Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности
Коноваленко С.А.1, Гаджиев Н.Г.2, Карпунина Е.В.3, Карпунин А.Ю.3
1 Рязанский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», Россия, Рязань
2 Дагестанский государственный университет, Россия, Махачкала
3 Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, Россия, Рязань
Скачать PDF | Загрузок: 98 | Цитирований: 32
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпунина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 1. – С. 251-270. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48121712
Цитирований: 32 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
На внешнеэкономическую деятельность существенное и постоянное влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Проявились тенденции распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов (экономических санкций) для достижения политических целей. Во внешнеэкономической деятельности государства существенное значение играют вопросы касающиеся, рисков, вызовов и угроз, связанных как с движением товаров, так и движением капитала, рабочей силы и обеспечения расчетной (платежной) дисциплины в иностранной валюте. В связи с этим тема обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности актуальна и значима.
Авторами проведен анализ основных направлений обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, рассмотрены показатели и пороговые значения внешнеэкономической безопасности. Сделан вывод о необходимости подготовки единого программного документа в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности на безе действующих стратегий экономической и национальной безопасности и модернизации действующей государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности»
Ключевые слова: внутренняя и внешнеэкономическая безопасность, угрозы, показатели, пороговые значения, задачи и направления
JEL-классификация: F41, F42, F52
Введение
Согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», на современном этапе функционирования мирового хозяйства отчетливо прослеживаются тенденции разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, критическим обострением глобальной конкуренции. Формируются тенденции к перераспределению мирового влияния в пользу новых центров быстрого экономического роста и политического притяжения. Непрерывно осуществляются изменения в сфере международных отношений, военно-политической и экономической области.
Целью научной статьи является исследование особенностей обеспечения внешнеэкономической безопасности, выявление основных угроз и вызовов, показателей, а также приоритетных направлений обеспечения данного вида экономической безопасности.
Основными методами исследования, использованными при подготовки научной статьи, стали общенаучные методы индукции и дедукции, метод теоретического системного анализа, монографический (описательный) метод.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую связано с нейтрализацией вызовов, рисков и угроз в данной сфере. В свою очередь, статистически оценка рисков наступления наихудшего сценария в структуре внешнеэкономической торговли должна осуществляться на базе основных показателей экономической безопасности во внешнеторговой сфере. За 2020 год и первое полугодие 2021 года произошли ряд существенных изменений в структуре и динамике экспорта и импорта России.
В традиционной структуре экспорта больше 2/3 его объема составляют минеральные ресурсы и полезные ископаемые, прежде всего энергоресурсы. Проведение сравнительного экономического анализа с наиболее динамично развивающимися странами, например с Китаем, показало, что 70–80% экспорта этой страны – это продукция машиностроения и потребительские товары. Данный факт подчеркивает наличие негативной структуры экспорта России и значительную зависимость национальной экономики от мировых цен на сырье и продукцию с невысоким уровнем добавленной стоимости. [11, с. 133] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 133).
Согласно отчетам Федеральной таможенной службы, экспорт России в первое полугодие 2021 г. вырос на 28,4% до 209,4 млрд долл. по сравнению с предыдущим годом [11, с. 134] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 134).
Объемы российского экспорта в 2021 году приблизились к значениям I полугодия 2018 г., когда доходы страны начали восстанавливаться после санкций и падения курса российского рубля в результате падения цен на нефтяные фьючерсы в 2014–2015 гг.
По данным статистики, за первое полугодие 2021 г. импорт России вырос также на 28,4% до 137,6 млрд долл. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Данный показатель – максимальный за последние пять лет. Значительное изменение динамики вызвано ростом цен на ввозимые товары. В первой половине 2020 г. из-за ограничительных мер на фоне пандемии COVID-19 временно были сокращены производственные мощности, деловая активность малого и среднего бизнеса снизилась до критических значений. [6, с. 100; 13; 21] (Gadzhiev, Murzak, Mitenkova, Skripkina, Konovalenko, Gadzhieva, Ismailova, 1992, р. 100; Drobot, Makarov, 2021; Lev, Leshchenko, 2020). С ослаблением производственных процессов в мировой экономике потребовался значительный объем роста первичного сырья и ресурсов, прежде всего для активизации производственных возможностей реального сектора экономики [11, с. 141] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 141).
Превышение экспорта над импортом еще не гарантирует создание предпосылок для обеспечения экономической безопасности внешнеторговой сферы России, важны структурные изменения в товарообороте, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить диверсификацию экспорта России за счет перехода к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции имеющей перспективы роста жизненного цикла. [7, с. 170; 18] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 170; Kuznetsova, 2021). Также необходимо не допустить превышения фактических показателей в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности пороговых значений, что должно достигаться путем их постоянного мониторинга [28, с. 166] (Stasev, 2012, р. 166). И наконец, необходимо реализовать и закрепить в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентные преимущества нашего государства в международной торговле [9, с. 9] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 9).
Вызовы и угрозы в сфере внешнеэкономической безопасности. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности стратегия относит:
1) стремление недружественных стран использовать свои преимущества в уровне экономического развития для сдерживания России в сфере внешнеэкономической деятельности [14, с. 14] (Kamaev, 2019, р. 14);
2) усиление структурных дисбалансов и волатильности в мировой торговле, рост невозможной к взысканию задолженности, необоснованное увеличение разрыва между стоимостью чистых активов и производных ценных бумаг торговых компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
3) существенные колебания ценовой конъюнктуры на стратегически важные для нашей страны товары на мировых товарных и финансовых рынках [29, с. 315] (Trofimov, Konovalenko, Kornilovich, Gadzhiev, 2021, р. 315);
4) деятельность создаваемых без участия нашей страны межгосударственных организаций в сфере внешнеэкономической деятельности, которая может быть направлена на экономическую и торговую изоляцию нашей страны;
5) снижение эффективности экспортно-сырьевой модели ориентации социально-экономического развития нашей страны;
6) отсутствие российских производственных компаний среди топ мировой экономики;
7) реализация большинства экспортируемых товаров с низкой добавленной стоимостью [8, с. 15–16] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 15–16).
Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:
1) выстраивание отвечающей национальным интересам страны международно-правовой системы, основанной на взаимовыгодных условиях во внешней торговле;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и новых межгосударственных объединений [22, 25] (Lev, 2019; Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020);
3) создание значимых экономических объединений в мире с продвижением отечественных компаний на динамично развивающиеся рынки;
4) государственная помощь в создании условий перехода к шестой промышленной революции увеличения доли компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
5) расширение номенклатуры высокотехнологической продукции, реализуемой на внешних рынках;
6) обеспечение защиты интересов отечественных экспортеров за рубежом;
7) развитие международной экономической кооперации и интеграции;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, создание условий высокого уровня капитализации и выхода на мировой рынок;
9) развитие рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения отечественных товаров на внешние рынки [9, с. 410] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 410).
Показатели экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. Показатели экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности могут быть представлены с учетом положений Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [2] (табл. 1).
Таблица 1
Показатели обеспечения экономической безопасности
внешнеэкономической деятельности
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Единица измерения
|
Определение показателя
|
Временные характеристики
показателя
|
Алгоритм формирования (формула) и
методологические пояснения к показателю
| |
1
|
Время
прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными
органами при экспорте
|
час
|
Характеризует
эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
|
Ежегодно,
за период
|
ВПАПВГО
= ВПАПВГОt года
время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте – ВПАПВГО Где ВПАПВГОt года – время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте в текущем (отчетном) году | |
2
|
Объем
экспорта оказываемых услуг
|
миллиард
долларов
|
Показывает
общий объем экспорта услуг
|
Ежегодно,
за период
|
ОЭУ=
ОЭУt года
Объем экспорта услуг – ОЭУ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса Где ОЭУt года – объем экспорта услуг в текущем (отчетном) году | |
3
|
Число
новых внешнеторговых проектов компаний, реализуемых при поддержке торговых
представительств РФ в иностранных государствах
|
единица
|
Характеризует
количество заявок компаний на получение государственной поддержки, на внешних
рынках
|
Ежегодно,
за период
|
КЗКПК
= КЗККПКt года
Где КЗККПКt года – количество заявок компаний на получение государственной поддержки, в том числе через проектные группы по поддержке экспорта, завершенных торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в текущем (отчетном) году | |
4
|
Доля
машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте товаров
|
процент
|
Устанавливает
значение машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте России
|
Ежегодно,
за период
|
Где – ЭКмотс объем российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств в текущем году в текущих ценах; ЭК -объем российского экспорта в целом в текущем году в текущих ценах. | |
5
|
Темпы
роста торговли РФ с государствами – членами ЕврАзЭС
не сырьевыми неэнергетическими товарами, 2016 базисный год – 100 процентов |
процент
|
Характеризует
темпы роста торговли РФ с государствами – членами ЕврАзЭС
не сырьевыми неэнергетическими товарами |
Ежегодно,
за период
|
Где – объем внешнеторгового оборота России не сырьевых неэнергетических товаров согласно перечня ТН ВЭД ЕАЭС со странами – членами ЕАЭС в текущем году – ВОтс(тек); ВО(2016)- объем внешнеторгового оборота России не сырьевых не энергетических товаров согласно перечня ТН ВЭД ЕАЭС со странами – членами ЕАЭС в 2016 г. | |
6
|
Количество
вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и
инвестиций на внешних рынках
|
единица
|
Характеризует
интенсивность и объем работы по устранению ограничений в отношении российских
товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках
|
Ежегодно,
за период
|
КВВОМР
= КВВОМРt года
Где КВВОМРt года – количество вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках в текущем (отчетном) году | |
7
|
Объем
поддержанного уполномоченными банками экспорта продукции (достигнутый на 1
января 20ХХ г. и распределенный по годам)
|
миллиард
рублей
|
Показывает
объемы экспортных контрактов, финансируемых в том числе за счет заемных
средств с использованием льготной
процентной ставки |
Ежегодно,
за период
|
СОЭК
= V1 + V2 + ... + Vi
Где V – сумма экспортного контракта профинансированного за счет экспортного кредита или иного инструмента финансирования, аналогичного кредиту по экономической сути, полученного от уполномоченного банка с использованием субсидирования процентной ставки, i – количество экспортных контрактов | |
8
|
Количество
организаций, охваченных мерами поддержки экспорта
Группы РЭЦ |
единица
|
показывает
количество организаций, получивших поддержку экспорта со стороны Группы РЭЦ,
в том числе АО «Российский экспортный центр»
|
Ежегодно,
за период
|
КОППРЭЦ
= КОППРЭЦ t года
Где КОППРЭЦ t года – количество организаций, получивших поддержку со стороны Группы РЭЦ в текущем (отчетном) году | |
9
|
Объем
поддержанного АО «ЭКСАР» экспорта
|
миллиард
долларов
|
Показывает
объем экспорта, поддержанного АО «ЭКСАР»
|
Ежегодно,
за период
|
Vэксп.
ЭКСАР = Vэксп. ЭКСАР t года
Где Vэксп. ЭКСАР t года – объем экспорта, поддержанного АО "ЭКСАР", в текущем (отчетном) году | |
10
|
Доля
нарушений таможенного законодательства, выявленных при декларировании товаров
с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений,
выявленных таможенными органами
|
процент
|
Показатель
характеризует полноту использования инструментов системы управления рисками
при выявлении нарушений таможенного законодательства
|
Ежеквартально,
нарастающим итогом
|
Где Nсур – количество товарных партий, по которым в отчетном периоде при декларировании товаров на основании профилей рисков применялись меры по минимизации рисков и выявлены нарушения таможенного законодательства и иные правонарушения, ед. N – количество товарных партий, по которым в отчетном периоде при декларировании товаров на основании профилей рисков и самостоятельных решений должностных лиц таможенных органов применялись меры по минимизации рисков и выявлены нарушения таможенного законодательства и иные правонарушения, ед. | |
11
|
Темпы
роста экспорта не сырьевых неэнергетических товаров в сопоставимых ценах,
базисный 2020 год – 100 процентов
|
процент
|
Характеризует
динамику развития не сырьевого неэнергетического экспорта
|
Ежемесячно,
ежегодно за период (месяц, год)
|
| |
Где
– – ННЭt – Объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за отчетный
период в t-году
ННЭ2020 – Объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за сопоставимый период базисного 2020 года – расчет показателя проводится в два этапа на которых определяется: - суммарный объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за определенный период (от 1 до 12 месяцев) в базисном году; - суммарный объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за сопоставимый период в отчетном году | ||||||
Особое значение для экономической безопасности государства имеет установление пороговых значений показателей внешнеэкономической деятельности государства. В таблице 2 приведены некоторые значения пороговых значений в сфере внешнеэкономической безопасности РФ.
Таблица 2
Пороговые значения некоторых показателей
экономической безопасности РФ во внешнеторговой сфере
Показатели
|
Пороговое
значение
|
По
экспорту
| |
Прирост объема экспорта, %
|
более 5,0
|
Сырьевая
(включая энергетическую) безопасность
| |
Минеральные продукты, % к экспорту
|
25,0
|
Продовольственная
безопасность
| |
Продовольственные товары, % к
экспорту
|
20,0
|
Промышленная
безопасность
| |
Машины, оборудование и
транспортные средства, % к экспорту
|
50,0
|
Миграционная
безопасность
| |
Выбывшие из России, тыс. чел.
|
менее 50,0
|
Финансовая
безопасность
| |
Вывоз частного капитала, млрд
долл. США
|
менее 25,0
|
По
импорту
| |
Прирост объема импорта %
|
менее 5%
|
Сырьевая
(включая энергетическую) безопасность
| |
Минеральные продукты, % к импорту
|
5,0
|
Продовольственная
безопасность
| |
Продовольственные товары, % к
импорту
|
10,0
|
Промышленная
безопасность
| |
Машины, оборудование и
транспортные средства, % к импорту
|
25,0
|
Миграционная
безопасность
| |
Прибывшие в Россию, тыс. чел.
|
более 50,0
|
Финансовая
безопасность
| |
Ввоз частного капитала, млрд долл.
США
|
более 25,0
|
Пороговые значения показателей внешнеэкономической деятельности определяются посредством формирования положительного торгового и платежного сальдо страны. Получение положительного чистого экспорта напрямую влияет на рост ВВП, показателей занятости и уровень доходов населения; превышение пороговых значений обеспечит устойчивость социально-экономического развития во внешнеэкономической сфере [5, с. 30; 27] (Gadzhiev, Trofimov, Konovalenko, 2021, р. 30; Smotritskaya, 2021).
Приоритетные направления внешнеэкономической политики России. Ведущие специалисты выделяют семь основных направлений внешнеэкономической политики России.
Первое направление – достижение лидирующих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров согласно ее специализации в глобальной научно-технологической сфере, включая:
- осуществление проникновения на рынки высокотехнологичных инноваций и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на базе эффективной модернизации наукоемких секторов экономики [4, с. 157] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, Sultanov, 2021, р. 157). Данное направление имеет особую важность в условиях первых попыток формирования экологичной экономики и подготовки большинством стран мира концепции зеленой экономики «Global commоns» [10, с. 98] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2022, р. 98);
- поиск путей стимулирования экспорта инновационных и высокотехнологичных товаров, повышение эффективности НИОКР и частных инвестиций в производство экспортируемых товаров, развитие инфраструктуры и логистики реализуемой продукции в иностранных государствах [15] (Karpushina, Sumarokov, 2021);
- развитие инвестиционного потенциала для компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и повышение рейтинга инвестиционной привлекательности отечественных традиционных экспортеров;
- продвижение инноваций через кооперацию и специализацию производства с мировыми товаропроизводителями [8, с. 18] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 18).
Второе направление – интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, включая:
- переориентацию значительной части международных торговых потоков между Европой и Азией на отечественные транспортные маршруты;
- создание транспортных коридоров со странами, заинтересованными в увеличении товарооборота с российскими компаниями;
- снижение себестоимости строительства автомобильных и железных дорог, увеличение полезной протяженности дорог;
- снижение себестоимости транспортных услуг как внутри России, так и в рамках международных объединений;
- формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств [9, с. 9] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 9).
Третье направление – продвижение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью и повышение уровня конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, включая:
- организацию и развитие производства конечной продукции с иностранным участием и обеспечение наиболее привлекательных таможенных режимов в отношении отечественной продукции;
- стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны;
- поощрение формирования кооперационных связей;
- развитие частно-государственного партнерства с традиционными экспортерами по реализации инновационных проектов [16] (Kolesnikov, Yureva, Drobot, 2021);
- формирование механизмов системной поддержки экспорта продукции реального сектора;
- рационализацию импорта, приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и за счет расширения применения экономических таможенных режимов;
- превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков, достижение запланированных целей в рамках программ развития сельского хозяйства;
- усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки;
- развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий России [28, с. 165] (Stasev, 2012, р. 165).
Четвертое направление – повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая:
- расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;
- развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой;
- осуществление инвестиций в энергосистему России и стран «русского пояса»;
- запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на торговых площадках за рубли;
- активизация роли России на глобальном энергетическом рынке.
Пятое направление – формирование интегрированного экономического пространства, включая:
- укрепление единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС);
- реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры со стратегическими партнерами России;
- создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств – членов СНГ;
- формирование условий для свободного перемещения рабочей силы, капитала и инвестиций рамках ЕАЭС [26] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020).
Шестое направление – создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.
Седьмое направление – усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка, включая:
- обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных организациях (например, БРИКС – группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР);
- разработка международных стандартов правил торговли, учитывающих в том числе интересы нашей страны;
- использование потенциала региональных экономических объединений в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;
- формирование национального механизма содействия международному развитию [9, с. 402] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 402).
Отдельно ряд специалистов выделяют такое направление, как противодействие экономическим преступлениям во внешнеэкономической деятельности. Обеспечение мер по противодействию незаконному вывозу капитала и легализации доходов, полученных преступным путем, борьба с наркотрафиком и контрабандой, противодействие налоговым преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности [20, с. 25; 24, с. 75] (Lapshin, Kuznetsova, 2021, р. 25; Pantyushov, 2021, р. 75).
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1] определяет в качестве направления обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы переход от экспорта первичных сырьевых ресурсов к их глубокой переработке, обновление базовых секторов экономики в соответствии с требованиями экологической безопасности [17, с. 57; 19, с. 51] (Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 57; Kuznetsova, 2020, р. 51).
Достижение целей обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы Российской Федерации осуществляется путем решения следующих задач:
- преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, локализации стратегически важных производств на территории России;
- укрепление достигнутых страной лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- сокращение использования доллара США при осуществлении внешнеэкономической деятельности [23] (Leshchenko, 2021);
- развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции [12, с. 127] (Dolbilov, 2020, р. 127).
Таким образом, по результатам исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:
Во-первых, для обеспечения внешнеэкономической безопасности необходимо не только сохранять тенденцию превышения экспорта над импортом, но и создавать все условия для формирования правильных «структурных» изменений в товарообороте. Для этого требуется обеспечить диверсификацию экспорта России за счет перехода к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции, имеющей перспективы роста жизненного цикла. Также следует не допускать превышения фактических показателей в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности пороговых значений, что должно достигаться путем их постоянного мониторинга. И наконец, необходимо реализовать и закрепить в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентные преимущества нашего государства в международной торговле.
Во-вторых, пороговые значения показателей внешнеэкономической деятельности определяются посредством формирования положительного торгового и платежного сальдо страны. Получение положительного чистого экспорта напрямую влияет на рост ВВП, показателей занятости и уровень доходов населения. Превышение пороговых значений обеспечит устойчивость социально-экономического развития во внешнеэкономической сфере.
В-третьих, ведущие экономисты выделяют семь основных направлений внешнеэкономической политики России, которые благодаря программно-целевому методу планирования государственных расходов создают механизм обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере [3] (Bauer, 2021).
В-четвертых, Указ Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030» определяет основные пути обеспечения национальной безопасности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
В-пятых, отдельным направлением развития внешнеэкономической деятельности России следует признать противодействие экономическим преступлениям и нарушениям во внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Экономическая безопасность внешнеэкономической сферы во многом зависит от возможности государства по нейтрализации современных вызовов и угроз, тщательно продуманной экономической и торговой политики, действий государства по защите торговых интересов отечественных товаропроизводителей. Важно направить все усилия не на увеличение абсолютных показателей во внешнеэкономической сфере, а на две составляющие:
- первое, качественное изменение структуры российского экспорта и импорта в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью и имеющих перспективы закрепления в сфере высоких технологий на международных рынках;
- второе, разработка и мониторинг единой системы показателей внешнеэкономической сферы и контроль за их динамикой на основе сравнения с пороговыми значениями.
Ключевыми аспектами обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы России следует признать нейтрализацию угроз и рисков в данной сфере, разработку системы показателей и индикаторов, мониторинг за их пороговыми значениями, а также реализацию стратегических направлений развития внешнеэкономической деятельности нашей страны [5] (Gadzhiev, Trofimov, Konovalenko, 2021).
В заключение следует отметить необходимость подготовки единого программного документа в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности на безе действующих стратегий экономической и национальной безопасности и модернизации действующей государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162174/ (дата обращения: 12.12.2021).
3. Бауэр В. П. Проектное управление и комплаенс-стратегирование рисков реализации национальных проектов: концепция и анализ // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 227-246. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111822.
4. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н., Султанов Г.С. Инновационное развитие как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 4 (126). – c. 157-166. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-4-157-166.
5. Гаджиев Н.Г., Трофимов М.Н., Коноваленко С.А. Особенности обеспечения экономической безопасности в секторах и отраслях экономики // Аудит. – 2021. – № 5. – c. 30-34.
6. Гаджиев Н.Г., Мурзак Н.А., Митенкова А.Е., Скрипкина О.В., Коноваленко С.А., Гаджиева У.А., Исмаилова О.С. Оценка перспектив устойчивого развития в условиях пандемии // Юг России: экология, развитие. – 1992. – № 1 (58). – c. 98-109. – doi: 10.18470/1992-1098-2021-1-87-97.
7. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
8. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Экономическая безопасность страны в условиях глобализации мировой экономики // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – № 3. – c. 14-24. – doi: 10.21779/2500-1930-2021-36-3-14-24.
9. Гаджиев Н. Г., Газимагомедов М. А., Доронин А. В. Экономическая безопасность. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. – 526 c.
10. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов МН. Теоретические аспекты формирования и развития экологической экономики в России. / монография, под общ. науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Гаджиева. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 167 c.
11. Гаджиев Н. Г. Киселева О.В., Скрипкина О.В., Коноваленко С.А. России на современном этапе социально-экономического развития общества. / монография/ под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Гаджиева. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 233 c.
12. Долбилов А.В. Оценка влияния угроз теневой экономики на внешнеэкономическую безопасность государства // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2020. – № 1 (20). – c. 126-131.
13. Дробот Е. В., Макаров И. Н. Россия в глобальной цепочке создания стоимости: эффективность и угрозы экономической безопасности в контексте COVID-19 // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 589-606. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.111950.
14. Камаев И.С. Анализ угроз внешнеэкономической безопасности России и возможные способы их минимизации // Экономика и парадигма нового времени. – 2019. – № 6 (14). – c. 10-15.
15. Карпушина К. К., Сумароков Е.В. Финансирование НИОКР как драйвер экономического развития в инновационной политике России // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 261-272. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111823.
16. Колесников В. В., Юрьева В.Б., Дробот Е.В. Государственно-частное партнерство в странах G-20 // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции, Тамбов, 20 мая 2021 года / Отв. редактор А.А. Бурмистрова [и др.]. – Тамбов: Издательский дом «Державинский». Тамбов, 2021. – c. 416-422.
17. Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Особенности реализации модели государственного регулирования экономики России с позиции экономической безопасности // Теоретическая экономика. – 2021. – № 8(80). – c. 50-57. – doi: 10.52957/22213260_2021_8_50.
18. Кузнецова М. В. Влияние инновационной деятельности предприятий на состояние экономической безопасности национальной экономики // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 433-446. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111898.
19. Кузнецова Н.В. Безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности как составная часть национальной безопасности // Вестник Российской правовой академии. – 2020. – № 2. – c. 51-57. – doi: 10.33874/2072-9936-2020-0-2-51-57.
20. Лапшин В.Ф., Кузнецова Н.В. О перспективах развития уголовного законодательства стран Евразийского экономического союза, обеспечивающего охрану национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 1. – c. 21 - 25.
21. Лев М. Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
22. Лев М. Ю. Экономическая безопасность и цены в процессе интеграции стран-членов ЕАЭС // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 5. – c. 132-147. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10063.
23. Лещенко Ю. Г. Валютная стоимость американского доллара как ключевой фактор обеспечения национальной безопасности США // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 291-308. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.
24. Пантюшов О.В. Валютный состав преступления по ст. 193.1 УК РФ // Право и экономика. – 2021. – № 4. – c. 75 - 78.
25. Петренко Е. С. Варламов А.В., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
26. Петренко Е. С. Варламов А.В., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
27. Смотрицкая И. И. Инновации в сфере государственного управления в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 519-530. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112294.
28. Стасев М.А. Роль обеспечения безопасности в системе внешнеэкономической деятельности для повышения национальной экономической безопасности // Terra Economicus. – 2012. – № 4-2. – c. 163-166.
29. Трофимов М.Н., Коноваленко С.А., Корнилович Р.А., Гаджиев Н.Г. Эффективность финансового сектора как важнейшее условие обеспечения экономической безопасности государства // Экономика. – 2021. – № 2. – c. 307-318. – doi: 10.52575/2687-0932-2021-48-2-307-318.
Страница обновлена: 02.08.2024 в 16:15:43