Создание отраслевой цифровой платформы как элемента развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности агропромышленных компаний

Манукало А.В.1
1 Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Манукало А.В. Создание отраслевой цифровой платформы как элемента развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности агропромышленных компаний // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.11.4.121875.

Аннотация:
Статья затрагивает весьма актуальные вопросы, касающиеся формирования такой институциональной среды, которая бы способствовала эффективному развитию внешнеэкономической деятельности агропромышленных компаний. В условиях значительных изменений на мировых рынках вследствие спада мировой экономики, а также усиления мер внутренней экономической политики России ввиду санкционного давления, инфраструктура играет значимую роль в вопросах развития внешнеэкономической деятельности агропромышленных компаний. Она обеспечивает выполнение сложного комплекса экономических, правовых и административно-управленческих функций, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов мирового рынка. В статье рассмотрен организационно-экономический механизм внедрения отраслевой цифровой платформы, основная задача которой сводится к организации и координации процессов взаимодействия агропредприятий Краснодарского края с инфраструктурой, обеспечивающей эффективное развитие их внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: агропромышленные компании, внешнеэкономическая деятельность, развитие, инфраструктура, цифровая платформа

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение.

В условиях существенных изменений ситуации на мировом продовольственном рынке агропромышленные компании вынуждены работать в условиях нестабильности и рисков. Важную роль в их деятельности выполняет инфраструктура, обеспечивающая сложный комплекс экономических, правовых и административно-управленческих функций сопровождающих внешнеэкономическую деятельность. При этом следует отметить, что инфраструктура, обеспечивающая развитие внешнеэкономической деятельности должна учитывать новые вызовы цифровизации экономики, так как ее цифровая трансформация является ключевым фактором для повышения эффективности, прозрачности и конкурентоспособности внешнеэкономических операций. Например, такими инструментами выступают цифровые платформы.

Обзор научных источников по теме показывает, что исследователи уделяют значительное внимание вопросам выявления элементов инфраструктуры, способствующим наиболее устойчивому развитию внешнеэкономической деятельности. Такая точка зрения прослеживается в трудах Аржанцева С. А. [1], Ашурова Н.А. [2], Бурды А. Г. [3], Мельникова А. Б. [4], Толмачева А. В. [5], и др. ученых [6, 7].

Многие авторы особую роль отводят государственному регулированию внешнеэкономической деятельности и условиям формирования инфраструктуры. Данный подход отражен в работах таких ученых, как Дозоровой Т. А. [8], Родыгиной Н. Ю. [9], Незадорова А. Н. [10], Толмачева А. В. [11].

Многие авторы актуализируют необходимость развития цифровой инфраструктуры. Например, вопросы цифровизации в сфере развития внешнеэкономической деятельности и ее инфраструктуры можно отследить в трудах таких ученых, как Плотникова Е. В., Артемова Е. И. [12], Ревенко Л. С. [13], Стрекалов С. В. [14], Усенко Л. Н. [15].

Таким образом, статья направлена на исследование актуальных вопросов, связанных с формированием цифровой инфраструктуры, направленной на развитие внешнеэкономической деятельности агропромышленных компаний Краснодарского края. Таким элементом инфраструктуры выступает предлагаемая к внедрению цифровая платформа.

Основная часть

В 2022 г. правительство Российской Федерации обновило стратегию цифровой трансформации агропромышленного комплекса на период до 2030 года. Приоритетными, с точки зрения цифровизации, стали отрасли растениеводства и животноводства, в части повышения урожайности, воспроизводства посевного материала, селекционных пород.

В этом же году Президент России подписал закон о создании информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса. Данная система предполагала формирование эффективного инструмента поддержки агропромышленных компаний, который заключался как в получении информации о действующих мерах через единую электронную базу, так и в возможности оформления определенного вида государственной поддержки с использованием электронных сервисов.

В настоящее время со стороны государства активизирована поддержка агропромышленного сектора, в том числе повышении его экспортного потенциала, решении проблем внешнеэкономической деятельности, связанных с логистикой, дистрибуцией.

Так, национальный проект «Международная кооперация и экспорт», реализуемый по решению Президента Владимира Путина, будет продлен и после 2024 года.

Выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2024 г. Президент России Владимир Путин актуализировал проблему формирования цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики в рамках национального проекта «Экономика данных».

Многолетний опыт развития, например, таких федеральных порталов как госуслуги, госзакупки, создали условия для их успешной трансформации в цифровые платформы.

На начальном этапе это были сервисы, основная задача которых заключалась в содействии экспорту в виде таких инструментов как доступ к базе данных потенциальных покупателей по коду товарной номенклатуры, таможенное декларирование, простейшие аналитические процедуры. Действующие сервисы были государственными, позднее с долей государственного участия и на современном этапе – это бизнес-сервисы [13].

Одной из таких платформ для экспорта является ГИС «Мой экспорт», которая является частью Российского экспортного центра (входит в ВЭБ.РФ) и предоставляет российским экспортерам доступ к государственным и другим услугам, необходимым для выхода на международный рынок.

Данная платформа оказывает услуги как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на несырьевом неэнергетическом экспорте.

Значимость функционирования платформы доказывает тот факт, что с момента начала ее работы, т.е. с 2020 г. пользователи могли воспользоваться четырнадцатью видами услуг, а в 2023 г. услуг стало в 8,5 раз больше. Количество зарегистрированных компаний на платформе за три года увеличилось с 2,5 тыс. до более 23 тыс. ед., т.е. почти в 10 раз.

Также следует выделить и мультисервисную цифровую платформу для ведения бизнеса DIGITAL ВЭД. Данная платформа является платным сервисом и в основном направлена на получение консультационной поддержки по внешнеэкономической деятельности.

Составленный российским экспортным центром рейтинг федеральных округов по количеству зарегистрированных компаний на цифровой платформе «Мой экспорт» в 2022 г. показал, что лидируют три федеральных округа – Центральный (5000 зарегистрированных предприятий и предпринимателей), Приволжский – 2700 и Сибирский – 1600 предприятий и предпринимателей, Южный федеральный округ разделил позиции с Уральским и Северозападным, где по 1000 зарегистрированных компаний, функционирующих на несырьевых неэнергетических рынках [16]. Вместе с тем в Краснодарском крае только в секторе АПК насчитывается около 250 крупных и средних сельскохозяйственных организаций [17] и около 8 тыс. крестьянских фермерских хозяйств – юридических лиц без индивидуальных предпринимателей [18, 19, 20], которые потенциально могут стать участниками процесса внешнеторговой деятельности на платформе.

Таким образом, на данном этапе нет специализированной отраслевой цифровой платформы, которая бы учитывала специфику агропромышленного сектора, географическое расположение субъектов агросферы, развитость инфраструктуры и другие ключевые факторы их функционирования в конкретном регионе – Краснодарском крае.

На основании вышеизложенного предлагается разработать и внедрить специализированную цифровую платформу «Кубань-Экспорт АПК». Создание данной платформы позволит организовать и координировать взаимодействие агропредприятий Краснодарского края с контрагентами, инфраструктурными объектами, а также с органами регионального и государственного управления, что, в свою очередь, поможет снизить транзакционные издержки.

Основой для организации платформы «Кубань-Экспорт АПК» станут подходы государственно-частного партнерства и принцип «единого окна», адаптированные к особенностям внешнеэкономической деятельности агропромышленных предприятий [11].

Организационный механизм предлагаемой отраслевой цифровой платформы приведен на рисунке 1.

Платформа представляется в виде веб-сайта, в котором пользователь может приобрести широкий перечень решений в сфере организации и развития внешнеэкономической деятельности и упрощающий функционирование компаний. Администратор обрабатывает запрос пользователя и в дальнейшем занимается поиском организаций, которые способны удовлетворить потребности клиента. Представители организаций могут являться партнерами платформы и размещать свои услуги на ее сайте в открытом доступе.

Рисунок 1 – Организационный механизм предлагаемой отраслевой цифровой платформы (составлено автором)

Основное отличие предлагаемой цифровой платформы от существующей заключается не только в ее фокусе на агропромышленный сектор, но и в содержании ключевых сервисов, которые значительно улучшают внешнеэкономическую деятельность как для действующих на внешних рынках агропредприятий, так и для новых участников, включая крестьянские фермерские хозяйства.

Сертификация является важным дополнительным сервисом, который значительно улучшает организационные возможности для развития экспортного потенциала агропромышленных компаний.

Например, экспорт мяса требует значительного количества документов для согласования, и в условиях жесткой конкуренции на внешних рынках данный сервис может существенно упростить процесс подготовки и подачи сертификатов.

Реализация сервиса экспортного маркетинга, на наш взгляд, положительно повлияет на эффективность экспортной деятельности агропромышленных компаний, так как данный инструмент позволяет удовлетворять потребности конечных потребителей на внешних рынках, а соответственно расширять масштабы мировой торговли.

Ключевыми и наиболее сложными аспектами выхода сельскохозяйственной продукции на международные рынки являются брендинг и организация выставок в потенциальных странах-импортерах. Создание брендов с высокой репутацией является распространенной стратегией экспортного маркетинга для многих стран [16].

Качество кадрового потенциала аграрного предприятия и эффективность управления им также в значительной степени предопределяют результаты экспортной деятельности аграрного предприятия, ее конкурентоспособность и инновационность на мировом рынке.

С этой точки зрения, сервис «Кадры» должен быть направлен на развитие кадрового потенциала экспортной деятельности агропромышленных компаний. Учитывая тот факт, что большая часть организаций испытывает трудности с выходом своей продукции на зарубежные рынки вследствие недостаточности квалифицированных кадров для проведения внешнеторговых операций, данный сервис позволит решить данную проблему с привлечением высших учебных заведений края, кадровых организаций. Инструмент предназначен для решения задачи, связанной с необходимостью, чтобы сотрудники агропромышленного комплекса обладали знаниями в области управления и организации международной трудовой и правовой деятельности, маркетинга и глобальных товарных рынков, ценообразования, производства конкурентоспособной продукции и инновационных технологий в экспортном бизнесе, а также финансирования и кредитования, учета и анализа экспортной деятельности и применения современных информационных и программных технологий. Кроме того, они должны понимать специфику культуры питания народов мира и спрос на сельскохозяйственную продукцию, рыночные возможности и ограничения на внешних рынках.

Особую роль в развитии экспортного потенциала агропромышленных компаний, играет активная составляющая основных фондов, включающая в себя машинно-тракторный парк, многолетние насаждения и продуктивное животноводство. Решение данной проблемы в рамках платформы отведено инструменту агролизинг в сервисе «Финансовая поддержка». Это обеспечит комфортные условия для наращивания экспортного потенциала.

Воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве должен происходить на инновационной основе путем модернизации, обеспечивающей коренное обновление технико-технологической базы. Для осуществления производственного процесса с использованием инновационных технологий необходимы инвестиции – собственные средства или привлеченные финансовые ресурсы [20].

Агролизинг как эффективный механизм перспективного развития экспортного потенциала сельскохозяйственных предприятий позволит использовать широкий ассортимент сельскохозяйственной техники различных типов и конструкций, оснащенной дополнительными опциями.

Для моделирования бизнес-процессов на платформе использовался специальный инструмент – нотация BPMN, которая демонстрирует события, действия и сложные процессы, происходящие на платформе с привлечением большого количества исполнителей.

Данная платформа состоит из трех основных процессов: регистрация пользователя, выбор и/или оплата услуги, работа с заявкой.

Диаграмма состоит из двух пулов: клиент (агропромышленная компания) и администрация платформы. Событие начинается с клиента, когда он попадает на главную страницу платформы. Чтобы оформить заявку, ему необходимо войти в свой личный кабинет. В навигаторе, на диаграмме показано как пользователь может пройти регистрацию, либо войти в свой личный кабинет, если он ранее проходил регистрацию. При регистрации пользователь вводит свои данные и далее администрация платформы обрабатывает заявку. Если заявка заполнена корректно, то данные о клиенте заносятся в БД клиентов и пользователю дается возможность войти в личный кабинет. Иначе, пользователю отправляется информация об ошибке, где он может как заполнить заявку заново, так и покинуть платформу.

После регистрации пользователь может выбрать необходимый вид услуги. Виды услуг предоставляет администрация платформы. Поскольку платформа подразумевает, что представители партнерских организаций могут размещать свои услуги на сайте, то для них также предлагается такая возможность. На диаграмме, можно заметить, что для клиентов есть выбор «разместить услугу», либо же выбрать ее из имеющегося списка. Если же нужное направление не найдено, то пользователь может покинуть сайт платформы, иначе он оформляет заявку и отправляет ее. Администрация получает заявку и предоставляет документы для оплаты выбранных услуг клиентом. После оплаты, данные о заявке отправляются в БД, а расчетный лист направляется клиенту. Если оплаты не было, то пользователь может покинуть платформу.

После оплаты, администрация просматривает заявку клиента и сортирует ее по типу услуги. Существуют моменты, когда необходимой услуги не существует. В таком случае администрация может либо создать отдельную категорию услуг, либо выбрать наиболее подходящую из имеющихся на платформе. Далее, в зависимости от заявки клиента, администрация может разместить услугу партнерской организации, может найти услугу для решения поставленных задач клиентом. Механизмом предусмотрены условия, при которых на сайте платформы отсутствует необходимая партнерская организация, выполняющая работу, в таком случае, администрация использует интернет-пространство для поиска потенциальных партнеров. Их основной задачей является пополнение своей клиентской базы партнеров, а также поиск исполнителей потребностей клиента [14].

Выводы

Предлагаемая цифровая платформа будет способствовать снижению затрат, связанных с заключением сделок, так все взаимодействие происходит через единое ядро и реорганизацию бизнес-процессов, также будет наблюдаться эффект масштаба за счет реализации услуг множеству агропромышленных компаний. Анализ развития цифровых возможностей агропромышленных компаний региона позволяет сделать вывод о перспективных возможностях для внешнеэкономического сотрудничества, а предложенная цифровая платформа, используя положительный сетевой эффект, максимально упрощает основные процедуры взаимодействия между поставщиками и потребителями, сокращает издержки всех задействованных во внешнеэкономической сделке сторон.


Источники:

1. Аржанцев С.А., Писарева Л.В., Бондаренко Т.Г. Инфраструктура продвижения продукции АПК России на внешние рынки // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 6(63). – c. 50-57. – doi: 10.33938/206-50.
2. Ашуров Н.А., Холназаров М.Х. Транспортно-логистическая инфраструктура – основа развития внешнеэкономической деятельности региона // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. – 2020. – № 4(261). – c. 112-115.
3. Бурда А.Г., Косников С.Н., Осенний В.В. Информационные технологии и математические модели в сельском хозяйстве. / Монография. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2020. – 180 c.
4. Мельников А.Б., Фалина Н.В. Внешнеэкономические аспекты обеспечения экономической безопасности региона. / Монография. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2020. – 223 c.
5. Толмачев А.В. Проблемы логистической инфраструктуры региональных зерновых рынков // «Зеленая экономика» в агропромышленном комплексе: вызовы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар, 2018. – c. 418-424.
6. Манукало А.В. Роль инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности АПК // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 6(50). – c. 310-314.
7. Гусев А.Ю., Меделяева З.П., Сычева Т.А. Агропромышленный комплекс в системе внешнеэкономической деятельности региона // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2018. – № 4(59). – c. 175-181. – doi: 10.17238/issn2071-2243.2018.4.175.
8. Дозорова Т.А., Костина Е.Э., Костина Т.И. Государственная поддержка агропромышленного комплекса региона // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2014. – № 3(27). – c. 151-155.
9. Родыгина Н.Ю., Молева С.В., Мусихин В.И., Алексеев В.И. Инструменты поддержки экспорта за рубежом и возможности их использования в России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 11. – c. 15-27.
10. Незадоров А.Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности АПК России в условиях современного мирового хозяйства. / Диссертация … кандидата экономических наук. - Москва, 1999. – 135 c.
11. Папахчян И.А., Чайка В.П., Тубалец А.А., Толмачев А.В. Совершенствование информационной поддержки аграрного импортозамещения // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1(102). – c. 494-498.
12. Плотникова Е.В., Артемова Е.И. Внедрение цифровых технологий в аграрных организациях // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2022. – № 96. – c. 47-52. – doi: 10.21515/1999-1703-96-47-52.
13. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 7. – c. 74-86. – doi: 10.24412/2072-8042-2021-7-74-86.
14. Стрекалов С.В. Реализация проекта создания цифровой платформы внешнеторговой деятельности в промышленности на основе модели государственно-частного партнерства // Управление научно-техническими проектами: Четвертая Международная научно-техническая конференция: материалы конференции. Москва, 2020. – c. 232-237.
15. Усенко Л.Н. Тенденции развития и цифровой трансформации сельскохозяйственного производства // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 2. – c. 436-459. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-436-459.
16. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр». [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/services/.
17. Сельское хозяйство Краснодарского края 2021. / Статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2022. – 232 c.
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/.
19. Официальный сайт Департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: https://drbvd.krasnodar.ru.
20. Тибилова А.А. Экономический механизм функционирования и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства: на примере Республики Северная Осетия-Алания. / Диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. - Владикавказ, 2019. – 148 c.

Страница обновлена: 07.11.2024 в 17:51:55