Управление знаниями как фактор социально-экономического развития

Шурупова А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (84), Декабрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034649
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Управление знаниями становится сегодня решающим фактором социально-экономического развития. Грамотное применение знаний совершенствует все бизнес-процессы и делает необходимым изучение и анализ методов, принципов и подходов к управлению знаниями как на микро-, так т и на мезо- и макроуровнях.

Ключевые слова: инновации, социально-экономическое развитие, человеческий капитал, управление знаниями, обучающаяся организация, нематериальные активы, организационная культура, валовой внутренний продукт, управление знаниями в регионе, принципы управления знаниями



Знания являются самым важным активом, приносящим прибыль и повышающим конкурентоспособность организации, региона и муниципалитета. Управление знаниями становится сегодня решающим фактором социально-экономического развития. Однако российский бизнес ожидает от управления знаниями скорее достижения тактического успеха, чем решения более масштабных задач. Так, ведущие российские компании основными целями использования знаний и инноваций считают уменьшение издержек производства (22%), повышение производительности труда (18%), увеличение прибыли (13%), увеличение объемов выпуска продукции (13%), завоевание новых рынков (13%), замену устаревшей продукции новой (6%) [12].

Не затеряться в потоке

Важным элементом управления является распространение и продажа знаний. Кодифицированные структурированные знания, в том числе технологии, действительно становятся сегодня рыночным продуктом, их доля в ВВП неуклонно растет, по крайней мере, в развитых странах, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Поступления от экспорта технологий и платежи по импорту технологий (млн долларов) [сост. по: 4; 5]

Страна
2005 г.
2007 г.
2011 г.
экспорт
импорт
экспорт
импорт
экспорт
импорт
США
57410,0
24501,0
75380,0
35479,0
96400,0
66030,0
Германия
31635,8
28264,4
34315,1
31941,7
55382,1
45841,0
Великобритания
29205,6
14418,2
30405,5
15424,5
43677,3
24083,0
Япония
16354,4
5246,6
20448,8
6065,3
27758,5
6038,6
Швейцария
7494,5
8080,8
8839,4
12416,5
17808,8
20013,2
Испания
190,9
1025,4
175,3
1334,4
10132,9
10225,5
Россия
389,4
954,2
630,4
1426,4
584,7
1862,6

Оценки показывают, что процесс удвоения знаний происходит перманентно. В XVIII веке объем знаний удваивался каждые 50 лет, в 60-е годы XX века он удваивался менее чем за 10 лет [8]. В настоящее время в мире насчитывается более 1 миллиарда пользователей интернета; к 2015 г. благодаря широкому внедрению волоконной оптики в частные дома их число достигнет 5 млрд (при численности населения Земли в 7 млрд человек) [1]. В результате поток глобальной информации и тем самым совокупный объем знаний будет увеличиваться.

Грамотное применение знаний способствует принятию лучшего решения практически каждым сотрудником и значительному сокращению времени поиска необходимых данных, совершенствует все бизнес-процессы и делает необходимым изучение и анализ методов, принципов и подходов к управлению знаниями как на микро-, так на мезо- и макроуровнях.

В настоящее время существуют разные классификации знаний. В частности Ф. Махлуп выделял такие виды знания как: практическое; интеллектуальное; будничное и развлекательной; духовное; ненужное [8]. По принадлежности можно выделить личностное и групповое или организационное знание; по происхождению – интеллектуальное и неинтеллектуальное знание; по содержанию такие формы знания, как знаю что, знаю как, знаю где, знаю кто, знаю почему; по виду объекта познания: естественнонаучное, технологическое, экономическое, социологическое, психологическое. Интерес представляет и классификация, используемая Э. Брукингом, который систематизировал знание как идеалистическое, систематическое, практическое, автоматическое. По форме проявления М. Полани [10] выделял явное (формализованное) и неявное, т.е. личностное (скрытое, пока не формализованное).

Кроме того, существует: научное, вненаучное, обыденно практическое, интуитивное, религиозное знание. Научное — знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью. Научные знания могут быть эмпирическими (на основе опыта или наблюдения) и теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей). Обыденно-практическое — знание о природе и окружающей действительности, основанное на здравом смысле, приметах, назиданиях, рецептах, личном опыте, традициях и т.п., носит несистемный и бездоказательный характер.

Знания также следует классифицировать как знания мирового уровня, знания отраслевого уровня, знания уровня предприятия, знания рабочей или проектной группы, личностные знания. Считаем необходимым дополнить существующую классификацию знаний и выделить знания макроуровня (страны в целом), мезоуровня (региона и муниципалитета), микроуровня (отдельной организации). Схематически данная классификация представлена на рисунке 1.

2014-09-16 15-02-42 Скриншот экрана

Рис. 1. Авторская классификация знаний

Генерирующая доходность

Согласимся с мнением таких исследователей, как К.О. Гурина, Е.В. Попов, М.В. Власов [2], и к основным свойствам знания как ресурса, отнесем следующие:

- знания являются всеобщим достоянием;

- сколько бы знания ни использовались, они не перестают быть полезными;

- отсутствие проблемы товарного дефицита знаний;

- «себестоимость» получения знаний не зависит от их «тиражирования» и числа пользователей;

- неограниченность знаний в пространстве и времени;

чувствительность некоторых видов знаний ко времени – они устаревают, иногда мгновенно, но не исчезают без следа;

- замедление, тем более прекращение процесса получения знаний ведет к их обесцениванию;

- объем знаний непрерывно увеличивается в отличие от объема невосполнимых материальных ресурсов;

- любая экономическая деятельность порождает больший объем знаний (информации), чем потребляет;

- процесс воспроизводства новых знаний непредсказуем – результаты исследований не всегда зависят от вложенных в их получение средств;

- накладные расходы по воспроизводству знаний незначительны по сравнению с полной стоимостью затрат на получение знаний, где эта стоимость и концентрируется;

- знания при их тиражировании демонстрируют возрастающую доходность в отличие от материальных продуктов;

- знания обладают уникальной способностью: их можно представить, хранить, передавать, а некоторые даже использовать в унифицированном, единообразном виде – в цифровых кодах.

Технология управления знаниями понимается и реализуется в разных странах неоднозначно. Например, в США под управлением знаниями понимается вся технология доступа к разнообразной информации, как глобальной, так и корпоративной. Сюда можно отнести управление проектами, управление документами, потоки данных, хранилища данных с использованием интеллектуального анализа данных, телефон (проведение неформальных бесед), «мозговой штурм» проблемы, веб, интранет, консультации с аналитиками, решение проблем с использованием систем поддержки решений и т.д.

В практике европейского менеджмента, в частности в Швеции и Великобритании, под управлением знаниями больше понимают аспекты психологического и интеллектуального тренинга персонала и его информационной поддержки для решения новых корпоративных задач в постоянно изменяющихся условиях, поэтому на первый план выступает важность постоянного тренинга и обучения, повышения квалификации сотрудников.

Управление знаниями в России больше ориентируется на «советующие» системы поддержки управленческих решений, основывающиеся на аккумулировании и качественном анализе данных и информации, обработке экспертных знаний, выработке рекомендаций, генерации сценариев развития и прогнозных оценок в условиях неполной определенности.

В таблице 2 приводятся разные определения понятия «управление знаниями».

Таблица 2

Подходы к определению понятия «управление знаниями»

Автор
Определение
Казакова Н.В. [6]
Совокупность управленческих воздействий на способы, методы, формы организации отношений в сфере производства, распространения и использования знаний, нацеленная на повышение эффективности этих процессов
Попов Е.В., Власов М.В. [11]
Систематическое формирование (генерация), обновление, передача и применение знаний
Мильнер Б.З. [9]
Процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, обменом и использованием знаний или опыта
Мариничева М.К. [7]
Создание организационных, технологических и коммуникационных условий, при которых знания и информация будут способствовать решению стратегических и тактических задач организации

Проанализировав различные подходы к трактовке понятия «управление знаниями», представляется целесообразным дать его авторское определение. На наш взгляд, управление знаниями в организации – это совокупность методов, принципов, организационных форм управления с позиции использования знаний, где в основе методологической базы лежит повышение конкурентоспособности организации.

Управление знаниями решает две основные задачи:

1. Повышение эффективности производства за счет использования знаний для выпуска качественной продукции, не имеющей принципиальных отличий от выпускавшейся ранее.

2. Инновационная активность, предусматривающая создание продуктов и услуг с рыночной или научной новизной, разработку и внедрение новых технологий производства, бизнес-процессов и других инноваций.

Конструкция сверху донизу

На основе обобщения и анализа методологических основ управления знаниями мы считаем, что система управления знаниями – это:

1) совокупность методологических подходов, процедур, технологий и механизмов, которые позволяют менеджменту организации за счет использования знаний создавать дополнительные ценности;

2) система, осуществляющая процесс методического извлечения новых ценностей из интеллектуальных активов предприятия и их распределения между всеми заинтересованными сторонами.

Система управления знаниями организации состоит из трех базовых подсистем:

1. Социальную подсистему составляют работники, которым передаются знания как результат практической деятельности исследователей, работавших над решением какой-либо задачи.

2. Организационная подсистема состоит из организационных структур, обеспечивающих поиск, создание, накопление, распространение и использование новых знаний, а также участвующих в создании на их основе новшеств и инноваций.

3. Производственная подсистема позволяет использовать собранные и накопленные знания в практической деятельности организации.

На практике разработка и внедрение системы управления знаниями должны означать:

- появление новых процессов, процедур, технологий и методов, которые нужно интегрировать с существующими;

- введение новых должностей для специалистов по управлению знаниями и определенную перестройку организационной структуры компании, отношений подчинения и взаимосвязи;

- работу по созданию, развитию и поддержанию культуры организации, благоприятной для управления знаниями;

- превращение управления знаниями в неотъемлемую часть работы всех сотрудников компании.

Организация использования интеллектуальных ресурсов требует формирования новых подходов к управлению. Речь идет не о какой-то жесткой конструкции с центром наверху и талантами внизу, не об изолированной автономной системе, замыкающей в себе все задачи, процедуры и решения. Требуется именно такое построение всей системы управления, которое предусматривает мотивацию носителей знания к их созданию и использованию, образование специальных структур и организационной культуры, способствующих этому.

Ключевую роль играют единое информационное пространство и системы коммуникаций в организации, позволяющие интегрировать базы данных об источниках знаний, клиентах, поставщиках, операциях. Информационные технологии помогают находить, сохранять, структурировать нужную информацию, совместно работать над документами, общаться на профессиональных форумах и конференциях, обеспечивать организационные коммуникации, доступ к знаниям и системам образования, координацию деятельности и сотрудничество персонала.

Действия обусловлены особенностями

Необходимо исходить из того, что невозможно построить стандартную схему организационных преобразований в компании, поскольку при этом приходится считаться с конкретными особенностями и условиями ее функционирования. Вот почему в каждом случае следует прибегать к проектированию модели организации, в рамках которой формируется система управления знаниями с учетом ключевых компетенций, рыночной ориентации, продуктовой специализации, уровня и характера кооперации, концепции организационного построения. Структурное оформление новых направлений деятельности нередко может ориентироваться и на возможности определенных специалистов и лидеров, способных взять на себя формирование и деятельность команд по разработке инновационных идей и освоению новых продуктов. К глубинному же преобразованию организации следует прибегать лишь в исключительных случаях.

Представляют интерес также и принципы управления знаниями, предложенные А.Г. Абросимовым, А.П. Жабиным и Е.В. Погореловой [13]:

- принцип интеграции – эффективность управления знаниями в вузе зависит от успешной интеграции квалификации, знаний, опыта, научного потенциала профессорско-преподавательского состава, обеспечения учебного процесса современными педагогическими технологиями, организации использования и развития научных достижений как в учебном процессе, так и в различных предметных областях и объектах экономики, производства высокотехнологичных продуктов и др.;

- принцип развития условий и возможностей заключается в том, что необходимо создать такие условия в вузе, при которых участники управления знаниями обладают всей полнотой информации, анализируют и учитывают организационную культуру, знают все фундаментальные положения. Важно предоставить им возможность высказывать свое мнение, быть услышанными, особенно, когда они имеют точку зрения, которая расходится с принятыми представлениями;

- принцип обеспечения новизны знаний – знания со временем меняются, устаревают: у знаний есть естественный жизненный цикл, поэтому некоторые элементы знаний постоянно должны обновляться;

- принцип вознаграждения за знания – необходимы мониторинг и анализ результатов деятельности по созданию, применению и развитию знаний. Все сотрудники вуза должны осознать (через систему мотивации и стимулов), что обмен знаниями и их использование – это одна из главных ценностей в вузе. Необходимо четко обозначить, что знания и опыт вознаграждаются, только когда они доведены до сведения других и используются в образовательной деятельности;

- принцип преобразования знаний в действие отражается в создании новых знаний и использовании их для инновационного обучения и научных проектов.

Однако принципы управления знаниями на микро-, мезо- и макроуровнях имеют свою специфику. На основе системного подхода и вышеназванных принципов можно сформулировать принципы, на которых базируется система управления знаниями [3]:

- отношение к науке – предприятие, муниципалитет или регион имеют альтернативу: организовать научную деятельность самостоятельно и/или приобретать результаты научной деятельности у других организаций;

- отношение к видам науки – существуют альтернативы по включению в самостоятельную научную деятельность различных видов и направлений науки;

- отношение к обучению – предприятие, муниципалитет или регион могут сами организовать систему обучения и/или обучать персонал и население не на своей территории;

- отношение к решению проблем, реализации целевых задач (проектов) – предприятие, муниципалитет или регион имеют альтернативы: решать проблемы, выполнять проекты самостоятельно и/или с привлечением внешних специалистов (консалтинг, аутсорсинг);

- отношение к степени и методам формализации знаний – предприятие, муниципалитет или регион принимают решение по формализации или неформализации знаний. Имеются альтернативы по методам формализации: формализация в бумажных документах и/или формализация с использованием информационных технологий: баз данных, систем поддержки принятия решений и/или формализация с использованием экспертных систем;

- отношение к интеллектуальным ресурсам – существует альтернатива: формировать и развивать собственные интеллектуальные ресурсы высокого качества, объединенные в команду, и/или периодически привлекать внешних высококлассных специалистов;

- отношение к интеллектуальному капиталу – предприятие, муниципалитет или регион имеют альтернативы: формировать интеллектуальный капитал, создавать институт интеллектуальной собственности, организовать управление нематериальными активами или не осуществлять этого.

На наш взгляд, в современных условиях рынка необходимо дополнить перечень принципов, разработанных российскими и зарубежными специалистами и экономистами в области управления знаниями, в частности, ввести принципы «hands on» и «hands off».

Принцип «hands on» прослеживается, когда в регионе и муниципалитетах в корпорациях и на предприятиях известна взаимосвязь между знаниями и социально-экономическим развитием.

Принцип «hands off» свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между знаниями и социально-экономическим развитием, что требует дополнительного финансирования и инвестиций. На наш взгляд, в современных условиях рынка в России необходим принцип «hands on».

Выводы

1. Менеджмент знаний – это совокупность методов, принципов, организационных форм управления созданнымизнаниями с целью повышения эффективности и конкурентоспособности любой организации и любой сферы жизнедеятельности человека.

  • Экономические реалии, зримо обозначившиеся в последние годы, сформировали острую потребность в выработке новых принципов управления знаниями социально-экономических систем, которые обеспечивали бы эффективность использования знаний в регионе.
  • 3. Управление знаниями в регионе является в настоящее время важнейшим аспектом региональной экономики, то есть формируется и обусловливается необходимость реализации концепции управления знаниями в регионах и муниципалитетах РФ как совокупность синергии управления знаниями организаций, функционирующих на территориях муниципалитетов.

    Управление знаниями в регионе – это совокупность методов, принципов, организационных форм управления социально-экономическим развитием регионов, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов, с позиции использования знаний, где в основе методологической базы лежит качество жизни.


    Источники:

    1. Выступления участников научной сессии Общего собрания РАН // Вестник РАН, 2009, Т. 79. – № 3.
    2. Гурина К.О. Введение в теорию управления знаниями / К.О. Гурина, Е.В. Попов, М.В. Власов. – Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006.
    3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.
    4. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
    5. Индикаторы науки: 2013: Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2013.
    6. Казакова Н.В. Экономика и знания. – Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 2002.
    7. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
    8. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 1966.
    9. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006.
    10. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Под ред. В.А. Лекторского, В.А. Аршинова; пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. – М.: 1985.
    11. Попов Е.В., Власов М.В. Институты миниэкономики знаний. – М.: Academia, 2009.
    12. Ястремский И.А. Инновационная деятельность российских компаний // Региональная экономика: теория и практика, 2010. № 18
    13. Абросимов А.Г., Жабин А.П., Погорелова Е.В. Стратегические цели и принципы управления знаниями в вузе [Электронный ресурс] // http://ito.edu.ru/2006/Samara/VII/VII-0-1.html (дата обращения: 6.06.2013).

    Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:55:13