Теневой денежный поток как показатель экономического обеспечения национальной безопасности России

Батурина Е.В.1
1 Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860708
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен научный подход к разработке обоснованной концепции оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики страны. Предмет исследования – теневой денежный поток, формируемый субъектами экономической деятельности при извлечении нелегальной экономической выгоды. Автором раскрыты формулы расчета предлагаемых коэффициентов: коэффициента идентификации теневого денежного потока и коэффициента обезличивания денежного потока. Систематизирована методологическая база оценки теневого денежного потока. Описана авторская информационно-аналитическая система мониторинга теневого денежного потока и представлен алгоритм действия пользователя авторской информационно-аналитической системы. Результаты исследования апробированы в Санкт-Петербургском университете МВД России в отношении значимых факторов, влияющих на процесс мониторинга теневого денежного потока. Практическая значимость исследования заключается в возможности качественного расширения статистической параметризации теневой экономики. С другой стороны – в использовании параметров теневой экономики для оценки эффективности государственной политики по обеспечению национальной безопасности России.

Ключевые слова: теневая экономика; информационно-аналитическая система; декриминализация экономики; мониторинг; экономическая безопасность

JEL-классификация: H56, H12, F52, O17



Введение. События 2022 года, начиная с 24 февраля, когда руководством нашей страны было принято решение о проведении специальной военной операции на территории Украины, обусловили значительные изменения в плане экономического обеспечения национальной безопасности России. Складывающаяся экономическая обстановка в условиях вводимых международных санкций повлияла на криминогенную ситуацию не в лучшую сторону, что предопределило повышение значимости правоохранительной системы в борьбе с преступлениями в сфере экономики. В существующих реалиях особую актуальность приобрели вопросы эффективности деятельности правоохранительных органов России в борьбе с проявлениями криминальной составляющей теневой экономики.

В соответствии с утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 Стратегией национальной безопасности РФ [1] борьба с теневой экономикой приобрела всесторонний характер в силу ее влияния не только на макроэкономические показатели, но и на ряд других параметров, в той или иной степени характеризующих состояние защищенности России от внешних и внутренних угроз безопасности. В частности, согласно обозначенным в данной Стратегии целям, их достижению должна способствовать реализация государственной политики, направленной на решение следующих задач:

- в отношении обеспечения государственной и общественной безопасности (п. 47 Стратегии):

- п.п. 8: «снижение уровня криминализации общественных отношений»;

- п.п. 10: «снижение уровня преступности в экономической сфере»;

- п.п. 11: «предупреждение и пресечение … легализации преступных доходов…, а также использования в противоправных целях цифровых валют»;

- п.п. 13: «предупреждение и пресечение преступлений … нецелевого использования и хищения бюджетных средств …, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа» и др.;

- в отношении обеспечения экономической безопасности (п. 67 Стратегии):

- п.п. 30: «снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде».

В этой связи актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования новой методологической основы для оценки эффективности государственной политики обеспечения и защиты национальных интересов России с учетом новых реалий и поставленных задач за счет концентрации усилий и ресурсов на реализации одного из направлений стратегических национальных приоритетов – экономическая безопасность.

Цель исследования – разработка научно обоснованной концепции оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики страны. Предмет исследования – теневой денежный поток, формируемый субъектами экономической деятельности при извлечении нелегальной экономической выгоды.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

- раскрыть авторскую концепцию оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики страны через предложенную концепцию мониторинга теневой экономики;

- сформулировать методику оценки теневого денежного потока через методики судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах субъектов теневой экономики;

- описать авторскую информационно-аналитическую систему мониторинга теневого денежного потока;

- выработать методические рекомендации для пользователя авторской информационно-аналитической системы мониторинга теневого денежного потока с целью оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики.

Научная новизна исследования определяется тем, что разработан новый научный подход к методике оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики, отличающийся критериями оценки эффективности правоохранительной системы страны, в том числе:

1. Раскрыта концепция оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики страны через предложенную концепцию мониторинга теневой экономики, отличающаяся от традиционного рассмотрения теневой экономики вводом взаимосвязанных коэффициентов: коэффициента идентификации теневого денежного потока и коэффициента обезличивания денежного потока.

2. Систематизирована методологическая база оценки теневого денежного потока, охарактеризованная на практических примерах применения научно обоснованных методик судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах субъектов теневой экономики.

3. Описана авторская информационно-аналитическая система мониторинга теневого денежного потока и представлен алгоритм действия пользователя авторской информационно-аналитической системы мониторинга теневого денежного потока.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о методиках оценки и анализа теневого денежного потока. Практическая значимость исследования состоит во внедрении полученных результатов в деятельность профильных подразделений ОВД России, в частности экспертно-криминалистических, в рамках проведения судебных бухгалтерских экспертиз, при оценке эффективности правоохранительной системы. В настоящий момент в Санкт-Петербургском университете МВД России выполняются научно-исследовательские работы по созданию информационной базы эмпирических данных об экономических преступлениях на основе применения авторского алгоритма оценки эффективности деятельности правоохранительных органов. В перспективе полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке проектов нормативных правовых актов в контексте государственной политики обеспечения национальной безопасности России.

Методологическую основу исследования составили: методика судебной бухгалтерской экспертизы по установлению направлений расходования ранее поступивших по интересуемому основанию денежных средств на расчетный счет исследуемого лица, методика судебной бухгалтерской экспертизы по установлению источников финансирования интересуемого расхода денежных средств с расчетного счета исследуемого лица, метод экспертной оценки в части апробации авторского научного подхода.

Положения и выводы, сформулированные в работе, являются достоверными, так как базируются на заключениях экспертов-экономистов и отчетных данных отдела экономических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Концепция оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики. Научное сообщество к настоящему моменту накопило значительный потенциал в части «оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России» [14] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2021). Современные научные разработки представляют собой две основные группы, которые можно охарактеризовать следующими позициями.

Первая группа ученых рассматривает государственную политику в интересуемой сфере как комплекс стратегических правоустанавливающих мер, направленных на цифровизацию экономики и создание информационного общества [19] (Fadeykina, Fadeykin, Sinkina, 2019). Отсюда и предлагаемые подходы к оценке эффективности реализуемой государственной политики через показатели информатизации, в т. ч. отдельных отраслей экономики, например аграрно-промышленного комплекса [12, 17] (Dudin, 2021; Ognivtsev, 2019). В рамках глобальной цифровизации рассматривается работа государственных органов в целом, например, налоговой службы [9, 15] (Vasilenko, 2021; Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022), государственных структур финансового сектора [16] (Nikulina, Filipchenko, 2021) и др. При этом и теневая экономика не оставлена без внимания, цифровизация экономики выступает как фактор сокращения ее уровня [10] (Giesov, 2021).

Безусловно, тенденции цифровизации в России должны сохраняться, и основное преимущество в этом заключается в реализации принципа «открытости информационных потоков» [13] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Frenkel, Bykovskaya, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2020).

Вторая группа ученых изучает отдельные направления государственной политики обеспечения безопасности и предлагает оценивать ее эффективность через имеющиеся статистические данные. При этом можно выделить подгруппу ученых, которые расширяют методологические подходы к оценке эффективности [11, 18] (Dedkova, Zhidova, 2019; Tyupakov, Belova, Vertiy, Kurnosov, 2019), и подгруппу, разрабатывающую новые коэффициенты для анализа [20] (Shegurova, 2018).

С учетом вышеизложенного предлагается авторская концепция мониторинга теневой экономики, основанная на экономико-математическом анализе теневого безналичного денежного потока. В рамках данной концепции определены цели, задачи, приоритетные направления в отношении одной из основных угроз экономической безопасности России – сохранение значительной доли теневой экономики и высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере [8] (Baturina, 2022). Под теневой экономикой в данной статье понимается деятельность экономического субъекта, в результате которой извлекается нелегальная экономическая выгода, характеризуемая как показатель криминализации экономики страны. В рамках предложенной Концепции выделены следующие направления мониторинга теневой экономики:

1. Мониторинг движения бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ).

2. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов коррупции.

3. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов организованной преступности экономической направленности.

4. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов криминальных банкротств.

5. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов, причастных к совершению преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (субъектов киберпреступлений).

6. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов экономических преступлений, идентифицируемых по отраслевой принадлежности (жилищно-коммунальное хозяйство, оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, сфера недропользования, медицина, лесное хозяйство, финансово-кредитная сфера и др.).

7. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов, идентифицируемых по признакам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Авторская концепция мониторинга теневой экономики отличается от традиционного рассмотрения теневой экономики вводом следующих коэффициентов: коэффициент идентификации теневого денежного потока ( ), коэффициент обезличивания денежного потока ( ). Приведенные коэффициенты являются «двумя сторонами одной медали» под названием «теневая экономика» и рассчитываются по формулам:

= 1 – = , (1)

= , (2)

где IA (Interested admission, «интересуемое поступление») – установленная совокупная величина интересуемого поступления, идентифицируемая в момент создания теневого денежного потока;

(«Минимальная величина интересуемого поступления в расходе») – установленная совокупная минимальная величина последующего расходования интересуемого поступления, идентифицируемого в момент создания теневого денежного потока.

Материалы и методы: методика оценки теневого денежного потока. Оценка теневого денежного потока представляет собой комплекс взаимосвязанных последовательных решений, каждое из которых формирует отдельный качественный параметр рассматриваемого экономического показателя.

Поэтапное выполнение следующих задач в конечном итоге характеризует методику оценки теневого денежного потока по направлениям авторской концепции мониторинга теневой экономики через методики судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах субъектов теневой экономики [4] (Baturina, 2019):

1. Решение экспертной задачи в рамках следующего вопроса: «От кого, в какой сумме, с каким назначением платежа поступали денежные средства на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****?».

Методика экспертного исследования заключается в информационном анализе сведений банковской выписки по счету исследуемого лица с целью установления и смысловой группировки плательщиков («источников поступления») и назначений поступления сумм денежных средств на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****.

В данном случае решаются следующие подзадачи и формируются соответствующие параметры теневого денежного потока:

1.1. «Идентификация по величине интересуемого поступления», т.е. устанавливается начальная величина денежного потока, концентрируемого на исследуемом банковском счете, определенная в совокупности с другими денежными активами исследуемого лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления, идентифицируемая по изначально установленному одному или нескольким признакам:

- плательщик (например, УФК РФ);

- назначение платежа (например, «… по государственному контракту №* от **.**.****).

1.2. «Идентификация по времени формирования интересуемого поступления», т.е. устанавливается временной период фактов формирования интересуемого поступления исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления.

2. Решение экспертной задачи в рамках следующего вопроса: «В адрес кого, в какой сумме, с каким назначением платежа израсходованы/перечислены денежные средства с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****?».

Методика экспертного исследования заключается в информационном анализе сведений банковской выписки по счету исследуемого лица с целью установления и смысловой группировки получателей и назначений расходования сумм денежных средств с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****.

В данном случае решаются следующие подзадачи и формируются соответствующие параметры теневого денежного потока:

2.1. «Идентификация по величине интересуемого расхода», т.е. устанавливается конечная величина денежного потока, ранее сконцентрированного на исследуемом банковском счете с учетом всех имеющихся денежных активов исследуемого лица, определенная в совокупности с другими направлениями расходования денежных средств исследуемого лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления, идентифицируемая по изначально установленному одному или нескольким признакам:

- получатель (например, ЗАО «***»);

- назначение платежа (например, «… по договору №* от **.**.****).

2.2. «Идентификация по времени установления источников финансирования интересуемого расхода», т.е. устанавливается временной период формирования источников финансирования интересуемого расхода исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления.

3. Решение экспертной задачи в рамках следующего вопроса: «В адрес кого, в какой сумме, с каким назначением платежа израсходованы/перечислены денежные средства, поступившие на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, по изначально установленному одному или нескольким признакам (конкретизируется источник поступлений и/или назначение платежа)?

Методика экспертного исследования заключается в информационном анализе сведений банковской выписки по счету исследуемого лица с целью установления направлений расходования денежных средств, поступивших по интересуемому основанию на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****.

В данном случае решаются следующие подзадачи и формируются соответствующие параметры теневого денежного потока:

3.1. «Идентификация по минимальной величине интересуемого поступления в расходе», т.е. устанавливается минимальная величина денежного потока, направленного на финансирование установленного направления расхода с исследуемого банковского счета, определенная в совокупности с другими денежными активами исследуемого лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления, идентифицируемая, например, как:

«Денежные средства, поступившие на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, с назначением платежа: «… в рамках государственного контракта №* от **.**.****…», в общем размере 1 000 000 000,00 руб., далее израсходованы в сумме не менее 560 000 000,00 руб. в адрес следующих контрагентов:

- ООО «1***» – не менее 500 000 000,00 руб. с назначением платежа «…»;

- ООО «2***» – не менее 40 000 000,00 руб. с назначением платежа «…»;

- ООО «3***» – не менее 20 000 000,00 руб. с назначением платежа «…».

3.2. «Идентификация по величине обезличивания интересуемого поступления», т.е. устанавливается величина денежного потока, в отношении которого не представляется возможным определить направление его дальнейшего расходования с исследуемого банковского счета по причине обезличивания имеющихся денежных активов исследуемого лица исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления. Например:

«Определить дальнейшее направление расходования денежных средств, поступивших на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, с назначением платежа: «… в рамках государственного контракта №* от **.**.****…», в общем размере 1 000 000 000,00 руб., в части 440 000 000,00 руб. – не представляется возможным по причине обезличивания имеющихся денежных активов исследуемого лица».

4. Решение экспертной задачи в рамках следующего вопроса: «За счет каких источников осуществлено расходование/перечисление денежных средств с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, по изначально установленному одному или нескольким признакам (конкретизируется получатель и/или назначение платежа)?».

Методика экспертного исследования заключается в информационном анализе сведений банковской выписки по счету исследуемого лица с целью установления источников финансирования расходования денежных средств по интересуемому основанию с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****.

В данном случае решаются следующие подзадачи и формируются соответствующие параметры теневого денежного потока:

4.1. «Идентификация по минимальной величине источников финансирования интересуемого расхода», т.е. устанавливается минимальная величина денежного потока, направленного на финансирование интересуемого расхода с исследуемого банковского счета, определенная в совокупности с другими денежными активами исследуемого лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления, идентифицируемая, например, как:

«Источниками финансирования расходования денежных средств с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, в сумме 600 000 000,00 руб., осуществленного **.**.****, в адрес ООО «4***», являются имеющиеся в распоряжении на момент интересуемого расхода денежные средства в сумме 900 000 000,00 руб., в т. ч. имеющийся остаток поступивших ранее денежных средств на банковский счет ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, по основанию «…» – в сумме не менее 400 000 000,00 руб.

4.2. «Идентификация по величине обезличивания источников финансирования интересуемого расхода», т.е. устанавливается величина денежного потока, в отношении которого не представляется возможным определить источники его формирования на исследуемом банковском счете по причине обезличивания имеющихся денежных активов исследуемого лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного экономического преступления. Например:

«Определить, за счет каких конкретных источников осуществлено расходование денежных средств с банковского счета ООО «***» в банке ПАО «Банк***» №***, за период с **.**.**** по **.**.****, в сумме 600 000 000,00 руб., осуществленное **.**.****, в адрес ООО «4***», в части 200 000 000,00 руб. – не представляется возможным по причине обезличивания имеющихся денежных активов исследуемого лица».

Таким образом, систематизирована методологическая база оценки теневого денежного потока, охарактеризованная на практических примерах применения научно обоснованных методик судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах субъектов теневой экономики. На основании приведенных параметров теневого денежного потока предлагается рассчитывать коэффициент идентификации и коэффициент обезличивания, характеризующие искомый экономический показатель в целом за определенный период статистического исследования, по формулам, приведенным выше в данной статье.

Результаты исследования. На основании концепции оценки эффективности государственной политики экономического обеспечения национальной безопасности России в рамках противодействия криминализации экономики страны через предложенную концепцию мониторинга теневой экономики и методологическую базу оценки теневого денежного потока ниже представлено описание авторской информационно-аналитической системы мониторинга теневого денежного потока, из которой усматривается алгоритм действия пользователя авторской информационно-аналитической системы мониторинга теневого денежного потока.

1. Постановка задачи. Необходимо проанализировать теневой денежный поток за исследуемый период.

2. Назначение системы – автоматизация идентификации и отслеживания теневого денежного потока по авторскому алгоритму [2, 3, 5–7] (Baturina, Litvinenko, 2018; Baturina, 2019; Baturina, 2021; Baturina, Litvinenko, 2021).

3. Функции системы:

3.1. Учет (регистрация) банковских выписок интересуемых субъектов экономики:

3.1.1. Ввод данных о субъекте экономики.

3.1.2. Ввод данных о банковском счете.

3.1.3. Ввод исходных данных для идентификации «интересуемого поступления» / «интересуемого расхода».

3.2. Идентификация «интересуемого поступления»:

3.2.1. Идентификация по величине интересуемого поступления.

3.2.2. Идентификация по времени формирования интересуемого поступления.

3.2.3. Идентификация по минимальной величине интересуемого поступления в расходе.

3.2.4. Идентификация по величине обезличивания интересуемого поступления.

3.3. Идентификация «интересуемого расхода»:

3.3.1. Идентификация по величине интересуемого расхода.

3.3.2. Идентификация по времени установления источников финансирования интересуемого расхода.

3.3.3. Идентификация по минимальной величине источников финансирования интересуемого расхода.

3.3.4. Идентификация по величине обезличивания источников финансирования интересуемого расхода.

3.4. Получение информации об «интересуемом поступлении»:

3.4.1. Запрос данных о плательщиках.

3.4.2. Запрос данных о назначениях осуществленных поступлений.

3.4.3. Запрос данных о дальнейших получателях.

3.4.4. Запрос данных о дальнейших назначениях осуществленных расходований.

3.5. Получение информации об «интересуемом расходе»:

3.5.1. Запрос данных о получателях.

3.5.2. Запрос данных о назначениях осуществленных расходований.

3.5.3. Запрос данных об источниках финансирования.

3.5.4. Запрос данных о назначениях ранее осуществленных поступлений.

4. Данные системы:

4.1. Главные таблицы:

4.1.1. Денежный поток – движение денежных средств на банковском счете.

4.1.2. Теневой денежный поток.

4.2. Подчиненные таблицы:

4.2.1. Интересуемое поступление.

4.2.2. Интересуемый расход.

4.2.3. Обезличивание.

5. Документы системы:

5.1. Входные:

5.1.1. Исходная выписка банка о движении денежных средств на банковском счете.

5.1.2. Документы, содержащие исходные данные для идентификации «интересуемого поступления» / «интересуемого расхода».

5.2. Выходные:

5.2.1. Анализ теневого денежного потока за исследуемый период.

5.2.2. Коэффициент идентификации.

5.2.3. Коэффициент обезличивания.

6. Регламент системы:

6.1. Правовые регламенты в области информационной безопасности, в т. ч. защиты информации.

6.2. Правовые регламенты в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в т. ч. в рамках деятельности Росфинмониторинга.

6.3. Авторские научные разработки в области терминологии, автоматизации, методологии [2–8] (Baturina, Litvinenko, 2018; Baturina, 2019; Baturina, 2021; Baturina, Litvinenko, 2021; Baturina, 2022).

7. Ресурсы системы:

7.1. Пользователи, импортирующие входные данные системы (п. 5.1).

7.2. Пользователи, экспортирующие выходные данные системы (п. 5.2).

Описанная авторская информационно-аналитическая система мониторинга теневого денежного потока в настоящий момент апробирована на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России путем применения метода экспертных оценок. Экспертной группе в лице сотрудников профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Северо-Западного и Центрального региона предлагалось соотнести по группам следующие факторы, влияющие на процесс мониторинга теневого денежного потока:

- совершенное экономическое преступление (статья УК РФ);

- установленная в рамках расследования уголовного дела величина материального ущерба;

- положительный результат в рамках проведения судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах фигурантов уголовного дела;

- применение современных программных продуктов при отслеживании теневого денежного потока;

- количество контрагентов (плательщиков/получателей), участвующих в движении теневого денежного потока;

- количество незначительных банковских операций на счетах контрагентов (плательщиков/получателей), участвующих в движении теневого денежного потока;

- значительная величина денежных активов, не связанных с движением теневого денежного потока;

- наличие взаимных и внутренних перечислений между банковскими счетами контрагентов (плательщиков/получателей), участвующих в движении теневого денежного потока.

Путем одноразового раздельного опроса без обратной связи по результатам анкетирования получена следующая информация (анализ согласованности оценок экспертов произведен путем вычисления числовой меры, характеризующей степень близости индивидуальных оценок – коэффициента конкордации (W = 0,7 – следовательно, согласованность мнений экспертов существует).

К значимым факторам, положительно влияющим на процесс мониторинга теневого денежного потока (способствующим идентификации денежного потока и минимизации его обезличивания), относятся:

- положительный результат в рамках проведения судебной бухгалтерской экспертизы в отношении движения денежных средств на банковских счетах фигурантов уголовного дела;

- применение современных программных продуктов при отслеживании теневого денежного потока.

К значимым факторам, отрицательно влияющим на процесс мониторинга теневого денежного потока (затрудняющим идентификацию денежного потока), относится значительное количество как самих контрагентов (плательщиков/получателей), участвующих в движении теневого денежного потока, так и значительное количество взаимных и внутренних перечислений между их банковскими счетами в случае «ручного» отслеживания поступлений и расходований денежных средств (без применения современных информационных технологий).

Заключение

Авторская концепция мониторинга теневой экономики, основанная на экономико-математическом анализе теневого безналичного денежного потока, определяет цели, задачи, приоритетные направления в отношении одной из основных угроз экономической безопасности России – сохранение значительной доли теневой экономики и высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Под теневой экономикой в данной статье понимается деятельность экономического субъекта, в результате которой извлекается нелегальная экономическая выгода, характеризуемая как показатель криминализации экономики страны. В рамках предложенной Концепции выделены следующие направления мониторинга теневой экономики:

1. Мониторинг движения бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ).

2. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов коррупции.

3. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов организованной преступности экономической направленности.

4. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов криминальных банкротств.

5. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов, причастных к совершению преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (субъектов киберпреступлений).

6. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов экономических преступлений, идентифицируемых по отраслевой принадлежности (жилищно-коммунальное хозяйство, оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, сфера недропользования, медицина, лесное хозяйство, финансово-кредитная сфера и др.).

7. Мониторинг движения денежных средств на счетах в банках субъектов, идентифицируемых по признакам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Ключевым экономическим показателем, характеризующим теневую экономику, предложено считать теневой безналичный денежный поток. Под теневым денежным потоком следует понимать движение денежных средств в безналичной форме в банковской среде от плательщика к получателю, начиная с момента идентификации источника формирования теневого денежного потока до момента обезличивания теневого денежного потока или обезличивания безналичного денежного потока в целом. В своих научных трудах автор описывает разработанную информационно-аналитическую систему мониторинга теневого денежного потока. Путем исследования данных расширенных выписок банков по счетам фигурантов уголовных дел демонстрируется возможность использования методик судебной бухгалтерской экспертизы в качестве инструментария предлагаемой информационно-аналитической системы, чем обуславливается актуальность авторской концепции. Практическая значимость исследования заключается в возможности качественного расширения статистической параметризации теневой экономики («одна сторона медали»). В конечном итоге уход от вероятных значений к точной минимальной величине теневого денежного потока позволяет использовать параметры теневой экономики для оценки эффективности государственной политики по обеспечению национальной безопасности России («другая сторона медали»). В настоящий момент разработана методика оценки результатов деятельности правоохранительной системы России во взаимосвязи с созданием благоприятной экономической среды [5] (Baturina, 2021).


Источники:

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2022).
2. Батурина Е.В., Литвиненко А.Н. Мониторинг теневых денежных потоков инструментами компьютерного моделирования // Экономика региона. – 2018. – № 14(1). – c. 326-338. – doi: 10.17059/2018-1-26.
3. Батурина Е.В. Информационно-аналитическая система мониторинга теневого безналичного денежного потока: основные элементы, авторский алгоритм моделирования // Вестник университета. – 2019. – № 7. – c. 144-151. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-144-151.
4. Батурина Е.В. Судебная бухгалтерская экспертиза незаконной банковской деятельности. Судебная бухгалтерская экспертиза движения денежных средств на расчетных счетах исследуемых лиц: перспективная методика // Вопросы экспертной практики. – 2019. – c. 47-56.
5. Батурина Е.В. Оценка эффективности правоохранительной деятельности во взаимосвязи с созданием благоприятной экономической среды // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 731-754. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112024.
6. Батурина Е.В., Литвиненко А.Н. Информационно-аналитическая система: «Спектр распределения теневого денежного потока» // На страже экономики. – 2021. – № 2(17). – c. 15-21. – doi: 10.36511/2588-0071-2021-2-15-21.
7. Батурина Е.В., Литвиненко А.Н. Система экономико-математических показателей оценки теневой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 9-1. – c. 19-27. – doi: 10.17513/vaael.1834.
8. Батурина Е.В. О проблемах мониторинга теневой экономики // Вестник университета. – 2022. – № 7. – c. 100-107. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-2-100-107.
9. Василенко Л.А. Трансформация налоговой системы в условиях цифровизации Российской экономики как ключевой инструмент выхода экономики из рецессии // Теоретическая экономика. – 2021. – № 3(75). – c. 83-89.
10. Гиесов А.А. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и сокращения уровня теневой экономики // Modern Science. – 2021. – № 7. – c. 42-44.
11. Дедкова Е.Г., Жидова О.П. Анализ государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности // Управленческий учет. – 2019. – № 7. – c. 19-27.
12. Дудин М.Н. Цифровизация роста: будущее сельского хозяйства России в индустрии 4.0 // АПК: Экономика, управление. – 2021. – № 5. – c. 25-37. – doi: 10.33305/215-25.
13. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Френкель А.А., Быковская Ю.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
14. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
15. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
16. Никулина О.В., Филипченко А.А. Оценка эффективности развития финансового сектора экономики России в условиях цифровизации // Самоуправление. – 2021. – № 6(128). – c. 402-405.
17. Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2019. – № 2. – c. 77-80. – doi: 10.24411/2587-6740-2019-12034.
18. Тюпаков К.Э., Белова Л.А., Вертий М.В., Курносов В.С. Совершенствование инвестиционной политики в АПК как условие обеспечения экономической безопасности государства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2019. – № 11(56). – c. 104-112. – doi: 10.33938/1911-104.
19. Фадейкина Н.В., Фадейкин Г.А., Синкина А.А. О стратегии развития информационного общества и цифровой экономики: стратегические приоритеты и национальные интересы России // Сибирская финансовая школа. – 2019. – № 3(134). – c. 3-16.
20. Шегурова Ю.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона // Контентус. – 2018. – № 3(68). – c. 18-27.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:38:32