О человеческом капитале молодежи, которой NEET

Шестакова Н.Н.1, Скворцова М.Б.1, Кузьмина Л.К.1
1 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37307875
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена специфическая группа молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков. В англоязычной литературе эта часть молодого поколения именуется NEET (Not in Employment, Education or Training). Установлены основные характеристики, причины и источники пополнения этой категории. В качестве особой причины пополнения этой группы молодежи на национальном уровне авторами выделен и детально исследован фактор нарушения семейно-социальных связей. Проанализированы основные факторы формирования человеческого капитала молодого поколения: образование и состояние здоровья. В качестве одной из базовых причин понижения качества человеческого капитала, проявляющаяся уже на начальном этапе его формирования, признана неполнота охвата детей общим средним образованием. С точки зрения состояния здоровья обозначены проблемы инвалидизации молодого поколения, вопросы состояния ее психического здоровья. Изучены вопросы трудоустройства выпускников высшего и среднего специального образования, в том числе и в территориальном разрезе, как с точки зрения реализации человеческого капитала молодежи, так и с позиции потенциальной возможности попадания в категорию NEET.

Ключевые слова: человеческий капитал молодежи; молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков (NEET); образование молодежи; состояние здоровья молодежи; трудоустройство молодежи

JEL-классификация: J24, J21, O15, J13, I19

Тезисы (Highlights):

  • В качестве особой причины пополнения группы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, авторами выделен и детально исследован фактор нарушения семейно-социальных связей.
  • Неполнота охвата детей общим средним образованием признана одной из причин понижения качества человеческого капитала, проявляющаяся уже на начальном этапе его формирования.
  • Установлено, что у молодежи категории NEET преобладают такие виды проведения досуга, как просмотр телепередач и общение с различными электронными гаджетами.

Источники:

Аналитический доклад «Об экономических последствиях текущей ситуации в сфере социального сиротства» (зарубежный опыт). / Бюллетень о сфере образования. Выпуск №10 (декабрь 2014). - М., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. – 64 с.
Ашимханова Д.Э., Аюпова Р.Р., Кайдарова А.С., Калиев Т.Б. и др. Руководство по работе с молодежью категории NEET. - Астана, 2017. – 88 с.
Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю. и др. Индикаторы образования: 2017. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 320 с.
Бородина Д.Р., Гохберг Л.М., Жихарева О.Б. и др. Образование в цифрах: 2017. / краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 80 с.
В России растет число беспризорных детей. Vestifinance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/55320 ( дата обращения: 28.10.2018 ).
6. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. – 2016. – № 9. – С. 31-39.
7. Варшавская Е.Я. Успешность перехода // Социологические исследования. – 2016. – № 2(382). – С. 39-46.
Психическое здоровье. Воз. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mental_health/world-mental-health-day/2018/ru ( дата обращения: 11.11.2018 ).
9. Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. – 2012. – № 5. – С. 22-26.
10. Жукова Л., Ульянова Г. Не имея родного угла: исторический опыт борьбы с беспризорностью детей // История. – 2003. – С. 39-40.
Зудина А А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России: препринт WP3/2017/02. Изд. дом Высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://wp.hse.ru/data/2017/04/17/1169031315/WP3_2017_02_____.pdf.
Киреев Е., Красниковский В., Сазонов А., Сазонова А. Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития. Litres.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/a-a-sazonov/molodezh-moskvy-cennostnye-prioritety-strategii-povedeniya-i-perspektivy-razvitiya/chitat-onlayn ( дата обращения: 18.09.2018 ).
Лайкам К.Э. Мониторинг ЦУР в социально-трудовой сфере. Презентация. Media.rspp.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/8/d/8dc1f18d95d597219791904bf2078592.pdf ( дата обращения: 17.10.2018 ).
Меры государственной поддержки сельских территорий. Российский союз сельской молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://guz.ru/nauka/gospodderzhka-apk-rossii.pdf ( дата обращения: 20.10.2018 ).
Население: Семья, материнство и детство. Росстат. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ population/motherhood/# ( дата обращения: 27.10.2018 ).
Общественный мониторинг трудоустройства выпускников. Oprf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/40280 ( дата обращения: 08.10.2018 ).
«Поколение невидимок»: в Эстонии почти 30 000 молодых людей, которые нигде не работают и не учатся. Rus.delfi.ee. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/pokolenie-nevidimok-v-estonii-pochti-30-000-molodyh-lyudej-kotorye-nigde-ne-rabotayut-i-ne-uchatsya?id=77211418 ( дата обращения: 03.11.2018 ).
18. Попова Н. «Охранная грамота» для чумазого гавроша // Аргументы недели. – 2011.
Проблема безработицы среди молодежи: поиск решений. Евробюллетень. [Электронный ресурс]. URL: https://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/more_info/eurobulletine_no.8_18.pdf ( дата обращения: 17.10.2018 ).
Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). / Бюллетень о сфере образования. Выпуск №10 (декабрь 2016). - М., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. – 36 с.
Рощин С.Ю. Переход "учеба-работа": омут или брод? Препринт WP3/2006/10. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 22 с.
22. Яковлева Е.А., Галахова А.А. Феномен NEET современного поколения и его влияние на макроэкономические показатели // Молодой ученый. – 2017. – № 51(185). – С. 196-201. – url: https://moluch.ru/archive/185/47491.
Bridging the gap: New opportunities for 16–18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. Dera. [Электронный ресурс]. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf ( дата обращения: 15.04.2018 ).
Mascherini M. Good Practices in Dealing with Young People Who Are NEETs: Policy Responses at European Level. Pass.va. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pass.va/content/scienzesociali/en/publications/acta/participatorysociety/mascherini.html ( дата обращения: 08.11.2018 ).
NEET: Young People Not in Education, Employment or Training. Researchbriefings. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06705 ( дата обращения: 20.10.2018 ).
NEETs. Young people not in employment, education or training: Characteristics, costs and policy responses in Europe. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1254en.pdf ( дата обращения: 20.10.2018 ).
Powell Andrew NEET: Young People Not in Education, Employment or Training. Researchbriefings. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06705#fullreport ( дата обращения: 11.11.2018 ).
Quintini G., Manfredi T. Going Separate Ways? School-to-Work Transitions in the United States and Europe // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. – 2009. – №. 90
Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission DG Employment, Social Affairs and Inclusion. Europe 2020: Employment Policies European Employment Strategy. Brussels, 14 January 2002. 16 p., p.2. URL: file:///Users/aroslav/Downloads/NEET_final.pdf

Страница обновлена: 15.09.2025 в 19:34:38

 

 

On the human capital of young people who are NEET

Shestakova N.N., Skvortsova M.B., Kuzymina L.K.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 1 (January-March 2019)

Citation:

Abstract:
The article deals with a specific group of young people aged between 15-24 who do not study, do not work, and do not acquire professional skills. In the English literature, this part of the younger generation is called NEET (Not in Employment, Education or Training). The article identifies the main characteristics, causes and sources of replenishment of this category. As a special reason for the replenishment of this group of young people at the national level the authors highlight and study in detail the factor of disruption of family and social network. The article analyses the main factors of human capital formation in the young generation: education and health. The insufficient reach to children by general secondary education is recognized as one of the basic reasons for the decline in the quality of human capital, which reveals itself already at the initial stage of its formation. From the point of view of the state of health, the article outlines the problems of disability of the younger generation and the issues concerning its mental health. The article studies the issues of the employability of higher and specialized secondary education graduates, including the region-wise evaluation, both from the point of view of the young people’s human capital fulfilment, and from the position of the potential possibility of them falling into the NEET category.

Keywords: youth human capital; young people aged between 15-24 who do not study, do not work and do not acquire professional skills (NEET); youth education; youth health status; youth employment

JEL-classification: J24, J21, O15, J13, I19

Highlights:

  • В качестве особой причины пополнения группы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, авторами выделен и детально исследован фактор нарушения семейно-социальных связей.
  • Неполнота охвата детей общим средним образованием признана одной из причин понижения качества человеческого капитала, проявляющаяся уже на начальном этапе его формирования.
  • Установлено, что у молодежи категории NEET преобладают такие виды проведения досуга, как просмотр телепередач и общение с различными электронными гаджетами.