Особенности планирования доходов в государственных организациях спорта

Сенова А.Х.1
1 «Управление спортивными объектами» Департамента спорта города Москвы

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье определена актуальность реализации государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта. Подробно исследованы методологические подходы к планированию внебюджетных доходов государственных организаций физической культуры и спорта. Предложена методика планирования доходов государственных учреждений физической культуры и спорта с целью повышения качества планирования доходов с учетом влияющих факторов. Предложен словарь терминов, относящихся к сформированной методике, а также определены факторы воздействия на нее. Отражен последовательный процесс составления плана доходов, состоящий из трех последовательных компонентов. Рассмотрен алгоритм расчета доходов учреждения физической культуры и спорта, а также представлены соответствующие формулы для расчетов. Научно-практические исследования в области физической культуры и спорта направлены на решение комплекса задач, связанных с повышением устойчивости и эффективности системы планирования доходов в государственных организациях спорта. Статья будет актуальна широкому кругу лиц, вовлеченных в процесс управления спортивными организациями, а также тем, кто заинтересован в повышении эффективности хозяйственной деятельности объектов спорта. В заключительной части работы отмечается, что предложенная конфигурация расчета доходов позволяет учитывать факторы влияния на доходы, повысить качество планирования доходов, полноту и загрузку спортивной и неспортивной инфраструктуры и т.д.

Ключевые слова: приносящая доход деятельность, методика планирования доходов, потенциал доходности, физическая культура и спорт, государственная политика

JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57



ВВЕДЕНИЕ

Важность вопросов сохранения здоровья населения, создания условий для повышения качества жизни и благополучия людей в обществе сложно переоценить.

Актуальность этих вопросов для России прослеживается в определении государственной политики в области сохранения населения, его здоровья и благополучия, продиктованной политической волей высшего руководства страны, помимо прочего, на создание условий для массовых занятий спортом, повышение качества спортивной инфраструктуры, поддержку различных групп населения и популяризацию здорового образа жизни. Реализация заявленных целей безусловно требует комплексного подхода, выраженного в координации усилий различных государственных структур, общественных организаций, частного сектора для достижения устойчивых результатов в улучшении здоровья нации и повышения уровня жизни граждан.

Важными участниками реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются органы государственной власти, а также подведомственные им государственные учреждения, призванные обеспечивать общественные блага и услуги.

Особенности правового статуса государственных учреждений юридическая наука рассматривает через призму законодательства и принципов правопорядка. Основными нормативными актами, регулирующими этот процесс в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные учреждения, являясь некоммерческими организациями, могут заниматься приносящей доход деятельностью, если это не противоречит целям их создания и способствует их достижению [1].

Статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям, а также возможность использования доходов от приносящей доход деятельности для выполнения государственного задания [2].

Более конкретные условия и требования, при которых учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях» [3].

Экономическая наука рассматривает возможность осуществлять приносящую доход деятельность государственными учреждениями как инструмент для повышения эффективности использования материально-технической базы, улучшения качества услуг и обеспечения финансовой устойчивости.

В идею большей самостоятельности бюджетных учреждений законодателем заложена мысль о возможности получать дополнительные доходы, которые могут быть направлены на развитие и модернизацию инфраструктуры, повышение квалификации персонала и улучшение качества предоставляемых услуг, о снижении зависимости учреждений от бюджетного финансирования, что должно позволить более эффективно распределять государственные средства и направлять их на приоритетные направления.

Теоретически ведение приносящей доход деятельности должно стимулировать учреждения к повышению эффективности своей работы, внедрению инновационных методов управления и оптимизации расходов.

Как в мировой, так и в российской практике существуют различные модели осуществления приносящей доход деятельности государственных учреждений, такие как публично-частное партнерство, платные услуги, аренда имущества и участие в инвестиционных проектах и пр. Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной модели зависит от целей и задач учреждения, а также от правовых и экономических условий.

Так как осуществление приносящей доход деятельность государственными учреждениями является важным инструментом для повышения их эффективности, устойчивости и качества предоставляемых услуг, научный подход к этому вопросу позволяет разработать оптимальные модели и практики, адаптированные к конкретной сфере, и обеспечить их успешную реализацию. Когда юридические и экономические аспекты рассматриваются в комплексе это позволяет создать надежную правовую и финансовую базу для реализации деятельности государственных учреждений.

Также для совершенствования правовой и экономической основ функционирования государственных учреждений необходим научный подход к анализу их деятельности и выработке единой методологической основы для планирования финансово-экономических показателей учреждения, что позволит повысить прозрачность и эффективности системы управления.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение сверх установленного задания может осуществлять предусмотренную учредительными документами деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг гражданам и юридическим лицам, в социальных сферах. Иные виды деятельности, не связанные с направленностью учреждения, бюджетное учреждение вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению его целей. Как следует из контекста закона, правоспособность бюджетного учреждения ограничена возможностью осуществлять приносящую доход деятельность. И то, если это предусмотрено уставом учреждения, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой оно создано, и, если это соответствует таким целям [3]. То есть осуществлять приносящую доход деятельностью можно, но без установления цели извлечения и максимизации прибыли.

Документ, в котором отражаются сведения о доходах и расходах бюджетного учреждения является план финансово-хозяйственной деятельности. Это - один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. В том числе в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет руководителям учреждений осуществлять управленческий учет, планировать деятельность, принимать обоснованные решения относительно стратегий продаж, состава товаров и услуг, использования спортивных зон тем самым оптимизировать доходы, а органу исполнительной власти - детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

Порядок определения финансового обеспечения выполнения государственного задания как правило регламентируется нормативными актами соответствующих ведомств. А вот порядок определения потенциала доходности представляет собой достаточно сложную и малоизученную часть финансового планирования государственных учреждений.

Со стороны учредителей вопросы осуществления приносящей доход деятельностью, как правило, ограничиваются методическими рекомендации по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности.

В приказе Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения закреплено общее правило о формировании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений [4].

Однако с научно-практической точки зрения, этого недостаточно для того, чтобы обеспечить высокое качество реального планирования и ведения управленческого учета. Всякий расчет имеет определенный алгоритм и собственную структуру, которые сводятся в общую методику.

В последнее десятилетие изучением вопросов стратегического планирования в системе управления физической культурой и спортом, а также проблем обеспечения деятельности бюджетных учреждений в сфере физической культуры и спорта занимаются ряд исследователей. В том числе: Таймазов В. А. [5, с. 447], Возкаев С.У. [6, с. 120], Костина О. В. [7, с. 811], Безуглов Р. В. [8, с. 19], Аркалов Д. П. [9, с. 17], Зверева А. О. [10, с. 11], Кислицына Л. В. [11, с. 65], Литвин А. В. [12, с. 123], Аркалов Д. П., Литвин А. В. [13, с. 134], Лукьянов Ю. А. [14, с. 98].

Особенности исследования вопросов, связанных с финансированием бюджетных учреждений в сфере физической культуры и спорта, применения методов финансового моделирования рассматриваются в научных работах Глебовой К. А. [15, с. 133], Корчагина Н. Л. [16, с. 204], Беликова Е. В. [17, с. 55], Буторина О. С. [18, с. 17], Сидоренкова Т. А. [19, с. 101], Аверин А. В. [20, с. 130], Седельникова Е. В. [21, с. 335], Волкова О. Ю. [22, с. 20], Куралева О. О. [23, с. 152], Мамкаев Д. В. [24, с. 45], Сафонов И. В. [25, с. 215], Загородских А. Д. [26, с. 535], Мартынов А. В. [27, с. 255].

В рамках проведенного обзора литературы очевидно, что в последнее время особо актуальны вопросы: развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в целом, стратегического планирования в системе управления отраслью, об особенностях госполитики в отношении финансирования физической культуры и спорта, реализации финансовых стратегий государственных учреждений физической культуры и спорта.

В контексте данных исследований тематика финансового обеспечения деятельности государственных организаций спорта и планирования их финансово-хозяйственной деятельности представляется весьма актуальной.

Кроме того, стоит отметить, что на данный момент уделяется, но не достаточного внимания аспектам, касающимся роли планирования и реализации планов на практике, вследствие чего появляется необходимость в их уточнении и конкретизации.

Научно-практическая новизна данного исследования заключается в разработке методических подходов к планированию доходов в государственных организациях спорта, а также их имплементацию в планово-хозяйственную деятельность.

Целью данной статьи является разработка методики по планированию доходов от приносящей доход деятельности государственных бюджетных учреждений на примере учреждений в сфере физической культуры и спорта г. Москвы.

Методологическая основа данной работы представляет собой комплексный подход, включающий как теоретическую базу, так и практические методы исследования. Такой подход позволяет провести всесторонний анализ проблемы и разработать обоснованные рекомендации для повышения эффективности планирования доходов в государственных организациях спорта. Начало формы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Общие положения

В целях обоснования расчетов при планировании доходов необходимо подробно исследовать непосредственно деятельность, планируемую к осуществлению в бюджетном учреждении.

В учреждениях физической культуры спорта к уставным видам деятельности могут относиться:

- организация и проведение занятий по физической культуре и спорту;

- организация и проведение физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий;

- физкультурно-оздоровительная деятельность (общегигиенические услуги, услуги по снижению веса (похудению), предоставление бань, саун, соляриев, душевых);

- организация хранения, проката, ремонта, подготовки спортивного снаряжения, оборудования, инвентаря, спортивной одежды и обуви;

- размещение базовых станций подвижной радиотелефонной связи, платежных терминалов, автоматов по продаже товаров и оказанию услуг, средств связи в помещениях;

- оказание услуг по парковке, стоянке автотранспортных средств, маломерных судов на соответствующих территориях;

- предоставление в аренду движимого и недвижимого имущества для проведения развлекательных, массовых и иных мероприятий, не связанных со спортивной деятельностью, в том числе на условиях почасовой аренды;

- предоставление гостиничных услуг для спортсменов, делегаций, гостей, клиентов, посетителей;

- рекламная деятельность, а именно: подготовка и размещение рекламы на рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, иных рекламных конструкциях, на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, публичная демонстрация рекламы на дисплеях внутри и снаружи зданий, сооружений, воспроизведение аудиорекламы.

Также в зависимости от специфики уставной деятельности возможно предоставление других специфических услуг, таких как перевозка пассажиров различными видами канатных дорог и лыжными подъемниками, содержание и передержка лошадей, оказание ветеринарных услуг, организация питания, медицинских услуг и так далее.

При планировании доходов необходимо детально изучить структуру доходности.

Расчет потенциальной доходности по каждой услуге зависит от объема услуг и их стоимости. Соответственно объем в зависимости от специфики услуг может определяться как потенциально возможное количество человеко-посещений, человеко-часов, мест, штук, м2, времени и т.д.

Определение стоимости услуги – многофакторный механизм.

Основные принципы определения ценообразования платных услуг в московском регионе определены Правительством г. Москвы в приказе [28].

При установлении цен на товары и услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, должны учитываться:

- установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов исполнительной власти города Москвы цены (тарифы) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения (при наличии таких нормативных правовых актов);

- размеры расчётных и расчётно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг, а также размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

- анализ фактических затрат учреждения на оказание платных услуг в предшествующие периоды;

- прогноз информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализ существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

- анализ существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

В контексте вышеперечисленных принципов можно сделать вывод о том, что нижним порогом цены услуги является ее себестоимость. То есть, основным принципом определения стоимости услуг справедливо является принцип окупаемости затрат [29].

При планировании доходов важно выявить условия и факторы, которые прямо или косвенно способны повлиять на повышение или снижение объема оказанных услуг (работ) и их стоимости.

Как правило, основным видом деятельности, приносящим доход в учреждениях физической культуры и спорта, являются либо оказание платных физкультурно-оздоровительных услуг, либо организация и проведение физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий.

Занятия физической культурой и спортом имеют следующие особенности:

- ярко выраженный сезонный фактор;

- востребованность каждого отрезка времени, во время которого предлагается занятие;

- загрузка занятий в человеко-посещениях или человеко-часах;

- ценовой факторов (разовое посещение, абонемент и т.д.).

- тип услуг (занятия в группе с тренером, индивидуальное занятие, самостоятельное занятие и т.д.).

Необходимо отметить, что согласно ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры [30]. В рамках действующего налогового законодательства Российской Федерации статус объекта социальной инфраструктуры дает право на льготный налоговый режим для государственных учреждений в том числе.

При этом, законом г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» установлено требование предоставлять платные физкультурно-оздоровительных и спортивные услуги, оказываемые учреждениями, входящими в городскую государственную систему физической культуры и спорта, на льготных основаниях, в том числе безвозмездно, что является фактором, существенно влияющим на потенциал доходности учреждений [31]. Прогнозировать и учитывать этот фактор достаточно сложно.

2. Методика планирования доходов от приносящей доход деятельности.

2.1. Основной целью предлагаемой методики является изучение теоретико-методологических аспектов и практических вопросов планирования и прогнозирования объема возможных поступлений от реализации приносящей доход деятельности в разрезе спортивных зон, подзон, видов услуг, источников, периодов поступления доходов в свободное от государственного задания время. Данный метод позволяет учесть влияние на величину размера доходов следующих факторов:

· тип услуг, реализуемый на конкретной спортивной зоне с учетом востребованности каждого типа услуг;

· количество человеко-часов занятиями физкультурой и спортом с учетом прогнозного количества посещений льготными категориями граждан;

· цены услуги;

· сезонности.

Методика основывается на принципе максимально эффективного использования ресурсов, необходимых для реализации платной деятельности.

2.2. В качестве способа планирования доходов от приносящей доход деятельности приняты метод прямого счета, экстраполяции и метод экономического анализа, учитывающих факторы, повышающие или снижающие потенциал доходности (сезонность, тип услуг, цена, человеко-посещения, человеко-часы и т.д.).

2.3. В целях предлагаемой методики используются следующие понятия и определения:

Приносящая доход деятельность – это инициативная, самостоятельная деятельность государственного бюджетного учреждения по привлечению дополнительных источников финансирования, не имеющая своей целью извлечение прибыли в рамках установленных правил законом.

Доходы – поступления денежных средств физических и юридических лиц от использования вверенного имущества, предоставления платных физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных, предусмотренных уставом учреждения услуг, а также иные источники дополнительных финансовых средств, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Аренда – форма договора, при которой вверенное имущество передаётся во временное владение и(или) пользование арендатору за арендную плату, которая является одной из доходных статей учреждения.

Краткосрочная аренда – договор аренды или совокупность договоров аренды, заключенных между арендодателем и арендатором в отношении одной спортивной зоны либо спортивной подзоны, общий срок по которым не превышает совокупно 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев.

Платные услуги – спортивные и неспортивные услуги, оказываемые в учреждении в рамках осуществления приносящей доход уставной деятельности.

Спортивные услуги – физкультурные, физкультурно – оздоровительные и спортивные занятия и мероприятия, проводимые тренером, инструктором по спорту в спортивных зонах на объектах спорта.

К спортивным услугам относятся:

· проведение занятий по физической культуре и спорту;

· проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

· организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;

· предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;

· информационно-консультативные и образовательные услуги;

· прочие спортивные услуги.

Неспортивные услуги – прочие услуги, не относящиеся к спортивным и физкультурно-оздоровительным услугам.

К неспортивным услугам относятся:

· рекламные услуги;

· посещение саун, бань, прокат и продажа инвентаря для посещения банного комплекса;

· проживание в гостиничном фонде;

· предоставление денников и услуги по содержанию лошадей;

· услуги по обслуживанию спортивного инвентаря;

· хранение и прокат спортивного инвентаря;

· услуги паркинга.

Объект спорта (спортивный объект) – имущественный комплекс, имеющий в своем составе движимое и недвижимое имущество (здания и сооружения, а также территорию, объединенные едиными границами).

Спортивная зона – функциональная зона объекта спорта, имеющая отдельную категорию в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ № 172 от 25 февраля 2016 г. «Об утверждении классификатора объектов спорта» [32].

Специализированные электронно-механические устройства – это специализированное вендинговое оборудование, кофейные и снековые автоматы, автоматические массажные кресла, детские качалки, автоматы для печати фотографий, фотосъёмки, ксерокопии и др.

Единая пропускная способность – это числовой показатель, характеризующий техническую возможность объекта спорта (спортивной зоны), предоставлять физкультурно-спортивные услуги максимальному количеству посетителей за определенный период времени.

План доходов от приносящей доход деятельности – прогнозируемый объем поступление денежных средств, которое учреждение может ожидать от реализации товаров, услуг и иных поступлениях в рамках приносящей доход деятельности.

2.4. В качестве источников информации для планирования доходов могут быть использованы статистические данные по платным услуг каждого вида за предыдущие периоды, отражающие динамику объема услуг и цен, а также расчётных и расчётно-нормативных данных в отношении новых услуг.

Для расчета плана доходов от приносящей доход деятельности используются данные о доходах, отнесенных к статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 29 ноября 2017 года № 209н [33].

Процесс составления плана доходов включает следующие этапы:

- сбор общих данных об объекте спорта и спортивных зонах (график работы, параметры по площади и количество подзон, пропускная способность и пр.);

- сбор данных о распределении времени в расписании занятий между государственном заданием и платной деятельностью;

- сбор необходимой информации для определения факторов, снижающих потенциал выручки (сезонность, прогнозируемое количество безвозмездно оказанных услуг, необходимые регламентированные технические перерывы, простои, и т.д.).

2.5. Алгоритм расчета доходов учреждения

Непосредственно, консолидированный объем доходов от платной деятельности в учреждении рассчитывается методом прямого счета и определяется по формуле:


(1)
где:

Yк – консолидированный доход учреждения,

Yi – совокупность доходов Yа, Yс, Yнс, Yпр.,

Yа – доходы от аренды,

Yс – доходы от оказания платных спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг,

Yнс – доходы от предоставления неспортивных услуг,

Yпр – прочие доходы.

2.5.1. Планирование доходов от аренды

Доходы от аренды (Yа) - доходы, являющиеся платой за право временного владения и пользования арендованным имуществом.

Алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов основывается на данных о размере площади сдаваемых объектов, количестве имущества, ставке арендной платы и других показателей.

Планируемый доход от сдачи в аренду площадей определяются как сумма всех доходов от услуг аренды всех сдаваемых и планируемых под сдачу в аренду площадей:


(2)
где:

Yа – доходы от аренды,

Yаi – совокупность доходов от аренды Yа1, Yа2, Yапр.;

Yа1 – доходы от размещения специализированных электронно-механических устройств, доходы от предоставления площадей или спортивных объектов в целом, в т.ч. от краткосрочной аренды;

Yа2 – доходы от размещения базовых станций подвижной радиотелефонной связи;

Yапр – прочие доходы от аренды.

Как правило, планирование доходов от аренды площадей для размещения торговых точек, павильонов, кафе, буфетов, размещения вендингового оборудования, терминалов оплаты, размещения оборудования базовых станций и др. определяется по уже действующим, заключенным договорам в учреждении. При необходимости рассчитать доходы от вновь сдаваемого в аренду имущества необходимо определить арендную ставку и сформировать план доходов от операционной аренды помесячно.

К базовым видами доходов от аренды относят:

2.5.1.1. Доходы от размещения специализированных электронно-механических устройств, от предоставления площадей во временное владение и пользование.

· Доходы от размещения специализированных электронно-механических устройств таких как платежные терминалы, автоматов по продаже товаров и оказанию услуг, средств связи в помещениях, игровых автоматов, аппаратов для заряда мобильных телефонов и др.;

· Доходы от предоставления площадей или спортивных объектов в целом (павильон, кафе, буфеты, торговый павильон, раздевалки, пункты проката и хранения спортивного инвентаря и оборудования, бани, сауны, оздоровительные центры и другие площади для осуществления коммерческой деятельности сторонними организациями) во временное владение и пользование;

· Доходы от предоставления во временное пользование площадей для предоставления спортивно – оздоровительных услуг общий срок по аренде которых не превышает совокупно 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев (так называемая краткосрочная аренда).

Во всех перечисленных случаях, кроме размещения специализированных электронно-механических устройств, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы [36].

Арендная ставка для размещения специализированных электронно-механических устройств рассчитывается на основании стоимости содержания площади необходимой для размещения устройства.

Расчет осуществляется по формуле:


(3)
где:

Ya1 – доходы от предоставления площадей в аренду,

Si – сдаваемая в аренду площадь, м2,

Pai – арендная ставка на 1 м2 в единицу времени,

ti – временной диапазон.

2.5.1.2. Доходы от размещения базовых станций подвижной радиотелефонной связи.

В московском регионе арендная плата за размещение оборудования базовых станций определяется Постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2015 г. № 440-ПП «Об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 809-ПП» [34,35]. В данном случае устанавливается фиксированная ежемесячная арендная плата в зависимости от площади, занимаемой каналообразующим оборудованием базовой станции (до 10 м2, либо более 10 м2), количества трубостоек для размещения антенн и расположения объекта недвижимости, на котором устанавливается оборудование. Доход от данного вида аренды рассчитывается по формуле:


(4)
где:

Ya2 – доходы от размещения базовых станций;

Qi – количество арендуемого имущества (штуки, места, точки и т.д.);

Pаi – арендная ставка в единицу времени;

t – временной диапазон.

2.5.2. Доходы от оказания платных спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг (Yс) доходы от проведения различных занятий по физической культуре и спорту, проведения спортивно-массовых зрелищных мероприятий, организации и проведения учебно-тренировочного процесса, предоставления физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений населению, информационно-консультативных и образовательных услуг, прочих спортивных услуг.

Как было сказано выше планирование доходов по данной группе неразрывно связано с учетом таких факторов как:

· тип услуг, реализуемый на конкретной спортивной зоне с учетом востребованности каждого вида услуг;

· количество человеко-часов занятиями физкультурой и спортом с учетом прогнозного количества посещений льготными категориями граждан;

· цена услуги;

· сезонность.

1. Тип спортивных услуг. Спортивные занятия делятся на: самостоятельные, индивидуальные или групповые занятия, мини группы, занятия в организованных группах. Каждый вид занятия имеет как разную себестоимость, так и разную доходность, которая формируется с учетом востребованности каждого вида услуги. В данном контексте под востребованностью услуг понимается прогнозное количество услуг по типам для каждой спортивной зоны. Складывается на основе ретроспективных данных за предыдущий период и позволяет определить для каждой спортивной зоны соотношение типов реализуемых занятий.

2. Количество занимающихся в группах. Данная величина характеризует объем оказанных услуг, а именно человеко-посещений в единицу времени. Каждый вид занятий имеет предельную единую пропускную способность, которая является планово – расчетным показателем (нормативом) количества занимающихся, определяется соответствующими нормативными актами с учетом санитарных правил и правил техники безопасности [36].

На практике данный показатель является ориентировочным, характеризующим возможный предел количества посещений, а для расчетов реального плана по доходам к применению необходим некий оптимальный уровень наполняемости спортивных и физкультурно-оздоровительных групп.

Одним из основных критериев оптимального уровня наполняемости является его реальная достижимость.

3. Применение цен на услуги при планировании доходов.

Основой для расчета объема доходов является средняя стоимость услуги. Она может базироваться на статистических данных за период, предшествующий планируемому в разрезе спортивных зон, типов услуг и видов спорта и пр. с учетом прогноза изменения цен и развития услуг. В том числе, определение стоимости услуги вновь вводимой в перечень услуг осуществляется на основании анализа спроса и предложения аналогичных услуг, мониторинга цен конкурентов, с учетом себестоимости. Для планирования доходов вновь вводимых спортивных объектов также используются показатели аналогичных по наполнению и расположению спортивных объектов.

4. Учет безвозмездных услуг.

Учет объема безвозмездно оказанных услуг осуществляется с помощью статистического наблюдения, на основании которого определяется коэффициент безвозмездных услуг для каждого типа занятий (групповых или самостоятельных). Рассчитывается по формуле:


(5)
где:

Kл - коэффициент безвозмездно оказанных услуг;

Qi – прогнозный объем услуг;

Qiл - прогнозный объем безвозмездных услуг;

5. Сезонность.

Сфера физической культуры и спорта подвержена сезонному фактору.

Все виды спорта в зависимости от направленности имеют сезонный характер (зимние, летние, круглогодичные и пр.). Например, открытые футбольные поля без подогрева, теннисные корты, открытые катки, лыжные трассы и пр., возможно эксплуатировать исключительно в сезон. В тоже время, сезонный фактор отражается на объеме услуг на спортивных зонах, работающих круглогодично. В связи с тем, что летние месяцы являются сезоном отпусков как правило наблюдается низкий спрос.

Доходы от оказания платных спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг рассчитываются по формуле:


(6)
где:

Yс – доходы от оказания платных спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;

Yсi – совокупность доходов Yс1, Yс2,…, Yсп;

Yс1 – доходы от предоставления самостоятельных занятий;

Yс2 – доходы от предоставления занятий в группе;

Yс3 – доходы от предоставления индивидуальных занятий;

Yс4 – доходы от предоставления занятий для организованных групп;

Yс5 – доходы от организации и проведения физкультурных, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;

Yсп –доходы от реализации прочих спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

2.5.2.1. Самостоятельное занятие (Yc1) – представляет собой занятие без предоставления персональных услуг инструктора по спорту. Планируемый доход от самостоятельных занятий на спортивных зонах определяется на основании фактического количества оказанных услуг в текущем календарном году и графика работы спортивной зоны в планируемый период, а также возможности развития услуг самостоятельного посещения на конкретной спортивной зоне определяется планируемое количество самостоятельных человеко-посещений.

При планировании количества самостоятельных занятий следует учитывать ЕПС (единовременная пропускная способность) спортивной зоны.

Расчет осуществляется по формуле:


(7)
где:

Yс1 – доходы от предоставления самостоятельных занятий,

Qi – объем услуг в человеко-посещениях и т.д.,

Pi – средняя стоимость 1 самостоятельного занятия;

Kл - коэффициент безвозмездно оказанных услуг.

2.5.2.2. Занятие в группе (Yc2) - представляет собой занятие с предоставлением услуг инструктора по спорту. При планировании доходов от реализации занятий в группе с инструктором по спорту определяется планируемое количество групп по видам спорта и спортивным зонам, учитывается прогноз изменения цен и графика работы спортивной зоны на планируемый период.


(8)
где:

Yс2 – доходы от предоставления занятий в группе,

Qi – объем услуг (количество человеко-посещений 1 группы);

Pi – стоимость 1 единицы услуги;

Kл - коэффициент безвозмездно оказанных услуг.

Qг - количество групп.

Также как и для расчета доходов от реализации самостоятельных занятий, для планирования доходов от реализации занятий в группе прогнозируется количество безвозмездно оказанных услуг.

2.5.2.3. Индивидуальное занятие с инструктором по спорту - представляет собой занятие по индивидуальной программе с предоставлением услуг инструктора по спорту. Планирование доходов от индивидуальных занятий основывается на количестве оказанных услуг за текущий календарный год, возможности развития этого вида услуг, прогнозируемого изменения цен и графика работы спортивной зоны на планируемый период.


(9)
где:

Yс3 – доход от индивидуальных занятий с инструктором по спорту;

Qi – объем услуг в человеко-посещениях и т.д.;

Pi – стоимость 1 единицы.

2.4.2.4. Занятие для организованных групп - представляет собой групповое занятие в сопровождении сотрудника Учреждения. При планировании доходов от занятий для организованных групп определяется планируемое количество услуг, анализируются данные о возможности расторжения или окончание срока договоров и/или открытие групп (заключение новых договоров), если позволяет текущая ситуация по загрузке зон/подзон. Определяя цену услуги следует учитывать планируемое изменение цен.


(10)

где:

Yс4 - доходы от занятий для организованных групп;

Qi – объем услуг;

Pi – стоимость 1 единицы услуги.

2.5.2.5. Организация и проведение физкультурных, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий. Услуга заключается в предоставлении зоны объекта спорта, спортивной подзоны, а также комплексном сопровождении физкультурных, спортивных, спортивно-зрелищных мероприятий. Определяя цену услуги следует учитывать планируемое изменение цен.


(11)
где:

Yс5 - доходы от организации и проведения физкультурных, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий,

Qi – объем услуг,

Pi – стоимость 1 единицы услуги.

2.5.3. Доходы от предоставления неспортивных услуг (сервисная услуга, рекламная услуга, посещение банных комплексов, проживание, прокат инвентаря, паркинг).

Доходы от предоставления неспортивных услуг (сервисная услуга, рекламная услуга, посещение банных комплексов, проживание, прокат инвентаря, паркинг) (Yнс) – доходы от предоставления общегигиенических услуг, услуг бань, саун, соляриев, душевых, услуг по подготовке и размещению рекламы на рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, иных рекламных конструкциях, на внутренних и внешних стенах зданий, сооружений, публичная демонстрация рекламы на дисплеях внутри и снаружи зданий, сооружений, воспроизведение аудиорекламы и иных видов рекламы, услуг проживания в гостинице, комнате отдыха, услуг по содержанию лошадей в денниках, предоставления машино-мест (услуги паркинга), прокат и обслуживание спортивного инвентаря, предоставление оборудования для хранения (шкафчики, стеллажи, паллето-места, подвесов и тп.), и др.


(12)

где:

Yнc – доходы от предоставления неспортивных услуг,

Yнc1 – доходы от посещения терм, саун, бань,

Yнc2 - доходы от предоставления услуг по проживанию,

Yнc3 - доходы от услуг по предоставлению денников для содержания лошадей,

Yнc4 - доходы от услуг по подготовке и размещению рекламных материалов, воспроизведению аудиорекламы и иных видов рекламы,

Yнc5 - доходы от услуг по прокату и хранению спортивного инвентаря, оборудования, организации стоянок для автомобилей,

Yнcn – прочие неспортивные услуги.

При планировании должны учитываться данные за текущий период, а также информация о планируемых к заключению договоров.

Для планирования доходов от услуг по хранению спортивного инвентаря, оборудования, организации стоянок для автомобилей, аренды шкафчиков и других услуг анализируется количество и цена реализованных услуг в текущем году, возможность развития услуг хранения в планируемом году, изменение цен на услуги в планируемом году.

2.5.3.1 Доходы от посещения терм, саун, бань.

Для планирования доходов от посещения терм, саун, бань учитываются фактические данные о количестве оказанных услуг за текущий календарный год и возможности развития этого вида услуг, прогнозируемое изменение цены и графика работы спортивной зоны на планируемый период.


(13)
где:

Yнc1 – доходы от посещения терм, саун, бань;

Qi – объем услуг;

Pi – стоимость 1 единицы услуги.

2.5.3.2. Доходы от предоставления услуг по проживанию. Максимальное количество услуг по проживанию ограничено количеством номеров (комнат отдыха). Также следует учитывать различную стоимость номеров, зависящую от категории и вместимости.

Доход от предоставления номеров, комнат отдыха - сумма доходов от каждого типа (категории) номеров или комнат.


(14)
Доход от реализации каждого типа номера рассчитывается по формуле:

Yнс2i= М×P×Кн×t×kз
(15)
где:

Yнc2 - доходы от предоставления услуг по проживанию,

М – количество мест в номере,

P – стоимость 1 единицы услуги,

Кн - количество номеров каждой категории,

t- временной интервал (количество дней работы зоны предоставления услуг),

kз - коэффициент загрузки, который определяется как отношение фактического/планируемого количества услуг (Q) к потенциально возможному (Qмах):


(16)
Таким образом, для планирования доходов от услуг по проживанию, необходимо определить планируемое количество услуг по каждой категории номеров (комнат отдыха) анализируя данные о количестве оказанных услуг за текущий год и возможности развития этого вида услуг на планируемый период. Определяя цену услуги, следует учитывать планируемое изменение цен.

2.5.3.3. Доходы от услуг по предоставлению денников для содержания лошадей. Планируя количество оказываемых услуг по содержанию лошадей следует учитывать количество денников, на которых возможно оказание услуги, данные по загрузке за текущий период и возможности для развития услуги.


(17)
Yнс3i= Qд×P×t×kз
(18)

где:

Yнc3 - доходы от услуг по предоставлению денников для содержания лошадей;

P – стоимость 1 единицы услуги;

Qд - количество денников;

t - временной период;

kз - коэффициент загрузки, который определяется как отношение фактического/планируемого количества услуг (Qд) к потенциально возможному (Qд мах):


(19)
2.5.3.4. Доход от предоставления услуг по подготовке и размещению рекламы на рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, иных рекламных конструкциях, на внутренних и внешних стенах зданий, сооружений, публичная демонстрация рекламы на дисплеях внутри и снаружи зданий, сооружений, воспроизведение аудиорекламы и иных видов рекламы:


(20)
Каждый вид доходов от размещения рекламы рассчитывается по формуле:


(21)
где:

Yнс4i – доходы от услуг по предоставлению денников для содержания лошадей;

P – стоимость 1 единицы услуги;

Qр - количество рекламных услуг;

t - временной период.

2.5.3.5. Доходы от услуг по прокату и хранению спортивного инвентаря, оборудования, организации стоянок для автомобилей.

Для планирования доходов от услуг по хранению спортивного инвентаря, оборудования, организации стоянок для автомобилей, аренды шкафчиков и других услуг анализируется количество и цена реализованных услуг в текущем году, возможность развития услуг в планируемом периоде, изменение цен на услуги на перспективу.


(22)
где:

Yнc5 - доходы от услуг по прокату и хранению спортивного инвентаря, оборудования, организации стоянок для автомобилей;

Pi – стоимость 1 единицы услуги;

Qi - количество услуг;

ti - временной период.

2.5.4 Прочие доходы.

· Планирование доходов за возмещение Арендатором Арендодателю затрат за коммунальные услуги на объекте.

По заключенным договорам проводится анализ возможности их пролонгирования (если срок окончания действия договора ранее 31 декабря планируемого года). По имеющейся в договорах информации о порядке расчетов, формируется план доходов за возмещение за коммунальные услуги на объекте помесячно по фактическому доходу текущего года.

При планировании должны учитываться данные за текущий период, а также информация о планируемых к заключению договорах.

· Планирование доходов за размещение объектов, не являющимися объектами капитального строительства, планирование доходов от пользования земельными ресурсами и иных доходов от собственности.

По заключенным договорам проводится анализ возможности их пролонгирования (если срок окончания действия договора ранее 31 декабря планируемого года). По имеющейся в договорах информации о порядке расчетов, формируется план доходов от размещения некапитального объекта помесячно.

При планировании должны учитываться данные за текущий период, а также информация о планируемых к заключению договорах.


(23)
где:

Yпрi – прочие доходы, не рассчитанные в пп. 2.5.2.-2.5.4.

Как видно из предложенного алгоритма планирования доходов это целая совокупность расчетов, которая имеет множество особенностей и нюансов как в части методики, так и в части сферы ее применения.

Однако, именно учет специфических аспектов в той или иной области позволяет достичь максимального эффекта на практике.

В данном контексте, предложенная автором конфигурация расчета доходов, позволяет:

- учесть различные факторы, влияющие на объем поступлений от оказываемых платных услуг;

- повысить качество планирования доходов;

- повысить точность при установлении пропорции финансово-экономических показателей;

- обеспечить возможность мониторинга их выполнения;

- повысить полноту и загрузку спортивной и неспортивной инфраструктуры;

- повысить эффективность деятельности Учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера услуг современной российской экономики функционирует в жесткой конкурентной среде. Хотя правоспособность государственных бюджетных учреждений ограничена в части извлечения прибыли, и целью деятельности учреждений является социальная составляющая, все же в рамках приносящей доход деятельности с целью привлечения население к занятиям физической культурой и спортом необходимо конкурировать с другими участниками на рынке подобных услуг. В сфере физической культуры и спорта быстрыми темпами происходит диверсификация услуг, растёт уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии.

В конкурентной среде устанавливаются соответствующие правила игры, которым необходимо следовать, с целью получения предельного результата от финансово-хозяйственной деятельности. Такой подход имеет значение для любой организации независимо от формы собственности, отрасли и сферы экономики, объёмов производства или региональной принадлежности.

Следовательно современные экономические реалии таковы, что планирование необходимо вне зависимости от сферы и масштабов деятельности организации в стране. К сожалению, последние десятилетия планированию в целом уделяется мало внимания, превалирует формальный подход в планировании как в расходной, так и доходной частях. Как правильно опорой в расчетах служат достигнутые показатели за прошлые периоды. Это приводит к негативным последствиям, таким как недостаток финансирования на содержание имущества государственных учреждений, быстрому износу инфраструктуры, материально-технической базы, а также недостаточной оценке потенциала доходности. Как следствие воспроизводство материально-технических ресурсов всегда требует дополнительных ресурсов.

Соответственно, грамотно составленный план поступлений от реализации проносящей доход деятельности, методологически обоснованный, позволяет эффективно спланировать деятельность и провести оценку результатов, повысить финансовую устойчивость учреждения, снизить зависимость от бюджетных средств и реализовать дополнительные проекты и инициативы.

Кроме того, полученные результаты методики планирования доходов могут рассматриваться в качестве основы для определения нескольких вариантов потенциала доходности учреждений: максимальная доходность, оптимальная и минимальная.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 10.05.2024).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 10.07.2024).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10105879/ (дата обращения: 08.06.2021).
4. Приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения". Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72078274/ (дата обращения: 08.06.2024).
5. Таймазов В. А., Таймазов А.В., Никитин С.А., Корольков Е.П. Особенности стратегического планирования в системе управления физической культурой и спортом в России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – c. 445-451.
6. Возкаев С. У. С. А., Алиева Ж. М., Садилова А. Б. Процесс и модели финансирования бюджетных учреждений // Индустриальная экономика. – 2022. – № 3. – c. 117-121.
7. Костина О. В., Мусина А. И. Внедрение приносящей доход деятельности автономными учреждениями физической культуры и спорта // Экономика и социум. – 2020. – № 11 (78). – c. 807-817.
8. Безуглов Р. В. Проблемы обеспечения деятельности некоммерческих организаций финансовыми ресурсами (на примере спортивных организаций) // Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации. 2021. – c. 15-19.
9. Аркалов Д. П., Пьянкова С. Г. Система управленческого учета по аналитическим признакам в сфере физической культуры и спорта // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 101. – c. 7-26.
10. Зверева А. О., Киреенков И. Д. Практика применения SWOT-анализа в деятельности спортивной коммерческой организации // Современные технологии управления. – 2024. – № 3(107). – c. 5-16.
11. Кислицына Л. В., Таскаева К. И., Ершова Е. А., Кирпичникова А. В. Обеспечение сбалансированности денежных потоков компаний индустрии фитнеса // Журнал прикладных исследований. – 2023. – № 3. – c. 62-70.
12. Литвин А. В. Особенности и противоречия финансового обеспечения спорта в России // Стратегия современного научно-технологического развития: проблемы и перспективы реализации. 2021. – c. 122-125.
13. Аркалов Д. П., Литвин А. В. Экономические аспекты спорта: модели оптимального распределения ресурсов. / монография. - Ижевск: Удмуртский университет, 2023. – 134 c.
14. Лукьянов Ю. А., Дзидаханов М. Э. Экономическое управление в спортивных организациях // Инновационная экономика-экономика постиндустриального общества. 2020. – c. 96-100.
15. Глебова К. А. Эквайринг как элемент системы управления финансовыми потоками в условиях цифровой экономики // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 2. – c. 133-137.
16. Корчагина Н. Л. Влияние состояния материально-технической базы на развитие спорта // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – c. 203-206.
17. Беликова Е. В., Зубарев Ю. А., Перфильева И. В. Влияние коммерциализации спорта на проблемы управления спортивной организацией // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1. – c. 54-59.
18. Буторина О. С., Дворцов Д. А. Особенности государственного финансирования развития спорта и физической культуры // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы. 2023. – c. 13-18.
19. Сидоренкова Т. А. Проблемы внедрения методов инновационного менеджмента в муниципальных бюджетных учреждениях сферы физической культуры и спорта // Актуальные исследования. – 2023. – № 7 (137). – c. 100-103.
20. Аверин А. В., Загулова Д. В. Анализ источников финансирования развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2021. – № 5. – c. 126-138.
21. Седельникова Е. В., Аглушевич О. А. К вопросу финансирования деятельности региональных спортивных федераций (на примере Кемеровской области) // Учим управлять и учимся управлять. 2021. – c. 332-335.
22. Стадник Л. В., Волкова О. Ю. Анализ финансового обеспечения государственного задания по оказанию услуг спортивной подготовки // Актуальные вопросы экономики и управления на предприятиях. 2021. – c. 16-26.
23. Исаев А. А., Куралева О. О. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 12 (78). – c. 151-153.
24. Мамкаев Д. В. Реализация финансовой стратегии региональных государственных учреждений физической культуры и спорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 4-2 (79). – c. 44-47.
25. Сафонов И. В. Факторы, способствующие развитию физической культуры и спорта // Редакционная коллегия. Москва, 2024. – c. 214-230.
26. Загородских А. Д. Об особенностях госполитики в финансировании физической культуры и спорта // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей-XV. 2023. – c. 533-535.
27. Мартынов А. В. Основная проблематика менеджмента спортивных организаций в современных условиях // Russian Economic Bulletin. – 2023. – № 5. – c. 253-256.
28. Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года № 123-ПР/264 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/397568/ (дата обращения: 04.10.2024).
29. Сенова А.Х. (Карамурзова А.Х.) Методологические аспекты ценообразования платных услуг в социальной сфере (на примере физической культуры и спорта) // Креативная экономика. – 2021. – № 9. – c. 3631-3634.
30. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 06.09.2024).
31. Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/292311/ (дата обращения: 08.06.2024).
32. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении классификатора объектов спорта» от 25 февраля 2016 г. № 172. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71517544/ (дата обращения: 10.05.2024).
33. Приказ Минфина России «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» от 29 ноября 2017 года № 209н. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71835192/ (дата обращения: 08.06.2024).
34. Постановление Правительства г. Москвы «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» от 25 декабря 2012 года № 809-ПП. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291998/ (дата обращения: 08.06.2024).
35. Постановление Правительства г. Москвы «Об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 809-ПП» № 440-ПП от 15 июля 2015 года. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/715220/ (дата обращения: 09.08.2024).

Страница обновлена: 04.01.2025 в 12:15:56