Детерминанты развития информационной инфраструктуры стран Шанхайской организации сотрудничества
Баранов А.М.1,2
1 Белорусский государственный университет
2 Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Аннотация:
В статье анализируются основные направления развития информационной экономики стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Республике Беларусь, а также рассматриваются правовые акты, способствующие развитию информационной инфраструктуры с позиции оценки влияния кластерного, научного и инновационного развития на информационно-коммуникационный потенциал ШОС и Беларуси.
В ходе исследования были выявлены ключевые факторы, определяющие успешное развитие информационной экономики в регионе, такие как инвестиции в научные и инновационные проекты, формирование кластеров и создание благоприятной правовой среды.
В статье приведены практические выводы и рекомендации по совершенствованию информационной инфраструктуры стран ШОС и Республики Беларусь имеют важное значение для разработки эффективных стратегий развития информационной экономики в регионе. Реализация предложенных мер позволит улучшить конкурентоспособность и инновационный потенциал стран ШОС и укрепить их позиции на мировой арене в сфере информационных технологий.
Ключевые слова: инновации, ИТ, информационная экономика, кластеры, сотрудничество
JEL-классификация: О31, О32, О33
Введение. Информационная экономика является одной из ключевых областей эволюции современного мира, оказывая значительное влияние на экономическое и социальное развитие стран. Данный тип экономической организации приобретает особую актуальность для Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), учитывая ее растущее значение на мировой арене и необходимость следовать мировым трендам цифровизации и цифровой трансформации.
Исследование информационной экономики ШОС позволяет выявить особенности инфраструктуры, которая играет важную роль в обеспечении ее эффективности и экономического роста. Анализ инфраструктуры информационной экономики ШОС позволяет лучше понять особенности развития цифровой сферы в странах-участниках организации и выявить потенциал для совместных проектов и инициатив в области цифровизации.
Основная часть. Деятельность ШОС стала объектом пристального внимания со стороны академического сообщества, поскольку изучение динамики ее экономического развития позволяет приблизиться к пониманию международных процессов не только в республиках бывшего СССР, но и в Азиатском регионе в целом. При этом, по мнению Д.В. Малышева, «в рамках ШОС идет работа по созданию потенциала для трансформации этой структуры в организацию, где будут гармонично соединены военно-политический и экономический компоненты, что позволит превратить ее в реальный инструмент регионального сотрудничества и кооперативной безопасности» [1].
В ряде научных работ [1-7] предпринимается попытка проанализировать практическую реализацию экономического и политического сотрудничества стран-участниц ШОС в рамках формирования особой модели экономического развития на базе идей «государственного капитализма». В этой связи исследователи указывают на тот факт, что ШОС способна добиться мирового признания благодаря отстаиванию и продвижению своих ценностей, которые могут составить определенную конкуренцию западным региональным проектам [3].
Информационная экономика представляет особый интерес для данной организации. К настоящему моменту в странах-членах ШОС уже разработаны и утверждены национальные программы по стимулированию информационного развития. Китай пытается реализовать подобную практику с помощью ряда планов и инновационных политик: «Сделано в Китае 2025» (中国 制造 2025) , «Основной план-стратегия информационных технологий», «Национальная стратегия кибербезопасности».
Так, стратегическая программа «Сделано в Китае 2025» (中国 制造 2025) направлена на обеспечение мирового лидерства в высокотехнологичных сферах экономики [8]. Достижение данной цели предполагает активную инновационную политику, снижение зависимости Китая от зарубежных технологий и инвестиций, увеличение доли локализации производства до 70% к 2025 году. В соответствии с Белой книгой развития цифровой экономики, опубликованной Китайской академией ИКТ (China Academy of Information and Communications Technology) доля цифровой экономики КНР должна составить к 2030 году более 50%. В этих целях предполагаются рост информатизации, интеллектуализации производства, финансовых и торговых инструментов [9].
В остальных членах ШОС действуют свои национальные законодательные инициативы в области информатизации. Так, в России – национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом № 7 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года; В Казахстане – Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан), в Киргизии – Концепция Цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» [10], в Узбекистане — стратегия «Цифровой Узбекистан 2030» (была утверждена в 2020 г.); в Индии — Программа «Цифровая Индия» (была утверждена в 2015 г.); в Пакистане — Политика «Цифровой Пакистан 2030» (была разработана в 2018 г.).
Помимо этого, на уровне организации в 2019 году на 18-м заседании Совета глав правительств стран ШОС была подписана Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, в которой перечислены основные задачи и направления по развитию цифровой экономики как нового приоритета сотрудничества. Согласно Программе, в долгосрочной перспективе до 2035 г. задачами являются «повышение глобальной конкурентоспособности и обеспечение цифрового преобразования национальных экономик стран ШОС путем внедрения цифровых технологий и создания благоприятных условий для постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капитала, услуг и технологий»; в среднесрочной перспективе до 2030 г. задачей является «обеспечение трансформации национальных экономик путем разработки правил в области торговли и инвестиций в рамках ШОС, продвижения индустрии услуг и электронной коммерции, а также упрощения процедур торговли» [11].
29 декабря 2023 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 976 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам и реализации международных обязательств в рамках Шанхайской организации сотрудничества», в соответствии с которым Республика Беларусь присоединилась к ряду соглашений, заключенных в рамках ШОС, Меморандуму между Правительствами государств – участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций [11].
По результатам анализ правовых актов развития информационной экономики стран-участниц ШОС, можно сделать вывод, что для развития инфраструктуры информационной экономики ШОС крайне важно обеспечить увеличение следующих показателей:
1. Анализ уровня кластерного развития в странах-участниках ШОС необходим для выявления потенциала сотрудничества между компаниями, институтами и организациями в сфере информационных технологий. Развитие кластеров способствует ускоренному обмену знаниями и опытом, а также обеспечивает создание благоприятной среды для инноваций и технологического прогресса.
2. Проведение анализа в области исследований и разработок в информационной сфере позволяет определить направления деятельности, требующие приоритетного внимания для обеспечения роста информационной экономики ШОС. Инвестиции в научные исследования, разработку новых технологий и цифровые инновации играют ключевую роль в стимулировании экономического роста и повышении конкурентоспособности региона.
3. Изучение процессов диффузии знаний и инноваций в информационной экономике ШОС поможет выявить механизмы распространения новых технологий и передачи ноу-хау между участниками рынка. Обмен знаниями и опытом способствует улучшению качества продуктов и услуг, а также повышению эффективности бизнес-процессов в цифровой сфере.
4. Акцент на создании знаний в информационной экономике ШОС является ключевым элементом для обеспечения инновационного роста и повышения уровня конкурентоспособности. Способность генерировать новые знания, применять их на практике и создавать ценность через инновационные продукты и услуги является основой для устойчивого развития цифровой экономики в рамках ШОС.
Проводя градацию стран ШОС по уровню развития научной, образовательной и информационной инфраструктур необходимо отметить следующие уровни:
Высокий уровень развития:
- Китай – лидер в области научных исследований и технологического развития. Страна активно инвестирует в науку, разработки новых технологий и цифровые инновации. Образовательная система Китая также признана одной из самых развитых в мире [10];
- Россия и Беларусь имеет богатое научное наследие и сильную научную базу. Страны активно занимаются исследованиями в различных отраслях, поддерживают развитие высшего образования и цифровизацию экономики.
Средний уровень развития:
- Индия известна своими IT-компаниями и высококвалифицированными специалистами в области информационных технологий. В стране также развиты образовательные программы в сфере IT и цифровизации;
- Казахстан активно работает над развитием научной базы и информационных технологий. Страна сосредоточена на повышении качества образования и цифровизации экономики [12].
Низкий уровень развития – Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. Данные страны испытывают определенные трудности в развитии научной, образовательной и информационной инфраструктуры из-за различных факторов, включая экономические ограничения и ограниченный доступ к ресурсам. Однако они также предпринимают шаги для улучшения этой ситуации и развития данных сфер.
Данная градация подтверждается данными международных исследовательских институтов, в частности Глобального Индекса Инноваций 2021 (таблица 1).
Таблица 1 – Рейтинг стран по субиндексам «Уровень кластерного развития», «Исследование и развитие», «Диффузия знаний и инноваций», «Создание знаний», рейтинг по созданию ИКТ Глобального Индекса инноваций 2021 год
Страна
|
Уровень кластерного развития (2021)
|
Исследование и развитие
(2021)
|
Диффузия знаний и инноваций
(2021)
|
Создание
знаний (2021)
|
Среднее
|
Создание ИКТ
| |
Китай
|
3
|
51
|
9
|
4
|
16,75
|
46
| |
Россия
|
73
|
32
|
68
|
26
|
49,75
|
49
| |
Беларусь
|
60
|
64
|
34
|
61
|
54,75
|
54,8
| |
Киргизия
|
112
|
111
|
97
|
76
|
99
|
121
| |
Казахстан
|
117
|
54
|
91
|
66
|
82
|
88
| |
Иран
|
87
|
48
|
119
|
14
|
67
|
92
| |
Индия
|
72
|
35
|
13
|
51
|
42,75
|
47
| |
Пакистан
|
55
|
63
|
71
|
65
|
63,5
|
76
| |
Таджикистан
|
119
|
113
|
115
|
44
|
97,75
|
99
| |
Узбекистан
|
130
|
95
|
102
|
77
|
101
|
106
| |
Произведем регрессионный анализ среднего показателя уровня кластерного развития, исследовательского, инновационного потенциала, показателя создания знаний и показателя создания ИКТ в информационной экономике по странам ШОС и Республике Беларусь.
Воспользуемся пакетом Excel для анализа. Информация о модели приведена в таблицах 2-4.
Таблица 2 – Регрессионная статистика
Множественный R
|
0,937925896
|
R-квадрат
|
0,879704987
|
Нормированный R-квадрат
|
0,862519985
|
Стандартная ошибка
|
9,817731386
|
Наблюдения
|
9
|
Таблица 3 – Первая часть таблицы «Дисперсионный анализ»
df
|
SS
|
MS
|
F
|
Значимость F
| |
Регрессия
|
1
|
4934,120609
|
4934,120609
|
51,19027586
|
0,000184594
|
Остаток
|
7
|
674,714947
|
96,38784957
| ||
Итого
|
8
|
5608,835556
|
Таблица 4 – Вторая часть таблицы «Дисперсионный анализ»
Коэффициенты
|
Стандартная ошибка
|
t-статистика
|
P-Значение
| |
Y-пересечение
|
0,969184
|
11,71126
|
0,082757
|
0,936362
|
Переменная
X 1
|
1,101258
|
0,15392
|
7,154738
|
0,000185
|
Cвязь фактора X1 с фактором Υ является весьма сильной (множественный коэффициент корреляции равен 0,937925896). Коэффициент детерминации R-квадрат составляет 0,879704987, что свидетельствует о высокой адекватности уравнения регрессии: изменения фактора Υ на 83,4 % объясняются изменением фактора X1.
Свободный член уравнения не является статистически значимыми, так как показатель «P-Значение» больше 0,05. Коэффициент регрессии является статистически значимым. Таким образом, качество построенной модели, как следует из приведенных таблиц 2-4 требует уточнения спецификации в виде линейной формы с нулевым свободным членом (таблицы 5-7).
Таблица 5 – Регрессионная статистика модели с нулевым свободным членом
Регрессионная статистика
| |
Множественный R
|
0,994813
|
R-квадрат
|
0,989653
|
Нормированный R-квадрат
|
0,864653
|
Стандартная ошибка
|
9,188138
|
Наблюдения
|
9
|
Таблица 6 – Первая часть таблицы «Дисперсионный анализ» модели с нулевым свободным членом
Дисперсионный анализ
| |||||
|
df
|
SS
|
MS
|
F
|
Значимость F
|
Регрессия
|
1
|
64599,66
|
64599,66
|
765,2005
|
2,07E-08
|
Остаток
|
8
|
675,3751
|
84,42188
| ||
Итого
|
9
|
65275,04
|
|
|
|
Таблица 7 – Вторая часть таблицы «Дисперсионный анализ» модели с нулевым свободным членом
|
Коэффициенты
|
Стандартная ошибка
|
t-статистика
|
P-Значение
|
Y-пересечение
|
0
|
#Н/Д
|
#Н/Д
|
#Н/Д
|
Х
|
1,113489
|
0,040253
|
27,66226
|
3,15E-09
|
Таблица 8 – Значения остатков модели с нулевым свободным членом
Наблюдение
|
Предсказанное Y
|
Остатки
|
1
|
55,39607
|
-6,39607
|
2
|
60,96351
|
-6,16351
|
3
|
110,2354
|
10,76461
|
4
|
91,30608
|
-3,30608
|
5
|
74,60375
|
17,39625
|
6
|
47,60165
|
-0,60165
|
7
|
70,70654
|
5,293461
|
8
|
108,8435
|
-9,84353
|
9
|
112,4624
|
-6,46237
|
Уравнение линейной модели с нулевым свободным членом имеет вид y= 1,1135X1 Линейная связь фактора Χ с фактором Υ является весьма сильной (линейный коэффициент корреляции равен 0,994813). Коэффициент детерминации R-квадрат составляет 0,9896. Значит, адекватность уравнения регрессии относительно высокая: изменения фактора Υ на 98,96 % объясняются изменением фактора Χ. Так как показатель «Значимость F» меньше 0,05, то полученное уравнение регрессии статистически значимо в целом. Показатель «P-Значение» в таблице 7 меньше 0,05, поэтому коэффициенты уравнения регрессии линейной модели статистически значимы. Таким образом, построенная линейная модель является качественной, т.к. она адекватная, статистически значима в целом и все ее коэффициенты являются статистически значимыми.
Отметим, что введение нулевого свободного члена в модель не приводит к нарушению первой модельной предпосылки. Для проверки гипотезы о равенстве нулю математического ожидания случайной переменной сравниваем наблюдаемое значение t-статистики =0,0247 и критическое (с числом степеней свободы, равным 9). Так как , то нулевая гипотеза о равенстве нулю математического ожидания случайной переменной принимается, а значит, первая предпосылка теоремы Гаусса-Маркова выполняется.
Автокорреляция остатков в пространственных данных встречается крайне редко, целесообразным является проверка нормальности распределения остаточной компоненты (таблица 9).
Таблица 9 – Описательная статистика остатков, оценка среднеквадратического отклонения и RS-критерия
Среднее
|
0,075679
|
Стандартная ошибка
|
3,062596
|
Медиана
|
-3,30608
|
Стандартное отклонение (Se)
|
9,187788
|
Дисперсия выборки
|
84,41544
|
Эксцесс
|
-0,10945
|
Асимметричность
|
0,984511
|
Интервал
|
27,23978
|
Минимум (Emin)
|
-9,84353
|
Максимум (Emax)
|
17,39625
|
Сумма
|
0,681111
|
Счет
|
9
|
|
|
|
|
Расчетное значение
RS-критерия |
(17,39625-(-9,84353))/ 9,187788=2,9647
|
Критерий
Дарбина—Уотсона (DW-критерий)
|
𝐷𝑊
=
|
Расчетное значение RS-критерия попадает в интервал (2,7-3,7), следовательно, выполняется свойство нормального распределения. Таким образом, модель адекватна по нормальности распределения остаточной компоненты.
По таблице Дарбина-Уотсона для n=9 и k=1 (уровень значимости 5%) находим: d1 = 1,08; d2 = 1,36. Поскольку 1,08 < 2,27 и 1,36 < 2,27 > 4 – 1,36, то автокорреляция остатков отсутствует.
Возможна экономическая интерпретация параметров модели: увеличение X1 (среднего показателя уровня кластерного развития, исследовательского, инновационного потенциала, показателя создания знаний) на 1 пункт приводит к увеличению Y (показателя создания ИКТ в информационной экономике по странам ШОС и Республике Беларусь) в среднем на 1,1135 пункта. Установлено, что в исследуемой ситуации 87,97% общей вариабельности Y объясняется изменением факторов X1. Установлено также, что параметры модели статистически значимы. Статистическая значимость модели в целом и ее коэффициентов говорит о возможности распространения выводов, сделанных по частной выборке, на всю генеральную совокупность.
Увеличение среднего показателя уровня кластерного развития, исследовательского, инновационного потенциала и показателя создания знаний приводит к увеличению показателя создания ИКТ в информационной экономике по странам ШОС и Республике Беларусь по следующим причинам:
1. Кластеры объединяют предприятия, исследовательские учреждения и другие организации, связанные с определенной отраслью или технологией, что способствует обмену знаниями, сотрудничеству и инновациям, приводит к созданию новых ИКТ-продуктов и услуг [14].
2. Страны ШОС с высоким уровнем исследований и разработок обладают большей способностью создавать и внедрять новые ИКТ-решения. Исследовательские учреждения и университеты являются важными источниками инноваций и новых технологий.
3. Создание знаний включает в себя производство, распространение и использование новых знаний, что необходимо для развития ИКТ-сектора, поскольку ИКТ основаны на знаниях и требуют постоянных инноваций [15].
Кластерное развитие создает благоприятную среду для исследований и инноваций. Исследовательский и инновационный потенциал приводит к созданию новых знаний. Создание знаний обеспечивает основу для разработки и производства ИКТ-продуктов и услуг.
Таким образом, увеличение среднего показателя уровня кластерного развития, исследовательского, инновационного потенциала и показателя создания знаний стран ШОС создает положительный цикл, который приводит к увеличению показателя создания ИКТ в информационной экономике.
Заключение. Исследование приоритетов развития информационной инфраструктуры стран Шанхайской Организации Сотрудничества позволяет выделить ряд ключевых факторов, влияющих на уровень информационного развития в регионе. Анализ показывает, что кластерный, научный, инновационный потенциал играют важную роль в формировании современной информационной инфраструктуры. Дальнейшее развитие в этой области требует комплексного подхода, учитывающего специфику каждой страны и ее экономические особенности для достижения оптимальных результатов.
Практические выводы относительно совершенствования информационной инфраструктуры в странах ШОС и Беларуси, имеют значение для разработки конкретных стратегий и институциональных механизмов. Данный анализ подчеркивает необходимость углубленного изучения и применения современных технологий в информационной сфере для достижения конкурентоспособности и устойчивого развития.
Источники:
2. Антюхова Е.А., Арапова Е.Я., Артеев С.П. и др. Международная безопасность: глобальные и региональные акторы. - М.: Аспект Пресс, 2020. – 320 c.
3. Фань С. Cуществующие механизмы шанхайской организации сотрудничества и проблемы борьбы с нетрадиционными вызовами безопасности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2021. – № 1. – c. 107-126. – doi: 10.17323/1996-7845-2021-01-05.
4. Комиссина И.Н. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. - М.: Изд-во РИСИ, 2005. – 119 c.
5. Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация // Вестник аналитики. – 2014. – № 1. – c. 43-58.
6. Васильева Н.А., Шамахов В.А. Геополитическая архитектура Большой Евразии // Государственная служба. – 2015. – № 6(96). – c. 37-41.
7. Колегова О.Ю. Контент-анализ нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: основные выводы // Вестник Брянского государственного университета. – 2018. – № 4(38). – c. 56-72. – doi: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-56-72.
8. Made in China 2025. The Chinese Central Government's Official Web Portal. [Электронный ресурс]. URL: https://english.www.gov.cn/2016special/madeinchina2025/ (дата обращения: 21.01.2024).
9. Гамза Л.А. Цифровой Шёлковый путь Китая // Проблемы Дальнего Востока. – 2022. – № 2. – c. 63-79. – doi: 10.31857/S013128120019578-6.
10. Лемещенко П.С., Баранов А.М. Институционально-правовые механизмы развития информа-ционной экономики Китая: адаптация опыта для ЕАЭС // Вопросы новой экономики. – 2023. – № 3(67). – c. 16-26. – doi: 10.52170/1994-0556_2023_67_16.
11. Беларусь завершает присоединение к ШОС. Информационно-аналитическая правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://ilex.by/news/belarus-zavershaet-prisoedinenie-k-shos/ (дата обращения: 19.03.2024).
12. Казахстан подготовил и предлагает принять новую стратегию развития ШОС. Belta.by. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/politics/view/kazahstan-podgotovil-i-predlagaet-prinjat-novuju-strategiju-razvitija-shos-575173-2023/ (дата обращения: 21.01.2024).
13. 14th Edition (Global Innovation Index 2021). The World Intellectual Property Organization (WIPO). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021.pdf (дата обращения: 21.01.2024).
14. Яо Цзяхуэй, Носацкая Е.В. Беларусь в современном мире. / Материалы XXI Междунар. науч. конф., посвящ. 101-й годовщине образования Белорус. гос. ун-та. - Минск: БГУ, 2022. – 307-312 c.
15. Баранов А.М. Информационная экономика: методология оценки и институциональные механизмы развития. - Минск: Право и экономик, 2023. – 248 c.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 10:08:11