Сценарии развития экономики Узбекистана в условиях нестабильности
Курпаяниди К.И.1
1 Ферганский политехнический институт
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Курпаяниди К.И. Сценарии развития экономики Узбекистана в условиях нестабильности // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 1. – С. 63-80. – doi: 10.18334/asia.7.1.117188.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52133386
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Развитие новых тенденций в мировой политике, усложнение процессов глобализации, долгосрочные последствия пандемии COVID-19 и циклические колебания мировой экономики, в высшей степени актуализировали исследование экономических позиций стран Центральной Азии, в частности, Республики Узбекистан. Автор изучил современное состояние и тенденции развития национальной экономики Узбекистана, выявил тренды и сценарии дальнейшего развития трансформируемой экономики в условиях нестабильности конъюнктуры мирового хозяйства. На основе изучения тенденций развития мировой экономики и технологий будущего автором доказано, что при выборе приоритетных направлений в отраслях экономики упор должен ставиться именно на те направления и технологии, которые дадут максимальный эффект для ресурсосбережения, роста конкурентоспособности отечественной продукции, устойчивой занятости, снижения транзакционных издержек, роста человеческого капитала. В ходе обсуждения результатов исследования использован метод сценариев, который позволяет скомбинировать факторы и условия развития в рамках ограниченного числа альтернативных моделей экономического роста, а при помощи применения современного модельного аналитического инструментария - оценить наиболее вероятные последствия их осуществления. В заключении сделан вывод о том, что рассмотренные сценарии представляют собой крайние гипотетические направления путей долгосрочного развития национальной экономики и определяют рамки, в пределах которых следует искать оптимальные решения. Работа представляет интерес аспирантам, докторантам, а также специалистам интересующихся экономикой стран Центральной Азии, в частности Узбекистана.
Ключевые слова: сценарии развития, тенденции мировой экономики, стратегия, планирование, тренды, экономика Узбекистана
JEL-классификация: O11, O53, F20, L88, L98, P24
Введение
Современный этап развития мировой экономики характеризуется повышением степени неопределенности международных экономических отношений, структурными изменениями в мировом хозяйстве и политике. Такая ситуация приводит к протеканию сложных разносторонних глобальных процессов, к глубоким общественно-экономическим преобразованиям. Республика Узбекистан переживает значительный рост с момента обретения независимости в 1991 году и в 2011 году перешла из категории стран с низким уровнем дохода в категорию стран с уровнем дохода ниже среднего. С избранием Шавката Мирзиеева президентом страны в 2016 году эти преобразования ускорились в связи с широкомасштабными структурными реформами, которые затронули все аспекты социальной, политической и экономической жизни. Теперь Узбекистан ставит перед собой целью к 2030 году стать страной со средним уровнем дохода.
Республика Узбекистан расположена в Центральной Азии. По природно-географическим условиям Узбекистан является одним из наиболее благоприятных регионов в Центральной Азии. Территория Узбекистана представляет собой своеобразное сочетание равнинного и горного рельефа. Республика Узбекистан занимает выгодное геостратегическое положение в Центральной Азии с позиции налаживания международных экономических связей. Узбекистан имеет большой транзитный потенциал для установления выгодных транспортно-экономических связей между сопредельными государствами. Через территорию республики проходит исторический Великий шелковый путь, здесь пересекаются пути, ведущие из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Наличие высокого природно-сырьевого и сложившегося производственного потенциала может обеспечить выпуск многих видов промышленной продукции, развитие импортозамещающих производств и кооперационных связей.
В республике имеются хорошие предпосылки для ускоренного развития аграрного сектора и перерабатывающих производств, которые служат важными источниками экспортной продукции. По производству плодоовощной продукции, фруктов и винограда, коконов, каракуля и шерсти страна занимает ведущее место в СНГ [1] (Kurpayanidi, Tolibov, 2017).
Следует также отметить тенденции увеличения площадей под зерновые и плодоовощные культуры, формирования текстильных и плодоовощных кластеров, улучшения инфраструктуры аграрного сектора и создания благоприятных условий для фермерских и дехканских хозяйств.
В Узбекистане расположены объекты архитектурно-исторического наследия, имеющие мировое значение, а также привлекательные экосистемы, что может способствовать успешному развитию индустрии современного туризма.
Методы исследования. В проведении исследования применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, группировка, качественные экспертные оценки, количественные оценки, сравнительный анализ и синтез. В статье проведен систематический анализ природно-экономического потенциала национальной экономики Узбекистана.
Цель и задача исследования. Изучить современное состояние и тенденции развития национальной экономики Узбекистана, выявить тренды и сценарии дальнейшего развития трансформируемой экономики в условиях нестабильности конъюнктуры мирового хозяйства.
Анализ и результаты
Тенденции развития мировой экономики и технологии будущего. В развитии интеграционных процессов между странами Центральной Азии особую роль играют возможности и совершенствование имеющегося транспортно-транзитного потенциала каждого государства. Для государств Центральной Азии транспортные коммуникации имеют важное значение с экономической, географической и стратегической точек зрения. Регион не имеет прямого доступа к крупнейшим морским и океанским портам мира. Несмотря на это, благодаря своему географическому расположению Центральная Азия, в том числе Узбекистан, обладает высоким транспортно-транзитным потенциалом.
Узбекистан связан с международными рынками по нескольким сухопутным маршрутам. Самым крупным маршрутом по объему грузоперевозок является Восточный маршрут, связывающий Узбекистан с морскими портами Дальнего Востока России и Китая (Шанхай) через Казахстан. В настоящее время ведутся переговоры о строительстве железной дороги через Кыргызстан в Китай – железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай, которая обеспечит более короткий путь в Китай, чем через Казахстан. Северный и Западный маршруты связывают Узбекистан с Россией и Европой через Каспийское море и Кавказ. Южный маршрут обеспечивает доступ к морским портам в Иране (Чабахар) через Туркменистан и в Пакистане (Карачи, Гвадар и Касим) через Афганистан по автомобильной дороге.
В настоящее время готовится технико-экономическое обоснование Трансафганской железной дороги, соединяющей Узбекистан с крупными морскими портами Пакистана через Афганистан.
Сегодня начата реализация крупнейшего проекта по инициативе Китая «Один пояс, один путь», призванной возродить «Шелковый путь», используя транзитный потенциал Центральной Азии.
Следующим транзитным потенциалом выступает возрастание экономического роста стран Центральной Азии. В экономике стран региона, которые ранее специализировались в основном на заготовке сырья, ныне возрастает доля промышленной продукции и сферы услуг.
Транспортные мощности должны соответствовать темпам экономического роста и межрегиональной интеграции. Расположенные в Центральной Азии крупные месторождения нефти и газа, цветных металлов, других стратегических ресурсов становятся важным фактором эффективного использования транспортно-транзитного потенциала, привлечения в регион крупных международных компаний и фирм, активного сотрудничества в сфере энергетики.
Конечным результатом использования транспортно-транзитного потенциала является товарооборот между странами Центральной Азии. По данным Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, в 2021 году внешнеторговый оборот Казахстана составил 101,513 млрд долл., Узбекистана – 37,783 млрд долл., Туркменистана – 15,1 млрд долл., Кыргызстана – 7,229 млрд долл., Таджикистана – 6,359 млрд долл [1].
Вместе с тем имеющийся потенциал взаимной торговли между странами Центральной Азии используется нерационально и составляет менее чем 10% от всего торгового оборота всех пяти государств. В ЕС данный показатель превышает 60%, в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества – 68%. По данным ООН, эффективная кооперация стран Центральной Азии за предстоящие 10 лет повысит региональный ВВП как минимум в 2 раза.
Долгосрочные тренды мировой экономики и конъюнктуры рынка
В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет определяться темпами научно-технического прогресса, возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов.
Среди «базового набора» глобальных вызовов выделяются следующие вызовы и тренды общемирового масштаба:
- исчерпание запасов стратегических минеральных ресурсов, поиск новых источников энергии и обеспечение энергетической безопасности;
- изменение образа жизни человека и общества, рост социально значимых заболеваний, в том числе онкологических и сердечно-сосудистых;
- экологизация экономики и «зеленый рост», связанный с переходом к «неуглеродному» обществу;
- формирование новых моделей экономического развития, включая трансформацию глобальных цепочек создания стоимости;
- переход глобальной экономики на новый этап технологического развития, сопровождающийся коренным изменением отраслевой структуры и источников (факторов) конкурентоспособности.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прогноз роста мирового ВВП сохранится на 2023 год на уровне 2,2%. В 2024 году, по оценкам ОЭСР, глобальная экономика вырастет на 2,7% [2].
Драйверами роста будут выступать развивающиеся страны, в первую очередь страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Доля стран ОЭСР в мировом ВВП сократится до 44%. По прогнозам, страны ЕС будут расти в среднем на 1,0–1,5% до 2030 года.
На фоне высокой инфляции и строгих финансовых условий ожидается, что мировая экономика будет расти более низкими темпами, чем в предыдущих прогнозах. Тенденции на рынке труда развитых стран также могут измениться.
Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогноз роста глобальной экономики в 2023 году до 2,7%, в 2024 году – 3−3,2% [3].
В странах – основных партнерах Узбекистана рост будет ниже уровня 2022 года. ВВП Китая в 2023 году прогнозируется на уровне 4,4−4,5%, в Казахстане – 3,5−4,4%, в Турции – 2,7−3%.
В России в 2023 году ожидается продолжение экономического спада (-3,4−4,5%), а в 2024 году могут быть достигнуты положительные темпы роста (1,5−1,6%).
С учетом этих факторов рост реального ВВП Узбекистана за 2023 год составит 4,5−5%, а затем ускорится до 5−6% в 2024 году и 6−6,5% в 2025 году [2].
В июле 2020 года Узбекистан возобновил переговоры о вступлении в ВТО, присоединение к которой позволит стране стать неотъемлемой частью мировой экономики и многосторонней торговой системы. В апреле 2021 года Узбекистан присоединился к Всеобщей системе преференций плюс (GSP+) Европейского союза, которая отменяет тарифы на более чем 6200 товарных позиций, экспортируемых в страны ЕС.
Ключевыми направлениями экспорта Узбекистана являются Китай, Россия, Турция и Казахстан. Основные статьи экспорта Узбекистана ̶ золото, на долю которого приходится 25%, далее следуют услуги (15%), металлы (10%) и продукты питания (9%). Узбекистан главным образом импортирует оборудование (37%), химическую продукцию (17%) и продукты питания (11%). Китай и Россия продолжают лидировать по объему импорта на узбекском рынке, за ними следуют Казахстан и Южная Корея [4].
По прогнозам, экспорт страны (без учета золота) увеличится на 13−17% в 2023 году и около 9−12% в 2024–2025 годах. В структуре экспорта в условиях сложной внешней конъюнктуры, возникшей в текущем году, имеют место реэкспортные операции. Сохранение этой тенденции в следующем году будет одним из факторов, влияющих как на объемы экспорта, так и импорта.
С учетом сохранения экономической активности и темпов роста в частном секторе предполагается, что импорт вырастет на 14−15% в 2023 году, на 12−14% в 2024 году и на 8−10% в 2025 году [2].
Мировой экономический рост может замедлиться на фоне сбоев в глобальной цепочке создания стоимости и растущего риска глобальной рецессии. Рост мировой экономики в 2023 году будет на 1,5 процентных пункта ниже, чем по основному сценарию, и прогнозируется на уровне около 1,2% (МВФ) и 1,5% (Всемирного банка).
Энергоносители. По данным Международного энергетического агентства [5], к 2030 году спрос на энергию возрастет до 50%. Согласно ПРООН по окружающей среде, количество полезных ископаемых, руды, топлива и биомассы, потребляемое в глобальном масштабе ежегодно, может утроиться между сегодняшним днем и 2050 годом. Прогнозы цен на нефть зависят от взаимодействия спроса и предложения нефти на международных рынках. К наиболее важным факторам предложения, которые зависят от ожиданий ценообразования, относятся добыча сланцевого газа и запасы сырой нефти в США, а также поставка нефти ОПЕК. Всемирный банк ожидает, что все три основные цены на нефть (Brent, WTI и Dubai) будут продолжать тенденцию роста после 2023 года и могут достигнуть 80 долл. за баррель в 2030 году. Всемирный банк в своем новом прогнозе сырьевых товаров на 2023–2025 годы предположил, что цена на природный газ будет продолжать расти [3] (Gómez, Dopazo, Fueyo, 2018). Однако реалистичность этих оценок вызывает большие вопросы, особенно в свете событий в мировой экономике 2022 года, когда динамика цен на нефть и других сырьевых товаров меняла свою направленность. Кроме того, развиваются альтернативные технологии в сфере автомобилестроения, где просматривается переход от двигателей внутреннего сгорания к инновационным технологиям (электромобилям и гибридным двигателям).
Неэнергетические сырьевые товары. Согласно последним данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций [6], спрос на продовольствие будет расти (в 2023 году спрос на зерновые возрастет примерно на 15%, а масличные культуры и сахар – на 25%) примерно на 1–1,5% в год до 2040 года. В то же время после 2025 года доминирующую роль начнет играть фактор роста численности населения в тех странах Африки и Ближнего Востока, где традиционно высока доля пшеницы в продовольственном балансе. В результате в этот период велика вероятность формирования устойчивого дефицита на пшеничном сегменте зернового рынка. Согласно прогнозам аналитических агентств по рынку хлопка, цены по нему будут сдерживаться в краткосрочной перспективе благодаря сокращению крупных запасов в Китае, но восстановятся и останутся относительно стабильными в течение оставшейся части прогнозируемого периода. К 2030 году реальные и номинальные цены, как ожидается, имеют умеренно восходящую тенденцию.
Металлы. Ожидается, что рост спроса на металлы останется относительно оживленным. По прогнозам Всемирного банка, в долгосрочной перспективе цены на золото до 2030 года будут продолжать нисходящую тенденцию.
Риски. Невысокие темпы роста основных торговых партнеров (Китай, Россия) могут привести к снижению спроса на импорт товаров из Узбекистана в этих странах. Глобальное замедление цен в условиях сохранения сложившейся сырьевой модели развития существенно повышает риски замедления роста экспортного потенциала республики, повышает уязвимость национальной экономики к внешним шокам и усиливает технологическую зависимость.
Технологические прогнозы и новые возможности
В соответствии с прогнозами международных организаций основные мировые тренды технологического развития на ближайшие 10–15 лет связаны с ускоренным развитием:
- новых материалов для изготовления прорывных технологий во многих отраслях промышленности: электроника, авиастроение, автомобилестроение, строительная промышленность и т.д.;
- науки и технологий, связанных со здоровьем человека, – биотехнологии, диагностика, методы лечения, новые лекарства, уход за больными и т.д.;
- технологий для улучшения качества жизни, основанных на объединении нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивной науки; появятся технические возможности, позволяющие значительно расширить биологический потенциал человека.
- энергетических технологий. Удельный вес новых источников энергии в мировом потреблении энергии будет расти, однако традиционные источники (нефть, газ, уголь) и ядерная энергетика будут по-прежнему держать свои лидирующие позиции.
Все это открывает новое окно возможностей для Узбекистана в решении проблем ресурсосбережения, диверсификации экономики и роста ее экспортного потенциала [4] (Kurpayanidi, 2021). С учетом глобальных технологических приоритетов, важнейшими направлениями появления и распространения новых технологий, а также развития инновационной деятельности в отраслях реального сектора экономики Узбекистана на период до 2030 г. следует выделить:
- развитие современной электроники, микроэлектроники, фотоники и электронного приборостроения;
- создание современных лазерных, ядерных, электронных, ионных, плазменных, ионно-фотонных технологий обработки и создания новых материалов;
- создание высокопроизводительных технологий, машин и оборудования, приборов, эталонных средств, методов измерений и контроля для отраслей экономики;
- развитие биотехнологий, основанных на достижениях современной геномики, протеомики, метаболомики и биоинформатики, химические технологии и нанотехнологии;
- разработка и развитие новых высокоэффективных технологий и устройств, использующих возобновляемые источники энергии (солнечная энергетика, гидроэнергетика, ветроэнергетика, биоэнергетика);
- получение наноструктурированных материалов различного функционального назначения из природного и техногенного сырья;
- разработка высокоэффективных технологий производства новых лекарственных средств на основе природного (растения, животные, микроорганизмы и другие) и синтетического сырья;
- создание энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных новых материалов с использованием нанотехнологий.
Учитывая ограниченные возможности научно-технологического потенциала республики и значительные затраты на разработку прорывных технологий, а также новых инновационных товаров, усилия специалистов должны быть сосредоточены на развитии ограниченного числа наиболее перспективных для республики базовых технологий, под которые будут ориентированы все остальные обеспечивающие системы (инжиниринговые, конструкторские, снабженческие, банковские, образовательные и т.д.) [5, 6] (Popov, 2015; Abdullaev, 2021).
При выборе приоритетных направлений в отраслях экономики упор должен ставиться именно на те направления и технологии, которые дадут максимальный эффект для ресурсосбережения, роста конкурентоспособности отечественной продукции, устойчивой занятости, снижения транзакционных издержек, роста человеческого капитала. Это могут быть технологические кластеры по производству нового поколения энергосберегающих электродвигателей для ирригации и бытовой техники с ориентацией на кооперацию с отечественными производителями цветных металлов, новые лазерные технологии для дистанционной оценки качества отечественной плодоовощной продукции, что позволит значительно расширить ее экспортные возможности, трудоемкое приборостроение для внедрения современных систем контроля использования ресурсов т.д.
Обсуждения
В рамках проводимого диссертационного исследования на тему: «Институциональные преобразования предпринимательского сектора в условиях трансформации национальной экономики Республики Узбекистан» нами разработаны альтернативные сценарии стратегического планирования. Безусловно, будущее экономики страны будет зависеть от воздействия на нее большого числа комплекса факторов, включая новые источники роста, существующие и ожидаемые вызовы, риски и барьеры на пути экономического развития. В этих условиях, для структурирования неопределенности будущего использован метод сценариев, который позволяет скомбинировать факторы и условия развития в рамках ограниченного числа альтернативных моделей экономического роста, а при помощи применения современного модельного аналитического инструментария – оценить наиболее вероятные последствия их осуществления [7].
При составлении сценарных прогнозов нами учитывалось воздействие внутренних факторов на комплексное развитие территорий Узбекистана. Основными методами при этом являются эконометрические модели в совокупности с экспертными оценками.
В качестве альтернатив, определяющих принципиальные отличия одних сценариев от других, выступают доминирующие источники роста, приоритеты в распределении ограниченных ресурсов развития, масштабы государственного присутствия в экономике, последовательность и состав требуемых экономических реформ.
Обычно при разработке стратегий долгосрочного развития выделяется сценарий сохранения сложившегося порядка, трендов и источников развития экономики, а также ряд альтернативных сценариев, каждый из которых предполагает изменение инвестиционных потоков и концентрации усилий общества на создание новых долговременных источников роста [8] (Kok, Pedde, Gramberger, Harrison, Holman, 2019).
Применительно к национальной экономике первый сценарий прогнозирует сохранение текущих тенденций развития и приоритетов в его финансировании. Главное условие для этого – возможность дальнейшего развития потенциала уже имеющихся источников и факторов роста: новые инвестиционные программы, направленные на модернизацию реальных секторов экономики, увеличение занятости в традиционных малых предприятиях и сфере услуг, увеличение доходов от экспорта полезных ископаемых и переработка сырья и др. Существенно не меняется и направленность сложившихся темпов трансформации национальной экономики, их конечная результативность [9, 10] (Loizou Efstratios et al., 2019; Wang Jia et al., 2020).
Однако реалистичная цель этого сценария – войти в категорию развивающихся стран с показателями выше среднего к 2030 году – вызывает некоторые сомнения.
Серьезным барьером для реализации этого сценария также является нехватка водных ресурсов, что обусловлено факторами быстрого роста экономики (7,0–7,5% в среднем за год), численности населения (с 36, 024 млн человек начала 2023 года до почти 40 млн человек к 2030 г [7].), умеренного роста повышения эффективности водопользования и сокращения имеющихся водных ресурсов (на 7–8 куб. км к 2030 г.). В этих условиях дефицит воды возрастет с нынешних 13–14% до 44–46% к 2030 году, что затормозит развитие не только сельского хозяйства, но и других отраслей.
Модельные расчеты показывают, что темпы роста ВВП при сценарии сохранения существующей экономической модели сократятся с нынешних 5,2% до 4,5% к 2025 г. и до 3,2–3,4% к 2030 году даже без учета фактора ограниченности водно-энергетических ресурсов, а только за счет неблагоприятного тренда роста капиталоемкости ВВП, что делает данный сценарий бесперспективным.
Сценарий 2 представляет собой энергосырьевой сценарий, предусматривающий дальнейшие инвестиции в энергетический и ресурсный секторы экономики. Основное различие между энергетическим и ресурсным (сырьевым) сценарием и сценарием инерции заключается в том, что инвестиции в энергетический и сырьевой секторы увеличиваются авансом, в то время как эффективность использования ресурсов, в том числе энергоэффективность, и институциональные трансформации остаются постоянными.
При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, как правило, существенно опережают прирост инвестиций в человеческий капитал, сферу ИКТ, науку. Темпы роста ВВП должны повыситься с нынешних 5,5% до 6,0–6,5%. Общий рост ВВП в этом случае при использовании динамики этого индикатора в долларовом исчислении и с учетом низкой его базы 2022 г. (2,2 тыс. долл. на душу населения) должен составить уже к 2030 году свыше 4 тысяч долл. США. Но такой рост ВВП не будет инклюзивным, т.е. будет капиталоемким, и проблемы создания рабочих мест в трудоемких секторах экономики будут оставаться нерешенными. Доля энергоресурсов и сырьевых продуктов в экспорте страны еще более увеличится. Более того, он не будет устойчивым в течение 15–20 лет, поскольку темпы загрязнения окружающей среды увеличатся.
Однако реализация этого сценария также сопряжена со значительными рисками замедления роста после 2030 г. в связи с сохранением высокого административного регулирования экономики и ограниченностью масштабных инвестиций и сохранением в значительной степени теневой экономики [11] (Crawford Megan, George Wright, 2022).
Сценарий 3 представляет собой инновационный сценарий, предусматривающий долгосрочный, инклюзивный и устойчивый экономический рост за счет таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, ресурсов и инноваций, а также повышение качества государственных институтов и улучшение делового климата. Основное отличие инновационного сценария от инерционного заключается в том, что росту предшествуют инвестиции в человеческий капитал, ИКТ и науку [12] (Kurpayanidi, Abdullaev, Ashurov, Tukhtasinova, Shakirova, 2020). В то же время показатели улучшения макроэкономических индикаторов и роста валового внутреннего продукта в целом значительно отстают от инвестиций в человеческий капитал, ИКТ и науку.
Для этого уже начиная со второго этапа реформ уровень финансирования образования должен сохраниться на уровне 7–8% от ВВП, при этом долю финансирования высшего образования необходимо повысить до 2%, уровень финансирования здравоохранения – 6%, а внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3%, на науку – 1,3% ВВП, охват высшим образованием – до 40%, энергоемкость и электроемкость ВВП должны сократиться, соответственно, на 50% и на 40%, в результате чего производительность труда к 2030 году возрастает на 400%, доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40–50%, объем экспорта машиностроения – до 4–5 раз, доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции достигнет 25–35%, доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП составит не менее 10%.
В рамках сценария № 3 предполагается возможность в относительно короткие сроки создать условия для существенного снижения энерго-, материалоемкости выпускаемой продукции, водоемкости и капиталоемкости экономического развития [13] (Pogosov, 2015). С этой целью основными приоритетами в распределении финансовых и инвестиционных потоков и реформировании национальной экономики на начальном этапе станут укрепление потенциала государственных институтов по ограничению коррупции и неформальной экономики, укрепление прав собственности, развитие товарных рынков и создание условий для добросовестной конкуренции, внедрение экологических и ресурсосберегающих норм [14, 15] (Wang Qian, Shenggang Ren, Ya Hou, 2020; Litvinenko, 2020).
Происходит значительное ускорение темпов реформирования национальной экономики в части, связанной с активизацией нового инновационного фактора экономического роста. Перечень первоочередных реформ, требуемых для перехода к сценарию инновационного развития, изложен в Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (Указ Президента от 06.07.2022 г. №УП-165 «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы» и Постановление Президента от 06.07.2022 г. «Об организационных мерах по реализации стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы») [8]. Ставится задача и существенно повысить качество экономического роста путем усиления его вклада в расширение продуктивной занятости и решение других социальных проблем.
Детальное изучение вышеуказанных нормативных актов показывает, что основные направления Стратегии инновационного развития страны на 2022–2026 годы выражаются:
«... в поддержке стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры, а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);
в увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;
в обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;
в стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи – до конечного потребителя;
в формирование системы переориентации созданного капитала на «подрывные» инновации;
в дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования».
Для этого по мере укрепления потенциала институтов все большая часть ресурсов будет перераспределяться на повышение качества менеджмента в крупных государственных компаниях и корпорациях как предпосылки снижения уровня неплатежей и роста энергоэффективности, создание условий для индустриализации малого бизнеса и перехода к новой промышленной политике, на проведение глубокой реформы системы образования и здравоохранения, создание необходимой инфраструктуры, для повышения вклада малого и частного предпринимательства в экспортный потенциал страны [16] (Razzaq Asif et al., 2021).
В отличие от предыдущих сценариев, в рамках модели ресурсосбережения и инклюзивного роста значительно сужается сфера применения административных методов регулирования, осуществляется переход к рыночным методам регулирования экономики и созданию экономических стимулов для ресурсосбережения посредством инструментов антимонопольной, налоговой и внешнеэкономической политики. Внедряются новые инструменты (механизмы) трансформации доходов от экспорта сырья в человеческий капитал и укрепление институтов, доходов трудовых мигрантов – в новые рабочие места. Осуществляется глубокая модернизация системы управления экономикой и перевода ее на принципы стратегического планирования.
Заключение
В условиях быстрого изменения технологий государство в экономике должно заниматься не выбором «фаворитных» отраслей и компаний, не поддержкой их ускоренного роста, а улучшением делового климата, позволяющего обеспечить приток инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности с возрастающей отдачей от масштаба производства, повышением инвестиционной привлекательности страны, развитием конкурентной среды, выработкой и поддержанием правил игры для рынков. Этот подход не исключает создания государственных институтов развития.
В рамках инновационного сценария, как показывают прогнозные оценки, можно ожидать не только сохранения нынешних темпов развития экономики (5,0–5,5%), но и их повышения до 7,0–7,5% к концу прогнозного периода. Главный же эффект будет состоять не в улучшении этого индикатора, а в новом качестве экономического роста и повышении степени его устойчивости.
Существенно отличаются альтернативные сценарии и по кругу выгодоприобретателей. В рамках сложившейся модели развития (сценарий № 1) – это менеджеры крупных сырьевых компаний, работники органов госуправлений, регулирующие экспортные потоки и распределение продукции на внутреннем рынке, сотрудники надзирающих органов. При переходе к сценарию инновационного развития – занятые в зарождающемся инновационном секторе экономики, работники органов госуправлений, ответственные за его создание, высокопоставленные работники научных и учебных организаций, широкие массы населения, вовлеченные в процессы новой индустриализации экономики, в т.ч. малого бизнеса.
В 2022 году факторы, влияющие на макроэкономическую ситуацию, и их характеристики существенно отличались от предыдущих лет. Исходя из текущей экономической ситуации и макроэкономических показателей, ожидаемых в прогнозных сценариях, конечной целью любой макроэкономической политики, которую необходимо реализовать в ближайшее время, на наш взгляд, является в основном решение следующих задач.
Во-первых, поддержание макроэкономической стабильности, в том числе сосредоточение внимания на снижении уровня инфляции до 5% к концу 2024 года, увеличении дефицита бюджета до более чем 3% ВВП в 2023 году и 2% в 2024 году, а также обеспечении реального роста экспорта несырьевой готовой продукции не менее 20−25%.
Во-вторых, достижение инклюзивного экономического роста, в частности:
§ поэтапное доведение до логического завершения намеченных структурных реформ;
§ постепенное снижение нагрузки государства по финансированию экономики путем проведения макроэкономической, фискальной и денежно-кредитной политики, направленной на стимулирование внутренних и внешних частных инвестиций;
§ обеспечение роста доходов населения не менее 5–6% в реальном выражении, ежегодного роста частных и прямых иностранных инвестиций на 15−20%, развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
Рассмотренные нами сценарии представляют собой крайние гипотетические направления путей долгосрочного развития национальной экономики и определяют рамки, в пределах которых следует искать оптимальные решения.
[1] Общий объем экспортно-импортных операций в странах Содружества Независимых Государств в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisstat.com/ (дата обращения 24 января 2023 г.).
[2] ОЭСР: рост мирового ВВП в 2022 году составит 3,1%, в 2023 году - 2,2%, в 2024 году - 2,7% [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/news/5846132 (дата обращения 24 января 2023 г.).
[3] World Economic Outlook Report October 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2022/10/11/world-economic-outlook-october-2022 (дата обращения: 24 января 2023 г.).
[4] Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/ru/?preview=1&option=com_dropfiles&format=&task=frontfile.download&catid=367&id=2324&Itemid=1000000000000 (дата обращения: 24 января 2023 г.).
[5] Официальный сайт Международного энергетического агентства [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/ (дата обращения: 24 января 2023 г.)
[6] Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/food-systems/ru/ (дата обращения: 24 января 2023 г.).
[7] Данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.
[8] Утверждена стратегия инновационного развития на 2022–2026 гг. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/utverjdena_strategiya_innovacionnogo_razvitiya_na_2022-2026_gg (дата обращения: 24 января 2023 г.).
Источники:
2. 2023 yil va 2024-2025 yillar davri uchun pul-kredit siyosatining asosiy yo´nalishlari. Toshkent: Markaziy bank. - 2022
3. Gómez A., Dopazo C., Fueyo N. The future of energy in Uzbekistan // Energy. – 2018. – p. 329-338. – doi: 10.1016/j.energy.2015.03.073.
4. Kurpayanidi K. National innovation system as a key factor in the sustainable development of the economy of Uzbekistan // 2021 ural environmental science forum on sustainable development of industrial region: E3S Web of Conferences. Chelyabinsk, 2021. – p. 5026.– doi: /10.1051/e3sconf/202125805026.
5. Popov V. Can Uzbekistan Economy Retain Its High Growth Rate? Scenarios of Economic Development in 2015-30 // Scenarios of Economic Development. – 2015.
6. Abdullaev A. Covid-19 pandemic in central Asia: policy and environmental implications and responses for SMES support in Uzbekistan // E3S Web of Conferences: Vol. 258. EDP Sciences. 2021.– doi: 10.1051/e3sconf/202125805027.
7. Impact of social media, Extended Parallel Process Model (EPPM) on the intention to stay at home during the COVID-19 pandemic // Sustainability. – 2022. – № 12. – p. 7192. – doi: 10.3390/su14127192.
8. Kok K., Pedde S., Gramberger M., Harrison P.A., Holman I.P. New European socio-economic scenarios for climate change research: operationalising concepts to extend the shared socio-economic pathways // Regional Environmental Change. – 2019. – № 3. – p. 643-654. – doi: 10.1007/s10113-018-1400-0.
9. Loizou Efstratios et al. The role of agriculture as a development tool for a regional economy // Agricultural Systems. – 2019. – № 173. – p. 482-490.
10. Wang Jia et al. Dynamic assessment of tourism carrying capacity and its impacts on tourism economic growth in urban tourism destinations in China // Journal of Destination Marketing and Management. – 2020. – p. 100383. – doi: 10.1016/j.jdmm.2019.100383.
11. Crawford Megan M., George Wright The value of mass-produced COVID-19 scenarios: A quality evaluation of development processes and scenario content // Technological Forecasting and Social Change. – 2022. – p. 121937. – doi: 10.1016/j.techfore.2022.121937.
12. Kurpayanidi K., Abdullaev A., Ashurov M., Tukhtasinova M., Shakirova Y. The issue of a competitive national innovative system formation in Uzbekistan // 1st international conference on business technology for a sustainable environmental system: 1st International Conference on Business Technology for a Sustainable Environmental System, BTSES 2020. Том 159. Almaty, 2020. – p. 04024.– doi: 10.1051/e3sconf/202015904024.
13. Pogosov I. A. Factors of long-term economic growth: Scientific and technical progress and capital intensity of production // Studies on Russian Economic Development. – 2015. – № 5. – p. 423-433. – doi: 10.1134/S1075700715050135.
14. Wang Qian, Shenggang Ren, Ya Hou Atmospheric environmental regulation and industrial total factor productivity: the mediating effect of capital intensity // Environmental Science and Pollution Research. – 2020. – № 26. – p. 33112-33126. – doi: 10.1007/s11356-020-09523-4.
15. Litvinenko V.S. Digital economy as a factor in the technological development of the mineral sector // Natural Resources Research. – 2020. – № 3. – p. 1521-1541. – doi: 10.1007/s11053-019-09568-4.
16. Razzaq Asif et al. Dynamic and causality interrelationships from municipal solid waste recycling to economic growth, carbon emissions and energy efficiency using a novel bootstrapping autoregressive distributed lag // Resources, Conservation and Recycling. – 2021. – p. 105372.
Страница обновлена: 06.08.2024 в 06:31:56