Влияние иностранных инвестиций на ненефтяной сектор Азербайджана

Яхяева А.Ю.1
1 Сумгаитский Государственный Университет, Россия, Сумгайыт

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Яхяева А.Ю. Влияние иностранных инвестиций на ненефтяной сектор Азербайджана // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 1. – С. 49-62. – doi: 10.18334/asia.7.1.117407.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52133384

Аннотация:
Известно, что иностранные инвестиции положительно влияют на экономическое развитие любой страны. Этот эффект проявляется в расширении различных сфер деятельности, развитии человеческого капитала, увеличении объема ВВП и налоговых поступлений в бюджет и в целом в улучшении всех макроэкономических показателей страны. Учитывая положительное влияние иностранных инвестиций на ненефтяной сектор в Азербайджане на данный момент, мы видим, насколько актуальны исследования в этой области. В статье рассмотрены иностранные инвестиции как важный фактор экономического развития и изучено их влияние на ненефтяной сектор. Рассмотрены преимущества иностранных инвестиций с точки зрения повышения конкурентоспособности национального производства, развития производительных сил, увеличения занятости, доступа к новым технологиям, увеличения экспорта и национального дохода. Обоснована необходимость совершенствования законодательства в части привлечения данного вида инвестиций в страну. Выдвинуты рекомендации по повышению привлекательности иностранных инвестиций и эффективности их использования в развитии ненефтяного сектора. Статья выполнена с использованием методов сравнительного анализа, факторного анализа, группировки, логического подхода.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, конкуренция, производство, развитие, ненефтяной сектор

JEL-классификация: F21, F23, F43

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Быстрый рост научно-технического прогресса, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглашений привели к повышению уровня интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация оказала существенное влияние на повышение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения, расширение возможностей для сотрудничества и специализации. Глобализация и интернационализация экономической жизни взаимосвязаны. Поэтому часто бывает трудно провести четкую грань между ними. Под экономической глобализацией понимается пространственная интеграция рынков, сложившаяся в пределах экономических и государственных границ, или высокая степень интернационализации. Основные черты глобализации связаны с либерализацией международной торговли, интернационализацией производственных комплексов, появлением финансовых потоков, пересекающих национальные границы. Иностранные инвестиции являются важной формой финансовых потоков.

Для обеспечения непрерывности темпов роста экономики Азербайджана необходимо расширить использование факторов роста, способных удовлетворить требования современной эпохи и привести к трансформации социально-экономической модели. Одним из источников такого роста могут выступать иностранные инвестиции [8, с.99].

Иностранные инвестиции могут повлиять на экономическое развитие любой страны. Очень важным показателем динамичного развития и международной экономической интеграции для любой страны является уровень эффективности использования этих инвестиций [10, с.421]. Иностранные инвестиции также выступают важным фактором экономического развития Азербайджана. Созданная в стране инвестиционная среда, преимущества, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать долгосрочные инвестиции, позволяют иностранным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации промышленных предприятий. На современном этапе основной целью является повышение привлекательности этого вида инвестиций для ненефтяного сектора. Все эти аспекты показывают, насколько тема статьи актуальна.

Роль иностранных инвестиций в развитии ненефтяного сектора

В условиях глобализации мировой экономики возрастает потребность стран в иностранных инвестициях. С помощью иностранных инвестиций создаются новые предприятия и производства, рабочие места, усиливается конкуренция, что повышает интерес потребителей к товарам и услугам в стране, влияет на демократизацию цен и т.д. [14, с.172]. Устойчивое развитие страны может быть достигнуто за счет иностранных инвестиций.

Азербайджан, обладающий природными ресурсами и относительно высоким экономическим потенциалом имеет благоприятные условия для эффективного использования иностранных инвестиций в ненефтяном секторе. Условия, влияющие на приток этих инвестиций в страну, зависят от ряда сложных факторов. Эти факторы составляют инвестиционные условия. К этим условиям относятся состояние экономики страны, в том числе ненефтяного сектора, социальная стабильность, культура и другие факторы. Они учитываются при определении объема и направлений вложений иностранных инвесторов [5, с.95].

Глобальный финансовый кризис в мировой экономике выявил необходимость исследования новых аспектов регулирования иностранных инвестиций, направленных в ненефтяной сектор нашей республики. Таким образом, необходимо создать передовую правовую базу для достижения необходимого уровня иностранной инвестиционной активности в целях реализации экономических, научно-технических и социальных программ, соответствующих перспективным направлениям социально-экономического развития страны. Именно законодательная база в этой сфере определяет рамки деятельности иностранных инвесторов с целью использования иностранных инвестиций как важного фактора экономики страны. Экономическое и правовое обеспечение иностранных инвестиций должно формироваться в рамках существующей системы принятия законодательства и нормативных актов. Закон «Об иностранных инвестициях в Азербайджанской Республике», принятый в 1992 году после обретения нашей республикой экономической независимости, до сих пор считается важным законодательным актом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в стране. С принятием Закона «О защите иностранных инвестиций» в Азербайджанской Республике были достигнуты расширение всех экономических связей, ускорение притока иностранного капитала в страну, реконструкция производственной и инфраструктурной отраслей на основе современных технологий. Одним из основных положений Закона Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций» является создание равной инвестиционной среды для местных и иностранных инвесторов, применение единого налогового и таможенного механизма. В этом законе предусмотрены определенные дополнительные льготы для иностранных инвесторов, осуществивших свои инвестиции в важных экономических областях Азербайджана [4,16].

В целях обеспечения притока иностранных инвестиций в ненефтяной сектор Азербайджана также была подготовлена ​​стратегическая дорожная карта. В Cтратегической дорожной карте отражено привлечение финансовых ресурсов для создания благоприятных условий для экономического развития Азербайджана, а также законодательные условия и вопросы правовой защиты в целях поддержки участия инвесторов. Отвечая на глобальные вызовы, перенаправление иностранных инвестиций в ненефтяной сектор укрепит позиции Азербайджана в мировой экономике и войдет в группу стран с высоким уровнем дохода. В целях увеличения удельного веса иностранных инвестиций в этом секторе Азербайджан также может рассмотреть возможность оценки группы малых компаний в качестве цели при условии их совместного участия. В целом действующая Стратегическая дорожная карта определяет различные подходы в части привлечения финансовых ресурсов для ускорения развития экономики страны, а также защиты ее прав и совершенствования законодательства в целях поддержки участия инвесторов [2, с. 76].

Оценка влияния иностранных инвестиций в ненефтяной сектор.

Известно, что иностранные инвестиции обеспечивают дополнительный приток капитала в экономику страны, влияют на изменение пропорций экономики в положительную сторону, ускоряют темпы развития в сфере предпринимательства и производстваТакже иностранные инвестиции стимулируют привлечение в страну других потоков капитала, таких как портфельный, долговой капитал. Приток и эффективное использование иностранных инвестиций не только влияет на социально-экономическое развитие страны, привлекающей эти инвестиции, но и положительно влияет на повышение конкурентоспособности на международной арене. Так как, привнося в страну новое оборудование и технологии, совершенствуется процесс производства, увеличивается количество и качество рабочих мест, снижается безработица и повышается уровень занятости в стране. Выведение конкурентоспособного продукта на мировой рынок напрямую зависит от принятых приемов и технологий.

Учитывая значение иностранных инвестиций в ускорении научно-технического прогресса, необходимо устранить препятствия в сфере его привлечения. С другой стороны, укрепление международного инвестиционного сотрудничества и совершенствование законодательства в этой сфере являются необходимыми условиями [13, с.7].

Многие макроэкономические показатели страны влияют на поступление иностранных инвестиций в ненефтяной сектор Азербайджана. Среди них особенно действенными были уровень экономического развития страны, объем и структура внешней торговли, ВВП, состояние финансовых ресурсов, курс национальной валюты, процентные ставки. Если все эти показатели систематически согласовывать и унифицировать, то в этом случае может быть сформирован современный механизм привлекательности иностранных инвестиций, что может привести к ускорению социально-экономического развития. Улучшение макроэкономических показателей в республике требует повышения роли и значения ненефтяного сектора в структуре ВВП. Выполнение этих задач, прежде всего, предполагает привлечение иностранных инвестиций. Количественные и качественные изменения, происходящие во многих макроэкономических показателях, напрямую связаны с объемом и направлением реализованных иностранных инвестиций. Неслучайно каждое государство пытается улучшить структуру ненефтяного сектора и тем самым добиться решения социально-экономических проблем за счет осознания привлекательности иностранных инвестиций в различных направлениях. Иными словами, эффективность использования иностранных инвестиций, являющихся важным инструментом в решении различных задач, зависит от их экономически обоснованной структуры. Регуляторный механизм государства оказывает принципиальное влияние на создание соответствующей структуры. В последние годы увеличение иностранных инвестиций, направленных в основной капитал в Азербайджане, создало условия для улучшения структуры ненефтяного сектора.

На приведенном ниже рисунке показана динамика иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Азербайджана в период 2010-2021 гг. (Рисунок 1).

Источник: Статистические данные Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики

Рисунок 1. Объем иностранных инвестиций, направленных в экономику Азербайджана

Как видно, иностранные инвестиции, направленные в экономику Азербайджана в течение 2010-2021 годов, увеличились неравномерно. В экономику страны больше всего привлекались иностранные инвестиции в 2014 году. Это на 3449,9 млн долларов США или на 41,8% больше, чем в 2010 году, и на 4196,6 млн долларов США или на 55,9% больше, чем в 2021 году. За исследуемый период в экономику Азербайджана были привлечены иностранные инвестиции меньше всего в 2020 году (6125,4 млн долларов США). Основную причину этого можно отнести к пандемии COVID-19, охватившей мир в 2020 году.

В следующей таблице показан объем иностранных инвестиций, направленных в экономику Азербайджана из различных источников.

Таблица.

Иностранные инвестиции, направленные в экономику Азербайджана, по данным источников, составляют миллион долларов США [1].


2010
2015
2016
2019
2020
2021
Всего иностранных инвестиций
8247,8
10719,1
10161,1
7129,1
6125,4
7501,1
В том числе финансовые кредиты
3405,9
2210,2
2197,8
1736,1
1004,4
1531,3
Прямые инвестиции
3614,9
7483,1
7323,6
4275,3
4527,7
4795,3
В том числе: в нефтяной сектор
2955,3
6622,7
5617,4
3345,2
3922,1
4004,9
В ненефтяной сектор
659,6
860,4
1706,2
930,1
605,6
790,4
Нефтяной бонус
2,0
2,0
0,1
450,8
451,6
457,0
Другие инвестиции
1225,0
1023,8
639,6
666,9
141,7
717,5
Источник: Статистические показатели Азербайджана. Статистическая компиляция. Баку, 2022. 748 с.

Из данных таблицы видно, что объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику страны за 2021 год, составил 7501,1 млн долларов США, из них 10,5% (790,4 млн долларов США) было направлено в ненефтяной сектор. За изучаемые периоды в 2016 году в ненефтяной сектор были направлены иностранные инвестиции в размере 1706,2 млн долларов США, что составляет 16,8% иностранных инвестиций в этом году.

На рисунке 2 показана динамика иностранных инвестиций, направленных в ненефтяной сектор Азербайджана в разные годы.

Источник: Статические данные Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики

Рисунок 2. Иностранные инвестиции, направленные в ненефтяной сектор Азербайджана

На рисунке видно, что объем иностранных инвестиций в ненефтяной сектор растет неустойчиво. Как видно, иностранные инвестиции, направленные в изучаемый нами сектор, во много раз меньше, чем в нефтяной сектор. Учитывая жизненно важное значение ненефтяного сектора, приток иностранных инвестиций в этот сектор следует стимулировать всеми возможными экономическими средствами. Поэтому для целей иностранных инвестиций в этот сектор необходимо усовершенствовать проводимую государством экономическую политику с новыми, более эффективными методами стимулирования отношений между инвесторами, которые инвестируют, и сторонами, которые их получают.

Среди наиболее привлекательных регионов Азербайджана для вложения иностранных инвестиционных средств являются прилегающие к городу Баку районы, особенно территория Абшеронского, Гарадагского, Хызинского, Нефтчалинского районов. Несмотря на то, что Сумгайыт, где расположены предприятия по производству химической и химической продукции, Мингячевир, где расположены предприятия легкой промышленности, город Гянджа, занимающийся первичной и окончательной переработкой сельскохозяйственного сырья, и прилегающие к нему районы остро нуждаются в иностранных финансовых ресурсах. Одним из основных приоритетов является привлечение иностранных инвестиций для возрождения территорий, входящих в Карабахский и Восточно-Зангезурский экономические районы. Для этого создание безопасных условий труда в этих сферах является одним из главных требований современности.

За счет иностранных инвестиций открываются новые производственные площади и рабочие места в ненефтяном секторе, промышленном секторе, создаются и развиваются различные инфраструктуры. В частности, в различных регионах осуществляется строительство новых учебных заведений, учреждений здравоохранения и спорта [9, с.73].

Необходимо направить больше внешних источников в дополнение к внутренним источникам для удовлетворения потребностей инвестиционных ресурсов ненефтяного сектора Азербайджана, особенно вышеупомянутых районов Азербайджана и промышленных городов этих регионов. Однако с сожалением приходится констатировать, что иностранные инвестиции в перерабатывающие отрасли экономики Азербайджана очень незначительны. Вложение иностранных финансовых ресурсов не только в перерабатывающие направления промышленности, но и в аграрный сектор и предприятия по производству готовой продукции значительно ниже требуемого. В результате невозможно провести структурные изменения в этих районах, добиться увеличения производства, а значит, и осуществлять внешнюю торговлю продукцией районов. Во-первых, существует ряд причин, затрудняющих поиск более эффективных способов реализации иностранных инвестиций. Сохраняются трудности привлечения таких инвестиций в ненефтяные отрасли и создания благоприятной экономической среды для их целевого использования. Кроме того, следует усовершенствовать экономическую политику, проводимую государством в отношении этих инвестиций в производственный сектор страны, т. е. с более эффективными методами стимулирования между инвесторами, которые вкладывают средства, и сторонами, которые их получают.

Признавая важность иностранных инвестиций, не следует забывать о их негативных последствиях. То есть следует учитывать не только пользу, но и отрицательный эффект таких вложений [15, с.224]. Нельзя предполагать, что все проблемы будут решаться автоматически за счет привлечения иностранных инвестиций и обеспечения эффективного использования экономических ресурсов внутри страны. Поэтому, чтобы защитить себя от возможных негативных последствий иностранных инвестиций, Азербайджанское государство должно рассматривать внутренние источники в качестве приоритетного направления своей инвестиционной политики. На начальном этапе экономического развития взвешенная и целенаправленная социально-экономическая политика, проводимая правительством Азербайджана, сформировала потенциальные возможности внутренних источников играть ведущую роль в финансировании инвестиций в будущем. Следует также отметить, что формирование эффективной и конкурентоспособной экономики Азербайджана является постоянно развивающейся целью. Поэтому правительство Азербайджана, динамично и успешно осуществляющее социально-экономические реформы, уже добивается реализации внутренних потенциальных возможностей, упомянутых в инвестиционной политике следующего этапа, чтобы с большей уверенностью двигаться к этой цели.

В целях повышения внешнеинвестиционной привлекательности ненефтяного сектора страны необходимо применение механизмов стимулирования и развитие инвестиционного сотрудничества между государством и частным сектором для развития экспортоориентированных отраслей. В связи с этим необходимо определить направления стимулирования и улучшения привлечения иностранных инвестиций в разработку данной отрасли [3, с.27].

Для привлечения иностранных инвесторов к ним должна применяться система концессий. Чем больше государство применяет и защищает иностранных инвесторов, тем больше будет возрастать их интерес к инвестированию, если он пойдет на определенные уступки и защитит иностранных инвесторов, их интерес возрастет.

Для повышения доверия иностранных инвесторов к инвестированию необходимо создать для них максимально благоприятные условия. Для этого следует повысить прозрачность системы отношений между государством и частным сектором, налоговой системы и усовершенствовать систему правового регулирования их деятельности [12, с.1853].

Некоторые страны мира открывают агентства, привлекающие иностранные инвестиции в свою экономику. Эффективная организация деятельности таких агентств создает благоприятные условия для привлечения данного вида инвестиций, формирует положительный имидж страны, служит важным инструментом создания международной бизнес-среды [6, с.73].

Принимая во внимание роль предпринимательства в экономике страны, необходимо использовать в своей деятельности иностранные инвестиции в случае отсутствия внутренних финансовых источников. Благодаря им предприниматели покупают новые технологии для производства продукции, которая будет удовлетворять потребности населения и создавать рабочие места. Поэтому роль этих инвестиций в предпринимательской деятельности является одним из главных условий. Используя этот вид инвестиций, предприниматели также получают своевременную поддержку для ведения своего бизнеса, чтобы обеспечить непрерывность своей деятельности [11, с.105].

Создание сети иностранных и совместных предприятий играет важную роль в привлечении иностранных инвестиций в ненефтяной сектор. Создание и развитие сети предприятий такого типа положительно сказывается на экономическом росте, структуре и качестве валового внутреннего продукта [7, с. 65].

В целом при принятии решений об иностранных инвестициях в ненефтяной сектор в первую очередь необходимо определить, какая сфера или какой продукт будет более прибыльным в развитии экономики. С этой точки зрения более целесообразным можно считать создание инновационного продукта. Поэтому иностранные инвестиции, ориентированные на инновации, более привлекательны.

Заключение

Таким образом, необходимо принять следующие меры по повышению привлекательности иностранных инвестиций в развитие ненефтяного сектора и эффективности их использования:

- достижение увеличения объема инвестиций в ненефтяной сектор за счет всех источников в структуре иностранных инвестиций в нашей республике;

- сформировать рынок ценных бумаг в соответствии с мировыми стандартами привлечения иностранных инвестиций и улучшить использование двусторонних соглашений о защите инвестиций;

- в связи с притоком иностранного капитала осуществлять эффективное применение методов и механизмов его регулирования с точки зрения национальных интересов;

- создать стимул для распространения иностранных инвестиций не только в центре, но и в регионах, с этой целью применять стимулирующие финансово-кредитную, налогово-налоговую систему и механизмы регулирования;

- стимулировать производство продукции, соответствующей мировым стандартам и конкурентоспособной в стране, чтобы ненефтяной сектор был ориентирован на экспорт, применять для этого льготные налоговые ставки;

- совершенствование законодательной базы в соответствии с современными требованиями в части привлечения иностранных инвестиций;

- стимулировать создание и развитие иностранных и совместных предприятий;

- учитывать такие факторы, как рынок, сырье, технологические характеристики трудовых ресурсов, доходы от лицензионных прав и др., для эффективной реализации иностранных инвестиционных решений.

В целом объем иностранных инвестиций должен быть на таком уровне, чтобы была обеспечена эффективность экономики страны-получателя инвестиций. Если принять во внимание потенциал экономики Азербайджана и оценить текущую экономическую ситуацию в мире, то, несомненно, можно прийти к выводу, что инвестиционная среда, формируемая Азербайджанским государством в последние годы в направлении усиления влияния иностранных инвестиции в ненефтяной сектор – это требование реальности.


Источники:

1. Azərbaycanın Statistik Göstəriciləri. / Statistik məcmuə. - Bakı, 2022. – 748 p.
2. Azərbaycan Respublikası Prezidentinin “Azərbaycan Respublikasının milli iqtisadiyyat perspektivi üzrə Strateji Yol Xəritəsi” haqqında Fərmanı. - Bakı, 2016. – 111 p.
3. Əlixanov A. Xarici investisiyaların təhlili və qeyri-neft sektoru üzrə investisiyaların artırılmasının müasir istiqamətləri // İpək Yolu. – 2020. – № 3. – p. 20-29.
4. “Xarici investisiyaların qorunması haqqında” Azərbaycan Respublikasının Qanunu. Bakı. - 1992
5. Şəkərəliyev A.Ş., Şəkərəliyev Q.A. Azərbaycan iqtisadiyyatı: reallıqlar və perspektivlər. - Bakı: “Turxan” NPB, 2016. – 536 p.
6. Yəhyayeva A.Y. Birbaşa xarici investisiyaların cəlb edilməsi yolları və bu sahədə dünya təcrübəsi // Elmi xəbərlər. Sosial və humanitar elmlər bölməsi. – 2019. – № 4. – p. 72-75.
7. Алиев Т.Н. Организация совместного предпринимательства Азербайджана с Россией // Инновации. – 2018. – № 1. – c. 60-66. – doi: 10.31432/1994-2443-2018-13-1-60-66.
8. Гусейнов Ш.Р. Ненефтяной сектор как конкурентообразующий фактор экономического развития Азербайджана // Российское предпринимательство. – 2014. – № 13(259). – c. 93-101.
9. Джалилов А.Н. Основные приоритеты национальной экономики Азербайджанской Республики в условиях рыночной экономики // Экономический вестник Донбасса. – 2019. – № 1(55). – c. 73-78.
10. Юзвович Л.И. и др. Инвестиции. / Учебник для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 543 c.
11. Леонов Я.Н. Инвестиции в предпринимательстве // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2021. – № 1(23). – c. 107-107.
12. Лыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1841-1854. – doi: 10.18334/epp.12.6.114815.
13. Мигел А.А., Питиримов А.С. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 9-2)67). – c. 5-8. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10717.
14. Николаев Н.В. Правовые механизмы привлечения иностранных инвестиций // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2021. – № 3(89). – c. 172-176.
15. Яхьяева А.Ю. Xarİcİ İnvestİsİya sahƏsİndƏ dÖvlƏt sİyasƏtİ // Азербайджанская Республика 1991-2021: восстановление государственной независимости, экономическое и социально-культурное развитие: Том 5. 2021. – c. 224-227.
16. İnvestisiya fəaliyyəti haqqında. Azərbaycan Respublikasının Qanunu. [Электронный ресурс]. URL: https://e-qanun.az/framework/50048 (дата обращения: 25.12.2022).

Страница обновлена: 14.04.2024 в 09:58:56