Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса?

Дробот Е.В.1,2, Макаров И.Н.2,3, Манасян С.М.4, Назаренко В.С.3, Бахмутская В.С.3
1 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
2 Первое экономическое издательство, Россия, Липецк
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44385936
Цитирований: 42 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье авторы продолжают свои исследования, посвященные оценке влияния пандемии COVID-19 на состояние реального сектора экономики. В статье на основе анализа данных Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, аналитического центра «НАФИ», Центра стратегических разработок (ЦСР), РБК, Интерфакса России и других источников проведена оценка влияния пандемии COVID-19 на состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации. Установлено влияние пандемии коронавируса на перспективы развития промышленного и торгового предпринимательства, развитие хозяйственных система на микро-, мезо- и макроуровнях. Авторами систематизированы проблемы, возникшие у малого и среднего бизнеса в период кризиса, спровоцированного влиянием пандемии COVID-19. Статья будет интересна специалистам в области макроэкономики, а также всем тем, кто интересуется состоянием дел в современной России и в мире

Ключевые слова: коронавирус, малое и среднее предпринимательство, пандемия, потребительский спрос, реальный сектор экономики, COVID-19

JEL-классификация: L26, M21, O11, O49



ТЕЗИСЫ: 1. Пандемия коронавируса, режим всеобщей самоизоляции поставили весь бизнес в трудное положение, но больше всех пострадали предприниматели, чьи проекты полностью ориентированы на офлайн-среду. 2. Отмена, снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсация платы за аренду могут оказать реальную помощь субъектам МСП в условиях пандемии. 3. Критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на государственную поддержку, определены не совсем корректно. 4. Коронавирусная инфекция способствовала смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду. 5. Общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства. 6. В данной ситуации значительно выигрывают компании, сумевшие получить государственную поддержку, а также более креативные и ориентированные на интернет-аудиторию субъекты малого предпринимательства

HIGHLIGHTS: 1. The coronavirus pandemic and the general self-isolation regime have put the entire business in a difficult position, but entrepreneurs whose projects are completely focused on the offline environment have suffered the most. 2. Cancellation, reduction and suspension of tax payments, as well as rent compensation, can provide real assistance to SMEs in the context of a pandemic. 3. The criteria for businesses that qualify for public support are not entirely correct. 4. The coronavirus infection contributed to a change in the activity format and the maximum transition of business to the online environment. 5. The general decline in household incomes has reduced consumer demand; and this will probably lead to the some small and medium-sized businesses exit from the market. 6. In current situation, companies that have managed to receive state support, as well as small businesses that are more creative and focused on the Internet audience, benefit significantly.

Введение

В современных условиях стабильному развитию бизнеса угрожают внешние и внутренние факторы, существенно влияющие на результаты экономической деятельности и как следствие на экономическую безопасность как самого предприятия, как и страны. В настоящее время очень остро стоит вопрос экономической безопасности в условиях биологических угроз. Обеспечение безопасного и устойчивого развития субъектов рыночных отношений наравне с безопасностью здоровья потребителей и состоянием окружающей среды – первоочередные задачи разрабатываемых в настоящее время бизнес-стратегий. Причем в условиях распространения коронавируса и введения мер ограничительного характера вопрос выживания остро стоит перед всеми субъектами предпринимательской деятельности. Но наиболее остро спровоцированный пандемией кризис сказался на малом и среднем предпринимательстве (МСП), поскольку у них «подушка» финансовой безопасности либо не велика, либо отсутствует вовсе.

Традиционно проблемы функционирования МСП в России широко рассматриваются в научных публикациях. Можно отметить исследования таких экспертов, как Е. В. Буланова, Н. С. Соменкова, Н. А. Ягунова [1] (Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019), Е. М. Бухвальд [2] (Bukhvald, 2020), И. В. Денисов, Е. С. Петренко, Е. Б. Белик [3] (Denisov, Petrenko, Belik, 2019), Р. В. Клиндух [4] (Klindukh, 2019), Н. В. Рубцова [5] (Rubtsova, 2019), С. М. Хаирова [6] (Khairova, 2019).

Кроме того, за прошедший год появилось много работ, посвященных оценке влияния пандемии COVID-19 на состояние отдельных секторов экономики, выявлению угроз национальной экономической безопасности, определению проблем адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде [7–17] (Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Erokhina, Dzhergeniya, 2020; Ilyina, Dorzhieva, 2020; Kuznetsova, Pukach, Pukach, 2019; Lev, Leshchenko, 2020; Makarov, Shirokova, Arutyunyan, Putintseva, 2019; Pechatkin, 2020; Stolyarov, 2020; Torkanovskiy, 2020; Tsvetkov, Dudin, 2020).

Цель нашего исследования – оценить, с какими проблемами сталкивается малый и средний бизнес в условиях нового экономического кризиса, спровоцированного пандемией.

Научная новизна исследования заключается в том, что авторами систематизированы проблемы, возникшие у малого и среднего бизнеса в период кризиса, спровоцированного влиянием пандемии COVID-19.

В качестве эмпирической базы исследования послужили данные Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, аналитического центра «НАФИ», Центра стратегических разработок (ЦСР), РБК, агентства «Интерфакс» и др. Исследование основано на анализе данных макроэкономической статистики, представленных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за 2020 г., а также на официальном сайте уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

В последние десятилетия в центре внимания как государства и общества, так и бизнеса находятся вопросы экологического характера, такие как:

- экологическая ситуация на территории страны, региона;

- экологичность производимой продукции;

- экологичность процесса производства.

Обозначенные выше вопросы в той или иной степени учитываются бизнесом при планировании и прогнозировании как предпринимательской деятельности, так и предпринимательских рисков.

Пандемия COVID-19 стала одним из серьезнейших вызовов в новейшей истории, стремительно распространяющимся и непредсказуемым. Компании по всему миру вынуждены были в кратчайшие сроки приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям: условиям работы, потребительскому поведению, регуляторным требованиям.

Население, бизнес, правительства – все столкнулись с радикальными изменениями, оказавшими колоссальное влияние на всю мировую экономику. Несмотря на наметившее улучшение ситуации и восстановление экономической активности, существует реальная угроза второй волны пандемии, которая грозит еще большими разрушительными последствиями для бизнеса, а значит, и для уровня жизни населения.

В наибольшей степени меры ограничительного характера, вызванные COVID-19, ударили по малому и среднему бизнесу, особенно в сфере услуг, предоставляемых в рамках традиционных форматов офлайн.

Согласно данным доклада «COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики», пандемия затронула до 67 % компаний и ИП, а на пике ограничительных мер не работало 56,1 % компаний [1].

Степень уязвимости малого и среднего бизнеса к внешним шокам значительно выше, чем крупного бизнеса, а при этом значительное снижение прибыли (более чем на 30 %) приходится на субъекты МСП в 65 классах ОКВЭД-2 из 88 существующих [2].

На сегодняшний день в России 3 млн предпринимателей оказались на грани разорения из-за пандемии COVID-19 [3]. Угроза закрытия нависла над каждым третьим предприятием малого бизнеса. В условиях затяжного распространения вируса и формирования второй волны без работы могут остаться более 8 млн человек.

Однако для многих российских предпринимателей кризис для бизнеса в России – это нечто перманентное.

И действительно, на протяжении последних лет, начиная с 2013 г., реальные располагаемые доходы россиян снижались. Лишь к 2019 г. этот показатель вернулся к положительным значениям (0,1 % в 2018 г. с учетом единовременных выплат и 0,8 % в 2019 г.) [4]. Естественно, данный рост не компенсирует снижение предыдущих лет, что в свою очередь также будет оказывать влияние на восстановление потребительской активности. Согласно предварительным данным Росстата, снижение реальных денежных доходов населения (по новой методологии) за 2 квартал 2020 г. составило 7,7 % [5]. Таким образом, к нынешнему коронакризису отечественная экономика подошла не в самой лучшей форме, едва оправившись от стагнации, что отличает текущую ситуацию, например, от кризиса 2008–2009 гг.

Влияние карантинных мер на потребительское поведение россиян можно оценить по данным исследования Лаборатории Сбербанка. Лаборатория по работе с большими данными рассмотрела изменения в расходах и проанализировала спрос. Данные об изменении спроса за период с 06. 04. 2020 г. по 12. 04. 2020 г. к аналогичному периоду 2019 года представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Изменение потребительского спроса, %

Источник: составлено авторами по данным Лаборатории Сбербанка // Официальный сайт Сбербанка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=488ad48f-705b-4bd9-b3e5-b3ed502914fc&blockID=1303&regionID=77&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 17. 09. 2020).

Так, по оценкам ЦСР, по состоянию на начало июня 33 % компаний подвержены риску банкротсва. Наибольшая доля приходится на сферу услуг и торговлю – риску подвержены 40 % компаний [6].

На рисунке 2 представлен рейтинг проблем, с которыми компании столкнутся после снятья всех ограничений, введенных в 2020 г. в связи с угрозой пандемии.

Рисунок 2. Рейтинг проблем бизнеса, % опрошенных

Источник: Материалы ЦСР. Аналитический бюллетень «Пульс экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/ (дата обращения: 18. 09. 2020).

85 % предпринимателей в конце марта 2020 г. отмечали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации [8] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020).

Согласно данным аналитического центра НАФИ, 76 % [предпринимателей] сообщили о снижении выручки, 66 % – о сокращении спроса на товары или услуги, 36 % – о сокращении числа поставщиков, 24 % – об уменьшении числа филиалов/точек продаж [7].

Такая ситуация не только в России. Компания LendingTree, проведя опрос 1200 малых американских предприятий, выявила, что 71 % предпринимателей боится не оправиться от спада, вызванного COVID-19, 70 % планируют увольнения, сокращения зарплат и времени работы, 69 % утверждают, что у них не хватит денег на поддержание нормальной работы в течение ближайших 90 дней. 73 % граждан США по опросам зафиксировали снижение своих доходов [8] (рис. 3).

Рисунок 3. Влияние пандемии COVID-19 на малый бизнес в США

Источник: составлено авторами по данным: Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в отраслях, которые были определены, как наиболее пострадавшие от кризиса, работает 329 тыс. компаний. В основном это транспортные фирмы (77 тыс.), предприятия сферы общественного питания (69 тыс.), спорт, отдых и развлечения (43 тыс.), туризм (32 тыс.) [9] (рис. 4). При этом компании туристической отрасли более уязвимые: более 14 % из них, как показывает Индекс финансового риска СПАРКа, еще до кризиса были в опасной зоне [10].

Рисунок 4. Численность компаний, работающих в наиболее пострадавших отраслях в России в 2020 г.

Источник: составлено авторами по данным: Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020); Система СПАРК. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/statistics (дата обращения: 26.09.2020).

Стоит отметить, что согласно данным Единого реестра субъектов МСП, [11] число субъектов МСП в период ограничительных мер не только не снизилось, но и, напротив, выросло (табл.). Так, по состоянию на 10 июля 2020 г. число субъектов МСП было на 2,3 % больше, чем в январе 2020 г.

Таблица

Динамика численности и среднесписочной численности МСП в 2020 г. по данным Единого реестра субъектов МСП

Период
Субъекты МСП, ед.
Темп роста, % к 10 января 2020 г.
Среднесписочная численность работников, чел.
Темп роста, % к 10 января 2020 г.
10.01.2020
5 916 906
100,0
15 321 788
100,0
10.02.2020
5 924 823
100,1
15 297 557
99,8
10.03.2020
5 960 356
100,7
15 276 648
99,7
10.04.2020
5 979 899
101,1
15 248 464
99,5
10.05.2020
6 035 035
102,0
15 304 366
99,9
10.06.2020
6 033 501
102,0
15 295 920
99,8
10.07.2020
6 051 910
102,3
15 269 774
99,7
10.08.2020
5 590 081
94,5
15 520 026
101,3
10.09.2020
5 602 738
94,7
15 515 137
101,3
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов МСП [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 18. 09. 2020).

На наш взгляд, данный рост числа субъектов МСП может объясняться необходимостью нахождения в реестре для получения соответствующих мер поддержки во время пандемии.

Практически сразу с введением ограничений федеральными и региональными властями были введены разнообразные меры поддержки, которые, как отмечают представители бизнеса, доступны далеко не всем и кажутся недостаточными.

Так, по данным мониторинга «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса» [12], проводимого институтом уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, мерами поддержки, принятыми на федеральном уровне, довольны 27,8 %, региональными мерами поддержки – 23,4 % опрошенных субъектов МСП (рис. 5).

Рисунок 5. Оценка субъектами МСП мер поддержки бизнеса в условиях COVID-19, % опрошенных

Источник: составлено авторами по данным Официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html (дата обращения: 17. 09. 2020).

Среди мер поддержки можно отметить: отсрочку уплаты налогов, кредитные каникулы, мораторий на банкротства, отсрочку арендных платежей, беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, снижение страховых взносов с 30 до 15 %. Введены антикризисные меры и в сфере закупок: авансирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 30 % размере, отмена штрафных санкций. Но стоит отметить, что только 10 % компаний из сегмента малого и среднего бизнеса участвуют в государственном заказе.

По результатам совместного исследования НАФИ и Forbes [13], проведенного в июне 2020 года, 33 % опрошенных представителей бизнеса обращались за государственной поддержкой в период ограничительных мер, 16 % – получили такую поддержку, а 17 % отметили наличие проблем при ее получении. Также в исследовании отмечается, что 61 % предпринимателей не обращались за господдержкой, в том числе и потому, что не попадают под определенные критерии [14].

Представляется, что отмена, снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсация платы за аренду могут оказать реальную помощь субъектам МСП в условиях пандемии. Однако критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на подобную поддержку, все-таки определены не совсем корректно: поддержка оказывается только тем предприятиям, которые сохраняют количество работников. В то же время для малого и среднего бизнеса весьма остро стоит вопрос о том, как удержать людей в режиме простоя, на минимальных выплатах или вообще без них, что, по сути, намного хуже увольнения, поскольку в этом случае работник имеет возможность поиска нового места трудоустройства и получения пособия по безработице (что некоторые работники и предпочитают).

Согласно данным исследования НАФИ, [15] в апреле 2020 г. 34 % компаний отправили своих сотрудников в отпуск за свой счет, а к увольнениям и сокращениям сотрудников прибегло 18 % опрошенных (рис. 6).

Рисунок 6. Изменения в отношении сотрудников компаний в апреле 2020 г., %

Источник: составлено авторами по данным: НАФИ «Новая нормальность». [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/novaya_normalnost/ (дата обращения: 17. 09. 2020).

Эксперты сходятся во мнении, что как бы ни развивалась ситуация с COVID-19, быстрого восстановления экономики и потребительского спроса не будет; предпринимателям придется решать, принимать смелые решения и пробовать новое, чтобы сохранить собственный бизнес.

Повторимся, что пандемия коронавируса, режим всеобщей самоизоляции поставили весь бизнес в трудное положение, но больше всех пострадали предприниматели, чьи проекты полностью ориентированы на офлайн-среду. Самоизоляция позитивно отразилась на компаниях, оказывающих ИТ-услуги, в связи с резким переходом работодателей на удаленный режим работы. Также возрастает потребность в предприятиях, оказывающих услуги по дезинфекции помещений и производящих медицинские комплектующие.

По окончании пандемии не произойдет резкого возврата к обычной жизни. Это будет происходить медленно и постепенно. Велика вероятность, что многие продолжат совершать покупки онлайн или предпочтут фитнес-центрам домашние тренировки, многие будут продолжать избегать людных мест еще очень длительный период.

Длительный период неопределенности может сказаться на популярности традиционных офлайн-каналов продаж и оказания услуг. Нужна смена форматов администрирования и продаж через Интернет, что позволит сократить расходы и поддержать выручку хотя бы на минимальном уровне. Для того чтобы перейти на онлайн-продажи, некоторым предпринимателям приходится переквалифицировать часть персонала.

Дистанционная торговля может помочь как предпринимателям, так и их клиентам, которые могут приобретать необходимые товары безопасно и по более низким ценам.

Порядка 60 % предпринимателей-арендаторов в разгар пандемии отмечали, что имеют просрочки по арендным платежам, многие ожидают появления проблем в ближайшем времени, ведь аренда – весомая статья в расходах субъектов МСП [16]. Арендный вопрос может явиться в свою очередь фактором банкротств субъектов МСП в дальнейшем. В конечном счете текущая ситуация может сказаться и на объемах свободных площадей, и на арендных ставках. Дополнительным фактором может стать и переход продаж в онлайн-среду, и перевод сотрудников на удаленную работу. В связи с этим, возможно, стоит ожидать изменения структуры арендаторов площадей в торговых центрах, в бизнес- и офисных центрах.

При этом многие представители бизнеса, реализовавшего переход на дистанционный формат работы сотрудников, отмечают снижение эффективности и работы сотрудников и бизнес-процессов в целом. К тому же многие компании осуществляли перевод на удаленный режим в срочном порядке или вовсе стихийно, что в свою очередь также сказалось на результатах предпринимательской деятельности.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования можно сделать несколько выводов.

Отечественный бизнес испытал существенные трудности в период коронавирусной инфекции. В основном эти трудности заключаются в следующем: падение спроса и отток клиентов; нехватка оборотного капитала; рост закупочных цен; сокращения и увольнения сотрудников; проблемы с погашением кредиторской задолженности и выплатой арендной платы.

Вышеозначенные проблемы и трудности способствовали смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду, в тех сферах, где подобная трансформация оказалась возможной. Смена формата коснулась как организации рабочего процесса части сотрудников (уход на удаленную работу), так и смены способов организации деятельности и доставки – во многих компаниях (особенно в регионах страны) получили распространение ранее отсутствовавшие услуги заказа через Интернет и безопасной доставки продукции потребителю.

Вместе с тем, уже сегодня можно говорить, что общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, ожесточив конкурентную борьбу за потребителя, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поэтому в данной ситуации значительно выигрывают компании, сумевшие поучить государственную поддержку. Меры поддержки бизнеса со стороны государства в условиях пандемии в основном включают снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсацию арендной платы. Однако критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на подобную поддержку, определены не совсем корректно. Именно поэтому более креативные и ориентированные на интернет-аудиторию субъекты малого и среднего предпринимательства имеют все шансы сохранить свои позиции на рынке.

В целом же необходимо сделать вывод о том, что подобные пандемии существенно способствуют распространению цифровых технологий в секторе малого и среднего предпринимательства, помогая становлению и развитию информационной экономики в регионах страны.

[1]COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения: 17. 09. 2020).

[2]COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения: 17. 09. 2020).

[3]РБК. Новости Черноземья. [Электронный ресурс]. URL https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d (дата обращения: 01. 09. 2020)/

[4]Данные Аналитического центра при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/ (дата обращения: 17. 09. 2020).

[5]Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 17. 09. 2020).

[6]Материалы ЦСР. Аналитический бюллетень «Пульс экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/ (дата обращения: 18.09.2020).

[7]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 18. 09. 2020).

[8]Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).

[9]Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).

[10]Система СПАРК. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/statistics (дата обращения: 26. 09. 2020).

[11]Единый реестр субъектов МСП [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 18. 09. 2020).

[12]Официальный сайт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html (дата обращения: 17. 09. 2020).

[13]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 17. 09. 2020).

[14]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 17. 09. 2020).

[15]Материалы НАФИ «Новая нормальность». [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/novaya_normalnost/ (дата обращения: 17. 09. 2020).

[16]Материалы НАФИ «Взаимоотношения арендаторов и арендодателей: поиск компромисса» [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/vzaimootnosheniya-arendatorov-i-arendodateley-poisk-kompromissa/ (дата обращения: 17. 09. 2020).


Источники:

1. Буланова Е. В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 449-466. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.
2. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1319-1336. – doi: 10.18334/epp.10.5.110134
3. Денисов И.В., Петренко Е.С., Белик Е.Б. Бизнес-модель как описание деятельности реальной коммерческой организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 531-540. – doi: 10.18334/epp.9.4.41355.
4. Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 167-178.
5. Рубцова Н.В. Тенденции развития малого предпринимательства в сфере гостеприимства // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 717-726. – doi: 10.18334/epp.9.4.41538.
6. Хаирова С.М. Рецензия на монографию Косьмина А.Д., Косьминой Е.А., Марышевой В.А. «Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: компаративный анализ трендов и результативности» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 2. – с. 149-150. – doi: 10.18334/lim.6.2.40787.
7. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
9. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
10. Ильина С.А., Доржиева В.В. Проблемы качества оценки показателей субъектов малого и среднего предпринимательства и измерения их вклада в достижение целей формирования новой модели развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 9. – doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
11. Кузнецова Н.А., Пукач Г.В., Пукач А.М. Проблемы адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 1363-1370. – doi: 10.18334/eo.9.2.40800.
12. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
13. Макаров И.Н., Широкова О.В., Арутюнян В.А., Путинцева Е.Э. Цифровая трансформация разномасштабных предприятий, вовлеченных в реальный сектор российской экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 313-326. – doi: 10.18334/eo.9.1.39966.
14. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
15. Столяров Н.О. Развитие механизмов управления организационной культурой в условиях преодоления последствий глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19 // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 3. – doi: 10.18334/lim.7.3.110861.
16. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – doi: 10.18334/eo.10.3.110600.
17. Цветков В.А., Дудин М.Н. Медийная активность отечественных политиков и государственных деятелей в период пандемии COVID-19 как инструмент укрепления доверия электората // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 89-122. – doi: 10.18334/lim.7.2.110214

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:11:11