Налоговая политика Краснодарского края: анализ и направления повышения эффективности

Клейменова Ю.А.1, Осадчук Л.М.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Клейменова Ю.А., Осадчук Л.М. Налоговая политика Краснодарского края: анализ и направления повышения эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 7. – С. 2095-2106. – doi: 10.18334/epp.12.7.115121.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298226
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследование региональной налоговой политики является актуальным, особенно в условиях экономической и социальной напряженности, вызванных пандемией Covid-19 и санкционным давлением со стороны Запада и США. От эффективности региональной налоговой политики зависит полнота и своевременность формирования бюджетов субъектов РФ, создание благоприятного социально-экономического климата в регионах, эффективность работы налоговых органов, инвестиционная и инновационная активность хозяйствующих субъектов. В работе рассмотрены основные цели и задачи налоговой политики Краснодарского края, проанализированы показатели бюджета, динамика объемов поступлений доходов и распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края. В результате проведенного анализа были предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности расходования средств бюджета Краснодарского края.

Ключевые слова: налоговая политика, регион, цели, задачи, бюджет, доходы, расходы, направления эффективности

JEL-классификация: H21, H22, H61, H72

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность исследования. Региональная налоговая политика является составной частью общей налоговой политики государства, которая ориентирована на повышение показателей социально-экономического развития региона, с учетом особенностей промышленной специализации, имеющегося инвестиционного и инновационного потенциала [1, с. 72] (Osadchuk, Kleymenova, 2021, р. 72).

Цели и задачи налоговой политики каждого региона будут отличаться друг от друга, но при их разработке региональные органы власти должны учитывать основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на текущий и плановые периоды, чтобы соблюдать единообразие и целостность налоговой и бюджетной политики всего государства [2, с. 4980] (Stash, 2021, р. 4980).

Целесообразность проведения исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности и рациональности расходования средств краевого бюджета в целях выполнения региональными органами власти целей и задач в пределах своих компетенций.

Особый научный интерес представляют работы ученых-экономистов, рассматривающих налоговую политику как инструмент государственной политики регионально-отраслевого развития страны [1–7, 11] (Osadchuk, Kleymenova, 2021; Stash, 2021; Drobot, Kukina, Makarov, 2019; Alieva, Ibragimova, 2021; Drobot, Makarov, Morozova, Shamrina, Milovanov, 2021; Bayanduryan, Kleymenova, Osadchuk, 2021; Stash, 2018; Lukyanova, 2019). Особенности и инструменты налоговой политики в условиях пандемии рассматривались Степаненковой Н.М. [12] (Stepanenkova, 2021), Андроновой О.А., Изрядновой О.И. и др. [13] (Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020). Особенности налогового регулирования как фактора конкурентоспособности предприятий в условиях цифровизации рассматривались Янченко Е.В. [14] (Yanchenko, 2021). Различные методики определения эффективности налоговой политики рассматривали Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. [10] (Sysoeva, Melnik, 2012), Байдецкая Е.А. [15] (Baydetskaya, 2019), проводили анализ и оценку налоговой нагрузки и налогового потенциала региона Антошкина А.В., Мартыненко О.Ю., Токачев О.В. [16] (Antoshkina, Martynenko, Tokachev, 2018), Андронова О.А., Изряднова О.И. и др. [17] (Andronova, Izryadnova, Kazakova, 2020).

В то же время многие аспекты региональной налоговой политики, ее влияние на принятие управленческих решений региональными органами власти, выражающихся в эффективном и рациональном распределении доходов бюджета, остаются недостаточно изученными.

Цель исследования состоит в обосновании мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования средств бюджета Краснодарского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть и обобщить цели и задачи налоговой политики Краснодарского края;

- проанализировать динамику показателей бюджета Краснодарского края;

- проанализировать динамику объемов поступлений доходов и распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края;

- предложить направления повышения эффективности расходования средств бюджета Краснодарского края.

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные исследования ученых-экономистов: М.Т. Лукьяновой, Е.А. Байдецкой, А.В. Антошкиной, Е.Ф. Сысоевой, Л.М. Осадчук, З.Н. Сташ, а также методические и аналитические материалы.

Научная новизна состоит в обосновании направлений повышения эффективности распределения бюджетных расходов, применение которых направлено на рациональное и эффективное использование бюджетных средств Краснодарского края для достижения основных целей и задач налоговой политики.

Результаты и обсуждения

К основным целям и задачам налоговой политики Краснодарского края относятся следующие:

- обеспечение роста доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края;

- ориентация структуры расходов краевого бюджета на приоритеты, определенные национальными целями развития РФ на период до 2030 года;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Краснодарского края [8].

Для реализации указанных целей и задач, стоящих перед регионом, необходимо эффективно использовать инструменты и механизмы, способные обеспечить финансовую сбалансированность и независимость краевого бюджета [6, с. 49] (Bayanduryan, Kleymenova, Osadchuk, 2021, р. 49).

Налоги являются основным инструментом, позволяющим аккумулировать финансовые ресурсы, необходимые для покрытия расходов краевого бюджета [7, с. 389] (Stash, 2018, р. 389).

Рассмотрим и проанализируем консолидированный бюджет Краснодарского края за 2019–2021 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Показатели бюджета Краснодарского края, млн руб.

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Абсолютное отклонение, 2021 г. от 2019 г.
Темп роста, 2021 г. к 2019 г., %
1. Доходы, всего:
291 490
314 880
311 275
19 785
106,79
- налоговые и неналоговые
242 961
219 489
230 971
- 11 990
95,07
- безвозмездные поступления
48 529
95 391
80 304
31 775
165,48
2. Расходы, всего
263 956
319 459
335 744
71 788
127,20
3. Дефицит (-), профицит (+) бюджета
+ 27 534
- 4 579
- 20 927
×
×
Источник: [8, 9].

Как видно из данных, представленных в таблице 1, в 2020 и 2021 годах наблюдается дефицит бюджета Краснодарского края. Доходы бюджета росли более медленными темпами, чем расходы. Так, если в 2019 году доходы бюджета Краснодарского края составляли 291 490 млн руб., а расходы – 263 956 млн руб., то в 2021 году доходы увеличились на 19 785 млн руб. и составили 311 275 млн руб., при этом расходы увеличились на 71 788 млн руб. и составили, соответственно, 335 744 млн руб. Отметим, доходы увеличились за счет увеличения безвозмездных поступлений на 31 775 млн руб., при этом поступление налоговых и неналоговых доходов, напротив, сократилось на 11 990 млн руб.

Рассмотрим динамику объемов поступлений доходов в бюджет Краснодарского края за 2019–2021 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика объемов поступлений доходов в бюджет Краснодарского края, млн руб.

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Абсолютное отклонение, 2021 г. от 2019 г.
Темп роста, 2021 г. к 2019 г., %
1. Налоговые и неналоговые доходы:
242 961
219 489
230 971
- 11 990
95,07
- налог на прибыль организаций
66 389
58 638
58 638
- 7 751
88,32
- налог на доходы физических лиц
76 607
64 383
67 300
- 9 307
87,85
- доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты
17 408
16 680
19 952
2 544
114,61
- доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию
10 669
10 774
9 108
- 1 561
85,37
- налоги, взимаемые в связи с применением УСН
17 449
18 074
19 345
1 896
110,87
- налог на профессиональный доход
×
4
200
×
×
- налог на имущество организаций
38 467
35 114
38 500
33
100,09
- транспортный налог
7 470
8 009
8 626
1 156
115,48
- налог на игорный бизнес
463
251
475
12
102,59
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
2 478
2 688
3 186
708
128,57
- курортный сбор
225
×
×
×
×
- штрафы, санкции, возмещение ущерба
2 951
2 895
3 350
339
113,52
- прочие налоговые и неналоговые доходы
2 385
1 861
2 341
- 44
98,16
- безвозмездные поступления
48 529
95 391
80 304
31 775
165,48
Источник: [8, 9].

Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что объемы поступлений сократились по некоторым ключевым налогам, таким как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы на алкогольную продукцию.

На уменьшение данных показателей оказало влияние несколько факторов:

- снижение эффективности работы многих предприятий из-за введенных ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19;

- снижение нормативов зачисления в бюджет субъектов РФ доходов от уплаты акцизов;

- ежегодный рост ставок по акцизам на алкогольную продукцию;

- снижение ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, с 18% до 17%, данное изменение будет действовать до 2024 года;

- отмена курортного сбора с мая 2020 года до 1 января 2021 года из-за пандемии.

Отметим, что по остальным налогам, поступающим в бюджет Краснодарского края, наблюдается рост, что во многом связано с разработанными мерами поддержки экономики края:

- продление сроков уплаты налогов и сборов в консолидированный бюджет Краснодарского края;

- установление дополнительных льгот по налогу на имущество организаций (данная мера была принята на период действия ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19);

- применение ставки 0% по курортному сбору на территории края с мая 2020 года по 01.01.2021 г.;

- поддержка самозанятых и индивидуальных предпринимателей, реализующих проекты социальной значимости за счет средств фонда микрофинансирования в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

- предоставление грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим статус социального предприятия, в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Далее рассмотрим динамику распределения бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края за 2019–2021 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края, млн руб.

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Абсолютное отклонение, 2021 г. от 2019 г.
Темп роста, 2021 г. к 2019 г., %
1. Расходы, всего, в т.ч.:
263 956
319 459
335 744
72 792
127,68
- общегосударственные вопросы
6 886
8 396
8 179
1 293
118,78
- национальная оборона
270
302
289
19
107,04
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
2 522
2 278
2 263
- 259
89,73
- национальная экономика
53 270
53 720
61 491
8 221
115,43
- жилищно-коммунальное хозяйство
7 998
7 412
11 526
3 528
144,11
- охрана окружающей среды
373
279
313
- 60
83,91
- образование
63 362
72 810
72 815
9 453
114,92
- культура, кинематография
2 705
3 408
3 062
357
113,20
- здравоохранение
30 529
47 419
42 231
11 702
138,33
- социальная политика
75 639
98 764
108 248
32 609
143,11
- физическая культура и спорт
5 733
7 049
9 782
4 049
170,63
- средства массовой информации
642
689
813
171
126,64
- обслуживание государственного долга
3 600
2 476
2 700
- 900
75
- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ
10 427
14 457
12 032
1 605
115,39
Источник: [8, 9].

Как видно из таблицы 3, расходы бюджета Краснодарского края имели тенденцию роста, так, если в 2019 году они составляли 262 956 млн руб., то в 2021 году – 335 744 млн руб.

Наибольшее увеличение произошло по следующим статьям расходов:

- жилищно-коммунальное хозяйство. Данный показатель в 2019 году составлял 7 998 млн руб., а в 2021 году – 11 526 млн руб., увеличение произошло на 3 528 млн руб., или 44,92%;

- здравоохранение. В 2021 году данный показатель составил 42 231 млн руб., что больше показателя 2019 года на 11 702 млн руб., или 38,33%;

- социальная политика. Рост данного показателя в 2021 году по отношению к 2019 году составил 43,11%.

- физическая культура и спорт. Данный показатель увеличился в 2021 году на 4 049 млн руб., или 70,63%.

Кроме того, имеют тенденцию роста следующие статьи расходов бюджета Краснодарского края: общегосударственные расходы; национальная оборона; национальная экономика; образование; культура и кинематография; средства массовой информации.

Некоторые статьи расходов имели тенденцию снижения, такие как национальная безопасность и правоохранительная деятельность; охрана окружающей среды; обслуживание государственного долга.

В результате проведенного анализа таблицы 3 можно сделать вывод, что распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета основано на выполнении государственных функций и задач, а также с учетом тех подходов, которые учитываются при их распределении.

Отметим, что при формировании расходов бюджета Краснодарского края были учтены следующие подходы:

- при утверждении «базовых» объемов расходов на текущий год за основу принимаются расходы, утвержденные на предыдущий период времени;

- при утверждении «базовых» объемов учитывается индексация социальных выплат, оплата труда работникам бюджетной сферы, стипендий обучающимся; объемы финансирования государственных программ Краснодарского края.

В таблице 4 представим структуру расходов бюджета Краснодарского края.

Таблица 4

Структура распределения бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края, %

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1. Расходы, всего, в т.ч.:
100
100
100
- общегосударственные вопросы
2,61
2,63
2,44
- национальная оборона
0,10
0,09
0,09
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
0,96
0,71
0,67
- национальная экономика
20,18
16,82
18,31
- жилищно-коммунальное хозяйство
3,03
2,32
3,43
- охрана окружающей среды
0,14
0,09
0,09
- образование
24,00
22,79
21,70
- культура, кинематография
1,02
1,07
0,91
- здравоохранение
11,57
14,84
12,59
- социальная политика
28,66
30,92
32,24
- физическая культура и спорт
2,17
2,21
2,91
- средства массовой информации
0,24
0,22
0,24
- обслуживание государственного долга
1,36
0,78
0,80
- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ
3,95
4,53
3,58
Источник: [8, 9].

Анализируя данные таблицы 4, стоит обратить внимание, что наибольший удельный вес в структуре распределения бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджета Краснодарского края занимают расходы на социальную политику, образование, национальную экономику и здравоохранение. При этом в 2021 году значительно возрастает доля расходов на социальную политику и снижается доля расходов на национальную экономику и образование.

Можно сделать вывод, что в условиях действующих ограничений в 2019–2020 гг. и влияния их последствий на экономику в 2021 году региональная налоговая политика края была социально ориентированной, как видно, увеличилась доля расходов, направляемых на социальную сферу и здравоохранение региона. Как отмечают некоторые авторы, «делая выбор в пользу социальной ориентированности, государство допускает определенное снижение экономической эффективности, поскольку высокий уровень социальной нестабильности может привести к негативным экономическим последствиям» [10, с. 3] (Sysoeva, Melnik, 2012, р. 3).

При этом уменьшение части расходов, направляемых на обеспечение стабильности развития региональной экономики, может также привести к негативным экономическим последствиям.

Таким образом, региональная налоговая политика должна обеспечивать рациональное и эффективное использование денежных средств, формируемых субъектами РФ. По мнению некоторых авторов, главная роль региональных налогов состоит в развитии субъектов страны, решении первоочередных задач и осуществлении социально значимых программ, особенно в условиях частичного или полного отсутствия финансирования из федерального бюджета [11, с. 272] (Lukyanova, 2019, р . 272).

В качестве основных направлений повышения эффективности распределения бюджетных расходов можно выделить следующие:

- проведение оценки актуальности и целесообразности государственной регулятивной политики Краснодарского края и ее финансовое обеспечение;

- усиление мониторинга качества финансового менеджмента распорядителей средств краевого бюджета;

- развитие цифровизации в сфере бюджетного и налогового процесса;

- создание условий для повышения прозрачности системы государственных закупок;

- создание условий для развития и повышения качества работы государственных бюджетных учреждений, налоговых органов, учреждений социальной сферы в целях развития системы финансового обеспечения оказания государственных услуг;

- совершенствование инструментов и механизмов социальной поддержки отдельных категорий граждан;

- совершенствование методологии реализации инициативных проектов путем вовлечения институтов гражданского общества в бюджетный процесс.

Заключение

В данной статье были рассмотрены основные цели и задачи региональной налоговой политики Краснодарского края. Анализ динамики объемов поступлений доходов в бюджет региона показал, что за анализируемый период происходит сокращение поступлений по некоторым налогам, причиной чему были введенные ограничительные меры в связи с пандемией Covid-19. По остальным налогам, поступающим в бюджет, динамика была положительной, чему способствовали принятые в крае меры государственной поддержки экономики.

Проанализировав динамику и структуру расходов бюджета Краснодарского края, мы пришли к выводу, что налоговая политика Краснодарского края имеет социальную направленность, так как за анализируемый период наблюдается рост расходов на социальную политику как в абсолютном, так и в относительном выражении.

В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств были предложены основные направления повышения эффективности распределения бюджетных расходов.


Источники:

1. Осадчук Л.М., Клейменова Ю.А. Устойчивое развитие экономики в контуре совершенствования государственной налоговой политики // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 2. – c. 72-75.
2. Сташ З.Н. Место налогового механизма в реализации налоговой политики и обеспечении пространственного развития // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4979-4988.
3. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1807-1816.
4. Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш. Налоговое стимулирование предпринимательской активности // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2827-2836.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Морозова Н.С., Шамрина И.В., Милованов Е.А. Налоговые стимулы оптимизации структуры капитала компании: потенциал финансовых методов управления развитием производственного предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1575-1586.
6. Баяндурян Г.Л., Клейменова Ю.А., Осадчук Л.М. Методическое обеспечение гармонизации промышленной и торговой политики в контуре устойчивого развития отраслевых комплексов. / монография. - Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. – 196 c.
7. Сташ З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2018. – № 6. – c. 388-394.
8. Кубань: бюджет на 2021-2023 годы (Проект). - Краснодар, 2020. – 46 c.
9. Кубань: бюджет на 2022-2024 годы (Проект). - Краснодар, 2021. – 46 c.
10. Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. Комплексный подход к оценке эффективности налоговой политики в регионах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 25. – c. 2-14.
11. Лукьянова М.Т. Влияние региональной налоговой политики на социально-экономическое развитие сельских территорий // Российский электронный научный журнал. – 2019. – № 3. – c. 263-276.
12. Степаненкова Н.М. Особенности развития предпринимательского сектора и налоговая политика государства в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1967–1978.
13. Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1365-1386.
14. Янченко Е.В. Налоговое регулирование как фактор конкурентоспособности в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 537-552.
15. Байдецкая Е.А. Оценка бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019-2021 годы // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 31. – c. 266-271.
16. Антошкина А.В., Мартыненко О.Ю., Токачев О.В. Налоговый потенциал Краснодарского края: оценка и пути повышения // Научный вестник ЮИМ. – 2018. – № 3. – c. 63-67.
17. Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Налоговая нагрузка и система налогообложения в странах мира: динамика и реформы // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 629-648.

Страница обновлена: 09.04.2024 в 00:28:18