Comprehensive assessment of the quality and completeness of regional digital transformation strategies of the constituent entities of the Russian Federation
Shitov E.A.1,2, Rakov D.A.1,3
, Kovrova E.S.1
, Dvoryantseva N.A.4,5
, Zarubin Yu.V.6, Shaburova Ya.S.7
1 Центр компетенций Научной технологической инициативы по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» при МГУ имени М.В. Ломоносова
2 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
3 Международный банковский институ имени Анатолия Собчака
4 ООО «Онлайн патент»
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
6 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
7 ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации»
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 1 (January-March 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52456720
Abstract:
The article is devoted to the actual problem of managing the processes of digital transformation at the level of the constituent entities of the Russian Federation. For the first time, a methodology for evaluating approved regional strategies in the field of digital transformation has been developed. The methodology is based on a set of basic and additional criteria. The basic criteria contain a minimum list of requirements for the quality of the strategy development in the field of digital transformation; and the additional ones contain an expanded list of requirements, reflecting regional specifics. 55.3% of regions are among the constituent entities of the Russian Federation with a sufficient level of elaboration of strategies according to basic criteria; and 40.0% of regions are among the constituent entities of the Russian Federation with a sufficient level of elaboration of strategies according to additional criteria. The analysis of the relevant regulatory framework in the field of digital transformation and digital development has been carried out; and priority projects that are planned to be implemented in the constituent entities of the Russian Federation in the near future have been identified. The article is intended for specialists in the field of public administration, experts in the field of digital transformation and digital development, employees of federal and regional authorities.
FUNDING.
The article was written with the support of the Russian-Chinese Research Center for Digital Economy.
Keywords: digital transformation, digitalization, regional policy, economic development, public administration
Funding:
Статья написана при поддержке Российско-китайского научно-исследовательского центра цифровой экономики.
JEL-classification: R12, R13, O31, O33
Введение
По данным российской консалтинговой компании в сфере цифровой трансформации KMDA интерес российского бизнеса к использованию цифровых технологий в рамках производственных процессов увеличился с 33% в 2018 г. до 64% в 2020 г. [21] Понятия цифровизации и цифровой трансформации наиболее часто используются в деловой сфере, но в современном мире влияние данных процессов оказало воздействие на функционирование всего государства и общества [22, с. 13-33]. В контексте исследуемой темы целесообразно разграничить понятия «цифровая трансформация» и «цифровизация».
Цифровизация представляет из себя перевод традиционных для бизнеса или государственных структур процессов в цифровой формат посредством внедрения цифровых технологий, которые позволяют увеличить производительность и эффективность деятельности [2, с. 143-172]. Это способствует созданию новых решений и возможности влиять на существующие процессы, однако концептуально конечный продукт и общая структура производства остаются неизменными [23, с. 295-324]. Цифровая трансформация – это более глубокий и сложный процесс, который характеризуется комплексным преобразованием существующих процессов и созданием новых структур и моделей с помощью цифровых решений и технологий [20, с. 390-420]. Главной задачей цифровой трансформации является создание совершенно нового продукта или структуры. Происходящие при этом изменения могут стать вызовом развитию территориальных социально-экономических систем [9, с. 837], а также способствовать преодолению цифрового неравенства [3, с. 961-984] и развитию цифровых регионов [6, с. 141-156]. Цифровая трансформация является важнейшим фактором конкурентоспособности на региональном и страновом уровнях [1, с. 1665-1682].
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является развитие сектора информационно-коммуникационных технологий и интенсификация цифровой трансформации экономики [7, с. 1943-1960]. Это связано с тем, что цифровая экономика способствует ускорению технического прогресса и внедрению инноваций [5, с. 25-44]. За последние годы были разработаны соответствующие документы в сфере стратегического планирования, а также нормативные правовые акты в области цифровой трансформации и цифрового развития. К наиболее значимым относятся:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [19];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 № 915» (с изм. от 04.06.2022) [10];
- Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [11].
Целями государственной политики Российской Федерации в области цифровой экономики являются [18]:
- внедрение цифровых технологий в социально-экономической сфере;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики и отрасли информационных технологий;
- разработка и внедрение инновационных технологических решений;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в систему государственного и муниципального управления.
Одним из ключевых аспектов государственного цифрового развития является региональная политика и стратегия субъектов Российской Федерации в области цифровой трансформации экономики [12, с. 230-235]. Эффективная региональная политика в сфере внедрения цифровых технологий и разработки новых стратегических решений в области цифрового развития субъектов служит основой цифровой трансформации страны [17, с. 15-24, 4, с. 2213-2230]. В Российской Федерации соответствующими стратегическими решениями в рамках государственной политики в области цифровой экономики являются стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления (далее – стратегии), разработанные субъектами Российской Федерации.
Проблеме цифровизации и цифровой трансформации экономики, в т.ч. на региональном уровне, посвящены работы Бурганова Р.Т., Кузьминых Н.А., Милицкой А.О, Нормовой Ю.В., Толкачева С.А., Печаткина В.В., Садыртдинова Р.Р., Трофимовой Н.В., Мамлеевой Э.Р., Шайхутдиновой Г.Ф. [1, 4, 7, 9, 12, 17]. При этом в рассматриваемых работах не проводилась оценка качества разработки региональных Стратегий цифровой трансформации, что обуславливает научную новизну дачного исследования.
Целью исследования является выявление ключевых резервов развития инструментов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, в частности, утвержденных региональных Стратегий в области цифровой трансформации, для формирования рекомендаций по устранению их недостатков и дальнейшему совершенствованию региональной политики субъектов Российской Федерации.
Для решения указанной цели впервые была разработана методика оценки утвержденных региональных стратегий в области цифровой трансформации, которая включает в себя описание методов оценки качества разработки стратегий, а также обоснование критериев данной оценки.
Методология
Контекст и предпосылки разработки стратегических документов в области цифровой трансформации субъектами Российской Федерации.
В рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация», установленной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [19] «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.12.2020 № Пр-2242 [8] субъектам Российской Федерации было поручено разработать Стратегии в области цифрового развития (далее – Стратегии). Основные целевые показатели в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 и включают в себя [19]:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т.ч. здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 г.
В целях подготовки Стратегий Минцифры России разработало типовую форму и методические рекомендации по ее заполнению, которые были направлены в субъекты Российской Федерации. Стратегии содержат мероприятия по цифровой трансформации в рамках 6 ключевых отраслей экономики и социальной сферы:
- здравоохранение;
- образование;
- транспорт;
- развитие городской среды;
- государственное управление;
- социальная сфера.
В документы могут быть включены дополнительные отрасли, которые отвечают стратегическим приоритетам средне- и долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По итогам разработки соответствующих документов субъектами Российской Федерации все Стратегии были согласованы ответственными федеральными органами исполнительной власти.
Описание методов оценки качества разработки Стратегий по базовым и дополнительным критериям.
В рамках данного исследования, в сотрудничестве с Минцифры России, была проведена оценка качества стратегических документов цифровой трансформации, разработанных субъектами Российской Федерации, по базовым и дополнительным критериям.
Оценка качества разработки Стратегий осуществлялась в соответствии со следующими группами критериев оценки:
- базовые критерии оценки – минимальный перечень требований к качеству разработки Стратегий;
- дополнительные критерии оценки – расширенный перечень требований к качеству разработки Стратегий, оценивающий опциональные аспекты наполнения стратегических документов.
В рамках оценки были выделены следующие базовые и дополнительные критерии:
1) базовые критерии:
- наличие Стратегии в свободном доступе в сети Интернет;
- отсутствие незаполненных разделов Стратегии;
- наличие корректной цели цифровой трансформации;
- наличие задач цифровой трансформации;
- наличие источников финансирования Стратегии;
- наличие в Стратегии всех рекомендуемых показателей;
- соответствие проектов Стратегии задачам цифровой трансформации;
- наличие показателей в реализации проектов в разбивке по годам;
- наличие органов государственной власти, ответственных за достижение показателей Стратегии;
2) дополнительные критерии:
- наличие описания текущего состояния цифровой трансформации региона;
- корректность определенных проблем, вызовов и рисков цифровой трансформации;
- корректность определения бенефициаров;
- наличие проектов, в рамках которых предполагается внедрение отечественных технологий;
- степень проработанности проектов;
- наличие проектов, в рамках которых предполагается внедрение сквозных цифровых технологий;
- наличие в Стратегии проектов в сфере образования и науки, отличных от проектов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ);
- наличие в Стратегии проектов в сфере здравоохранения, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере развития городской среды, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере транспорта и логистики, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере государственного управления, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в сфере социальной сфере, отличных от проектов, рекомендованных ФОИВ;
- наличие в Стратегии проектов в рамках расширенного перечня отраслей.
Дополнительные критерии состоят из 1 количественного и 12 качественных показателей. Диапазон оценки качественных критериев ранжировался от 0 до 1 баллов, баллам соответствовала бинарная оценка критерия, 0 баллов – «Нет», 1 балл – «Да». Оценка количественного критерия осуществлялась в диапазоне от 0 до N, где N равнялось числу отраслей расширенного перечня.
Разработка данного спектра критериев позволила осуществить глубокий анализ соответствующих Стратегий. Таким образом, у ответственных органов государственной власти появляется возможность использовать указанный подход при оценке стратегических документов.
Результаты
Приоритетные направления цифровой трансформации.
В рамках анализа и оценки качества разработки Стратегий в области цифровой трансформации были проанализированы соответствующие документы и выделены приоритетные проекты, которые планируется реализовать в субъектах Российской Федерации (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Проекты цифровой трансформации обязательных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, реализация которых предполагается в большинстве субъектов Российской Федерации
Отрасль
|
Проект цифровой трансформации
|
Количество регионов, реализующих проект
|
Образование и наука
|
Библиотека цифрового образовательного
контента
|
81
|
Система управления в образовательной
организации
|
80
| |
Цифровое портфолио ученика
|
79
| |
Цифровой помощник родителя
|
73
| |
Цифровой помощник учителя
|
73
| |
Цифровой помощник ученика
|
71
| |
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»
|
29
| |
Государственная
информационная система (далее - ГИС) «Современная
образовательная среда»
|
21
| |
Цифровая образовательная среда в
образовательных организациях
|
21
| |
Цифровые решения для образования и науки
|
19
| |
Единая сервисная платформа науки
|
13
| |
Цифровое мышление – подготовка кадров
|
12
| |
Маркетплейс программного обеспечения и оборудования
|
8
| |
Дата-хаб
|
8
| |
Здравоохранение
|
Единый цифровой контур в здравоохранении
|
78
|
Медицинские платформенные решения
федерального уровня
|
74
| |
«Мое здоровье» на Госуслугах
|
64
| |
Межведомственное взаимодействие
|
60
| |
Система единых регистров Единой государственной системы в сфере здравоохранения
(далее - ЕГИСЗ)
|
59
| |
Надежная инфраструктура ЕГИСЗ для
медицинских работников
|
57
| |
Персональные медицинские помощники
|
53
| |
Технологии искусственного интеллекта
|
53
| |
Управление на основе данных скорой
помощью, потоками пациентов и лекарственным обеспечением
|
36
| |
Централизованные подсистемы в ГИС в
сфере здравоохранения
|
20
| |
Развитие городской среды
|
Новый умный дом, платформа цифрового жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ)
на базе ГИС ЖКХ
|
76
|
Платформа «Решаем вместе»
|
73
| |
Цифровая инфраструктура ЖКХ
|
54
| |
Интеллектуальная городская среда
|
29
| |
Цифровизация начислений и платежей ЖКХ
|
6
| |
Формирование комфортной городской среды
|
1
| |
Транспорт и логистика
|
Зеленый цифровой коридор пассажира
|
42
|
Интеллектуальные транспортные системы
|
29
| |
Цифровое управление транспортным
комплексом (Федеральный ситуационно-информационный центр Минтранса)
|
28
| |
Цифровизация для транспортной
безопасности
|
19
| |
Цифровые двойники объектов транспортной
инфраструктуры
|
16
| |
Государственное управление
|
Платформа обратной связи
|
82
|
Цифровизация мировых судов
|
82
| |
Цифровая трансформация
контрольно-надзорной деятельности
|
81
| |
Перевод массовых социально значимых государственных
и муниципальных услуг в электронный вид
|
81
| |
Электронный документооборот
|
64
| |
Цифровое хранение электронных документов
|
53
| |
Типовое автоматизированное рабочее место
/ Автоматизированное рабочее место госслужащего
|
50
| |
Центр управления регионом
|
49
| |
Цифровая
платформа «Государственные технологии»
|
47
| |
Национальная система управления данными
|
40
| |
государственной гражданской службы
|
34
| |
Паспорт гражданина Российской Федерации
с электронным носителем
|
28
| |
Развитие «Озера данных» регионального
уровня в рамках Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
27
| |
«Гособлако»/ Государственная единая
облачная платформа
|
26
| |
Мобильный идентификатор гражданина
Российской Федерации
|
20
| |
Биометрическая идентификация в
образовании посредством Единой биометрической системы
|
8
| |
Биометрическая идентификация в сфере
телекоммуникаций посредством Единой биометрической системы
|
8
| |
Единая карта жителя региона
|
2
| |
Социальная сфера
|
Перевод мер социальной поддержки в
формат Социального казначейства
|
83
|
Банки данных льготных категорий граждан
в Единой государственной информационной системе
социального обеспечения (далее - ЕГИССО)
|
83
| |
Единый контакт-центр взаимодействия с
гражданами
|
79
| |
Модернизация государственной службы
занятости населения
|
77
| |
Цифровая платформа системы
долговременного ухода
|
77
| |
Государственная социальная помощь на
основании социального контракта
|
76
| |
Подсистема установления и выплат ЕГИССО
|
74
| |
Цифровизация процесса оказания
финансовой помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных
ситуаций
|
28
|
В большинстве субъектов Российской Федерации планируется реализация проектов, представляющих из себя цифровые платформенные решения, что способствует повышению уровня информационного обеспечения, удобству и функционированию систем предоставления услуг. Соответствующие улучшения в работе сервисов будут способствовать повышению уровня вовлеченности населения по вопросам контроля принятия решений органов исполнительной власти. Стоит отметить, что цифровые платформенные решения затрагивают в т.ч. проекты, ориентированные на повышение эффективности органов государственной власти, социальной защиты населения и безопасности документооборота. На момент проведения исследования лидерами по количеству планируемых проектов в области цифровой трансформации в разных секторах цифровой экономики являются Республика Татарстан, Чувашская Республика, Сахалинская и Мурманская области.
По результатам анализа Стратегий наиболее приоритетными сферами, в рамках которых более 95% субъектов Российской Федерации планируют реализацию проектов, являются социальная сфера и сфера государственного управления. В рамках отрасли государственного управления, помимо проектов, реализация которых запланирована в большинстве субъектов Российской Федерации, приоритетными и наиболее часто встречающимися в Стратегиях регионов являются следующие проекты:
- развитие информационных систем по управлению бюджетным процессом, тарифами, госзаказом, проектами, обеспечению контрольно-надзорной деятельности, а также прогнозированию социально-экономического развития;
- создание единых цифровых платформ и сред, интеграционных платформ;
- разработка информационно-аналитических систем;
- создание цифровых помощников;
- развитие цифровых многофункциональных центров.
Наличие данных проектов в Стратегии регионов позволяет сделать вывод о существовании определенных тенденций цифровой трансформации на региональном уровне. Общей характеристикой политики регионов в контексте цифрового развития является направленность на цифровизацию и модификацию взаимодействия граждан с государственными сервисами, а также создание современных эффективных способов бюджетного контроля.
В рамках социальной сферы субъекты Российской Федерации Российской Федерации также включали в Стратегии следующие проекты:
- разворачивание цифровых платформ и мобильных сервисов для обеспечения занятости населения, мониторинга кадровой потребности;
- внедрение единых карт жителей;
- проекты по цифровизации социального обслуживания населения и созданию различных сервисов.
По результатам анализа Стратегий можно сделать вывод о том, что из расширенного перечня отраслей наиболее распространенными среди субъектов Российской Федерации являются следующие отрасли:
- промышленность (в 80% регионов);
- экология и природопользование (в 63% регионов);
- сельское хозяйство (в 51% регионов).
В рамках реализации Стратегий также предполагается внедрение и развитие сквозных цифровых технологий, включая:
- нейронные технологии и искусственный интеллект (396 проектов в 77 субъектах);
- большие данные (183 проекта в 72 субъектах);
- технологии беспроводной связи (66 проектов в 38 субъектах);
- новые производственные технологии (64 проекта в 18 субъектах);
- промышленный интернет (39 проектов в 21 субъекте);
- технологии виртуальной и дополненной реальности (30 проектов в 18 субъектах);
- компоненты робототехники и сенсорика (27 проектов в 16 субъектах);
- системы распределенного реестра (13 проектов в 7 субъектах);
- квантовые технологии (1 проект в 1 субъекте).
Лидерами по количеству планируемых к реализации сквозных цифровых технологий являются Московская область (44 проекта), Мурманская область (28 проектов) и Пермский край (26 проектов).
Ключевые недостатки и проблемы разработки Стратегий цифровой трансформации.
Большинство субъектов Российской Федерации разработали Стратегии в области цифровой трансформации в полном соответствии с типовой формой, разработанной Минцифры России. Субъекты Российской Федерации корректно сформулировали цели и задачи региона в области цифровой трансформации – данные цели и задачи в полной мере соответствуют инициативе по достижению национальной цели «Цифровая трансформация», определенной в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
По результатам оценки качества разработки Стратегий субъектов был выявлен ряд недостатков. В качестве ключевых недостатков Стратегий следует выделить:
- неполное описание текущего состояния цифровой трансформации региона (релевантно практически для всех регионов);
- отсутствие взаимосвязи между предлагаемыми к внедрению отечественными технологиями и проектами, в рамках которых предполагается их применение (релевантно для 82,5% регионов);
- некорректное определение проблем, вызовов и рисков цифровой трансформации (релевантно для 52% регионов);
- отсутствие ряда рекомендуемых показателей (релевантно для 45% регионов).
Одним из наиболее распространенных недостатков Стратегий во всех субъектах Российской Федерации является неполное описание текущего состояния цифровой трансформации региона. Текущее состояние цифровой трансформации описано без использования измеряемых количественных показателей и статистических данных. Подобный формат описания не позволяет получить объективную оценку текущего состояния цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации.
Стратегии включают в себя список отечественных технологий, применение которых предполагается в рамках реализации проектов. Однако в Стратегиях большинства субъектов Российской Федерации отсутствует прямая взаимосвязь между реализуемыми проектами и отечественными технологиями. Например, в Стратегии Томской области в рамках описания проекта «Строим умные объекты (использование технологий информационного моделирования)» не указано, какие конкретные отечественные технологии должны быть внедрены [14].
Указанный недостаток может служить причиной формирования некорректного видения текущего уровня развития субъекта Российской Федерации с точки зрения цифровой трансформации. К примеру, в Стратегии Челябинской области проблемы, вызовы и риски, указанные в подразделах 4.1, 4.2 и 4.5, не соответствуют необходимому понятийному аппарату: риск «Отсутствие доступности медицинской помощи, в т.ч. отсутствие технической возможности использования электронных сервисов для жителей Челябинской области, проживающих на существенном отдалении от медицинских организаций» целесообразно отнести к категории «Проблемы» [15].
В значительной доле субъектов Российской Федерации в Стратегиях было выявлено содержание неполного перечня рекомендуемых показателей. В то же время включение всех рекомендуемых показателей является необходимым для обеспечения полноценной оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и региональных органов исполнительной власти.
Оценка качества разработки стратегий: базовые и дополнительные критерии.
По результатам оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям субъекты Российской Федерации (за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, т.к. приводятся данные по состоянию на 2021 г.) были разделены на следующие группы (см. Рисунок 1):
- 9-8 баллов – высокий уровень, более 80% проработанности Стратегий;
- 7-5 баллов – достаточный уровень, от 50% до 80% проработанности Стратегий;
- 4-2 балла – формальный уровень, менее 50% проработанности Стратегий.
Рисунок 1 – Результаты оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям
Источник: аналитика МГУ имени М.В.Ломоносова
Наибольшее количество баллов было присвоено Алтайскому краю, Нижегородской области, Оренбургской области, Республике Карелия, Республике Крым, Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербургу, Смоленской области и Ярославской области. Проведенная оценка по данным регионам свидетельствует о качественной работе в части разработки Стратегий цифрового развития.
Большинство субъектов Российской Федерации (55,3%) по результатам оценки по базовым критериям имеют оценку от 5 до 7 баллов, демонстрируя достаточную степень проработанности Стратегий. Подобные результаты оценки связаны с тем, что большинство субъектов не опубликовали на момент оценки Стратегии на официальных сайтах региональных Правительств, а также не отразили в Стратегиях рекомендуемые показатели в полном объеме.
К регионам, характеризующимся наименьшей степенью проработанности базовых критериев Стратегий (4–2 балла), относится 3,5% субъектов Российской Федерации.
Оценка качества Стратегий по дополнительным критериям предполагает в т.ч. проверку наличия в них проектов цифровой трансформации в разрезе расширенного перечня отраслей, самостоятельных региональных проектов, не вошедших в перечень рекомендованных ФОИВ. В соответствии с результатами оценки качества разработки Стратегий по дополнительным критериям субъекты Российской Федерации (за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, т.к. приводятся данные по состоянию на 2021 г.) были разделены на следующие группы (см. Рисунок 2):
- 20-12 баллов – высокий уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам;
- 11-8 баллов – достаточный уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам;
- 7-1 балл – формальный уровень проработанности Стратегий по дополнительным аспектам.
Рисунок 2 – Результаты оценки качества разработки Стратегий по базовым критериям
Источник: аналитика МГУ имени М.В.Ломоносова
К субъектам Российской Федерации, имеющим наилучшую степень проработанности Стратегий по дополнительным критериям, относятся Чувашская Республика (20 баллов), Республика Саха (19 баллов) и Пермский край (19 баллов). Следует отметить, что у большинства субъектов Российской Федерации, набравших наибольшее количество баллов по дополнительным критериям, в стратегиях присутствуют проекты цифровой трансформации как минимум для 1 отрасли из расширенного списка. К примеру, в Стратегиях Чувашской Республики и Пермского края указаны проекты цифровой трансформации 11 и 7 отраслей расширенного списка соответственно [16, 13]. Из 35 субъектов Российской Федерации (41,2%), набравших по результатам оценки по базовым критериям 8-9 баллов, только 13 субъектов Российской Федерации также получили высокие баллы по дополнительным критериям.
К числу субъектов Российской Федерации с достаточным уровнем проработанности Стратегий по дополнительным критериям относятся 40,0% регионов. Среди всех субъектов Российской Федерации, демонстрирующих достаточный уровень проработанности Стратегий по дополнительным критериям (34 региона), по базовым критериям высокие результаты (8-9 баллов) демонстрируют 41,1% субъектов Российской Федерации, средние результаты (5-7 баллов) – 52,9%.
К субъектам Российской Федерации, характеризующимся формальным уровнем проработанности Стратегий по дополнительным критериям, относятся 19 регионов (22,4%). Низкий уровень соответствия Стратегий указанных субъектов Российской Федерации дополнительным критериям в значительной степени связан либо с отсутствием проектов цифровой трансформации в разрезе отраслей из расширенного перечня, либо с их незначительным количеством.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- в большинстве субъектов Российской Федерации планируется реализация проектов, направленных на внедрение цифровых платформенных решений;
- наиболее приоритетными сферами, в рамках которых более 95% субъектов Российской Федерации планируют реализацию проектов, являются социальная сфера и сфера государственного управления;
- одним из наиболее распространенных недостатков Стратегий во всех субъектах Российской Федерации является недостаточно проработанное описание текущего состояния цифровой трансформации региона;
- в Стратегиях большинства субъектов Российской Федерации отсутствует прямое указание в реализуемых проектах на планируемые к использованию/ внедрению технологии;
- к числу субъектов Российской Федерации с достаточным уровнем проработанности стратегий по базовым критериям относятся 55,3% регионов, а по дополнительным - 40,0%.
Рекомендации для дальнейшего совершенствования методических подходов к оценке:
- предусмотреть в методике возможность оценки и формирования рейтинга не только для самих регионов, но и для ответственных ОИВ;
- в перспективе – разработать оценку качества региональной политики в области цифровой трансформации и цифрового развития и включить в нее методику оценки Стратегий.
References:
Bukht R., Khiks R. (2018). Opredelenie, kontseptsiya i izmerenie tsifrovoy ekonomiki [Defining, conceptualising and measuring the digital economy]. International organisations research journal. (2). 143-172. (in Russian).
Burganov R.T. (2022). Teoretiko-metodicheskie podkhody k issledovaniyu tsifrovizatsii: regionalnyy aspekt [Theoretical and methodological approaches to digitalization: regional aspect]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1665-1682. (in Russian).
Dudin M.N., Shkodinskiy S.V., Usmanov D.I. (2021). Otsenka vliyaniya tsifrovogo neravenstva na uroven sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii [Assessment of the digital inequality impact on socio-economic development of the regions of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 961-984. (in Russian).
Haltiwanger J., Jarmin R.S. (2000). Measuring the Digital Economy. Understanding the Digital Economy
Kling R., Lamb R. (2000). IT and Organizational Change in Digital Economies. Understanding the Digital Economy
Kuzminyh N.A., Militskaya A.O. (2022). Sistema upravleniya innovatsionnym razvitiem regiona v kontekste tsifrovoy transformatsii [Management system of regional innovative development amidst digital transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2213-2230. (in Russian).
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2020). Tsifrovaya ekonomika: na puti k strategii budushchego v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [The digital economy: towards a strategy for the future in the context of economic security]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 25-44. (in Russian).
Mukhametov D.R. (2021). Ot umnogo goroda k tsifrovomu regionu: problemy masshtabirovaniya setey upravleniya [From smart city to digital region: problems of scaling control networks]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 141-156. (in Russian).
Normova Yu.V., Tolkachev S.A. (2020). Kiberfizicheskie i kiberneticheskie osobennosti tsifrovizatsii regionov Rossii [Cyberphysical and cybernetical characteristics of the digitalization in Russian regions]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1943-1960. (in Russian).
Pechatkin V.V. (2020). Formirovanie i razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak strategicheskiy prioritet razvitiya territoriy v usloviyakh pandemiy [Formation and development of the digital economy in Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 837-848. (in Russian).
Sadyrtdinov R.R. (2020). Uroven tsifrovizatsii regionov Rossii [The level of digitalization of the regions of Russia]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (10(444)). 230-235. (in Russian).
Trofimova N.V., Mamleeva E.R., Shaykhutdinova G.F. (2021). Tendentsii razvitiya tsifrovoy ekonomiki v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Trends in the development of the digital economy in the regions of the Russian Federation]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo neftyanogo tekhnicheskogo universiteta. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. (3(37)). 15-24. (in Russian).
Tsenzharik M.K., Krylova Yu.V., Steshenko V.I. (2020). Tsifrovaya transformatsiya kompaniy: strategicheskiy analiz, faktory vliyaniya i modeli [Digital transformation in companies: strategic analysis, drivers and models]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Ekonomika. (3). 390-420. (in Russian).
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:47:01