Анализ новых требований международного стандарта ISO 14001 версии 2015 года и процедура его внедрения
Хорошавин А.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
Цитировать:
Хорошавин А.В. Анализ новых требований международного стандарта ISO 14001 версии 2015 года и процедура его внедрения // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 159-168. – doi: 10.18334/lim.2.3.541.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27656743
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Широко применяемый международный стандарт по системам экологического менеджмента ISO 14001, не претерпевавший изменений последние одиннадцать лет (а это единственный пример превышения нормативных сроков жизни таких нормативных документов во всей международной стандартизации) наконец выходит в новой версии в 4 квартале 2015 года. В связи с этим в статье приводится анализ новых требований к системам экологического менеджмента. Также представлены особенности перехода на новую версию международного стандарта, связанные со значительным преобразованием требований к применяемым бизнесом инструментам экологического менеджмента.
Ключевые слова: экологический менеджмент, лидерство, риск-менеджмент, устойчивое развитие, оценка жизненного цикла
JEL-классификация: G32, Q57, L15
Итак, согласно официальным сообщениям Международной организации по стандартизации ISO (www.iso.org) в настоящий момент стандарт ISO 14001 находится на стадии пересмотра, летом 2015 года был издан окончательный проект новой редакции «ISO/FDIS 14001:2015» (примечание: окончательный проект стандарта ISO 14001 версии 2015 года).
Первое что сразу бросается в глаза в проекте новой версии ISO 14001 – это кардинальное изменение структуры самого нормативного документа. Это связано с введением в 2014 году Директивы ISO/IEC Часть 1 согласно, которой, структура требований всех стандартов на системы менеджмента (экологии, качества, пищевой безопасности и т.д.) приводится к единой форме, а также тем, что около 30% требований должны иметь идентичный текст, а соответственно и идентичные требования. Данное усовершенствование сделано для удобства интегрированного применения стандартов на системы менеджмента в одной организации и подразумевает управление организацией по единому порядку, с учетом требований в области качества, экологии, безопасности и т.д. В контексте охраны окружающей среды, это может касаться определения единого порядка документооборота на предприятии, учета природоохранных требований в рамках процедур выбора поставщиков и подрядчиков или процедур организации обучения персонала.
Новая структура стандарта ISO 14001 версии 2015 года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура новой редакции стандарта ISO 14001:2015 (составлено автором)
При анализе окончательного проекта стандарта (ISO/FDIS 14001:2015) целесообразно отметить следующие основные изменения, относительно широко применяемых к настоящему моменту предприятиями всего мира требований текущей версии стандарта:
· Внедрение нового раздела «Контекст», подразумевающего управление экологическими аспектами на базе анализа ожиданий заинтересованных сторон (надзорных органов, общественности, заказчиков, конкурентов, подрядчиков). Также новый раздел предполагает проведение анализа особенностей самой организации (состояния инфраструктуры, технологий, кадрового потенциала и др.).
· Упразднение функции назначенного представителя руководства по системе экологического менеджмента с возложением ответственности напрямую на высшее руководство организации, что призвано усилить участие высшего уровня руководства в природоохранной деятельности и повысить статус СЭМ в организации;
· В новой версии ISO 14001 расширены требования непосредственно к охране окружающей среды, что было «слабым» элементов в предыдущей версии, в которой звучало только обязательство по «предотвращению загрязнения», т.е. деятельности организации по внедрению технологий или практик работ, снижающих воздействия на окружающую среду. Новая же версия стандарта дополняет экологическую политику организации обязательством непосредственно по «защите окружающей среды», т.е. если раньше для подтверждения соответствия требованиям стандарта достаточно было демонстрировать снижение воздействий на окружающую среду, то теперь организация должна доказать, что на каждом отрезки времени уровень ее воздействия не «разрушает» окружающую среду.
· В дополнение к существующим требованиям по управлению экологическими аспектами, версия 2015 года стандарта ISO 14001 расширяет требования к этапам жизненного цикла продукции или услуг организации. Так, каждая организация должна будет учитывать экологические аспекты и воздействия, связанные с закупаемыми услугами (т.е. контроля соблюдения природоохранных требований, например, при закупке услуг или аутсорсинге видов деятельности), а главное анализом воздействий от эксплуатации своей продукции, включая методы ее утилизации и как минимум информирования потребителя о установленных правилах.
· Уточнены требования к определению области применения СЭМ (примечание – в контексте законодательства России понятие схожее с лицензируемым видом деятельности или областью аккредитации). Так в новой версии даны четкие параметры, которые должны быть задокументированы организацией при заявлении соответствия своей СЭМ требованиям ISO 14001:2015, а именно: определение самой организации (например, юридическое лицо или группа лиц), вид деятельности (основные производственные процессы) и продукция/услуги, а также местоположение производства (указание местонахождения производственных площадок).
· Внедряется «риск-ориентированный» подход при постановке экологических целей, т.е. процедура планирования должна базироваться не только на результатах оценки соответствия компании природоохранному законодательству и выявленным существенным экологическим аспектам, как этого требует действующая версия стандарта, а на базе оценки возможностей и угроз для бизнеса. Например, анализ возможности использования природоохранных проектов для повышения имиджа компании и позиционирования на рынке или возможные штрафные санкции при отказе от реализации программ, снижающих воздействие на окружающую среду. Поддерживает подход на базе оценки риска, также новое положение стандарта по интеграции экологического менеджмента в ключевые в ключевые бизнес-процессы организации. Отдельно обозначу, что в опубликованной версии проекта стандарта по сути отсутствуют требования к ведению документированной информации о рисках, кроме упоминания данного вопроса в рамках информации используемой для анализа со стороны руководства.
· Объединение понятий «документ» и «запись» в понятие «документированная информация», включая объединение процедур по управлению ими. Данное изменение призвано поддержать компании в деле оптимизации документооборота систем менеджмента, внедрения современных методов электронного документооборота, хотя, на сколько компании России готовы к таким изменениям, покажет практика применения новой версии стандарта.
Подводя итог по анализу основных предполагаемых изменений, необходимо отметить, что опубликованный окончательный проект стандарта ISO 14001:2015, является версией последний перед проведением итоговых сессий по утверждению окончательной версии документа (т.е. возможны определенные корректировки относительно опубликованных требований). Поэтому на настоящий момент специалистам, перед которыми стоит задача совершенствования инструментов и процедур функционирующих ныне систем экологического менеджмента к новым требованиям стандарта ISO 14001 2015 года, стоит акцентировать свое внимание именно на перечисленных выше изменениях, так как их внедрение должно быть реализовано в связи с уже действующими требованиями Части 1 Директивы ISO/IEC 2014 года.
В заключительной части статьи рассмотрим особенности процедуры внедрения новой редакции стандарта ISO 14001, которую предстоит пройти всем компаниям, имеющим сертифицированные системы менеджмента. Итак, со дня официального опубликования ISO 14001:2015 запланированного на 4 квартал 2015 года, начнется отсчет времени, так называемого, переходного периода внедрения требований новой версии стандарта, которая в этот раз увеличена с полутора до трех лет, в связи с большим количеством нововведений. Переходный период означает возможность применения старой версии стандарта ISO 14001:2004 теми компаниями, которые имеют действующие сертификаты соответствия, при том, что новая сертификация возможна уже только на соответствие требованиям ISO 14001:2015.
За эти три года ранее сертифицированная на соответствие ISO 14001:2004 компания должна привести свою систему менеджмента и практику деятельности в соответствие с вновь введенными требованиями ISO 14001:2015 и подтвердить это в рамках одного из надзорных/ре-сертификационных аудитов, попадающих в рамки данного переходного периода. Таким образом, такие организации будут обладать достаточным запасом времени ориентировочно до 2018 года (в зависимости от индивидуальных сроков действия сертификатов) для планомерного ознакомления с новыми требованиями и их внедрения в практику работы компании.
Если же организация в ближайшее время планирует пройти процедуру сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 14001, то ей необходимо проанализировать на какой стадии подготовки компания находиться, чтобы принять одно из решений:
1. Или пройти сертификацию на соответствие ISO 14001 версии 2004 года, что возможно сделать только до опубликования версии стандарта 2015 года (т.е. ориентировочно до октября 2015 года) и далее планомерно внедрять новые требования версии 2015 года в течение переходного периода (как это было описано выше);
2. Или уже в настоящий момент проводить внедрение СЭМ согласно требованиям опубликованного документа ISO/FDIS 14001:2015, чтобы пройти процедуру сертификации уже на соответствие новой версии стандарта. Саму сертификацию на соответствие ISO 14001:2015, возможно планировать на срок не ранее конца текущего года, а реально, с учетом сроков процедуры сертификации, даже начала 2016 года.
Отдельно обратим внимание на то, что в связи с особенностями российского законодательства, а также сложностями в развитии рынка экологически безопасной продукции и вторичных материалов (например, использованной упаковки), такие новые требования стандарта ISO 14001:2015 как управлению жизненным циклом продукции могут вызвать понятные сложности при их реализации.
Источники:
2. Донченко, В.К. (2011). Исторические аспекты формирования европейской системы экологического управления. Региональная экология, 3–4, 7–22.
3. Мельников, О.Н., Зайцев, А.А. (2015). Перспективы перехода предприятий на инновационные концепции управления современным производством. Креативная экономика, 9(6), 721–734.
4. Пахомова, Н.В., Титов, В.О. (2015). Дискуссионная панель «Эффективность экономики, устойчивое развитие и окружающая среда» в рамках Международного экономического симпозиума. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика, 2, 143–153.
5. Хорошавин, А.В. (2014). Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России. Экономика природопользования, 4, 23–37.
6. Хорошавин, А.В. (2014). Подходы к реализации международных требований экологического менеджмента в России. Экологическое право, 4, 20–25.
7. Хорошавин, А.В. (2014). Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента на предприятиях России. Экология промышленного производства, 4, 75–81.
8. Хорошавин, А.В. (2014). Анализ проблем результативного внедрения систем экологического менеджмента. Применение процессного подхода в экологическом менеджменте. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 2, 614–624.
9. Хорошавин, А.В. (2014). Развитие системы сертификации продукции по критериям экологической безопасности в России. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 1.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:45:06