Влияния теневой экономики на экономическую безопасность России
Капитонова Н.В.1, Жупикова Е.В.1
1 Забайкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75181403
Аннотация:
В данной статье рассматриваются анализ и оценка влияния теневой экономики на экономическую безопасность России.
Проведено исследование динамики ВВП и доли теневой экономики России за 2015-2021гг. Представлен анализ Центрального банка России долей различных секторов теневой экономики на основе анализа денежных потоков с 2019-2023гг. Проанализированы такие показатели как неформально занятое населения по отношению к общему числу занятых, количество зафиксированных преступлений коррупционной направленности, теневые процессы нелегального вывоза капитала за период с 2018-2023 гг. Представлен SWOT-анализ, а также положительное и отрицательное влияние теневого сектора на экономическую безопасность России.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, неформально занятое население, нелегальный вывоз капитала
JEL-классификация: E26, J46, O17, E02, E64
Введение
Теневая экономика является одной из серьезных угроз современного мира, оказывающая большое влияние на экономическую безопасность страны. Независимо от экономического развития стран, включая Россию всегда присутствуют такие теневые элементы, как неформальная занятость, экономическая преступность, нелегальный вывоз капитала [8] (Kapitonova, Kapitonova, 2021). Данное явление оказывает негативное воздействие на экономику страны, ее финансовую устойчивость, социальную стабильность и общественное благополучие поэтому изучение данного вопроса актуально на сегодняшний день. Размеры теневого сектора очень сложно определить, для этого используются такие индикаторы как низкий уровень доходности населения, высокий уровень безработицы, большая степень дифференциации доходов [1] (Bochkareva I.V., Kapitonova N.V., 2022).
Цель исследования – провести анализ и оценку влияния теневой экономики на экономическую безопасность России.
Задачи исследования: анализ масштабов теневой экономики страны; оценка ее влияния на экономическую безопасность России.
Основная часть
Анализ масштабов и проведение оценки размеров теневой экономики процесс весьма сложный в связи с отсутствием достоверных и неполных количественных данных. Во многих случаях экономисты прибегают к использованию косвенных методов, которые позволяют дать относительную оценку данному явлению.
С переменным успехом во всех странах занимаются вопросами, касающимися теневой экономики в системе экономической безопасности, которая классифицируется по следующим признакам - объему, условиям реализации, уровню социального и правового контроля. Существенным признаком является деструктивность теневой экономики, то есть негативное влияние субъектов правоотношений на экономику страны.
Масштабы российского теневого бизнеса всегда оценивались отечественными и зарубежными экономистами, как весьма значительные.
На рисунке 1 представлена динамика теневой экономики РФ за 2015-2021гг. по ее доли от ВВП [18].
Рисунок 1. Динамика теневой экономики России
Источник: составлено авторами по данным Росстата за 2015-2021гг. [18].
За анализируемый период ВВП с 2015 года (83,1трлн руб.) по 2019 год (109,3 трлн руб.) увеличился на 26,2 трлн руб., в 2020 году происходит снижение на 2% (1,7 трлн. руб.) и составляет 107,6 трлн. руб. В 2021 году по сравнению с 2020 годом ВВП значительно повышается на 28,2 трлн руб. (135,8 трлн руб.).
Размеры теневой экономики России, наоборот, с 2015 по 2019 годы сокращаются, и на 2019 год составляют 20 трлн руб.. по сравнению с 2015 годом сокращение произошло на 3,4 трлн руб. Минимальное значение теневой экономики за анализируемый период наблюдалось в 2017 году (18,9 трлн руб.), максимальное в 2020 году (32,1 трлн руб.) это связанно с отрицательными экономическими последствиями после пандемии COVID-19. В 2021 году размер теневой экономики снижается по сравнению с предыдущим на 2,82 трлн руб., что свидетельствует о мероприятиях по борьбе с теневым сектором и о восстановлении легальной экономики после кризиса.
Центральный банк России провел исследование, в котором расчет производился на основе анализа денежных потоков долей различных секторов теневой экономики (см. рис. 2) [17].
Рисунок 2. Отрасли экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги, %
Источник: составлено авторами.
На протяжении пяти лет по доле теневых финансовых услуг первое место занимает строительный сектор: минимальный показатель наблюдается в 2021году (35%) от всего теневого сектора финансовых услуг, а максимальный в 2022 году (43%).
Второе место занимает торговля: минимальная доля составляет 23% (2020 год), а максимальная 20 % (2023год).
Показатель доли теневых финансовых услуг – это сфера услуг, который находится на третьем месте: минимальное значение 19% (2022 год, 2023 год), максимальное 25% (2019 год).
Более 50% от общего объема теневых финансовых услуг составляет сумма долей строительства и производства. Это связано с тем, что многие люди предпочитают получать оплату наличными, поэтому наблюдается высокий спрос на теневые наличные операции. Это указывает не только на уклонение от уплаты налогов, но и частичное отсутствие контроля в строительной сфере.
Рисунок 3. Доли отдельных отраслей в общем объёме теневых финансовых операций (I полугодие 2023 г.), в %.
Источник: сайт Сбербанка - СБЕРБизнес [19].
В 2023 году также отрасли с подозрительными операциями – это строительство, торговля и сфера услуг, которые в сумме 85 % сформировали спрос на теневые финансовые операции в России, что составило уменьшение на 3 % по сравнению с прошлым годом. По данным Банка России подозрительных операций уменьшилось на 9 %., за указанный период вывод денежных средств составляет 12 млрд руб., ко второму полугодию 2022 года произошло сокращение почти в 2 раза [18].
В 2023 году наблюдалось снижение показателей объемов снятий подозрительных наличных, т.к. кредитные организации использовали Платформу Банка России «Знай своего клиента», с помощью которой удалось сократить в два раза объемы обналичивания по платежным картам юридических лиц.
Наиболее опасные проблемы для экономической безопасности России – это такие элементы теневой экономики, как неформальная занятость, нелегальный вывоз капитала, экономическая преступность. (Burov, 2019, Kapitonova, 2021, Sarkisian, 2019) [2,7,14].
Такой показатель как количество рабочих мест тесно связан с объемом теневой экономики в стране. Высокий уровень безработицы, неразвитая промышленность, недостаточность рабочих мест привели к большей доле в теневой экономике. Обделенные законной работой люди вынуждены заниматься любой деятельностью, которая приносит доход.
На рисунке 4 представлена динамика неформально занятого населения по отношению к общему числу занятых с 2018-2022гг. [13, 20, 21].
Рисунок 4. Динамика неформально занятого населения по отношению к общему числу занятых, тыс. чел.
Источник: составлено авторами.
Анализируя динамику общего числа занятых, наблюдается снижение данного показателя с 2018 по 2020 гг. на 565 и 1276 тыс. чел. (в сумме 1 841тыс. чел.), в 2020году численность занятых составила 71116 тыс. чел. С 2021 по 2022 год наблюдается обратный процесс - рост занятых на 346тыс. человек (72644 тыс.).
По исследованиям неформально занятого населения за анализируемый период наблюдается рост на 225 тыс. чел. с 2018 по 2019 гг. и в 2019 год данный показатель составил 14 885 тыс. чел. В 2020 году наблюдается спад на 668 тыс. чел. (14 217 тыс. чел.). Затем наблюдаем рост неофициально занятых на 449 тыс. чел. и в 2021г. данный показатель равен 14 681 тыс. чел. За последних два анализируемых года происходит снижение неофициально занятого населения: в 2022 году на 1 200 тыс. чел. (13 481 тыс. чел.), в 2023 году по сравнению с предыдущим годом на 37 тыс. человек.
В целом, увеличение числа формально занятых людей и снижение неформально занятого населения являются позитивными явлениями, указывающими на укрепление экономики и улучшение условий жизни работающего населения.
Основным фактором, определяющим масштаб теневой экономики в России, является коррупция, а также чрезмерное государственное регулирование и высокие налоги. Эти факторы приводят к тому, что бизнес стремится скрыться от налоговых обязательств и выплачивает заработную плату в конвертах, участвуя таким образом в теневой экономике.
На рисунке 5 представлено количество зафиксированных преступлений коррупционной направленности за 2018-2022гг. [16].
Рисунок 5 – Количество зафиксированных преступлений коррупционной направленности [16].
Источник: составлено авторами.
Анализируя зафиксированные преступления коррупционной направленности, наблюдаем рост с 2018 по 2019 гг. на 496 преступлений (+1,6%) и в 2019 году составляет 30 991 преступление. В 2020 году небольшой спад на 178 преступлений (- 0,5%) и составляет 30 813 преступлений. В 2021году происходит резкий рост преступности на 4 238 преступлений (+13,7%) и составляет 35 051 преступление. В 2022 году незначительное снижение на 105 преступлений (-0,2%) и составило 34 946 преступлений.
Увеличение преступности в 2021г. является, с одной стороны, положительным результатом, т.е. рост является свидетельством повышения эффективности работы правоохранительных органов по выявлению коррупционных деяний, а с другой стороны, является тревожным сигналом и может указывать на неэффективность мер борьбы с коррупцией.
Распространение теневого сектора экономики угрожает экономической безопасности страны, так как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым уменьшая ее возможности и результаты. Огромную угрозу для экономической безопасности страны представляет теневые процессы нелегального вывоза капитала.
Огромную угрозу для ЭБ РФ представляют теневые процессы нелегального вывоза капитала (см. рис. 6) [11].
Рисунок 6 – Чистый вывоз капитала, млрд. долл. [16].
Источник: составлено авторами.
Отток капитала из России в 2018г. составил 65,5 млрд. долл. и снизился на 34,5% в 2019г. и ставил 22,6 млрд. долл. В 2022г. наблюдается рост на 23% и составляет 50,4 млрд. долл. Значительный рост виден в 2022г. на 250% и составил 227 млрд. долл., что во многом было обусловлено изменением модели финансирования внешнеторговых процессов и переводом физическими лицами денег на депозиты в зарубежные банки.
Оценка влияния теневой экономики на экономическую безопасность РФ проведена с помощью косвенных методов за исследуемый период 2018 – 2022 гг. В таблице 1 представлен расчет методом несоответствия между официальной и фактической рабочей силой, где использовались статистические данные Министерства труда и социальной защиты РФ, а официально зарегистрированные безработные и совокупная численность экономически активного населения данные Росстата, которые используются для расчетов методологии международной организации труда (МОТ) [12,13, 20, 21].
Таблица 1 – Расчет уровня теневой экономики методом несоответствия между официальной и фактической рабочей силой
Показатели
| 2018г.
| 2019г.
| 2020г.
| 2021г.
| 2022г.
|
| 0,71
| 0,75
| 2,37
| 1,33
| 0,65
|
(число офиц. зарегистрированных безработных) | 3,65
| 4,46
| 4,32
| 3,63
| 2,95
|
(совокупность численность экономически активного населения) | 76,19
| 75,39
| 74,92
| 75,350
| 74,92
|
, млн. чел
| -0,041
| -0,052
| -0,028
| -0,032
| -0,032
|
Источник: составлено авторами [12, 13, 20,21].
Уровень теневой экономики с 2018 по 2022 гг. по данному методу получил отрицательное значение, так как количество официально зарегистрированных безработных превысило количество безработных по опросам службы занятости.
Показатель в 2018 году составил 41 тыс. чел., в 2019 году этот 52 тыс. чел. (вырос на 11 тыс. чел.) – самый максимальный за анализируемый период, в 2020году наблюдалось снижение до 28 тыс. чел. (на 24 тыс. чел) – самый минимальный за анализируемый период, в 2021г. и 2022г. имеет одинаковое значение (32 тыс. человек), т.е. увеличился на 4 тыс. человек.
Таким образом, можно сказать, что в течение 5 лет имеется определенное расхождение между официальными данными о рабочей силе и реальной ситуацией, хотя в 2020 году наблюдалось некоторое улучшение в данной сфере.
Данный метод оценки теневого сектора в РФ можно считать неактуальным, т.к. получен нелогичный результат.
Далее представлен расчет размера теневой экономики с помощью монетарного метода Гутмана, где используется значение валового национального продукта (ВНП) (см. табл. 2,4) [3, 5, 6, 15].
Таблица 2- Данные для расчета ВНП (GNP)
Показатели
| 2017г.
| 2018г.
| 2019г.
| 2020г.
| 2021г.
| 2022г.
|
C, млрд. руб.
| 0.000017
| 0.000018
| 0.000019
| 0.000019
| 0.000021
| 0.000023
|
I, млрд. руб.
| 17 595
| 17 782
| 19 329
| 20 393
| 23 239
| 27 865
|
G, млрд. руб.
| 6 310
| 6 800
| 8 200
| 8 900
| 9 400
| 11 200
|
Ex, млрд. руб.
| 20 977
| 30 335
| 26 476
| 24 728
| 36 634
| 45 211
|
Im, млрд. руб.
| 13 379
| 16 082
| 15 263
| 17 019
| 21 807
| 19 804
|
Xn, млрд. руб.
| 7 598
| 14 253
| 11 213
| 7 709
| 14 827
| 25 407
|
GNP, млрд. руб.
| 31 503,00
| 38 835,00
| 38 742,00
| 37 002,00
| 47 466,00
| 64 472,00
|
Источник: составлено авторами [3, 5, 6, 15].
Расчет уровня теневой экономики монетарным способом представлен в таблице 3 [4,10].
Таблица 3 – Расчет теневой экономики монетарным методом
Показатели
| 2017г.
| 2018г.
| 2019г.
| 2020г.
| 2021г.
| 2022г.
|
GNP, млрд. руб.
| 31 503,00
| 38 835,00
| 38 742,00
| 37 002,00
| 47 466,00
| 64 472,00
|
DD, млрд. руб.
| 3 628
| 4 593
| 5 679
| 9 450
| 10 225
| 12 352
|
M2, млрд. руб.
| 42 440
| 44 892
| 51 580
| 58 651
| 66 252
| 82 388
|
млрд. руб.
| -
| 1,2
| 1,08
| 1,46
| 0,96
| 0,97
|
млрд. руб.
| -
| -0,2
| -0,08
| -0,46
| 0,04
| 0,03
|
SUB, млрд. руб.
| -
| -6 472,5
| -2 740,63
| -11 717,21
| 2 087,54
| 1 896,52
|
Результаты расчета теневой экономики монетарным методом, указывают на изменения в объеме денежных потоков, связанных с теневой экономикой в указанные годы. Отрицательные значения указывают на то, что в эти годы денежные потоки из теневой экономики в официальную экономику были больше.
Анализ уровня теневой экономики в России показал следующее:
Отрицательное значение в 2018 году (-6472,5 млрд. руб.). указывает на то, что размер теневого сектора преобладал в экономике России, к 2019 году данный показатель уменьшился до -2740,63млрд. руб., что свидетельствует о некотором снижении объема теневого сектора. В 2020 году значение снова увеличилось и составило -11717,21 млрд. руб. Это говорит о резком росте теневой экономики в этот период.
В 2021 и 2022 гг. уровень теневой экономики имеет положительное значение (2087,54 и 1896,52 млрд. руб.). Это означает, что в этом году реальная экономика преобладала над теневой.
Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдается колебания в объеме теневой экономики, за анализируемый период положительный момент в 2021-2022гг. наблюдается ее снижение на 9 629 млрд. рублей.
Тем самым, теневая экономика негативно влияет на экономическую безопасность страны из-за уменьшения налоговых поступлений в бюджет страны, снижения прозрачности и устойчивости экономики, уклонения от уплаты налогов, коррупции, оттока капитала за рубеж, нарушения законодательства и др.
По своей сути влияния теневого сектора на экономическую безопасность представляет собой процессы и явления, которые оказывают негативное или положительное воздействие на экономическое состояние страны, личности предприятия (см. табл. 4).
Таблица 4 – Влияние теневой экономики на ЭБ РФ
№
| Положительное
| Отрицательное
|
1
| Обеспечение рабочих мест:
Теневая экономика может создавать дополнительные рабочие места для людей, которые иначе могли бы остаться без работы. | Уклонение от уплаты налогов:
Теневая экономика приводит к существенным потерям налоговых доходов, что может негативно сказываться на бюджете государства. |
2
| Увеличение потребления:
Повышение доходов через теневую экономику может способствовать увеличению потребления и стимулировать экономику в целом. | Нарушение законодательства:
Участие в теневой экономике часто сопровождается нарушением законодательства, что подрывает правовую систему страны. |
3
| Гибкость и адаптивность:
Теневая экономика может быть более гибкой и адаптивной к изменениям внешней среды, что позволяет быстрее реагировать на экономические кризисы. | Отсутствие социальной защиты:
Работники теневой экономики обычно лишены социальной защиты, такой как медицинское страхование или пенсионные накопления. |
4
| Снижение бюрократических издержек:
Участие в теневой экономике позволяет избежать избыточной бюрократии и упростить процессы предпринимательства. | Коррупция и преступность:
Теневая экономика способствует распространению коррупции и организованной преступности, что угрожает безопасности общества. |
5
| Стимулирование инноваций:
В некоторых случаях теневая экономика может стимулировать инновации и развитие новых технологий. | Снижение качества услуг и товаров:
Из-за отсутствия контроля качество услуг и товаров в теневой экономике часто ниже, что может представлять опасность для здоровья и безопасности потребителей. |
6
| Поддержка уязвимых групп населения:
Теневая экономика может служить как способ поддержки уязвимых групп населения, таких как мигранты или безработные. | Недостаток инвестиций в образование и здравоохранение:
Утечка средств в теневую экономику может привести к недостаточному финансированию образования и здравоохранения, что угрожает будущему развитию страны. |
Теневая экономика оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации. Хотя она может способствовать созданию рабочих мест, увеличению потребления и стимулированию инноваций, ее отрицательные аспекты, такие как уклонение от уплаты налогов, нарушение законодательства, коррупция и недостаток социальной защиты, представляют серьезные вызовы для экономики и общества в целом.
SWOT-анализ позволяет выделить ключевые аспекты влияния теневой экономики на экономическую безопасность РФ, помогая лучше понять сильные стороны, слабые места, возможности и угрозы данного явления (см. табл.5).
Таблица 5 - SWOT-анализ влияния теневой экономики на ЭБ РФ
Сильные стороны:
1. Стимулирование потребления. 2. Создание рабочих мест. 3. Гибкость и адаптивность. 4. Обеспечение доступа к товарам и услугам. 5. Гибкость цен. 6. Инновации и конкуренция. | Слабые стороны:
1. Потеря налоговых доходов. 2. Нарушение законодательства. 3. Коррупция и преступность. 4. Нестабильность рынка. 5. Ограниченный доступ к финансовым услугам. 6. Снижение качества продукции и услуг. |
Возможности:
1. Развитие легального предпринимательства. 2. Улучшение условий труда и социальной защиты. 3. Повышение прозрачности. 4. Укрепление институтов правопорядка. 5. Повышение качества образования и здравоохранения. 6. Развитие финансовых институтов. | Угрозы:
1. Потеря налоговых доходов. 2. Негативное влияние на институты государства. 3. Социальная несправедливость. 4. Угроза для здоровья и безопасности. 5. Ослабление конкурентоспособности. 6. Потеря доверия инвесторов. |
В целом, для достижения устойчивого экономического и социального развития необходимо учитывать сильные стороны, минимизировать слабые стороны, использовать возможности и противодействие угрозам, принимая комплексные меры на уровне государства, бизнеса и общества.
Заключение
После проведенного анализа становится очевидным, что теневая экономика представляет собой одну из наиболее сложных угроз, с которыми сталкивается Россия. Важно учитывать разнообразие масштабов, форм и видов теневой деятельности, а также эффективность усилий по минимизации нелегальной экономической активности. Необходимо помнить, что теневая экономика присуща любой стране и экономической системе, и полное устранение данного сектора экономики невозможно. Тем не менее, важно стремиться к снижению ее уровня и принимать меры для улучшения прозрачности экономических процессов, борьбы с коррупцией и создания условий для развития законной экономики.
Источники:
2. Буров В.Ю. Противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 235-244. – doi: 10.18334/tek.3.4.100607.
3. Внешняя торговля. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 06.08.2024).
4. Денежная масса (национальное определение). Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/ms/ (дата обращения: 05.05.2024).
5. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13271 (дата обращения: 06.08.2024).
6. Инвестиции в России. 2023. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2023. – 229 c.
7. Капитонова Н.В. Тенденции развития неформальной занятости в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 223-232. – doi: 10.18334/tek.5.3.113418.
8. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
9. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. – 2020. – № 4. – c. 193-204. – doi: 10.18334/tek.4.4.111865.
10. Объем привлеченных кредитными организациями средств (вкладов) физических лиц. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/vfs/statistics/pdko/pdko_sub/gfb/stat_bn_2023.xlsx (дата обращения: 06.08.2024).
11. Отток капитала из России по годам: 1994-2022гг. Финансы России. [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/ottok-kapitala-iz-rossii-po-godam/ (дата обращения: 05.05.2024).
12. Прогноз баланса трудовых ресурсов. Министерство труда и социальной защиты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1320 (дата обращения: 05.08.2024).
13. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2023. – 180 c.
14. Саркисян Л.Ю. Проблемы рынка труда Забайкальского края // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1411-1422. – doi: 10.18334/et.6.4.41203.
15. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерство финансов:. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/06/main/Svodnyy_analiticheskiy_otchet_2019.pdf (дата обращения: 06.08.2024).
16. Состояние преступности в России за 2018-2022гг. Кримстат аналитик: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 05.08.2024).
17. Структура подозрительных операций и отрасли экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. Центральный банк РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2023_1/ (дата обращения: 05.09.2024).
18. Теневая экономика по данным Росстат. – Статистика и показатели. Региональный и федеральные. Rosinfostat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/ tenevaya-ekonomika (дата обращения: 10.08.2024).
19. Теневой бизнес в 2023 году в России. Сбербизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/tenevoj-biznes-v-2023-godu-v-rossii/ (дата обращения: 15.08.2024).
20. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 10.08.2024).
21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения: 15.08.2024).
Страница обновлена: 12.12.2024 в 17:07:29