Содействие развитию внешнеэкономических связей в рамках БРИКС

Ткаченко М.Ф.1, Грибанич В.М.1
1 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье дается обзор мер, предпринимаемых странами БРИКС, в целях реализации потенциала углубления внешнеэкономических связей в рамках объединения. Особое внимание авторами уделяется торговой повестке и анализу применяемых инструментов для увеличения объемов взаимной торговли в условиях санкционного давления Запада. Авторы выделяют три группы мер, которые, на их взгляд, в наибольшей степени отражают результаты диалога по вопросам укрепления торгового сотрудничества стран БРИКС: меры взаимной помощи в таможенном деле, развитие механизма электронной торговли и применение цифровых технологий в целях упрощения взаимной торговли, а также интеграция в существующие глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС) и формирование собственных производственно-сбытовых цепочек. Указанные меры наряду с совершенствованием иных мер финансового и нефинансового стимулирования экспорта способны создать мощный синергетический эффект в развитии внешнеторговых и иных внешнеэкономических связей как между членами БРИКС, так и со странами-партнерами БРИКС.

Ключевые слова: БРИКС, внешнеэкономические связи, взаимная торговля, содействие внешней торговле

JEL-классификация: B17, B27, F13



Введение

Взаимодействие стран-членов БРИКС неуклонно возрастает на фоне роста геополитической напряженности и трансформации всей системы международных экономических отношений. Ключевыми вопросами текущей повестки в рамках БРИКС являются вопросы, связанные с углублением торгово-экономического сотрудничества стран-членов и распространением интересов объединения БРИКС на потенциальных участников в лице других развивающихся стран. В этой связи требуется оценка достигнутых результатов и реальных перспектив по различным направлениям взаимодействия с выходом на формирование принципиально новой модели сотрудничества, основанной на консенсусном подходе и учете взаимных национальных интересов всех стран-участниц. Объединение БРИКС как площадка для обсуждения наиболее острых вопросов международной повестки должно способствовать поиску и применению новых инструментов, которые бы содействовали безбарьерному взаимодействию стран участниц и учитывали бы возможное противодействие со стороны развитых стран, которые также являются ключевыми партнерами целого ряда стран БРИКС и могут оказывать на них давление при попытках укрепить основы многостороннего внутрибриксового сотрудничества.

Наиболее чувствительной сферой внешнеэкономических связей стран-членов БРИКС остается взаимная торговля, которая наиболее уязвима в условиях санкций, а ее потенциал роста зависим от свободы платежно-расчетных отношений и эффективности цепочек поставок. Значимость взаимной торговли стран БРИКС в целом и в рамках отдельных региональных рынков и необходимость ее активизации, в том числе посредством использования цифровых технологий, была отмечена в работах таких ученых как Д.О. Ямпольской, Б.М. Де Конти, С.Н. Морозова [1], Коваль А.Г., М.Ю. Евдокимовой [2], Ли Б. [3], Т.И. Кузьминой [4], А.А. Алиханова [5], А.Ю. Давыдова [6], Юзвович Л.И., Львовой М.И., Лылова А.С. [7], Ковалевой Е.И., Растопчиной Ю.Л., Божкова Ю.Н., Брежнева А.Н. [8], а также целого ряда других авторов. Вместе с тем также отмечается наличие барьеров внутри объединения (В. Ильичев [9]), которые мешают полноценному торговому обмену и кооперации стран-членов, над устранением которых следует работать.

Необходимо отметить, что страны БРИКС предпринимают существенные усилия для организации работы по устранению барьеров в торговле и продвигают целый ряд инициатив по содействию взаимной торговле.

В настоящей статье будут рассмотрены проблемы, препятствующие раскрытию потенциала взаимной торговли в рамках БРИКС, а также меры, связанные с содействием ее развитию.

***

Статистика внешнеторгового обмена стран БРИКС позволяет сделать вывод о превалировании сырьевых энергетических и сырьевых неэнергетических товаров во взаимной торговле между странами объединения и одновременно наличии более диверсифицированных связей со странами, не входящими в БРИКС (исключение составляет партнерство стран БРИКС с Китаем). Вместе с тем следует отметить позитивную динамику, связанную с ростом доли совокупного импорта стран БРИКС во взаимной торговле друг с другом, что свидетельствует о наметившейся тенденции к сближению и поиска перспективных направлений торгового сотрудничества. Кроме того, отдельные кейсы, связанные со взаимной поддержкой стран БРИКС в условиях санкций, свидетельствуют о постепенной переориентации товарных потоков в сторону партнеров по БРИКС [10]. Растущее желание стран БРИКС к более интенсивному обмену товарами и услугами внутри объединения на фоне усиливающихся санкций и нарушения правил торговли стимулирует обсуждение в рамках диалога стран БРИКС новых механизмов и инструментов содействия развитию внешнеэкономических связей между ними с учетом ключевых приоритетов, определенных в Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года, к которым отнесены [11]:

- устранение барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

- избежание введения протекционистских мер;

- диверсификация торгового сотрудничества стран БРИКС в целях развития новых моделей производства, переориентации рынков и увеличения товарооборота внутри БРИКС;

- эффективная интеграция компаний стран БРИКС в глобальные и региональные цепочки создания стоимости;

- сотрудничество в области нетарифного регулирования;

- развитие таможенного сотрудничества;

- формирование справедливой конкурентной среды в целях эффективного и устойчивого развития торговли;

- использование потенциала электронной торговли.

Хотя вопросы взаимной торговли и защиты многосторонней торговой системы поднимались в рамках БРИКС, начиная с I саммита, наиболее насыщенной торговая повестка стала в 2014 году. Это подтверждается исследованиями других авторов (например, А.С.Ванг [12]). При этом очевидно поступательное развитие диалога по внедрению целого ряда инструментов и их поэтапная диверсификация в условиях потенциального роста товарообмена.

Меры содействия взаимной торговле, предлагаемые к реализации в рамках БРИКС, можно условно разделить на несколько групп:

1. Укрепление сотрудничества в таможенной области. Здесь в качестве важнейших мероприятий следует отметить:

- «формирование правовой базы для развития таможенного сотрудничества и упрощения процедур таможенного контроля, поддержка создания Комитета по таможенному сотрудничеству стран БРИКС» (VIII саммит БРИКС) [13];

- «поддержка сотрудничества таможенных служб стран БРИКС по вопросам упрощения процедур торговли, а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, завершение подготовки соглашения о взаимной помощи между таможенными службами стран БРИКС» (IX саммит БРИКС) [13];

- «поддержка таможенного сотрудничества стран БРИКС и упрощения торговли в рамках реализации Стратегической программы таможенного сотрудничества БРИКС, продвижение инициативы по заключению Межправительственного соглашения стран БРИКС о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам, разработка и утверждение к концу 2022 года Программы БРИКС по уполномоченным экономическим операторам, включая взаимное признание процедур таможенного контроля и экономических операторов» (X саммит БРИКС) [13];

- «завершение подготовки проекта Соглашения о взаимной помощи стран БРИКС в сфере таможенных вопросов, достижение прогресса в разработке Программы БРИКС по уполномоченным экономическим операторам, которая должна быть запущена в конце 2022 года, включая взаимное признание процедур таможенного контроля и экономических операторов» (XI саммит БРИКС) [13];

- «проведение совместной борьбы с нарушением таможенных правил, развития технологий для проведения таможенных операций и сотрудничества в сфере наращивания потенциала» (XII саммит БРИКС) [13];

- «поддержка начала реализации Соглашения БРИКС о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных вопросах, организации совместных таможенных операций во взаимно согласованных областях» (XIII саммит БРИКС) [13];

- «поддержка сотрудничества в области таможенного контроля и его дальнейшее укрепление; развитие партнерства в таможенной сфере под девизом «Эффективное сотрудничество для развития высококачественного партнерства между таможенными службами стран БРИКС» (XIV саммит БРИКС) [13].

Очевидно, что таможенные инструменты содействия взаимной торговле стран БРИКС нацелены одновременно на упрощение и гармонизацию процедур, связанных с перемещением товаров, и противодействие недобросовестным практикам в сфере ВЭД.

2. Поддержка использования цифровых технологий как инструмента содействия внешнеэкономическим связям предприятий стран БРИКС. В рамках данного пункта можно выделить следующие мероприятия, отмеченные в декларациях саммитов БРИКС:

- «поддержка платформы для обмена информацией в рамках БРИКС, призванной способствовать торговому сотрудничеству; изучение возможностей сотрудничества по вопросам электронной торговли» (VI саммит БРИКС) [13];

- «поддержка реализации Платформы торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС, а также создания Платформы для развития сотрудничества в области электронной торговли в целях укрепления партнерства в этой сфере; поддержка механизмов содействия торговли и обмена опытом в создании проекта «единого окна» (VII и VIII саммиты БРИКС) [13];

- «обмен знаниями и опытом по вопросам электронной торговли, наращивание ее потенциала для обеспечения общей выгоды» (VIII саммит БРИКС) [13];

- «укрепление сотрудничества в сфере торговли услугами (в основе Дорожная карта БРИКС) и электронной торговле (в том числе за счет создания Сети электронных портов БРИКС, а также формирования Рабочей группы государств БРИКС по электронной торговле); поддержка деятельности Делового совета БРИКС и Делового форума БРИКС в деле сотрудничества в области электронной торговли» (IX саммит БРИКС) [13];

- «возобновление работы Рабочей группы БРИКС по электронной торговле, продолжение совместной работы по вопросам торговли услугами, электронной торговли, стандартов и технических правил, электронных портов» (X саммит БРИКС) [13];

- «стимулирование инвестиций в электронную торговлю; продвижение взаимодействия в области электронной торговли, подписание Меморандума о взаимопонимании между национальными агентствами/организациями по содействию торговле и инвестициям» (XI саммит БРИКС) [13];

- «углубление сотрудничества в рамках Рабочей группы БРИКС по электронной торговле, в том числе в области защиты прав потребителей» (XII саммит БРИКС) [13];

- «поддержка Рамочного соглашения о партнерстве БРИКС в цифровой экономике; содействие защиты прав потребителей в электронной торговле» (XIV саммит БРИКС) [13].

Таким образом, ключевыми пунктами цифровой повестки в сфере взаимной торговли стало укрепление партнерства в развитии электронной торговли, ее стандартизации, формирование правового поля ее применения, содействие инвестициям в ее развитие. Кроме того, в ходе некоторых саммитов в итоговую декларацию включались вопросы, связанные с использованием цифровых сервисов, упрощающих взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на уровне B2G и B2B (например, «единое окно»).

3. Поддержка стабильных цепочек поставок и интеграция компаний стран БРИКС в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС). В данное направление содействия внешнеэкономическим связям можно включить следующие мероприятия, озвученные в ходе саммитов БРИКС:

- «наращивание производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью в целях повышения их значимости в глобальных производственно-сбытовых цепочках» (VII саммит БРИКС) [13];

- «поощрение мобильности компаний из стран БРИКС (в том числе малых, средних и микропредприятий) в создании глобальных производственно-сбытовых цепочек» (VIII саммит БРИКС) [13];

- «поощрение вертикальной мобильности компаний из стран БРИКС (в том числе малых, средних и микропредприятий) в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости для малых, средних и микропредприятий из сферы промышленности и сельского хозяйства; проведение обзора Совместного исследования взаимной торговли товарами с добавленной стоимостью» (X саммит БРИКС) [13];

- «поддержка открытых, стабильных и безопасных глобальных рынков, создание надежных глобальных каналов поставок без излишних препятствий в торговле в условиях пандемии COVID-19 вопреки правилам ВТО; содействие эффективному участию малых, средних и микропредприятий в международной торговле, их интеграцию в ГЦСС» (XII саммит БРИКС) [13];

- «содействие формированию благоприятных условий для расширения торговли между странами БРИКС, особенно продукцией с высокой добавленной стоимостью; поддержка интеграции микро-, малых и средних предприятий в ГЦСС» (XIII саммит БРИКС) [13];

- «поддержка Инициативы БРИКС по торговле и инвестициям в целях устойчивого развития и Инициативы БРИКС по расширению сотрудничества в области цепочек поставок; поддержка сотрудничества между странами БРИКС в области укрепления взаимосвязанности цепочек поставок и развития торгово-инвестиционных потоков» (XIV саммит БРИКС) [13];

- «признание ключевой роли микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в раскрытии полного потенциала экономик стран БРИКС и подтверждаем важность их участия в производственных сетях и производственно-сбытовых цепочках» (XV саммит БРИКС) [13].

Обсуждение указанных мер шло от стимулирования бизнес-единиц стран БРИКС к более активной интеграции в существующие глобальные и региональные ГЦСС до создания собственных производственно-сбытовых цепочек, где бы ведущую роль занимали компании (с упором на микро-, малые и средние предприятия) из стран объединения, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом расширение торгово-инвестиционного сотрудничества как раз должно идти в рамках в рамках создаваемых производственно-сбытовых цепочек, а не с партнерами из развитых стран.

4. Иные меры содействия, включая поддержку использования национальных валют во взаимной торговле с целью избегания санкционных рисков, создание справедливой конкурентной среды, основанной на рыночных правилах и с учетом требований ВТО, совершенствование финансовых мер стимулирования экспорта за счет совместной деятельности экспортно-кредитных агентств стран БРИКС, более активное применение нефинансовых мер поддержки экспорта (проведение торговых выставок и ярмарок, содействие обмену информацией о торговой политике и рыночной аналитике для целей продвижения микро-, малых и средних предприятий на зарубежные рынки).

Кроме того, в повестку саммитов БРИКС в последние несколько лет вошли вопросы, связанные с консолидированной позицией стран объединения в вопросах противодействия торговым барьерам, связанным с борьбой с изменением климата.

На последнем саммите БРИКС, прошедшем в 2024 году в Казани, фактически было признано, что одним из ключевых инструментов содействию безбарьерной торговли между странами является создание «инклюзивных трансграничных платежных инструментов» [13], а также обеспечение возможности расчетов в национальных валютах «в соответствии с Трансграничной платежной инициативой БРИКС (BCBPI)» [13].

В целом была продолжена практика включения в декларацию саммита мероприятий, направленных на укрепление «стабильных, эффективных и открытых цепочек поставок» [13], а также отмечена необходимость сотрудничества в целях бесперебойного функционирования производственно-сбытовых цепочек и включения в них микро-, малых и средних предприятий. Кроме того, с учетом роста озабоченности нетто-импортеров продовольствия ухудшающейся продовольственной безопасностью, страны БРИКС приветствовали инициативу России по созданию зерновой (сырьевой) торговой площадки как инструмента защиты от «неправомерных ограничительных мер экономического характера, не соответствующих правилам ВТО» [13].

В цифровую повестку, связанную со взаимной торговлей, добавились такие аспекты, связанные с электронной торговлей, как развитие «онлайн-инструментов разрешения споров» и «обмена мнениями по вопросу о торговле товарами малой стоимости при помощи трансграничной электронной торговли» [13].

Страны БРИКС вновь обозначили общую позицию по противодействию необоснованным ограничительным мерам на мировых рынках, которые применяются под разными предлогами и могут оказать негативное влияние в том числе на взаимную торговлю в рамках БРИКС.

Нашли продолжение своего обсуждения во внутрибриксовской повестке вопросы, связанные с дальнейшим обсуждением «соглашения о взаимной административной помощи, подписание таможенными органами стран БРИКС Совместного плана действий по уполномоченным экономическим операторам» [13]. Эти меры направлены на взаимодействие таможенных органов стран БРИКС и развитие сотрудничества в правоохранительной сфере.

Еще одним инструментов в вопросах упрощения взаимной торговли стало обсуждение стандартизации, решение проблем которой требует более тесного взаимодействия стран объединения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный обзор ключевых вопросов повестки, связанной с содействием развитию внешнеэкономических (в первую очередь, внешнеторговых) связей в рамках БРИКС (особенно в ходе последнего саммита) со всей очевидностью демонстрирует рост консолидации усилий стран глобального Юга в противодействии беспрецедентному давлению со стороны западной коалиции. Применение цифровых технологий во внешнеторговом обмене и внешнеторговых расчетах является основополагающим инструментом реализации потенциала внешнеэкономических связей стран БРИКС. При этом важное значение должно придаваться гармонизации правовых норм и стандартов при реализации решений стратегического партнерства, что укрепит взаимосвязанность национальных экономик и стимулирует их эффективную интеграцию в новую систему международных экономических отношений.


Источники:

1. Ямпольская Д.О., Де Конти Б.М., Морозов С.Н. Проблемы и направления развития электронной коммерции в странах БРИКС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2021. – № 1. – c. 21-38. – doi: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-21-38.
2. Коваль А.Г., Евдокимова М.Ю. Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – c. 79-92. – doi: 10.24411/2072-8042-2020-10093.
3. Ли Б. Торгово-экономические отношения между странами БРИКС и их влияние на мировую торговую систему // Экономика устойчивого развития. – 2024. – № 3(59). – c. 107-111.
4. Kuzmina T.I. Analysis of the dynamics of intra-bloc trade BRICS member countries // International Research Journal. – 2024. – № 9(147). – doi: 10.60797/IRJ.2024.147.35.
5. Алиханов А.А. Взаимная торговля стран БРИКС: тенденции и перспективы // Проблемы национальной стратегии. – 2024. – № 5(86). – c. 30-33. – doi: 10.52311/2079-3359_2024_5_30.
6. Давыдов А.Ю. Перспективы экономического сотрудничества России со странами БРИКС // Россия и Америка в XXI веке. – 2023. – № 4. – doi: 10.18254/S207054760027295-1.
7. Ильичев В. Взаимодействие стран группы БРИКС в сфере торговой политики. Российское председательство в БРИКС-2024: Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/virtualread/brics2024/BRICS2024_rus.pdf?ysclid=m668qy6dw2990567865.
8. Юзвович Л.И., Львова М.И., Лылов А.С. Развитие взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в объединении БРИКС // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2024. – № 11. – c. 89-94. – doi: 10.31442/0235-2494-2024-0-11-89-94.
9. Ковалева Е.И., Растопчина Ю.Л., Божков Ю.Н., Брежнев А.Н. Оценка взаимной торговли России со странами БРИКС // Индустриальная экономика. – 2023. – № 2. – c. 14-19. – doi: 10.47576/2949-1886_2023_2_14.
10. Trade Statistics. Trade Center. [Электронный ресурс]. URL: https://intracen.org/resources/data-and-analysis/trade-statistics (дата обращения: 22.12.2024).
11. Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/636aa3edbc0dcc2356ebb6f8d594ccb0/1148133.pdf?ysclid=m0lwk3ynry908867357 (дата обращения: 22.12.2024).
12. Ванг А.С. Модель лидерства Китая в БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2022. – № 2. – c. 50-85. – doi: 10.17323/1996-7845-2022-02-03.
13. Саммиты и документы. Официальный сайт Национального Комитета по исследованию БРИКС. [Электронный ресурс]. URL: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 05.10.2024).

Страница обновлена: 29.01.2025 в 01:15:58