Обрабатывающая промышленность Узбекистана: возможности для экономического роста

Мухсимова Д.Х.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые аспекты диверсификации промышленного производства с целью обеспечения роста конкурентоспособности экономики. На основе эконометрических прогнозов, рассматриваются два сценария дальнейшего развития Узбекистана до 2030 года. Первый сценарий предполагает сохранение существующих тенденций, в то время как второй сценарий ориентирован на качественные изменения, включая развитие обрабатывающей промышленности, улучшение инвестиционного климата, повышение человеческого капитала и эффективность государственного управления. Прогнозы показывают возможность экономического роста за счет выбранных факторов. Статья подчеркивает важность комплексного подхода к развитию экономики, что позволит Узбекистану укрепить свои позиции на международной арене и обеспечить долгосрочный экономический рост

Ключевые слова: обрабатывающая промышленность, экономический рост, прогноз, эффективное государственное управление, человеческий капитал, инвестиции

JEL-классификация: E24, J24,O31, O32, L51



ВВЕДЕНИЕ.

Проводимая в Узбекистане политика промышленного производства в последние годы продемонстрировала значительные достижения, обеспечив устойчивое развитие обрабатывающей промышленности и рост конкурентоспособности национальной экономики. Данные Всемирного банка подтверждают, что доля обрабатвающей промышленности в ВВП Узбекистана увеличилась с 10% [1] в 2010 году до 19% в 2023 году. Однако для достижения максимального эффекта в повышении конкурентоспособности, развития данного сектора необходима последовательная и продуманная политика, ориентированная на долгосрочные экономические цели.

В условиях глобальной экономической конкуренции, с учетом динамично меняющихся мировых рынков и технологических изменений, для Узбекистана становится крайне важным не только поддержание темпов роста экономики, но и переход к более устойчивым и конкурентоспособным моделям развития. Одним из таких направлений является развитие обрабатывающей промышленности. Это связано с необходимостью оптимизации и модернизации существующей производственной базы, увеличения глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов, а также расширения производства высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью. В последние годы доля высокотехнологичных товаров в экспорте остаётся низкой, на уровне 1,0%-1,5% [2], а в группе стран со средними доходами показатель составил около 20%, в странах с низкими доходами – около 4%.

Прогнозирование в этих условиях становится критически важным инструментом для выработки долгосрочной стратегии промышленного развития и повышения конкурентоспособности на мировых рынках. Прогнозирование позволяет не только предсказать возможные экономические и социальные изменения, но и выявить потенциальные риски, возможности для роста и развития. Оценка будущих трендов и рисков помогает государственным и частным учреждениям принимать более обоснованные решения и эффективно направлять ресурсы для достижения максимальных результатов. Это особенно важно для стран с развивающимися экономиками, таких как Узбекистан, где переход от сырьевой модели экономики к индустриализации требует четкой и последовательной стратегии.

Вопросу развития обрабатывающей промышленности в обеспечении экономического роста посвящены ряд исследований. Одним из них является доклад ООН по промышленному развитию, в котором подчеркивается важность цифровых технологий в модернизации промышленности [8, с. 24-28]. В контексте глобальных изменений в производственных процессах, таких как автоматизация, искусственный интеллект и цифровизация, в работе акцентируется внимание на том, как развивающиеся страны могут использовать эти технологии для улучшения производительности и снижения затрат. Важно отметить, что индустриализация в эпоху цифровых технологий требует не только технологических инноваций, но и изменений в политике, направленных на подготовку кадров, повышение квалификации и внедрение новых производственных моделей.

В исследовании Филипп Агион и др. [9, с. 21-22] рассматриваются инновационные стратегии, которые играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности промышленности в развивающихся странах. Авторы обсуждают различные модели внедрения инноваций, которые позволяют странам с ограниченными ресурсами и развивающимися экономиками улучшать качество продукции, увеличивать добавленную стоимость и интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости. Это особенно актуально для Узбекистана, где требуется глубокая переработка сырья и расширение ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью.

В работе Гереффи Г. и Фернандес-Старк К. [10, с. 1] глобальные цепочки создания стоимости (GVC) становятся ключевым элементом промышленной стратегии для стран с развивающимися экономиками. В исследовании рассматривается, как страны могут интегрироваться в международные цепочки, улучшая свою роль в производстве высококачественной продукции. В этом контексте Узбекистан, с его стратегическими природными ресурсами, имеет большие возможности для интеграции в мировую экономику, но для этого необходимо модернизировать производственные процессы и увеличить долю высокотехнологичных товаров в экспорте.

Баттачарья А. [11, с.18, 40-46] исследует процессы индустриализации, обращая внимание на экономическую и социальную значимость промышленного производства в контексте устойчивого развития. Важным аспектом является использование местных сырьевых ресурсов и их переработка на более высокие уровни. Баттачарья А. подчеркивает необходимость стратегического подхода в реализации внутреннего потенциала, что является важным для Узбекистана, который имеет значительные природные ресурсы, но в то же время ограниченные мощности для их переработки.

Исследование Аппиах-Оту И. и др. [12, с. 1-3] фокусируется на роли технологических инноваций в индустриализации стран. Авторы подчеркивают, что для устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности, развитие инновационных технологий в производственных процессах должно быть включено в промышленную политику. В Узбекистане внедрение таких технологий, как автоматизация, искусственный интеллект и 3D-печать, может значительно повысить производительность и расширить ассортимент экспортируемой продукции.

Яковлева С.И. [13, с. 581-583] исследует стратегии промышленности Германии [14] и ЕС [15], акцентируя внимание на ключевых аспектах, таких как доступ к финансированию, развитие инфраструктуры, улучшение квалификации рабочей силы и увеличение объемов производства с высокой добавленной стоимостью. Для Узбекистана критически важно развивать инфраструктуру и логистику, чтобы поддерживать рост обрабатывающей промышленности и расширять рынок сбыта продукции.

Для Узбекистана можно извлечь несколько важных уроков из работы Афанасьева А. А. [16, c.637-640], в которой раскрыты ключевые моменты механизма стратегического планирования промышленного развития Российской Федерации. Для адаптации и применения предложений в контексте Узбекистана можно выделить следующее: разработка и внедрение национальной стратегии промышленного развития; интеграция промышленной политики с национальными экономическими приоритетами, поддержка ключевых нормативных актов и механизмов реализации, поддержка частных и государственных предприятий, использование международного опыта и сотрудничества, роль научно-исследовательских и образовательных учреждений, планирование долгосрочных и краткосрочных целей.

Литература за последние годы показывает, что развитие промышленности в развивающихся странах, включая Узбекистан, требует комплексного подхода, ориентированного на инновации, технологические преобразования и повышение конкурентоспособности. Важными аспектами являются модернизация производств, внедрение цифровых технологий и повышение добавленной стоимости продукции. Узбекистану предстоит решить задачи по улучшению инфраструктуры, освоению новых технологий и активному участию в глобальных цепочках создания стоимости, чтобы использовать свой потенциал для дальнейшего роста и интеграции в мировую экономику. В настоящей работе будут рассмотрены сценарии дальнейшего развития Узбекистана для обеспечения экономического роста страны.

При проведении политики диверсификации промышленного производства с целью обеспечения роста конкурентоспособности необходимо совершенствование механизмов промышленной политики:

1. В создании и развитии новых отраслей обрабатывающей промышленности крайне важное значение имеет государственная поддержка и предоставление стимулов и льгот, в особенности на ранних этапах развития. При этом стимулы должны предоставляться только для новых видов деятельности. Чтобы промышленный сектор сохранял свою конкурентоспособность, необходимо создание новых сравнительных преимуществ. Из этого следует, что стимулы должны сосредотачиваться в первую очередь на тех видах экономической деятельности, которые являются принципиально новыми для отечественной экономики. «Новыми» являются как продукты, так и технологии для производства существующего продукта. При этом важно учитывать перспективы роста этих отраслей и продвижения технологий. Во многих странах налоговые льготы для инвестирования в новые отрасли предоставляются без достаточного различия между теми отраслями и технологиями, которые расширяют спектр возможностей дальнейшего развития и теми, которые не имеют такого потенциала. Это является ошибкой.

2. При предоставлении стимулов и льгот, а также принятии решения о дальнейшем их предоставлении важно определить четкие ориентиры или критерии успешного и неудачного развития. Политика диверсификации и создания новых отраслей представляет собой экспериментальный процесс, который сопровождается как успехами, так и провалами. Не всегда инвестиции в новые виды деятельности окупаются. При отсутствии четкого представления о критериях успешного развития и его мониторинга, неудачи и провалы в развитии могут укореняться. Получатели субсидий и льгот могут продолжать получать поддержку, несмотря на плохие результаты. В свою очередь, это может приводить к сохранению неэффективных программ поддержки развития отраслей и неоправданным затратам.

Критерии успеха должны быть ориентированы на эффективность развития. Обеспечение на рост конкурентоспособности требует больше ориентирования не на рост валового выпуска или занятости, а на производительность. Производительность или продуктивность является одним из главных показателей конкурентоспособности. Также в качестве критерия успешного развития можно использовать показатели экспорта продукции новых отраслей. Это напрямую отражает положение отрасли по отношению к конкурентам на международном уровне, что и определяет ее конкурентоспособность.

3. Важное значение для проведения успешной диверсификации имеет четкое определении того этапа, на котором развитие того или иного вида деятельности уже не приносит прежней выгоды. Т.е. важно определить тот момент, когда начинается системный спад в развитии какого-либо вида деятельности. Это важно для того, чтобы ресурсы (финансовые и людские) не задерживались в течение длительного времени в сферах, которые уже не приносят положительного эффекта для роста конкурентоспособности и своевременно направлялись в другие перспективные сферы. Т.е. важно не только обеспечение стимулов развития на начальных этапах развития отрасли, но и своевременное и поэтапное сворачивание и отказ от неэффективных видов деятельности. Данный механизм должен быть четко налажен.

4. Виды деятельности, которые субсидируются и поддерживаются государством, должны иметь значительный потенциал обеспечения эффекта на развитие связанных (смежных) видов деятельности. Можно считать необоснованной поддержку новых видов деятельности, если они не имеют потенциала для развития других отраслей или генерировать технологии для других секторов. Кроме того, мероприятия, для которых обеспечивается поддержка, должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать «переливы» технологий и знаний для последующих производителей и конкурентов в конкретной отрасли.

Наряду с определением направлений механизмов промышленной политики, одним из важных проблем является формирование экономических прогнозов. В макроэкономическом регулировании достижение поставленных целей для развития национальной экономики представляет собой не просто определенное значение, а этапы движения различных параметров экономического состояния системы. Основной задачей прогнозирования в экономике является определение путей достижения, поставленных параметров. В связи с чем целью данной статьи считается получение прогнозных вариантов экономического развития Узбекистана.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В данном исследовании приведены результаты экономических прогнозов. На основе модели экономического роста (методология которой, детально описана в работе [2, c.136-137]) представлены прогнозы экономического роста Узбекистана и его ключевые параметры на период до 2030 года. Прогнозы представлены в следующих этапах:

Первый этап – это формирование экспертных оценок динамики задаваемых (экзогенных) переменных.

Для оценки перспектив развития национальной экономики было сформировано два сценария.

Основная предпосылка первого сценария – сохранение сложившихся тенденций развития в динамике факторов экономического роста с поправкой на ожидаемые результаты уже принятых отраслевых программ развития и сложившегося уровня результативности их реализации.

Основная предпосылка второго сценария – в долгосрочном периоде существование реальной возможности осуществить качественные изменения в условиях структуры национальной экономики: дальнейшее развитие производства готовой продукции, улучшить инвестиционный климат и значительно повысить инвестиционную активность; повысить качество госинститутов, в том числе эффективность государства; повысить человеческий капитал и значительно улучшить качество образования.

В рамках второго сценария предполагается возможность в относительно короткие сроки создать условия для существенного улучшения инвестиционного климата, укрепить предпосылки роста обрабатывающего сектора, человеческого капитала, эффективности государственного управления. Для этого, на начальном этапе, в качестве основных приоритетов в распределении финансово-инвестиционных потоков и в реформировании национальной экономики станут задачи укрепления потенциала государственных институтов в части ограничения коррупции и теневой экономики, развития товарных рынков и формирования условий справедливой конкуренции, внедрения экологических и ресурсосберегающих стандартов.

Далее приводятся конкретные оценки и динамика факторов (экзогенных переменных) модели, сформированных с учетом выше сделанных предпосылок.

Обоснование оценок обрабатывающей промышленности: Первый сценарий (Рис.1) основан на сохранение сложившегося в отчетном периоде тренда роста обрабатывающей промышленности в среднем прирост на 6-7% на предпосылке, проводимых рыночных реформ, в рамках задач активно реализуемой Стратегии развития Нового Узбекистана «Продолжение реализации промышленной политики, направленной на обеспечение стабильности национальной экономики, увеличение доли промышленности в валовом внутреннем продукте и рост объема производства промышленной продукции в 1,4 раза.» [6, с.11] и ряда правительственных постановлений.


Рис. 1. Динамика темпов прироста обрабатывающей промышленности (%) и его ожидаемая динамика на 2024-2030 гг.
Источник: расчеты автора на основе базы данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).
В рамках второго сценарного прогноза предполагается принятие дополнительных системных мер по увеличению роста обрабатывающей промышленности, опережающего развитие высокотехнологичных отраслей. Это включает в себя дальнейшую модернизацию и диверсификацию промышленности, что должно привести к увеличению темпов прироста обрабатывающей промышленности к 2030 году до 12-13%, что соответствует уровню развития промышленно развитых стран – Вьетнам и Бангладеш.

Обоснование оценок инвестиций: в рамках первого сценария, предполагается рост темпов прироста инвестиции на прогнозный период на уровне 10,6% в 2024-2026 годах и 12,8% в 2027-2030 годах из-за ожидания высоких мировых цен на золото, повышения внутренних потребностей в промышленных товарах, крупных прямых иностранных инвестициях и структурных реформ по либерализации рынков, что обусловлено заложенными инвестиционными программами.


Рис. 2. Отчетная и прогнозная динамика темпов прироста инвестиций (в %).
Источник: расчеты автора на основе базы данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).

Согласно второму сценарию, в экономике (по сравнению с первым сценарием) ожидается повышение инвестиционной активности как следствие улучшения инвестиционного климата и повышения вклада частных инвестиций в увеличение их объема.

Обоснование оценок индекса человеческого капитала: Первый сценарный прогноз основан на предпосылке сохранения сложившегося в отчетном периоде тренда умеренного роста этого индикатора с возможностью улучшения динамики этого индикатора (до уровня 0,694) как следствия реализации Стратегии «Узбекистан–2030», в которой запланированы ряд реформ в системе образования, в обеспечении здоровья населения, в оказании социальных услуг и сокращению бедности [3, c.3-10].

В рамках второго сценарного прогноза, предполагается принятие дополнительных (по отношению к первому сценарию) системных мер по повышению индекса человеческого капитала и более жесткого мониторинга их выполнения, что обеспечит более ускоренный рост данного показателя (до уровня 0,73).


Рис. 3. Отчетная и прогнозная динамика индекса человеческого капитала (от 0 до 1, при этом 1 – наилучший результат)
Источник: расчеты автора на основе базы данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).
Эффективность государственного управления (в отчетном периоде – устойчивая тенденция умеренного роста).

Обоснование оценок индекса эффективности государственного управления. В рамках первого сценарного прогноза предполагается сохранение сложившегося в отчетном периоде тренда устойчивого умеренного роста за счет реализованных широкомасштабных комплексных мер по кардинальному повышению эффективности деятельности министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений, конкретному определению их задач, полномочий и сфер ответственности с возможностью некоторого улучшения динамики этого индикатора (с текущих 2,05 до 2,4) как следствие реализации основных положений осуществляемой административной реформы [5, c.2-8].

В рамках второго сценарного прогноза, предполагается принятие дополнительных (по отношению к первому сценарию) системных мер по повышению качества госуправления и более жесткого мониторинга их выполнения, что обеспечит более ускоренный рост данного показателя (до 2,9, уровень Грузии, Таиланда).


Рис. 4. Эффективность государственного управления (от 0 до 5, где 5 – наиболее эффективная)
Источник: расчеты автора на основе базы данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).
Второй этап – получение вариантных прогнозов темпов роста ВВП.

Сохранение и дальнейший рост темпов ВВП можно обеспечить путем повышения экономической активности, восстановления внутренних инвестиций, международной торговли, повышения человеческого капитала, укрепления эффективности государственного управления и денежных переводов [4, c.10-11,15-17]. По итогам 2023 года темпы прироста ВВП составили 6,0 процента по данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.


Рис. 5. Отчетная и прогнозная динамика темпов прироста ВВП, %
Источник: расчеты автора на основе базы данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).
В результате полученных расчетов на основе модели в 2024-2026 годах оценка прироста темпов ВВП составила 6,5% и 6,9% при первом и втором сценарии, а также к 2027-2030 годам 6,9 % и 7,5% соответственно (Таблица 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На основании проведенных прогнозов можно выделить несколько ключевых направлений, способствующих дальнейшему развитию Узбекистана и обеспечивающих рост обрабатывающей промышленности.

Одним из приоритетных направлений в углублении структурных преобразований и диверсификации экономики, в том числе развитии обрабатывающей промышленности является обеспечение роста объемов инвестиций для дальнейшего повышения человеческого капитала и осуществления процесса технологической модернизации. Приоритет должен отдаваться инвестиционным проектам, направленным на создание новых или дальнейшего развития среднетехнологичных и высокотехнологичных производств, что позволит обеспечить глубокую переработку национальных сырьевых ресурсов, повысить экспортный потенциал Узбекистана, создание новых рабочих мест.

Дальнейшее повышение человеческого капитала как ключевого требования в росте промышленно-технологического потенциала национальной экономики. Инвестирование в человеческий капитал, которое охватывает образование, профессиональную подготовку кадров, дальнейшее развитие науки и технологий, а также инвестирование в здравоохранение, существенно улучшит качественные и количественные характеристики промышленности страны [1, c.6-10]. Выявлено значительное влияние человеческого капитала как на экономический рост, так и на уровень доходов населения и развитие обрабатывающей промышленности.

Необходима качественная подготовка управленческого персонала для предотвращения низкого уровня квалификации менеджеров, стимулировать и мотивировать трудовых работников для поднятия престижа рабочих и инженерно-технических профессий.

Помимо обеспечения стабильности, хорошо функционирующих институтов и соответствующего законодательства (например, трудового законодательства), другие важные действия правительства связаны с формированием навыков, технологической поддержкой, финансированием инноваций, развитием инфраструктуры и предоставлением разнообразных общественных благ [7, с.209-210].

Активная инновационная политика государства в направлении улучшения качества образования способствует увеличению человеческого капитала. Нарастает потребность в кардинальном совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации кадров, при этом необходимо принять меры по пересмотру учебных программ с учетом современных тенденций развития отраслей, введению новых направлений обучения по востребованным специальностям.

Экономический рост Узбекистана будет обеспечиваться ускоренной модернизацией и развитием обрабатывающей промышленности, продукция которой имеет высокую добавленную стоимость, а также за счет повышения человеческого капитала, внедрения конкурентоспособных технологий.

[1] База данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).

[2] База данных Всемирно банка, [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 08.06.2024).


Источники:

1. Обзор государственных расходов Республики Узбекистан: Повышение эффективности расходов в человеческий капитал и водохозяйственную инфраструктуру. Всемирный банк, Округ Колумбия, 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/099143503032336097/pdf/P17314006f90d90630997e0a6bf69ede625.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
2. Мухсимова Д.Х. Факторный анализ экономического роста // Экономика: анализы и прогнозы. – 2021. – № 1 (12). – c. 134-139.
3. О Стратегии «Узбекистан – 2030». Указ Президента Республики Узбекистан, от 11.09.2023 г. № УП-158. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/6600404 (дата обращения: 23.07.2024).
4. Страновая стратегия: Узбекистан 2024-2029. European Bank for Reconstruction and Development. 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebrd.com/uzbekistan-strategy-russian.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 февраля 2021 года № УП–6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5279426 (дата обращения: 13.06.2024).
6. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Vintu D. Canonical quarterly projection model for monetary policy analysis and forecasting // Sochi journal of economy. – 2022. – № 3. – p. 198-212.
8. United Nations Industrial Development Organization, 2021. Industrial Development Report 2022. The Future of Industrialization in a Post-Pandemic World. Overview. Vienna. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/unido-publications/2023-03/IDR-2022-en.pdf (дата обращения: 09.09.2024).
9. Philippe Aghion, Reda Cherif, Fuad Hasanov Competition, Innovation, and Inclusive Growth. IMF Working Paper. Institute for Capacity Development. March 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2021/03/19/Competition-Innovation-and-Inclusive-Growth-50269 (дата обращения: 10.06.2024).
10. Gereffi G., Bamber P., Fernandez-Stark K. China’s evolving role in global value chains: upgrading strategies in an era of disruptions and resilience // China’s New Development Strategies: Upgrading from Above and from Below in Global Value Chains: Singapore : Springer Nature Singapore. Singapore , 2022. – p. 1-29.
11. Bhattacharya A. Industrial location and disparity: the case of India. – 2020
12. Appiah-Otoo I., Song N. The impact of ICT on economic growth-Comparing rich and poor countries // Telecommunications Policy. – 2021. – № 2. – p. 102082.
13. Яковлева С. И. Стратегия развития промышленности: проекты Германии и России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2022. – № 17-1. – c. 580-584.
14. Industrial Strategy 2030. Guidelines for a German and European industrial policy. - Berlin, 2019. - November. - 40 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/Industry/industrial-strategy-2030.pdf?_blob=publicationFile&v=7 (дата обращения: 22.09.2024).
15. Communication from the commission to the European Parliament, the European Council, the council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions a New Industrial Strategy for Europe. C0M/2020/102 final. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1593086905382&uri=CELEX:52020DC0102 (дата обращения: 24.10.2024).
16. Афанасьев А. А. Механизм формирования промышленной политики России в системе стратегического планирования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 629-648.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:00