Исследование уровня профессиональной подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда

Никулина Ю.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (93), Сентябрь 2014

Цитировать:
Никулина Ю.Н. Исследование уровня профессиональной подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 9. – С. 167-175.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022261
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются современные проблемы подготовки молодых специалистов, а также приводятся результаты мониторинга трудоустройства и карьерного продвижения выпускников, связанные с оценкой положения молодых специалистов на современном рынке труда. Предложены рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности молодых специалистов с учетом требований регионального рынка труда.

Ключевые слова: система образования, современный рынок труда, компетенции молодых специалистов, требования предприятий-работодателей, конкурентоспособность выпускников

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и предприятий-работодателей – это особо важная задача, т.к. от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации [1].

Тенденции и перспективы развития рынка образовательных услуг

Партнерство вузов и работодателей способствует укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона.

В современных условиях отсутствует механизм, при котором объемы приема и направления подготовки специалистов определяются через диалог с предприятиями-работодателями − основными потребителями кадров. В данной ситуации особо важным становится адекватное формулирование целей обучения.

Система нового поколения профессиональных и образовательных стандартов должна в большей степени строиться с учетом требований предприятий-работодателей и удовлетворения запросов регионального рынка труда к перечню направлений подготовки и компетенций молодых специалистов.

Поэтому одним из перспективных направлений деятельности вузов становится исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и проведение маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг высших учебных заведений и субъектов рынка труда региона.

В настоящее время одной из важных задач в системе высшего профессионального образования является разработка научно-методического обеспечения процесса управления качеством образования на основе анализа его развития, мониторинга, прогнозирования и использования маркетингового подхода.

Процесс управления качеством образования в вузе подразумевает использование различных подходов. Одним из наиболее эффективных является маркетинговый подход, который ориентирует руководство вуза и профессорско-преподавательский состав на достижение удовлетворенности всех групп потребителей (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий-работодателей) и повышение уровня конкурентоспособности вуза. Использование маркетинговых методов и инструментов (в т.ч. маркетинговых исследований) позволяет получать актуальную информацию и принимать эффективные управленческие решения.

Одним из критериев эффективности качества образования является уровень развития системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников. Исследование данной системы и разработка предложений по ее совершенствованию основываются на использовании результатов комплексного мониторинга процессов профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов в системе отношений «абитуриент – студент – выпускник – специалист».

Один из главных признаков конкурентоспособности молодого специалиста – соответствие требованиям предприятий-работодателей. Оценку профессиональной подготовленности и конкурентоспособности выпускников могут осуществлять непосредственно как субъекты рынка труда, т.е. предприятия-работодатели, так и сами молодые специалисты.

Актуальной задачей становится исследование собственной конкурентоспособности через изучение различных аспектов работы молодых специалистов, в том числе по полученной специальности, существующих стратегий трудоустройства, факторов выбора работы и условий труда, а также выработка направлений для максимального сближения системы образования и рынка труда, т.е. выпускника и работодателя.

С этой целью Оренбургский государственный университет в январе 2014 г. провел ежегодное исследование «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников-2013».

Основные задачи исследования: оценка востребованности выпускников на рынке труда, анализ каналов трудоустройства и положения выпускников на рынке труда, оценка соответствия уровня подготовленности выпускника требованиям предприятий-работодателей.

Результаты исследования показали, что на момент опроса (через полгода после получения диплома о высшем профессиональном образовании) успешно трудоустроились 74,7% выпускников, число не работающих респондентов составило 25,3%, из них:

‑ молодые женщины, находящиеся в декретном отпуске – 6,1%;

‑ молодые люди, находящиеся на службе в армии – 3,9%;

‑ выпускники, продолжающие дневное обучение (аспирантура, магистратура, второе высшее образование) – 6,6%.

По данным опроса, 16,6% респондентов являются занятыми. В число неработающих 8,7% респондентов входят те, кто по различным причинам не может найти рабочее место в течение первых 5−6 месяцев после выпуска, а также те, кто, получив первоначальный трудовой опыт, ищут более подходящее место работы. В целом ситуация складывается следующим образом – 91,3% выпускников заняты или работают; не работают 8,7% респондентов.

Анализ каналов трудоустройства выпускников показал, что наиболее популярным механизмом трудоустройства являются связи родственников, друзей и знакомых респондентов (33,8%). Также популярен среди выпускников поиск работы через интернет (17,7%).

С помощью обращения непосредственно на предприятие определились с местом работы 14,7% респондентов; работники университета (выпускающих кафедр, деканатов, отдела содействия трудоустройству выпускников) оказали содействие 12,5% выпускников. По итогам прохождения практики на профильных предприятиях остались 12,5% выпускников. Часть респондентов (2,3%) организовали собственный бизнес, получив статус индивидуального предпринимателя [2].

Учитывая направленность экономики Оренбургского края, большинство выпускников (23%) трудоустраиваются на промышленные и производственные предприятия, а также на предприятия электроэнергетики. В сфере строительства работают 13%респондентов, 11% − в торговле; 10% − работают на предприятиях сервиса и обслуживания, 9% − в банках, финансовых и страховых компаниях.

По результатам проведенного телефонного опроса было выявлено, что более xtv e половины (50,2%) выпускников работа соответствует полученной специальности. 28,1% респондентов работают не совсем по профилю подготовки. У 21,7% выпускников место работы не соответствует выбранному направлению подготовки в вузе.

Что касается вопроса необходимости прохождения какой-либо дополнительной подготовки на рабочем месте, то большинство ответили, что сразу приступили к работе без каких-либо затруднений − 71,1%. 17,3% респондентов не сразу приступили к должностным обязанностям, т.к. нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте, 11,2% − почти сразу при условии прохождения обязательного внутрифирменного обучения.

Результаты исследования

Как выяснилось в результате исследования, основная часть выпускников (41,5%) получаtт зарплату в пределах от 15 000 до 20 000 руб. Что касается остальных, то до 10 000 руб. в месяц получают 6,5% респондентов, от 10 000 до 15 000 руб. – 22,1% выпускников, от 20 000 до 25 000 руб. – 13,4% респондентов, свыше 25 000 руб. – 11,3% респондентов. Не пожелали отвечать на вопрос об оплате своего труда либо затруднились ответить 5,2% выпускников.

Интересно сравнить полученные данные с результатами исследования «Выпускник ОГУ – 2013», которое проводилось в июне-июле 2013 г. сразу после защиты дипломных работ среди тех же респондентов.

На тот момент заработная плата менее 10 000 руб. устроила бы всего 1,1% респондентов. 13,3% оценили свои профессиональные качества в пределах 10−15 000 руб. Большая же часть выпускников (83,6%) хотели получать зарплату свыше 15 000 руб. На момент же проведения исследования выпускников как уже молодых специалистов, заработную плату в пределах от 15 000 руб. и выше получают только 66,2%.

Для 68,4% трудоустроенных на момент опроса выпускников текущая работа является первым местом после окончания вуза. 31,6% респондентов уже меняли место работы. Основная причина ухода с первого места работы – низкий уровень оплаты труда (42,5% респондентов). Третья часть выпускников (30,1%) ответили, что их не устроили условия работы: оснащенность рабочего места, график работы, удаленность работы от дома, бытовые условия и т.д. Среди прочих причин (27,4%) – личные взаимоотношения в коллективе, переезд в другой город, смена профессиональной деятельности, отсутствие возможности профессионального и карьерного роста, сокращение штата и другие.

Для оценки соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям современного рынка труда, респондентам был задан соответствующий вопрос относительно самооценки полученных знаний, умений и навыков. Значительная часть респондентов (64,1%) отметили высокий уровень приобретенных профессиональных знаний. Треть выпускников (29,4%) ответила, что не полностью удовлетворены уровнем своей подготовки. Не довольны своим багажом знаний 4,3% респондентов.

Обратим внимание на результаты опроса «Выпускник ОГУ-2013», где респонденты оценивали уровень полученного в университете образования, – «неудовлетворительно» и «удовлетворительно» оценили свой уровень знаний лишь 1,1% и 10,9% респондентов соответственно, а на «отлично» и «хорошо» – 29,9% и 55,6% выпускников соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на рабочем месте выпускники более реально оценили полученные в вузе знания и уровень полученного образования.

В связи с тем, что почти треть опрошенных выпускников не совсем удовлетворены уровнем полученных знаний или вовсе неудовлетворенны им полностью, респондентам был задан вопрос, чего же именно не хватает им в профессиональной подготовке как специалистам.

Часть выпускников (25,5%) ответили, что для достаточной профессиональной подготовки как специалистам им не хватило практических навыков в процессе обучения. Некоторым выпускникам (1,3%) не хватило работы со специальными компьютерными программами во время обучения в вузе, а также теоретических знаний (3%). Часть выпускников (6,1%) указали свои варианты ответов, в числе которых недостаток знаний специализированных программных систем, знаний СНИП, строительных норм и правил, практики видеомонтажа, навыков программирования и др. [2].

Возможность дальнейшего карьерного роста предполагает работа 86,1% выпускников. В этой группе респондентов большинство отмечает, что шансы в отношении карьерного роста средние – 50,2%, высокие шансы у 22,5% респондентов, низкие – у 13,4% выпускников. Часть респондентов (7,8%) отвечает об отсутствии карьерного роста в будущем.

Работу в ближайшее время собираются поменять 26% респондентов, что главным образом связано с работой не по специальности, низкими шансами в отношении карьерного и профессионального роста и низкой оплатой труда. Большая же часть респондентов довольны текущим местом работы, и в ближайшее время менять его не планируют (66,2%). Не определились с ответом на вопрос о том, стоит ли менять в ближайшее время работу или нет, 7,8% респондентов.

В связи с тем, что многие выпускники планировали на момент проведения опроса поменять текущее место работы, логично было спросить о готовности переехать в другой регион с целью лучшего трудоустройства. Ответы распределились практически равномерно, однако, большая часть выпускников – 51,5% − ответили, что готовы переехать ради лучшей работы, 48,5% − отказались.

Многие выпускники после окончания высшего учебного заведения сталкиваются с определенными трудностями в процессе поиска работы. В результате проведения опроса выяснилось, что у 41,1% выпускников проблем в процессе поиска работы не возникло. Основной же проблемой остальных стало отсутствие опыта работы (26,7%). Столкнулись с проблемой дефицита рабочих мест по полученной специальности на рынке труда 14,7% выпускников. Не устроила оплата труда по специальности 13,2% респондентов. Часть респондентов (2,72%) отметили другое: психологическая неподготовленность к рынку труда; отсутствие гражданства РФ; большинство вакансий от кадровых агентств, а не от прямых работодателей; дискриминация по половому признаку.

Рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда

Полученные результаты исследования молодых специалистов дают основания сформулировать следующие рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда.

Во-первых, необходимо ежегодно проводить практические занятия с целью оказания помощи студентам в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности и направлению подготовки, а также семинары, обучающие технологиям успешного трудоустройства и основам предпринимательства.

Во-вторых, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные и профессиональные компетенции студентов, лидерские качества и навыки делового общения, ориентировать на построение успешной карьеры, информировать выпускников о текущей ситуации на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, среднем уровне оплаты труда молодых специалистов, потенциальных местах трудоустройства в разрезе специальностей и направлений подготовки.

В-третьих, в связи с тем, что около трети выпускников работают не по профилю полученного образования, выпускающим кафедрам усиливать связь с профильными предприятиями Оренбуржья с целью расширения сотрудничества в области целевой контрактной подготовки студентов, закрепления студентов для прохождения всех видов практики и трудоустройства на предприятия, включая заключение соответствующих договоров.

В-четвертых, необходимо предусматривать в перечне тем курсовых и дипломных работ темы, предложенные предприятиями-работодателями, являющимися базами производственных и преддипломных практик студентов и приглашать представителей компаний на их защиты.

В-пятых, в большей степени привлекать представителей предприятий-работодателей к проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона.

В-шестых, проводить анализ потребностей регионального рынка труда при разработке образовательных программ прикладного бакалавриата и системы дополнительного профессионального образования.

Вывод

Можно констатировать, что процесс формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях должен базироваться на всестороннем сотрудничестве образовательных учреждений и бизнеса на основе совместно разработанных образовательных программ, профилей подготовки с четко продуманными и сформулированными целями обучения и характеристикой компетентностного портрета (модели) выпускника.


Источники:

1. Никулина Ю. Н. Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников вуза и работодателей / Ю.Н. Никулина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. − № 8 (127) / август. – С. 88−93.
2. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2012–2013 учебный год / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, А.В. Кривоблоцкая, Л.А. Абрамова, И.А. Кислова, Г.В. Струзберг; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 163 с.

Страница обновлена: 27.01.2024 в 17:30:04