Ретроспективный анализ сотрудничества России с международными организациями с 1992 по 2021 год

Бурденко Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Бурденко Е.В. Ретроспективный анализ сотрудничества России с международными организациями с 1992 по 2021 год // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 473-496. – doi: 10.18334/eo.12.3.116256.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49845657

Аннотация:
В статье рассматривается сотрудничество России с международными финансовыми организациями за период с 1992 г. по 2021 г. Особое внимание уделяется программам сотрудничества с Международным валютным фондом, а также проектам, реализуемым совместно с Международным банком реконструкции и Развития, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций и Международной финансовой корпорацией. Показано участие России в проектах Международной ассоциации развития. Россия, выступая в 1992 г. в качестве заемщика, выплатив кредиты МВФ в 2005 г., переходит в статус партнера. Введенные с 2014 г. экономические санкции в отношении России отразились на сотрудничестве с международными организациями. В статье анализируются проблемы сотрудничества России с международными организациями, созданными в ХХ веке. Показано, что взаимодействия в рамках этих международных организаций стало использоваться как сдерживающий фактор развития российской экономики. Для решения проблемы экономической взаимопомощи и финансирования создается новая межправительственной организации БРИКС, в рамках которой организуется Нового банка развития. Банк создается с целью поддержки инфраструктурных проектов стран-участниц. Проведенное исследование представляет интерес для специалистов в области международных экономических отношений.

Ключевые слова: международные организации, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития

JEL-классификация: F02, F15, F51, F53

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

История создания, развития и эффективности международных организаций является актуальной для всех стран мира. Вторая мировая война, развитие и усиление интеграции между странами, расширение деятельности транснациональных компаний привели к более сильной взаимозависимости между всеми странами мира.

Для содействия восстановлению после Второй мировой войны и экономическому развитию европейских стран, выбравших социалистический путь развития, была создана в 1949 году межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В рамках СЭВ развивалась экономическая интеграция между социалистическими странами, осуществлялось научно-техническое сотрудничество стран. Энергетический кризис 1973 года дал толчок к развитию кризисных явлений в рамках экономического сотрудничества стран – участниц СЭВ. Организация была расформирована 28 июня 1991 года по решению, принятому на 46-м заседании сессии Совета. Сотрудничеству России с международными организациями предшествовал распад социалистической системы, развал СССР в 1991 году. Начавшееся сотрудничество России с международными организациями в 1992 году было осложнено внутриполитическими и экономическими проблемами.

Большая часть международных организаций, осуществлявших свою деятельность в 2021 году, были созданы в XX веке. Развитие техники и технологий заложило техническую основу для быстрого взаимодействия между представителями разных стран. В условиях все расширяющейся внешнеэкономической деятельности одним из наиболее актуальных вопросов становится сотрудничество между странами в рамках международных организаций.

Целью данной статьи является проведение ретроспективного анализа создания международных организаций и сотрудничества России с международными организациями, а также исследовать роль и влияние Международного валютного фонда (МВФ) на российскую экономику.

Научная новизна состоит в выявлении и обосновании проблем сотрудничества России с международными организациями за тридцатилетний период (1992–2021 гг.) и выработке решения, способствующего интеграции российской экономики в мировую экономику.

Авторская гипотеза базируется на предположении, что сотрудничество в рамках международных организаций имеет как положительные, так и отрицательные последствия для российской экономики. Существующие проблемы заставляют искать новые пути интеграции и развития с другими странами в мире путем создания новых международных организаций.

При проведении исследования сотрудничества России с международными организациями использовалась информация, представленная на официальных сайтах Организации Объединенных Наций, Группы организаций Всемирного банка, Международного валютного фонда, Нового банка развития, БРИКС, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Федерального агентства государственной статистики.

Обзор литературы

Развитию, функционированию международных организаций и их влиянию на экономику разных стран мира посвящено более 2000 исследований. Остановимся на некоторых из них.

Историю создания Всемирного банка, его управления и финансирования рассматривают в своих работах Гилберт Ц.Л., Вайнс Д. [2] (Gilbert, Vines, Powell, 2000), Уильямс Д. и Янг Т. [15] (Williams, Young, 1994), Мейсон Е.С. и Ашер Р.Е. [6](Mason, Asher, 1973), Вудс Н. [16] (Woods, 2006), Челик И.Е., Хаджиоглу У. и Динчер H. [1] (Çelik, Hacıoğlu, Dinçer, 2014).

Авторитету международных организаций посвящено исследование Хуге Л., Маркс Г. [4] (Hooghe, Marks, 2014). Делегирование позволяет уменьшить трансакционные издержки сотрудничества. Проведенное исследование показало, что структура международной организации должна быть основана на четких и понятных решениях.

На развитие и функционирование международных организаций с 1990-х годов оказали влияние такие глобальные тенденции, как увеличение доли мировой экономики, появление более доступных технологий в области коммуникаций, позитивные сдвиги в глобальном сотрудничестве в удовлетворении основных человеческих потребностей и другие. В своем исследовании Макартур Дж.В., Вейкер Э. [7] (McArthur, Werker, 2016) приводят факторы, которые оказывают серьезное влияние на поведение и характер международных организаций.

Изменение ландшафта международного сотрудничества связано с увеличением представительства таких развивающихся стран, как Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИКС), в международных организациях. В статье Паризек М., Стивен М.Д. показали, что хотя развивающиеся страны посылают своих представителей в ООН, ВТО, МВФ, тем не менее они слабо представлены в международных организациях [9] (Parizek, Stephen, 2020).

Одним из факторов, оказывающих серьезное влияние на результаты работы международной организации, является личность лидера. В исследовании Нина Холл, Нгейр Вудс выделены три различных ограничения, с которыми сталкиваются исполнительные директора международных организаций: политико-правовые, ресурсные и бюрократические [8] (Nina Hall, Ngaire Woods, 2017). Выделенные ограничения будут оказывать влияние на результат деятельности международной организации.

Актуальный вопрос легитимности деятельности международной организации в глобальном управлении исследуют Таллберг Й., Цюрн М. [11] (Tallberg, Zürn, 2019). Легитимность оказывает влияние на усилия государств по координации действий для решения глобальных проблем. Примером снижения легитимности международной организации может служить выход Великобритании из Европейского союза, получивший название Brexit. Кроме этого, легитимность оказывает влияние на способность международных организаций обеспечивать соблюдение международных правил и норм.

Политика, проводимая международными организациями, оказывает влияние на национальную политику, проводимую внутри страны. При этом международные организации как открытые системы должны адаптироваться к новым вызовам, чтобы продолжать участвовать в разработке глобальной политики. Эти проблемы рассматриваются на примере проведения глобальной пенсионной реформы в статье Хенеган М., Оренштейн М.А. [3] (Heneghan, Orenstein, 2019).

Несмотря на то, что участие государств в международных организациях стало нормой международного сотрудничества в ХХ веке, сохранится ли эта тенденция в XXI веке? На вопрос: «Когда государства выходят из международных организаций?» отвечают в своей статье фон Боржисковский И., Вабулас Ф. [13] (Inken von Borzyskowski, Felicity Vabulas, 2019). Для выявления причин выхода стран из международных организаций используются статистические данные с 1945 года. Анализ подтвержденной информации из 495 межправительственных организаций выявил 200 случаев отказа стран от участия в таких организациях.

В исследовании, проведенном Вриланд Дж.Р., уделено внимание проблеме коррупции в таких глобальных организациях, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Организация Объединенных Наций (ООН) [14] (Vreeland, 2019). В статье показано, что основные акционеры (в основном США), используя свое влияние, направляют финансовые средства международных организаций в стратегически предпочтительные для них страны.

Проблема партнерства Европейского союза (ЕС) и международных организаций исследуется в работе Петров П., Дейкстра Х., Джокич К., Зартсдал П.Х. и Мар Е. [10] (Petar Petrov, Hylke Dijkstra, Katarina Đokić, Peter Horne Zartsdahl, Ewa Mahr, 2019) и Татар Х.Е. [12] (Tatar, 2020).

Теме взаимодействия России и международных финансовых институтов посвящены исследования Андроновой И.В., Данильцева В.В., Зуева В.Н. [17] (Andronova, Daniltsev, Zuev, 2007), Прока К. [23] (Proka, 2017), О.Н. Паковой, З.Р. Ярыковой, М. Р.О. Байрамова, К.Г. Битлева [26] (Pakova, Yarykova, Bayramov, Bitlev, 2017) и других ученых.

Методология

Для проведения исследования использовался историко-логический метод, синтез, сравнительный факторный анализ, а также системный и статистический подход.

Сотрудничество России с международными финансовыми институтами

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются страны при осуществлении внешнеторговой деятельности, является регулирование обменного курса. Финансовый хаос приводит к спаду международной торговли и, как следствие, к экономическому кризису. Поэтому в конце Второй мировой войны, в 1944 году в США в г. Бреттон Вудс (штат Нью-Хемпшер) состоялась конференция, в которой приняли участие представители ведущих промышленных стран, в том числе из СССР. Один из главных вопросов конференции – восстановление мировой торговли и создание стабильной денежной системы в послевоенное время. Итогом проведенной конференции стала Бреттон-Вудская валютная система, в рамках которой восстанавливались фиксированные обменные курсы, привязанные к свободно конвертируемому доллару США на золото. По условиям Бреттон-Вудского соглашения США приняли на себя обязательства покупать и продавать золото, чтобы его цена была равна 35$ за унцию. Для поддержания и реализации Бреттон-Вудской системы было принято решение о создании специальных международных организаций:

1. Международного валютного фонда (МВФ).

2. Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).

1. Международный валютный фонд

Официально МВФ был создан в декабре 1945 года и является специализированным учреждением Организации Объединенных наций (ООН). Все страны – члены МВФ ежегодно делают взносы, которые используются для предоставления займов странам-членам, у которых значительно снизились резервы. Бреттон-Вудская система имела недостатки системы с фиксированными обменными курсами, которые привели к завышению стоимости доллара США, и в 1971 г. президент Р. Никсон отменил привязку доллара к золоту. С 1973 г. Бреттон-Вудская система перестала существовать. Решение было принято на Ямайской конференции. Это событие оказало влияние и на роль МВФ.

Основной задачей МВФ в настоящее время является предупреждение экономических и финансовых кризисов, крупных колебаний экономической активности, гиперинфляции, резких изменений обменных курсов. Для поддержания экономической и финансовой стабильности проводится регулярный мониторинг как на национальном, так и на международном уровне. МВФ выполняет функции надзора, технической помощи, консультирования и кредитования стран – членов МВФ. В 2021 году в МВФ входили 188 стран-членов, которые управляют организацией.

МВФ финансируется за счет взносов – квот стран – участниц фонда. Квота рассчитывается индивидуально для каждого члена по формуле с учетом относительных размеров экономики страны. Размер квоты не только определяет размер средств, которые страна должна предоставить МВФ, но и ограничивает объем кредита, который может быть предоставлен стране-участнице. Кроме этого, квота определяет количество «доступных» голосов. Формула расчета квоты включает в себя следующие экономические показатели: объем международных резервов, валовой внутренний продукт (ВВП), степень открытости экономики и ее изменчивость.

Развитие МВФ идет параллельно с изменениями в мировой экономике в течение всего периода деятельности организации, что способствует сохранению ведущей роли в международной финансовой системе. Все расчеты в МВФ c 1972 года осуществляются в SDR («специальные права заимствования»). В SDR выдаются кредиты только безналичным способом. Курс SDR является плавающим. С 2016 года курс SDR привязан к корзине, состоящей из 5 валют: доллар США – 41,73%; евро – 30,93%; китайский юань – 10,92%; японская йена – 8,33%; фунт стерлингов – 8,09% [5].

Сотрудничество Международного валютного фонда и России

СССР не участвовал в МВФ, что было связано как с экономическими особенностями плановой экономики, так и с идеологическими. В результате развала СССР страной-преемницей стала Россия. Ей достаются все долги союзных республик, так как президент Б.Н. Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте».

Россия вступила в МВФ в июне 1992 года. И фонд стал оказывать влияние на проводимую внутреннюю экономическую политику страны через рекомендации Правительству и Центральному банку РФ. В 1992 году Россия обратилась за финансовой помощью (табл. 1). Была достигнута договоренность о предоставлении кредита в размере 25,8 млрд SDR [18]. Кредит выплачивался траншами при выполнении Россией поставленных условий.

Таблица 1

Кредиты МВФ, предоставленные России в период с 1992 г. по 2005 г. (тыс. SDR)

Table 1

IMF loans to Russia in the period from 1992 to 2005 (thousand SDR)

Год
Сумма кредита МВФ
Сумма возврата кредита МВФ (без процентов)
Сумма уплаченных процентов МВФ

тыс. SDR
тыс. долл.
тыс. SDR
тыс. долл.
тыс. SDR
тыс. долл.
1992
719 000
1006966
-
-
-
-
1993
1 078 275
1510134
-
-
56 082
78543
1994
1 078 275
1510134
-
-
122 264
171232
1995
3 594 250
5033781
-
-
193 954
271634
1996
2 587 861
3624323
359 500
503483
323 568
453160
1997
1 467 252
2054900
359 500
503483
423 093
592546
1998
4 600 000
6442343
673 921
943833
528 876
740696
1999
471 429
660241
3 101 139
4343174
528 470
740127
2000
-

2 189 497
3066411
523 542
733225
2001
-

2 997 938
4198640
398 106
557551
2002
-

1 147 587
1607206
161 638
226376
2003
-

1 356 066
1899183
100 707
141041
2004
-

1 117 424
1564963
75 830
106201
2005
-

2 293 770
3212446
18 065
25300
Всего
15 596 342
21842822
15 596 342
21 842 822
3 454 195
4 837 632
Источник: составлено автором по данным Центрального банка РФ, для пересчета принят курс 1 SDR = 1,4 долл. США [18].

Сотрудничество между фондом и Россией осуществлялось на основе регулярных программ, в которых фиксировались обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики и объем предоставляемого кредита. За период с 1992 года по 2004 год были проведены следующие программы:

· Первая программа, проводилась в 1992–1993 гг., было поставлено условие, что бюджетный дефицит не должен превышать 5% ВВП, а темп инфляции не должен быть выше 10%. В 1993 году комиссия МВФ не была удовлетворена результатами проводимой макроэкономической политики и изменениями в составе Правительства РФ. Поэтому был предоставлен только первый транш, а второй транш не был выплачен.

· Вторая программа была утверждена в июле 1993 г. на период 1993–1994 гг. В рамках этой программы были выделены 2 транша. С 1993 года Россия начала выплачивать проценты по предоставленному кредиту.

· Третья программа была принята на период с 1994 по 1997 год. Было принято решение об ужесточении кредитно-денежной политики и снижении инфляции. Проводимая экономическая политика показала свою эффективность, и в этот период МВФ предоставляет следующие транши России. С 1996 года Россией выплачиваются не только проценты по кредиту, но начато погашение основной части долга.

· Четвертая программа была рассчитана на 1998 год. Она заключалась в кредитовании в обмен на экономические реформы, либерализацию экономики, снижение дефицита бюджета до 2% ВВП, удержание инфляции на уровне 6,9% в год. Предложенные рекомендации показали свою эффективность в промышленно развитых странах. МВФ принимает решение об увеличении кредиторской договоренности на 6,3 млрд SDR. Но 17 августа 1998 года в России произошел дефолт. Был введен 90-дневный мораторий на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля. Поэтому была выплачена только часть транша, а сумму в размере более 7 млрд SDR МВФ не перечислила. В это время Россия являлась крупнейшим заемщиком МВФ.

· Пятая программа проводилась с 1999 по 2004 год. Было принято решение о продолжении кредитования России в 1999–2000 гг. и перечислен 1 транш. Но в дальнейшем Россия по собственной инициативе отказалась от кредитования в 2000 году. Этому способствовало улучшение макроэкономических условий.

Фактически России был предоставлен кредит в размере 15,6 млрд SDR под низкий процент (в 1992 г. – 6,6%) [23] (Proka, 2017), который впоследствии снижался. Кредит был погашен в период с 1996 по 2005 г. Больше Россия не обращалась за финансовой помощью в МВФ.

Досрочное погашение кредита МВФ позволило России войти в число членов фонда, средства которых используются в финансовых операциях МВФ. В 2016 году квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн SDR. В настоящий момент Россия занимает 8-е место по размеру квоты (2,7%).

Сотрудничество МВФ и России продолжается и носит постоянный характер. Новые соглашения о заимствовании (NAB) и двусторонние соглашения о заимствовании пролонгируются на условиях, предлагаемых МВФ. В рамках сотрудничества МВФ проводит консультирование и техническую поддержку. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях. Представители Банка России участвуют в сессиях и ежегодных собраниях фонда, в качестве экспертов в составе рабочих групп при проведении рабочих встреч, консультаций и видеоконференций. Российский финансовый сектор входит в мировую финансовую систему и имеет глобальное значение. Поэтому с 2010 года проводится оценка финансового сектора России в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAR). Данная Программа реализуется МВФ совместно с Всемирным банком. При участии Банка России проводится оценка соблюдения международных стандартов и кодексов в сфере кредитно-денежной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляется информация по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов. Банк России участвует в аналитической и исследовательской деятельности МВФ.

2. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк)

Для восстановления экономик стран, разоренных Второй мировой войной, в 1944 году создается Международный банк реконструкции и развития, который потом переименовывают во Всемирный банк. В настоящее время Всемирный банк является специализированным учреждением ООН. В него входят 189 стран-членов, штаб-квартира находится в США, г. Вашингтон [19].

Главной целью деятельности Всемирного банка является поддержка всеобъемлющего и устойчивого развития всех стран в мире, сокращение бедности, улучшение качества жизни людей.

В настоящий момент в него входят 5 следующих организаций, которые называются Группой организаций Всемирного банка:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), организован в 1944 г.

2. Международная ассоциация развития (МАР), создана в 1960 г.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), образована в 1956 г.

4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), создано в 1985 г.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), организован в 1966 г.

Всемирный банк осуществляет кредитование развивающихся стран через МБРР и МАР. Финансовая поддержка осуществляется через низкопроцентные или беспроцентные займы в форме грантов. Объем кредитов составляет десятки миллиардов долларов США в год.

Каждую страну-члена во Всемирном банке представляет министр финансов, который входит в Совет управляющих. Совет управляющих проводит совещание раз в год, которое получило название «Ежегодные собрания Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда». Оперативное управление осуществляет Совет директоров, в который входят Президент Всемирного банка и 25 исполнительных директоров. Президентом Всемирного банка может быть только гражданин США, так как страна является крупнейшим акционером. Совет директоров проводит совещания 2 раза в неделю и осуществляет общее руководство банком, утверждение всех займов, принятие политических решений. На 2021 год Всемирный банк имеет более 120 представительств в разных странах мира, в которых работают более 10 000 человек.

Россия вступила в группу Всемирного банка в июне 1992 года. В декабре 1992 г. присоединилась к МАГИ, а в 1993 году начато сотрудничество с МФК.

Сотрудничество Международного банка реконструкции и развития с Россией

Ключевой структурой Всемирного банка (ВБ) является Международный банк реконструкции и развития. За период с 1992 по 2014 год МБРР одобрил для России 71 заем в общей сумме 14,35 млрд долл. Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от ВБ в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченных страной средств от МБРР за весь период ее членства в организации. За этот период было получено финансирование на реализацию 42 проектов. В 2014 году в связи с введением экономических санкций против России МБРР прекратил финансирование. С 2014 г. находились в процессе реализации 10 проектов общей стоимостью 697,1 млн долл. Сотрудничество по этим проектам было продолжено [28]. На конец 2021 года в активной стадии реализации остаются 4 проекта: Развитие системы государственной статистики, Развитие системы жилищно-коммунальных услуг; Российское культурное наследие – 2, Модернизация сектора гидрометеорологических услуг.

До сентября 2014 года в процессе рассмотрения находились еще 10 проектов общей стоимостью 1547,9 млн долл., но они не были одобрены.

В 2011 году была разработана и принята Стратегия партнерства Группы Всемирного банка с Россией на период с 2012 по 2016 г. Были выделены следующие направления сотрудничества, по которым оказывалось содействие:

1) ускорение роста и диверсификации экономики;

2) развитие человеческого капитала за счет повышения уровня квалификации рабочей силы и укрепления системы социального обеспечения;

3) повышение глобальной и региональной роли России;

4) повышение качества и прозрачности государственного управления.

В 2015 году Группой Всемирного банка была разработана новая Стратегия партнерства. Но из-за введенных экономических санкций она не была вынесена на рассмотрение Совета директоров.

Сотрудничество Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций с Россией

Агентство начало свою деятельность в 1988 году с первоначальной суммы капитала 1 млрд долл. В него входили 29 стран-участниц. В 1991 году количество стран-участниц стало больше 100. Основной деятельностью МАГИ является страхование кредиторов и инвесторов от политических рисков в развивающихся странах. В 2009 году Агентство предоставило гарантий на 1,2 млрд долл. для поддержки экономик Европы и Центральной Азии после мирового финансового кризиса. Специалисты МАГИ имеют большой опыт страхования от политических рисков и хорошо разбираются в банковской деятельности, рынке капитала, экологической и социальной устойчивости, проектном финансировании, в международном праве и урегулировании споров. МАГИ предоставляет гарантии на длительный срок (15–20 лет). Возможно страхование от следующих рисков:

1) перевод валюты;

2) экспроприация;

3) нарушение договора;

4) война и гражданское неповиновение.

На сегодняшний день Россия занимает 4-е место по объему предоставленных гарантий МАГИ за период сотрудничества. В конце 2021 года продолжалось сотрудничество Агентства и России по 4 проектам.

Сотрудничество Международной финансовой корпорации и России

Основной деятельностью Международной финансовой корпорации является поддержка частного предпринимательства в развивающихся странах. В настоящее время в МФК входят 185 стран-членов. Для управления МФК созданы Совет управляющих и Совет директоров. В Совет управляющих входит от каждой страны-члена 1 управляющий и 1 заместитель управляющего. Совет директоров состоит из 25 исполнительных директоров, представляющих одну страну или группу стран.

Поддержка частного предпринимательства в развивающихся странах осуществляется по 3 направлениям:

1. Инвестирование в компании через предоставление кредитов, участие в уставном капитале, предоставляя долгосрочные ценные бумаги и гарантии.

2. Привлечение капитала от других кредиторов.

3. Консультирование предприятий и правительств.

С момента присоединения России к МФК в 1993 году было поддержано 296 проектов. Основными сферами, в рамках которых были привлечены средства МФК, являются следующие:

1) финансовые услуги,

2) инфраструктура,

3) обрабатывающая промышленность,

4) нефтегазовый и добывающий сектор,

5) телекоммуникации,

6) розничная торговля,

7) здравоохранение.

В 2021 году остается 30 активных проектов МФК, по которым продолжается сотрудничество с Россией. В таблице 2 представлены в качестве примера 5 проектов.

Таблица 2

Примеры проектов МФК в России, по которым продолжалось сотрудничество в 2021 году

Table 2

Examples of IFC projects in Russia, on which cooperation continues in 2021


Название проекта
Дата утверждения проекта
Сумма финансирования (млн долл.)
Краткое описание проекта
1.
RUSSKIE BASHNI, ZAO
7 марта 2012
20
Вложения в акционерный капитал компании, создающей общенациональную сеть башен для размещения телекоммуникационного оборудования
2.
КуАЗ
19 июля 2013
150
Предоставление кредита предприятию КуЗА для модернизации производства циклогексанона, азотной кислоты
3.
ПАО CCS GROUP
11 сентября 2021
25
Повышение эффективности компании, обеспечивающей отопление помещений и горячую воду для потребителей в Тульской и Кемеровской областях России
4.
TRIVO№AG
15 февраля 2012
25
Финансирование компании, предоставляющей широкополосный доступ путем беспроводных и оптоволоконных решений
5.
КУЛОН ЮГРОС, ЗАО
6 июля 2009
7,5
Строительство и эксплуатация складских помещений в окрестностях г. Минеральные Воды Ставропольского края России
Источник: составлено автором по данным МФК [20].

В связи с введением экономических санкций в отношении России в 2014 году инвестиционная деятельность МФК в стране полностью приостановлена. Начиная с мая 2014 г. МФК не одобряла проекты на территории страны.

Сотрудничество Международной ассоциации развития с Россией

Россия является партнером Международной ассоциации развития с 1997 года. Ассоциация была создана в рамках Всемирного банка для предоставления помощи беднейшим странам мира, у которых ВВП на душу населения меньше 1 165 долл. В настоящий момент в эту группу входят 74 страны, в которых проживают около 500 млн человек. Также МАР предоставляет кредиты странам, у которых величина ВВП на душу населения больше 1 165 долл., но они не могут воспользоваться кредитами МБРР.

Финансируется деятельность Ассоциации за счет взносов более богатых стран-членов. Кроме этого, дополнительные средства поступают от доходов МБРР, МФК и за счет погашения заемщиками ранее выданных кредитов МАР. Каждые 3 года партнеры встречаются для пополнения средств и пересмотра политики МАР. Достигнутые результаты фиксируются и называются Пополнениями (например, IDA20 Replenishment).

Россия содействует международному развитию на региональном и глобальном уровне. Приоритетными направлениями официальной помощи развитию являются:

Ø здравоохранение,

Ø продовольственная безопасность,

Ø сельское хозяйство,

Ø развитие человеческого потенциала,

Ø образование,

Ø укрепление институционального потенциала.

Начиная с 2004 года объем российской помощи ежегодно увеличивался. Если в 2004 году было внесено около 100 млн долл., то в 2017 году сумма составила 1188 млн долл. В рамках содействия международному развитию Россия внесла финансовые пожертвования в 22 трастовых фонда МАР/МБРР, 14 из которых являются действующими в 2021 г., на общую сумму 169 900 тыс. долл. [29].

Начиная с 2004 года Россия активно формирует модель сотрудничества в области содействия международному развитию. Это нашло отражение в следующих документах, утвержденных Президентом РФ:

1. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию, июнь 2007 года.

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, апрель 2014 года.

Можно выделить следующие направления российской политики, содействующей международному развитию на региональном и глобальном уровне:

Ø поддержка повышения эффективности систем государственного управления, улучшения условий торговли и инвестиций в странах – получателях помощи;

Ø формирование промышленного и инновационного потенциала в беднейших странах;

Ø активизация экономической деятельности в странах – получателях помощи;

Ø усиление государственных мер по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

Ø укрепление и восстановление мира в странах после военных конфликтов;

Ø проведение социально-экономических проектов в беднейших странах мира.

Россия совместно с другими странами-донорами принимала участие в следующих важных глобальных инициативах: списание долгов странам с большой государственной задолженностью, в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Несмотря на введенные экономические санкции в 2014 г., Россия остается открытой для международного сотрудничества, участвует в совещаниях и поддерживает диалог со всеми членами группы Всемирного банка.

В июне 2021 года в рамках сотрудничества с группой Всемирного банка принят стратегический документ «Программа обмена знаниями, 2021–2024. Россия в качестве глобального партнера по развитию». Данный документ закладывает основу для нового этапа сотрудничества.

Проблемы сотрудничества России со «старыми» международными организациями

Сотрудничество России с международными организациями столкнулось с рядом проблем.

Для поддержания деятельности любой международной организации требуется финансирование. Источником финансовых средств для нее являются взносы (квоты) стран-членов. Наиболее активное участие в создании и финансировании МВФ, группы организаций ВБ принимали США. В данный момент США имеют самую большую квоту в этих международных организациях из всех стран-участниц и, как следствие, самое большое количество голосов и влияние на принимаемые решения (табл. 3). Например, в МВФ квота в 15% позволяет блокировать практически любое важное решение.

Таблица 3

Квота России и США в международных организациях

Table 3

Russian and US quota in international organizations

Название международной организации
Величина квоты
Россия
США
Международный валютный фонд (МВФ)
2,7%
16,1%
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
2,98%
15,7%
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)
3,13%
58,4%
Международная финансовая корпорация (МФК)
4,1%
19,62%
Международная ассоциация развития (МАР)
0,31%
9,92%
Источник: составлено автором по данным ВБ [24].

Когда шло создание международных организаций, СССР в них не принимал участия. Россия, присоединившись к международным организациям в 1992 году, получила незначительную квоту, а следовательно, и голосов. В такой же ситуации оказались другие развивающиеся страны, присоединившиеся к международным организациям. Для представления своих интересов им было необходимо создать новую межправительственную организацию. Идея объединения Бразилии, России, Индии и Китая возникла в 2006 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (г. Нью-Йорк, США), и новая межправительственная организация получила название БРИК. Первая официальная встреча министров иностранных дел БРИК состоялась с 2008 году в России (г. Екатеринбург). С присоединением в 2010 г. ЮАР изменилась аббревиатура на БРИКС. Страны БРИКС создают около 30% мирового валового продукта, и в этих странах проживает 42% населения мира [22].

Активно развивающимся экономикам стран БРИКС необходимы финансовые ресурсы для осуществления проектов в своих странах, а МВФ не мог удовлетворить их потребности. Поэтому в 2014 году на саммите, проводившемся в г. Форталеза (Бразилия), была высказана идея о создании новой международной финансовой организации. Она получила название «Новый банк развития» (НБР) и была создана в 2015 году. Стать членом НБР могут страны – члены ООН. Разрешенный к выпуску капитал НБР составляет 100 млрд долл. Первоначальный подписной капитал НБР составляет 50 млрд долл. [27]. В 2021 г. к НБР присоединились 2 страны: Объединенные Арабские Эмираты, Бангладеш.

Банк был создан для дополнения существующих финансовых институтов и не является конкурентом МВФ и Всемирного банка. Целью деятельности Банка является поддержка инфраструктурных проектов стран-участниц для обеспечения устойчивого развития и содействия охране окружающей среды. В таблице 4 приведены одобренные НБР 8 из 13 проектов на общую сумму 4455 млн долл., находящиеся в процессе реализации в 2021 году в России [27].

Таблица 4

Проекты, одобренные НБР для России, находящиеся в процессе реализации в 2021 г.

Table 4

Projects approved by the NDB for Russia, in the process of implementation in 2021


Название проекта
Дата утверждения проекта
Сумма финансирования (млн долл.)
Содержание проекта
1.
Программа доступного жилья и городского развития
19 марта 2021
300
Финансирование Программы «Доступное жилье» за пределами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Казани
2.
Кредит по программе чрезвычайной помощи в связи с COVID-19 для поддержки ответных мер в области здравоохранения в России
25 марта 2021
1000
Программа ориентирована на выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь для диагностирования и лечения COVID-19 (врачи, медсестры, младший медицинский персонал)
3.
Программа расширения сотовой сети и облачных сервисов
9 марта 2020
300
Проект осуществляется по двум направлениям:
1. Модернизация существующей инфраструктуры сотовой связи, строительство новых вышек сотовой связи.
2. Создание инфраструктуры облачных сервисов
4.
Проект развития малых исторических городов II этап
17 марта 2020
205
Восстановление культурного наследия с целью создания туристических центров
5.
Программа поддержки морского сектора России
10 апреля 2020
100
Поддержка морских портов, морских судов, включая речные суда, что будет способствовать развитию торговли
6.
Программа платных дорог России
12 мая 2020
100
Проект направлен на строительство новых платных дорог и модернизацию существующих платных дорог
7.
Программа водоснабжения и водоотведения в России
12 мая 2020
100
Финансирование подпроектов по модернизации и обновлению существующих систем водоснабжения и водоотведения
8.
Развитие сектора возобновляемой энергии в России
12 сентября 2019
300
Инвестирование в установки по производству возобновляемой энергии

Всего

4455

Источник: составлено автором по данным НБР [27].

Заключение

Международные организации, созданные в ХХ веке с целью восстановления экономик европейских стран, пострадавших во время Второй мировой войны, показатели свою эффективность. Для функционирования и поддержания стабильности финансовой системы при ООН создается МВФ, Группа организаций Всемирного банка. После завершения процесса восстановления европейских экономик было решено использовать накопленный положительный опыт. Поэтому изменяется направление деятельности международных организаций. Они в большей степени ориентируются на оказание финансовой помощи развивающимся странам, используя различные варианты кредитования.

Сотрудничество России с МВФ и Группой организаций Всемирного банка не ограничивалось предоставлением только финансовой помощи. Кроме этого, предоставлялся комплекс экспертных и консалтинговых услуг, что до сих пор вызывает большое количество критики и не имеет однозначной оценки среди российских ученых. Но в целом привело к становлению рыночной экономики в стране. За период с 1992 по 2021 год Россия провела трансформацию экономики страны, перейдя от плановой к рыночной экономической системе. Если в начале сотрудничества с международными организациями она выступала в роли заемщика финансовых средств, но активное взаимодействие позволило изменить экономическую ситуацию в стране и погасить кредит, выданный МВФ, в короткий срок. В XXI веке Россия выступает уже как кредитор и партнер во многих международных проектах и инициативах, проводимых международными организациями. Много критики вызывают рекомендации и прогнозы МВФ, которые не всегда учитывают национальную специфику страны, могут быть ошибочны или приводят к катастрофическим событиям. Чем больше стран входит в международную организацию, тем сложнее становится структура самой организации, больше времени занимает согласование договоренностей, бюрократические процедуры.

С 2000 по 2021 г. ВНД на душу населения России увеличился с 1 710 долл. до 12 172 долл. [30]. Экономический рост, начавшийся с 2000 года, позволил удвоить ВВП к 2016 году. Сократилась доля населения, живущего за чертой бедности, с 29% в 2000 году до 11% в 2021 году [31]. Сотрудничество России с Группой организаций Всемирного банка с 1992 года по настоящее время охватило следующие сферы:

1. Энергоэффективность.

2. Развитие государственно-частного партнерства.

3. В области занятости населения.

4. Проведение антикризисной политики.

Совместные проекты дали импульс для экономического роста России и направлены на поддержку и развитие частного предпринимательства.

С 2014 года в результате введенных санкций в отношении России приостанавливается одобрение новых проектов. Сотрудничество с МВФ, Группой организаций Всемирного банка продолжается только по одобренным ранее проектам. Участие в международных организациях стало обязательно для стран. Через консультации, предоставление финансовых средств оказывается влияние на национальные правительства. Примером может служить введение экономических санкций в отношении России с 2014 года по настоящее время, которое меняет гуманитарное направление деятельности международных организаций на карательное.

Сложности и проблемы сотрудничества развивающихся стран с международными финансовыми институтами привели к формированию нового экономического межправительственного союза – БРИКС. При нем создана своя финансовая организация – Новый банк развития. В настоящий момент НБР можно рассматривать только как региональный финансовый институт, который обслуживает только страны БРИКС.


Источники:

1. Çelik I.E., Hacıoğlu Ü., Dinçer H. The Role of World Bank in Global Development. / In book: Global Strategies in Banking and Finance., 2014. – 56-64 p.
2. Gilbert C.L., Vines D., Powell A. The World Bank: Structure and policies. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
3. Heneghan M., Orenstein M.A. Organizing for impact: International organizations and global pension policy // Global Social Policy. – 2019. – № 1-2. – p. 65-86. – doi: 10.1177/1468018119834730.
4. Hooghe L., Marks G. Delegation and pooling in international organizations // The Review of International Organizations. – 2014. – № 3. – p. 305-328. – doi: 10.1007/s11558-014-9194-4.
5. IMF Launches New SDR Basket Including Chinese Renminbi, Determines New Currency Amounts. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2016/09/30/AM16-PR16440-IMF-Launches-New-SDR-Basket-Including-Chinese-Renminbi (дата обращения: 27.08.2022).
6. Mason E.S., Asher R.E. The World Bank since Bretton Woods; the origins, policies, operations, and impact of the International Bank for Reconstruction and Development and the other members of the World Bank group: the International Finance Corporation, the International Development Association [and] the International Centre for Settlement of Investment Disputes. - Washington: Brookings Institution Press, 1973. – 915 p.
7. McArthur J.W., Werker E. Developing countries and international organizations: Introduction to the special issue // The Review of International Organizations volume. – 2016. – p. 155-169. – doi: 10.1007/s11558-016-9251-2.
8. Nina Hall, Ngaire Woods Ngaire Woods Theorizing the role of executive heads in international organizations // European Journal of International Relations. – 2017. – p. 865-886. – doi: 10.1177/1354066117741676.
9. Parizek M., Stephen M.D. The long march through the institutions: Emerging powers and the staffing of international organizations // Cooperation and Conflict. – 2020. – № 2. – p. 204-223. – doi: 10.1177/0010836720966017.
10. Petar Petrov, Hylke Dijkstra, Katarina Đokić, Peter Horne Zartsdahl, Ewa Mahr. All hands on deck: levels of dependence between the EU and other international organizations in peacebuilding // Journal of European Integration. – 2019. – № 8. – p. 1027-1043. – doi: 10.1080/07036337.2019.1622542.
11. Tallberg J., Zürn M. The legitimacy and legitimation of international organizations: introduction and framework // The Review of International Organizations. – 2019. – p. 581-606. – doi: 10.1007/s11558-018-9330-7.
12. Tatar H.E. IMF, World Bank, and the European Union With the Perspective of New Institutional Economics. / In book: Comparative Approaches to Old and New Institutional Economics., 2020. – 217-238 p.
13. Inken von Borzyskowski, Felicity Vabulas Hello, goodbye: When do states withdraw from international organizations? // The Review of International Organizations. – 2019. – № 2. – p. 335-336. – doi: 10.1007/s11558-019-09352-2.
14. Vreeland J.R. Corrupting international organizations // Annual Review of Political Science. – 2019. – p. 205-222. – doi: 10.1146/annurev-polisci-050317-071031.
15. Williams D., Young T. Governance, the World Bank and Liberal Theory // Political Studies. – 1994. – № 1. – p. 84-100. – doi: 10.1111/j.1467-9248.1994.tb01675.x.
16. Woods N. The globalizers: The IMF, the World Bank and their borrowers. - Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2006. – 264 p.
17. Андронова И.В., Данильцев В.В., Зуев В.Н. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - М.: ТЕИС, 2007. – 269 c.
18. Бюллетень банковской статистики. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/36863/bbs0403r.pdf (дата обращения: 27.08.2022).
19. Всемирный банк: проекты по России. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://projects.worldbank.org/en/projects-operations/projects-list?countrycode_exact=RU&os=0 (дата обращения: 27.08.2022).
20. Информация о проектах МФК в России. Disclosures.ifc.org. [Электронный ресурс]. URL: https://disclosures.ifc.org/enterprise-search-results-home?f_region_description=ECAREG (дата обращения: 27.08.2022).
21. Организация экономического сотрудничества и развития. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/organizations/oecd (дата обращения: 27.08.2022).
22. Официальный сайт БРИКС. Infobrics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://infobrics.org (дата обращения: 27.08.2022).
23. Прока К. Взаимодействие России с международными финансовыми институтами. / Справочный обзор. - М.: Центр стратегических разработок, 2017. – 40 c.
24. Распределение голосов по Группе Всемирного Банка. WorldBank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/about/leadership/votingpowers (дата обращения: 27.08.2022).
25. Россия и организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Mid.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/organizacia-ekonomiceskogo-sotrudnicestva-i-razvitia-oesr-/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/2511808 (дата обращения: 27.08.2022).
26. Пакова О.Н., Ярыкова З.Р., Байрамов М.Р.О., Битлев К.Г. Современные реалии и перспективы развития взаимоотношений России и ведущих финансово-кредитных институтов ООН // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – № 9. – c. 27-31.
27. Список проектов, одобренных Новым банком развития для реализации. Ndb.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndb.int/projects/list-of-all-projects/?country_name=4&status_name=1 (дата обращения: 27.08.2022).
28. МБРР: проекты по России. Projects.vsemirnyjbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://projects.vsemirnyjbank.org/ru/projects-operations/projects-list?countrycode_exact=RU&os=0&countryshortname_exact=Russian%20Federation (дата обращения: 27.08.2022).
29. Россия и Всемирный банк: международная помощь на цели развития. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/brief/international-development (дата обращения: 27.08.2022).
30. Экономические данные по России. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/country/russian-federation?locale=ru (дата обращения: 27.08.2022).
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 27.08.2022).

Страница обновлена: 21.03.2024 в 10:10:28