Анализ и разработка направлений повышения конкурентоспособности российских товаров на иностранных рынках

Зимовец А.В.1, Ханина А.В.2
1 Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», Россия, Таганрог
2 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Зимовец А.В., Ханина А.В. Анализ и разработка направлений повышения конкурентоспособности российских товаров на иностранных рынках // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 7. – С. 1995-2012. – doi: 10.18334/epp.12.7.115117.

Аннотация:
Март 2022 года ознаменовался для Российской Федерации рекордным числом введенных против нее санкций, которые, безусловно, негативно сказались на экономике страны. Разрыв налаженных логистических цепочек поставок, отказ от сотрудничества с некоторыми компаниями, уход иностранных брендов из России, разрывы внешнеэкономических контрактов все это стало драйвером для развития отечественного производства. В рамках настоящей работы авторами проводится анализ сложившейся в настоящее время экономической ситуации вокруг России, проведен анализ конкурентоспособности отдельных товарных групп на международном рынке и предложен комплекс мер по увеличению уровня конкурентоспособности отечественной продукции на российском и международном рынке.

Ключевые слова: санкции, защита экономики, влияние санкций на экономику, конкурентоспособность, экспорт, поддержка предпринимательства

JEL-классификация: F13, F14, F51



Введение

Сегодняшнюю внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации сложно считать высокоэффективной и легко прогнозируемой. Отчасти на это повлияла и ситуация с COVID-19, из-за которой значительное количество предприятий прекратили свою деятельность, но намного большее влияние на экспортно-импортные отношения государства оказывают санкции недружественных стран, которые ограничивают как поставки собственных товаров на территорию России, так и вводят эмбарго на приобретение российских товаров.

Очевидно, что полностью изолировать Россию не получится: во первых, в мире достаточно стран, которые поддерживают политику России, а во вторых, некоторые категории товаров, которые производятся в нашем государстве и направляются на экспорт, имеют уникальные потребительские характеристики, и их зарубежные потребители, как это уже является очевидным, либо не смогут от них полностью отказаться, либо полный отказ от их приобретения нанесет непоправимый экономический ущерб самому «отказнику».

В соответствии с вышесказанным, по данным статистики трансграничной торговли России с ее партнерами за 2016–2020 годы (то есть за тот период, когда санкции стран Запада и США не оказывали еще серьезного влияния на отечественную экономику) определим экспортный потенциал некоторых товарных групп и сделаем выводы о том, насколько данные товары сохранят свою привлекательность и конкурентоспособность на зарубежном рынке в условиях санкционного давления на экономику России.

Актуальность темы работы определяется специфическими условиями, в которых оказались российские производители в 2022 году вследствие санкционной политики, а также необходимостью поиска перспективных направлений по повышению уровня конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Изученность проблемы. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики исследуются в работах таких авторов, как Руденко Л.Г., Рязанов А.А., Федорова М.С., Баранов Д.Н. [17] (Rudenko, Ryazanov, Fedorova, Baranov, 2020), Костин К.Б., Хомченко Е.А., Жэнь Цзянтао [10] (Kostin, Khomchenko, Zhen Tszyantao, 2022), Белецкий М.Д. [3] (Beletskiy, 2022) и др., однако мало кто из авторов в текущий момент времени исследует направления для повышения уровня конкурентоспособности российских товаров, основная масса публикаций направлены на оценку текущей ситуации и анализ ее последствий.

Цель исследования заключается в разработке комплекса предложений по повышению уровня конкурентоспособности, а также экспорта российской продукции в сложившихся условиях.

В ходе исследования авторами была выдвинута гипотеза о том, что введение антироссийских санкций и значительных ограничений не может полностью ограничить экспорт российских товаров, так как часть из них не имеет аналогов в мире, к тому же антироссийские санкции способны дать развитие внутреннему рынку и подтолкнуть малый и средний бизнес к завоеванию освободившихся рыночных ниш, в связи с чем авторами предлагается анализ сложившейся ситуации, а также попытка дать ряд рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и российском рынке.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.

Научная новизна заключается в предложении авторами мер по повышению уровня конкурентоспособности российской продукции на мировом и отечественном рынке в условиях санкций.

1. Анализ сложившейся ситуации

В настоящий момент времени Российская Федерация переживает сложные времена, против нее введен рекордный пакет санкций, уже более 10 000 [4] ограничительных мер вступили в свои права. Безусловно, все санкционные меры негативно отражаются как на российской экономике, так и в целом на состоянии мировой экономики, ведь Россия является одним из крупнейших экспортеров минерально-сырьевых ресурсов и продукции сельского хозяйства в мире. Безусловно, перекрытие возможности поставок данной продукции из Российской Федерации негативно сказывается на мировой торговле.

Как показывает доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рост ВВП в странах, участвующих в данной организации, значительно замедлился. Его рост составил всего 0,1% в сравнении с аналогичным показателем за прошлый год. ВВП стран «Большой семерки», наоборот, снизился на 0,1% [16].

Несмотря на все санкционные меры и влияние недружественных стран, экономика России показала наиболее высокий показатель роста за 1 квартал 2022 года (напомним, что санкции начали вводить в феврале 2022, за месяц до конца квартала). ВВП Китая за 1 квартал 2022 вырос на 4,8%, это обеспечилось за счет роста доходов в обрабатывающей промышленности. ВВП Португалии увеличился на 2,6%, Австрии – на 2,5%, Таиланда – на 1,1%. А вот европейские страны продемонстрировали замедление экономического развития, ВВП Великобритании увеличилось всего на 0,8%, а Германии – на 0,2%, а США, Италия и Япония и вовсе показали отрицательный результат – сокращение на 0,4%, 0,2% и 0,2% соответственно [16].

Безусловно, ключевыми факторами снижения показателей уровня мирового ВВП стали:

1. Увеличение цен на сырье и энергоресурсы.

2. Санкционная политика.

3. Нарушение логистических цепочек поставок.

4. Закрытие крупных торговых сетей на территории Российской Федерации.

В рамках настоящего исследования авторы сосредоточились на последнем факторе, а именно уходе многих крупных торговых компаний с российского рынка, так как данный фактор может стать драйвером развития отечественного производства.

В 2022 году более 500 иностранных компаний заявили о своем уходе с российского рынка, некоторые приостановили свою деятельность, но потерпев значительные убытки, продали бизнес российским предпринимателям. В основном ушедшие компании являлись представителями ритейла, продаж одежды, обуви и игрушек, косметическими компаниями, электроники и бытовой техники, продуктов питания, украшений, ресторанного и гостиничного бизнеса, автомобильный бизнес, доставка и автоперевозки, часть финансового сектора (некоторые иностранные банки, плюс отключение российских банков от SWIFT) и т.д.

Быстро пустеющие полки магазинов заставили российский ритейл обратить внимание на небольшие производства, фермерские хозяйства, которым ранее доступ в крупные торговые сети был закрыт [14]. В связи со сложившейся ситуацией авторами была предпринята попытка провести анализ конкурентоспособности отдельных товарных групп на международном рынке и вынести ряд предложений по повышению данного уровня конкурентоспособности отечественной продукции.

2. Анализ конкурентоспособности отдельных товарных групп на международном рынке

Российская экономика, в принципе, является самодостаточной – отечественные предприятия способны производить весь спектр необходимых потребителю товаров, работ и услуг, пусть даже не самого высокого качества и не самых передовых образцов. Обусловлено это в первую очередь тем, что Россия является одной из двух стран, на территории которой имеются все виды природных ископаемых и ресурсов [18], а во-вторых, Россия не так давно опустила «железный занавес» и при необходимости сможет быстро восстановить производство наиболее необходимых для выживания нации товаров и услуг. Однако современные производственные мощности России достаточно изношены и сильно сгруппированы в определенных сегментах, в том числе следующего характера:

- ресурсодобывающая промышленность;

- сельское хозяйство (в основном производящее продукцию растительного происхождения);

- производство товаров военного назначения.

Поэтому для поддержания высокого уровня комфорта населения Россия вынуждена закупать товары иностранного производства, в том числе такого характера, как:

- товары для организации мобильной связи;

- бытовая техника и кухонная техника.

Данный факт показывает, что не вся продукция, производимая в Российской Федерации, является конкурентоспособной даже на территории России, не говоря уже о рынке иностранном.

Для оценки конкурентоспособности отдельных групп российских товаров на иностранных рынках авторами была разработана и апробирована следующая формула:

, (1)

где Exp – годовой объем экспорта (в денежном эквиваленте) из страны товарной позиции / группы товаров; Imp – годовой объем импорта (в денежном эквиваленте) в страну товарной позиции / группы товаров.

Формула (1) сконструирована таким образом, что может принимать значения в диапазоне от -1 до +1, причем значение -1 означает, что государство вообще не экспортирует продукцию данной категории, что свидетельствует о практически нулевой конкурентоспособности продукции на данном зарубежном рынке. Если же значение коэффициента конкурентоспособности товара, считаемое по формуле (1), будет равно +1, это может свидетельствовать о высоком уровне конкурентоспособности товара на иностранном рынке при полном отсутствии импорта данной продукции данной страной (т.е. страна полностью удовлетворяет свои потребности в товаре за счет внутреннего производства высококачественной продукции). Чем выше значение коэффициента конкурентоспособности в формуле (1), тем выше конкурентоспособность данной категории продукции на внешнем рынке.

В рамках настоящего исследования рассмотрены такие товарные группы, как:

- продукция химической промышленности;

- транспорт, машины, оборудование и аппаратура;

- продукция растительного происхождения;

- текстиль, изделия из кожи и меха, обувь, головные уборы и др.

Итак, построим по выбранным товарным группам график, наглядно отображающий динамику экспорта и импорта каждой из выбранных категории товаров, а также определенный по формуле (1) индекс конкурентоспособности. Одновременно отложим на графике данные расчета линейного тренда коэффициента конкурентоспособности продукции (красная линия на рисунке 1).

Рисунок 1. Динамика международной торговли РФ по товарной категории «продукция химической промышленности»

Источник: [19].

Наиболее крупными импортерами российской продукции по данной категории выступают Бразилия (9,5% от всего объема экспорта [1]), Казахстан (6,8%) и Беларусь (6,5%).

Россия же, поставляя на рынок де-факто сырье для химической промышленности, взамен приобретает в основном фармацевтическую продукцию (39,3% от всего импорта по товарной категории) и различного рода органические соединения (до 10–14% соответственно). Данный фактор свидетельствует о том, что России нужно развивать отечественное производство химической продукции, чтобы не возникла ситуация, как с вакциной от коронавирусной инфекции COVID-19 – Спутник-V, которую Россия синтезировала первой в мире, но длительное время не могла получить и задействовать достаточные производственные мощности для ее массового производства, в результате чего российскому президенту пришлось договариваться о производстве вакцины с лидерами других стран на их территории [14]. Данный факт отражает главную слабость отечественной промышленности – отсутствие (в результате так называемой оптимизации) соответствующих производственных мощностей, что опять же напрямую в одном из своих выступлений подтвердил Президент РФ: «Есть определенные проблемы, связанные с наличием или отсутствием определенного объема оборудования – «железа», что называется, – для разворачивания массового производства» [14].

Следующая крупная товарная категория – почти что антилидер российского международного торгового оборота – категория «Транспорт, машины, оборудование и аппаратура» (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика международной торговли РФ по товарной категории «Транспорт, машины, оборудование и аппаратура»

Источник: [19].

Россия в данном случае имеет отрицательный коэффициент конкурентоспособности, стремящийся к дальнейшему снижению. Объем экспорта российских товаров по данной категории на порядок меньше импорта, причем Россия экспортирует в основном ядерные реакторы и котлы, а также энергетические машины и оборудование в такие страны, как Казахстан (16,0% экспорта от данной товарной категории), Казахстан и Республика Беларусь (15,9 и 13,1% соответственно). А вот импортировала Россия продукцию по данной товарной категории в анализируемом периоде – в основном бытового характера из Китая (37,6% импорта), Германии и Италии (10,6% и 5,5% соответственно).

Можно, кстати, заметить, что в последние несколько лет объем импорта рассматриваемых товаров из-за рубежа несколько стабилизировался и даже стал снижаться, что вызвано во многом снижением в России беспошлинной ставки приобретения товаров физическими лицами [20].

Вышеприведенные аналитические данные приводят к мнению, что в России практически отсутствует производство дешевых и качественных одновременно технических товаров для населения. И действительно, достаточно сложно назвать какой-либо прибор или аппаратуру бытового назначения (телефон, телевизор, стиральная машина, пылесос, компьютер/ноутбук, магнитофон, проектор, блендер, скороварка и т.д.), сделанную полностью (или хотя бы большей частью) в России (речь не идет о товарах, реализуемых под российским брендом, как телефон МТС, полностью произведенных на территории Китая, Малайзии или Кореи).

А если Россия не производит такие товары даже для собственных потребителей, то нельзя говорить и об экспорте такой продукции. Соответственно, и конкурентоспособность данной категории товаров (бытовая техника для частного потребления) будет на международном рынке асимптотически стремиться к нулю.

Следующая товарная категория, представляющая определенный интерес, – продукция растительного производства (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика международной торговли РФ по товарной категории «Продукция растительного производства»

Источник: [19].

Данная товарная категория является одной из наиболее сбалансированных по уровню коэффициента конкурентоспособности продукции: объем экспорта и импорта – практически равны друг другу, а коэффициент конкурентоспособности колеблется около нулевого значения. Такое соотношения в торговле отчасти связано с тем, что Россия, хоть страна и большая, однако ее климатические пояса все же не позволяют эффективно и в достаточном объеме производить все растительные продукты питания. Поэтому некоторые продукты растительного происхождения (в основном злаки (до 82% от экспорта по данной товарной категории)) Россия успешно экспортирует в Египет, Турцию, Иран, Бангладеш и другие страны, а другие товары (такие как фрукты и орехи, овощи, кофе, чай и пряности (соответственно – 46,71%, 15,28% и 10,71% от общего объема импорта по анализируемой товарной категории)) – массово импортирует.

На взгляд авторов исследования, товарные потоки по данной товарной категории достаточно уравновешены, а затраты на акклиматизацию и выращивание экзотических для России продуктов – намного дороже издержек на логистику и доставку, вследствие чего менять что-либо в структуре не стоит. Разве что только увеличить объемы выращивания зерна на экспорт, но без ущерба для отечественного потребителя.

Ну и еще одна товарная категория, без которой сложно представить современную цивилизацию, – текстиль, изделия из кожи и меха, обувь, головные уборы и др. Отечественная продукция по данной товарной категории, к сожалению, не является привлекательной на международном рынке (рис. 4).

Рисунок 4. Динамика международной торговли РФ по товарной категории «Текстиль, изделия из кожи и меха, обувь, головные уборы и др.»

Источник: [19].

По данной категории Россия в основном экспортировала предметы одежды (более 40% экспорта) в такие страны, как Беларусь и Казахстан (в сумме – около 59% от всего экспорта одежды), а импортировала, в принципе, те же самые товары, но из Китая, Бангладеш и Турции (37,4%, 7,7% и 6,1% соответственно).

К сожалению, товарооборот по данной товарной группе также не является сбалансированным, однако в последние несколько лет все же наблюдается, хоть и несущественная, но положительная тенденция по росту уровня конкурентоспособности отечественной одежды, правда, опять же стоит подчеркнуть – всего лишь на рынке бывшего СССР.

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать логичный вывод о том, что российские товары пользуются спросом на международном рынке, только если они представлены в виде сырья и/или полуфабрикатов либо если страной-партнером является государство ближнего зарубежья, ранее входившее в СССР и приобретающее российскую продукцию в силу сохранившихся торговых отношений.

А следовательно, необходимо предпринять все меры, чтобы поднять престиж и узнаваемость отечественной продукции, если не в ближайшее время (что вряд ли можно будет быстро сделать из-за внешнего санкционного давления на экономику), но в среднесрочной перспективе, ибо рано или поздно сложная геополитическая и макроэкономическая ситуация все же стабилизируется, и российская экономика к тому моменту должна будет готова поставлять иностранному потребителю не только сырье, но и финализированную продукцию.

3. Разработка комплекса мер, направленных на повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и российском рынке

Повышение конкурентоспособности указанных категорий товаров на международном рынке следует реализовывать в комплексе, причем часть мероприятий следует осуществлять на производственном уровне, а часть – задействовав административный ресурс государства.

Ниже сделаны предложения по трем направлениям (рис. 5) поддержки отечественного товара на иностранном рынке и повышения уровня его конкурентоспособности.

Рисунок 5. Комплекс мер по формированию высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке

Источник: составлено авторами.

Рассмотрим конкретный состав мероприятий по каждому из отображенных на рисунке 5 направлений.

Мероприятия, реализуемые на уровне государства, глобального характера:

1. Пожалуй, самой главной проблемой, которая не дает отечественным предприятиям эффективно конкурировать со своей продукцией на иностранном рынке, является продолжающееся с 2014 года политическое обострение и «санкционные» противостояния со многими западными странами. К сожалению, учитывая принципиальность позиций конфликтующих сторон, очень сложно рекомендовать меры, быстро способные данный конфликт погасить. Однако и из этой непростой ситуации отечественный бизнес мог бы получить положительный эффект. Во-первых, следует перенаправить товарные потоки в те страны, которые лояльны к политике, проводимой в Российской Федерации [11] (Kurenevskiy, 2020). В частности, такими партнерами являются Китай, Индия, Монголия, Южная Корея – то есть страны с достаточно большим населением и потребностями в российском товаре. В частности, данные страны будут заинтересованы в российской продукции сельского хозяйства и фармакологической отрасли.

Во-вторых, отечественные предприятия, в условиях ограничения импорта более дешевых и качественных товаров и услуг производителей других государств, имеют все шансы развить собственное производство [2] (Babikova, Khanina, 2021). Стоит отметить, что в 2014–2015 годах правительство уже широко пропагандировало идею «импортозамещения», однако, к сожалению, реально в данном направлении было сделано мало. Поэтому и сегодня вопрос импортозамещения является актуальным для российских производителей, но для решения проблемы нужна серьезная государственная помощь, проявляющаяся не только в бюджетном субсидировании отдельных отраслей, но и поддержке на уровне доступа к патентным технологиям, обучению сотрудников, обеспечению доступа к необходимым ресурсам и оборудованию.

2. Должна быть пересмотрена практика нулевой ставки НДС при экспорте любой продукции. Данная льгота не должна касаться поставщиков сырья, а только экспортеров так называемой финализированной продукции.

Что касается мероприятий, реализуемых на федеральном уровне по отдельным товарным позициям, то здесь необходимо осуществить следующее:

1. Необходима модернизация села с целью роста объемов производимой на экспорт продукции. Сегодня Россия поставляет на зарубежный рынок из сельхозпродукции в основном зерно. Однако можно предположить, что в краткосрочной перспективе Россия может начать поставлять на зарубежные рынки овощные культуры, в том числе такие как картофель, лук, чеснок, капуста, репа, морковь, свекла и т.д. Данные культуры достаточно хорошо акклиматизированы по всей территории России (кроме Заполярья), достаточно быстро приносят урожай, а также не сильно требовательны к условиям выращивания и хранения. А спрос на указанную продукцию уже готовы предъявить покупатели из таких стран, как Пакистан, Афганистан, Турция, Индия, Китай, Бангладеш, Республика Беларусь.

В среднесрочной перспективе России следует развивать животноводческий комплекс, для чего требуется в течение 4–7 лет восстановить фермерские угодья и заняться разведением крупного и мелкого скота, а также птицы. Спрос на продукцию животноводства (мясо, молочная продукция, мех, шкуры, перо и т.д.) постоянно имеется в таких странах, как Китай, Индия, Пакистан. А если уделить внимание соблюдению требований к пищевому составу, то готовой продукцией можно будет заинтересовать и государства Северной Африки.

Наконец, в долгосрочной перспективе (8–15 лет) необходимо восстановление садоводческих предприятий, ибо такие продукты, как яблоко, груша, слива, вишня, требуют нескольких лет с момента посадки до первого урожая, но в дальнейшем эта продукция сможет ежегодно приносить прибыль экспортеру. Однако следует экспортировать не сырую ягоду, а в виде готового потребительского продукта: джемов, варенья, сухофруктов, а также в виде продуктов брожения.

2. На рынке космических услуг России необходимо увеличить темпы внедрения инноваций, иначе она может проиграть и лунную, и марсианскую гонки. Причем акцент необходимо делать как на туризме, так и на освоении лунной поверхности, богатой ценным сырьем – гелием-3 (потенциально – будущим энергоносителем планеты Земля). Не стоит забывать и про создание лунных баз, и про мониторинг космической погоды, и про создание полей солнечных панелей на околоземной орбите с последующей передачей выработанной энергии на землю микроволновым излучением.

Россия имеет соответствующие технологии или может их развивать, однако темпы развития оставляют желать лучшего. Необходимо резкое ускорение внедрения инноваций в данный сектор, ибо в ближайшие годы данный рынок будет развиваться семимильными шагами, и без соответствующего ребрендинга (в данном случае речь, конечно же, не идет об идеях главы Роскосмоса – Д.О. Рогозина о раскраске российских ракет под хохлому [15]), без новых технологий Россия может потерять космос.

3. В 2020 году весь мир столкнулся с принципиально новой для себя угрозой – коронавирусной инфекцией COVID-19, в результате чего «оптимизированные» несколько лет назад российские поликлиники оказались не готовы к приему пациентов. Однако имеющийся задел в российской медицине позволил нашей стране первой в мире создать весьма эффективную вакцину. Тем не менее с ее массовым производством в России, по причине ранее указанной «оптимизации», возникли определенные проблемы. Поэтому сегодня весьма важным является не растерять окончательно научный потенциал, возродить медицину и начать завоевывать отечественными медицинскими препаратами мировой рынок. Причем желательно не в ущерб отечественному потребителю.

4. Необходимо строительство перерабатывающих заводов на сегменте углеводородного сырья и металлопродукции. Россия должна поставлять на экспорт не сырье, а готовый продукт (бензин, трубы, пластмассы и т.д.). Для реализации этого предлагается воспользоваться «Сингапурской моделью» и ввести на рассмотрение в Думу законопроект, по которому каждый экспортер будет обязан реализовать на иностранном рынке финализированной продукции не меньше, чем продано сырья, в пропорции не менее чем один к одному.

Ну и наконец, относительно мероприятий, которые должны быть реализованы на локальном уровне.

Во-первых – каждому предприятию, выходящему на международный рынок, следует придерживаться политики полной поддержки иностранного покупателя на всех этапах использования продукции, помнить при этом, что один отрицательный отзыв о продукции будет стоить не менее десятка положительных отзывов [5] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017).

Во-вторых – следует каждый раз при заключении сделок указывать, что товар является «полностью произведенным в России, но учитывает иностранные требования к продукции». Возможен также алгоритм, которым воспользовалась в свое время компания «Нестле», которая после приобретения шоколадной фабрики «Россия» не стала производить ребрендинг, так как имеющийся бренд в России пользовался (да и пользуется сейчас) большей популярностью, нежели швейцарский бренд [1] (Avakov, Zimovets, 2019). К тому же некоторые регионы России сейчас занимаются активным развитием собственного бренда, для внутреннего рынка важно развивать еще и региональные бренды, такие как «Сделано на Дону» или «Сделано на Кубани».

В-третьих, создать комиссии, которые будут производить оценку предприятия перед выпуском его продукции на зарубежный рынок, и в случае предъявления к поставке продукции, не соответствующей определенным критериям, – накладывать на нее эмбарго [9] (Zimovets, 2019). То есть некачественные товары не должны попадать на иностранный рынок. Такие же комиссии стоит создать и для проверки качества продукции, выходящей на отечественный рынок, чтобы качественная продукция не только экспортировалась за рубеж, но и попадала к российскому покупателю.

В-четвертых, небольшим компаниям, планирующим выход на отечественный, а впоследствии и на мировой рынок, необходимо развивать собственную торговую марку (СТМ), чтобы не оставаться в тени крупных конкурентов, а иметь собственное «лицо». К тому же собственная торговая марка дает ряд неоспоримых преимуществ организации:

1. Лояльность потребителей к местным производителям.

2. Повышение уровня маржинальности продаж (в отличие от простой перепродажи чужой продукции).

3. Увеличение оборотов производства, а значит, рост дополнительного дохода, который можно использовать на улучшение качества продукции или продвижение бренда.

4. Уменьшение сроков производства из-за отсутствия зависимости от сторонних поставщиков.

5. Возможность самостоятельно регулировать розничные цены.

Конечно же, представленный выше перечень мер по поддержке конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежном рынке – не является исчерпывающим, но реализация хотя бы данных мер будет способствовать не только узнаваемости российских торговых марок иностранными потребителями, но и поможет нарастить объемы экспорта финализированной продукции, увеличить прибыль всех субъектов российской экономики и создать существенный задел для дальнейшего экономического и технологического процветания России, что немаловажно в сложившихся непростых условиях.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на все введенные санкции и ограничения, российская экономика стойко выдерживает их. Аналитики прогнозируют снижение темпов роста ВВП Российской Федерации до 7%, однако если обратить внимание на число ограничительных мер, введенных против нашей страны, данный показатель нельзя назвать непредсказуемым. Безусловно, уровень ВВП будет снижаться какое-то время.

Чтобы уровень ВВП не снижался значительно, авторами был предложен комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности российской продукции как на мировом, так и на отечественном рынке. Безусловно, важнейшим фактором повышения уровня конкурентоспособности российских товаров является их качество, только качественный товар может выдержать жесткую международную конкуренцию.

Стоит также отметить, что уход многих иностранных компаний с российского рынка дал толчок развитию местного производства, некоторые предприниматели уже пытаются создать мебель, как в IKEA, или пошить платье, очень похожее на платье из ZARA. Но не стоит забывать о собственной уникальности, в сложившихся условиях российские потребители стали гораздо лояльнее относиться к местным производителям и готовы отдать предпочтение ранее неизвестному российскому бренду, чем копии покинувших Россию компаний.

[1] Здесь и далее – доля указывается по данным 2021 года


Источники:

1. Аваков С. Ю., Зимовец А. В. Об эффективности поддержки субъектов предпринимательства органами муниципальной власти // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 7. – c. 42-52. – doi: 10.17308/meps.2019.7/2156.
2. Бабикова А.В., Ханина А.В. Ориентиры инновационного развития современных организаций в контексте глобальных трендов информационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 717-728.
3. Белецкий М.Д. Преодолевая точку бифуркации – ключевые тренды потребительского поведения в сегменте розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1743-1762. – doi: 10.18334/epp.12.6.114867.
4. Володин подсчитал количество санкций против России. Интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220508/sanktsii-1787471086.html (дата обращения: 14.07.2022).
5. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Иванова А. А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
6. Дробот Е. В., Батарин И. В., Пекки В. Д. Анализ условий внешней торговли России и стран Запада в условиях санкционных войн // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 27-40. – doi: 10.18334/eo.7.1.37392.
7. Дробот Е. В. Оценка экономических последствий санкционных войн для экономики европейских стран // Российское предпринимательство. – 2016. – № 20. – c. 2685-2696. – doi: 10.18334/rp.17.20.36847.
8. Зимовец А. В., Маринова И. В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1. – c. 26-31.
9. Зимовец, А. В. Направления взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с муниципальными органами власти в условиях экономического кризиса // Модернизация российского общества: новые экономические ориентиры: Материалы ХX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием), Таганрог, 19–20 апреля 2019 года / ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики. 2019. – c. 155-161.
10. Костин К.Б., Хомченко Е.А., Жэнь Цзянтао Место и роль России в международном технологическом трансфере // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 99-120. – doi: 10.18334/eo.12.1.114104.
11. Куреневский А.С. Политика государства по повышению конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 68-3. – c. 129-133.
12. Кирбитова С.В. Методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятий – участников внешнеэкономической деятельности на внешних рынках с учетом специфики их деятельности и условий международной конкуренции // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 235-262.
13. Попенкова Д.К. Устойчивое развитие как элемент стратегии развития ритейлеров. / В книге: Маркетинг: проблемы, решения и перспективы. Под научной редакцией В.В. Никишкина. - Москва, 2022. – 218-238 c.
14. Путин попросил у Макрона помощи в производстве вакцины «Спутник V». Информационный портал «Быстрые новости», 12.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/world/12nov2020/macronsputnikv.html (дата обращения: 14.07.2022).
15. Рогозин предложил украсить космические корабли гжелью и хохломой. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/10/08/2020/5f3131f49a79472e9d7491e1 (дата обращения: 14.07.2022).
16. Российская и мировая экономики: итоги за 1 квартал 2022 года. Открытый журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/rossijskaya-i-mirovaya-ekonomiki-itogi-za-i-kvartal/ (дата обращения: 14.07.2022).
17. Руденко Л.Г., Рязанов А.А., Федорова М.С., Баранов Д.Н. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики. / монография в 2 частях / Том 2 Потенциал и современные направления роста отечественной экономики. - Москва, 2020.
18. Самые богатые полезными ископаемыми страны в мире. Интернет-портал Visasam. [Электронный ресурс]. URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/bogatye-poleznymi-iskopaemymi-strany.html (дата обращения: 06.04.2021).
19. Статистика внешней торговли России. Интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/ (дата обращения: 11.07.2022).
20. Таможенная пошлина на посылки в 2021 году: расчёт, оплата, таможенный калькулятор. Интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. URL: https://moneyfromnothing.ru/blog/customs-duty-2021/ (дата обращения: 31.12.2019).
21. Ханина А.В., Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 0.18334/eo.12.2.114792.

Страница обновлена: 12.08.2022 в 14:02:51