Внешнеэкономическая деятельность в период санкций-2022 и ESG-повестка

Сагайдачная Е.Н.1, Ермакова А.О.1
1 Ростовский государственный экономический университет

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Сагайдачная Е.Н., Ермакова А.О. Внешнеэкономическая деятельность в период санкций-2022 и ESG-повестка // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 1. – doi: 10.18334/social.4.1.116981.

Аннотация:
Статья посвящена анализу ВЭД в период введенных санкций против Российской Федерации в 2022 году. Рассматриваются новые пути возможного сотрудничества России с дружественными странами, новые приоритеты, причины для разрешения параллельного импорта, описываются ожидания правительства, приверженность к ESG-стратегии. 2022г. стал годом колоссальных изменений не только во внешней деятельности страны, но и внутри Российской Федерации. Следовательно, многие приоритеты меняются, какие-то остаются неизменными, и анализ эффективности работы предпринимателей на мировом рынке крайне актуален в сложившееся неустойчивое время. В ходе исследования были обработаны данные Центра стратегических разработок (далее ЦСР), ожидаемые показатели параллельного импорта на конец 2022 года, различные стратегии развития в ЕАЭС, ШОС и БРИКС, затронуты принципы устойчивого развития. Полученные в итоге результаты удовлетворительны, демонстрируют способность Российской Федерации успешно справляться с возникшими трудностями.

Ключевые слова: ВЭД, санкции, международная торговля, предпринимательская деятельность, ESG-стратегия

JEL-классификация: B17, B27, F51



Введение

В 2022 году в результате специальной военной операции страны Запада продолжают вводить новые пакеты санкций против России, в результате чего страна стала лидером, опередив Иран, по количеству ограничений. На сегодняшний день по данным МИД России наложено уже более 10 тысяч санкций. Несмотря на то, что большинство из них относятся к персональным санкциям, установленные ограничения усложняют процесс экспорта продукции в первичных объемах и работу предприятий в самых различных отраслях экономики.

Вопрос о воздействии санкций со стороны иностранных держав на процессы формирования современных коммерсантов в малом объеме исследовался, однако постоянно остается актуальным. Отельные источники оценивают воздействие санкционных пакетов на эффективное развитие некоторых ареалов РФ [6-10]. Впрочем, исходные разработки маловероятно можно отнести к сложившейся ситуации в текущем году, так как она имеет беспрецедентный характер.

Удар по денежной системе

Члены Белого дома и Евросоюза еще до того, как российские войска вошли на территорию Украины, обещали ввести «беспрецедентные» санкции.

Значительной составляющей западного санкционного пакета стало лимитирование денежной системы РФ. Самые жестокие лимитирующие санкции были введены против «Совкомбанк», ВТБ, «Промсвязьбанк», «Открытие» и «Новикомбанк». Все страны, что поддержали санкции, заморозили счета и активы выше упомянутых банков. Таким образом, они фактически прекратили их активность со внешним миров и блокировали расчеты в пяти всемирных валютах – евро, долларах США, японское иене, английских фунтах и швейцарском франке. Карты Mastercard и Visa перестали действовать в приложениях Google Pay и Apple Pay, сам же сервис отключен. Новые интернациональные карты данные банки уже не смогут выпустить, исключительно карту «Мир».

Кроме того, финансовую систему банков отключили от SWIFT-системы. Эта мера очень усложняет международные операции для участников ВЭД. На внутренние переводы это никак не влияет, ведь имеется другой вариант «Система передачи финансовых сообщений Банка России» (СПФС). Вместе с тем были заморожены золотовалютные запасы Центрального банка, сейчас золото представляется единственным ликвидным активом. Его достаточно много, $132 млд, только его продажа затруднительна, так как западные государства воспрепятствовали любые операции своим юридическим и физическим лицам с Минфином и ЦБ РФ [12].

28 февраля гражданам были воспрещены валютные переводы президентом Российской Федерации на личные счета в банки за рубежом и вдобавок невозможно выводить валюту посредством системы PayPal.

Ограничения на предприятия

По выводам, приведенным из исследований Центра стратегических разработок «Риски 2022: градообразующие организации и моногорода» [4], одна треть градообразующих организаций или 134 предприятия попали за первое полугодие под прямые санкции. В этом исследовании указывается, что информация об оказании влияния на 180 градообразующих предприятий отсутствует. Сюда входят предприятия оборонно-промышленного комплекса, некоторые добывающие и транспортные предприятия.

Подверженные влиянию санкций организации были разделены на три группы по степени рисков: непосредственное влияние санкций, косвенное и слабое (рис.1).

Рис. 1. Градообразующие предприятия в зависимости от видов рисков, количество (февраль-июнь 2022) [4]

По данным ЦСР наибольший риск приходится на города в Северо-Западном округе, ведь большинство производимой продукции в этом районе экспортировалось в Евросоюз [11].

Меры поддержания отечественного производства

Начиная с марта 2022 года Правительство РФ утвердило определенный ряд постановлений, способных ограничить экспорт товаров, которые могут быть в дефиците на российском рынке [1]. Эти меры были введены, чтобы поддержать отечественное производство и экономику.

̶ До декабря 2022 квоты на вывоз минеральных удобрений были продлены. Можно экспортировать лишь 5,7 млн тонн азотных удобрений. Это способствует поддержке отечественных аграриев в сфере сельского хозяйства;

̶ До 15 ноября 2022 года действует разрешение на вывоз необработанного свинца, его отходов и лома. Участники рынка должны получить разовую лицензию от Минпромторга. Свинец используется для производства аккумуляторных батарей и автомобилей;

̶ Был упрощен процесс для получения компенсаций по факту проведенных затрат на транспортировку высокотехнологичной продукции. Производители могут вернуть себе до 80% произведенных затрат;

̶ До 31 декабря 2022 года действует квота на экспорт серы, в размере 1,1 млн тонн;

̶ До 3 декабря 2022 года действительна квота на вывоз макулатуры, такой как картон и бумага. Размер – 30 тыс. тонн.

Параллельный импорт: опасности и как долго будет доступен

Параллельный импорт – это импорт в страну продуктов с товарными символами через уполномоченных правообладателей или дилеров в обход официальному импорту.

Когда речь идет о параллельном импорте, предполагается принцип исчерпания исключительного полномочия на товарный знак – лишение права воспрещать и контролировать оборот товаров правообладателем на территории прочих стран и их объединения.

В международной юридической сфере существует три режима исчерпания права.

̶ Международный – товар может реализоваться без дозволения владельца после первой реализации в любой точки мира. Этот принцип распространяется на Китай, США, Япония, Канада, Индия и других;

̶ Региональный – товар подлежит реализации в стране, находящейся в союзе или объединение (ЕС, ЕАЭС) без разрешения владельца, в том случае, если в какой-либо стране настоящего союза имеется действующее право на продажу. Продукт допустимый для продажи в какой-либо одной стране Европейского союза, сможет закупаться по всей территории ЕС;

̶ Национальный – независимая торговля после первой официальной реализации на территории страны. Данный принцип закреплен на территории Бразилии и России (вместе с региональным принципом для ЕАЭС).

Параллельный импорт был запрещен в 2002 году ради привлечения инвестиций и крупных зарубежных предприятий. Сообразно ст. 1487 ГК РФ «Исчерпание исключительного права на товарный знак» (3) правообладатель, который ввел в оборот свой товар на территории России, утрачивает возможность управлять им и не может запрещать его оборот.

В настоящих рыночных условиях был разрешен параллельный импорт. Первоначально в список Минпромторга было включено 96 пунктов [2]. Среди них: бытовая техника (Philips, Siemens, Electolux, Dyson), соль, зола, сера, продукты химической промышленности, автомобили, обувь и одежда, автозапчасти и двигатели (Volkswagen, Hyundai, Volvo, Nissan). Начиная с 7 августа, данный список товаров для параллельного импорта расширился: добавились новые бренды запчастей для радиоэлектроники и автомобилей, такие как Castrol, Datsun, Alienware, космические бренды и производители фототехники (Olympus, Canon, Kodak).

Начиная с 24 февраля 2022 года некоторые зарубежные компании объявили о своем намерении прекратить работу на территории Российской Федерации, что в свою очередь привело бы к сокращению ассортимента либо полному отсутствию товара на полках. Разрешение такой операции — это противодействие правительства, с целью обеспечить поставку необходимых отечественному потребителю товаров. Главное понимать, что это не содействие распространению контрабанды или контрафактов, ведь Минпромторг утвердил комплексный перечень разрешенных к ввозу товаров.

До введённых законодательных преобразований провозить продукцию с зарегистрированным товарным знаком возможно было располагая на руках письменным разрешением от правообладателя. Оформление товара таможенными органами велось только после подробной апробации предоставленного разрешения импортером, которое собственник подтверждал либо опровергал.

Снабжение производилась следующим образом: производитель – официальный поставщик – отечественные компании, специализирующиеся на сбыте товара на территории РФ.

Более того, официальный импорт подразумевает также поручительную поддержку, обслуживание и ремонт.

Федеральная антимонопольная служба по 2022 г. многократно выступала с инициативой о разрешении параллельного импорта, подкрепляя свою позицию немалым числом зарегистрированных прецедентов бесчестного поведения правообладателей. Это находило свое отражение в завышенных таривах для России, ограничении отдельных дистрибьюторов до одного определенного лица или ассортимента, следствием чего было сдерживание конкуренции. Но эту инициативу не поддерживали вплоть до 2022 г.

Легализация параллельного импорта сняла подобные ограничения. Теперь любое предприятие на территории России может посредством контрагентов или самостоятельно закупать товары, внесенные в представленный перечень за рубежом и продавать их на территории Российской Федерации. Цена товара в России будет зависеть главным образом от издержек импортеров.

По словам специалистов конечная стоимость продукта уменьшаться не будет, ведь разорваны устоявшиеся логистические цепочки, а формирование новых, в том числе при участие третьих стран, требует дополнительные издержки, которые в последствии будут переложены на покупателей. К тому же, параллельный импорт не в состоянии обеспечить подобный уровень гарантийной и технической поддержки потребителям, предоставляемый официальными дистрибьюторами.

По данным Минпромторга, в Россию на конец октября было импортировано товаров на сумму 12,6 млрд. долларов или 1,6 млн тонн. Вместе с тем на конец текущего года ожидается показатель в размере 15 млрд долларов [13]. При проведение расчетов принималось месячное значение параллельного импорта от 2 до 2,5 млрд долларов (рис. 2) [14].

Рис. 2 Динамика объема параллельного импорта, млрд долларов [14]

Согласно заявлению главы Минпромторга, разрешение такого вида импорта – это мера, введенная до конца 2022 года. При этом правительство внимательно следит за влиянием этого вида импорта на рынок, чтобы вовремя принять необходимые меры [19].

Новые пути сотрудничества России с другими странами

В период санкций еще актуальней стала потребность развития России сотрудничества со странами-членами организаций, участником которых она сама является [4]:

̶ БРИКС (Бразилия, Индия, КНДР, ЮАР);

РФ выдвинуло намерение развиваться, прежде всего сотрудничая со странами БРИКС, которые обладают высоким экономическим потенциалом роста. Особое внимание уделяется биологической и энергетической безопасности, обеспечению продовольственными товарами, внедрению в промышленность зеленных технологий и цифровизации экономики. Товарооборот в период с января по июнь 2022 сравнивая с 2021 годом возрос на 40% (98 млрд. долларов), поэтому такое намерение вполне обосновано. К 2025 году планируется переход торговли к единой платежной системе BRICS PAY и в национальных валютах, что способствует уходу от долларовой системы [15].

̶ ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);

Необходимо создать стратегию Большого евразийского партнерства (БЭП), которая обязана отражать основные международные вызовы. В это партнерство должны входить кроме стран ЕАЭС, еще и государства ШОС, СНГ, АСЕАН, страны с крупнейшими экономиками Китай, Индия и другие [16].

̶ ШОС (Шанхайская организация сотрудничества: Казахстан, Индия, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан и Пакистан).

Расширение деятельности будет осуществляться в зеленой экономике, промышленной кооперации, торговле и цифровизации. Переход к торговле в национальных валютах тоже обсуждается в ШОС. В первом полугодии 2022 года сравнивая с таким же периодом в 2021 объем торговли продовольствием России с разными странами ШОС увеличился на 17% (6 млрд долларов) [5].

Устойчивое развитие в период санкций 2022

Большинство компаний, не смотря на современные условия развития, заявили о намерении продолжать публиковать отчеты об устойчивом развитии. «Как отчеты издаются не ради отчетности, так и ESG-практики применяются не для ESG как такового. Следовательно, ожидается, что компании в своих документах продолжат делится результатами в сфере устойчивого развития», - по словам члена правления ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко [17].

Принципы устойчивого развития уже давно начали процессы трансформации общества. Значительно огромное количество отечественных компаний продолжают свою деятельность согласно стратегии ESG. Естественно маршрут реализации этих принципов изменится, возможно даже слегка затормозится в связи с геополитической обстановкой в текущем моменте, но какие-то основные приоритеты останутся неизменными. Если в 2021 году наблюдалась ориентация на экологический вопрос, то в 2022 году ожидается смена акцентов на социальные проблемы. Много иностранных компаний покидают российский рынок, поэтому уровень безработицы растет, что обуславливает необходимость увеличения мер социальной поддержки.

ESG-изменения среди российских компаний не ушли в небытие, к тому же наоборот должны еще активней развиваться и поддерживаться российским государством. Необходимость внедрения ESG остается неизменной: инвесторов, привлечение кредитов, покупателей. Изменениям подвергается вектор сотрудничества, предпочтения отдаются странам БРИКС и другим странам АТР. Среди всего прочего нужно обладать возможностью и принимать во внимание финансы стран Ближнего Востока, у которых есть значительные инвестиционные ресурсы.

По мнению членов ВЭБ в сложившихся условиях грамотней говорить не про смену курса, а про смену приоритетов инициатив в области ESG. Прежде всего будут осуществляться проекты с конкретными и осязаемыми результатами для потребителя или инициатора. Со стороны коммерческих компаний это могут быть проекты по улучшению энергоэффективности, что обеспечит снижение различных расходов и повышение прибыли.

В том случае, если отношения с Западом не будут налаживаться, то одним из возможных сценариев будет смещение упора на национальные проекты, включая концентрацию на углеводородной нейтральности. К тому же, понадобится создать свои внутренние рейтинги, что будут учитывать специфику нашей страны [18].

Введенные ограничения на ВЭД существенно повлияли на экономику страны, на стратегию ее развития. Несмотря на отсутствие ясности по многим вопросам дальнейшего международного сотрудничества, критической нехватки некоторых товаров для многокомпонентного производства, первоначально тяжелое положение, такие ограничения открыли новые пути для эффективного развития экономики. Новые сотрудничества и развитие уже имеющихся показывают насколько эффективна экономика России, демонстрируют наличие большого количества стран-сотрудниц и возможности ликвидации долларовой монополии. Для большинства компаний ESG-стратегии остаются важными и весьма актуальными направлениями развития.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 (ред. от 02.11.2022) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100»
2. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 N 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2022 N 68421)
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) статья 1487 «Исчерпание исключительного права на товарный знак»
4. Внешнеэкономическая деятельность. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/.
5. Рост торговли со странами ШОС, озвученный на саммите. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/.
6. Краткосрочные показатели социально-экономического развития России // Вестник Федеральной службы государственной статистики. – 2022. – № 4. – c. 188.
7. Свидина А.И. Влияние санкционного давления на социально-экономическое развитие регионов России // Молодой ученный. – 2016. – № 1(105). – c. 491-497.
8. Фиоктистов К.С. Направления влияния санкционного давления на функционирование отечественного рынка информационных технологий и систем // Вопросы экономики и управления. – 2022. – № 3. – c. 42-47.
9. Сенаторов А.А. Проблемы оценки эффективности санкционного давления // Инвестиции в России. – 2020. – № 4. – c. 59-64.
10. Семенова Е.И., Маркелова Л.А., Дорждеева В.А. Влияние санкций на регионы Российской Федерации // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – № 1.
11. «Риски 2022: градообразующие организации и моногорода». Csr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/14c/k88t2bqevutbs7f8bl3v06htho0s37jg.pdf.
12. Удар по всем отраслям: главное о новых санкциях. Право. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/story/239494/.
13. Таможенная служба прогнозирует объем параллельного импорта на уровне $15 млрд по итогам года. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/5653925.
14. Изменения в экспорте и импорте РФ в 2022 году: влияние санкций на международную торговлю. Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/izmeneniya-v-eksporte-i-importe-rf-v-2022-godu-vliyanie-sanktsiy-na-mezhdunarodnuyu-torgovlyu/?ysclid=la9xwc2zfy293231791.
15. Новая география экспорта и импорта российских товаров. Life.Profit. [Электронный ресурс]. URL: https://life.akbars.ru/business/tpost/75k0ezmll1-novaya-geografiya-eksporta-i-importa-ros?ysclid=la9xx33mkr387324454.
16. Евразийский экономический союз 2022. Вызовы и пути решения. Corp.wtcmoscow. [Электронный ресурс]. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-2022-vyzovy-i-puti-resheniya/?ysclid=lab45e4d94410431774.
17. Разворот на 180 градусов: какой будет ESG-стратегия российских компаний в условиях санкций. Устойчивое развитие и ответственное потребление. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14088043.
18. Будущее рынка устойчивого финансирования: сохранить и усилить национальную экспертизу. RAExpert. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2022/.
19. Параллельный импорт: какие опасности в себе таит и надолго ли с нами. Открытый журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/investments/parallelnyj-import/.

Страница обновлена: 02.01.2023 в 19:20:11