Digital government as a form of human capital at meso and macrolevels

Malikov A.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 9 (September 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49709326

Abstract:
The article reveals the role and characteristics of digital government as a form of human capital at the meso and macrolevels. Based on Russian and foreign statistics, the relationship between e-government and human capital, features of their functioning and development are analyzed. The components of the digital government infrastructure in the Russian Federation and the main technologies of the digital economy affecting human capital at the regional and federal levels are determined. The directions of institutional and organizational development of digital government and prospects for further research are given.

Keywords: digital government, human capital, digital economy, e-government, artificial intelligence

JEL-classification: E24, J24, O15



ВВЕДЕНИЕ

В связи с развитием цифровой экономики человеческий капитал сегодня приобретает новые характеристики и формы. Трансформация социально-экономической деятельности приводит к формированию различных сетевых институциональных управленческих структур, включая институты Правительства РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Происходит появление новых конвергентных свойств, функций, компетенций, статуса и силы конвергентно-сетевых субъектов и институтов управления, регулирования и контроля [3, с. 140].

Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях цифровой экономики формой реализации человеческого капитала на мезо- и макроуровне выступает электронное правительство, которое модифицируется в цифровое наряду с трансформацией социально-экономической деятельности.

В современной отечественной и зарубежной литературе вопросы развития цифрового правительства и человеческого капитала рассматриваются с различных сторон. Однако недостаточна изучена взаимосвязь выделенных категорий. Исследуемая тема в наибольшей мере освещена в работах Дятлов С.А., в частности «Сингулярность цифровой нейро-сетевой экономики» [3], «Цифровая нейро-сетевая экономика: институты и технологии развития» [4], «Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне» [5]; Коданевой С.И. затрагивающая вопросы развития цифрового правительства, связанные с этим вызовы и риски [7]; Косорукова А.А. затрагивающего цифровых двойников человека как важнейший аспект цифрового правительства в работе «Перспективные технологические решения в сфере построения нейроцифрового государственного управления» [8].

В общем виде человеческий капитал на мезо- и макроуровне выступает как производительный фактор социально-экономического развития общества, позволяющий формировать благосостояние региона или страны [6, с. 41–42]. К компонентам человеческого капитала на региональном и федеральном уровне относят совокупность знаний, навыков, компетенций, образование, здравоохранение, науку, искусство, культуру, информационное и институциональное обслуживание, предпринимательские способности и климат, предоставление государственных и муниципальных услуг, безопасность и другие. Поскольку человеческий каптал пронизывает все сферы социально-экономической деятельности населения, он может выступать в роли фундаментального фактора экономического развития. Подтверждением такому заявлению выступают результаты научных исследований взаимосвязи факторов развития экономики и человеческого капитала. В среднем, по данным отечественных и зарубежных ученых, различия между странами по уровню развития человеческого капитала на 15–30 процентов обуславливают расхождение уровней ВВП этих стран [11].

В связи с актуальностью темы исследования и связанным с ней обзором научной литературы была определена следующая цель: выявить приоритетные направления развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне.

Научная новизна работы заключается в установке характера взаимосвязи между развитием человеческого капитала и цифрового правительства. Обзор научной литературы, связанной с рассматриваемой темой, позволил выявить недостаточную изученность тесноты взаимосвязи между исследуемыми категориями.

Методологическую основу исследования составляет экономико-статистический метод корреляционного анализа для выявления тесноты взаимосвязи развития человеческого капитала и цифрового правительства.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Концепция цифрового правительства реализуется в России и в общем подразумевает высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к необходимой информации, высокую скорость регистрационных действий и предоставления государственных и муниципальных услуг, документов и решений гражданам и бизнесу. Одна из наиболее авторитетных исследовательских и консалтинговых компаний (Gartner) определяет «цифровое правительство» как правительство, создаваемое и действующее так, чтобы при оптимизации, трансформации и формировании государственных услуг, при принятии важных решений государственного или муниципального уровня использовались преимущества цифровых данных, позволяющих лучше ориентироваться в потоке событий окружающего мира, делать этот мир более понятным, более прозрачным и предсказуемым [11]. Цифровое правительство качественно меняет тип взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Интеграция технологий цифровой экономики создает новые интерфейсы между ними, формируются новые конвергентные институты.

На мировом уровне статистику формирования цифрового правительства в разных странах отражает индекс развития электронного правительства (EGDI) в рамках глобального рейтинга ООН. Индекс развития электронного правительства рассчитывается из трех показателей: развитие человеческого капитала, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, развитие электронных услуг за предшествующие подсчету индекса два года. Соответственно выпуски с данными рейтингов обновляются раз в два года. По данным актуального на 2022 год глобального рейтинга ООН в 2020 году Российская Федерация опустилась на 4 позиции ниже, чем в 2018 году и заняла 36 место среди всех стран по индексу развития электронного правительства [14]. На рисунке 1 представлена динамика по итоговым показателям индекса развития электронного правительства и развития человеческого капитала в России за 2012–2020 годы.

Рис. 1. Динамика индекса человеческого капитала и индекса развития электронного правительства в Российской Федерации за 2012–2020 годы Составлено Маликовым А.В. по данным [14]

Проведенные автором расчеты демонстрируют сильный уровень взаимосвязи показателей развития человеческого капитала и электронного правительства (как прародителя цифрового) в Российской Федерации. В результате анализа исследуемых индексов за 2012–2020 годы значение коэффициента корреляции составило 0,935. Это подтверждает роль цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне.

Для исследования выявления форм и характеристик человеческого капитала в цифровом правительстве целесообразно изучить актуальные институты и компоненты инфраструктуры присущие цифровому правительству РФ. Анализ национальных и региональных программ развития, официальных сайтов правительственных структур и заявлений должностных лиц по состоянию на апрель 2022 года позволил выявить ряд основных компонентов инфраструктуры цифрового правительства в России:

· Цифровой профиль гражданина - единая система идентификации и аутентификации 2.0 (ЕСИА 2.0). По данным годового отчета Банка России за 2021 год на начало 2022 года услуги с использованием цифрового профиля предоставляли 19 банков и три страховые компании. Граждане воспользовались предоставлением услуг в такой форме более полутора миллиона раз [13];

· Единый портал государственных и муниципальных услуг;

· Платформа обратной связи;

· Система межведомственного электронного взаимодействия;

· Единая система нормативно-справочной информации

· Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования;

· Портал Госпродаж – официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов;

· Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);

· Автоматизированная информационная система «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг»;

· Федеральный ситуационный центр, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства, и предоставляющий информационно-методическую поддержку участникам взаимодействия;

· Национальная система управления данными – система сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2022 года №605 к инфраструктуре цифрового правительства добавляются следящие компоненты:

· Гособлако — государственная единая облачная платформа, как развитие системы межведомственного электронного взаимодействия;

· Национальный удостоверяющий центр (как замена информационной системы головного удостоверяющего центра), обеспечивающий выпуск отечественных сертификатов безопасности (TLS-сертификатов), необходимых для нормальной работы сайтов в российском сегменте интернета [2].

В целом, важно отметить всестороннюю направленность и ориентацию государства на создание современной инфраструктуры цифрового правительства для успешной организации его деятельности в цифровой экономике. Однако важно идти не только в ногу со временем, а готовиться к условиям будущего, а именно к эффективному функционированию правительства в цифровой нейро-сетевой экономике. Перечисленные компоненты необходимо объединить в единую сетевую структуру для эффективного управления в трансформирующейся экономике.

Для повышения скорости и качества работ в инфраструктуру цифрового правительства добавляются присущие современной экономике и перспективные технологии (имеющие сквозной цифровой характер), такие как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, роботизация, большие данные (и их аналитика), умные вещи, блокчейн и распределительные реестры, цифровые двойники (как точная цифровая копия, развивающийся цифровой профиль исторического и текущего поведения физического объекта или процесса) и так далее. Так, например, стадия изучения проблемы, в частности сбор необходимой информации и ее анализ происходит гораздо эффективнее и быстрее посредством компьютерного анализа больших данных.

Пока что, можно заметить, что виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и цифровые двойники используются в основном как решение одной проблемы или как одна технология. По отдельности эти технологии предлагают новые решения множества различных проблем. Виртуальная реальность, например, использовалась для ускорения обучения с помощью иммерсивных и реалистичных сценариев. Цифровые двойники могут увеличить производительность и позволить более точно контролировать сложные физические системы. Искусственный интеллект созрел до такой степени, что может анализировать горы данных и делать выводы гораздо быстрее, чем люди [15]. Хотя эти технологии обладают огромным потенциалом даже в качестве изолированных решений, их конвергенция обещает еще большие возможности, будет просто необходима в условиях цифровой нейро-сетевой экономики.

Конвергенция технологий позволит разрабатывать новые инструменты, методы и решения, которые призваны повышать эффективность процессов, экономить ресурсы. На рисунке 2 представлен пример конвергенции технологий.

Диаграмма Венна

Рис. 2. Конвергенция технологий цифровой нейро-сетевой экономики Составлено Маликовым А.В.

Так, например, возможными эффектом конвергенции искусственного интеллекта и цифровых двойников может быть создание предсказывающего или упреждающего обслуживания. Конвергенция цифровых двойников и виртуальной реальности позволит цифровому правительству будущего проводить полноценное и эффективное удаленное обслуживание граждан и бизнеса.

Наряду с конвергенцией технологий будущее эффективного государственного управления стоит за совмещением человека и машины (искусственного интеллекта, компьютера). Чтобы получить максимальную отдачу от совместной работы людей и машин, организации должны сосредоточиться на разработке эффективных интерфейсов между ними. Интеграция человека и искусственного интеллекта ведет к формированию супер-разумов (superminds) как удивительной силе людей и компьютеров, думающих вместе и создающих новые эффекты и блага. В связи с этим рождается тенденция создания суперкоманд (superteams) в виде сочетания людей и машин, использующих свои взаимодополняющие способности для повышения эффективности деятельности, результативности решения проблем, получения необходимой информации и создания новой ценности [9, с. 435].

Таким образом, преимущества конвергенции технологий цифровой нейро-сетевой экономики ощутят на себе правительства, частный сектор и общественность, поскольку ценность этих технологий, используемых вместе, будет только возрастать, проявляя синергетический эффект. Понимание того, как будет происходить такая конвергенция и освоение новых технологий будет важно не только для экономии времени и ресурсов, но и для открытия совершенно новых возможностей, решения глобальных проблем для цифрового правительства в будущем.

В соответствии с анализом отечественной и зарубежной научной литературы, статистическими данными и суждением автора предлагается выделить следующие приоритетные направления развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне:

Ø Налаживание интеллектуальных рабочих процессов

В цифровой нейро-сетевой экономике требуется оптимизация основных рабочих процессов, использование автоматизации (например, роботизированной автоматизации процессов и когнитивной автоматизации) для выполнения повторяющихся задач и поддержки персонала с помощью инструментов на базе искусственного интеллекта. По данным зарубежного исследования компании Deloitte восемьдесят три процента государственных служащих в США в 2021 году сообщают, что автоматизация процессов оказывает значительное положительное влияние на их организацию [16]. Это помогает правительственным структурам повысить эффективность и скорость за счет устранения избыточного ввода данных, повышения качества данных и уменьшения количества ошибок, а также позволяет сократить объем бумажной работы, сократить количество незавершенных работ и преодолеть недостаток ресурсов. Результатом налаживания рабочих процессов может стать формирование супер-разумов и суперкоманд.

Ø Инновации и новые модели управления

Столкновение новых технологий и старых моделей управления сегодня является серьезной проблемой для многих руководителей в правительстве. Слияние цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, облачные технологии, блокчейн и т. д., открывает новые возможности для правительства по предоставлению услуг гражданам совершенно новыми и более эффективными способами. Но эти преобразующие результаты могут быть возможны только в том случае, если правительственные учреждения смогут отказаться от традиционных способов ведения дел и исследовать новые модели предоставления услуг. Ориентация на конвергенцию и гибкость здесь играет ключевую роль в достижении эффективного управления.

Ø Владение и управление данными

Управление данными — это больше, чем создание систем управления мастер-данными (MDM), позволяющих руководителям высшего звена принимать решения. Необходимо обуздать непрерывный поток структурированных и неструктурированных данных, обеспечить эффективный обмен данными между правительственными структурами, создать для этого подходящую нормативно-правовую базу. Правительства могут рассмотреть вопрос о том, чтобы позволить гражданам соглашаться на обмен данными в обмен на более унифицированный опыт.

Ø Создание гибкой и безопасной инфраструктуры

В России зарождение цифровой нейро-сетевой безопасности заложено в создании «Единой биометрической системы», направленной на безопасность граждан и бизнеса. Однако необходимо формировать безопасность всей инфраструктуры цифрового правительства.

Данное направление развития цифрового правительства требует развертывания технологической инфраструктуры, которая удовлетворяет потребности в безопасности и конфиденциальности с гибкими, масштабируемыми возможностями. Для этого необходимо использование облачной инфраструктуры и облачной среды, использование гибких методологий, например, Agile; внедрение надежной стратегии кибербезопасности.

По данным зарубежного исследования компании Deloitte в 2021 году государственные руководители в США понимают важность гибких методов: 83 % сообщили, что они положительно влияют на их организацию. Кроме того, кибербезопасность (54%) и облачные вычисления (54%) возглавляют список технологий, которые, как ожидается, будут играть важную роль в процессе цифровой трансформации [16].

Ø Взаимодействие с внешними экосистемами

Цифровое правительство может эффективно использовать внешние экосистемы для достижения своих целей. Во время пандемии многие правительства обратились к частному сектору и университетам по целому ряду вопросов, от разработки терапевтических средств до создания ИТ-инфраструктуры, способной выдержать всплеск спроса на государственные услуги.

Данные исследования компании Deloitte показывают, что восемьдесят пять процентов опрошенных государственных служащих в разных странах говорят, что взаимодействие с внешними партнерами положительно влияет на их структуру. Более 80% также указали то же самое в отношении использования подрядчиков [16].

Ø Создание единого клиентского опыта

Для эффективного решения проблем цифровому правительству необходимо добиться создания унифицированного, сквозного цифрового опыта, разработанного с точки зрения клиента, доступного в любом месте, в любое время и с любого устройства. Гражданам и бизнесу нет дела до организационных схем, и они, конечно же, не хотят тратить время на переходы с веб-сайтов одного агентства на другое, пытаясь выяснить, кто может им помочь. Они хотят получить ответы на свои вопросы за несколько простых шагов, подобно покупателям, которые устали ходить в разные магазины за каждым нужным им товаром.

Фундаментальная причина, по которой правительства, как правило, сталкиваются с проблемами, заключается в том, что часто никто не владеет сквозным клиентским опытом. Различные организации, как правило, владеют его частями, что приводит к разрозненному неоднозначному опыту. Организации могут назначать главного специалиста по опыту, институционализировать культуру обслуживания клиентов и инвестировать в платформы цифрового взаимодействия для поддержки персонализированного опыта граждан и бизнеса.

Ø Развитие предиктивного (упреждающего) обслуживания

На основе комплексного использования единого клиентского опыта, учета данных об уже решенных проблемах, анализа имеющихся больших данных об услугах и клиентах с помощью технологий цифровой нейро-сетевой экономики становится возможным создание упреждающего, предиктивного обслуживания. Оно должно стать следующим шагом после организации проактивного предоставления услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах. Данный подход работает на подобие платформ кинопроката, которые собирают данные о просмотре кино и рекомендуют или даже уже загружают соответствующий интересам контент, пока вы еще не закончили просматривать предыдущий. Таким образом, цифровое правительство может заблаговременно организовать и подготовить разрешение вопросов, которые возникнут у клиентов в будущем.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо иметь комплексное представление повестки цифровой трансформации для Российской Федерации, а также формировать новые стратегические направления развития цифрового правительства на основе электронного правительства. Здесь важно отметить следующее взаимовлияние: грамотное и своевременное формирование и использование человеческого капитала на мезо- и макроуровне способствует эффективной деятельности цифрового правительства и наоборот. Поэтому развитие цифрового правительства в соответствии с условиями формирующейся цифровой нейро-сетевой экономики обогащает человеческий капитал региона или страны, необходимый для повышения их конкурентоспособности и качества социально-экономического благосостояния населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной работы обозначены только некоторые приоритетные направления институционально-организационного развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне. Отражены характер взаимосвязи между развитием человеческого капитала и цифрового правительства, актуальные компоненты инфраструктуры цифрового правительства в Российской Федерации, ключевые технологии цифровой экономики, влияющие на формирование человеческого капитала на региональном и федеральном уровне и его трансформацию.

Формирование новых институтов человеческого капитала, таких как супер-разумы и суперкоманды, как эффективные интерфейсы между людьми и машинами (искусственным интеллектом, роботами, компьютерами), способствует достижению новых эффективных форм взаимодействия, повышению конкурентоспособности, созданию новых благ. Поэтому, для успешного ведения социально-экономической деятельности людям, бизнесу и государству необходимо уже сегодня готовиться к новым цифровым, сетевым и конвергентным условиям хозяйствования.

Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с идентификацией актуальных барьеров развития цифрового правительства, адаптацией к новым экономическим условиям и тенденциям, формированием методов совершенствования инфраструктуры цифрового правительства на мезо- и макроуровне.

.


References:

Dyatlov S.A. (2013). Elektronnoe pravitelstvo kak organizatsionnaya forma realizatsii intellektualno-informatsionnogo kapitala na makrourovne [E-government as a form of intellectual and information capital on macro-level]. Economics of education. (3). 56-62. (in Russian).

Dyatlov S.A. (2021). Singulyarnost tsifrovoy neyro-setevoy ekonomiki [The Singularity of the Digital Neural Network Economy] SPb.: Izdatelstvo SPbGEU. (in Russian).

Dyatlov S.A., Lobanov O.S., Gilmanov D.V. (2018). Tsifrovaya neyro-setevaya ekonomika: instituty i tekhnologii razvitiya [Digital neuro-network economy: institutions and development technologies] SPb.: Izdatelstvo SPbGEU. (in Russian).

E-Government Development IndexPublicadministration.un.org. Retrieved July 20, 2022, from https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/141-Russian-Federation

Kodaneva S.I. (2022). Tsifrovoe pravitelstvo: gosudarstvo kak platforma [Digital government: the state as a platform]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 4: Gosudarstvo i pravo. (3). 8-20. (in Russian). doi: 10.31249/rgpravo/2022.03.01.

Kosorukov A.A. (2021). Perspektivnye tekhnologicheskie resheniya v sfere postroeniya neyrotsifrovogo gosudarstvennogo upravleniya [Advanced technological solutions in the sphere of establishing neuro-digital public administration]. Sotsiodinamika. (6). 53-66. (in Russian). doi: 10.25136/2409-7144.2021.6.35675.

Malikov A.V. (2021). Formirovanie chelovecheskogo kapitala v tsifrovoy neyrosetevoy ekonomike [Formation of human capital in the digital neural network economy] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).

Samorodova E.M. (2022). Vzaimosvyaz tsifrovizatsii obshchestvennoy zhizni, natsionalnogo chelovecheskogo kapitala i sotsialno-ekonomicheskogo blagopoluchiya: rezultaty korrelyatsionnogo analiza [Interrelation of digitalization of public life, national human capital and socio-economic well-being: correlation analysis results]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 25-44. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.

Transitioning to Digital Government in 2022Gartner.com. Retrieved July 20, 2022, from https://www.gartner.com/en/doc/transitioning-to-digital-government-in-2022

William D. Eggers, Jason Manstof, Pankaj Kamleshkumar Kishnani, Jean Barroca Seven pivots for government’s digital transformationDeloitte.com. Retrieved July 20, 2022, from https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/articles/6974_CGI-Digital-2/DI_CGI-Digital-2.0.pdf

Zotkina N.S., Gusarova M.S., Kopytova A.V. (2021). Chelovecheskiy kapital kak vedushchiy faktor razvitiya kompanii [Human capital as a leading factor in the company's development] Cheboksary: Izdatelskiy dom «Sreda». (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 20:55:04