – линия рыночного поведения компании, направленная на охрану окружающей среды и клиента, который стал сегодня экологически осведомленнее и «вынуждает» производителей и поставщиков продукции идти на «зеленые» решения.
Таким образом, государство и общественность формируют концепцию зеленой логистики и ее направленность; потребители и компании задают вектор развития на уровне конкретного участника цепи поставок [5] (Bugayan, Ignatov, Ivanov, 2017). С точки зрения макроэкономической политики государством должна обеспечиваться экономическая поддержка экологизации экономики, включая в себя налогообложение, субсидии, страхование и пошлины, которые будут способствовать зеленому росту экономики и которые будут отличны от стандартных для мотивации предприятий [7] (Gurova, 2019).
Зеленая логистика, фокусирующаяся на партнерстве с поставщиками и потребителями, бережливом производстве и транспортно-складских процессах, погрузочно-разгрузочных работах, утилизации отходов, организации движения обратных потоков, связана со сквозным управлением материальными потоками как в направлении рынка потребителей, так и в обратном направлении. Следовательно, зеленая логистика и выделение особенностей функционального и системного подходов к решению ее проблем, представляющие новизну данной работы, предполагают практическую реализацию принципов реверсивной, маркетинговой, интегрированной логистики и экологического менеджмента.
Сравнительный анализ опыта компаний, практикующих экологически ориентированное управление логистической деятельностью, а также подходов к решению проблем зеленой логистики показал, что в современных условиях «изменения характеристик внешней среды, а также вследствие иных вызовов хозяйственной действительности» [12] (Makarov, Mikhaylov, Korenyako, 2022) необходимо сочетать системный и функциональный подходы, что способствует созданию благоприятной возможности «сохранения вариаций развития как необходимого условия обеспечения устойчивости хозяйственной системы» [там же].
Развитие опыта компаний по повышению экологичности логистической деятельности, развитие логистического бизнеса делают приоритетной ориентацию на достижение максимального соотношения между выгодами компании и затратами на организацию логистики посредством учета особенностей экономической среды и ее экологической составляющей.
Источники:
2. Абрамова Т.С., Кускова Е.С., Карпова Н.П. Экологические направления развития логистики // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 6(34). – c. 21-23.
3. Альбеков А.У. Императивы развития экологически чистых технологий в Российской Федерации // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2016. – № 3(55). – c. 11-20.
4. Белова Е.А., Жевтун И.Ф., Карбышев А.В. «Зеленые» технологии в логистике и управлении цепями поставок // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 43(2З. – c. 51-57. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-11037.
5. Бугаян С.А., Игнатов К.Д., Иванов Н.Д. Зеленая логистика в России: трудности и перспективы // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2017. – № 2(8). – c. 102-109.
6. Воронков А.Н., Точков А.Г., Вакуленко Р.Я. Направления применения «зеленых» технологий в логистике // Вестник СамГУПС. – 2012. – № 2(16). – c. 62-69.
7. Гурова И.П. Иностранные инвестиции в зеленой экономике // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 597-608. – doi: 10.18334/eo.9.2.40623.
8. Евтодиева Т.Е. Зеленая логистика как составляющая концепции общей ответственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2018. – № 1. – c. 167-174. – doi: 10.14529/em180120.
9. Кизим А.А., Кабертай Д.А. Современные тренды «зелёной» логистики в условиях глобализации // Логистика. – 2013. – № 1(50). – c. 46-50.
10. Клементовичус Я.Я., Максимцев И.А., Сараханова Н.С. Предпосылки формирования низкоуглеродного тренда и его влияние на энергетический сектор // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 1(133). – c. 7-17.
11. Крупенькина В.С. «Зеленая» логистика в нефтегазовой промышленности России: возможности и ограничения // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: Сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. – c. 745-749.
12. Макаров И.Н., Михайлов А.М., Кореняко Е.А. Новые стратегии государственного менеджмента в условиях «зеленой» повестки дня и постковидной перестройки экономики: вопросы обеспечения устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1673-1680. – doi: 10.18334/epp.12.6.114940.
13. Максимцев И.А., Костин К.Б., Городилов К.А., Онуфриева О.А. Развитие энергетического сектора Российской Федерации на основе инновационных принципов зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1165-1184. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.
14. Мунши, А.Ю., Мунши, Ш.М., Александрова, Л.Ю. Проблемы малых и средних предприятий региона на зарубежных рынках и пути их решения // Вестник Российского университета кооперации. – 2014. – № 4(18). – c. 35-39.
15. Омельченко И.Н., Александров А.А., Бром А.Е. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология // Гуманитарный вестник. – 2013. – № 10(12). – c. 1-10. – doi: 10.18698/2306-8477-2013-10-118.
16. Осинцев Н.А., Рахмангулов А.Н. «Зелёная» логистика в России и за рубежом: обзор лучших практик // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2018. – № 3(71). – c. 120-134. – doi: 10.6084/m9.figshare.14134280.v1.
17. Стеганцов П.А., Карпова Н.П. «Зеленая логистика» и ее роль в жизни современного общества // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2017. – № 2(36). – c. 136-138.
18. Vijayvargy L., Thakkar J., Agarwal G. Green supply chain management practices and performance: the role of firm-size for emerging economies // Journal of Manufacturing Technology Management. – 2017. – № 3. – p. 299323. – doi: 10.1108/JMTM-09-2016-0123.
19. Żak А. Research Papers Of The Wroclaw University Of Economics. - Wrocław: Publishing House of Wrocław University of Economics, 2015. – 251-264 p.
20. Охрана окружающей среды – Устойчивое развитие. Ar2020.rzd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ar2020.rzd.ru/ru (дата обращения: 17.08.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:31:02