Валютное и таможенное регулирование: анализ влияния санкционного давления на экономику России
Городнова Н.В.1
1 Уральский федеральный университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 34 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628434
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Сложная геополитическая ситуация, усиление противоречий, возникновение новых технологических и экономических факторов, повлекших проявление жёсткой конкуренции между государствами повышают актуальность темы исследования, посвящённого анализу последствий антироссийских экономических санкций.
Научная проблема оценки эффективности мер валютного и таможенного регулирования, применяемых в санкционном режиме, а также прогнозирование и оценка их негативных последствий для российского государства, бизнес-структур и общества в целом признаётся одной из наиболее сложных. Для её решения в статье обобщён опыт применения экономических санкций в различных странах, осуществлёны анализ влияния санкций и актуальных изменений в российском законодательстве по валютному и таможенному регулированию, а также оценка рисков и возможных негативных последствий в целях выработки эффективных ответных мер в рамках системы национальной безопасности России.
Результаты работы могут быть полезными экспертам и специалистам финансово-валютной системы, осуществляющим деятельность в сфере валютного и таможенного регулирования, государственным органам власти, а также научным работникам, изучающим научные проблемы влияния экономических санкций на внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, валютно-таможенное регулирование, экспорт, импорт, экономические санкции, риски, валютное законодательство, импортозамещение
JEL-классификация: F13, F15, F51, O24
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня в мире наблюдается тенденция к осложнению геополитической ситуации, что неизбежно приводит к усилению конкуренции в экономической сфере между государствами. Кроме того, возникают новые политические и экономические факторы, существенным образом влияющие на мировую экономику, включая финансово-экономические кризисы и риски, технологическое развитие, возрастание влияния развивающихся стран и др. В процессе усиления геополитических конфликтов в последние годы группы государств в целях ограничения внешнеэкономической деятельности конкретных стран применяют различные механизмы экономического давления, включая экономические санкции. Такие меры решения политических проблем и противоречий могут включать запреты на экспорт или импорт товаров, запрет на привлечение иностранных инвестиций, замораживание счетов и пр. В этой связи тема исследования, посвященная прогностической оценке последствий экономических санкций, введённых против Российской Федерации, приобретает ещё большую актуальность.
Для России экономические санкции являются серьёзным вызовом, поскольку они привели к резкому сокращению объёмов торговли, прямых иностранных инвестиций и капитала, а также к отрыву от международного рынка и инновационных технологий. Однако, несмотря на всё вышеуказанное, Россия продолжает находить возможности, инструментарий и меры укрепления своей экономики и сотрудничества с другими странами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Оценка влияния экономических санкций на внешнеэкономическую деятельность России представляет значимость для разработки и реализации эффективных стратегий внешнеэкономического сотрудничества, укрепления экономической стабильности и улучшения положения России в мировой экономике.
Проблема исследования. Вопрос об эффективных мерах валютно-таможенного контроля, используемых в режиме экономических санкций, а также оценка их негативных последствий для государственных институтов, бизнеса и общества, признаётся экономическим и научным сообществом как одна из наиболее сложных для решения проблем. В этой связи необходимо провести более глубокое исследование влияния экономических санкций на внешнеэкономическую деятельность нашей страны с учётом изменения системы валютно-таможенного регулирования в целях разработки возможных сценариев развития событий и оценки эффективности ответных мер для устойчивого и безопасного развития России.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ влияния санкционного давления на экономику Российской Федерации, включая валютное и таможенное регулирование, а также разработка практических рекомендаций по обеспечению нивелирования рисков в целях устойчивого экономического развития в период санкций.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) определены основные типы экономических санкций, применяемых в мировой практике;
2) изучен механизм взаимодействия экономических санкций и валютно-таможенного регулирования;
3) проведён анализ действий правительства в период санкционного давления на РФ;
4) осуществлена оценка экономических последствий применения экономических санкций для РФ по методике RBS;
5) разработаны практические рекомендации для бизнеса и государственных институтов по управлению рисками, связанными с экономическими санкциями.
Основные гипотезы: 1) влияние экономических антироссийских санкций на внешнеэкономическую деятельность требует внесение изменений в систему валютного и таможенного регулирования в целях устойчивого и безопасного развития России; 2) реализация политики импортозамещения должна сопровождаться оперативным внесением актуальных изменений в отдельные новеллы российского законодательства.
Научная новизна: обобщение мирового опыта применения экономических санкций в различные периоды, анализ влияния антироссийских санкций и ожидаемых последствий в сфере валютно-таможенного регулирования, анализ таможенного и валютного регулирования Правительством РФ в период санкционного давления, анализ актуальных изменений в российском законодательстве по валютному и таможенному регулированию, анализ рисков валютно-таможенного регулирования в период санкций по методике RBS.
Сделан вывод о том, что экономические санкции, с одной стороны, могут привести к ограничению доступа российской продукции к иностранным рынкам, снижению объёмов экспорта и импорта, изменению валютных курсов, а также к увеличению рисков для бизнеса и инвесторов, с другой, стороны, дают импульс для развития национальной экономики и реализации политики импортозамещения.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций для повышения эффективности деятельности российских компаний в период санкционного давления, которые позволят адаптивно реагировать на изменение внешнеэкономической среды.
Основная часть.
Сложная текущая геополитическая ситуация, усиление противоречий между странами, возникновение новых технологических и экономических факторов, повлекших проявление жёсткой конкуренции между государствами, требуют более глубокого анализа. Совокупность указанных факторов составляет основу понятия «BANI-мира», которое описывает современную экономическую реальность. «BANI-мир» – пер. с англ. Brittle – неопределенность; anxious – неравенство; nonlinear – ненадежность; incomprehensible – открытость) – это система, описывающая социально-экономический порядок, влияющая на все аспекты жизнедеятельности современного общества, бизнеса и государства.
В зависимости от применяемого инструментария, целей, задач, объектов и числа участников можно выделить несколько разновидностей санкций, которые подразделяются на экономические и неэкономические. Обе указанные категории санкций, начиная с 2014 года, применяются против РФ. Экономические санкции включают меры, направленные сокращение финансовых потоков (к примеру, кредитов, займов, инвестиций), повышение процентных ставок и создание дефицита финансовых активов у компаний. Это достигается путём запретов на сотрудничество с банками, ареста различной собственности банков, закрытия корреспондентских счетов, запретов на приобретение ценных бумаг, использование мировых платежных систем, а также и систем передачи данных. Экономические санкции могут привести к ухудшению торговых отношений и снижению уровня жизни народонаселения. Неэкономические санкции включают запрет на въезд в страну конкретных физических лиц, запрет деятельности юридических лиц, запрет на определённые телеканалы и проведение культурных мероприятий, а также запрет на деловые переговоры, политические встречи и пр.
В настоящее время против России широко используются целенаправленные или так называемые «умные» санкции, направленные на негативное воздействие на определённые секторы экономики или компании. Цель таких санкций – существенное сокращение прав и возможностей конкретных лиц или политической элиты страны. При этом воздействие на общее население страны весьма ограничено.
Санкционные меры могут применяться не только против государства, но и против компаний, которые осуществляют торговлю со странами, находящимися под санкционным давлением. Правительство не может напрямую запретить таким компаниям торговлю с санкционными странами, но может ограничить экономическое взаимодействие своих компаний и государственных органов.
Основными причинами, по которым эффективность санкций может быть снижена, являются недостаточная (слабая) поддержка со стороны других стран, появление внешних инвесторов, которые смогут компенсировать ущерб от вводимых санкций, а также существенные разногласия внутри государства, которое применяет санкционные меры [13]. Примеры и оценка возможных последствий установления санкций в исторической перспективе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Примеры применения экономических санкций в различные периоды времени
Table 1
Examples of the application of economic sanctions in different periods of time
№
п/п |
Страна
|
Период
времени
|
Санкции
|
Последствия
|
1
|
Древняя
Греция
|
423
г.
до н.э. |
Запрет торговли купцам Мегара
|
Начало
Пелопонесских войн
|
2
|
Повсеместно
|
XIX
в.
|
Морские блокады
|
Решение
конфликтов
|
3
|
Куба
|
ХХ в.
|
Полное эмбарго, изъятие собственности физических и юридических
лиц, запрет на ввоз кубинского сахара
|
Санкционные
меры в отношении Кубы до 2016 г.
|
4
|
Китай
|
1990 г.
|
Эмбарго в инвестиционно-финансовой сфере, торговле
|
Не
существенные, торговые изменения не зафиксированы
|
5
|
Ирак
|
1990-1995 гг.
|
Эмбарго на торговлю, транспорт, деловые инвестиции
|
Существенное
повышение отраслевых издержек
|
6
|
Иран
|
ХХ в.
|
Эмбарго на иранскую нефть, заморозка иранских вкладов в
американских банках, запрет торговли
|
С
1980 г. отмена запрета на торговлю, с 1990 г. – ограничение импорта нефти
|
2010-2013 гг.
|
Эмбарго в ВПК, торговле, транспорте, банковской сфере
|
Изменение
рейтинга страны
| ||
7
|
Беларусь
|
2006 г.
|
Эмбарго на торговлю, транспорт, финансы1)
|
Торговые
изменения несущественны
|
8
|
Ливия
|
2011 г.
| ||
9
|
Россия
|
С 2014 г. по
настоящее время
|
Ограничение финансирования иностранными банками, введение 11
пакетов экономических санкций
|
Инфляция,
падение курса рубля по отношению к доллару и евро на 30%; обвал цен на нефть
и нефтепродукты и пр.
|
1) Архипова В.В., Комолов О.О. Развитие международных санкционных режимов: исторический аспект // Российский внешнеэкономический вестник. –2016. – № 3. – С.53-69. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhdunarodnyh-sanktsionnyh-rezhimov-istoricheskiy-aspekt/viewer (дата обращения 06.06.2023)
Источник: составлено автором по: [1; 2; 9]
Введение антироссийских экономических санкций в 2014 году привело к снижению индекса потребительских цен и росту цен на товары и продукцию внутри страны, увеличению расходов бюджета, направленных на поддержку отраслей экономики, попавших под действие санкционных пакетов, банкротство предприятий, связанное с утратой деловых контрактов с зарубежными партнерами [8]. Данный перечень не является исчерпывающим, однако, следует отметить, что все последствия носят исключительно финансовый характер, поскольку санкционные пакеты негативно влияют на функционирующие компании России, снижают уровень их финансовой устойчивости, уменьшают платежеспособность населения и качество жизни.
Экономические санкции могут оказать как отрицательное, так и положительное воздействие на российскую экономику, в зависимости от конкретных обстоятельств и мер, принятых в целях преодоления негативных последствий. Исследователи отмечают, что экономические санкции могут стать стимулом для развития отечественных производителей и улучшения качества продукции, что может привести к повышению конкурентоспособности России на мировых рынках [3; 13]. Однако, по мнению других учёных, экономические санкции могут вызывать негативные последствия для бизнеса и приводить к снижению уровня жизни населения [6; 14].
Кроме того, санкции могут оказать влияние на систему валютного и таможенного регулирования. Одним из основных инструментов экономических санкций является ограничение на ввоз или вывоз определённых товаров, транспортных средств и услуг. Такие ограничения могут повлиять на валютно-таможенное регулирование, поскольку они влияют на объёмы внешней торговли и движение валютных потоков между странами.
Экономические санкции могут привести к изменениям в валютно-таможенном регулировании в направлениях, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Влияние антироссийских санкций и ожидаемые последствия в сфере валютно-таможенного регулирования
Table 1
The impact of anti-Russian sanctions and the expected consequences in the field of currency and customs regulation
№
п/п
|
Изменения
/ система
|
Меры
|
Последствия
|
1
|
Структура
внешней торговли
|
Поиск
альтернативных источников поставок и рынков сбыта товаров и услуг
|
Увеличение
доли импорта товаров и услуг из других стран и сокращение экспорта в страны-
участницы санкций
|
2
|
Валютный режим
|
Ограничение
валютных переводов, поддержание дефицита иностранной валюты
|
Укрепление
национальной валюты, ухудшение экспортной конкурентоспособности
|
3
|
Правила
таможенного контроля
|
Необходимость
введения системы более тщательного контроля
|
Усиление
протекционизма в отношении отечественных производителей
|
4
|
Ставки
таможенных пошлин
|
Необходимость
повышения ставок пошлин
|
Компенсация
убытков, вызванных сокращением торговли
|
Анализ системы таможенно-валютного регулирования в период санкционного давления показывает, что более 30% федерального бюджета формируется за счёт доходов, администрируемых ФТС России, за 2022 год составили 6,2 трлн руб., что на 15% (на 934 млрд руб.), ниже результата 2021 года, который составил 7,16 трлн руб. [1] Это означает, что механизмы таможенного администрирования несовершенны и требуется принятие мер по поддержке реального сектора российской экономики, стимулирование отечественного производителя товаров и услуг, поиск новых рынков сбыта для природных ресурсов и товаров [12]. На рисунке 1 представлены страны с наибольшим числом полученных санкций. Отметим, что на текущий момент на Россию наложено 10 пакетов экономических санкций, содержащих по всей совокупности свыше 14 тысяч различных санкционных мер [2].
Рисунок 1. – Страны с наибольшим количеством санкций
Figure 1. – Countries with the most sanctions
Источник: построено автором по: ТОП стран, против которых введено самое большое количество санкций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Fin_Therapy/3871e8fc-645c-42aa-8263-067c786a4649/ (дата обращения 05.06.2023)
В целях обеспечения экономической безопасности страны Правительство РФ приняло ряд законопроектов, разработанных Министерством финансов России, которые вводят дополнительные меры таможенного и валютного регулирования, предусматривающих возможность операций импорта многокомпонентных товаров одновременно по нескольким внешнеторговым сделкам в перспективе до 6 лет; отсутствие требований по уплате таможенных пошлин для участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность менее одного года; освобождение участников ВЭД (при внесении залога при выпуске продукции), от уплаты пени при доначислении таможенных платежей по результатам экспертизы; расширение эксперимента по маркировке импорта алкогольной продукции до 31 мая 2024 года; отмену требования об отсутствии задолженности по таможенным платежам для процедуры выдачи федеральных специальных марок на срок до 31 декабря 2023 года [3].
Введение указанных мер связано с необходимостью борьбы с экономическими санкциями, наложенными на Российскую Федерацию, которые создают значительные проблемы в экспорте и импорте товаров, необходимых для жизни общества и экономического развития страны. Российское правительство обеспечивает экономическую стабильность и поддержку реального сектора экономики, стимулируя отечественное производство в поиске новых рынков сбыта для отечественных товаров и природных ресурсов.
Предусматривается, что иностранные резиденты могут быть освобождены от налогообложения доходов, полученных в ходе реализации проектов по добыче полезных ископаемых [10]. В процессе реализации инвестиционных проектов предоставляется тарифная льгота по использованию технологического оборудования, комплектующих и запасных части к нему, товаров, материалов и сырья, ввозимых в целях применения на таможенной территории РФ. Правительством РФ предоставлено право в рамках деятельности правительственной комиссии выдавать разрешения на приобретение газа для «недружественных» стран с 1 апреля 2022 года исключительно в национальной валюте РФ [10]. Кроме этого, определены направления стабилизации рынка продуктов нефти: внедрение процедуры лицензирования экспорта, согласно которой нефтяные компании получили возможность реализовывать зарубежные поставки исключительно после исполнения обязательств по насыщению рынка России. Для стабилизации рынка продуктов нефти была введена процедура лицензирования экспорта, которая требует выполнения обязательств по насыщению рынка России перед реализацией зарубежных поставок нефти.
Условия санкционных ограничений характеризуются, в частности, наличием у бизнес-структур таких различных проблем с валютными сделками, как получение выручки по экспортным контрактам, решение проблемных ситуаций возврата аванса вследствие срыва поставки и др. Разъяснения по указанным вопросам и направления решения обозначенных проблем отражены в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 (см. таблицу 3).
Таблица 3
Актуальные изменения в российском законодательстве по валютному и таможенному регулированию
Table 3
Current changes in Russian legislation on currency and customs regulation
Мера
|
Нормативно-правовой акт
|
Суть изменений
|
Комментарий
| |
1.
Особый порядок репатриации валютной выручки
|
Федеральный
закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ
|
Введение
нормы, устанавливающей контроль процесса репатриации валютной выручки на
территорию РФ
|
Обязательство
по возврату денежных средств в иностранной валюте на территорию РФ. Зачисление
полученной выручки на счета в уполномоченных банках РФ с учётом соблюдения
сроков, установленных в внешнеторговых контрактах
| |
Указ
Президента от 08.08.2022 г. № 529
|
Предоставление
права для бизнес-струткур не репатриировать валютную выручку и проводить
валютные операции, исключая уполномоченные банки
| |||
Постановление
Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433
|
Разрешение
получения валютной выручки, а также возвратов по займам и авансов в наличной денежной
форме
| |||
2.
Распоряжение наличными средства резидентами
|
Постановление
Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433
| |||
Вариант
1
|
Использование
для расчётов с иностранными поставщиками
|
Запрет на зачисление денежных средств на счета, открытых в
расположенных за пределами территории РФ банках
| ||
Вариант
2
|
Предстоящие
импортные закупки
|
Зачисление денежных средств на счёт в любом зарубежном банке
| ||
Вариант
3
|
Ввоз
наличных денежных средств
|
Процедура декларирования
| ||
Третий вариант, представленный в таблице 3, более детально проанализирован в таблице 4.
Таблица 4
Ввоз наличных денежных средств с прохождением процедуры декларирования
Table 4
Import of cash with the declaration procedure
Мера
|
Суть изменений
|
Комментарий
|
Продажа
наличной валюты по курсу ЦБ не позднее 30-го рабочего дня
|
Зачисление средств на счёт резидента в соответствующей валюте в уполномоченном банке |
Получение
валютной выручки от нерезидента
|
Зачисление
денежных средств на счёт
|
Оформление
документов с учётом делового оборота той страны, в которой получена наличная
валюта
| |
Внесение
в кассу
|
Внесение
в кассу предприятия любой суммы наличными
| |
Ограничения
на вывоз валюты
|
Указ
Президента от 01.03.2022 г. № 81 – ограничения объёма иностранной валюты: предоставление
необходимых документов в срок, не позднее 45-го рабочего дня после дня
осуществления расчётов с нерезидентом в наличной иностранной валюте или
валюте РФ представить в уполномоченный банк
|
Решение проблем по транзакциям с иностранными поставщиками товаров и услуг представлено в таблице 5.
Таблица 5
Действия и меры по решению проблемы транзакций с иностранными поставщиками
Table 5
Actions and measures to address the problem of transactions with foreign suppliers
Мера
|
Нормативно-правовой акт
|
Комментарий
|
Оформление
необходимых документов
|
Постановление
Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433
|
Информация,
подтверждающая расчёты в наличной форме
|
Документы,
подтверждающие передачу товаров, выполнение нерезидентом работ
| ||
Информация
(при наличии) о декларациях на товары, поданных в отношении ввезённых в РФ
наличных денежных средств
| ||
Получение
наличной валюты от поставщиков
|
Вариант
1
|
Оплата
векселем или чеком, которые можно обналичить в банке
|
Вариант
2
|
Зачисление
денежных средств на расчётный счёт за рубежом
| |
Штрафные
санкции
|
п.
2.1 ст. 15.25 КоАП
|
Непредставление
резидентом в налоговый орган уведомления об открытии и закрытии расчётного
счёта или об изменении реквизитов счёта в банке иной организации финансового
рынка, расположённых за пределами территории РФ, влечёт наложение
административного штрафа
|
Проверка
соблюдения валютного законодательства в 2023 году
|
Постановление
Правительства РФ от 28.05.2022 г. № 977 до конца 2022 года |
Возобновление
валютного контроля со стороны ФНС за открытием и закрытием резидентами счётов,
изменением реквизитов счётов или вкладов; осуществлением валютных операций
между резидентами, между резидентами и нерезидентами при осуществлении ВЭД и
пр.
|
Необходимо отметить, что вновь введённые в 2023 году антироссийские санкции лишают Россию статуса страны, имеющей возможность реализовывать таможенные операции в режиме наибольшего экономического благоприятствования во внешней торговле [12]. Такое положение не соответствует условиям соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), полноправным членом которой является Российская Федерация. В марте 2022 года Канадой и Японией по отношении к России были введены повышенные размеры таможенных пошлин, которые на данный момент составляет 35 % [4]. Кроме того, ряд стран ЕС предложили исключить Россию из ВТО.
После вступления России в ВТО некоторые отрасли промышленности оказались незащищёнными, к примеру, машино- и автомобилестроение, авиационная промышленность, станкостроение и пр. Выход Российской Федерации из состава ВТО в сложившейся ситуации может привести к аннулированию допуска страны к инновационным технологиям и рынкам сбыта, к отсутствию невозможностей регулированию торговых споров. С другой стороны, выход России из участников ВТО может способствовать политике протекционизма по защите отечественного производителя, тем самым способствуя повышению эффективности политики импортозамещения.
Сегодня Правительством РФ прорабатываются вопросы по упрощению экспорта товаров на платформах электронной коммерции, то есть тех товаров, которые были произведены на территории Таможенного Союза (ЕАЭС) в целях реализации более успешной торговли на Интернет-площадках. Продолжается дальнейшее совершенствование и развитие данного направления в рамках разработки и принятия нормативных правовых актов в условиях ЕАЭС [10].
Реализация перечисленных выше мер направлена на снижение издержек субъектов внешнеэкономической деятельности в целях повышения эффективности таможенного контроля.
В последние годы проблема импортозамещения в России стала ещё более актуальной в связи с необходимостью замены импортных продукции на российские образцы. В актуальном российском законодательстве в процессе исполнения государственного заказа предусмотрены основания для замены товары и следующие возможности:
1) поставки товаров с улучшенными характеристиками (ст. 95, ч. 4, 44-ФЗ [5]);
2) замены строительных материалов и ресурсов на аналогичные в рамках строительных контрактов в срок до конца 2023 года (Постановление Правительства РФ № 680 [6]);
3) изменения существенных условий контрактов, подписанных до 1 января 2024 года при условии наличия независимых от сторон обстоятельств (с. 112, ч. 65.1, 44-ФЗ [7]).
Российский рынок технологий, товаров, сырья и материалов находится в динамичном развитии. В РФ существуют специализированные базы данных производителей и поставщиков российской продукции различных категорий [8]. Отметим, что сегодня в России идёт активный процесс замещения вводимых из-за рубежа товаров вследствие развития собственного производства и увеличения объёмов выпускаемой продукции.
В рамках исследования осуществлён анализ рисков валютно-таможенного регулирования в период санкций по методике RBS. Методика RBS (пер. с англ. Risk Breakdown Structure – структура разбивки рисков) – это подход к анализу рисков, позволяющий разбить их на более мелкие и управляемые компоненты и таким образом осуществить структурирование рисковых событий. Типология рисков валютно-таможенного регулирования в период санкций с использованием методики RBS представлена в таблице 6.
Таблица 6
Типология рисков по методике RBS в период санкционного давления
Table 6
Typology of risks according to the RBS methodology during the period of sanctions pressure
Политические риски
|
Экономические риски
|
П1
– изменение государственной политики в отношении санкций
П2 – резкое ухудшение отношений между странами-союзниками П3 – введение новых или ужесточение существующих санкций |
Э1
– валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты
Э2 – ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств Э3 – увеличение стоимости товаров и услуг в связи с санкциями |
Финансовые риски
|
Юридические риски
|
Ф1
– увеличение ставок по кредитам и займам в связи с риском невозврата
Ф2 – ограничения на использование банковских услуг в связи с санкциями Ф3 – риск блокировки счетов и замораживания активов |
Ю1
– нарушение требований валютного и таможенного законодательства
Ю2 – необходимость получения специальных разрешений и лицензий для ввоза и вывоза товаров Ю3 – возможные судебные разбирательства с государственными органами в связи с нарушением санкций1) |
Управленческие риски
| |
У1
– недостаточная информированность и подготовлённость персонала по вопросам
валютно-таможенного регулирования
У2 – неэффективное управление рисками и отсутствие планов реагирования на изменения в политической и экономической ситуации У3 – несоответствие внутренних процедур и политики компании требованиям валютно-таможенного регулирования |
1) Содикзода П., Икромов Ф.Н. Экономические санкции в контексте международного права // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. –2023. – № 4-1. – С. 154-162.
Источник: составлено автором по: [4; 5; 7].
В таблице 7 приведена экспертная оценка вероятности рисков и прогнозирования их негативного воздействия.
Таблица 7
Оценка рисков по методике RBS
Table 7
Risk assessment according to the RBS methodology
№ п/п
|
Наименование риска
|
Код по RBS
|
Вероятность возникновения,
баллы
|
Уровень негативного
воздействия, баллы
| ||
1
|
Изменение
государственной политики в отношении санкций
|
П1 |
2 |
4 | ||
2
|
Резкое
ухудшение отношений между странами союзниками
|
П2 |
2 |
5 | ||
3
|
Введение
новых или ужесточение существующих санкций
|
П3 |
5 |
4 | ||
4
|
Валютный
риск, связанный с изменением курса национальной валюты
|
Э1 |
4 |
4 | ||
5
|
Ограничения
на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств
|
Э2 |
5 |
5 | ||
6
|
Увеличение
стоимости товаров и услуг в связи с санкциями
|
Э3 |
4 |
4 | ||
7
|
Увеличение
ставок по кредитам и займам в связи с риском невозврата
|
Ф1 |
3 |
5 | ||
8
|
Ограничения
на использование банковских услуг в связи с санкциями
|
Ф2 |
5 |
5 | ||
9
|
Риск
блокировки счетов и замораживания активов
|
Ф3 |
4 |
5 | ||
10
|
Нарушение
требований валютного и таможенного законодательства
|
Ю1 |
3 |
5 | ||
11
|
Необходимость
получения специальных разрешений и лицензий для ввоза и вывоза товаров
|
Ю2 |
2 |
4 | ||
12
|
Возможные
судебные разбирательства с государственными органами в связи с нарушением
санкций
|
Ю3 |
3 |
4 | ||
13
|
Недостаточная
информированность и подготовлённость персонала по вопросам
валютно-таможенного регулирования
|
У1 |
2 |
4 | ||
14
|
Неэффективное
управление рисками и отсутствие планов реагирования на изменения в
политической и экономической ситуации
|
У2 |
3 |
5 | ||
15
|
Несоответствие
внутренних процедур и политики компании требованиям валютно-таможенного
регулирования
|
У3 |
3 |
5 | ||
На рисунке 2 представлена матрица экспертной оценки и распределения рисков в санкционный период.
Уровень негативного
воздействия, баллы
| |||||
5
|
|
П2
|
Ф1,
Ю1, У2, У3
|
Ф3
|
Э3,
Ф2
|
4
|
|
П1, Ю2, У1
|
Ю3
|
Э1,
Э2
|
П3
|
3
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Веростность возникновения,
баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рисунок 2. – Матрица распределения рисков по степени воздействия в период санкций
Figure 2. – Matrix of distribution of risks by degree of impact during the period of sanctions
Источник: разработано автором по таблицам 6 и 7 данного исследования
Как следует из рисунка 2, ни один из выделенных рисков не попал в зелёную зону. Это означает, что в период санкционного давления государство должно обеспечивать комплексные действия по управлению рисками и уделять внимание каждой сфере. Также можно отметить, что все финансовые риски попали в красную зону. Это подтверждает тот факт, что преимущественно использование экономических санкций направленно на подрыв финансовой системы государства, однако в красной зоне находятся почти 2/3 из каждого типа рисков, что означает взаимосвязь событий происходящих в период санкций.
В целях эффективного управления рисками в период санкционного давления необходимо реализовать следующие рекомендации:
1) оценка потенциальных рисков и разработка планов по их управлению;
2) обновление процедур внутреннего контроля и мониторинга рисков;
3) обучение управленческого персонала нововведениям во внутренних процедурах;
4) изучение новых правил и ограничений, связанных с санкциями, исключение нарушений;
5) разработка планов мероприятий по кризис-менеджменту, включающих адекватное реагирование на политические и финансово-экономические события и угрозы;
6) оперативная адаптация и гибкость имеющихся планов в связи с быстро меняющимися внешними факторами;
7) получение консультаций у квалифицированных экспертов в области оценки рисков;
8) неуклонное соблюдение норм этики и права в целях сохранения репутации компании [11];
9) регулярный мониторинг соблюдения санкционных правил и изменений российского и международного законодательства.
Выводы
В результате исследования было установлено, что экономические санкции и система валютно-таможенного регулирования взаимосвязаны и могут оказывать серьёзное влияние на экономику страны и её внешнеэкономические связи.
Было выявлено, что экономические санкции могут привести к ограничению доступа к иностранным рынкам, снижению объемов экспорта и импорта, изменению валютных курсов, а также к увеличению рисков для бизнеса и инвесторов.
В целях управления рисками, связанными с экономическими санкциями, были предложены рекомендации для бизнеса, внедрение которых позволит адаптироваться и гибко реагировать на внешнюю среду.
В процессе исследования нашли подтверждение гипотезы о влиянии экономических антироссийских санкций на внешнеэкономическую деятельность, которое сопровождается изменениями в системе валютного и таможенного регулирования, а также о развитии законодательства и собственного производства продукции в рамках политики импортозамещения.
[1]Таможенные платежи в 2022 году сократились на 1 трлн рублей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fd.ru/news/56361-tamojennye-plateji-v-2022-sokratilis-na-1-trln-rubley (дата обращения 09.06.2023)
[2]Товарная номенклатура ВЭД. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/ (дата обращения 08.06.2023)
[3]Правительство РФ одобрило ряд новаций в сфере налогового и таможенного регулирования для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37797-pravitelstvo_rf_odobrilo_ryad_novatsii_v_sfere_nalogovogo_i_tamozhennogo_regulirovaniya_dlya_podderzhki_biznesa_i_naseleniya_v_usloviyakh_sanktsii (дата обращения 10.06.2023)
[4]Товарная номенклатура ВЭД. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/ (дата обращения 08.06.2023)
[5]Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/f4823c3311874efd0ecdfa668c9705968edbc47c/ (дата обращения 10.06.2023)
[6]Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. № 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (с изменениями и дополнениями). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/404498342/ (дата обращения 10.06.2023)
[7] Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/f4823c3311874efd0ecdfa668c9705968edbc47c/ (дата обращения 10.06.2023)
[8]Импортозамещение 2023: гайт по замене импортного товара и оборудования в закупках. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evidpo.ru/blog/Импортозамещение%202023:%20гайд%20по%20замене%20импортного%20товара%20и%20оборудования%20в%20закупках?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=86554243&utm_campaign_name=blog_page&utm_content=13947648087&utm_term=&utm_nooverride=1&yclid=5123056392471576575 (дата обращения 10.06.2023)
Источники:
2. Белькевич А. А. Исследование мирового опыта применения экономических санкций во внешней политике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 1-1. – c. 280-290.
3. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Экономические отношения. , 2020. – 649-662 c.
4. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
5. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
6. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
7. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
8. Куксевич В.С. Экономические санкции и специфика их позиционирования в современных международных отношениях // Государственное и муниципальное управление. – 2022. – № 1. – c. 283-287.
9. Ливинцова М.Г., Мишина М.Д., Мишин Н.Д. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей // Экономические исследования. – 2015. – № 4. – c. 1.
10. Непарко М.В., Бурин В.А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях санкций // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 2. – c. 201-205.
11. Сагайдачная Е.Н., Ермакова А.О. Внешнеэкономическая деятельность в период санкций-2022 и ESG-повестка // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – c. 9-20. – doi: 10.18334/social.4.1.116981.
12. Содикзода П., Икромов Ф.Н. Экономические санкции в контексте международного права // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2023. – № 4-1. – c. 154-162.
13. Тесля П.Н. Как (не) работают экономические санкции (о книге Ли Джонса «Общества в осаде») // Эко. – 2023. – № 4. – c. 183-192. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2023-4-183-192.
14. Belikov E.O. Economic sanctions and their dual impact on Russia’s economy // Innivation & Investment. – 2023. – № 3. – p. 28-31.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 00:06:36