Особенности условий труда работников сферы организации детского отдыха и оздоровления
Самарская Н.А.1, Ильин С.М.1, Румянцева А.В.2
1 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 9 (Сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49548239
Аннотация:
Проблема сохранения здоровья работающего населения является основой социальной политики государства. Конституцией Российской Федерации и трудовым законодательством предусмотрены права работника на безопасные условия труда, получение информации о существующем риске повреждения здоровья. Обязанность работодателя обеспечить безопасность работников, информировать их о существенном риске повреждения здоровья на рабочем месте, а также проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья работающих. В статье рассматриваются условия труда разных категорий работников сферы организации детского отдыха и оздоровления. Учитывая особенности функционирования сферы детского отдыха и оздоровления, авторы проводят анализ условий труда педагогических, медицинских, административных работников данной сферы. Выделяются важные факторы трудового процесса: психоэмоциональное и умственное напряжение, эмоциональное выгорание, стрессовое состояние.
Ключевые слова: условия труда, требования безопасности, профессиональные риски, рабочее место, вредные производственные факторы, работники сферы детского отдыха и оздоровления, детский отдых и оздоровление, педагогические работники, медицинские работники
JEL-классификация: J81, J28, I18, L83
Введение
В формировании здоровья лиц трудоспособного возраста одной из основных составляющих являются условия труда. Состояние условий труда – основная причина, оказывающая наиболее существенное влияние на профессиональное здоровье работников, которое, в свою очередь, является важным социальным индикатором, от которого зависит трудовой потенциал страны. Оценка интенсивности и длительности воздействия на работников факторов трудового процесса и выработка механизмов управления для снижения их неблагоприятного воздействия до уровней приемлемых рисков позволяет сохранить профессиональное здоровье работающих, что приводит к экономическому подъему государства.
Организации детского отдыха и оздоровления в большинстве источников характеризуются как воспитательные учреждения, реализующие систему мероприятий, направленных на решение достаточно широкого спектра целей и задач, связанных, в первую очередь, с организацией процессов развития и формирования личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением.
Жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря - это целостная система, в которой заложены возможности укрепления здоровья и одновременно формируются ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельные и творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое) и всего коллектива лагеря.
В сфере организации отдыха и оздоровления детей задействованы работники различных профессий, выполняющие свои трудовые функции, имеющие права и обязанности, в частности право на безопасный труд.
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения условий труда работников данной сферы с целью обоснования требований безопасности при выполнении работ в указанной сфере.
Актуальность работы по данному исследованию определяется возрастающей значимостью охраны труда, направленной на сохранение жизни и здоровья работников сферы организации отдыха детей и их оздоровления. В связи с возрастающей ролью и высоким социальным значением отдыха и оздоровления детей от работников требуется повышенное внимание, высокая напряженность труда, большая ответственность, быстрота реакций, принятие сложных решений. Значительно повышаются их нервно-психические нагрузки. Данный факт обостряет проблемы безопасности труда и определяет необходимость выявления новых возможностей в управлении профессиональными рисками, возникающими при проведении работ в указанной сфере.
Цель данного исследования – выделить особенности условий труда работников сферы организации детского отдыха и оздоровления для снижения неблагоприятного воздействия производственных факторов и сохранения профессионального здоровья работников.
Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на работающего. Требования к обеспечению безопасных условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Работники сферы организации отдыха и оздоровления детей
Работники сферы организации отдыха и оздоровления детей выполняют в данной индустрии решающую роль, осуществляя разные виды деятельности, разные функции, оказывая непосредственное влияние на степень удовлетворенности отдыхающих и, как следствие, на конкурентоспособность объектов. Организация труда работников данной сферы имеет ряд особенностей.
Работников сферы организации и отдыха детей можно классифицировать по разным признакам: по уровню управления, по отделам, по уровню занимаемых должностей, по выполняемым функциям и т.д.
Для того чтобы выделить всех работников сферы организации и отдыха детей, рассмотрим услуги, предоставляемые детям в данной индустрии.
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» услуги, предоставляемые детям в организациях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды: услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления; медицинские услуги; образовательные услуги; психологические услуги; правовые услуги; услуги по организации культурно-досуговой деятельности; услуги по организации физической культуры и спорта; туристические и экскурсионные услуги; информационные услуги; транспортные услуги [1].
По мнению авторов, исходя из представленного перечня услуг, можно выделить две основных группы работников сферы организации отдыха и оздоровления детей:
1 группа - административно-управленческий персонал;
2 группа - работники, непосредственно взаимодействующие с детьми.
К 1 группе работников относятся: начальник лагеря, заведующий хозяйством, заведующий производством, поварской состав, работники кухни, кладовщик, бухгалтер, охранник, водитель и другие работники в зависимости от типа детского оздоровительного учреждения.
Работники данной группы выполняют специфические функции по управлению, обслуживанию и технической организации деятельности лагеря. Эти функции связанны непосредственно с их видом трудовой деятельности и не включают тесное взаимодействие с детьми. Эту группу работников можно назвать не контактирующей с детьми.
2 группа работников тесно взаимодействует с детьми в течение дня и всего времени пребывания детей в лагере. Во 2 группе работников можно выделить:
1) педагогических работников. К ним относятся специалисты в области воспитания и специалисты в области образования;
2) медицинских работников. К ним относятся врачи, медсестры, санитарки.
Специфика трудовой деятельности в сфере оздоровления и отдыха детей определяется трудовыми функциями, выполняемыми работниками данной сферы. Это обуславливает спектр и интенсивность воздействия неблагоприятных факторов на рассмотренные группы работников.
Труд работников, занятых в сфере организации отдыха и оздоровления детей, характеризуется рядом обусловленных спецификой отрасли особенностей:
- высокий удельный вес женского персонала;
- значительное число занятых на условиях временной и сезонной работы;
- более высокая, по сравнению с другими отраслями, продолжительность рабочей недели;
- более высокий, по сравнению с другими отраслями, уровень текучести кадров (достигает 40%);
- для большинства должностей предусмотрены сверхурочные работы, что обусловлено функционированием лагерей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;
- труд занятых в сфере санаторно-курортного обслуживания в меньшей степени, по сравнению с материальным производством, поддается регламентации и типизации; для него характерна большая степень свободы выбора режимов работы, методов и способов решения поставленных задач, а их сложность во многом определяется индивидуальными способностями работников.
Условия труда административно-управленческого персонала сферы организации детского отдыха и оздоровления
К условиям труда административно-управленческого персонала при организации отдыха и оздоровления детей можно отнести работу в помещениях, на персональных компьютерах, работу с электроприборами, однообразие трудовой деятельности, монотонное выполнение трудовых процессов.
Работа с компьютерной техникой характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой работников, высокой напряженностью зрительной работы и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы.
В процессе работы с компьютерной техникой необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у работников отмечается значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на головные боли, неудовлетворенность работой, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.
В настоящее время действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 40. Настоящие правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, а также охватывают вопросы организации работ с персональными компьютерами и копировально-множительной техникой [2].
Следует отметить, что работодателю необходимо организовать рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но и индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.
Работа с детьми всегда сопряжена с эмоциональной составляющей. Это большая ответственность всех работников сферы организации отдыха и оздоровления детей за жизнь, здоровье и безопасность детей.
Таким образом, в процессе работы на административно-управленческий персонал детских оздоровительных организаций возможно воздействие следующих вредных и опасных факторов: повышенное зрительное утомление, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, нерациональная организация рабочего места, недостаточная освещенность рабочей зоны, умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки и др.
Условия труда педагогических работников сферы детского отдыха и оздоровления
Педагогическое сопровождение ребенка в лагере – это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи детям и осуществление корректирующих действий на основе отслеживания изменений в развитии ребенка. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей призваны решать все представители педагогического коллектива лагеря, независимо от того, какой должностной статус они имеют [3] (Vifleemskiy, Krivorotova, 2008).
Согласно профессиональному стандарту [4], к специалистам в области воспитания относится следующий ряд профессий: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель и старший воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор.
В организациях отдыха и оздоровления детей важную роль играют специалисты по образованию. Если лагеря являются круглогодичными, с образовательной направленностью, то необходимо осуществление образовательной деятельности детей без отрыва от обучения в школьных учреждениях. Эта деятельность относится к педагогическим работникам основного образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего). Если в лагерях организуются различные тематические кружки, клубы, секции, группы, то необходимы педагогические работники дополнительного образования.
Специфическими особенностями труда педагогических работников являются: умственное перенапряжение, постоянное нервно-эмоциональное напряжение, значительное число межличностных контактов, гиподинамия, высокий уровень напряжения внимания, рабочая поза «стоя», значительная голосовая нагрузка, высокая плотность эпидемических контактов, большой объем интенсивной зрительной работы, отсутствие в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня.
Постоянное нервно-эмоциональное напряжение в деятельности педагогических работников ведет к формированию профессионального стресса [5–7] (Babanov, 2011; Kapustina, Yushkova, Matyukhin, Kalinina, Oniani, 2016; Yushkova, Matyukhin, Bukhtiyarov, Kapustina, Poroshenko, Kalinina, Oniani, 2014). По данным Европейского комитета профсоюзов образования (ETUCE) [1], профессия педагога имеет самый высокий уровень стресса, связанный с работой. Продолжительный рабочий день, тяжелые условия работы, напряжение, отсутствие гарантий занятости являются факторами, влияющими на уровень профессионального стресса.
Результаты гигиенических исследований условий труда педагогов отечественными учеными еще на основании анализа аттестации рабочих мест определили напряженность трудового процесса как соответствующую классу 3.1 и 3.2 [7–9] (Yushkova, Matyukhin, Bukhtiyarov, Kapustina, Poroshenko, Kalinina, Oniani, 2014; Grevtsova, 2010; Stepanov, Larionova, Galikeeva, Ovsyannikova, 2016). В настоящее время оценка условий труда проводится в соответствии с ФЗ № 426 от 28.11.2013 г. «О специальной оценке условий труда» [10]. В то же время в приказе Минтруда России от 24.01.2014 г. № 34н, утверждающем методику проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), отсутствуют рекомендации по измерению интеллектуальных, сенсорных (за исключением нагрузки на голосовой аппарат), эмоциональных нагрузок и режимов работы. В результате СОУТ педагогов всех уровней общеобразовательных учреждений устанавливают чаще всего 2 (допустимый) класс условий труда.
Анализ условий труда педагогов показал, что средняя учебная нагрузка составляла в неделю от 25 до 40 часов. Педагоги дополнительного образования чаще, чем другие, работали в выходные и праздничные дни. Педагогические работники выполняли работы сверх нормы (более 18 часов в неделю) в 96% и 92% случаев соответственно. Анализ характеристик рабочего времени, по данным хронометрического наблюдения, показал, что работа педагога во всех изученных учреждениях характеризуется значительным увеличением продолжительности рабочего дня (в среднем 17,6 и 17,7 часа).
В течение рабочего дня педагоги находятся в положении стоя в среднем 9,69–9,83 часа в день. Суммарная голосовая нагрузка на педагогов – от 10,1 до 10,2 часа в течение рабочего дня. Большинство учителей (89,8%) выполняли работы по основному месту сверх нормы [11] (Yakovleva, Ponamareva, Gorblyanskiy, Kontorovich, 2018). Педагогами дополнительного образования еще используются ручные инструменты, механическое машинное оборудование. В большинстве случаев у педагогов много времени занимает работа на открытом воздухе.
На основании хронометрического анализа рабочего времени педагогов, изучения профессиограмм, с учетом профессиональных стандартов и руководства Р 2.2.2006-05 [12], проведен анализ совокупности нагрузок, характеризующих напряженность трудового процесса педагогов. Изучены интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, а также режим работы. Проведенная комплексная оценка условий труда педагогов общеобразовательных учреждений свидетельствует, что по показателям напряженности трудового процесса она соответствует классу 3.2 [11] (Yakovleva, Ponamareva, Gorblyanskiy, Kontorovich, 2018).
В результате проведенного мониторинга специалистами исследовательского университета им. Н.И. Пирогова изучены социально-гигиенические аспекты профессиональной деятельности педагогических работников [13] (Illiev, 2015). Исследование выявило, что значительная часть педагогов в качестве негативных факторов назвали: превышение рабочего времени, высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение, интенсивная речевая нагрузка, значительное напряжение органов зрения и другие факторы (табл. 1).
Таблица 1
Распространенность негативных факторов среди педагогических работников (на 100 обследованных)
Негативные факторы профессиональной деятельности
|
на 100 обследованных педагогов
|
Высокая
напряженность профессиональной деятельности
|
66,5
|
Превышение
рабочего времени свыше 36 часов
|
56,7
|
Длительное
вынужденное положение
|
55,4
|
Низкая
двигательная активность
|
46,9
|
Интенсивная
речевая нагрузка
|
43,7
|
Напряжение
органов зрения
|
33,5
|
Неудовлетворенность
работой
|
26,4
|
Источник: [13] (Illiev, 2015).
В среднем на одного педагога приходится от 5 до 6 различных причин, характеризующих негативную оценку профессиональной деятельности.
Таким образом, условия труда педагогов основного и дополнительного образования диктуют необходимость комплексных исследований с изучением напряженности и тяжести трудового процесса.
Современное состояние образовательной отрасли, модернизация образовательных программ, внедрение новых технологий, увеличение нервно-психического напряжения способствуют ухудшению здоровья педагогов, что естественно и закономерно требует более серьезного отношения к сохранению ими здоровья, к разработке оздоровительных программ, к созданию благоприятных условий трудовой деятельности, к исключению воздействия негативных факторов рабочей среды.
Условия труда медицинских работников в сфере организации отдыха и оздоровления детей
Медицинские отделы организаций отдыха и оздоровления детей специализируются на подборе программы лечения и оказании комплекса лечебно-оздоровительных услуг в зависимости от типа учреждения и необходимости проводимого лечения.
Медицинская деятельность в хозяйствующих субъектах осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) или медицинской организацией [14].
Можно выделить следующие основные виды деятельности медицинского работника в организациях отдыха и оздоровления детей:
1) организация и проведение оздоровительной работы;
2) попечение, надзор и оказание медицинской помощи детям во время их нахождения в лагере;
3) обеспечение выполнения санитарно-гигиенических правил, регулирующих организацию работы оздоровительных лагерей дневного, круглосуточного пребывания.
Установлено, что специфика трудовой деятельности медицинских работников связана с воздействием профессиональных факторов, способных вызывать серьезные заболевания, приводить к потере трудоспособности, инвалидности, а в ряде случаев быть непосредственной угрозой жизни [15] (Lemeshevskaya, Kurenkova, Zhukova, 2018).
Специалисты выделяют следующие вредные производственные факторы, сопровождающие труд медицинских работников:
1) физические (электромагнитные поля, ультразвук, шум, вибрация);
2) химические (дезинфицирующие средства, химические вещества раздражающего, токсического, аллергического характера и комбинированное их действие);
3) биологические (микроорганизмы, вирусы и т.д.);
4) нервно-эмоциональные (интеллектуальные, эмоциональные нагрузки, напряжение внимания и памяти и др.);
5) эргономические (работа в вынужденной рабочей позе, эксплуатация эргономически нерационального оборудования и др.).
В физиотерапевтических кабинетах в медицинских целях используются электромагнитное излучение (ЭМИ) различной частоты, интенсивности и модуляции. Отличительной особенностью физиотерапевтических кабинетов является одновременная работа нескольких физиотерапевтических аппаратов, что создает сложную электромагнитную обстановку.
Поражения, вызываемые ЭМИ, могут быть хроническими, реже острыми. Для профессиональных условий более характерны хронические поражения, выявляемые после нескольких лет работы. Медицинские работники предъявляли жалобы неврологического характера (головная боль, повышенная раздражительность, утомляемость, вялость, сонливость, периодические боли в области сердца) [16] (Klyaritskaya, Maksimova, Zhukova, Grigorenko, Moshko, 2019).
В современных условиях источником шума и вибрации являются новые виды медицинского оборудования. Высокие звуки, образующиеся при работе медицинской и стоматологической аппаратуры, ведут к неблагоприятным изменениям не только со стороны органов слуха, но и со стороны нервной системы.
Вибрации при работе медперсонала носят локальный характер и в основном действуют на кисти рук. Для снижения уровней шума и вибрации на рабочем месте важно следить за техническим состоянием шумовибрирующего механизма, нельзя допускать износ и выбоины аппаратов и машин.
Ультразвуковые методы диагностики и лечения различных заболеваний широко применяются в сфере оздоровления детей. Ультразвуковые терапевтические приборы используются для лечения заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Подвергаться неблагоприятному воздействию ультразвука в производственных условиях могут как врачи, так и медицинские сестры, обслуживающие диагностическую, терапевтическую и хирургическую аппаратуру, а также установки для стерилизации инструментов.
Более чем у половины медицинских сестер и 75% врачей, использующих ультразвуковую аппаратуру, отмечались вестибулярные нарушения [15] (Lemeshevskaya, Kurenkova, Zhukova, 2018).
Гигиенические исследования показывают, что неблагоприятное воздействие оказывают также статическое напряжение мышц кисти и предплечья, стереотипные рабочие движения, неудобная фиксированная рабочая поза с наклонами корпуса, нервно-эмоциональное и длительное зрительное напряжение.
На медицинский персонал в водолечебницах также могут оказывать влияние неблагоприятные микроклиматические условия, а именно: высокие температуры и влажность воздуха. В аналогичных условиях работает медицинский персонал, обеспечивающий парафинотерапию.
При оценке условий труда физиотерапевтов по показателям микроклимата класс условий их труда оценивался как вредный, в том числе в 80% случаев – в холодный период года. Относительная влажность воздуха была ниже гигиенических нормативов [15] (Lemeshevskaya, Kurenkova, Zhukova, 2018).
При проведении таких процедур, как кварцевание (облучение отдельных участков тела или всего тела), тубус (облучение миндалин, носоглотки, уха), на медперсонал физиотерапевтических отделений может воздействовать ультрафиолетовое излучение.
В процессе трудовой деятельности на организм медицинских работников возможно воздействие химических факторов производственной среды. Чаще всего в воздухе рабочей зоны встречается комплекс химических веществ, т.е. возможно их комбинированное действие. Это может быть причиной развития у медработников аллергических заболеваний, токсических поражений, дисбактериоза и кандидамикозов. Многие лекарственные вещества одновременно являются промышленными ядами, т.е. при определенных условиях могут возникать острые или хронические интоксикации. Высоко опасные вещества оказывают иммунодепрессивное, цитотоксическое, сенсибилизирующее действие на организм.
Отмечается, что в воздухе рабочей зоны нередко обнаруживается парогазовая и аэрозольная смесь сложного состава в концентрациях до 5 раз, превышающих предельно допустимые нормы [15] (Lemeshevskaya, Kurenkova, Zhukova, 2018).
Работа медицинских работников с латекссодержащими изделиями является фактором формирования у них латексной аллергии. По данным зарубежных исследователей, латексная аллергия встречается среди медицинских работников различных лечебных учреждений: частота составляет 2,5–37,8% [16, 17] (Klyaritskaya, Maksimova, Zhukova, Grigorenko, Moshko, 2019; Smagulov, Khanturina, Kozhevnikova, 2013).
Показатели, характеризующие условия труда в Российской Федерации по видам экономической деятельности (в области здравоохранения и образования), приведены в таблице 2. По сведениям, полученным Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) [18], наибольшая доля рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда наблюдается в организациях, осуществляющих деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (52,64%) – 1-е место, а также в сфере образования – 10,41%.
Таблица 2
Удельный вес численности работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности
|
Рабочие места
(всего/вредные условия труда) |
Работники
(всего/вредные условия труда) |
Q. Деятельность в области здравоохранения
и социальных услуг
|
3881172/2043178 (52,64%)
|
5406528/3127111 (57,84%)
|
P. Образование
|
4275485/445223 (10,41%)
|
5157486/553548 (10,73%)
|
Психогенные факторы, характеризующие напряженность трудового процесса у медработников различного профиля, весомы и значимы, так как действие их наступает значительно быстрее и сразу проявляется более выражено. Их профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность и может приводить к депрессивным состояниям. Труд медицинского работника для его психического здоровья представляет в 2,5–3,0 раза больший риск, чем в других профессиях социальной сферы. Психоэмоциональные нагрузки на фоне хронического переутомления способствуют возникновению преморбидных состояний и соматических заболеваний. Вынужденное положение тела медицинских работников в основном характеризуется двумя показателями: фиксированной рабочей позой и позой стоя. Длительность работы в вынужденной фиксированной позе или рабочей позе стоя определяет тяжесть трудового процесса независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе [15] (Lemeshevskaya, Kurenkova, Zhukova, 2018).
Рассматривая условия труда работников сферы отдыха и оздоровления детей, также необходимо отметить так называемое «эмоциональное выгорание». Социальная и экономическая «цена» синдрома социального выгорания у педагогических и медицинских работников очень высока.
Синдром эмоционального выгорания рассматривают как форму профессиональной деформации личности, отрицательно сказывающейся на коммуникативной стороне профессиональной деятельности.
Превышение гигиенических нормативов в процессе трудовой деятельности приводит к увеличению несчастных случаев, профессиональных заболеваний, утрате работоспособности и профессиональной трудоспособности работников и негативно сказывается на экономике страны в целом.
Заключение
Проведенное исследование позволило авторам сделать следующие основные выводы:
1. Изучение условий труда работников сферы организации отдыха и оздоровления детей позволило установить потенциальные вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на разные группы работников данной сферы: административно-управленческий персонал, педагогических работников, медицинских работников.
2. Воздействие вредных факторов на административно-управленческий персонал является минимальным по сравнению с другими группами работников сферы организации детского отдыха и оздоровления.
3. Выявлено, что характерной особенностью труда педагогических и медицинских работников является нервно-эмоциональное и умственное напряжение, что приводит к эмоциональному выгоранию и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности.
4. Обеспечение безопасности при выполнении работ – одна из важнейших задач руководства организации отдыха и оздоровления детей. Следует помнить о личной ответственности каждого работника за соблюдение трудовой дисциплины, а также о проведении профилактических мероприятий по охране труда и уменьшению воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Снижение влияния факторов трудового процесса на работников в течение их трудовой деятельности до уровней приемлемых рисков – это задача, выполнение которой позволит сохранить профессиональное здоровье работающих.
[1] Официальный сайт Европейского комитета профсоюзов образования. Раздел «Образование и обучение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csee-etuce.org/ru/ (дата обращения: 15.07.2022).
Источники:
2. Санитарные правила СП 2.2.3670-20. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда от 2 декабря 2020 года № 40. Официальный портал Кодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573230583 (дата обращения: 01.04.2022).
3. Вифлеемский А., Криворотова Т. Стратегия развития летнего отдыха // Народное образование. – 2008. – № 3(1376). – c. 18-24.
4. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Официальный портал Кодек. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 01.04.2022).
5. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Главврач. – 2011. – № 9. – c. 50-57.
6. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Системный подход в оценке напряженности труда и умственной работоспособности // Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. – 2016. – № 1. – c. 23-33.
7. Юшкова О.И., Матюхин В.В., Бухтияров И.В., Капустина А.В., Порошенко А.С., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Методическое обоснование оценки функционального напряжения организма при умственном труде // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. – 2014. – № 3. – c. 15-26.
8. Гревцова Е.А. Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты. / Монография. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. – 172 c.
9. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях // Медицина труда и экология человека. – 2016. – № 1(5). – c. 33-39.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022).
11. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Конторович Е.П. Условия труда педагогов общеобразовательных учреждений // Медицина труда и промышленная экология. – 2018. – № 7. – c. 34-38. – doi: 10.31089/1026-9428-2018-7-34-38.
12. Руководство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической опенке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022).
13. Иллиев С.П. Социально-гигиенические аспекты профессиональной деятельности педагогов и пути улучшения их здоровья // Образование, охрана труда и здоровье: Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. Владикавказ, 2015. – c. 252.
14. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Информационно-правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/75093644 (дата обращения: 01.04.2022).
15. Лемешевская Е.П., Куренкова Г.В., Жукова Е.В. Гигиена труда медицинских работников. / учебное пособие для студентов. - Иркутск: ИГМУ, 2018. – 86 c.
16. Кляритская И.Л., Максимова Е.В., Жукова Н.В., Григоренко Е.И., Мошко Ю.А. Профессиональные заболевания медицинских работников // Крымский терапевтический журнал. – 2019. – № 3. – c. 5-11.
17. Смагулов Н.К., Хантурина Г.Р., Кожевникова Н.Г. Актуальность проблемы профессионального здоровья медицинских работников // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – c. 52-56.
18. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:39