Теоретико-методологические аспекты механизма регулирования занятости населения в условиях социально-экономической нестабильности
Яни А.В.1
1 Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 2 (Февраль 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44853969
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье раскрываются вопросы повышения эффективности механизма регулирования занятости населения в условиях кризиса и социально-экономической нестабильности. Отражены результаты обобщения и систематизации теоретических подходов к исследованию причинно-следственных связей, определяющих темпы занятости населения и состояние рынка труда. Систематизированы формы воздействия последствий социально-экономической нестабильности на состояние рынка труда в современных условиях. Аргументируется важность повышения внимания государства к вопросам становления трудовых компетенций среди подрастающего поколения и наемной рабочей силы, а сам процесс становления компетенций автор рассматривать как одну из форм профилактики роста безработицы, создания дополнительных условий для стимулирования занятости и самозанятости населения. Представлена классификация принципов регулирования занятости населения в условиях экономического кризиса. Разработана система регулирования занятости населения, адаптированная к условиям социально-экономической нестабильности.
Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, занятость, нестабильность, экономические кризисы, политика занятости, методы и формы регулирования, трудовые компетенции, социальное партнерство
JEL-классификация: J21, J23, J28
Введение
Одной из тенденций в развитии национальной экономики является нарастание неопределенности и неустойчивости социально-экономических отношений, увеличение периода экономических кризисов и спадов деловой активности, а также рост количества негативных внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на систему экономических отношений [1] (Andreev, Vlasova, Yani, Mishchenko, Samsonov, 2016). Неустойчивость экономической системы и рост экономических рисков негативно отражаются на состоянии рынка труда, а вопросы занятости населения, сокращения безработицы и поддержания уровня жизни граждан становятся все более актуальными, что определяет важность трансформации и адаптации концептуальных основ регулирования занятости и безработицы в условиях экономического кризиса.
Область исследований охватывает несколько актуальных направлений экономической мысли, среди которых особого внимания заслуживают вопросы экономического поведения субъектов в условиях экономического кризиса, рынок труда и политика занятости, государственное регулирование и антикризисное управление. Так, к примеру, на макроэкономическом уровне исследованию проблем социально-экономической нестабильности посвящены научные труды С.Ю. Андреева [2] (Andreev, 2012), Ю.И. Буравилина [4] (Baravilan, Sencillo. 2016) и др. Актуальные проблемы современного развития рынка труда, занятости и безработицы освещаются в трудах таких российских исследователей, как: Е.И Артемова [3] (Artemova, Andreev, Mishchenko, Kiyashchenko), Е.И. Винокурова [5] (Vinokurova, 2017), Т.А. Костенькова [8] (Kostenkova, 2019) и др. Вопросы реструктуризации и государственного регулирования современного рынка труда в условиях экономического кризиса и социально-экономической нестабильности в своих трудах рассматривают такие исследователи, как Н.А. Иванова [7] (Ivanova, Nechaeva, Krivitskaya, 2011), С.В. Тактарова [10] (Taktarova, Soldatova, 2018) и др.
Цель исследования заключается в формулировке методических аспектов и выработке концептуальных подходов формирования системы регулирования занятости населения, адаптированной к условиям социально-экономической нестабильности.
Научная новизна заключается в разработке предложений по совершенствованию системы регулирования занятости населения, адаптированной к условиям социально-экономической нестабильности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в современных условиях возрастает потребность исследования состояния занятости и безработицы населения с соответствующей модернизированной теоретико-методологической базой, позволяющей сформировать современную концепцию регулирования рынка труда в условиях экономического кризиса и социально-экономической неопределенности.
Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач были использованы следующие методы, которые составили методологическую основу исследования: монографический, анализа и синтеза, системный, экспертных оценок.
Последствия социально-экономической нестабильности для состояния рынка труда
Обобщение и систематизация теоретических подходов к исследованию причинно-следственных связей, определяющих темпы занятости населения и состояние рынка труда, позволяет говорить об актуальности модернизации теоретико-методологической базы и формирования концепции регулирования рынка труда, адаптированной к условиям нестабильности экономического развития национальной экономики.
Представляется, что неоднородность и разбалансированность динамики основных социально-экономических процессов в пространственно-временном, структурном, функциональном аспектах определяют особенности социально-экономической неопределенности исходя из особенностей и уровня развития национальной экономики отдельного государства. Нестабильность причинно-следственных связей, определяющих темпы занятости населения и состояние рынка труда, проявляется в рассогласованности по темпу и характеру радикальности происходящих в обществе социально-экономических изменений, затрагивающих рынок труда, меняющих институциональную среду и формы взаимодействия работодателей и наемных работников.
В XIX–XX вв. социально-экономическая нестабильность в национальной экономике во многих экономических учениях объяснялась дисбалансом в совокупном спросе и совокупном предложении и отражалась на особенностях реализации государственной политики занятости и безработицы. Характер развития мировой экономики XXI в. свидетельствует о значительной трансформации причин и условий, порождающих социально-экономическую нестабильность, что также определяет важность адаптации современной политики занятости к новым условиям [12, 13] (Salomons, 2017; Simonova, Sankova, Mirzabalaeva, 2019).
Оценка причин и последствий социально-экономической нестабильности общественного производства для развития рынка труда позволяет выделить их двойственную природу. Так, с одной стороны, кризисные явления позволяют понять природу и характер негативных последствий для общественного производства и занятости населения и как следствие адаптировать к меняющимся условиям систему государственных мер поддержки деловой активности в реальном секторе экономики. С другой стороны, социально-экономическая нестабильность в стране свидетельствует о назревшей потребности в изменениях уклада хозяйственных отношений [6, 9] (Glinskaya, 2018; Maslova, 2018), о необходимости внедрения инноваций и создании новых видов деятельности для увеличения количества рабочих мест, трансформации видов занятости и стимулирования самозанятости, использовании разного рода форм социального партнерства. Данные процессы позволяют объективно оценивать изменения, определяющие характер современных форм взаимодействия наемной рабочей силы и работодателей. Современные радикальные изменения в экономическом укладе хозяйственных отношений следует также рассматривать с позиций формирования нового «социального контекста», изменении ценностных ориентиров, моделей поведения наемной рабочей силы и предпринимателей на рынке труда в условиях экономической нестабильности. В этой связи особого внимания заслуживают последствия социально-экономической нестабильности для развития рынка труда в современных условиях (рис. 1).
Рисунок 1. Виды воздействия последствий социально-экономической нестабильности на состояние рынка труда
Источник: составлено автором
Особенности регулирования рынка труда в условиях кризиса
В условиях экономического кризиса и посткризисного восстановления национальной экономики регулирование рынка труда следует рассматривать как систему структурированных методов и процессов, реализуемых на разных уровнях государственного управления с целью выравнивания соотношения спроса и предложения рабочей силы, достижения эффективной занятости и достойного уровня жизни трудоспособного населения. При этом регулирование рынка труда следует рассматривать как синтез использования инструментов государственного регулирования, рыночных механизмов, а также перспективных форм социального партнерства. Специфика современных причин экономической нестабильности определяет важность учета комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие рынка труда с учетом сложившихся процессов глобализации, демографических процессов, трансформации общественных ценностей, изменения социальных связей и прочих факторов.
Активное использование в общественном производстве новых технологий повышает требования к качественным параметрам рабочей силы, актуализирует вопросы повышения трудовых компетенций наемных работников. Развитие личности индивида, формирование его знаний и умений (трудовых компетенций) определяет, с одной стороны, возможности для эффективного приложения труда каждого наемного работника на рынке рабочей силы, а с другой стороны, является залогом формирования условий для технологичного развития всей страны, поскольку уровень подготовки молодых специалистов определяет возможности создания инновационных продуктов и технологий.
В этой связи рост внимания государства к становлению трудовых компетенций среди населения можно рассматривать как одну из форм профилактики роста безработицы, создания дополнительных условий для стимулирования занятости и самозанятости населения. Трудовые компетенции, как совокупность знаний, навыков, опыта и умений могут формироваться у человека в период становления личности и зрелые годы (в процессе освоения профессии на производстве). При этом именно формирование знаний и навыков в дотрудовой период во многом определяет возможности трудоустройства и дальнейшего развития профессиональных компетенций в трудовой период. Данное обстоятельство позволяет говорить о важности формирования внутригосударственной политики формирования трудовых компетенций у подрастающего поколения с ориентацией на стратегические цели и долгосрочные задачи развития отраслей национальной экономики.
Считаем, что в настоящее время у молодого поколения в структуру трудовой компетенции также должна входить способность активно функционировать в условиях спада деловой активности в обществе, обуславливающего дисбаланс в соотношении спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Данная способность должна включать в себя, с одной стороны, выработку навыков для быстрой адаптации к меняющимся условиям, наличие возможности быстрой переориентации на альтернативные профессии, а с другой стороны, должны быть аспекты финансовой грамотности населения, привычка постоянно пополнять и контролировать финансовую «подушку безопасности» индивида, которая позволит гражданину самостоятельно пережить трудности в случае безработицы.
В то же время трудовую компетенцию необходимо рассматривать как важную часть становления и развития индивида, способного создавать прибавочную стоимость в процессе деловой активности и приложения своего труда. Таким образом, под данной компетенцией следует понимать институциональную форму проявления способности к трудовой деятельности индивида, как отражение прямых и обратных связей современных требований к качеству наемной рабочей силы на современном рынке труда, являющейся проявлением степени доступности и качественных параметров рынка образовательных услуг и внутрифирменного обучения трудовым навыкам. В этой связи рынок труда целесообразно рассматривать не только с позиций сложившегося баланса спроса и предложения рабочей силы, но и как особую систему социально-трудовых отношений, возникающих в процессе обращения «трудовых компетенций».
Данный подход к пониманию сложившейся системы социально-трудовых отношений на современном рынке труда позволяет более объективно оценить условия реализации интересов покупателей и продавцов рабочей силы, а также сформировать актуальные меры для стимулирования занятости населения. В частности, отметим, что данные меры должны обеспечить быструю интеграцию трудоспособного гражданина (прежде всего, безработного) в общественное производство, достижение приемлемого баланса спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном и образовательном разрезах, стимулировать граждан к получению востребованных знаний, навыков и специальностей.
Регулирование процесса становления трудовых компетенций
Компетенции работника являются той самой полезностью (совокупность уникальных знаний и навыков, позволяющих создать прибавочную стоимость), которую хочет приобрести предприниматель на рынке труда. В то же время данные компетенции не имеют постоянной стоимостной оценки, они по-разному востребованы в той или иной сфере деятельности, имеют разный спрос на разных периодах экономического цикла и, соответственно, отличаются по темпам обесценивания во время социально-экономической нестабильности.
Считаем, что двойственный характер трудовой компетенции как результат сочетания «универсального» и «уникального» навыка трудовой деятельности необходимо учитывать в системе современных социально-трудовых отношений. При этом формирование трудовых компетенций в новых поколениях граждан должно соответствовать, как задачам реализации стратегических целей развития государства (в дотрудовой период становления личности), а также текущим и долгосрочным целям развития предприятий (в трудовой деятельности наемного работника). Выбор действенных мер по регулированию процесса становления трудовых компетенций следует осуществлять с учетом разграничения параметров компетенций исходя из качественного, структурного, статического и динамического аспектов их формирования. В данном контексте под статическим аспектом следует понимать всю совокупность накопленных знаний, умений и навыков. Динамический аспект подразумевает наличие способности к обучению и переобучению, способности овладевать новыми трудовыми навыками, а также оперативно адаптироваться к изменениям в спросе (в части соответствия трудовых компетенций работников к новым требованиям со стороны работодателей). Из вышесказанного видно, что в современном регулировании различных процессов формирования трудовых компетенций целесообразно использовать разные методы и инструменты. Необходимо также учитывать многофункциональность трудовой компетенции, поскольку работник продает способность к труду и будучи трудоустроенным может одновременно быть занят разными видами оплачиваемой деятельности, может будучи занятым искать более привлекательное рабочее место, а также использовать возможности «виртуальной самозанятости» в IT-сфере, что в совокупности способствует созданию условий для повышения уровня занятости граждан.
В современной методологии регулирования рынка труда можно выделить несколько проблемных зон в условиях неопределенности и экономического кризиса. Это трудовая компетенция, институты и гибкость рынка труда, территориальные рынки труда, риски роста безработицы и факторы, обуславливающие их. Необходимость уделять больше внимания исследованию причин и мер противодействия негативным проявлениям отмеченных проблемных зон свидетельствует о целесообразности использования сценарных прогнозов развития рынка труда, а также оценки рисков для субъектов рынка труда.
Принципы регулирования занятости и безработицы в условиях кризиса
Необходимость адаптации системы регулирования рынка труда свидетельствует и о целесообразности пересмотра принципов регулирования занятости и безработицы в период экономического криза и прочих форм неопределенности, ухудшающих социально-экономическую ситуацию на территории страны. Важность повышения гибкости государственного регулирования рынка труда, может характеризоваться изменением принципов политики занятости в период кризиса и в докризисный период (табл.).
Таблица
Принципы регулирования занятости в условиях кризиса и социально-экономической нестабильности
№
|
Принцип
|
Содержание
| |
Принципы регулирования рынка труда в
период отсутствия кризиса и прочих форм социально-экономической
нестабильности
| |||
1
|
Научность
|
Объективность
оценки социально-трудовых отношений при выборе инструментов регулирования
занятости населения на разных фазах экономического цикла
| |
2
|
Системность
|
Наличие
взаимосвязи и структурированности форм регулирования занятости, используемых в
виде адекватной реакции на изменение состояния рынка труда
| |
3
|
Интегрированность
|
Изменение
результативности процессов регулирования рынка труда при комбинированном
использовании устоявшихся механизмов и новых его форм
| |
4
|
Сорегулирование
|
Поддержка
механизмов саморегулирования и сорегулирования рынка труда (через развитие
системы социального партнерства) с целью повышения уровня управляемости
| |
Принципы, используемые при
социально-экономической нестабильности
| |||
5
|
Антицикличность
мер регулирования
|
Повышение
эффективности использования разных механизмов регулирования занятости населения
в краткосрочном периоде, направленных на снижение последствий безработицы
(изменение пособий по безработице, содействие становлению новых рабочих мест,
организация переподготовки безработных), адаптированных к текущим фазам
экономического цикла
| |
6
|
Включение мер антикризисного регулирования в
долгосрочную стратегию развития рынка труда
|
Целесообразность
фокусирования на целях и задачах стратегического регулирования развития рынка
труда с учетом использования антикризисных мер регулирования исходя из
цикличности развития постиндустриальной экономики и возникновения условий
неопределенности
| |
7
|
Обеспечение
мер стимулирования гибкости и защищенности
|
Регулирование
занятости в условиях кризиса должно создать необходимые экономически-правовые
меры для поддержки граждан, повышающие гибкость форм занятости, а также меры, повышающие защищенность прав и интересов
работников
| |
8
|
Преобладание
прямых форм и мер регулирования в период кризиса
|
В
условиях экономического кризиса использовать прямые формы регулирования
занятости, а также встроенные стабилизаторы (механизмы), позволяющие
сократить время на принятие мер антикризисного характера
| |
9
|
Выбор
оптимальных «границ» регулирования рынка труда
|
Выбор
оптимального соотношения мер прямого и косвенного регулирования занятости и
безработицы, а также предельных границ государственного вмешательства в
механизм восстановления рынка труда в условиях кризиса
| |
10
|
Принцип
предварительной оценки планируемых результатов использования инструментов регулирования
занятости граждан
|
Предварительная
оценка инструментов и механизмов регулирования занятости в условиях кризиса
должна быть структурирована по ряду критериев (соотношение разных типов
безработицы; минимальная и средняя оплата труда; структура занятости по
сферам деятельности; доля экономически неактивного населения; доля самозанятых
граждан; объем выплаченных пособий по безработице и др.)
| |
В целом вопросы государственного регулирования развития рынка труда не теряют своей актуальности с момента становления и развития экономики труда как отдельного направления экономической мысли. Обобщение механизмов регулирования занятости и безработицы, излагаемых разными экономическими школами, позволяет отметить слабую проработанность данных вопросов в условиях социально-экономической нестабильности, что связано со следующими причинами:
Во-первых, в современных условиях нарастает уровень зависимости состояния и темпов развития рынка труда от целого ряда социально-экономических, институциональных и прочих внешних факторов.
Во-вторых, в период экономических кризисов происходит усложнение процессов взаимодействия между работодателем и наемным работником на рынке труда, что связано с ростом экономических рисков и влиянием фактора неопределенности в ходе реализации интересов каждой из сторон.
В-третьих, многие применяемые меры регулирования имеют краткосрочный характер и не направлены на достижение долгосрочных целей (отсутствие долгосрочной стратегии) реализации политики занятости, ориентированной на повышение уровня трудовых компетенций, на поддержку самозанятости и увеличение количества рабочих мест.
Считаем целесообразным дополнение положений постклассической парадигмы, которая уже доказала свою состоятельность в исследовании причин и последствий кризисных явлений в экономике (прежде всего, положения неоклассики, посткейнсианства и неокейнсианства, неоинституционализма), идеями современных теорий, связанных с изучением кризисных явлений (к примеру, теории экономических циклов, антикризисного управления, теории переходных процессов, экономической безопасности и др.).
Использование положений разных экономических школ в области регулирования занятости позволяет более объективно подойти к оценке качественных параметров в соотношении спроса и предложения рабочей силы, оценить эффективность реализуемых антикризисных мероприятий и политики занятости в условиях неопределенности.
Рекомендуемая система регулирования занятости населения в условиях кризиса и социально-экономической нестабильности
Современная модель государственного регулирования занятости граждан должна способствовать росту адаптации субъектов рынка труда к новым условиям хозяйствования в условиях социально-экономической нестабильности, позволить повысить экономическую эффективность, снизить застойную и структурную безработицу. Данная модель должна обеспечить создание благоприятных условий для формирования новых рабочих мест. Проведенный анализ различных моделей регулирования занятости населения позволил сформировать рекомендуемую систему регулирования рынка труда, адаптированную к условиям экономического кризиса и социально-экономической нестабильности (рис. 2).
Рекомендуемая система регулирования занятости населения в условиях кризиса и социально-экономической нестабильности базируется на таких составляющих, как увеличение внутренней и внешней гибкости рынка труда; рост защищенности трудоспособного населения от разного рода рисков возникновения безработицы и ее последствий; интеграция усилий субъектов регулирования; внедрение в практику принципа сорегулирования рынка труда; формирование благоприятных условий для управления процессом развития трудовых компетенций на разных этапах становления личности; формирование на разных уровнях государственного управления сценарных прогнозов развития рынка труда и проведение всесторонней оценки рисков, способных дестабилизировать баланс спроса и предложения на рынке труда.
Использование антикризисного комплекса мер в сочетании с долгосрочной стратегией регулирования занятости и с учетом периодов социально-экономической нестабильности позволит также совершенствовать политику занятости на уровне регионов и муниципалитетов, осуществлять реструктуризацию занятости, снизить уровень и негативные последствия от циклической безработицы, активно применять прогрессивные практики и опыт развитых стран в вопросах стимулирования занятости населения.
Рисунок 2. Рекомендуемая система регулирования занятости населения в условиях кризиса и социально-экономической нестабильности
Источник: составлено автором
Долгосрочная стратегия регулирования занятости населения должна быть адаптирована к условиям социально-экономической нестабильности, ориентирована на инновационный тип развития экономики, учитывать приоритеты и задачи социальной политики государства в формировании приемлемого уровня и качества жизни населения, а также соответствовать концепции «защищенной гибкости» рынка труда. Такой концептуальный подход к трансформации процессов регулирования занятости населения определяет важность разграничения «сфер» ответственности субъектов рынка труда, государственных органов власти, социальных партнеров как субъектов регулирования и саморегулирования.
Инновационная модель регулирования рынка труда также должна интегрировать принципы гибкости занятости и защищенности трудоспособного населения в правах на труд и достойную оплату труда в условиях социально-экономической нестабильности; обеспечить совершенствование институтов рынка труда (трудовое законодательство); способствовать развитию системы коллективных соглашений, что позволит сформировать ряд гарантий в сфере труда и формировании трудовых компетенций (к примеру, стимулирование профессионального обучения и переобучения); использовать экономические механизмы поддержки занятости (модернизация структуры, видов и форм занятости, поддержка создания новых рабочих мест, софинансирование проектов по созданию новых рабочих мест и др.); организовать более эффективную систему регулирования рынка труда (развитие новых форм социального партнерства, проведение мониторинга результатов регулирования, повышение мобильности трудовых ресурсов и др.).
Заключение
Перспективным направлением повышения эффективности функционирования современного рынка труда, стимулирования самозанятости и занятости населения является реализация принципов социального партнерства как форма активного взаимодействия органов государственной власти, работодателей, наемных работников и общественных организаций. Комплексный подход к реализации изложенных рекомендаций обеспечит рост эффективности современной политики занятости в России, повысит результативность регулирования рынка труда в условиях экономического кризиса и социально-экономической нестабильности.
Источники:
2. Андреев С.Ю. Экономические циклы в современной макроэкономической теории / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. - №75. – С. 732-751.
3. Артемова Е.И. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, С.Ю. Андреев, Е.А. Мищенко, Е.А. Киященко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. - №116. – С. 855-869.
4. Буравилина Ю.И. Обострение проблемы экономической безопасности в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран / Ю. И. Буравилина, А. А. Сенчило // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 11. С. 15-17.
5. Винокурова Е.И. Современные трансформации российского рынка труда в условиях экономической нестабильности / Е.И. Винокурова // Вопросы управления, 2017. – № 2(45). – С. 175‒179.
6. Глинская М.И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения / М.И. Глинская // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 4(100). – С. 124-134.
7. Иванова Н.А. Активная политика на регулируемом региональном рынке труда в условиях экономического кризиса / Н.А. Иванова, С.М. Нечаева, Н.А. Кривицкая // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – № 4(38). – С. 14-18.
8. Костенькова Т.А. Кадровый потенциал региона: сущность и основные факторы формирования / Т.А. Костенькова // Экономика труда, 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 1149‒1158.
9. Маслова Е.В. Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход / Е.В. Маслова // Экономика труда. – 2018. – № 4. – С. 1059-1072.
10. Тактарова С.В., Солдатова С.С. Специфика, проблемы, тенденции развития и направления регулирования рынка труда в России / С.В. Тактарова, С.С. Солдатова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки, 2018. – № 1(7). – С. 19‒30.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2020).
12. Salomons A. Robocalypse now ‒ does productivity growth threaten employment? // Investment and growth in advanced economies. Conference pro-ceedings. European Central Bank. Sintra, 2017. – P. 45‒118.
13. Simonova M.V., Sankova L.V., Mirzabalaeva F.I. Employment in innovation pro-duction networks: regional sample // GCPMED 2018 – International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Devel-opment», 2019. – P. 1341‒1348.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:48