Сценарии развития мировой туристской индустрии в условиях глобальной нестабильности
Солод Т.В.1
1 Ростовский государственный университет путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Цитировать:
Солод Т.В. Сценарии развития мировой туристской индустрии в условиях глобальной нестабильности // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1011-1024. – doi: 10.18334/eo.10.4.111324.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491633
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В рамках статьи произведена оценка текущего состояния мировой туристской индустрии с учетом рисков глобальной нестабильности. Отмечено, что туризм входит в число отраслей наиболее сильно пострадавших от реакции стран на пандемию. Анализ текущей ситуации, позволил предложить сценарии развитии мировой туристской индустрии, с формированием динамики показателя международных туристских прибытий во временном диапазоне прогнозируемого открытия границ между странами. Формирование сценариев, позволило говорить о том, что восстановление мировой туристской индустрии в первую очередь будет благодаря развитию внутренних туристских потоков. Кроме того, изучение развития мировой туристской индустрии позволил сделать прогноз восстановления поездок по регионам мира, что позволило говорить о возможном усилении тенденции к переориентации туристских потоков по регионам мира в направлении стран Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
Ключевые слова: мировая туристская индустрия, прогнозирование, сценарии развития, экономические риски, глобализация, спрос на туристский продукт
JEL-классификация: F69, Z32, Z38
Введение
Мировая туристская индустрия выступает в качестве составной части мировой экономики, при этом в ее развитии участвуют практически все страны мира. Основой ее функционирования выступает международный туризм, представляющий собой многогранное и разнонаправленное экономическое явление, в полной мере включающее в себя все присущие глобальной экономике механизмы и составляющие и в полном объеме реагирующее на малейшие негативные изменения в экономических системах. То есть, с одной стороны, международный туризм можно рассматривать как зависимый от отрицательных тенденций в развитии мировой экономики, но с другой, для многих стран наблюдается обратная ситуация, когда спад в туристской отрасли приводит к проблемам в функционировании национальных экономических систем. Соответственно, актуальными считаются вопросы формирования прогнозов развития мировой туристской индустрии и международного туризма, которые бы позволили наиболее эффективно подходить к формированию планов по поддержанию национальных туристских систем.
Под воздействием глобализационных процессов мир и основные процессы, в нем протекающие, постоянно изменяются, что объясняется стремлением стран выделиться в разных сферах хозяйствования. Не исключением является сфера туризма, которая, несомненно, высококонкурентная, что само по себе требует постоянного развития и совершенствования с целью выделиться на рынке туристских предложений [9] (Cró, Martinsb, 2017). Периоды спадов и рецессий в развитии мировой туристской индустрии можно рассматривать как время «затишья» и использовать его с пользой, в частности, посвятить его переоценке ориентиров развития, изучению иностранного опыта формирования эффективных туристских систем, рассмотреть вероятность применения модели «имитации» к развитию национальных курортов и территорий.
Цель исследования – на основе изучения показателей текущего состояния мировой туристской индустрии, учета прогнозов ее развития, сделанных ЮНВТО (Всемирная туристская организация), и предполагаемых дат открытия границ, определенных на основе мнений экспертов мировой системы здравоохранения о сроках спада эпидемии, сформировать сценарии развития мировой туристской индустрии на 2021 год и выявить возможности их использования в стратегическом планировании деятельности туристских предприятий и государственной поддержки национальной туристской системы.
В рамках исследования ставилось достижение следующих задач: 1) изучение текущих показателей развития туристской индустрии как базы для последующего построения прогнозов ее развития; 2) реализация метода сценарного моделирования перспектив развития мировой туристской индустрии на 2021 год; 3) детерминация использования полученных результатов в государственном регулировании национальной туристской индустрии и функционировании отдельных хозяйствующих субъектов.
В рамках исследования основной акцент был сделан на метод сравнительного анализа статистических данных ЮНВТО, сценарное моделирование, метод аналогий, метод дедукции. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в формировании стратегических программ развития национальной туристской индустрии и отдельных хозяйствующих субъектов, а также при организации учебного процесса для профильных специальностей по предмету «Стратегическое планирование и туристско-рекреационное проектирование».
Показатели текущего состояния мировой туристской индустрии, заложенные в доказательную базу исследования
Страны стремятся принять посильное участие в развитии мирового туристского рынка, во многом исходя из цели получения экономической выгоды, поскольку отрасль относится к числу быстрорастущих и экономически эффективных. Так, в таблице 1 приведены данные о динамике развития туристской отрасли на современном этапе.
Таблица 1
Данные о динамике развития туристской отрасли в мире, 2019 г.
№ п/п
|
Критерий
|
Показатель
|
1
|
Развитие
сектора туризма в мире
|
Рост на 4%
|
2
|
Доля
в мировом ВВП
|
8,9 трлн долл. (10,3%)
|
3
|
Рабочих
мест в туризме
|
330 млн
|
4
|
Доля
от мирового экспорта
|
6,8% (1,7 трлн долл.)
|
5
|
Доля
от мировых инвестиций
|
4,3%
(948 трлн долл.) |
(https://www.unwto.org/) (дата обращения: 25.11.2020).
Источник: составлено автором.
Так, в 2019 году сектор туризма вырос на 7%, что выше, чем темпы роста экономики в целом (3%). В туризме была создана 1 из 5 «новых» видов работ в мире, и каждое 10 рабочее место в мире было создано в туристской отрасли.
Согласно данным за 2019 год, в мире насчитывается около 1,5 млрд международных туристских прибытий, и согласно прогнозам, сразу же по мере открытия границ между странами должна была быть продолжена тенденция роста [8] (Klimova, Glumova, 2020). Сейчас отмечается замедление темпов роста мирового туристского потока из-за пандемии, но на наш взгляд, если не возникнут какие-либо внешние эффекты, с 2022 года продолжится устойчивость роста.
Отдельно в таблице 2 рассмотрим список стран – лидеров в международном туристском обмене.
Таблица 2
Топ стран – лидеров по притоку туристов, 2019 г.
№ п/п
|
Страна
|
Количество туристов, млн
|
№ п/п
|
Страна
|
Количество туристов, млн
|
1
|
Франция
|
90,2
|
6
|
Турция
|
52,5
|
2
|
Испания
|
83,8
|
7
|
Мексика
|
44,9
|
3
|
США
|
78,7
|
8
|
Таиланд
|
39,7
|
4
|
Китай
|
67,5
|
9
|
Германия
|
39,4
|
5
|
Италия
|
64,6
|
10
|
Великобритания
|
36,9
|
Исходя из данных таблицы 2, отметим, что Франция уверенно держит позиции лидера туристской индустрии мира уже на протяжении более чем десяти лет, но согласно прогнозам некоторых экспертов, есть вероятность, что к 2030 году лидером станет Китай [2] (Zobova, Yakovleva, Kosenkova, 2017).
На начало 2020 года индустрия туризма одна из самых динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, что в научных кругах уже давно признано как «феномен столетия». Кроме того, довольно много стран, которые в своем развитии опираются именно на туризм, получая за счет него более 50% в ВВП. Согласно данным ЮНВТО, по итогам 2019 года отмечается увеличение темпов прироста международных туристских прибытий с 4% до 7%, что составило около 1,5 млрд, и именно 7% роста было заложено в прогноз развития мировой туристской индустрии на 2020 год [4] (Nazarov, 2019). Поэтому в 2020 год мировая туристская индустрия входила на подъеме и даже, согласно исследованиям, за период январь – март 2020 года показала прирост на 5% по отношению к аналогичному периоду 2019 г. [6] (Solod, Zavyalov, Kozlova, 2019). Ситуация стала меняться в начале-середине марта по мере закрытия мировых экономик на въезд-выезд, и на текущий момент времени туристская отрасль «заморожена».
Можно говорить о том, что в наиболее сложной ситуации сейчас находятся страны, которые полностью зависят от туризма в плане получения доходов и создания рабочих мест: Мальдивские острова, Маврикий, Сейшельские острова и пр. Но стоит отметить, что развитые страны имеют самый высокий доход от туристской отрасли (табл. 3).
Таблица 3
Доходы стран мира от туризма – топ-10, 2018 г.
№ п/п
|
Страна
|
Доход, млрд долл.
|
№ п/п
|
Страна
|
Доход, млрд долл.
|
1
|
США
|
211
|
6
|
Италия
|
44
|
2
|
Испания
|
68
|
7
|
Австралия
|
42
|
3
|
Франция
|
61
|
8
|
Германия
|
40
|
4
|
Таиланд
|
57
|
9
|
Макао
|
36
|
5
|
Великобритания
|
51
|
10
|
Япония
|
34
|
Соответственно, в вопросах прогнозирования и формирования сценариев развития мировой туристской индустрии заинтересовано большое число стран разного уровня экономического развития, поскольку они позволят сделать процедуру стратегического планирования для национальных туристских индустрий более конкретной.
Сценарное моделирование развития мировой туристской индустрии в 2021 году
Согласно прогнозам мировых рейтинговых агентств и данных ЮНВТО, в текущем году ожидается снижение мирового туристского потока в разы, точный прогноз сделать сложно по причине неопределенности в открытии границ между странами и резких изменений в политике реагирования на эпидемию – начиная открытием границ для туристов и заканчивая уходом на карантин через короткий промежуток времени. Но по большей части сформированные сценарии развития мировой туристской индустрии указывают на возможное снижение числа прибытий до 78%, в самом худшем случае.
На текущий момент времени сформировано три возможных сценария развития мировой индустрии туризма, разработанных на основе показателей туристского потока за прошлый период и возможных дат полного открытия границ между странами. Даты открытия границ спрогнозированы на основе мнений экспертов мировой системы здравоохранения о сроках спада эпидемии. Сценарии указаны в таблице 4.
Таблица 4
Сценарии развития мировой туристской индустрии на 2021 г.
Номер сценария
|
Показатель проседания международных
туристских потоков
|
Суть
|
Сценария
1
|
- 58%
|
Рассматривает
возможность открытия границ между странами в марте-апреле 2021 г.
|
Сценарий
2
|
- 70%
|
Рассматривает
возможность открытия границ между странами в мае-июне 2021 г.
|
Сценарий
3
|
- 78%
|
Рассматривает
возможность открытия границ между странами в августе-сентябре 2021 г.
|
Графически (с целью визуализации) данные таблицы 3 представлены в виде рисунка 1. В основу построения сценариев были заложены данные статистики по развитию мировой туристской индустрии за 2019 год.
Рисунок 1. Графическая интерпретация сценариев развития мировой туристской индустрии в 2021 г. (млн поездок)
Источник: составлено автором по данным World Tourism Organization a United Nations Specialized Agency (https://www.unwto.org/) (дата обращения: 26.11.2020).
Как видно из данных рисунка 1, в самом худшем варианте развития ставка делается на восстановление только с декабря 2021 года. То есть при формировании и внедрении планов по реактивации туристской индустрии ставку целесообразно делать на конец 2021 года. Внедрение мер поддержки ранее будет иметь положительное влияние, но не в такой степени, как если сделать это в период восстановления. На первый план выходит внутренний туризм как основной вид туризма на первое время. И даже когда границы откроются, будет промежуток времени, когда внутренний спрос будет расти более высокими темпами, чем международный. Если говорить о структуре спроса, считается, что будет отмечаться быстрый рост спроса на туры на отдых и поездки с деловыми целями [3] (Ivanov, 2018). Эта информация может быть учтена при процедурах прогнозирования и проектирования туристского продукта хозяйствующими субъектами отрасли.
Исходя из сформированных сценариев, в таблице 5 был произведен расчет динамики основных показателей развития мировой туристской индустрии – объема спроса на международные поездки, размера экспортной выручки от туризма, сокращения рабочих мест.
Таблица 5
Динамика основных показателей мировой туристской индустрии согласно сценариям развития
Сценарий
|
Спрос на международные туристские
поездки
|
Экспортная выручка от туризма
|
Рабочие места в туризме
|
Сценарий
1
|
- 1,02 млрд
|
- 910 млн долл.
|
- 100 млн чел.
|
Сценарий
2
|
- 1,26 млрд
|
- 1,05 трлн долл.
|
- 110 млн чел.
|
Сценарий
3
|
- 1,38 млрд
|
- 1,2 трлн долл.
|
- 120 млн чел.
|
Динамика показателей, приведенных в таблице 4, может быть учтена на федеральном и региональном уровне при формировании мер поддержки туристкой отрасли и расчете необходимого их объема, в частности, это касается вопросов субсидирования и поддержки сотрудников отрасли, потерявших работу в период пандемии. По данным на начало июня 2020 года, мировая туристская индустрия понесла потери в размере около 300 млрд долларов, и величина потерь продолжает увеличиваться. По мнению экспертов, работающих в туристской отрасли, текущий кризис является самым катастрофическим для туристской индустрии с 1950 года, и в первую очередь из-за причины запрета на перемещение и прекращения авиасообщений между странами. По мнению многих, если бы у текущего кризиса была другая этимология и не было бы запрета на совершение путешествий, такой ситуации бы не было никогда.
На рисунке 2 приведены оценки восстановления поездок по регионам мира. Если рассматривать перспективы восстановления в отношении регионов мира, то мы считаем вероятным более быстрое восстановление АТР по той причине, что там более ответственное отношение к требованиям соблюдать санитарные нормы, к тому же в философии жителей этих стран заложена первоочередность совершения внутренних путешествий или в приграничные государства. Не стоит снимать с учета тот факт, что Европа и США, которые попали под удар вторыми и испытывают более существенные трудности, границы откроют не так скоро, особенно на фоне повторного объявления карантина некоторыми государствами (Франция, Германия). Также никто не отрицает психологического фактора – боязни общения с иностранцами, расценивая их в качестве источника распространения болезни или увеличения риска заболеть. Впрочем, эта тенденция взаимная, туристы также будут испытывать боязнь в общении с местными жителями по тем же причинам.
Рисунок 2. Оценка восстановления поездок по регионам мира, 2021 г.
Источник: составлено автором по данным World Tourism Organization a United Nations Specialized Agency (https://www.unwto.org/) (дата обращения: 27.11.2020).
Считаем, что результатом текущей ситуации может стать усиление тенденции к переориентированию туристских потоков в сторону новых географических регионов, что необходимо уже сейчас учитывать в прогнозируемом ассортименте туристских предприятий на конец 2021 года. Это регионы, которые в последнее время прошли тщательную модернизацию внутренней инфраструктуры, в некоторых случаях специально делая акцент на принятии туристов (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Китай и пр.). Так, на текущий момент времени можно говорить о следующем рейтинге регионов мира по притоку туристов – Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Ближний Восток. И в принципе, такая тенденция сохранится еще некоторый промежуток времени, но еще в докризисный период отмечались более высокие темпы прироста туристского потока в направлении стран Азии и Ближнего Востока, при этом они были выше среднемирового значения (рис. 3). И как было указано выше, прогноз показывает, что выход из кризиса после пандемии в первую очередь будет наблюдаться в этих регионах.
Рисунок 3. Темпы роста географических регионов мира, 2019 г.
Источник: составлено автором по данным World Tourism Organization a United Nations Specialized Agency (https://www.unwto.org/) (дата обращения: 30.11.2020).
О высоком потенциале и перспективности роста АТР свидетельствуют данные, приведенные в таблице 6.
Таблица 6
Топ-10 городов мира по посещаемости, 2019 г.
№ п/п
|
Город
|
Количество посещений, млн чел.
|
№ п/п
|
Город
|
Количество посещений, млн чел.
|
1
|
Гонконг
|
27,8
|
6
|
Париж
|
15,8
|
2
|
Бангкок
|
22,5
|
7
|
Дубай
|
15,7
|
3
|
Лондон
|
19,9
|
8
|
Нью-Йорк
|
13,1
|
4
|
Сингапур
|
17,6
|
9
|
Куала-Лумпур
|
12,8
|
5
|
Макао
|
17,3
|
10
|
Шэньчжэнь
|
12,0
|
Так, по итогам 2019 года более половины городов из рейтинга десяти самых посещаемых в мире расположены в АТР, а ведь еще 7–10 лет назад очень долгий промежуток времени лидером оставался Лондон.
И если сейчас разница в принятии международных туристских потоков между Европой и Азией практически 60%, то согласно прогнозам (рис. 4), к 2030 году она сократится до 20–25%.
Рисунок 4. Распределение туристских потоков к 2030 г., %
Источник: составлено автором по данным World Tourism Organization a United Nations Specialized Agency (https://www.unwto.org/) (дата обращения: 01.12.2020).
Если формировать портрет типичного туриста после пандемии в мировом разрезе, то как и прежде, большая часть путешественников – это жители развитых стран и стран, которые в последнее время отличаются завидными темпами экономического роста (Китай, Гонконг, Швеция, Швейцария) [4] (Nazarov, 2019).
Заключение
На наш взгляд, только через год с момента открытия границ между странами можно будет говорить о полном восстановлении темпов роста мировой туристской индустрии. При этом считаем, что восстановление будет сопровождаться ростом международных туристских прибытий на 10–15% каждый месяц в течение первого полугодия с момента полного открытия границ. Главное, в процедуру стратегического планирования заложить основы поддержания темпов роста туристской отрасли в условиях восстановления (табл. 7).
Таблица 7
Варианты учета сценариев развития мировой туристской индустрии в стратегическом планировании на макро- и микроуровнях
№ п/п
|
Выводы, полученные по результатам
сценарного моделирования
|
Возможности использования выводов на
практике в стратегическом планировании
| |
Макроуровень
|
Микроуровень
| ||
1
|
Возможность
устойчивого роста мировой туристской индустрии с декабря 2021 года
|
Запланировать
основной пакет мер государственной поддержки туристской отрасли на конец
следующего года
|
Не
строить амбициозных планов по развитию; заложить расширение ассортимента на
конец года
|
2
|
Сокращение
экспортной выручки от туризма
|
Сосредоточить основные усилия на
продвижении внутреннего туристского продукта
| |
3
|
Массовые
сокращение рабочих мест в отрасли
|
Сформировать
пакет мер поддержки для туристских предприятий, сумевших сохранить штат
персонала на уровне докризисного
|
Предлагать
сотрудникам долгосрочный отпуск без содержания; сократить уровень заработной
платы без массовых увольнений
|
4
|
Усиление
тенденций к развитию внутреннего туризма (даже в первые месяцы после открытия
границ)
|
Обеспечить
продвижение внутренних туристских территорий, поскольку текущую ситуацию
можно рассмотреть как подходящее время для популяризации внутреннего туризма
и дифференциации туристских потоков по территории страны
|
Большую
долю ассортимента туристских продуктов отдавать на внутренний туристский продукт,
даже в первые месяцы открытия границ
|
5
|
Переориентация
международных туристских потоков на страны Ближнего Востока и АТР
|
Изучение
института туристских формальностей со странами из указанных регионов с целью
их возможного упрощения
|
Расширение
ассортимента туристского продукта; пока международный туризм ограничен
производить поиск поставщиков туристских услуг из указанных регионов;
изучение предложений конкурентов по рассматриваемым направлениям в
докризисный период с целью модификации туров с уникальной компонентой и т.д.
|
Формируя сценарии, учитывались процессы глобализации, либерализации, интернационализации и транснационализациии, которые приводят к тому, что национальные экономики с каждым годом становятся все более уязвимыми перед глобальными экономическими рисками. Мир сталкивается все с большим количеством кризисов и рисков, которые в той или иной степени затрагивают все сферы экономики, и туристскую отрасль в том числе. Напряжение и обострение противоречий – вот основные критерии, описывающие состояние мировой экономики. В абсолютном большинстве стран можно наблюдать нестабильную социальную и политическую обстановку. Отрасли народного хозяйства стран подвержены рискам разной этимологии, но все же во главу угла ставят экономические риски. Поэтому как никогда раньше встает необходимость оценки глобальных рисков, целесообразности их анализа, рассмотрения сценариев развития и управления ими в целом и по отраслям в отдельности.
В качестве основных выводов исследования можно выделить:
- во-первых, построенные сценарии развития туристской отрасли с момента открытия границ свидетельствуют о довольно быстром и уверенном ее восстановлении, но в первую очередь за счет развития внутреннего туризма в регионах мира;
- во-вторых, построенные сценарии развития можно применить в процедуре стратегического планирования развития туристской отрасли в стране;
- в-третьих, прогнозирование процессов распределения туристских потоков по регионам мира позволяет говорить об их переориентации в будущем в направлении стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источники:
2. Зобова, Е.В. Специфика рисков в туризме в Российской Федерации / Е.В. Зобова // Социально-экономические явления и процессы. – 2017 – Т. 12 - №2. – С. 45 – 49
3. Иванов О.Б. Глобальные риски современного мира. Кризис глобализации 2018 // Вопросы геополитики. – 2018. – №5. – С. 87–92.
4. Назаров, В.П. Влияние глобальных рисков на экономическую безопасности России / В.П. Назаров // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019 - №9. – С. 96 – 108
5. Орлова А.К. Механизмы управления рисками в туристской сфере деятельности в современных рыночных условиях / А.К. Орлова // Символ науки. 2019 - №11. – С. 51 – 59
6. Солод Т.В., Завьялов А.А., Козлова Е.В. Международный туризм в условиях кризиса мировой экономики: тенденции и проблемы развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2019. – №4. – С. 45–52.
7. Толстых К.С. Специфика развития рынка труда индустрии туризма в рамках мирового экономического кризиса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – №5. – С. 56–66.
8. Klimova, T. Trends in the development of the tourism and hospitality industry through the prism of the digital economy [Текст] / Т. Klimova // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2020 - №1. – С. 15 – 24
9. Cró S. Structural breaks in international tourism demand: Are they caused by crises or disasters? / S. Cró // Tourism Management. – 2017 – V. 63
10. Li Kevin X. Tourism as an important impetus to promoting economic growth: A critical review // Tourism Management Perspectives. – 20185. – V. 26.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:28:06