Показатели устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства

Радыгина Е.Г.1, Ошкордина А.А.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350720
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Интерес к устойчивому развитию в последнее время сильно вырос. Место региона или отрасли в рейтинге устойчивого развития является одним из показателей уровня экономики и отражает доступность и привлекательность для инвестиций. Несмотря на это, показатели устойчивого развития сфер экономики и отдельных предприятий до сих пор как следует не изучены и не структурированы. Большое количество противоречий наблюдается в индустрии гостеприимства, которая характеризуется наличием малых и средних предприятий, для которых отдельные показатели не могут быть рассчитаны. В статье решается проблема несоответствия показателей устойчивого развития отдельных предприятий и индустрии гостеприимства в целом, а также недостаточная полнота списка показателей устойчивого развития. В статье к основным группам показателей устойчивого развития (экономическим, социальным и экологическим) предлагаются дополнительные группы показателей (управленческие и информационные). Авторы настаивают на том, что показатели устойчивого развития индустрии гостеприимства должны быть гармонизированы с показателями каждого конкретного предприятия. Обоснованные положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования в рамках данных концепции управления устойчивым развитием в индустрии гостеприимства. Предложения по выделению групп показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства могут быть использованы в практике управления малыми и средними предприятиями, ориентированными на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе; а также могут быть использованы в реализации образовательных программ в области туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивый туризм, индустрия гостеприимства, ESG-показатели, социально-экологическая ответственность, показатели устойчивого развития

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Устойчивое развитие продолжительное время не снижает своей актуальности не только в России, но и на международном уровне. Туризм и гостеприимство рассматриваются не только как перспективное направление экономики России, но и в качестве катализатора регионального развития. Индустрия гостеприимства оказывает не только синергетический эффект на экономику региона, но также является отражением уровня жизни населения, туристской привлекательности региона.

В рамках изучения устойчивости развития национальной экономики особая роль отводится показателям социально-экологической ответственности. ESG-показатели рассчитываются для разных предприятий и индустрий, оказывают влияние на привлечение инвестиций и маркетинговую политику. Индустрия туризма и гостеприимства в этом плане не является исключением. Однако, изучение и реализация направлений социально-экологической ответственности бизнеса в туризме и индустрии гостеприимства имеет определенные особенности, связанные с мультипликативностью влияния туризма на региональное развитие.

Целью статьи является выявление противоречий в выделении показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства. Данная цель решается способом соотнесения различных групп показателей устойчивого развития сфер экономического развития, регионов и предприятий.

Научная новизна исследования состоит в систематизации противоречий в новом подходе к выделению групп показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства, а также их гармонизации с показателями устойчивого развития индустрии гостеприимства в целом.

Основная часть

Материалы и методы исследования

Методологию исследования составили научные гипотезы в рамках концепции устойчивого развития, представленные в трудах отечесвенных и зарубежных ученых. В качетве инстрементария использовались методы стравнительного анализа, обобщения и группирования, применялись общенаучные методы познания: индукция и дедукция, системный и функциональный подходы, табличная графическая интерпретация.

Термин «устойчивое развитие» расматривалется в работах Хрущевой A.M., Хрущева И.M., Ляховой E.Г. [2], Морозова М.М. [3], Ершова Д. Н., Мидлера Е. А., Ракова И. Д. [8], Киякбаевой Е.Г. [9], Копытовой Е. Д. [12].

Киякбаева Е.Г. понимает под устойчивыпм развитием «достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития и сохранения окружающей среды» [9, с. 8]. Иникаторами устойчивого развития являются экономические показатели, снижение дисбаланса между развитыми и отстающими регионами, технологический прогресс и рационализация потребления.

Морозов М.М. понимает под устойчивым развитием «такое цивилизационное развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека при сохранении рационального воздействия на окружающую среду» [3, с. 79]. Особое внимание уделяется сохранению естественной основы для функционирования человечества и не причинению ущерба будущим поколениям.

Ершов Д. Н., Мидлер Е. А., Раков И. Д. понимают устойчивое развитие как возможность системы к самоадаптации и позитивно-поступательному изменению параметров развития [8, с. 700].

Хрущева A.M., Хрущев И.M., Ляхова E.Г. изучают устойчивое развитие туризма, основываясь на статистических показателях [2]. «Устойчивый туризм» основан на принципах устойчивого развития, включающих мониторинг экономического, социального и экологического состояния [7, 15].

Морозов М.М. Устойчивое развитие туризма предлагается рассматривать как заданную траекторию поддержания эффективности использования имеющихся туристских ресурсов с целью развития туристической дестинации как структурной единицы туристской системы [3, с. 79].

Растет значимость внутреннего туризма как стратегического направления экономики в регионах России. Очевидно, что необходимо найти способы эффективного использования уникального культурного наследие коренных народов и сохраненные древние традиции в ряде регионов России, что окажет положительное влияние на местный туризм и благосостояние местных сообществ.

Показатели устойчивого развития изучались в работах Кондрашовой Н.В., Данилова И.С. [4], Гузей В.А. [6], Ершовой Д.Н., Мидлера Е.А., Раковой И.Д. [8], Кобяк М.В., Махлюф А. [10].

Ершов Д. Н., Мидлер Е. А., Раков И. Д. разрабатывают методику оценки степени достижения регионами России устойчивого развития на основе универсальных показателей экономического, социального и экологического блоков [8, 13]. Оценка показателей устойчивого развития разных регионов России необходима для оценки рисков и разработки долгосрочной стратегии.

Гузей В.А. выделяет пять групп устойчивого развития: экономическая, социальная, экологическая, институциональная и информационная устойчивость [6]. Институциональную и информационно-коммуникационную составляющую выделяют также Кобяк М.В. и Махлюф А. [10].

Кондрашова Н.В., Данилов И.С. фактором расчета устойчивости развития организации называют конкурентоспособность и интегральный показатель устойчивого развития экономического субъекта выстраивают на коэффициентах, составляющих конкурентоспособность предприятия [4, с. 62-63].

На основе изученных научных исследований выявлено, что несмотря на стабильное понимание целей устойчивого развития различных отраслей экономиеского развития, отношение к выделению и группировке показателей устойчивого развития разнообразны и в настоящий момент не систематизированы должным образом. В основе сложившейся ситуации лежат следующие причины: отсутствие необходимых статистических данных в различных отраслях, и в частности, индустрии туризма и гостеприимства; вследствие этого – недостаточная полнота списка показателей устойчивого развития; а также отсутствие системы управления устойчивым развитием на уровне предприятий.

Результаты

Разнообразные климатические условия, наличие достопримечательностей и рекреационных ресурсов дает возможность развивать практически все виды туризма в российских регионах. Туризм приобретает все большее значение как способ стимулирования развития малых городов и сельских территорий в России путем включения их в турмаршруты и кластеры. Однако потенциальные конкурентные преимущества трудно реализовать из-за неразвитой туристской инфраструктуры, включая транспортные проблемы, нехватку средств размещения и развлечений, плохое состояние многих местных достопримечательностей и нехватку квалифицированных кадров.

На основе методологии расчетов устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства Национального рейтингового агентства, который включает в себя четыре направления (рис. 1).

Рисунок 1. Группы показателей устойчивого развития индустрии гостеприимства [1]

Определение регионов, добившихся значительных успехов в реализации целей устойчивого развития, необходимо для выявления наиболее успешных механизмов, которые могут быть применены повсеместно [5]. Перспективы устойчивого развития регионов в социальной сфере зависят в основном от факторов, определяющих качество жизни населения (демография, уровень доходов, качество здравоохранения и образования) [8, с. 713].

Экономические показатели устойчивого развития индустрии гостеприимства выражаются прежде всего в статистических данных об объеме оказанных услуг (табл. 1) и рейтингах развития индустрии туризма в регионе (табл. 2).

Таблица 1. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в России за 2011-2021 гг. [15, с. 10]

Показатели
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Число коллективных средств размещения
25 292
28 074
28 302
27 328
28 979
Число мест, тыс.
2 167,9
2 415,3
2 495,7
2 473,0
2 634,4
Численность размещенных лиц, тыс. человек
61 563,2
71 538,1
76 041,7
47 382,5
66 539,8
Число ночевок, тыс.
253 022,7
274 584,7
283 191,0
191 175,5
275 603,1
Коэффициент загрузки, %
32
31
31
21
29

В Свердловской области в 2021 году зарегистрировано 551 средство размещения, с общим количеством мест 50,1 тыс; число ночевок ‑ 4 872,8 тыс., численность размещенных гостей – 1 538,7 тыс. человек [1]. Один гость останавливается в гостиницах 3,1 сутки, коэффициент загрузки – 27%, что ниже среднероссийского показателя.

Расходы резидентов внутри страны на сферу путешествий и туризма на душу населения в долларах США (по ценам и обменному курсу 2021 года, в долл. США) составили 300,4 долл. в 2019 году и 270,9 долл. в 2021 году [10, с. 23]. Несмотря на субсидирование и инвестиции в индустрию гостеприимства, налицо снижение расходов в связи со снижением реальных доходов населения и переориентацию на самостоятельные и бюджетные поездки внутри своего региона.

Таблица 2. Соотношение устойчивости развития туризма, турпотока и объема инвестиций [13]

Регион
Место по турпотоку в январе-октябре 2022
Размер субсидии на развитие туризма в 2022 году, тыс. руб.
Место в рейтинге
Краснодарский край
1 место
89 749
1
г. Санкт-Петербург
5 место

2
г. Москва
4 место

3
Республика Татарстан
7 место
13 115,3
4
Московская область
3 место

5
Чувашская Республика
51 место

6
Тюменская область
22 место

7
Псковская область
28 место
89 178
8
Республика Крым
6 место
151 008,9
9
Свердловская область
8 место

10

Анализ данных показывает, что наиболее высокий рейтинг имеют те территории, которые уже до этого пользовались спросом, имеют высокие показатели по турпотоку, а также те, в которые привлекаются значительные инвестиции. Однако, насколько эффективными будут организационно-управленческие механизмы развития индустрии гостеприимства без инвестиций, неизвестно. Принципы устойчивого развития предполагают значительный толчок развития индустрии гостеприимства, при котором поступательное развитие регионов и турпотока будет происходить и после прекращения инвестиций.

Обсуждение результатов

Устойчивое развитие индустрии гостеприимства предполагает постоянное поступательное увеличение показателей, определяющих рейтинги регионов.

Большинство исследователей выделяют показатели, реаспределяя их на три группы: экономические, экологические и социальные. В исследованиях также указываются экологические, социальные и управленческие группы показателей, составляющие ESG-рейтинги, во многом дублирующие показатели устойчивого развития. При составлении групп показателй устойчивого развития индустрии гостеприимства следует учитывать также управленческие и информационные характеристики, которым не уделяется должного внимания.

Несмотря на то, что все показатели, используемые для расчета рейтингов устойчивого развития индустрии гостеприимства, находятся в открытом доступе, сложности создает их группировка и дополнение.

Выводы

При изучении показателй устойчивого развития было выявлено, что все показатели объединены в три группы: экономические, экологические и социальные. Однако, показатели, которые включаются в указанные группы, для разных направлений экономики указываются разные, что затрудняет их систематизацию и сравнение. Кроме того, выявлено, что при расчете рейтингов устойчивого развития индустрии гостеприимства используются одни показатели, а при расчете рейтингов устойчивого развития предприятий – другие. Таким образом, к группам показателей устойчивого развития для предприятий индустрии гостеприимства авторы предлагают добавить группу управленческих (институциональных показателей) и группу информационных показателей.

Несмотря на то, что индустрия гостеприимства в России и в Свердловской области показывает стабильный рост, все же присутствует влияние на показатели негативных факторов: последствия пандемии 2020 года, а также санкционное давление со стороны зарубежных государств.

Обоснованные положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования в рамках данных концепции управления устойчивым развитием в индустрии гостеприимства. Предложения по выделению групп показателей устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства могут быть использованы в практике управления малыми и средними предприятиями, ориентированными на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе; а также могут быть использованы в реализации образовательных программ в области туризма и гостеприимства.

[1] Составлено автором по [4], [6], [8], [10].


Источники:

1. ESG-рейтинги. Национальное рейтинговое агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ra-national.ru/sustainabilityservices/ (дата обращения: 14.12.2022).
2. Khrushcheva A.M., Khrushchev I.M., Lyakhova E.G. Marketing issues of sustainable tourism development in Russian regions // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы: Сборник материалов XV Международной студенческой научно-практической конференции. Том Часть 1. Москва, 2021. – p. 217-223.
3. Morozov M.M. Managing the sustainable development of the service sector in a modern conditions // Services in Russia and Abroad. – 2021. – № 2(94). – p. 75-82. – doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-75-82.
4. Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций. Businesstat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/hotels_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 04.01.2023).
5. Бабенко М. Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным. РБК. Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5e7b21809a7947cb829a424f (дата обращения: 14.12.2022).
6. Гузей В.А. Методический инструментарий оценки уровня устойчивого развития хозяйствующего субъекта на основе интегрального подхода: социальная, экологическая, институциональная и информационная составляющие // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2022. – № 1(77). – c. 17-29. – doi: 10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.54.14.002.
7. Давыденко Л.Н. Экологические приоритеты развития мировой индустрии туризма // Беларусь в современном мире: Материалы XXI Международной научной конференции, посвященной 101-й годовщине образования Белорусского государственного университета. Минск, 2022. – c. 334-339.
8. Ершов Д.Н., Мидлер Е.А., Раков И.Д. Рейтинги устойчивого развития как инструмент оценки социально-экономических трансформаций в регионах РФ // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 4. – c. 698-719. – doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.4.698-719.
9. Киякбаева Е.Г. Потенциал, механизмы и сценарии устойчивого развития туризма в регионах России. / Дисс. на соискание ученой степени канд. географ. наук. - Пермь, 2017. – 153 c.
10. Кобяк М.В., Махлюф А. Устойчивое развитие гостиничных предприятий: концепция и механизм реализации // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2020. – № 2(110). – c. 151-157. – doi: 10.21686/2413-2829-2020-2-151-157.
11. Кондрашова Н.В., Данилов И.С. Совершенствование алгоритма расчета интегрального показателя устойчивого развития экономического субъекта // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 5(149). – c. 54-66. – doi: 10.17308/meps.2022.5/9241.
12. Копытова Е.Д. К вопросу о социально-экологической ответственности бизнеса // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 4(39). – c. 1.
13. Макаров И.Н., Осипова И.В. Корпоративная ответственность: экологическая ответственность бизнеса в условиях зеленой экономики // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 449-462. – doi: 10.18334/ce.16.2.114224.
14. Матова Н.И. Оценка условий и факторов повышения экологичности туристского продукта отечественной и мировой туриндустрии // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – № 3(100). – c. 21-33. – doi: 10.24412/1995-042X-2022-3-21-33.
15. Морозов М.М., Морозова Н.С. Социальная и экологическая ответственность туристского бизнеса // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2018. – № 2. – c. 39-43. – doi: 10.25586/RNU.V9276.18.07.P.39.
16. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 04.01.2023).

Страница обновлена: 11.11.2024 в 21:04:04