О человеческом капитале молодежи, которой NEET

Шестакова Н.Н.1, Скворцова М.Б.1, Кузьмина Л.К.1
1 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать:
Шестакова Н.Н., Скворцова М.Б., Кузьмина Л.К. О человеческом капитале молодежи, которой NEET // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 565-586. – doi: 10.18334/et.6.1.40077.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37307875
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена специфическая группа молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков. В англоязычной литературе эта часть молодого поколения именуется NEET (Not in Employment, Education or Training). Установлены основные характеристики, причины и источники пополнения этой категории. В качестве особой причины пополнения этой группы молодежи на национальном уровне авторами выделен и детально исследован фактор нарушения семейно-социальных связей. Проанализированы основные факторы формирования человеческого капитала молодого поколения: образование и состояние здоровья. В качестве одной из базовых причин понижения качества человеческого капитала, проявляющаяся уже на начальном этапе его формирования, признана неполнота охвата детей общим средним образованием. С точки зрения состояния здоровья обозначены проблемы инвалидизации молодого поколения, вопросы состояния ее психического здоровья. Изучены вопросы трудоустройства выпускников высшего и среднего специального образования, в том числе и в территориальном разрезе, как с точки зрения реализации человеческого капитала молодежи, так и с позиции потенциальной возможности попадания в категорию NEET.

Ключевые слова: человеческий капитал молодежи; молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков (NEET); образование молодежи; состояние здоровья молодежи; трудоустройство молодежи

JEL-классификация: J24, J21, O15, J13, I19

Источники:

Аналитический доклад «Об экономических последствиях текущей ситуации в сфере социального сиротства» (зарубежный опыт). / Бюллетень о сфере образования. Выпуск №10 (декабрь 2014). - М., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. – 64 с.
Ашимханова Д.Э., Аюпова Р.Р., Кайдарова А.С., Калиев Т.Б. и др. Руководство по работе с молодежью категории NEET. - Астана, 2017. – 88 с.
Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю. и др. Индикаторы образования: 2017. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 320 с.
Бородина Д.Р., Гохберг Л.М., Жихарева О.Б. и др. Образование в цифрах: 2017. / краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 80 с.
В России растет число беспризорных детей. Vestifinance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/55320 ( дата обращения: 28.10.2018 ).
6. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. – 2016. – № 9. – С. 31-39.
7. Варшавская Е.Я. Успешность перехода // Социологические исследования. – 2016. – № 2(382). – С. 39-46.
Психическое здоровье. Воз. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mental_health/world-mental-health-day/2018/ru ( дата обращения: 11.11.2018 ).
9. Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. – 2012. – № 5. – С. 22-26.
10. Жукова Л., Ульянова Г. Не имея родного угла: исторический опыт борьбы с беспризорностью детей // История. – 2003. – С. 39-40.
Зудина А А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России: препринт WP3/2017/02. Изд. дом Высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://wp.hse.ru/data/2017/04/17/1169031315/WP3_2017_02_____.pdf.
Киреев Е., Красниковский В., Сазонов А., Сазонова А. Молодежь Москвы. Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития. Litres.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/a-a-sazonov/molodezh-moskvy-cennostnye-prioritety-strategii-povedeniya-i-perspektivy-razvitiya/chitat-onlayn ( дата обращения: 18.09.2018 ).
Лайкам К.Э. Мониторинг ЦУР в социально-трудовой сфере. Презентация. Media.rspp.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/8/d/8dc1f18d95d597219791904bf2078592.pdf ( дата обращения: 17.10.2018 ).
Меры государственной поддержки сельских территорий. Российский союз сельской молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://guz.ru/nauka/gospodderzhka-apk-rossii.pdf ( дата обращения: 20.10.2018 ).
Население: Семья, материнство и детство. Росстат. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ population/motherhood/# ( дата обращения: 27.10.2018 ).
Общественный мониторинг трудоустройства выпускников. Oprf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/40280 ( дата обращения: 08.10.2018 ).
«Поколение невидимок»: в Эстонии почти 30 000 молодых людей, которые нигде не работают и не учатся. Rus.delfi.ee. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/pokolenie-nevidimok-v-estonii-pochti-30-000-molodyh-lyudej-kotorye-nigde-ne-rabotayut-i-ne-uchatsya?id=77211418 ( дата обращения: 03.11.2018 ).
18. Попова Н. «Охранная грамота» для чумазого гавроша // Аргументы недели. – 2011.
Проблема безработицы среди молодежи: поиск решений. Евробюллетень. [Электронный ресурс]. URL: https://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/more_info/eurobulletine_no.8_18.pdf ( дата обращения: 17.10.2018 ).
Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). / Бюллетень о сфере образования. Выпуск №10 (декабрь 2016). - М., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. – 36 с.
Рощин С.Ю. Переход "учеба-работа": омут или брод? Препринт WP3/2006/10. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 22 с.
22. Яковлева Е.А., Галахова А.А. Феномен NEET современного поколения и его влияние на макроэкономические показатели // Молодой ученый. – 2017. – № 51(185). – С. 196-201. – url: https://moluch.ru/archive/185/47491.
Bridging the gap: New opportunities for 16–18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. Dera. [Электронный ресурс]. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf ( дата обращения: 15.04.2018 ).
Mascherini M. Good Practices in Dealing with Young People Who Are NEETs: Policy Responses at European Level. Pass.va. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pass.va/content/scienzesociali/en/publications/acta/participatorysociety/mascherini.html ( дата обращения: 08.11.2018 ).
NEET: Young People Not in Education, Employment or Training. Researchbriefings. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06705 ( дата обращения: 20.10.2018 ).
NEETs. Young people not in employment, education or training: Characteristics, costs and policy responses in Europe. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1254en.pdf ( дата обращения: 20.10.2018 ).
Powell Andrew NEET: Young People Not in Education, Employment or Training. Researchbriefings. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06705#fullreport ( дата обращения: 11.11.2018 ).
Quintini G., Manfredi T. Going Separate Ways? School-to-Work Transitions in the United States and Europe // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. – 2009. – №. 90
Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission DG Employment, Social Affairs and Inclusion. Europe 2020: Employment Policies European Employment Strategy. Brussels, 14 January 2002. 16 p., p.2. URL: file:///Users/aroslav/Downloads/NEET_final.pdf

Страница обновлена: 31.07.2024 в 02:14:14