Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления

Астафьева О.В.1, Дерягина С.Е.1
1 Институт промышленной экологии УрО РАН

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)

Цитировать:
Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Том 5. – № 4. – С. 171-182. – doi: 10.18334/lim.5.4.39515.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37090853
Цитирований: 11 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассмотрены реализуемые в настоящее время методы управления природоохранной деятельностью в органах местного самоуправления муниципального образования (МО) ”город Екатеринбург” – столице Уральского федерального округа и уральского экономического района. Обосновано, что в связи высокой степенью актуальности решения экологических проблем, имеющих место на территории МО, природоохранная деятельность относится к числу постоянных и наиболее значимых функций органов местного самоуправления. Эффективная реализация природоохранных полномочий органами местного самоуправления, в соответствии с национальным законодательством и международными требованиями, требует внедрения современных инструментов. Опираясь на позитивный опыт развитых стран мира, в которых экологический менеджмент становится неотъемлемой частью организаций различных направлений деятельности, предложено внедрение в управленческую деятельность органов местного самоуправления МО "город Екатеринбург" экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001. Учитывая сложность организационной структуры Администрации муниципального образования, а также приобретаемого опыта при реализации модели последовательного внедрения СЭМ в отдельных подразделениях организации, сформулированы рекомендации, касающиеся области применения системы менеджмента для Администрации МО "город Екатеринбург". Обозначены новации версии стандарта ISO 14001:2015, на которые необходимо акцентировать внимание при внедрении системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления МО "город Екатеринбург".

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, система экологического менеджмента, природоохранная деятельность

Источники:

1. Жданова Н.С. Отечественный опыт внедрения СМК в деятельность органов местного самоуправления // Век качества. – 2013. – № 3. – С. 26-28.
2. Малыхин Д.А. Концепция совершенствования механизма управления природопользованием на примере города Волгограда // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2(26). – С. 328-331.
3. Ключникова Е.М. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их решение на уровне муниципальных образований // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2(26). – С. 326-328.
4. Кокин А.В., Шумакова Г.Е., Карпов О.Н. Экологичный менеджмент муниципального района // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 1. – С. 9-17.
Прядетн А.А., Большаков А.Л., Казакова Н.В. и др. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года. - Екатеренбург, 2017. – 79 с.
Проект актуализированной редакции Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года. Екатеринбург.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F/news?news_id=21653 ( дата обращения: 22.07.2018 ).
О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2016 году/ Гос.докл. Екатеринбург, 2017. 328c
Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года// Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. Economy.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru/content/koncepciya-ekologicheskoy-bezopasnosti-sverdlovskoy-oblasti-na-period-do-2020-goda ( дата обращения: 14.07.2018 ).
9. Пахальчак Г.Ю. Роль партнерства государства и бизнеса в экономическом регулировании приоритетных экологических проблем // Дискуссия. – 2014. – № 8(49). – С. 74-80.
10. Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Мониторинг атмосферного воздуха на экологически неблагополучных территориях Свердловской области // Экология и промышленность России. – 2016. – № 6. – С. 58-62.
11. Астафьева О.В., Дерягина С.Е., Коробицын Б.А., Манжуров И.Л. Некоторые аспекты внедрения систем экологического менеджмента в органах местного самоуправления // Экономика природопользования. – 2010. – № 5. – С. 53-60.
12. Рыбка А.Г., Рейн В.А., Кириченко А.Н., Арефьева И.С. Совершенствование системы экологического управления в органах местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 28(209). – С. 59-65.
13. Маркеев И. СМОТО улучшит качество жизни? // Тюменские известия. – 2007. – № 56(4316).
ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (ISO 14001:2015, IDT). - М.: Стандартинформ, 2016. – 31 с.
15. Бабина Ю.В. О внедрении системы экологического менеджмента по новой версии ISO 14001 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016 // Экология производства. – 2017. – № 8. – С. 37-44.
16. Lozano M, Vallés J. An analysis of the implementation of an environmental management system in a local public administration // Journal of Environmental Management. – 2017. – С. 495-511.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:43:44