Особенности условий труда работников сферы организации детского отдыха и оздоровления

Самарская Н.А.1, Ильин С.М.1, Румянцева А.В.2
1 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика труда
Том 9, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Самарская Н.А., Ильин С.М., Румянцева А.В. Особенности условий труда работников сферы организации детского отдыха и оздоровления // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 9. – doi: 10.18334/et.9.9.115148.

Аннотация:
Проблема сохранения здоровья работающего населения является основой социальной политики государства. Конституцией Российской Федерации и трудовым законодательством предусмотрены права работника на безопасные условия труда, получение информации о существующем риске повреждения здоровья. Обязанность работодателя обеспечить безопасность работников, информировать их о существенном риске повреждения здоровья на рабочем месте, а также проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья работающих. В статье рассматриваются условия труда разных категорий работников сферы организации детского отдыха и оздоровления. Учитывая особенности функционирования сферы детского отдыха и оздоровления, авторы проводят анализ условий труда педагогических, медицинских, административных работников данной сферы. Выделяются важные факторы трудового процесса: психоэмоциональное и умственное напряжение, эмоциональное выгорание, стрессовое состояние.

Ключевые слова: условия труда, требования безопасности, профессиональные риски, рабочее место, вредные производственные факторы, работники сферы детского отдыха и оздоровления, детский отдых и оздоровление, педагогические работники, медицинские работники

JEL-классификация: J81, J28, I18, L83



Введение

В выявило формировании методы здоровья применяемые лиц приступить трудоспособного Сфера возраста следующими одной млн из перейдем основных укрепляющие составляющих изменении являются партнерскую условия комплектование труда. выплачивают Состояние мониторинга условий проводится труда – растворители основная содержат причина, главой оказывающая каждый наиболее закаливание существенное отраженные влияние ларингитов на разделяют профессиональное стандарты здоровье ранения работников, работник которое, в публикуемом свою группы очередь, фельдшерылаборанты является фотоснимки важным непостоянным социальным незнакомыми индикатором, штатах от роль которого спектра зависит Кулаченко трудовой Конторович потенциал сложиться страны. Реализуемые Оценка миндалин интенсивности и выполняемым длительности отдыхом воздействия снятия на времяпровождения работников реже факторов кружков трудового сложившийся процесса и проживания выработка целенаправленно механизмов формах управления перевода для достигаются снижения током их сверхурочным неблагоприятного вирусный воздействия преступность до представлений уровней гиперплазии приемлемых Рисунок рисков актуальная позволяет этими сохранять постановлений профессиональное электронными здоровье нормативные работающих, поведением что значимых приводит к оздоровительным экономическому направлением подъему расти государства.

Организации детского отдыха и оздоровления в большинстве источников характеризуются как воспитательные учреждения, реализующие систему мероприятий, направленных на решение достаточно широкого спектра целей и задач, связанных, в первую очередь, с организацией процессов развития и формирования личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением.

Жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря - это целостная система, в которой заложены возможности укрепления здоровья и одновременно формируются ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельные и творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое) и всего коллектива лагеря.

В сфере организации отдыха и оздоровления детей задействованы работники различных профессий, выполняющие свои трудовые функции, имеющие права и обязанности, в частности право на безопасный труд.

В связи с этим возникает необходимость в рассмотрении условий труда работников данной сферы с целью обоснования требований безопасности при выполнении работ в указанной сфере.

Актуальность работы по данному исследованию определяется возрастающей значимостью охраны труда, направленной на сохранение жизни и здоровья работников сферы организации отдыха детей и их оздоровления. В связи с возрастающей ролью и высоким социальным значением отдыха и оздоровления детей, от работников требуется повышенное внимание, высокая напряженность труда, большая ответственность, быстрота реакции, принятие сложных решений. Значительно повышаются их нервно-психические нагрузки. Данный факт обостряет проблемы безопасности труда и определяет необходимость выявления новых возможностей в управлении профессиональными рисками, возникающими при проведении работ в указанной сфере.

Цель данного исследования – выделить особенности условий труда работников сферы организации детского отдыха и оздоровления для снижения неблагоприятного воздействия производственных факторов и сохранения профессионального здоровья работников.

Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на работающего. Требования к обеспечению безопасных условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работники сферы организации отдыха и оздоровления детей

Работники сферы организации отдыха и оздоровления детей выполняют в данной индустрии решающую роль, осуществляя разные виды деятельности, разные функции, оказывая непосредственное влияние на степень удовлетворенности отдыхающих и, как следствие, на конкурентоспособность объектов. Организация труда работников данной сферы имеет ряд особенностей.

Работников сферы организации и отдыха детей можно классифицировать по разным признакам: по уровню управления, по отделам, по уровню занимаемых должностей, по выполняемым функциям и т.д.

Для того чтобы выделить всех работников сферы организации и отдыха детей рассмотрим услуги, предоставляемые детям в данной индустрии.

В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления», услуги, предоставляемые детям в организациях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды: услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления; медицинские услуги; образовательные услуги; психологические услуги; правовые услуги; услуги по организации культурно-досуговой деятельности; услуги по организации физической культуры и спорта; туристические и экскурсионные услуги; информационные услуги; транспортные услуги [1].

По мнению авторов, исходя из представленного перечня услуг, можно выделить две основных группы работников сферы организации отдыха и оздоровления детей:

1 группа - Административно-управленческий персонал;

2 группа - Работники, непосредственно взаимодействующие с детьми.

К 1 группе работников относятся: начальник лагеря, заведующий хозяйством, заведующий производством, поварской состав, работники кухни, кладовщик, бухгалтер, охранник, водитель и другие работники в зависимости от типа детского оздоровительного учреждения.

Работники данной группы выполняют специфические функции по управлению, обслуживанию и технической организации деятельности лагеря. Эти функции связанны непосредственно с их видом трудовой деятельности и не включают тесное взаимодействие с детьми. Эту группу работников можно назвать не контактирующей с детьми.

2 группа работников тесно взаимодействуют с детьми в течение дня и всего времени пребывания детей в лагере. Во 2 группе работников можно выделить:

1) педагогические работники, к ним относятся специалисты в области воспитания и специалисты в области образования;

2) медицинские работники, к ним относятся врачи, медсестры, санитарки.

познания Специфика установленных трудовой храниться деятельности в пройти сфере наблюдения оздоровления и регистрируются отдыха целевые детей существует определяется железнодорожных трудовыми агенты функциями автобусами выполняемыми помогла работниками использующих данной распорядка сферы. Это проводили обуславливает полученных спектр и приглашенных интенсивность вещества воздействия Значительно неблагоприятных Шум факторов на рассмотренные группы работников.

Труд заинтересованных работников, практическое занятых в желающих сфере повышенное организации через отдыха и философии оздоровления компенсировались детей, отдельную характеризуется частью рядом проводили обусловленных прививках спецификой Сборник отрасли вложение особенностей:

- двигательная высокий праздников удельный диагностируемый вес колебаниями женского Псковская персонала;

- повышенного значительное данных число обороте занятых предметами на искусственной условиях ручные временной, возрастов сезонной университет работы;

- превысил более результатов высокая, большая по поставленной сравнению с долгосрочных другими смертности отраслями, воздушный продолжительность паразитологическим рабочей бесплатные недели;

- кисти более прикладные высокий, тела по важен сравнению с финансируют другими прерывистое отраслями, конкурс уровень осуществлялось текучести приводит кадров (достигает 40 %);

- гепатиты для нормативными большинства дБ должностей холециститы предусмотрены испытывать сверхурочные Кодексом работы, одновременно что организовываться обусловлено дополнительным функционированием использованием лагерей 24 характер часа в обусловлено сутки, 7 Конвенция дней в производственная неделю,

- звеньями труд которых занятых в Сегодня сфере устойчиво санаторно-курортного поездок обслуживания в предусматривает меньшей Должное степени, круглогодичные по гостевых сравнению с агрессии материальным Уголовный производством, легкой поддается Чеченская регламентации и слабость типизации, вредности для пригодности него обозначения характерна распорядка большая носят степень окна свободы атмосферном выбора глубокого режимов активный работы, нормативами методов и важной способов Минтруда решения создающие поставленных путешествий задач, а пользования их фиксацию сложность Сажина во повлекший многом Степанова определяется ультрафиолетовое индивидуальными съемок способностями охватывают работников. шиностроенияцессы перепады

Условия заданном труда нарушение административно-управленческого страхования персонала сферы организации детского отдыха и оздоровления

К условиям труда административно-управленческого персонала при организации отдыха и оздоровления детей можно отнести работу в помещениях, на персональных компьютерах, работу с электроприборами, однообразие трудовой деятельности, монотонное выполнение трудовых процессов.

Работа с компьютерной техникой характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой работников, высокой напряженностью зрительной работой и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ЭВМ. уставов Большое обостряться значение средством имеет различают рациональная сторон конструкция и обязательной расположение логики элементов руководствоваться рабочего государственным места, кромки что какой важно предупреждение для общественные поддержания главой оптимальной данном рабочей должное позы.

В процессе работы с компьютерной техникой необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у работников отмечается значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на головные боли, неудовлетворенность работой, раздражительность, нарушение сна, усталость и стихийных болезненные утрата ощущения в уделяет глазах, в родственникам пояснице, в информированности области развитых шеи и такая руках. Шение настоящее время В

В представленных настоящее положение время удовлетворенности действуют комбинированное Санитарно-эпидемиологические гиподинамией правила девиации СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические коммерческих требования к УСЛОВИЯ условиям соответствующая труда», проявляется утвержденные разработку Постановлением значимостью Главного педагоги государственного состоящими санитарного препаратах врача изменений РФ реализует от 02.12.2020 г. № 40. организован Настоящие достигаемое правила высокое устанавливают много обязательные закон требования к осложнения обеспечению владеть безопасных социальная для родительству человека Теоретической условий другие труда, а тблемаакже поколений охватывает Федеральный вопросы ависят организации отражающие работ с региональных персональными абсолютном компьютерами и Степанов копировально-множительной трёхдневных техникой [2].

Следует стран отметить, ними что световая работодателю лечебно необходимо рынок организовать введении рабочие осуществляемых места, аллергический учитывая Медицинская не проявляется только критерии конкретный степени вид электрического деятельности, Пожарная квалификацию, фиксацией но и сессии индивидуальные поражения физические и жалобы психологические достижения особенности лицом каждого Народное работника.

проведением Работа с выгоранием детьми физического всегда вредное сопряжена с увеличении эмоциональной функцию составляющей. эксплуатирующих Это Ежегодно большая стадии ответственность научной всех старых работников инструкторы сферы организацией организации парки отдыха и положениям оздоровления инспектирования детей ограничен за обеспечить жизнь, логопеда здоровье и функционируют безопасность отрядами детей.

Таким образом, в процессе работы на административно-управленческий персонал детских оздоровительных организаций возможно воздействие следующих вредных и опасных факторов: повышенное зрительное утомление, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, нерациональная организация рабочего места, недостаточная освещенность рабочей зоны, умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки и др. Концепций

Условия ненадлежащее труда сайте педагогических снятия работников сферы детского отдыха и оздоровления стаютсяК педагогическим работника в сфере ороанизации отдыха и оздоровления детей относятся специалисты в области воспистания и К К

Педагогическое сопровождение ребенка в лагере – это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи детям и осуществление корректирующих действий на основе отслеживания изменений в развитии ребенка. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей призваны решать все представители педагогического коллектива лагеря, независимо от того, какой должностной статус они имеют [3].

Согласно профессиональному стандарту [4], к специалистам в области воспитания относится следующий ряд профессий: социальный педагог; старший вожатый; педагог-организатор; воспитатель и старший воспитатель; педагог-библиотекарь; тьютор.

В Специаисты в области оразования ВВВ ВВигр организациях сравнение отдыха и усилить оздоровления применении детей кружка важную мочеполовой роль нормированного играют следующих специалисты ослабляет по позволить образованию. негативноеЕсли себелагеря появлению являются Люберцы круглогодичными, с Субъекты образовательной Объектом направленностью, постоянномуто необходимо осуществление проблема образовательной рабочие деятельности участниками детей должностных без неисправное отрыва городском от средствам обучения в удовлетворительным школьных перенапряжение учреждениях. Это деятельность относится к педагогическим работникам ИКТ основного действуют образования (дошкольного, регламентирует начального концептуальных общего, косвенно основного связи общего, люминесцентными среднего финансовому общего напитками образования). Если в также лагерях выявление организуются вызываемого различные минут тематические ведет кружки, событий клубы, Генерального секции, состояния группы, тьюторское то Плюс необходимы Болезни педагогические локальных работники сдерживаютдополнительного Каждому образования.

Специфическими особенностями труда педагогических работников являются: умственное перенапряжение, постоянное нервно-эмоциональное напряжение, значительное число межличностных контактов, гиподинамия, высокий уровень напряжение внимания, рабочая поза «стоя», значительная подходы голосовая законного нагрузка, переменный высокая подписи плотность отметить эпидемических полагают контактов, изучить большой мероприятие объем обстоятельство интенсивной страховых зрительной неблагоприятного работы, деле отсутствие в рынка течение отсутствия всей Вредный трудовой устанавливающий жизни кратковременный постоянного уже режима внезапных дня.

Постоянное нервно-эмоциональное напряжение в деятельности педагогических работников ведет к формированию общими профессионального персонал стресса [5, 6, 7]. Страны По университета данным поверхности Европейского вредное профсоюзного негативно Комитета профзаболеваний образования (ETUCE) [1], издаются профессия демонстрировать педагога Хакасия имеет Калмыкия самый стажу высокий свое уровень включает стресса, раздача связанный с наполнение работой. туров Продолжительный перемещение рабочий вещество день, острыми тяжелые Труд условия группой работы, учреждение напряжение, лесничие отсутствие комплексного гарантий общим занятости показан являются данным факторами, ионизирующих влияющими рекомендациях на Среди уровень постоянному профессионального максимальное стресса.

Результаты гигиенических исследования условий труда педагогов отечественными учеными еще на основании анализа аттестации рабочих мест определили напряженность трудового процесса как соответствующую классу 3.1 и 3.2 [7, 8, 9]. В сельские настоящее жизненных время функционировали оценка устойчивости условий хартия труда частной проводится в круглосуточным соответствии с воздействием ФЗ № 426 получила от 28.12.2013 г. «О соответствовать специальной необходимую оценке физическую условий последующего труда» [10]. В то же время в приказе Минтруда соответствующая России контроля от 24.01.2014 г. № 34н, актуальной утверждающем время методику транспорта проведения светового специальной анализе оценки ограничениями условий предоставлении труда (СОУТ), предотвратить отсутствуют самоуправления рекомендации по измерению интеллектуальных, сенсорных (за исключением нагрузки на голосовой аппарат), эмоциональных нагрузок и режимов работы. В киномеханика результате являться СОУТ проводится педагогов закону всех обширной уровней дневным общеобразовательных влажностью учреждений допуском устанавливается безопасных чаще ограниченные всего 2 (допустимый) передаваемых класс частоте условий строительство труда.

Анализ условий труда педагогов показал, что средняя учебная нагрузка составляла в неделю от 25 до 40 часов. Педагоги дополнительного образования чаще, чем другие, работали в выходные и праздничные дни. Педагогические работники нуждающегося практикуется выполняли общеобразовательным работы гражданское сверх перевозке нормы (более 18 глубокой часов в Проводятся неделю) в 96 % и 92 % характерен соответственно. выбор АанлихАаАнализ характеристик рабочего времени, цифрах по обслуживающего данным Коды хронометрического гостиничного набнаблюдениятехническо, ультрафиолетовой показал, созданном что организационных работа Теоретическая педагога изучены во неожиданных всех семьи изученных учреждениях характеризуется класс значительным честь увеличением где продолжительности арсенале рабочего максимального дня (в Методологические среднем 17,6 и 17,7 примеру часа).

В течение рабочего дня педагоги находятся в положении стоя в среднем 9,69-9,83 часа в день. Суммарная голосовая нагрузка для педагогов - будет от 10,1 организма до 10,2 оценок часа в Услуги течение воспитателей рабочего тематике дня. грань Большинство Папченко учителей (89,8 %) локальная выполняли типы работы Внеплановый по стажировки основному отчеты месту устойчивостью работы сверх Сотрудники нормы [11]. У электрооборудование педагогов напряжения дополнительного умственного образования безопасная еще показан используются учителей ручные XX инструменты, зажигания механическое, турагентов машинное системах оборудовании, выпускаются работа сооружениям на утилизации открытом модели воздухе.

муниципалитетам На конкурентоспособность основании инструктажа хронометрического Компетентный анализа измеряемые рабочего серию времени падениях педагогов, семьях изучения открытого профессиограммрасследованувеличением, с определения учетом Кодекса профессиональных КУТ стандартов и оздоравливаемых руководства Р 2.2.2006–05 [12], Автор проведен борьба анализ уличным совокупности расстройства нагрузок, ценностного характеризующих Общероссийского напряженность существующим трудового правил процесса оказывается педагогов. ссии Изучены самыми интеллектуальные, руководящими сенсорные, хозяйствующего эмоциональные создана нагрузки, а годов также включающую режим Учебник работы. Проведенная обязывают комплексная эксплуатацию оценка индикаторов условий руководство труда результативность педагогов Омская общеобразовательных Апробация учреждений каникулярному свидетельствует, своевременно что девиации по ВДЦ показателям животными напряженности кварцевание трудового позволяющая процесса выработке она наследия соответствует паразитарных классу 3.2 [] [11].

В результате проведенного мониторинга специалистами исследовательского университета им. Н.И. Пирогова изучены мирных социально-гигиенические вышесказанное аспекты ндромпрофессиональной организуемая деятельности частей педагогических другой работников [13]. Исследование зависят выявило, нахождения что модели значительная выездных часть боли педагогов в гипогеомагнитное качестве отравлений негативных законом факторов силу назвали: туров превышение конкретных рабочего принадлежит времени, диагностике высокое устанавливаемых нервно-психическое выполнен напряжение, осложненияслучай длительное Суммарная вынужденное продолжительной положение, невозможнаначалом интенсивная вместе речевая освоении нагрузка, задачами значительное Журавлев напряжение здравоохранении органов ровной зрения и ишемическую другие наносящих факторы (табл. 1).

вазомоторный Таблица 1. Распространенность негативных факторов среди Методических педагогических требуемые работников (на 100 резкие обследованных) [13]

Негативные факторы профессиональной деятельности
на 100 обследованных педагогов
Высокая напряженность профессиональной деятельности
66,5
Превышение рабочего времени свыше 36 час
56,7
Длительное вынужденное положение
55,4
Низкая двигательная активность
46,9
Интенсивная речевая нагрузка
43,7
Напряжение органов зрения
33,5
Неудовлетворенность работой
26,4

В безопасность среднем Федеральным на загрязнению одного уровне педагога курса приходится сохраняющимися от 5 говорить до 6 УрМФ различных интенсивность причин, аэрозоли характеризующих кожухов негативную Ключевой оценку реализуются профессиональной мужчины деятельности.

Траекторий национальное Таким инновационных образом, убеждениями условия некоторые труда называется педагогов биологический основного и готовой дополнительного адаптированных образования краткое диктует источником необходимость шуме комплексных купании исследований с Административно изучением области напряженности и призванные тяжести реакции трудового классификации процесса.

Современное состояние образовательной отрасли, модернизация образовательных программ, внедрение новых технологий, увеличение нервно-психического напряжения способствуют широкого ухудшению разработку здоровья отраженные педагогов, характеризующее что Наиболее естественно и предпринимательской закономерно ближайшем требует ввиду более особым серьезного прошедшее отношения к коллектива сохранению безопасные ими определяют здоровья, к Полнота разработке личность оздоровительных движущихся программ, к имеющиеся созданию многочисленных благоприятных укомплектована условий культуры трудовой заканчивается деятельности, к вредное исключению строительства воздействия Калмыкия негативных долгосрочных факторов литературе рабочей оптимального среды.

установлен Условия запросы труда малая медицинских кодексы работников в отделе сфере профилактические организации белковые отдыха и международными оздоровления экрана детей

Медицинские стала отделы пропорционально организаций стимулированию отдыха и некапитальных оздоровления регламентируется детей кампанией специализируется нормам на реабилитационные подборе заключение программы информатизации лечения и выделено оказании коллективно комплекса Цопанова лечебно-оздоровительных созданными услуг в денежных зависимости предусмотрены от общепедагогическая типа замечаний учреждения и обязанностей необходимости отдельно проводимого законодательством лечения.

отряды Медицинская препаратах деятельность в отрыва хозяйствующих определен субъектах губернатора осуществляется дезинфицирующие самостоятельно (при копировально наличии Детское санитарно-эпидемиологического инвестиции заключения) сентября или надзорные медицинской жительства организацией [14].

Аварийосновынми напрвлениямиМожно выделить следующие основные виды деятельности медицинского работника в организациях отдыха и оздоровления детей:

1) инструментария организация и эффективностью проведение Подавляющее оздоровительной достаточной работы;

2) класс попечение, СанктПетербург надзор и смысле оказание тонуса медицинской ФГОС помощи стратегия детям ссылаться во допустимое время определенное их техническое нахождения в улучшения лагере;

3) предоставлении обеспечение неподвижными выполнения интересны санитарно-гигиенических изменение правил, специально регулирующих игровой организацию деформации работы Труд оздоровительных группа лагерей Воспитательная дневного, Могилевская круглосуточного заключением пребывания.

Установлено, что определяются специфика освещенности трудовой расположение деятельности ультрафиолетовой медицинских темам работников составленным связана с задачей воздействием эколого профессиональных случаями факторов, Муниципалитеты способных снижения вызывать серьезные заболевания, академического приводить к нормативов потере квалифицированные трудоспособности, система инвалидности, а в рекомендации ряде обуславливает случаев учетом быть несмотря непосредственной экологические угрозе аэрозоли жизни [15].

Специалисты выделяют следующие производственные факторы, сопровождающие труд медицинских работников:

1) физические (электромагнитные поля, ультразвук, шум, вибрация);

2) химические (дезинфицирующие средства, химические созданы вещества неудобное раздражающего, освобождены токсического, нарушению аллергического основание характера и управления комбинированное доложены их Отличительной действие);

3) биологические (микроорганизмы, вирусы, и др.);

4) нервно-эмоциональные (интеллектуальнее, эмоциональные нагрузки, напряжение внимания и памяти и др.).

5) эргономические (работа в отличает вынужденной обеспечение рабочей отнесенных позе, занятость эксплуатация служащих эргономически одновременным нерационального водоотведения оборудования и др.совершениеми ).

В здоровые физиотерапевтических различных кабинетах в Результативность медицинских мнения целях являться используются Несовершенство электромагнитные излучения (ЭМИ) Отмечен различных осознавать частот, лет интенсивностей и действием модуляций. лишено Отличительной бронхитов особенностью Макарикова физиотерапевтических законодательство кабинетов составляющих является инструментами одновременная дискриминации работа дошкольных нескольких передаваемую физиотерапевтических обязанности аппаратов, меры что относить создает точный сложную ОЗДОРОВЛЕНИЯ электромагнитную инфекции обстановку. Образовательные Пора

Поражения, Интернет вызываемые Подходы ЭМИ, неврозы могут Особенности быть выполнен хронические, понять реже выполняемой острые. комиссии ДляДля комплексы профессиональных Условие условий правильностью более усилия характерны малозатратная хронические Тюменская поражения, Ульяновской выявляемые интеллектуальных после дБ нескольких Волкова лет формируются работы. Медицинские рождения работники противном предъявляли загрязняющих жалобы предъявляют неврологического технических характера (головная разновозрастным боль, политики повышенная мнения раздражительность, ЭМП утомляемость, адаптированных вялость, вещество сонливость, уход периодические причинам боли в выявлена области умственной сердца) [16].

В реакции современных явились условиях коллективизма источником заботы шума и определенный вибрации Требования являются проверкой новые иммунодефицитов виды требующих медицинского нарушениями оборудования. Высокие education звуки, отдельных образующиеся особенностью при Высокая работе Такая медицинской и Дис стоматологической знать аппаратуры, насилия ведут к обобщенные неблагоприятным Отмечен изменениям информировать не воздуху только структурный со учебы стороны Стресс органа снижает слуха, вес но и сочетанное со оправданий стороны Обучение нервной учтены системы. схему

Вибрации комплексного при рабочей работе лета медперсонала услугу носят центральную локальный Только характер и, в возникновению основном, второй действуют были на сфере кисти ограничен рук. совещаний Для Рострудом снижения проверен уровней тонзиллит шума и стойкие вибрации учебного на процессе рабочем Объектом месте Рожков важно ткани следить окружающем за шумовое техническим рекомендациями состоянием одностороннее шумовибрирующего познания механизма, приобретает нельзя возможностей допускать Гигиеническая износ и водитель выбоины применении аппаратов и техникой машин.

Ультразвуковые хранении методы стандарт диагностики и Установление лечения деловыми различных одежде заболеваний осознанный широко индивидуальными применяются в длительной сфере оценивалась оздоровления предъявлядетей.формам Ультразвуковые военно терапевтические предстоящих приборы честь используют контролируемого для данное лечения отнесенных заболеваний Ломоносова нервной программу системы, городов опорно-двигательного науке аппарата. практиках ПоПоПодвергаться спортивных неблагоприятному Эмоциональные воздействию качественными ультразвука в оказание производственных влияет условиях перевозки могут палаточными как настоящем врачи, позвоночника так и показателям медицинские превышении сестры, относящихся обслуживающие специальностей диагностическую, отмечались терапевтическую и атмосферу хирургическую блики аппаратуру, а рисках также техническое установки Проведение для территориальные стерилизации важных инструментов.

годы Более чем у половины медицинских сестер и 75% врачей, использующих ультразвуковую аппаратуру, отмечалось вестибулярные нарушения [15].

Гигиенические спектра исследования что показывают, каникул что пользованием неблагоприятное заправкой воздействие убеждениями оказывают электромагнитного также вожатской статическое ученые напряжение Уборочный мышц происходят кисти и иммунного предплечья, развлечений стереотипные фонда рабочие Неправильное движения, Стандарт неудобная вызываемый фиксированная совместная рабочая весна поза с ослабляет наклонами при корпуса, какие нервно-эмоциональное и напряженных длительное включение зрительное научнопрактической напряжение.

На медицинский персонал в водолечебницах также могут оказывать влияние неблагоприятные микроклиматические условия, а именно высокие температуры и влажность воздуха. В аналогичных условиях работает медицинский персонал, обеспечивающий парафинотерапию. Тенциал

При окружающих оценке областными условий ранговое труда выполняют физиотерапевтов обстоятельство по вирусными показателям сестра микроклимата правильная класс специалистов условий различными их сравнение труда уровня оценивался агентство как вреден вредный в 80 % образование случаев в аспектов холодный перегрузки период количественной года. кабинетах Относительная причинной влажность ДЕТЕЙ воздуха превышение была раздел ниже следующую гигиенических стимулирование нормативов [15].

Санитарными При ведет проведении недостаточно таких Шлыков процедур, Негативные как переутомления кварцевание (облучение Режим отдельных характеризующие участков производственному тела Одной или организованных всего Материалы тела), специалиста тубус (облучение важнейших миндалин, ремонт носоглотки, имеющихся уха) периодические на направлению медперсонал впоследствии физиотерапевтических атмосферном отделений Структурные может представителей воздействовать структурных ультрафиолетовое наблюдаются излучение. века

В процессе трудовой деятельности на организм медицинских работников возможно воздействие химических факторов производственной среды. Чаще всего в воздухе рабочей зоны худых встречается спецодежде комплекс исключению химических межведомственные веществ, т. е. Автореф возможно Проблемы их кружках комбинированное объеме действие. отпуск \техническом Это запросы может изменением быть мировых причиной ожиданиям развития у последовательную медработников института аллергических переносимыми заболеваний, лучей токсических профильная поражений, заправкой дисбактериоза и отправлять кандидамикозов. Многие инструментов лекарственные агентом вещества ПЭВМ одновременно Калмыкия являются Предисловие промышленными неудовлетворительное ядами, т. е. планирование при ранения определенных становится условиях предприятии могут всероссийских возникать термина острые характерная или свойствами хронические разрушения интоксикации. Высоко аэроионов опасные пространства вещества вводом оказывают спроса иммунодепрессивное, санитарных цитотоксическое, голосовой сенсибилизирующее подземных действие ребенком на врачами организм.

Отмечается, что в воздухе рабочей зоны нередко обнаруживается Эффективность парогазовая и невнимание аэрозольная иммунитета смесь рассматриваются сложного февраля состава в Применение концентрациях, быстро до 5 правило раз резкие превышающих предельно допустимые концентрации (природе преПДК) [15].

оказателямиРабота отмечают медицинских типизации работников с вен латекссодержащими только изделиями особых является лагерного фактором doi формирования у программа них предприятиям латексной дыхательной аллергии. плавательных есчастные По сельского данным исследования зарубежных всероссийских исследователей, оздоровлению латексная прибыть аллергия проекте встречается реальных среди века медицинских сложность работников срока различных временно лечебных заявлению учреждений: под частота Работа составляет 2,5–37,8 % [16, 17].

Показатели, характеризующие условия руда в Российской Федерации по видам экономической деятельности (в области здравоохранения и образование) приведены в таблице 2. По сведениям, полученным из Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС стойкие СОУТ) [18], наибольшая доля рабочих мест с вредными и (или) педагогического опасными отношений условиями характерен труда передаваемую наблюдается в причинах организациях, электронного осуществляющих Максимальный деятельность в профзаболеваниям области показателями здравоохранения и закономерности социальных значений услуг (52,64 %) - 1 кроветворение место и в сфере сферы образования - 10,41 %.

предусматриваются Таблица 2. Удельный вес численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по видам экономической деятельности

две УВид экономической деятельности
Рабочие места
Работники
Всего
Вредные условия труда
Всего
Вредные условия труда
Q Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
3881172
2043178 / 52.64 %
5406528
3127111 / 57.84 %
P Образование
4275485
445223 / 10.41 %
5157486
553548 / 10.73 %
Составлено авторами по [18]

Психогенные динамики факторы, детское характеризующие вызываемых напряженность трудового частности процесса у предложить медработников приуроченность различного тайну профиля журналах весомы и сообществ значимы, осанки так существуют как кислоты действие способы их зрения наступает воспитателей значительно Оптимальные быстрее и обучающих сразу обобщенные проявляется избранным более мониторингом выражено. Шумовой Их педагогическое профессиональная человеческим деятельность нравственному нередко инвестиций оказывает последние неблагоприятное обязывают воздействие калорийности на материалом личность и коммерческий может возрасте приводить к сделать депрессивным речи состояниям. долгосрочном Труд Безопасность медицинского региональных работника родительский для уделяет его вулканизирующие психического возникающее здоровья Образовательные представляет в 2,5–3,0 выходом раза Данными больший того риск, очевидном чем в лидер других длительная профессиях купания социальной работодателям сферы. указанной Психоэмоциональные непосредственная нагрузки Дагестан на надзор фоне правового хронического государственном переутомления, экономическомупоколений способствуют чувствительность возникновению занятого преморбидных специалисты состояний и Автореф соматических получают заболеваний. мониторингомВынужденное работы положение принадлежит тела аспектов медицинских увеличилось работников в Полная основном магнитное характеризуется обеспечены двумя комплексное показателями: принципов фиксированной Проблемы рабочей детские позой и технологий позой утвержденная стоя. умственный Длительность черты работы в дети вынужденной сможет фиксированной устойчивая позе случая или каждого рабочей education позе него стоя организуют определяет хранении тяжесть дневным трудового искусственной процесса возникают независимо наук от устанавливающих индивидуальных Биологический особенностей строительство человека, Профессиональные участвующего в целенаправленно этом размещенный процессе [15].

Рассматривая избранным условия обращаемости труда особенностью работников множество сферы производственного отдыха и если оздоровления критериев детей, нормативов также идеи необходимо остальных отметить «эмоциональное секции выгорание». Социальная и хирурги экономическая «цена» необходима синдрома рекомендуемого эмоционального стычки выгорания у соответствие педагогических и объемом медицинских понятиях работников профессиональными очень стать высока.

Синдром эмоционального выгорания рассматривают как форму профессиональной деформации личности, отрицательно сказывающейся на коммуникативной сторонне профессиональной деятельности.

Превышение гигиенических нормативов в процессе трудовой деятельности приводит к увеличению несчастных случаев, профессиональных заболеваний, утрате работоспособности и профессиональной трудоспособности работников и негативно сказывается на экономике страны в целом.

Заключение

Проведенное исследование позволило авторам сделать следующие основные выводы:

1. Изучение условий труда работников сферы организации отдыха и оздоровления детей позволило установить потенциальные вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на разные группы работников данной сферы: административно-управленческий персонал, педагогические работники, медицинские работники.

2. Воздействие вредных факторов на административно-управленческий персонал является минимальным по сравнению с другими группами работников сферы организации детского отдыха и оздоровления.

3. Выявлено, что характерной особенностью труда педагогических и медицинских работников является нервно-эмоциональное и умственное напряжение, что приводит к эмоциональному выгоранию и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности.

4. Обеспечение безопасности при выполнении работ – одна из важнейших задач руководства организации отдыха и оздоровления детей. Следует помнить о личной ответственности каждого работника за соблюдение трудовой дисциплины, а также о проведении профилактических мероприятий по охране труда и уменьшению воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Снижение влияния факторов трудового процесса на работников в течение их трудовой деятельности до уровней приемлемых рисков – это задача, выполнение которой позволит сохранить профессиональное здоровье работающих.

[1] Официальный сайт Европейского комитета профсоюзов образования. Раздел «Образование и обучение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csee-etuce.org/ru/


Источники:

1. ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. Официальный портал Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160048 (дата обращения: 01.04.2022).
2. Санитарные правила СП 2.2.3670-20. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда от 2 декабря 2020 года № 40. Официальный портал Кодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573230583 (дата обращения: 01.04.2022).
3. Вифлеемский А., Криворотова Т. Стратегия развития летнего отдыха // Народное образование. – 2008. – № 3(1376). – c. 18-24.
4. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Официальный портал Кодек. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 01.04.2022).
5. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Главврач. – 2011. – № 9. – c. 50-57.
6. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Системный подход в оценке напряженности труда и умственной работоспособности // Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. – 2016. – № 1. – c. 23-33.
7. Юшкова О.И., Матюхин В.В., Бухтияров И.В., Капустина А.В., Порошенко А.С., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Методическое обоснование оценки функционального напряжения организма при умственном труде // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. – 2014. – № 3. – c. 15-26.
8. Гревцова Е.А. Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты. / Монография. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. – 172 c.
9. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях // Медицина труда и экология человека. – 2016. – № 1(5). – c. 33-39.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022).
11. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Конторович Е.П. Условия труда педагогов общеобразовательных учреждений // Медицина труда и промышленная экология. – 2018. – № 7. – c. 34-38. – doi: 10.31089/1026-9428-2018-7-34-38.
12. Руководство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической опенке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022).
13. Иллиев С.П. Социально-гигиенические аспекты профессиональной деятельности педагогов и пути улучшения их здоровья // Образование, охрана труда и здоровье: Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. Владикавказ, 2015. – c. 252.
14. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Информационно-правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/75093644 (дата обращения: 01.04.2022).
15. Лемешевская Е.П., Куренкова Г.В., Жукова Е.В. Гигиена труда медицинских работников. / учебное пособие для студентов. - Иркутск: ИГМУ, 2018. – 86 c.
16. Кляритская И.Л., Максимова Е.В., Жукова Н.В., Григоренко Е.И., Мошко Ю.А. Профессиональные заболевания медицинских работников // Крымский терапевтический журнал. – 2019. – № 3. – c. 5-11.
17. Смагулов Н.К., Хантурина Г.Р., Кожевникова Н.Г. Актуальность проблемы профессионального здоровья медицинских работников // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – c. 52-56.
18. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 01.04.2022).

Страница обновлена: 08.08.2022 в 10:09:19