Комплексная оценка качества и полноты региональных стратегий в области цифровой трансформации субъектов Российской Федерации
Шитов Е.А.1,2, Раков Д.А.1,3, Коврова Е.С.1, Дворянцева Н.А.4,5, Зарубин Ю.В.6, Шабурова Я.С.7
1 Центр компетенций Научной технологической инициативы по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» при МГУ имени М.В. Ломоносова
2 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
3 Международный банковский институ имени Анатолия Собчака
4 ООО «Онлайн патент»
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
6 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
7 ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации»
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Шитов Е.А., Раков Д.А., Коврова Е.С., Дворянцева Н.А., Зарубин Ю.В., Шабурова Я.С. Комплексная оценка качества и полноты региональных стратегий в области цифровой трансформации субъектов Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 503-520. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117249.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456720
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме управления процессами цифровой трансформации на уровне субъектов Российской Федерации. Впервые разработана методика оценки утвержденных региональных стратегий в области цифровой трансформации. В основе методики лежит совокупность базовых и дополнительных критериев. Базовые критерии содержат минимальный перечень требований к качеству разработки стратегий в области цифровой трансформации, а дополнительные – расширенный, отражающий региональную специфику. Показано, что к числу субъектов Российской Федерации с достаточным уровнем проработанности стратегий по базовым критериям относятся 55,3% регионов, а по дополнительным – 40,0%. Также проведен анализ соответствующей нормативной правовой базы в области цифровой трансформации и цифрового развития и выделены приоритетные проекты, которые планируется реализовать в субъектах Российской Федерации в ближайшем будущем. Статья рассчитана на специалистов в области государственного управления, экспертов в сфере цифровой трансформации и цифрового развития, сотрудников федеральных и региональных органов власти.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, региональная политика, экономическое развитие, государственное управление
Финансирование:
Статья написана при поддержке Российско-китайского научно-исследовательского центра цифровой экономики.
JEL-классификация: R12, R13, O31, O33
Введение
По данным российской консалтинговой компании в сфере цифровой трансформации KMDA интерес российского бизнеса к использованию цифровых технологий в рамках производственных процессов увеличился с 33% в 2018 г. до 64% в 2020 г. [21] Понятия цифровизации и цифровой трансформации наиболее часто используются в деловой сфере, но в современном мире влияние данных процессов оказало воздействие на функционирование всего государства и общества [22, с. 13-33]. В контексте исследуемой темы целесообразно разграничить понятия «цифровая трансформация» и «цифровизация».
Цифровизация представляет из себя перевод традиционных для бизнеса или государственных структур процессов в цифровой формат посредством внедрения цифровых технологий, которые позволяют увеличить производительность и эффективность деятельности [2, с. 143-172]. Это способствует созданию новых решений и возможности влиять на существующие процессы, однако концептуально конечный продукт и общая структура производства остаются неизменными [23, с. 295-324]. Цифровая трансформация – это более глубокий и сложный процесс, который характеризуется комплексным преобразованием существующих процессов и созданием новых структур и моделей с помощью цифровых решений и технологий [20, с. 390-420]. Главной задачей цифровой трансформации является создание совершенно нового продукта или структуры. Происходящие при этом изменения могут стать вызовом развитию территориальных социально-экономических систем [9, с. 837], а также способствовать преодолению цифрового неравенства [3, с. 961-984] и развитию цифровых регионов [6, с. 141-156]. Цифровая трансформация является важнейшим фактором конкурентоспособности на региональном и страновом уровнях [1, с. 1665-1682].
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является развитие сектора информационно-коммуникационных технологий и интенсификация цифровой трансформации экономики [7, с. 1943-1960]. Это связано с тем, что цифровая экономика способствует ускорению технического прогресса и внедрению инноваций [5, с. 25-44]. За последние годы были разработаны соответствующие документы в сфере стратегического планирования, а также нормативные правовые акты в области цифровой трансформации и цифрового развития. К наиболее значимым относятся:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [19];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 № 915» (с изм. от 04.06.2022) [10];
- Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [11].
Целями государственной политики Российской Федерации в области цифровой экономики являются [18]:
- внедрение цифровых технологий в социально-экономической сфере;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики и отрасли информационных технологий;
- разработка и внедрение инновационных технологических решений;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в систему государственного и муниципального управления.
Одним из ключевых аспектов государственного цифрового развития является региональная политика и стратегия субъектов Российской Федерации в области цифровой трансформации экономики [12, с. 230-235]. Эффективная региональная политика в сфере внедрения цифровых технологий и разработки новых стратегических решений в области цифрового развития субъектов служит основой цифровой трансформации страны [17, с. 15-24, 4, с. 2213-2230]. В Российской Федерации соответствующими стратегическими решениями в рамках государственной политики в области цифровой экономики являются стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления (далее – стратегии), разработанные субъектами Российской Федерации.
Проблеме цифровизации и цифровой трансформации экономики, в т.ч. на региональном уровне, посвящены работы Бурганова Р.Т., Кузьминых Н.А., Милицкой А.О, Нормовой Ю.В., Толкачева С.А., Печаткина В.В., Садыртдинова Р.Р., Трофимовой Н.В., Мамлеевой Э.Р., Шайхутдиновой Г.Ф. [1, 4, 7, 9, 12, 17]. При этом в рассматриваемых работах не проводилась оценка качества разработки региональных Стратегий цифровой трансформации, что обуславливает научную новизну дачного исследования.
Целью исследования является выявление ключевых резервов развития инструментов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, в частности, утвержденных региональных Стратегий в области цифровой трансформации, для формирования рекомендаций по устранению их недостатков и дальнейшему совершенствованию региональной политики субъектов Российской Федерации.
Для решения указанной цели впервые была разработана методика оценки утвержденных региональных стратегий в области цифровой трансформации, которая включает в себя описание методов оценки качества разработки стратегий, а также обоснование критериев данной оценки.
Методология
Контекст и предпосылки разработки стратегических документов в области цифровой трансформации субъектами Российской Федерации.
В рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация», установленной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [19] «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № Пр-2242 [8] субъектам Российской Федерации было поручено разработать Стратегии в области цифрового развития (далее – Стратегии). Основные целевые показатели в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 и включают в себя [19]:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т.ч. здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 г.
В целях подготовки Стратегий Минцифры России разработало типовую форму и методические рекомендации по ее заполнению, которые были направлены в субъекты Российской Федерации. Стратегии содержат мероприятия по цифровой трансформации в рамках 6 ключевых отраслей экономики и социальной сферы:
- здравоохранение;
- образование;
- транспорт;
- развитие городской среды;
- государственное управление;
- социальная сфера.
В документы могут быть включены дополнительные отрасли, которые отвечают стратегическим приоритетам средне- и долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По итогам разработки соответствующих документов субъектами Российской Федерации все Стратегии были согласованы ответственными федеральными органами исполнительной власти.
Описание методов оценки качества разработки Стратегий по базовым и дополнительным критериям.
В рамках данного исследования, в сотрудничестве с Минцифры России, была проведена оценка качества стратегических документов цифровой трансформации, разработанных субъектами Российской Федерации, по базовым и дополнительным критериям.
Оценка качества разработки Стратегий осуществлялась в соответствии со следующими группами критериев оценки:
- базовые критерии оценки – минимальный перечень требований к качеству разработки Стратегий;
- дополнительные критерии оценки – расширенный перечень требований к качеству разработки Стратегий, оценивающий опциональные аспекты наполнения стратегических документов.
В рамках оценки были выделены следующие базовые и дополнительные критерии:
1) базовые критерии:
- наличие Стратегии в свободном доступе в сети Интернет;
- отсутствие незаполненных разделов Стратегии;
- наличие корректной цели цифровой трансформации;
- наличие задач цифровой трансформации;
- наличие источников финансирования Стратегии;
- наличие в Стратегии всех рекомендуемых показателей;
- соответствие проектов Стратегии задачам цифровой трансформации;
- наличие показателей в реализации проектов в разбивке по годам;
- наличие органов государственной власти, ответственных за достижение показателей Стратегии;
2) дополнительные критерии:
- наличие описания текущего состояния цифровой трансформации региона;
- корректность определенных проблем, вызовов и рисков цифровой трансформации;
- корректность определения бенефициаров;
- наличие проектов, в рамках которых предполагается внедрение отечественных технологий;
- степень проработанности проектов;
- наличие проектов, в рамках которых предполагается внедрение сквозных цифровых технологий;
- наличие в Стратегии проектов в сфере образования и науки, отличных от проектов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ);
- наличие в Стратегии проектов в сфере здравоохранения, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере развития городской среды, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере транспорта и логистики, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере государственного управления, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере социальной сфере, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в рамках расширенного перечня отраслей.
Дополнительные критерии состоят из 1 количественного и 12 качественных показателей. Диапазон оценки качественных критериев ранжировался от 0 до 1 баллов, баллам соответствовала бинарная оценка критерия, 0 баллов – «Нет», 1 балл – «Да». Оценка количественного критерия осуществлялась в диапазоне от 0 до N, где N равнялось числу отраслей расширенного перечня.
Разработка данного спектра критериев позволила осуществить глубокий анализ соответствующих Стратегий. Таким образом, у ответственных органов государственной власти появляется возможность использовать указанный подход при оценке стратегических документов.
Результаты
Приоритетные направления цифровой трансформации.
В рамках анализа и оценки качества разработки Стратегий в области цифровой трансформации были проанализированы соответствующие документы и выделены приоритетные проекты, которые планируется реализовать в субъектах Российской Федерации (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Проекты цифровой трансформации обязательных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, реализация которых предполагается в большинстве субъектов Российской Федерации
Отрасль
|
Проект цифровой трансформации
|
Количество регионов, реализующих проект
|
Образование и наука
|
Библиотека цифрового образовательного
контента
|
81
|
Система управления в образовательной
организации
|
80
| |
Цифровое портфолио ученика
|
79
| |
Цифровой помощник родителя
|
73
| |
Цифровой помощник учителя
|
73
| |
Цифровой помощник ученика
|
71
| |
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»
|
29
| |
Государственная
информационная система (далее - ГИС) «Современная
образовательная среда»
|
21
| |
Цифровая образовательная среда в
образовательных организациях
|
21
| |
Цифровые решения для образования и науки
|
19
| |
Единая сервисная платформа науки
|
13
| |
Цифровое мышление – подготовка кадров
|
12
| |
Маркетплейс программного обеспечения и оборудования
|
8
| |
Дата-хаб
|
8
| |
Здравоохранение
|
Единый цифровой контур в здравоохранении
|
78
|
Медицинские платформенные решения
федерального уровня
|
74
| |
«Мое здоровье» на Госуслугах
|
64
| |
Межведомственное взаимодействие
|
60
| |
Система единых регистров Единой государственной системы в сфере здравоохранения
(далее - ЕГИСЗ)
|
59
| |
Надежная инфраструктура ЕГИСЗ для
медицинских работников
|
57
| |
Персональные медицинские помощники
|
53
| |
Технологии искусственного интеллекта
|
53
| |
Управление на основе данных скорой
помощью, потоками пациентов и лекарственным обеспечением
|
36
| |
Централизованные подсистемы в ГИС в
сфере здравоохранения
|
20
| |
Развитие городской среды
|
Новый умный дом, платформа цифрового жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ)
на базе ГИС ЖКХ
|
76
|
Платформа «Решаем вместе»
|
73
| |
Цифровая инфраструктура ЖКХ
|
54
| |
Интеллектуальная городская среда
|
29
| |
Цифровизация начислений и платежей ЖКХ
|
6
| |
Формирование комфортной городской среды
|
1
| |
Транспорт и логистика
|
Зеленый цифровой коридор пассажира
|
42
|
Интеллектуальные транспортные системы
|
29
| |
Цифровое управление транспортным
комплексом (Федеральный ситуационно-информационный центр Минтранса)
|
28
| |
Цифровизация для транспортной
безопасности
|
19
| |
Цифровые двойники объектов транспортной
инфраструктуры
|
16
| |
Государственное управление
|
Платформа обратной связи
|
82
|
Цифровизация мировых судов
|
82
| |
Цифровая трансформация
контрольно-надзорной деятельности
|
81
| |
Перевод массовых социально значимых государственных
и муниципальных услуг в электронный вид
|
81
| |
Электронный документооборот
|
64
| |
Цифровое хранение электронных документов
|
53
| |
Типовое автоматизированное рабочее место
/ Автоматизированное рабочее место госслужащего
|
50
| |
Центр управления регионом
|
49
| |
Цифровая
платформа «Государственные технологии»
|
47
| |
Национальная система управления данными
|
40
| |
государственной гражданской службы
|
34
| |
Паспорт гражданина Российской Федерации
с электронным носителем
|
28
| |
Развитие «Озера данных» регионального
уровня в рамках Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
27
| |
«Гособлако»/ Государственная единая
облачная платформа
|
26
| |
Мобильный идентификатор гражданина
Российской Федерации
|
20
| |
Биометрическая идентификация в
образовании посредством Единой биометрической системы
|
8
| |
Биометрическая идентификация в сфере
телекоммуникаций посредством Единой биометрической системы
|
8
| |
Единая карта жителя региона
|
2
| |
Социальная сфера
|
Перевод мер социальной поддержки в
формат Социального казначейства
|
83
|
Банки данных льготных категорий граждан
в Единой государственной информационной системе
социального обеспечения (далее - ЕГИССО)
|
83
| |
Единый контакт-центр взаимодействия с
гражданами
|
79
| |
Модернизация государственной службы
занятости населения
|
77
| |
Цифровая платформа системы
долговременного ухода
|
77
| |
Государственная социальная помощь на
основании социального контракта
|
76
| |
Подсистема установления и выплат ЕГИССО
|
74
| |
Цифровизация процесса оказания
финансовой помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных
ситуаций
|
28
|
В большинстве субъектов Российской Федерации планируется реализация проектов, представляющих из себя цифровые платформенные решения, что способствует повышению уровня информационного обеспечения, удобству и функционированию систем предоставления услуг. Соответствующие улучшения в работе сервисов будут способствовать повышению уровня вовлеченности населения по вопросам контроля принятия решений органов исполнительной власти. Стоит отметить, что цифровые платформенные решения затрагивают в т.ч. проекты, ориентированные на повышение эффективности органов государственной власти, социальной защиты населения и безопасности документооборота. На момент проведения исследования лидерами по количеству планируемых проектов в области цифровой трансформации в разных секторах цифровой экономики являются Республика Татарстан, Чувашская Республика, Сахалинская и Мурманская области.
По результатам анализа Стратегий наиболее приоритетными сферами, в рамках которых более 95% субъектов Российской Федерации планируют реализацию проектов, являются социальная сфера и сфера государственного управления. В рамках отрасли государственного управления, помимо проектов, реализация которых запланирована в большинстве субъектов Российской Федерации, приоритетными и наиболее часто встречающимися в Стратегиях регионов являются следующие проекты:
- развитие информационных систем по управлению бюджетным процессом, тарифами, госзаказом, проектами, обеспечению контрольно-надзорной деятельности, а также прогнозированию социально-экономического развития;
- создание единых цифровых платформ и сред, интеграционных платформ;
- разработка информационно-аналитических систем;
- создание цифровых помощников;
- развитие цифровых многофункциональных центров.
Наличие данных проектов в Стратегии регионов позволяет сделать вывод о существовании определенных тенденций цифровой трансформации на региональном уровне. Общей характеристикой политики регионов в контексте цифрового развития является направленность на цифровизацию и модификацию взаимодействия граждан с государственными сервисами, а также создание современных эффективных способов бюджетного контроля.
В рамках социальной сферы субъекты Российской Федерации Российской Федерации также включали в Стратегии следующие проекты:
- разворачивание цифровых платформ и мобильных сервисов для обеспечения занятости населения, мониторинга кадровой потребности;
- внедрение единых карт жителей;
- проекты по цифровизации социального обслуживания населения и созданию различных сервисов.
По результатам анализа Стратегий можно сделать вывод о том, что из расширенного перечня отраслей наиболее распространенными среди субъектов Российской Федерации являются следующие отрасли:
- промышленность (в 80% регионов);
- экология и природопользование (в 63% регионов);
- сельское хозяйство (в 51% регионов).
В рамках реализации Стратегий также предполагается внедрение и развитие сквозных цифровых технологий, включая:
- нейронные технологии и искусственный интеллект (396 проектов в 77 субъектах);
- большие данные (183 проекта в 72 субъектах);
- технологии беспроводной связи (66 проектов в 38 субъектах);
- новые производственные технологии (64 проекта в 18 субъектах);
- промышленный интернет (39 проектов в 21 субъекте);
- технологии виртуальной и дополненной реальности (30 проектов в 18 субъектах);
- компоненты робототехники и сенсорика (27 проектов в 16 субъектах);
- системы распределенного реестра (13 проектов в 7 субъектах);
- квантовые технологии (1 проект в 1 субъекте).
Лидерами по количеству планируемых к реализации сквозных цифровых технологий являются Московская область (44 проекта), Мурманская область (28 проектов) и Пермский край (26 проектов).
Ключевые недостатки и проблемы разработки Стратегий цифровой трансформации.
Большинство субъектов Российской Федерации разработали Стратегии в области цифровой трансформации в полном соответствии с типовой формой, разработанной Минцифры России. Субъекты Российской Федерации корректно сформулировали цели и задачи региона в области цифровой трансформации – данные цели и задачи в полной мере соответствуют инициативе по достижению национальной цели «Цифровая трансформация», определенной в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
По результатам оценки качества разработки Стратегий субъектов был выявлен ряд недостатков. В качестве ключевых недостатков Стратегий следует выделить:
- неполное описание текущего состояния цифровой трансформации региона (релевантно практически для всех регионов);
- отсутствие взаимосвязи между предлагаемыми к внедрению отечественными технологиями и проектами, в рамках которых предполагается их применение (релевантно для 82,5% регионов);
- некорректное определение проблем, вызовов и рисков цифровой трансформации (релевантно для 52% регионов);
- отсутствие ряда рекомендуемых показателей (релевантно для 45% регионов).
Одним из наиболее распространенных недостатков Стратегий во всех субъектах Российской Федерации является неполное описание текущего состояния цифровой трансформации региона. Текущее состояние цифровой трансформации описано без использования измеряемых количественных показателей и статистических данных. Подобный формат описания не позволяет получить объективную оценку текущего состояния цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации.
Стратегии включают в себя список отечественных технологий, применение которых предполагается в рамках реализации проектов. Однако в Стратегиях большинства субъектов Российской Федерации отсутствует прямая взаимосвязь между реализуемыми проектами и отечественными технологиями. Например, в Стратегии Томской области в рамках описания проекта «Строим умные объекты (использование технологий информационного моделирования)» не указано, какие конкретные отечественные технологии должны быть внедрены [14].
Указанный недостаток может служить причиной формирования некорректного видения текущего уровня развития субъекта Российской Федерации с точки зрения цифровой трансформации. К примеру, в Стратегии Челябинской области проблемы, вызовы и риски, указанные в подразделах 4.1, 4.2 и 4.5, не соответствуют необходимому понятийному аппарату: риск «Отсутствие доступности медицинской помощи, в т.ч. отсутствие технической возможности использования электронных сервисов для жителей Челябинской области, проживающих на существенном отдалении от медицинских организаций» целесообразно отнести к категории «Проблемы» [15].
В значительной доле субъектов Российской Федерации в Стратегиях было выявлено содержание неполного перечня рекомендуемых показателей. В то же время включение всех рекомендуемых показателей является необходимым для обеспечения полноценной оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и региональных органов исполнительной власти.
Оценка качества разработки стратегий: базовые и дополнительные критерии.
По результатам оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям субъекты Российской Федерации (за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, т.к. приводятся данные по состоянию на 2021 г.) были разделены на следующие группы (см. Рисунок 1):
- 9-8 баллов – высокий уровень, более 80% проработанности Стратегий;
- 7-5 баллов – достаточный уровень, от 50% до 80% проработанности Стратегий;
- 4-2 балла – формальный уровень, менее 50% проработанности Стратегий.
Рисунок 1 – Результаты оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям
Источник: аналитика МГУ имени М.В.Ломоносова
Наибольшее количество баллов было присвоено Алтайскому краю, Нижегородской области, Оренбургской области, Республике Карелия, Республике Крым, Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербургу, Смоленской области и Ярославской области. Проведенная оценка по данным регионам свидетельствует о качественной работе в части разработки Стратегий цифрового развития.
Большинство субъектов Российской Федерации (55,3%) по результатам оценки по базовым критериям имеют оценку от 5 до 7 баллов, демонстрируя достаточную степень проработанности Стратегий. Подобные результаты оценки связаны с тем, что большинство субъектов не опубликовали на момент оценки Стратегии на официальных сайтах региональных Правительств, а также не отразили в Стратегиях рекомендуемые показатели в полном объеме.
К регионам, характеризующимся наименьшей степенью проработанности базовых критериев Стратегий (4–2 балла), относится 3,5% субъектов Российской Федерации.
Оценка качества Стратегий по дополнительным критериям предполагает в т.ч. проверку наличия в них проектов цифровой трансформации в разрезе расширенного перечня отраслей, самостоятельных региональных проектов, не вошедших в перечень рекомендованных ФОИВ. В соответствии с результатами оценки качества разработки Стратегий по дополнительным критериям субъекты Российской Федерации (за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, т.к. приводятся данные по состоянию на 2021 г.) были разделены на следующие группы (см. Рисунок 2):
- 20-12 баллов – высокий уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам;
- 11-8 баллов – достаточный уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам;
- 7-1 балл – формальный уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам.
Рисунок 2 – Результаты оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям
Источник: аналитика МГУ имени М.В.Ломоносова
К субъектам Российской Федерации, имеющим наилучшую степень проработанности Стратегий по дополнительным критериям, относятся Чувашская Республика (20 баллов), Республика Саха (19 баллов) и Пермский край (19 баллов). Следует отметить, что у большинства субъектов Российской Федерации, набравших наибольшее количество баллов по дополнительным критериям, в стратегиях присутствуют проекты цифровой трансформации как минимум для 1 отрасли из расширенного списка. К примеру, в Стратегиях Чувашской Республики и Пермского края указаны проекты цифровой трансформации 11 и 7 отраслей расширенного списка соответственно [16, 13]. Из 35 субъектов Российской Федерации (41,2%), набравших по результатам оценки по базовым критериям 8-9 баллов, только 13 субъектов Российской Федерации также получили высокие баллы по дополнительным критериям.
К числу субъектов Российской Федерации с достаточным уровнем проработанности Стратегий по дополнительным критериям относятся 40,0% регионов. Среди всех субъектов Российской Федерации, демонстрирующих достаточный уровень проработанности Стратегий по дополнительным критериям (34 региона), по базовым критериям высокие результаты (8-9 баллов) демонстрируют 41,1% субъектов Российской Федерации, средние результаты (5-7 баллов) – 52,9%.
К субъектам Российской Федерации, характеризующимся формальным уровнем проработанности Стратегий по дополнительным критериям, относятся 19 регионов (22,4%). Низкий уровень соответствия Стратегий указанных субъектов Российской Федерации дополнительным критериям в значительной степени связан либо с отсутствием проектов цифровой трансформации в разрезе отраслей из расширенного перечня, либо с их незначительным количеством.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- в большинстве субъектов Российской Федерации планируется реализация проектов, направленных на внедрение цифровых платформенных решений;
- наиболее приоритетными сферами, в рамках которых более 95% субъектов Российской Федерации планируют реализацию проектов, являются социальная сфера и сфера государственного управления;
- одним из наиболее распространенных недостатков Стратегий во всех субъектах Российской Федерации является недостаточно проработанное описание текущего состояния цифровой трансформации региона;
- в Стратегиях большинства субъектов Российской Федерации отсутствует прямое указание в реализуемых проектах на планируемые к использованию/ внедрению технологии;
- к числу субъектов Российской Федерации с достаточным уровнем проработанности стратегий по базовым критериям относятся 55,3% регионов, а по дополнительным - 40,0%.
Рекомендации для дальнейшего совершенствования методических подходов к оценке:
- предусмотреть в методике возможность оценки и формирования рейтинга не только для самих регионов, но и для ответственных ОИВ;
- в перспективе – разработать оценку качества региональной политики в области цифровой трансформации и цифрового развития и включить в нее методику оценки Стратегий.
Источники:
2. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. – 2018. – № 2. – c. 143-172.
3. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Усманов Д.И. Оценка влияния цифрового неравенства на уровень социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 961-984.
4. Кузьминых Н.А., Милицкая А.О. Система управления инновационным развитием региона в контексте цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2213-2230.
5. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44.
6. Мухаметов Д.Р. От умного города к цифровому региону: проблемы масштабирования сетей управления // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 141-156.
7. Нормова Ю.В., Толкачев С.А. Киберфизические и кибернетические особенности цифровизации регионов России // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1943-1960.
8. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции по искусственному интеллект. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 28.12.2022).
9. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 № 915» (с изм. от 04.06.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/141370/ (дата обращения: 28.12.2022).
11. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.amurobl.ru/upload/iblock/c09/c09ebfb7dc54092dc4a2ff3ede580cc6.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
12. Садыртдинов Р.Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 10(444). – c. 230-235.
13. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/20082021144-95361chernikov-almincifry-rossii.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
14. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Томской области. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/d45491104.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
15. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/d45473764.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
16. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Чувашской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/strategiya-chuvashskaya-respublika.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
17. Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р., Шайхутдинова Г.Ф. Тенденции развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2021. – № 3(37). – c. 15-24.
18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/?ysclid=lbyryy974t813884497 (дата обращения: 28.12.2022).
19. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 28.12.2022).
20. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Экономика. – 2020. – № 3. – c. 390-420.
21. Цифровая трансформация в России – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view (дата обращения: 28.12.2022).
22. Haltiwanger J., Jarmin R.S. Measuring the Digital Economy. Understanding the Digital Economy. - Cambridge, 2000. – 13-33 p.
23. Kling R., Lamb R. IT and Organizational Change in Digital Economies. Understanding the Digital Economy. - Cambridge, 2000. – 295-324 p.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:14:12