Особенности внедрения бизнес образования в России: частные пути и государственные программы. Основные отличия и оценка эффективности

Подоляко Д.А.1
1 Владимирское региональное отделение общероссийской общественной организации «ассоциация молодых предпринимателей»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности внедрения бизнес-образования в России, включая частные инициативы и государственные программы. Методология исследования основана на анализе статистических данных и сравнительном обзоре программ, что позволило выявить ключевые отличия и эффективность каждого подхода. Автором был выполнен сравнительный анализ частных и государственных программ бизнес-образования в России, что позволило выявить их ключевые отличия и оценить эффективность каждого подхода. Впервые была предложена синергетическая модель взаимодействия частных и государственных инициатив, направленная на повышение общего уровня предпринимательского образования в стране. Кроме того, было рассмотрено влияние программ на карьерный рост выпускников частных курсов и развитие малого и среднего предпринимательства, что позволяет более глубоко понять роль каждого подхода в экономическом развитии. Научная проблема, которая была решена , заключается в недостаточной эффективности существующих форм бизнес-образования в России и необходимости создания более сбалансированного и результативного подхода к подготовке специалистов в условиях изменяющейся экономической среды. Статья будет интересна исследователям в области образования, представителям бизнес-школ, а также специалистам, занимающимся развитием предпринимательства

Ключевые слова: бизнес-образование, частные бизнес-школы, государственные программы, предпринимательские навыки, эффективность образования, инновации, рынок труда, Россия, малое и среднее предпринимательство

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

В последние десятилетия бизнес-образование стало одним из важнейших инструментов развития человеческого капитала, способствующим формированию навыков предпринимательства и управления. В условиях быстро меняющейся глобальной экономики, где востребованность квалифицированных специалистов с предпринимательскими и управленческими компетенциями постоянно растет, Россия не остается в стороне от этих тенденций. Развитие бизнес-образования в стране связано как с частными инициативами, так и с государственными программами, каждая из которых имеет свои особенности и задачи.

Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки кадров, способных эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, что требует внедрения образовательных программ, ориентированных на развитие практических предпринимательских навыков. Успех на современном рынке зачастую определяется не только качественным образованием, но и способностью быстро адаптироваться к изменениям, что делает гибкость образовательных инициатив ключевым фактором их эффективности.

Литературный обзор показывает, что на сегодняшний день существует множество исследований, посвященных различным аспектам бизнес-образования. В работе Календжян С. О., Гумилевская О. В. [1, c. 39-63] рассматриваются ключевые этапы развития бизнес-образования в России. Петровская А.В. [2, c. 118-120] подчеркивает значимость частных образовательных инициатив, ориентированных на инновации и предпринимательские навыки. В свою очередь, Шульженко А.М. [3, c. 249–253] уделяет внимание государственным программам поддержки предпринимательства и их роли в развитии малых и средних предприятий. Однако отсутствуют исследования, направленные на комплексный анализ синергии частных и государственных программ, что и составляет научный пробел данного исследования.

Цель данной работы заключается в анализе особенностей внедрения бизнес-образования в России через частные и государственные программы, выявлении их ключевых отличий и оценке эффективности данных подходов в подготовке современных специалистов.

Научная новизна работы заключается в предложении модели синергии частных и государственных программ бизнес-образования, что позволит повысить общую эффективность подготовки специалистов для российского рынка труда и предпринимательской сферы.

Авторская гипотеза исследования заключается в том, что интеграция частных и государственных образовательных инициатив может способствовать созданию более сбалансированной и адаптивной системы подготовки специалистов, что положительно скажется на экономическом развитии и предпринимательской активности в стране.

Методология исследования основывается на сравнительном анализе данных о частных и государственных образовательных программах, а также на эмпирическом исследовании эффективности бизнес-образования.

1. Общетеоретические аспекты развития бизнес-образования в России

За последние несколько десятилетий бизнес-образование в России прошло через несколько этапов трансформации, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. В 1990-х годах, после распада Советского Союза, страна вступила на путь рыночных реформ, что создало спрос на новые знания и навыки в области бизнеса и управления. В области бизнес-образования России на данный момент отсутствуют обширные исследования, посвященные детальному изучению всех участников этого процесса, включая ключевых стейкхолдеров [1]. Основная цель бизнес-образования — это достижение карьерного роста и успеха в предпринимательской деятельности, что обуславливает его ориентированность на два ключевых сегмента: компании и корпорации, с одной стороны, и управленческие кадры (высшего и среднего звена) — с другой [2].

В настоящее время в России наблюдается рост популярности онлайн-курсов и программ MBA, которые позволяют обучающимся получать необходимые знания без необходимости посещать физические кампусы. Онлайн-образование также предоставляет возможность учиться у лучших преподавателей и специалистов со всего мира, что значительно повышает уровень подготовки кадров. Тем не менее, остается вопрос о качестве таких программ и их признании на рынке труда.

Одним из главных вызовов для частных бизнес-школ остается высокая стоимость обучения, что ограничивает их доступность для широких слоев населения. Кроме того, несмотря на их гибкость и инновационность, частные учреждения часто сталкиваются с проблемой признания их дипломов и сертификаций работодателями. Государственные программы, с другой стороны, страдают от недостатка финансирования и бюрократических барьеров, что негативно сказывается на качестве образования и способности оперативно реагировать на изменения в экономике и на рынке труда [3].

Для улучшения частных программ важно рассмотреть возможности снижения стоимости обучения через гранты и стипендии, а также расширение использования онлайн-форматов для охвата более широкой аудитории. Государственным программам следует сосредоточиться на повышении качества обучения через внедрение современных методов и технологий, а также на усилении связей с частным сектором для создания программ, которые лучше соответствуют потребностям рынка.

За пределами крупных городов развитие бизнес-образования сталкивается с множеством вызовов, таких как ограниченные ресурсы, недостаток квалифицированных преподавателей и слабая инфраструктура. Тем не менее, в последние годы наблюдается рост числа региональных бизнес-школ и программ, которые успешно развиваются благодаря поддержке местных властей и частного сектора. Например, в Татарстане и Свердловской области были запущены инициативы по созданию региональных бизнес-инкубаторов и образовательных центров, которые привлекают молодых предпринимателей и способствуют развитию местной экономики [4].

Некоторые регионы России демонстрируют примеры успешного развития бизнес-образования. В Новосибирске действует бизнес-школа, которая специализируется на подготовке кадров для технологических стартапов, а в Краснодаре создана программа, направленная на поддержку сельскохозяйственного предпринимательства. Эти инициативы показывают, что при правильном подходе и поддержке можно развивать эффективные образовательные программы даже в регионах с ограниченными ресурсами.

Одним из ключевых аспектов развития бизнес-образования в России является обеспечение его доступности для различных социальных групп. Сегодня существуют программы, направленные на повышение участия женщин в бизнесе, а также инициативы, поддерживающие предпринимательство среди молодежи и представителей малообеспеченных слоев населения. Например, некоторые бизнес-школы предлагают стипендии и гранты для студентов из сельских районов или неблагополучных семей, что позволяет им получить качественное образование и выйти на новый уровень социальной мобильности.

Если же говорить о бедующем состоянии, то оно будет определяться рядом ключевых трендов. Однако можно выделить следующие аспекты: рост значимости устойчивого развития и социального предпринимательства, усиление роли технологий и цифровых навыков, а также повышение интереса к междисциплинарным программам, сочетающим бизнес-образование с другими областями знаний, такими как технологии и экология. Также ожидается, что российские бизнес-школы будут активно интегрировать эти тренды в свои программы, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне [5].

2 Частные инициативы в бизнес-образовании

Бизнес-школа представляет собой образовательную организацию, предназначенную для подготовки действующих и будущих руководителей, которые стремятся вести предпринимательскую деятельность на высоком профессиональном уровне. Как правило, бизнес-школы не являются полностью самостоятельными структурами. Зачастую они функционируют в рамках крупных университетов или других образовательных учреждений, предоставляющих высшее образование.

Важно отметить, что в бизнес-школах не предоставляется первое высшее образование. Наоборот, для зачисления в такую школу требуется наличие диплома о высшем образовании и желательно определенный профессиональный опыт в соответствующей области [6].

Частные учреждения могут быстро реагировать на новые тенденции и потребности, предлагая современные и востребованные программы. Примером успешной частной инициативы является Московская школа управления «Сколково», которая привлекает международных экспертов и разрабатывает программы с учетом глобальных бизнес-трендов. Ниже в таблице 1 будут описаны преимущества и недостатки данных видов школ [7].

Таблица 1. Преимущества и недостатки частных видов бизнес-школ [7].

Преимущества
Недостатки
Индивидуальный подход: Частные учреждения часто предлагают индивидуальные программы обучения, учитывающие специфические потребности студентов и их компаний.
Высокая стоимость: Обучение в частных бизнес-школах зачастую дорогостоящее, что ограничивает доступ к ним для широкой аудитории.
Инновационные методы: Использование передовых технологий и интерактивных методов обучения, таких как онлайн-курсы, симуляции и кейс-методы.
Ограниченная доступность: Частные учреждения сконцентрированы в крупных городах, что делает их менее доступными для жителей регионов.
Международное сотрудничество: Активное участие в международных проектах и партнерство с ведущими мировыми бизнес-школами, что позволяет адаптировать лучшие зарубежные практики.

3 Государственные программы бизнес-образования

Государственные программы направлены на создание доступного и массового бизнес-образования, интеграцию бизнес-навыков в систему высшего и среднего образования. Основные направления включают разработку специализированных учебных программ, повышение квалификации преподавателей и поддержку предпринимательских инициатив среди студентов. Одним из ключевых аспектов этих программ является их адаптивность к требованиям различных отраслей экономики. Государственные учреждения и образовательные организации разрабатывают специализированные курсы и семинары, которые учитывают как современные тенденции в управлении, так и конкретные потребности регионов и отраслей. Это позволяет предпринимателям получить актуальные знания, необходимые для успешного функционирования их бизнеса в быстро меняющихся условиях рынка.

Важным преимуществом государственных программ бизнес-образования является их доступность. В рамках таких инициатив государство может частично или полностью финансировать обучение, что особенно важно для начинающих предпринимателей, у которых могут отсутствовать достаточные финансовые ресурсы для участия в коммерческих образовательных программах. Программы также могут включать в себя консультации с опытными предпринимателями, наставничество и доступ к сетям деловых контактов, что значительно расширяет возможности для роста и развития бизнеса.

Одной из задач государственных программ является стимулирование инноваций и внедрение новых технологий в предпринимательскую деятельность. Обучение по таким программам включает в себя темы, связанные с цифровизацией бизнеса, использованием больших данных, а также управлением изменениями в условиях цифровой трансформации экономики. Это особенно актуально в современном мире, где цифровые технологии играют важную роль в повышении конкурентоспособности и адаптации компаний к новым вызовам.

Государственные программы бизнес-образования также способствуют улучшению кооперации между частным и государственным секторами. Такие программы предоставляют возможности для налаживания контактов между предпринимателями, государственными учреждениями и образовательными организациями, что способствует более эффективному взаимодействию и совместной работе над решением социально-экономических задач. Ниже будут представлены преимущества и недостатки государственных программ бизнес-образования [8]

Таблица 2. Преимущества и недостатки государственных программ бизнес-образования [8].

Преимущества
Недостатки
Доступность широкому кругу лиц: Государственные программы охватывают большую часть населения, включая регионы, и делают бизнес-образование доступным для всех слоев общества.
Низкая гибкость: Государственные программы менее оперативно реагируют на изменения рынка и новые тенденции в бизнесе.
Системный подход: Интеграция бизнес-навыков в общеобразовательную систему позволяет сформировать основы предпринимательского мышления у молодежи.
Качество обучения: Ограниченные ресурсы и бюрократические процессы могут снижать качество образовательных программ.
Социальная значимость: Государственные программы направлены на развитие малого и среднего предпринимательства, что способствует экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

Главные различия между частными и государственными программами бизнес-образования заключаются в их подходе к организации и реализации учебного процесса. Частные инициативы характеризуются высокой степенью адаптивности и инновационности, тогда как государственные программы ориентированы на массовость и социальную доступность (таблица 3).

Таблица 3. Отличительные особенности частных школ и государственных программ в бизнес-образовании [8].

Параметр
Частные инициативы
Государственные программы
Доступность
Высокая стоимость, доступна не всем
Бесплатно или недорого, доступна для большинства
Гибкость
Высокая
Низкая
Качество
Высокое, за счет инноваций
Варьируется, часто ниже
Масштаб
Ограничен крупными городами
Охватывает всю страну
Ориентированность на рынок
Высокая
Средняя

3. Рекомендации по улучшению частных и государственных программ

Частные бизнес-школы и курсы демонстрируют высокую степень адаптивности и инновационности, что позволяет им успешно реагировать на быстрые изменения в экономике и бизнесе. Для повышения их эффективности рекомендуется:

1. Снижение стоимости обучения: Введение программ с частичным финансированием или стипендий для талантливых студентов из разных социальных слоев.

2. Расширение географической доступности: Открытие филиалов и использование онлайн-форматов для охвата студентов из регионов.

3. Усиление сотрудничества с государственными учреждениями: Совместные программы с государственными университетами и участие в государственных инициативах могут способствовать развитию более гармоничной системы бизнес-образования [9].

Государственные программы, ориентированные на массовое образование и поддержку предпринимательства, обеспечивают широкую доступность и социальную значимость. Для повышения их эффективности можно рассмотреть следующие меры:

1. Улучшение качества обучения: Внедрение современных образовательных технологий и методов, а также повышение квалификации преподавателей.

2. Гибкость и адаптивность программ: Регулярное обновление учебных программ с учетом текущих потребностей рынка и интеграция практических навыков.

3. Стимулирование частно-государственного партнерства: Активное привлечение частных бизнес-школ и компаний к разработке и реализации государственных образовательных программ [10].

Обе формы бизнес-образования играют важную роль в экономическом развитии России. Частные инициативы, с их высоким уровнем подготовки и инновационными методами, способствуют созданию лидеров, способных вести бизнес в условиях глобальной конкуренции. Государственные программы, в свою очередь, обеспечивают массовое развитие предпринимательских навыков, что способствует формированию широкой базы малого и среднего бизнеса.

Для достижения оптимального результата необходимо дальнейшее развитие и поддержка обеих форм образования. Синергия частных и государственных усилий может привести к созданию устойчивой системы бизнес-образования, которая будет способствовать развитию инновационного и конкурентоспособного бизнеса в России. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на экономический рост, создание новых рабочих мест и улучшение общего уровня жизни в стране.

Заключение

В заключение можно отметить, что развитие бизнес-образования в России требует интеграции усилий частного и государственного секторов. Частные инициативы обеспечивают высокое качество подготовки специалистов благодаря инновационным подходам и международным партнерствам, в то время как государственные программы способствуют распространению предпринимательских навыков на массовом уровне. Однако для максимальной эффективности необходимо решать проблемы, связанные с высокой стоимостью частных программ и низкой гибкостью государственных инициатив. Стратегическое развитие обеих форм образования и их координация помогут повысить уровень предпринимательской активности в стране и улучшить экономические показатели. Важным аспектом является также привлечение современных технологий в учебный процесс и усиление взаимодействия с бизнес-сообществом для подготовки компетентных кадров.


Источники:

1. Календжян С. О., Гумилевская О. В. Международный опыт развития программ DBA и возможности его адаптации в российском бизнес-образовании // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 11. – c. 39-63.
2. Герасимова М. М. Этапы развития бизнес-образования в России // NovaInfo. Ru. – 2019. – № 103. – c. 118-120.
3. Шульженко, А.М. Современные тенденции бизнес-образования как инструмента развития малого и среднего предпринимательства // Журнал Фундаментальные исследования. – 2022. – № 10. – c. 249-253.
4. Грязнов С. А. Профессионализм современных предпринимателей // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 15. – c. 230-234.
5. Шаповалов В. К., Игропуло И. Ф., Арутюнян М. М. Образовательные программы социально-предпринимательской направленности: анализ современных образовательных практик в российских регионах // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2. – c. 427-431.
6. Сорокин П., Повалко А., Вятская Ю. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Форсайт. – 2021. – № 4. – c. 22-31.
7. Календжян С. О., Гумилевская О. В. Международный опыт развития программ DBA и возможности его адаптации в российском бизнес-образовании // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 11. – c. 39-63.
8. Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: Правовой аспект // Образование и право. – 2023. – № 6. – c. 116-122.
9. Селиверстова Н. И. О трансформации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 4 (30). – c. 164-170.
10. Фурсов В. А., Алиева З. М., Мальсагова Х. С. Оценка эффективности и мониторинг реализации государственных программ на региональном уровне // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 5. – c. 72-79.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:59