Снижение последствий влияния синдрома эмоционального выгорания на результативность работы преподавателя и вуза в целом

Каравашкина Р.И.1, Гуро-Фролова Ю.Р.1, Федотова Е.М.2
1 Волжский государственный университет водного транспорт, Россия, Нижний Новгород
2 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Каравашкина Р.И., Гуро-Фролова Ю.Р., Федотова Е.М. Снижение последствий влияния синдрома эмоционального выгорания на результативность работы преподавателя и вуза в целом // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 9. – С. 1453-1472. – doi: 10.18334/et.9.9.116207.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49548238
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию причин снижения эффективности работы преподавателей высшего образования на примере проявлений синдрома эмоционального выгорания и способам его устранения в период перехода на дистанционное осуществление образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Выводы и предложения в данной публикации основаны на эмпирических данных, собранных в результате опросов и анкетирования преподавателей и слушателей и характеризующих итоги одного из этапов дистанционной работы высшего учебного заведения транспортной направленности. Актуализируются вопросы адаптации дистанционных форм обучения к высшему и непрерывному процессу образовательной деятельности преподавательским составом и обучающимися. Предлагаются критерии оценки качества учебного процесса, формулируются пути его совершенствования. Актуальность публикации обусловлена как проводимыми реформами в системе образования, так и необходимостью скорейшей адаптации к изменяющимся требованиям дистанционной работы с обучающимися в условиях непрекращающейся пандемии. Национальная стратегия развития системы образования, основанная на цифровизации всех процессов, определяет приоритетом образовательной политики обеспечение ее высокого качества. Возврата к прежним формам осуществления образовательного процесса не будет, и как нам видится, в этом есть свои преимущества и сильные стороны

Ключевые слова: Цифровизация образовательной деятельности, организация труда преподавателя, дистанционный учебный процесс, синдром эмоционального выгорания преподавателей, качество учебного процесса вуза, качество трудовой жизни

JEL-классификация: I23, J24, J81

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Национальная стратегия развития системы образования, основанная на цифровизации всех процессов, определяет приоритетом образовательной политики обеспечение ее высокого качества. В настоящее время деятельность вузов вынужденно столкнулась с необходимостью адаптации учебного процесса к различным формам дистанционной работы. С одной стороны, цифровизация всех видов деятельности, включая образовательную, давно является необходимостью, осознанной как обществом, так и высшим руководством страны. С другой стороны, переход к разработке и освоению новых образовательных технологий значительно ускорен реалиями времени. Очевидно, возврата к прежним формам проведения учебного процесса нет и не будет. Форма организации учебного процесса будет претерпевать изменения, стремиться к наибольшему соответствию требованиям текущего времени, органично используя предоставленные временем позитивные возможности новых образовательных цифровых технологий.

Многие авторы [1–4] (Mnatsakanyan, Sorokina, 2020; Khomenko, 2019; Allen, 2005; Kharden, Krossbi, 2012) отмечают, что роль преподавателя в реализации дистанционной работы, безусловно, изменяется. Современный тренд направлен на смещение акцента от «преподавания» как формы передачи информации от лектора слушателю к «обучению» – обеспечение не только усвоения слушателем актуальных теоретических знаний, но также приобретение необходимых профессиональных умений и навыков в соответствии с целями и задачами образовательной траектории. Очевидно, что смена приоритета требует от преподавателя и педагога углубления и расширения сферы собственных знаний, означает еще большее усиление роли преподавателя и безусловное повышение его значимости в обучении слушателя и приобретении последним необходимых компетенций.

Одним из ключевых конкурентных преимуществ деятельности вуза является качество подготавливаемых специалистов, которое обеспечивается квалифицированным преподавательским составом, рационально организованным образовательным процессом, эффективной системой управления, своевременным решением актуальных проблем. Внедрение дистанционного обучения означает реализацию нового подхода к организации труда как обучающих, так и обучаемых [5, 19, 20, 28, 29, 30 и др.] (Pyzhova, Karavashkina, Guro-Frolova, Zhang, 2021; Karavashkina, Yuzhakov, 2021; Guro-Frolova, 2018; Masalova, 2021; Kuvshinova, Cherneva, 2020; Pyzhova, Cherneva, 2020).

Качество высшего образования складывается из множества факторов – объема переданных и полученных знаний, практических навыков и умений, параметров личностного, гражданского и мировоззренческого развития. Оно характеризуется, прежде всего, социальной ценностью, которая в конечном итоге неминуемо скажется на экономической эффективности в целом. Стратегии обеспечения качественного образования, с одной стороны, стандартизированы, а с другой – могут разрабатываться вузами самостоятельно в зависимости от конкретных условий.

Целью работы является исследование особенностей организации труда преподавателя в форме дистанционной работы, выделение и изучение основных проблем на примере синдрома эмоционального выгорания и предложение способов их решения как на уровне вуза, так и в области системы управления трудом в целом.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению и решению проблем в области организации труда преподавателя в связи с изменениями в организационно-технических условиях, вызванных цифровизацией трудовых процессов.

Авторы полагают, что необходимо предпринимать меры для восстановления научного подхода к организации труда во всех отраслях в связи с принятием генерального курса на создание в нашей стране цифровой экономики. Усиление роли благоприятных условий труда, признание значимости научного подхода в нормировании труда, пересмотр приоритетов в организации оплаты труда преподавательского состава в настоящее время требуют особого внимания и способны, при грамотном их решении, оказать положительное воздействие на социальную и экономическую эффективность национальной экономики в целом.

Стремительное распространение новой коронавирусной инфекции и ее продолжение выступило в качестве профессионального вызова образовательным учреждениям всех уровней подготовки во всем мире, которые были вынуждены в кратчайшие сроки подстраиваться под новые обстоятельства, имплементируя дистанционный подход к организации образовательного процесса [5–9] (Pyzhova, Karavashkina, Guro-Frolova, Zhang, 2021; Mohmmad Al-smadi, Ahed Abugabah, Ahmad Al Smadi, 2022; Julia Yu-Fong Chang, Ling-Hsia Wang, Tzu-Chiang Lin, Feng-Chou Cheng, Chun-Pin Chiang, 2021; Alice Hoi Ying Yau, Yeung, Lee, 2022; Guro-Frolova, Sedova, Novik, 2021). Перед образовательными учреждениями Российской Федерации в марте 2020 года и позднее в сентябре первостепенным был вопрос противостояния срыву образовательного процесса и организации обучения согласно утвержденным календарным графикам, ФГОСам и образовательным программам [9] (Yulia Guro-Frolova, Ekaterina Sedova, Veronika Novik, 2021). Преподаватели дисциплин были ориентированы на положительный результат промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся, психологическое состояние педагогов в период организации дистанционной работы, профессиональный стресс и перегрузка как побочные эффекты новой организационной формы были на тот момент не первостепенны и опрометчиво были отнесены на второй план.

Спустя какое-то время преподаватели стали констатировать эмоциональную перегрузку, в разы возросшую нагрузку, нахождение круглосуточно в режиме консультационного взаимодействия с обучающимися, вызывающего индивидуальную депривацию с ограничением персональных жизненных потребностей, что, несомненно, вызывало психологический дистресс. Преподаватели часто демонстрировали признаки депривационной личности – повышенную тревожность, утомляемость, бессонницу, возникающие приступы агрессии, депрессию, а также заявляли о психосоматических заболеваниях. Налицо были признаки формирования синдрома профессионального эмоционального выгорания (далее – СПЭВ) [10–13] (Raudenská, Steinerová, Javůrková, Urits, Alan Kaye, Omar Viswanath, Giustino Varrassi, 2020; Elisha Minihan, Dimitrios Adamis, Michele Dunleavy, Angela Martin, Blanaid Gavin, Fiona McNicholas, 2022; Matthew Etchells, Lillian Brannen, Jordan Donop, Jessica Bielefeldt, Erin Singer, Erica Moorhead, Tamra Walderon, 2021; Souvik Dubey, Payel Biswas, Ritwik Ghosh, Subhankar Chatterjee, Mahua Jana Dubey, Subham Chatterjee, Durjoy Lahiri, Carl Lavie, 2020).

Инициация научных исследований феномена СПЭВ отходит к середине 90-х годов прошлого века, когда американский врач-психиатр Х. Фрейденберг впервые предложил научное определение симптома как эмоционального истощения и утраты мотивации и обязательств [14] (Freudenberger, 1974). При этом СПЭВ представляет собой постепенное снижение и дефицит эмоциональной и когнитивной компоненты индивидуальной деятельности, в том числе с элиминацией физической энергии.

Исследователи соотносят СПЭВ как феномен профессиональных деструкций с определенными знаковыми состояниями на физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и поведенческом уровнях, представленных на рисунке 1. Качественная специфика СПЭВ заключается в полном профессиональном регрессе личности индивидуума.

Научные исследования ставят в зависимость сгенерированный СПЭВ у преподавателя и снижение мотивации учебной деятельности у обучающихся [15–18] (Male, May, 1998; Kyriacou, 2001; Byrne, 1994; Iwanicki, 1983). Помимо формирования демотивации учебной деятельности в результате воздействия последствий СПЭВ личность обучающегося деперсонализируется [19, 20] (Karavashkina, Yuzhakov, 2021; Guro-Frolova, 2018). Деструктивно воздействуют на образовательный процесс сгенерированные у педагога равнодушие, неприятие к окружающим и нежелание вести продуктивный диалог преподаватель – обучающийся [9, 17, 21] (Guro-Frolova, Sedova, Novik, 2021; Byrne, 1994; Alejandro Rivera Palacios, Jhoana Andrea España-Chamorro, David Ricardo Echeverry-Piedrahita, Paula Andrea Moreno-Gutiérrez, 2021). Регулярный профессиональный абсентеизм преподавателя и результирующее увольнение влекут нехватку педагогических кадров [22, 23] (Ruoxuan Li, Hongrui Liu, Yunxiang Chen, Meilin Yao, 2021; Timo Saloviita, Eija Pakarinen, 2021).

Рисунок 1. Уровни состояний СПЭВ

Источник: составлен авторами.

Современные научные исследования феномена позволили систематизировать внешние факторы, генерирующие СПЭВ (рис. 2). Мы выделили из них те, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности педагога: постоянная эмоционально напряженная работа, дестабилизирующая организация деятельности (бюрократизм, увеличение контингента, недостаток необходимого оборудования, организационные пробелы и недостаток оптимального планирования); повышенная ответственность за исполнение профессиональных обязанностей, неблагоприятный психологический климат в коллективе с «конфликтностью по вертикали» (руководитель – подчиненный) и «конфликтностью по горизонтали» (коллега – коллега); психологически сложный контингент обучающихся.

Генерация СПЭВ предполагает прохождение через три стадии его развития. Первая стадия предполагает элиминацию положительных эмоций, эмоциональную пустоту, присутствие нарастающей тревожности и неудовлетворенности, в том числе и профессиональной. На второй стадии генерируется перманентный профессиональный конфликт, предполагающий возрастающую неприязнь к коллегам, подопечным, нарастающее раздражение, что обуславливается неконтролируемым и неосознаваемым чувством самосохранения, которое превышает безопасный уровень. На третьей стадии притупляется эмоциональное отношение ко всему миру, демонстрируется равнодушие и безразличие.

Рисунок 2. Внешние факторы СПЭВ

Источник: составлен авторами.

В период до пандемии новой коронавирусной инфекции нами было проведено исследование на предмет наличия или формирования СПЭВ у преподавателей Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ), Нижний Новгород. Исследование проводилось с использованием следующих методик диагностирования СПЭВ: опросник на определение уровня психического выгорания (К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [24] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2002); методика исследования синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко [25] (Boyko, 2008). На момент 2018/2019 учебного года результаты исследования показали, что у 10% профессорско-преподавательского состава формируется первая стадия СПЭВ (психоэмоциональное истощение) с хроническим эмоциональным и физическим утомлением, с начальной стадией формирования профессиональной эмоциональной аморфности с признаками генерирующейся депрессии. У 80% исследуемых признаки формирования СПЭВ отсутствовали. Проведенное аналогичное исследование с тем же составом испытуемых в конце стрессово знаменательного 2020/2021 учебного года, осложненного ограничениями в связи с мировой пандемией, показало, что у 10% ППС, участвующих в эксперименте, сформировалась третья стадия СПЭВ с соответствующими симптомами эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматическими и психовегетативными нарушениями, что впоследствии привело к окончанию профессиональной деятельности в вузе. Результаты анкетирования 15% исследуемых выявили формирование начальной стадии СПЭВ (психоэмоциональное истощение), 2% перешли на вторую стадию резистенции – сопротивление нарастающему стрессу как бессознательной самозащите от внешних обстоятельств. Выявленная положительная динамика настораживает и требует принятия профилактических мер в целях элиминации или минимизации предпосылок генерации СПЭВ у преподавателей, что благотворно скажется на продуктивности образовательного процесса, элиминации демотивации учения у обучающихся, а также на развитии вуза в целом.

Выявленная положительная динамика настораживает и требует принятия профилактических мер в целях элиминации или минимизации предпосылок генерации СПЭВ у педагога, что благотворно скажется на продуктивности образовательного процесса, элиминации демотивации учения у обучающихся, а также на развитии вуза в целом.

Профилактические мероприятия по минимизации синдрома предполагают их двухкомпонентность: мероприятия со стороны педагога и мероприятия со стороны образовательного учреждения.

К профилактическим мерам на уровне преподавателя относятся: здоровый образ жизни, физическая активность, отказ от вредных привычек, путешествия, новое хобби и дополнительные источники саморазвития; здоровая атмосфера в семье; оптимальное планирование собственной профессиональной деятельности, выделение ключевых задач и их реализация; поиск новых направлений деятельности, самосовершенствование, профессиональная мотивация; психологическое консультирование для элиминации или минимизации отрицательных последствий; минимизация гиперконкуренции; налаживание и поддержание психологически комфортных отношений в трудовом коллективе; выявление назревающей проблемы, обсуждение и своевременное ее устранение; финансовое планирование.

К мерам профилактики СПЭВ на уровне образовательного учреждения мы можем отнести: систематическое тестирование, анкетирование, психологические консультации преподавательского состава на предмет раннего выявления проявлений СПЭВ; повышение мотивации профессиональной педагогической деятельности; организация и проведение курсов повышения квалификации для административного состава образовательного учреждения по программам обучения «стресс – конфликт – тайм-менеджмент» в целях формирования психологически комфортных условий профессиональной деятельности ППС; систематическое повышение квалификации преподавательского состава; оптимизация процесса планирования нагрузки; оптимизация материальной составляющей профессиональной деятельности ППС, минимизация стремления сотрудников к дополнительной занятости; минимизация бюрократических преград и бумажной работы, переход на цифровизацию профессиональной деятельности; улучшение условий труда, оснащение рабочих мест преподавателей всем необходимым оборудованием, в том числе доступом в интернет [5, 9] (Pyzhova, Karavashkina, Guro-Frolova, Zhang, 2021; Guro-Frolova, Sedova, Novik, 2021).

Разработка и реализация продуктивных стратегий элиминации СПЭВ и его физиологических и психологических отрицательных последствий является актуальной задачей современных образовательных учреждений. Продуктивная профессиональная деятельности педагога может осуществляться лишь в психологически комфортной рабочей обстановке, в условиях индивидуальной сатисфакции от результатов профессиональной деятельности.

Проявление СПЭВ и других проблем в условиях вынужденного внезапного перехода на дистанционную форму обучения объясняется очевидной неготовностью системы организации труда в образовании к внезапно изменившимся организационно-техническим условиям.

Эффективно выстроенная система организации труда должна быть органично встроена в структуру экономических систем как на уровне национальной экономики, отрасли, региона, так и на уровне конкретного предприятия и даже рабочего места. Организация труда должна постоянно изменяться под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, привнося в свою систему все новое, что появилось в области организации труда. Процесс по совершенствованию организации труда должен носить плановый характер. Только так экономические системы будут развиваться без потрясений, кризисов и вынужденного снижения качества результатов трудовой (производственной) деятельной.

Таким образом, если дистанционное обучение уже стало неотъемлемой частью образовательной деятельности, то это должно найти отражение в организации труда не только учебного заведения, но и системы образования в целом.

По нашему мнению, особое внимание необходимо уделить следующим аспектам. Во-первых, сохранить за преподавателем главную роль в образовательном процессе. Во-вторых, пересмотреть спектр выполняемых им работ, не допуская выполнения низкоквалифицированных, вспомогательных и организационных задач в ущерб преподавательской деятельности. В-третьих, пересмотреть нормы затрат труда, обеспечив их полное соответствие значительно возросшей нагрузке и изменившимся организационно-техническим условиям труда.

Проведенные исследования выявили, что многие преподаватели ведущих вузов, внедривших дистанционное обучение, столкнулись со следующими проблемами [26] (Zhmachinskiy, Cherneva, 2019): смещение акцента с процесса передачи информации студентам на оказание им помощи в самостоятельной работе; увеличение объема методической работы в ущерб образовательной; необходимость обеспечения высокой эффективности практических занятий при дистанционной форме обучения.

Качество лекций, проведенных в дистанционной форме, снижается по причине отсутствия навыков продуктивной работы у студентов. Преподаватели отмечают, что без качественно проведенных лекционных занятий, особенно на начальных курсах, время консультирования и помощи в самостоятельном обучении затягивается и тратится всеми сторонами обучающего процесса впустую.

Значительное увеличение объема методической работы в ущерб образовательной – еще одна характерная черта дистанционной работы. Преподаватели оказались вынуждены взять на себя значительный объем вспомогательных работ, которые не требуют для их выполнения высокого уровня квалификации доцента, а тем более профессора – организация работы студентов с образовательной платформой, оформление документов, таблиц, рассылка заданий, оформление и проверка тестов, заполнение различных форм и отчетов.

Также значительно возросло количество часов воспитательной работы, выполняемой преподавательским составом, которому потребовались новые навыки и умения в области оказания психологической поддержки слушателям в связи со сменой условий учебного процесса. Многие слушатели не имеют навыков трудовой дисциплины и самостоятельности в организации своего учебного процесса.

Возникла необходимость обеспечения высокой эффективности практических и ситуационных занятий в первую очередь на старших курсах при дистанционной работе. Слушатели последних семестров уже имеют достаточно теоретических знаний по ряду смежных профессиональных дисциплин, поэтому для приобретения навыков «владеть» и «уметь» особое внимание необходимо уделять семинарским и практическим занятиям, а также самостоятельной работе в выполнении учебных заданий. Организация учебного процесса требует новых навыков не только для преподавателя, но и у слушателей, а также использования для них новых форм мотивации в форме дистанционной работы.

Дистанционная форма определенно имеет свои преимущества: гибкое построение учебного курса, чередование лекций и практик с учетом особенности преподавания и изучения дисциплины, а также индивидуальных пожеланий слушателей в рамках построения, например, индивидуальных траекторий обучения.

При этом реализация учебного процесса связана также с изменениями в организационных и технических условиях труда, к которым относятся: пересмотр образовательных приемов и методов; пересмотр, уточнение и регламентация трудовых функций; высвобождение преподавательского состава от выполнения вспомогательных и низкоквалифицированных видов работ, не связанных с учебной, методической и научной работой; оптимизация численности вспомогательного персонала, внедрение в штат новых специалистов, к примеру профессиональных психологов, специалистов информационных технологий; пересмотр норм труда (нагрузки) преподавательского состава; оптимизация режимов труда и отдыха; совершенствование организации оплаты труда; планирование карьеры, в том числе научной; создание благоприятных условий труда; сохранение положительного психологического климата и др.

Дистанционная форма реализации учебного процесса связана также с изменениями в организационных и технических условиях труда не только преподавателей и слушателей, но и других категорий персонала. Изменение этих условий, по нашему мнению, неизменно должно повлечь отказ от устаревших подходов к организации труда участников образовательного процесса и внедрение новых ее элементов на всех уровнях.

Наиболее значимыми изменениями, по нашему мнению, являются: пересмотр приемов и методов реализации учебного процесса; пересмотр, уточнение и регламентация трудовых функций, выполняемых всеми категориями персонала в ходе реализации учебного процесса; высвобождение преподавательского состава от выполнения вспомогательных и низкоквалифицированных видов работ, а также работ, непосредственно не связанных с учебной, методической и научной работой; оптимизация численности вспомогательного персонала, обеспечивающего реализацию учебного процесса, внедрение в штат новых специалистов (например, психологов, айтишников) и высвобождение устаревших штатных единиц; пересмотр норм труда (нагрузки) преподавательского состава таким образом, чтобы режимы труда и отдыха позволяли выполнять не только аудиторную нагрузку, но также научную и методическую работу с соблюдением требований высокого качества; оптимизация режимов труда и отдыха; совершенствование организации оплаты труда; планирование карьеры, в том числе научной; создание благоприятных условий труда; своевременное обеспечение деятельности участников учебного процесса всем необходимым; сохранение положительного психологического климата и др.

Особое внимание следует уделить формированию режимов труда и отдыха участников учебного процесса, оптимальному распределению предметной и часовой нагрузки [27] (Aleshina, Cherneva, 2020); внедрению новых приемов и методов организации учебного процесса, созданию цифровой экосреды, обеспечению удобства интерфейса цифровых образовательных платформ [28] (Masalova, 2021); формированию системы критериев оценки качества труда преподавателя, в качестве которых, на наш взгляд, могут выступать рабочее время и полнота выполнения запланированной нагрузки [29] (Kuvshinova, Cherneva, 2020). Рабочее время должно быть организовано таким образом, чтобы качество работы сохранялось на высоком уровне, не приводило к усталости и эмоциональному выгоранию [30] (Pyzhova, Cherneva, 2020). При составлении расписания следует вернуться к такому способу формирования режима труда и отдыха слушателей и преподавателей, при котором будет учитываться преимущество «часа продуктивной работы» [31] (Masalova, 2021).

Эффективное использование рабочего времени означает оптимальное распределение семестровой и дневной нагрузки, времени лекционных и семинарских занятий, наличия времени для осуществления научной деятельности, участия в конференциях, научно-исследовательской работе и регулярном повышении квалификации.

Должны быть пересмотрены приоритеты воспитательной работы, расширение задач психологической, методической и организационной поддержки учебного процесса ввиду того, что преподаватель был и остается ключевой фигурой в образовательном процессе. От его профессиональных и личных характеристик непосредственно зависит качество подготовленных для национальной экономики трудовых ресурсов.

Система оплаты и организации их труда давно не соответствует реалиям. В этой профессии нет и не может быть случайных людей. Престиж преподавателя, педагога и ученого должен поддерживаться и подтверждаться в высокой своей значимости на всех уровнях руководства. Статистические данные фиксируют не только продолжающийся отток ученых за рубеж, но и тот факт, что средний возраст преподавателей учебных заведений продолжает расти, а условия оплаты не соответствуют количеству и качеству затрачиваемого труда, что не привлекает в профессию молодые кадры. Проблемы профессионального выгорания, повышенной утомляемости, роста психологической нагрузки усиливаются год от года. В условиях углубления цифровизации и дистанционного обучения могут возникать и новые проблемы.

Для того чтобы совершенствование организации труда преподавателей имело законченный вид, необходимо не только уточнить и сформулировать новые требования для организации труда преподавателей, но также сформировать систему критериев оценки его качества. По понятным причинам такими критериями не могут быть количество студентов, сдавших сессию на положительною оценку, а также количество дипломированных выпускников. Число трудоустроившихся слушателей по специальности – это скорее критерий оценки работы учебного заведения в целом, а не отдельного преподавателя.

По нашему мнению, такими критериями могут быть рабочее время и полнота выполнения запланированной нагрузки. Именно рабочее время как самый ценный трудовой ресурс может и должно стать главным экономическим фактором роста результативности. Необходимо создать такую организацию труда, при которой отсутствуют любые потери времени, а каждый час и минута рабочего дня используются на выполнение трудовых функций и задач [32] (Borisova, Dmitrieva, Ryazantseva, 2020).

Не стоит рассматривать вопрос использования данного критерия узко как простой учет отработанных часов аудиторной нагрузки преподавателем. Рациональное использование рабочего времени означает выполнение основной работы, подготовку к ней [18] (Iwanicki, 1983). Сюда относят: аудиторные часы, время на написание учебно-методической литературы, выполнение научно-исследовательской работы, подготовку материалов для проведения занятий, участие в конференциях, повышение квалификации и др. В рабочее время включается также время регулярных перерывов на отдых с целью снижения утомляемости и поддержания высокой работоспособности. Важным моментом также является соблюдение равной напряженности норм [29] (Kuvshinova, Cherneva, 2020).

Рациональное использование рабочего времени означает отсутствие видов работ, не соответствующих уровню квалификации преподавателя. Такие работы могут быть переданы вспомогательному персоналу, что означает рациональное соблюдение принципов нормирования и научной организации труда. Таким образом, не только снижается утомляемость и высокая напряженность труда преподавателя, но и сокращается перерасход фонда оплаты труда за счет того, что стоимость часа работы вспомогательного персонала ниже.

Эффективное использование рабочего времени, таким образом, по-прежнему остается наиболее точным критерием оценки эффективности работы преподавателя. Нормы времени работы преподавателя необходимо пересматривать в сторону увеличения. В рамках изменения ФГОС требования к компетенциям, приобретаемым слушателями, изменяются и будут, судя по всему, изменяться постоянно. Адаптация учебных курсов под новые требования и новые компетенции должна быть своевременной. Иначе никакой разницы не будет в том, как читается один и тот же предмет для технарей и гуманитариев, что скажется, к сожалению, на качестве подготовки слушателей, степени усвоения ими материала.

Возвращаясь к вопросу нормирования затрат времени, хотелось бы отметить факт перманентно наблюдаемой тенденции уменьшения часов аудиторной работы со студентами в рамках конкретной дисциплины и тем самым увеличения числа групп и потоков, приходящихся на одного преподавателя в год. Стандартной в настоящее время оказалась печальная ситуация, когда преподаватель, выполняя привычную ему годовую нагрузку в часах, вынужден «метаться» от потока к потоку, от дисциплины к дисциплине, пытаясь уместить во все уменьшающееся количество часов аудиторной работы весь объем информации, необходимой для приобретения слушателями необходимых компетенций. Количество потоков и читаемых дисциплин растет, а глубина освоения теоретического и практического материала по ряду профессиональных дисциплин, в том числе на старших курсах, снижается. По нашему мнению, необходимо пересмотреть соотношение базовых и профессиональных дисциплин в сторону увеличения последних.

Недопустимы ситуации, когда преподаватель, трудоустроенный на полную ставку, вынужден заниматься поисками дополнительного заработка и/или совмещением преподавательской деятельности с другой, например административной, с целью обеспечения достойного уровня жизни. Одним из направлений совершенствования организации труда преподавателя вуза должно стать доведение средней заработной платы до установленной президентом майскими указами до величины в 200% от уровня заработка в регионе (табл. 1). Как мы видим по данным государственной статистики, требуемого повышения пока достигнуть не удалось.

Таблица 1

Данные о фактической средней заработной плате в 2021 году по некоторым регионам РФ и фактической заработной плате ППС


Москва
С-Петербург
Нижегородская обл.
Р. Тататрстан
Новосибирск
Калининграская обл
Камчатка
Размер заработной платы преподавателя вуза в регионе
109000
130000
81000
87000
84000
73000
155000
Средняя заработная плата по региону
172553
103797
57358
61859
64886
56995
116540
Соотношение заработной платы преподавателя вуза к средней по региону, %
63%
125%
139%
140%
129%
128%
134%
Источник: составлено авторами на основе данных: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991–2022 гг. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 06.06.2022 г.).

Заключение. Требования к преподавателям и педагогам в современных условиях возросли. Планируемая реформа системы образования [1] позволяет надеяться на усиление значимости и признание важности роли преподавателя и педагога.

Переход на новые дистанционные формы обучения состоялся и требует дальнейшего совершенствования процесса с учетом принципов современной организации труда. Успешная адаптация вуза к новым условиям будет проявляться в увеличении числа слушателей, расширении направлений подготовки, в росте числа докторов и кандидатов наук в составе ППС, в участии вуза в мировой образовательной и научной среде. Для реализации намеченных целей необходимо использовать такой инструмент, как совершенствование организации труда преподавателя. Теоретическая и практическая база в этой области наработана в нашей стране годами, и ее необходимо использовать в полном объеме. Эффективная организация труда преподавателя – это залог эффективности деятельности не только вуза, но и всей системы образования.

[1] «Глава Минобрнауки Фальков заявил о намерении выйти из Болонской системы образования» РИА Новости. [Электронный ресурс] https://yandex.ru/news/story/ (дата обращения 06.06.2022 г.).


Источники:

1. Мнацаканян В.Д., Сорокина Ю.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в ключе концепции эмоционального интеллекта//Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 11. – С. 2885-2904. – doi: 10.18334/epp.10.11.111101
2. Хоменко Я.В. Взаимосвязь системы показателей долгосрочной и краткосрочной эффективности с системой мотивации труда. Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – с. 855-862. – URL: 10.18334/et.6.2.40672
3. Allen J. Time Management for Event Planners: Expert Techniques and Time-Saving Tips for Organizing Your Workload. – М.:, 2005. – 123 с.
4. Харден Р.М., Кроссби Дж. Руководство АМЕЕ №20: хороший преподаватель – больше, чем лектор. 12 ролей преподавателя. Медицинское образование и профессиональное развитие 4 (10) 2012
5. Pyzhova, Z., Karavashkina, R., Guro-Frolova, Y., Zhang, Z. (2022). Prospects for the Development of Professional Training for the Transport Industry During Digitalization and Remote Work on the Example of VSUWT. International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. vol 403. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_92
6. Mohmmad Al-smadi, Ahed Abugabah, Ahmad Al Smadi, Evaluation of E-learning Experience in the Light of the Covid-19 in Higher Education, Procedia Computer Science, Volume 201, 2022, Pages 383-389, ISSN 1877-0509,https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.03.051. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050922004641)
7. Julia Yu-Fong Chang, Ling-Hsia Wang, Tzu-Chiang Lin, Feng-Chou Cheng, Chun-Pin Chiang, Comparison of learning effectiveness between physical classroom and online learning for dental education during the COVID-19 pandemic, Journal of Dental Sciences, Volume 16, Issue 4, 2021, Pages 1281-1289, ISSN 1991-7902,https://doi.org/10.1016/j.jds.2021.07.016. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1991790221001653)
8. Alice Hoi Ying Yau, M.W.L. Yeung, C.Y.P. Lee, A co-orientation analysis of teachers’ and students’ perceptions of online teaching and learning in Hong Kong higher education during the COVID-19 pandemic, Studies in Educational Evaluation, Volume 72, 2022, 101128, ISSN 0191-491X, https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101128.(https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191491X22000050)
9. Yulia Guro-Frolova, Ekaterina Sedova, Veronika Novik. Remote Teaching a Foreign Language to Students of Conventional Specialities of the Russian University of Transport during the World Lockdown Because of COVID-19 Spread. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference “Current Problems of Social and Labour Relations" (ISPC-CPSLR 2021) Advances in Economics, Business and Management Research ISSN 2352-5428DOI https://doi.org/10.2991/assehr.k.220208.025 (https://www.atlantis-press.com/proceedings/ispc-cpslr-21/125970701)
10. Jaroslava Raudenská, Veronika Steinerová, Alena Javůrková, Ivan Urits, Alan D. Kaye, Omar Viswanath, Giustino Varrassi, Occupational burnout syndrome and post-traumatic stress among healthcare professionals during the novel coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic, Best Practice & Research Clinical Anaesthesiology, Volume 34, Issue 3, 2020, Pages 553-560, ISSN 1521-6896, https://doi.org/10.1016/j.bpa.2020.07.008.(https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S152168962030063X)
11. Elisha Minihan, Dimitrios Adamis, Michele Dunleavy, Angela Martin, Blanaid Gavin, Fiona McNicholas, COVID-19 related occupational stress in teachers in Ireland, International Journal of Educational Research Open, Volume 3, 2022, 100114, ISSN 2666-3740, https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100114. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666374021000844)
12. Matthew J. Etchells, Lillian Brannen, Jordan Donop, Jessica Bielefeldt, Erin A. Singer, Erica Moorhead, Tamra Walderon, Synchronous teaching and asynchronous trauma: Exploring teacher trauma in the wake of Covid-19, Social Sciences & Humanities Open, Volume 4, Issue 1, 2021, 100197, ISSN 2590-2911, https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100197. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291121000930)
13. Souvik Dubey, Payel Biswas, Ritwik Ghosh, Subhankar Chatterjee, Mahua Jana Dubey, Subham Chatterjee, Durjoy Lahiri, Carl J. Lavie, Psychosocial impact of COVID-19, Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews, Volume 14, Issue 5, 2020, Pages 779-788, ISSN 1871-4021, https://doi.org/10.1016/j.dsx.2020.05.035. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871402120301545)
14. Freudenberger, H. (1974) Staff Burnout. Journal of Social Issues, 30, 159-165. http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
15. Male, D., May, D. Stress and health, workload and burnout in learning support coordinators in colleges of further education. Support for learning, 13(3), 1998. Электронный ресурс: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/1467-9604.00075.
16. Kyriacou, C. Teacher stress: Directions for future research. Educational review, 53, 2001, p.28-35.
17. Byrne, M. B. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers. American Educational Research Journal, (31), 3, 1994.
18. Iwanicki, E. F. Toward understanding and Alleviating Teacher Burnout. Theory into Practice. Lawrence Erlbaum associates. 22 (1), 1983.
19. Каравашкина Р.И., Южаков С.К. Цифровизация экономики и риск безработицы. В сборнике: Транспорт. Горизонты развития. Труды 1-го Международного научно-промышленного форума. Нижний Новгород, 2021. С. 62.
20. Guro-Frolova Y. R. Educational process optimization using the monitoring of educational service consumer satisfaction Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. 5 Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 18-20 апреля): сборник научных трудов - Ульяновск: УлГТУ, 2018. С.458-463.
21. Alejandro Rivera Palacios, Jhoana Andrea España-Chamorro, David Ricardo Echeverry-Piedrahita, Paula Andrea Moreno-Gutiérrez, Prevalence of burnout syndrome in trainee specialists and teachers of intensive care, Acta Colombiana de Cuidado Intensivo, Volume 21, Issue 3, 2021, Pages 234-240, ISSN 0122-7262, https://doi.org/10.1016/j.acci.2020.11.004. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0122726220301117)
22. Ruoxuan Li, Hongrui Liu, Yunxiang Chen, Meilin Yao,Why teachers want to leave? The roles of achievement goals, burnout and perceived school context, Learning and Individual Differences, Volume 89, 2021, 102032, ISSN 1041-6080, https://doi.org/10.1016/j.lindif.2021.102032. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1041608021000698)
23. Timo Saloviita, Eija Pakarinen, Teacher burnout explained: Teacher-, student-, and organisation-level variables, Teaching and Teacher Education, Volume 97, 2021,103221, ISSN 0742-051X, https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103221. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X20314128)
24. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362.
25. Бойко В.В. Психоэнергетика – Пб.: Питер, 2008. - 416 с.
26. Жмачинский В.И., Чернева Р.И. Производительность труда, заработная плата и уровень жизни: проблемы повышения и перспективы. Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 1 (484). С. 40-53.
27. Алешина А.С., Чернева Р.И. Устойчивое развитие национальной экономики и закон экономии рабочего времени. В сборнике: Великие реки - 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С. 134.
28. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости//Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 3. – С. 261-274. – doi: 10.18334/et.8.3.111817.
29. Установление равнонапряженных норм как условие роста производительности труда на предприятиях (транспорта). Кувшинова Е.А., Чернева Р.И. В сборнике: Великие реки - 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С. 141.
30. Совершенствование компетентностного подхода в сфере подготовки кадров транспортной отрасли. Пыжова Ж.Ю., Чернева Р.И. В сборнике: Великие реки - 2020. Труды 22-го международного научно-промышленного форума. 2020. С. 151.
31. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости//Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 3. – с. 261-274. – doi: 10.18334/et.8.3.111817.
32. Борисова А.А., Дмитриева Л.И.., Рязанцева И.В. Кадровое обеспечение вуза: ограничители роста и результативности//Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – с. 1269-1280. – doi: 10.18334/et.7.12.111256

Страница обновлена: 10.04.2024 в 10:17:40