Оценка тенденций развития структуры поступления и использования денежных доходов населения, а также мобильности трудовых ресурсов в территориальном разрезе России
Красильникова Е.А.1, Майорова Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Красильникова Е.А., Майорова Е.А. Оценка тенденций развития структуры поступления и использования денежных доходов населения, а также мобильности трудовых ресурсов в территориальном разрезе России // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 259–274. – doi: 10.18334/tezh.2.4.1958.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26375881
Цитирований: 13 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье анализируется баланс денежных доходов и расходов населения в современных экономических условиях. Выявляются тенденции и проблемы структуры доходов населения Российской Федерации в территориальном разрезе. Обозначены факторы, влияющие на диспропорции баланса доходов и расходов населения малых и крупных городов России. Рассматриваются предпосылки роста мобильности трудовых ресурсов.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, ввп, движение денежных средств, баланс доходов и расходов
JEL-классификация: R10, D31, J61
По данным Росстата, объем валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2014 г. в текущих ценах составил 71 406,4 млрд руб. с учетом данных по Крымскому федеральному округу, что выше по сравнению с предыдущим годом на 7,9% [1]. Полученный прирост основного экономического показателя страны был достигнут за счет высокого уровня инфляции, зафиксированного в 2014 г. Объем ВВП России за второй квартал 2015 года составил в текущих ценах 17 491,4 млрд руб. Индекс физического объема ВВП относительно второго квартала 2014 года составил 95,4%, относительно первого квартала 2015 года – 104,7%. Объем ВВП за первое полугодие 2015 года составил в текущих ценах 34 056,1 млрд руб., индекс физического объема относительно первого полугодия 2014 года составил 96,5% [2]. Полученные данные Росстата РФ, а также других источников свидетельствуют об ощутимом спаде в экономике страны. Так, оборот оптовой и розничной торговли России в первом квартале 2015 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 7,6%.
На фоне этого становится актуальным поиск направлений активизации деловой активности. Развитие инфраструктуры в торговле является одной из важнейших предпосылок решения проблемы экономического роста. Создание современного комплекса материальных и нематериальных средств, обеспечивающих эффективное функционирование отрасли, позволит устранить серьезные диспропорции в товародвижении и денежно-финансовых потоках. Оценка изменений в структуре поступления доходов населения, а также направлений их использования позволит расширить круг обозначенных предпосылок.
Анализ структуры доходов и расходов субъектов России, каналов товародвижения и движения денежных средств позволяет подтвердить результаты опросов потребителей, свидетельствующих о том, что жители небольших городов, получающие доходы в границах одной территориальной единицы, выезжают в крупные близлежащие города (в другие территориальные единицы) с целью осуществления покупок.
Оценка общего объема денежных доходов населения России в целом и в разрезе субъектов федерации производится Федеральной службой государственной статистики посредством построения баланса денежных доходов и расходов населения. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы: от предпринимательской деятельности, от собственности в виде дивидендов, процентов по вкладам, ценным бумагам, лиц, занятых предпринимательской деятельностью, от продажи иностранной валюты, а также страховые возмещения и другие доходы (таблица 1) [3].
Таблица 1
Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления в среднем по Российской Федерации за 2013–2015 гг.
|
Всего денежных
доходов, млрд рублей
|
В том числе в
процентах:
| ||||
доходы от предпринимательской деятельности
|
оплата труда, включая скрытую заработную плату
|
социальные выплаты
|
доходы от собственности
|
другие доходы
| ||
2013 год
| ||||||
1 квартал
|
9402,7
|
8,5
|
66,4
|
18,5
|
4,6
|
2,0
|
2 квартал
|
10877,3
|
7,9
|
65,6
|
18,9
|
5,6
|
2,0
|
3 квартал
|
10978,1
|
8,7
|
65,0
|
18,5
|
5,8
|
2,0
|
4 квартал
|
13392,5
|
9,2
|
64,4
|
18,5
|
5,9
|
2,0
|
Год
|
44650,4
|
8,6
|
65,3
|
18,6
|
5,5
|
2,0
|
2014 год
(предварительные данные)
| ||||||
1 квартал
|
9785,1
|
8,3
|
67,8
|
17,0
|
5,0
|
1,9
|
2 квартал
|
11766,6
|
7,3
|
67,2
|
18,9
|
4,8
|
2,0
|
3 квартал
|
12110,5
|
7,8
|
66,9
|
18,2
|
5,1
|
2,0
|
4 квартал
|
14238,2
|
7,8
|
65,7
|
18,6
|
5,9
|
2,0
|
Год
|
47900,3
|
7,8
|
66,8
|
18,2
|
5,3
|
1,9
|
2015 год
(предварительные данные)
| ||||||
1 квартал
|
11052,2
|
8,0
|
68,4
|
16,8
|
4,86
|
1,9
|
Согласно приведенным данным, основным доходом населения Российской Федерации является заработная плата (в т. ч. скрытая): 65,3% – в среднем по 2013 году, 66,8% – по 2014 г. В то же время существенным источником доходов являются социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения, выигрыш по лотереям), это почти пятая часть: 18,6% – в среднем по 2013 году, 18,2% – по 2014 г. С одной стороны, это свидетельствует о государственной поддержке, однако может способствовать иждивенческим настроениям.
Анализируя ситуацию в целом по Российской Федерации, необходимо отметить, что в субъектах данная структура может отличаться (Тимирьянова, 2014). Например, в Республике Башкортостан доля источника «оплата труда» в 2014 году составила 29,6%, тогда как в Республике Коми за этот же период – 60,3% [4]. Социальные выплаты в 2014 году по Республике Башкортостан составили 16,2% суммы всех доходов, в то время как в Республике Коми этот показатель составил 20,1%. Подобные результаты можно объяснить диспропорциями социальной политики, проводимой в соответствующих субъектах РФ, а также дополнительными компенсационными выплатами в Республике Коми, связанными с природно-климатическими особенностями ее территории. Интересным представляется трехкратная разница в долях доходов от предпринимательской деятельности рассматриваемых республик. Так, в Республике Башкортостан доля доходов от предпринимательской деятельности в общей совокупности доходов в 2014 году составила 14,1%, в то время как в Республике Коми этот показатель составил 5,7%. Это свидетельствует о большей предпринимательской активности в Башкортостане, связанной в том числе с проводимой в республике программе ее стимулирования. При этом в Республике Коми наблюдается превышение доли доходов от собственности (включающих дивиденды, проценты по депозитам, выплаты по ценным бумагам, доходы от продажи недвижимости, доходы от продажи иностранной валюты и др.) по сравнению с аналогичным показателем Республики Башкортостан – 3,0% и 2,2% соответственно.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за товарный кредит и др.), покупку жилых помещений, иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах [5]. Согласно данным Росстата, в структуре использования денежных доходов населения наблюдается превышение расходов над доходами (таблица 2).
Таблица 2
Структура использования денежных доходов населения России в 2014 году, % [6]
Месяц 2013 года
|
Денежные доходы
|
Из них
использовано на:
|
Превышение
доходов над расходами (+), расходов над доходами (-)
| |||
покупку товаров и оплату
услуг
|
оплату обязательных
платежей и взносов
|
сбережения 1), 2)
|
покупку валюты
| |||
Январь
|
100
|
97,1
|
11,9
|
-9,9
|
8,0
|
-7,1
|
Февраль
|
100
|
72,9
|
11,8
|
8,2
|
5,7
|
1,4
|
Март
|
100
|
80,5
|
12,6
|
0,0
|
7,6
|
-0,7
|
I квартал
|
100
|
82,3
|
12,1
|
0,3
|
7,0
|
-1,7
|
Апрель
|
100
|
69,6
|
11,1
|
11,7
|
4,1
|
3,5
|
Май
|
100
|
76,3
|
11,9
|
7,3
|
5,0
|
-0,5
|
Июнь
|
100
|
73,5
|
11,5
|
10,7
|
4,6
|
-0,3
|
II квартал
|
100
|
73,0
|
11,5
|
10,0
|
4,6
|
0,9
|
Июль
|
100
|
73,6
|
12,7
|
8,2
|
4,3
|
1,2
|
Август
|
100
|
73,8
|
11,3
|
8,6
|
4,5
|
1,8
|
Сентябрь
|
100
|
79,1
|
11,7
|
4,6
|
4,9
|
-0,3
|
III квартал
|
100
|
75,5
|
11,9
|
7,2
|
4,5
|
0,9
|
Октябрь
|
100
|
75,5
|
11,0
|
6,5
|
8,6
|
-1,6
|
Ноябрь
|
100
|
76,7
|
11,0
|
6,7
|
5,8
|
-0,2
|
Декабрь
|
100
|
64,8
|
13,2
|
12,5
|
7,3
|
2,2
|
IV квартал
|
100
|
71,4
|
11,9
|
9,1
|
7,2
|
0,4
|
Год
|
100
|
75,0
|
11,9
|
7,0
|
5,9
|
0,2
|
2) Знак «+» означает прирост сбережений, знак «-» означает отток сбережений.
Выявленное превышение расходов над доходами в крупнейших городах связано как с уменьшением остатка денег на руках у населения, так и с приобретением товаров и оплатой услуг приезжим населением (Тимирьянова, 2013).
Безусловно, в положительной разнице между доходами расходами окружающих Москву районов играет немалую роль склонность жителей небольших городов к накоплению сбережений, а также отсутствие жестких требований к наличию статусных вещей у их жителей (в отличие от столицы). Однако прежде всего такая диаметральная противоположность связана с поездками за покупками в столицу. Необходимо заметить, что в анализе фиксировались лишь те области, в территориальных органах Федеральной службы статистики которых имелись соответствующие данные. В подтверждение полученных результатов исследования приведем показатель превышения доходов над расходами по Ивановской области: +3,7% в среднем по 2014 году [7]. Соотношение диспропорции г. Москвы и Московской области соответствует заявленному. Хотя при расположении крупных торговых центров в пределах 2–3 км МКАД на территории Московской области жители столицы, получающие доходы в городе, выезжают (иногда добираются пешком) для совершения покупок в соседний субъект РФ. Соответственно, потоки денежных средств имеют обратный вектор в сравнении с нашим предположением.
Таким образом, денежные средства, заработанные жителями в одном городе, расходуются на покупку товаров и оплату услуг в другом городе, где они становятся доходом предприятий торговли. Итогом этого становится увеличение налоговых поступлений в более крупном городе, что содействует развитию отраслевой инфраструктуры данного района.
Изучая сложившуюся ситуацию, необходимо выделить основные факторы, оказывающие существенное влияние на склонность потребителя приобретать продукцию в другом городе (Галиева, Тимирьянова, 2008):
1. расстояние до более крупного по численности населения и по развитию инфраструктуры рынка (чем меньше расстояние и выше уровень развития инфраструктуры, тем больше поток денежных средств в этот город);
2. количество объектов розничной торговли и общественного питания, а также диспропорция по этому показателю малого и крупного городов (чем больше количество объектов, тем больше поток денежных средств);
3. площадь торгового зала объектов розничной торговли на душу населения (чем выше этот показатель города, тем больше поток поступающих денежных средств);
4. глубина и ширина ассортимента, представленного в объектах розничной торговли и общественного питания малого и крупного городов (чем шире и глубже ассортимент, тем больше поток поступающих денежных средств);
5. количество многофункциональных торговых центров (чем больше этот показатель, тем больше поток денежных средств);
6. доля численности населения города, в котором были получены доходы, к численности населения субъекта РФ (чем меньше доля, тем большая вероятность покупок в соседних крупных городах).
Наряду с выявленными выше тенденциями сложившаяся в нашей стране резко выраженная социальная дифференциация является в том числе продолжением структурных диспропорций в экономике. В частности, на 20% наиболее богатых домохозяйств страны приходится 47% располагаемых ресурсов всех домохозяйств, а у 73% работников российских организаций заработная плата ниже средней заработной платы по экономике [8].
Резкая пространственная дифференциация экономики проявляется в большой разнице доходов населения наиболее и наименее развитых регионов, которая составляет 60 раз по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и 150 раз по объему инвестиций [9]. Современное финансовое состояние субъектов федерации и в еще большей степени муниципалитетов (в лице органов местного самоуправления) практически исключает даже проработку серьезных проектов развития, если эти проекты не предусматривают внешней поддержки деньгами со стороны федерального правительства или, в очень редких случаях, крупного бизнеса (Каращук, 2014; Магомедов, Кахриманова, 2014). Пространственные разрывы не позволяют использовать потенциал имеющейся Российской территории. Ликвидация межрегиональных различий требует анализа региональных связей (Карпова, 2015; Красильникова, Тимирьянова, 2013; Tyunik, Nikishin, Pankina, 2015), поэтапного выстраивания стратегии развития отдельных территорий (Красильникова, 2015). Эта задача не может быть решена без использования комплексной экономической политики, позволяющей связать цели развития отдельных регионов с задачами, стоящими перед всей страной [10].
При оценке сложившейся ситуации необходимо учитывать различия в потребительском поведении жителей крупных (в т. ч. мегаполисов) и малых городов, сельских и городских жителей (Тюник, Никишин, 2015).
Наряду с товародвижением и движением денежных средств необходимо рассмотреть мобильность трудовых ресурсов внутри страны. Поиск должностей с более высокой заработной платой в других регионах повышает индекс обозначенной мобильности. Так, например, 40% работников, которые претендуют на должность директора филиала, готовы сменить место жительства [11]. В сфере руководителей филиальных структур компаний соотношение вакансий к резюме составляет, по данным того же интернет-ресурса, связанного в сфере подбора персонала. Подобный конкурс на должности топ-менеджмента ожидаем. Более 90% вакансий требуют от соискателей опыта управления, а зачастую и опыта открытия филиала. При этом даже половина соискателей (49%) не соответствует основным требованиям [12].
Проанализируем уровень оплаты труда работников на должности «директор филиала» в территориальном разрезе (таблица 3) [13].
Таблица 3
Уровень оплаты труда директоров филиалов в территориальном разрезе
Город РФ
|
Средний размер заработной платы, руб.
|
Москва
|
125000
|
Санкт-Петербург
|
106000
|
Екатеринбург
|
90000
|
Новосибирск
|
85000
|
Челябинск
|
81000
|
Красноярск
|
80000
|
Самара
|
79000
|
Ростов-на-Дону
|
76000
|
Уфа
|
70000
|
Казань
|
70000
|
Воронеж
|
68000
|
Представим предложения работодателей для соискателей без опыта работы в территориальном разрезе с учетом требований к профессиональным навыкам соискателей (таблица 4).
Таблица 4
Предложения по оплате труда директоров филиалов (без опыта работы на данной позиции) в разрезе регионов России и с учетом требований к соискателям [14]
Город
|
Размер заработной платы, руб.
|
Требования к профессиональным навыкам
|
Москва
|
75000–90000
|
-
Высшее
образование.
- Пользователь «1С». - Знание законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность компании, постановлений региональных и местных органов государственной власти и управления. - Знание основ трудового законодательства и норм охраны труда. - Знание основ менеджмента, маркетинга, стратегического планирования. - Знание специфики управления компанией. - Отличные переговорные навыки, опыт ведения переговоров на уровне первых лиц компаний. - Отличные управленческие навыки. - Опыт бюджетирования. - Опыт развития продаж. - Опыт руководящей работы от 3 лет. |
Санкт-Петербург
|
64000–77000
| |
Волгоград
|
40000–48000
| |
Воронеж
|
41000–49000
| |
Екатеринбург
|
54000–65000
| |
Казань
|
42000–50000
| |
Красноярск
|
48000–58000
| |
Нижний
Новгород
|
47000–56000
| |
Новосибирск
|
51000–61000
| |
Омск
|
42000–50000
| |
Пермь
|
45000–54000
| |
Ростов-на-Дону
|
46000–55000
| |
Самара
|
47000–57000
| |
Уфа
|
42000–50000
| |
Челябинск
|
49000–59000
|
Представим предложения работодателей для соискателей с опытом работы от 1 года в территориальном разрезе с учетом требований к профессиональным навыкам соискателей (таблица 5).
В целом, наблюдается ожидаемая тенденция: чем больше опыт работы, тем выше уровень предлагаемой оплаты труда.
Представим предложения работодателей для соискателей с опытом работы от 2 лет в территориальном разрезе с учетом требований к профессиональным навыкам соискателей (таблица 6).
Портрет соискателей должности директора филиала: мужчина, средних лет, с высшим образованием. Гендерное разделение претендентов на данную должность выражено ярко: мужчины составляют 85% от общего числа претендентов. Топ-менеджеры в возрасте от 30 до 40 лет составляют 44%, от 40 до 50 лет – 40%, старше 50 лет – 11% от всех претендентов [15].
Таблица 5
Предложения по оплате труда директоров филиалов (с опытом работы от 1 года) в разрезе регионов России и с учетом требований к соискателям [16]
Город
|
Размер заработной платы, руб.
|
Требования к профессиональным навыкам
|
Москва
|
90000–110000
|
-
Знание
профильного рынка.
- Знания стратегического и тактического менеджмента, финансового менеджмента, маркетинга, экономики предприятия, управления персоналом. - Опыт разработки и реализации стратегии развития. - Опыт управления филиалом от 1 года. |
Санкт-Петербург
|
77000–94000
| |
Волгоград
|
48000–58000
| |
Воронеж
|
49000–59000
| |
Екатеринбург
|
65000–79000
| |
Казань
|
50000–62000
| |
Красноярск
|
58000–70000
| |
Нижний
Новгород
|
56000–68000
| |
Новосибирск
|
61000–75000
| |
Омск
|
50000–61000
| |
Пермь
|
54000–66000
| |
Ростов-на-Дону
|
55000–67000
| |
Самара
|
57000–69000
| |
Уфа
|
50000–62000
| |
Челябинск
|
59000–72000
|
Таблица 6
Предложения по оплате труда директоров филиалов (с опытом работы от 2 лет) в разрезе регионов России и с учетом требований к соискателям [17]
Город
|
Размер заработной платы, руб.
|
Требования к профессиональным навыкам
|
Москва
|
110000–150000
|
- Опыт
заключения долгосрочных контрактов.
- Опыт разработки и внедрения ключевых показателей эффективности в филиале. - Опыт развития филиала. - Опыт управления филиалом от 2 лет. Возможное пожелание: дополнительное образование в области менеджмента/степень MBA. |
Санкт-Петербург
|
94000–128000
| |
Волгоград
|
58000–80000
| |
Воронеж
|
59000–81000
| |
Екатеринбург
|
79000–108000
| |
Казань
|
62000–84000
| |
Красноярск
|
70000–96000
| |
Нижний
Новгород
|
68000–93000
| |
Новосибирск
|
75000–102000
| |
Омск
|
61000–83000
| |
Пермь
|
66000–90000
| |
Ростов-на-Дону
|
67000–92000
| |
Самара
|
69000–95000
| |
Уфа
|
62000–84000
| |
Челябинск
|
72000–98000
|
Таким образом, оценивая тенденции развития структуры поступления денежных доходов населения, можно сделать вывод, что в целом за период с 2013 по 2015 г. «ожидаемым» основным источником являлась заработная плата (64,4–68,4%). Причем в изменившихся экономических условиях 2014 и 2015 гг., по предварительным данным Росстата, ее доля в объеме доходов выросла с 65,3% в 2013 г. до 68,4% в 2015 г., что достаточно закономерно. При этом остается практически неизменным удельный вес доходов от предпринимательской деятельности (8%), что позволяет делать оптимистические прогнозы в отношении деловой активности. Трансформации структуры расходов населения за последние два года не произошло, хотя и наблюдалось увеличение доли трат на покупку товаров и оплату услуг. В Российской Федерации, по сравнению с развитыми странами мира, этот показатель и так был достаточно высок – 70–75%, а в первом квартале 2014 года он достиг 82,3%, что свидетельствует о чрезвычайно низком уровне жизни населения нашей страны. Сложившиеся экономические условия повышают уровень мобильности руководителей высокой квалификации (требуются «антикризисные специалисты»), при этом работники средней и низкой квалификации «возвращаются домой» и «снижают» исследуемые показатели движения трудовых ресурсов.
[1] Национальные счета // Сайт Федеральной службы государственной статистики
[2] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[3] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[4] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[5] Там же.
[6] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[7] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[8] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Сайт SuperJob.ru.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Сайт SuperJob.ru.
[15] Там же.
[16] Сайт SuperJob.ru.
[17] Там же.
Источники:
Каращук, О.С. (2014). Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте. Международная торговля и торговая политика, 2, 94–103.
Карпова, Е.В. (2013). Торговля как фактор системы обеспечения продовольственной безопасности России. Международная торговля и торговая политика, 9–10, 110–122.
Карпова, Е.В. (2015). Торговля России: факторы влияния в каналах продвижения продукции. Российское предпринимательство, 16(11), 1579–1594.
Красильникова, Е.А. (2015). Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики. Российское предпринимательство, 16(11), 1607–1616.
Красильникова, Е.А., Тимирьянова, В.М. (2013). Анализ существующих систем управления и показателей оценки эффективности процесса товародвижения. Вестник экономики, права и социологии, 4, 33–37.
Магомедов, Г.Д., Кахриманова, Д.Г. (2014). Механизмы привлечения финансовых ресурсов в экономику региона. В книге Образовательная среда сегодня и завтра (С. 261–264). М.: Московский технологический институт.
Тимирьянова, В.М. (2013). Моделирование распределения денежных средств конечных потребителей в рамках субъекта РФ. Перспективы науки, 10, 221 227.
Тимирьянова, В.М. (2014). Оценка региональной дифференциации в степени вовлеченности субъектов рынка в виртуальный рынок потребительских товаров. Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2, 119–126.
Тюник, О.Р., Никишин, А.Ф. (2015). Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В книге Проблемы социально экономического развития регионов (С. 35–37). Уфа: Аэтерна.
Tyunik, O.R., Nikishin, A.F., Pankina, T.V. (2015). Improvement of goods flow in current economic environment. In The seventh international conference on economic sciences (P. 7–10). Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH.
Национальные счета // Сайт Федеральной службы государственной статистики.
Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.
Сайт Федеральной службы государственной статистики.
Сайт РБК.
Сайт SuperJob.ru.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:15:03