Финансовая устойчивость предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях антироссийских санкций как основа экономической безопасности

Сенков В.А.1, Домничев Д.Ю.1, Кречетова А.В.1
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166238
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В настоящее время бизнес в РФ сталкивается с серьезными экономическими рисками, особенно в текущих условиях все усиливающейся экономической блокады со стороны западных стран. В работе рассматриваются вопросы экономической безопасности предприятия осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, затронуты вопросы разработки системы мер обеспечения комплексной поддержки такого рода предприятий. Данная работа носит научно-прикладной характер и может являться пособием для предприятий в сфере обеспечения экономической безопасности, повышения их финансовой устойчивости во внешнеэкономической деятельности в условиях международных экономических санкций и проводимой в РФ политикой параллельного импорта, в том числе, как составной части программы импортозамещения, а также поддержке российских экспортных предприятий

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, финансовая устойчивость, экспорт, импорт, антироссийские санкции, экономическая безопасность

JEL-классификация: F51, F52, F14, L26



Введение. Эффективность предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на практике сильно зависит от его финансовой устойчивости, особенно в текущих условиях международных экономических санкций [9], усиливающегося структурного кризиса, отсутствия доступа российских компаний к международным рынкам капитала [21]. Развитие финансовых механизмов в РФ, особенно в последнее десятилетие, демонстрирует расширение возможностей финансового обеспечения деятельности предприятий (помимо самофинансирования и кредитования) с помощью такой формы финансовой поддержки, как страхование экспорта товаров и услуг, путем финансирования с обеспечением страхового покрытия. Обусловлено это такими особенностями ВЭД, как наличие рисков и растянутость расчетов с контрагентами во времени, что, в свою очередь, ведет к возможности расширения финансового обеспечения экономических отношений в сфере ВЭД, с помощью инструментов дополнительного гарантийного обеспечения.

Общемировая практика показывает, что основными формами участия государства в поддержке внешнеэкономической деятельности экспортеров является страхование экспортных кредитов и гарантийные обязательства по ним, а также возможность их рефинансирования с использованием кредитных инструментов на длительный срок.

Актуальность данной работы состоит в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению экономической безопасности предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения их устойчивого развития и эффективного функционирования в условиях все усиливающегося внешне санкционного давления и мирового структурного экономического кризиса. Основным методом исследования выступает анализ деятельности финансовых институтов, осуществляющих поддержку предприятий в сфере ВЭД, а также анализа финансовых механизмов, повышающих финансовую устойчивость предприятия, как основы его системы экономической безопасности.

Основная часть. В последнее десятилетие велось немало дискуссий в экономических кругах, о наличии «голландской болезни» в экономике РФ, ее зависимости от мировых цен на энергоресурсы, отсутствии развития и поддержки предприятий несырьевого экспорта. Можно было даже констатировать наличие такой тенденции, как падение экспорта из РФ в последние годы, связанной со снижением цен на сырьевые товары, в связи с мировым падением цен на них. Однако, в настоящее время, из-за введения антироссийских экономических санкций, экономико-политической ситуации в мире, а также за счет роста мировых цен на сырьевые товары, экспорт из РФ показывает устойчивые тенденции к росту как в течение 2021 года, так и в настоящее время. Но, тем не менее, основу российского экспорта составляют товары топливно-энергетического комплекса (табл. 1; 2).

Таблица 1. Структура российского экспорта на январь 2022 г.


Январь 2022
Справочно январь 2021 в %
млн. долл. США
в %
к январю 2020
к итогу
к январю 2021
к итогу
Экспорт
45843
169,9
100
86,8
100
из него:





топливно-энергетические товары
29117
188,5
63,5
74,8
57,2
из них:
нефть сырая, включая газовый конденсат природный
10115
161,8
22,1
62,6
23,2
газ природный
9463
в 2,7р.
20,6
111,4
12,9
металлы и изделия из них
5496
192,6
12,0
110,3
10,6
из них:





черные металлы и изделия из них
2579
133,4
5,6
124,0
7,2
цветные металлы и изделия из них
2830
в 3,3р.
6,2
91,6
3,2
машины, оборудование и транспортные средства
1987
160,2
4,3
85,1
4,6
продукция химической промышленности, каучук
3378
в 2,0р.
7,4
111,0
6,1
из них:
удобрения минеральные азотные
586
в 3,4р.
1,3
85,3
0,6
удобрения минеральные калийные
461
в 2,3р.
1,0
в 7,2р.
0,7
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
1206
138,7
2,6
98,4
3,2
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
2198
95,5
4,8
119,1
8,5
из них злаки
582
69,8
1,3
137,3
3,1
1) Здесь и далее, по данным ФТС России, включая сведения о взаимной торговле с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Источник: [14].

Таблица 2. Структура российского экспорта на 2021 г.


2021
В том числе декабрь 2021
Справочно 2020
Млн. долл. США
в % к 2020
в % к итогу
млн. долл. США
в % к ноябрю 2021
в % к 2019
в % к итогу
Экспорт
491580
145,8
100
56815
119,1
79,4
100
из него:







топливно-энергетические товары
267035
159,3
54,3
31148
118,0
63,7
49,7
из них:
нефть сырая, включая газовый конденсат природный
110171
151,8
22,4
10766
108,8
59,4
21,5
газ природный
55507
в 2,2р.
11,3
8337
115,8
61,7
7,6
металлы и изделия из них
51125
146,5
10,4
5534
164,6
92,9
10,3
из них:







черные металлы и изделия из них
32871
169,3
6,7
3366
152,8
88,5
5,8
цветные металлы и изделия из них
17028
118,6
3,5
2036
192,8
100,8
4,3
машины, оборудование и транспортные средства
32631
129,9
6,6
4548
124,9
89,7
7,5
продукция химической промышленности, каучук
37837
158,1
7,7
4604
117,9
88,2
7,1
из них:
удобрения минеральные азотные
4474
180,1
0,9
814
145,5
85,8
0,7
удобрения минеральные калийные
3322
187,0
0,7
375
77,2
76,0
0,5
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
16985
137,4
3,5
1525
102,5
96,6
3,7
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
35905
121,4
7,3
3968
100,3
119,1
8,8
из них злаки
11406
112,8
2,3
1247
106,1
127,5
3,0
1) Здесь и далее, по данным ФТС России, включая сведения о взаимной торговле с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Источник: [13].

Анализ структуры российского экспорта наглядно демонстрирует, что за январь 2022 г. доля товаров топливно-энергетического комплекса составила 63,5%, а с учетом экспорта металлургической отрасли – 75,5%, за весь 2021 год 54,3% и 64,7% соответственно. При этом, «Машины, оборудование и транспортные средства» составили в январе 2022 г. 4,3%, за весь 2021 г. 6,6% от общей величины экспорта. В структуре экспорта отсутствуют высокотехнологичные инновационные товары и продукция легкой промышленности.

Как показывает общемировая практика, для формирования экспортной конкурентоспособности любой экономики, особенно в современных условиях, необходимо сформировать такую структуру экспорта, основу которой будут составлять высокотехнологичные инновационные товары [12], а также продукцию машиностроения и легкой промышленности.

Серьезным шагом на пути развития экспорта в РФ стало принятие в 2014 году государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности». «Целью госпрограммы является достижение в рамках реализации национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» показателя «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года»; достижение к 2030 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 97,4 млрд. долл. США; усиление позиций в глобальной экономике, и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны» [7].

В том же 2014 году Министерство экономического развития РФ подготовило проект «Национальная экспортная стратегия России до 2030 года» [2; 4]. Меры, обозначенные в данной Стратегии направлены на повышение экспортного потенциала российской экономики и конкурентоспособности несырьевых отраслей, ликвидацию внутренних барьеров в сфере транспорта и логистики, в преодолении проблем регулирования и администрирования, препятствующих развитию экспортной деятельности.

Деятельность, осуществляемая государством по поддержке экспорта и импорта, а также повышения конкурентосопособности российских товаров нашла отражение в Постановлении Правительства РФ от 1 ноября 2008 г. N 803 (в ред. от 02.12.2015 N 1307) [1], также в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2016 N 71 [2], Постановлении Правительства РФ от 23.02.2019 N 191 (ред. от 05.09.2022) [3].

Система государственной поддержки экспорта российских товаров включает в себя организацию финансовых институтов, отвечающих за государственную поддержку экспорта, информационную и консультационную поддержки, содействие по продвижению за рубежом российских товаров (в том числе с присвоением товарного знака «Made in Russia»), проведение выставочно-ярмарочной, конгрессной, маркетинговой деятельности, помощь экспортерам в проведении испытаний и подтверждении соответствия их продукции на внешних рынках, защиту и урегулирование споров [2].

Можно выделить следующие финансовые институты, отвечающие за государственную поддержку экспорта в РФ:

1. Страхование экспортных кредитов (относительно новое направление финансовой поддержки экспорта). В России такую поддержку предприятий экспортеров оказывает Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР» [16], входящее в группу Российского Экспортного Центра (группа РЭЦ) [15] наравне с РОСЭКСИМБАНКом [18]. Данная структура осуществляет стратегическую поддержку российского экспорта через страхование экспорта товаров и услуг российского производства путем его финансирования с обеспечением страхового покрытия со стороны Агентства, содействие выхода на новые рынки, в том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (табл. 3).

Таблица 3. Бизнес и операционная модель поддержки экспортеров АО «ЭКСАР»

Клиентский сегмент
Фокус
АО «ЭКСАР»
Стратегия работы
(продукты, партнеры)
Каналы
взаимодействия
Крупнейшие
Прирост экспорта
o Индивидуальный подход к структурированию проектов
o Структурирование сложных сделок
o Выполнение роли драйвера реализации крупных
проектов
o Клиентские менеджеры
Средние и крупные
Прирост экспорта, рынков и новых
экспортеров
o Комплексная страховая поддержка экспортеров
o Помощь в выходе на новые рынки
o Клиентские менеджеры, включая региональные
представительства
o Онлайн-каналы обслуживания
МСП
Наращивание числа
экспортеров
o Интеграция страховых услуг в продукты банков-
партнеров
o Увеличение доступности продуктов (онлайн)
o Предоставление коробочных финансовых продуктов
o Онлайн-каналы обслуживания
o ЦПЭ
o Партнеры и финансовые институты
Финансовые институты и иностранные покупатели российской продукции
Наращивание поддержки экспорта
o Расширение сети партнеров (иностранных и российских)
o Продвижение продуктов ЭКСАР за рубежом
o Повышение эффективности использования капитала
банками
o Менеджеры головного офиса
o Зарубежные
представительства
Зарубежные страховые
компании, ЭКА
Снижение уровня риска
o Участие в развитии международной нормативной базы
o Взаимодействие в рамках перестрахования
o Менеджеры головного офиса
o Зарубежные
представительства
Источник: [20].

Группа РЭЦ в свою очередь осуществляет продвижение российских брендов и товаров за рубежом, разработку и реализацию маркетинговых исследований в данной сфере, что позволяет компании экспортеру значительно снизить рекламные расходы и создает положительный имидж российских компаний на внешних рынках.

«В качестве агента Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки экспорта, Группа РЭЦ участвует в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и отдельных мероприятий национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Производительность труда и поддержка занятости», чем содействует достижению национальной цели по развитию ННЭ» [20].

Самыми востребованными продуктами, согласно данным АО «ЭКСАР», являются:

Страхование дебиторской задолженности покупателей, имеющих отсрочку платежа 60, 90, 180 дней, на сумму до 70% от величины поставки.

Страхование экспортного контракта на срок согласно договору, на сумму до 95% от суммы убытка, с возможностью получения кредитования под финансирование экспортного контракта в РОСЭКСИМБАНКе, Банке ЗЕНИТ (табл. 4).

Таблица 4. Объем поддержанного экспорта АО «ЭКСАР», млрд. долл. США


2016
2020
2026*
2030*
Группа РЭЦ
9,4
19,3
27,9
38,2
В т. ч. АО «ЭКСАР»
8,7
17,3
24,0
31,5
* плановые показатели
Источник: [20].

2. Предоставление льготных экспортных кредитов. Координатором деятельности по финансовой поддержке экспорта в РФ выступает «Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» [6]. Кредитование осуществляет как сам ВЭБ.РФ, так и РОСЭКСИМБАНК, Банк ЗЕНИТ [5].

Как можно видеть, поддержка предприятий экспортеров в РФ растет из года в год, это выражается как ростом финансовых показателей поддержки, так и в расширении количества программ и институтов поддержки бизнеса, ориентированного на экспорт.

Как уже было отмечено ранее, финансовое обеспечение ВЭД предприятия опирается в основном на следующие источники финансирования, такие как самофинансирование и кредитование (в том числе через страхование). Но, в сложившейся в 2022 году экономической ситуации внутри РФ, в результате введенных международных санкций, усиливающегося структурного экономического кризиса, ключевая ставка Банка России находится на неприемлемом для большинства предприятий уровне. Что делает любое кредитование невыгодным (неподъемным и ведущим к убыткам) для большинства предприятий. Необходимо снижение ключевой ставки до уровня 3-5% или ниже.

Самофинансирование в данных условиях также становится мало возможным из-за структурных диспропорций в экономике и увеличивающихся кассовых разрывах, что приводит к нехватке оборотных средств для закупки ТМЦ.

Надо отметить также, что российские банки очень неохотно кредитуют импортеров, в отличие от предприятий экспортной направленности, даже под залог импортируемых ТМЦ, а ведь многие импортеры вынуждены предоставлять отсрочки покупателям (особенно если это федеральные сети), плюс нередкое наличие сезонности поставляемых ТМЦ, большие сроки поставки, все это негативно влияет на оборачиваемость финансовых средств предприятия.

Еще одной проблемой в реалиях этого года является отсутствие стабильного курса рубля. Это сильно подрывает макроэкономическую стабильность, серьезно дестабилизируя торговую активность. Что недопустимо в условиях санкционного давления на российскую экономику. Это приводит к тому, что предприятия теряют ориентиры и не могут эффективно прогнозировать издержки, что в свою очередь приводит к тому, что к биржевому курсу рубля добавляется надбавка в 15-30%, повышающая общие издержки в экономике, разгоняющие инфляционные процессы, которые, в свою очередь, негативно сказываются на уровне жизни населения.

Что предлагается сделать в ближайшее время на макроэкономическом уровне для обеспечения экономической безопасности предприятия:

– стабилизировать курс рубля (возможно путем введения валютного коридора по аналогии с китайским юанем), тем самым повысив макроэкономическую стабильность, ограничить на законодательном уровне разницу между курсами покупки и продажи валюты (спред);

– реструктуризировать имеющиеся кредиты, путем их перевода в государственные банки со снижением процентной ставки, с возможностью льготного периода кредитования на срок до нескольких лет в зависимости от степени важности предприятия для обеспечения экономической безопасности российской экономики в рамках проведения программ импортозамещения и параллельного импорта;

– привлекать российские и иностранные банки к российскому аналогу системы SWIFT – Системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) [19]. Переход к расчетам в национальных валютах во внешнеэкономических контрактах;

– снизить процентные ставки по кредитам до 3-5%, по кредитованию долгосрочных системообразующих проектов до 0%, предоставить возможность получения беззалогового кредита или кредита под залог оборота ТМЦ.

Что может в этих условиях сделать само предприятие для стабилизации его финансовой устойчивости в разрезе экономической безопасности поставок импорта, в том числе осуществления программ параллельного импорта и импортозамещения? Мы предлагаем использование следующего механизма.

На сегодняшний день, одним из основных партнеров РФ на внешнем рынке является Китай, с помощью которого осуществляются поставки ТМЦ по схеме параллельного импорта, а также замене и ремонту импортного оборудования путем поставки аналоговых запчастей. Также ни для кого не секрет, что большая часть товаров народного потребления производится и поставляется в нашу страну из Китая [11].

Все вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что у импортеров часто не хватает оборотных средств на закупку ТМЦ, что непосредственным образом влияет на возможности удовлетворения спроса на продукцию, что в свою очередь приводит к дальнейшим финансовым потерям как на микро, так и на макроуровне. Но, данные проблемы можно решить с помощью такого финансового механизма, как страхование импортных операций.

В Китае этим занимается компания SINOSURE (Синошур) [22]. Синошур – это китайская государственная корпорация страхования экспортных кредитов, созданная с целью поддержки и развития китайского экспорта, на 100% принадлежащая государству. С помощью страховки Синошур любой импортер может решить проблему нехватки оборотных средств получив отсрочку платежа за товар на срок до 180 дней у поставщиков из Китая. Синошур страхуя китайского поставщика от рисков, гарантирует ему возмещение убытков в случае неоплаты задолженности за поставленный товар со стороны покупателя.

Российской внешнеторговой компании необходимо обратиться в представительство Синошур в г. Москва [17], пройти процедуру кредитного расследования Синошур, и получить страховой полис на компанию с определенным кредитным лимитом, который может быть использован разными поставщиками. Кредитный лимит оформляется бессрочно и продлевается автоматически из года в год при соблюдении платежной дисциплины по внешнеторговым контрактам со стороны импортера. Страховое покрытие поставщику обычно составляет 70-90% от суммы заказа, как уже было сказано на срок до 180 дней.

Данный инструмент существенно расширяет возможности российских импортеров, так как дает возможность оплачивать до 90% стоимости поставляемых товаров с отсрочкой платежа на срок до 90 календарных дней (для российских компаний рассрочка снижена из-за нестабильности экономической ситуации). Этого вполне достаточно для осуществления всех производственных и логистических операций, а чаще всего даже дает возможность импортеру оплачивать ТМЦ поставщику из доходов, полученных компанией от продажи этих ТМЦ, что в свою очередь повышает финансовую устойчивость предприятия и расширяет его возможности на рынке.

Заключение

Как было описано в данной работе, эффективная внешнеэкономическая деятельность предприятий, характеризующаяся финансовой устойчивостью предприятия, способствующая полной реализации ее экспортного потенциала, повышению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, а также возможностью осуществления импортных операций, в том числе по схеме параллельного импорта, поставке запасных частей для иностранного оборудования, а также товаров народного потребления в условиях внешнеполитического санкционного давления, способствует формированию системы экономической безопасности:

– на микроуровне (на уровне отдельного предприятия, расширяя его возможности на рынке, способствуя возможности удовлетворения возрастающего спроса на продукцию) [8];

– на макроуровне (на уровне государственных структур, удовлетворения их спроса в условиях антироссийских санкций) [10].

В работе исследованы финансовые механизмы, повышающие устойчивость как экономики в целом, так и предприятия как основы его экономической безопасности, даны практические рекомендации по их использованию.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2008 г. N 803 (в ред. от 02.12.2015 N 1307) Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12163352/?ysclid=lapg7g5axe282763755 (дата обращения: 03.09.2022).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 71 «Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом «Российский экспортный центр» деятельности по поддержке экспорта и импорта, а также взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами валютного контроля, уполномоченными правительством российской федерации, и государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps1689/ (дата обращения: 12.11.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 23.02.2019 N 191 (ред. от 05.09.2022) О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития ВЭБ.РФ на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903010009?ysclid=lapgboc7ca591939754 (дата обращения: 02.09.2022).
4. Национальная экспортная стратегия России до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=3312#PcY4jNTCJGe8pb0J (дата обращения: 12.11.2022).
5. Банк ЗЕНИТ. Льготное финансирование экспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zenit.ru/business/big/trade-finance/concessional-financing/# (дата обращения: 03.09.2022).
6. Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Экспортное финансирование. [Электронный ресурс]. URL: https://вэб.рф/biznesu/podderzhka-eksporta/eksportnoye-finansirovaniye/ (дата обращения: 03.09.2022).
7. Государственная программа РФ Развитие внешнеэкономической деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d12/gp_rf_razvitie_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti/?ysclid=lapftc0nys930485648 (дата обращения: 20.11.2022).
8. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
9. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
11. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г., Вайвер Ю.М., Сазонова Е.С. Концептуализация глобального управления безопасностью в международных отношениях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2579-2600. – doi: 10.18334/epp.12.10.116497.
12. Магомедова З.Г. Актуализация регионального аспекта внешнеэкономических связей для диверсификации российского экспорта. [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/files/172217/magomedova_export.pdf (дата обращения: 07.11.2022).
13. О внешней торговле в 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения: 07.11.2022).
14. О внешней торговле в январе 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/46_23-03-2022.html (дата обращения: 07.11.2022).
15. Российский Экспортный Центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/?ysclid=l95emu5s6g941197420 (дата обращения: 03.05.2022).
16. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР». [Электронный ресурс]. URL: https://exiar.ru/?utm_source=yandex_webpractik&utm_medium=cpc&utm_campaign=68112776|Poisk_Brend_2022_RF&utm_content=groupid:4760 (дата обращения: 02.09.2022).
17. Российское представительство Экспортно-кредитного агентства SINOSURE (Синошур). [Электронный ресурс]. URL: https://newmarkfinance.com/1?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=38944742&utm_content=66 (дата обращения: 02.09.2022).
18. Росэксимбанк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eximbank.ru/?ysclid=l95eqc8psw434495332 (дата обращения: 03.09.2022).
19. Система передачи финансовых сообщений Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/PSystem/fin_msg_transfer_system/ (дата обращения: 12.09.2022).
20. Стратегия развития Акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» до 2026 года и на перспективу 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exiar.ru/about/strategy/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0 (дата обращения: 10.09.2022).
21. Городецкий А. Е., Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. - Институт экономики РАН. – Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
22. Экспортно-кредитное агентство SINOSURE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sinosure.com.cn/en/index.shtml (дата обращения: 02.09.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:06:15