Особенности охраны труда операторов почтовой связи в условиях электронных офисов

Ильин С.М.1, Самарская Н.А.1, Симанович С.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Особенности охраны труда операторов почтовой связи в условиях электронных офисов // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 217-230. – doi: 10.18334/et.11.2.120466.

Аннотация:
В статье рассматриваются наиболее характерные аспекты охраны труда работников почтовых операторов и логистических компаний в условиях электронных офисов, в том числе при внедрении в производство цифровых технологий и автономных робототехнических системам. На основе передового опыта зарубежных логистических компаний и стратегии развития ведущего оператора российской почтовой связи общего пользования АО «Почта России» авторами исследования представлен анализ рисков, свойственных сотрудникам в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. Целью настоящего исследования является выявление вредных и опасных факторов производства в условиях электронных офисов при работе с автономными робототехническими системами для последующего изучения вопросов охраны труда, анализа условий труда и разработки рекомендаций для внедрения в систему управления охраной труда почтовых операторов и логистических компаний. Актуальность научного изучения и исследований в сфере охраны труда в электронных офисах, являющихся сопутствующими элементами цифровой революции в сфере почтовой связи и логистики и связанных с активным внедрением в производство робототехники, очевидна. Результаты исследований сформируют основу для будущего развития стандартов безопасности труда в электронных офисах почтовых операторов и логистических компаний в процессе внедрения и использования автономных робототехнических систем. Представленные рекомендации позволят предупредить профессиональные риски, сформировать систему управления охраной труда, определить безопасные технологии интеграции робототехнических систем в производство.

Ключевые слова: охрана труда, оператор почтовой связи, робототехнические системы, электронный офис, вредные факторы, опасные факторы, взаимодействие с роботами, дрон, доставка, логистика, роботизированные технологии

JEL-классификация: J28, J81, J83



Введение

В последние десятилетия сфера электронной коммерции и сервиса претерпевает значительные изменения под воздействием инновационных решений в области техники и технологий [1]. Одним из перспективных направлений показывает себя внедрение и использование в разнообразных сегментах экономики разнообразных технических систем на базе автономных робототехнических устройств или, как их принято называть, - дронов: как беспилотных летательных аппаратов, так и наземных платформ. Опуская масштабное применение таких систем в военном деле, становится очевидным все более активное применение таких беспилотных устройств в сфере логистики и коммуникаций – от автоматизированных транспортных терминалов до систем городской доставки товаров.

Одним из первопроходцев в области беспилотной доставки была компания «Starship Technologies», созданная сооснователями популярной платформы для голосовых и видео звонков Skype [2]. Эта практика единичного, по сути – тестового использования дронов незамедлительно вызвала повышенный интерес профессионалов, специализирующихся не только в области повышения эффективности и рентабельности бизнеса, но и в области рекламы. Не случайно в настоящее время использование дронов стало модным брендом многих активных участников рынка, среди которых можно выделить глобальные логистические компании и крупных операторов почтовой связи, включая ведущих участников электронной торговли и технологических гигантов [3].

Оснащение современных робототехнических систем эффективными системами навигации и связи обеспечивает их способность эффективно передвигаться в условиях городской инфраструктуры, проектировать оптимальный маршрут в режиме on-line, обходить препятствия и избегать аварийных ситуаций. Доставка почтовой корреспонденции и продукции с использованием дронов может быть сделана заказчиком через специализированные мобильные приложения в сетях, и пользователи могут отслеживать движение автономных дронов-доставщиков в реальном времени.

В России на сегодняшний день избран курс по развитию секторов цифровой экономики, ставящий перед всеми сферами экономики задачу по постоянной адаптации к меняющимся условиям [1]. Решение этой задачи наиболее актуально в крупных населенных пунктах, городах с высокой плотностью населения, проживающего в многоквартирных домах. В этих условиях при наличии соответствующего уровня развития инфраструктуры применение автономных дронов, особенно в области сервиса и коммуникаций, представляется более эффективным и продуктивным в сравнении с использованием человеческих ресурсов.

Эксперименты и проекты, нацеленные на гиперлокальную доставку почтовых отправлений и обслуживание городских жителей нашей страны, становятся всё более популярными и демонстрируют значительный потенциал использования беспилотных технологий для улучшения качества и эффективности логистики. Наиболее ярко это продемонстрировал имиджевый проект АО «Почта России» и «Яндекс» [4].

В свою очередь, необходимо отметить, что насыщенная технологическими инновациями экономика достаточно быстрыми темпами приобретает цифровой характер, что, в свою очередь, требует внедрение эффективных стратегий, где цифровая трансформация менеджмента, аналитика данных и интернет вещей выступают основными катализаторами. В таких условиях ключевым элементом, интегрирующим цифровые инновации в организационную структуру производства, систему менеджмента, а также систему управления охраной труда становится электронный офис.

Электронный офис, широко вводимый в повседневную практику отечественного производства в сфере почтовой связи, сервиса и коммуникаций как система всестороннего использования средств вычислительной техники и телекоммуникаций в управленческой деятельности, становится важной составляющей современного рабочего пространства [5]. Вместе с этим, претерпевая стремительные изменения в условиях цифровой трансформации, электронный офис становится частью новой экосистемы, где инновационные технологии находят синергию с автоматизацией производства и средств его обеспечения.

Как и все крупные мировые логистические компании, АО «Почта России» в своей стратегии на 2020-2030 годы нацелена на цифровую трансформацию и эффективное внедрение инноваций [6].

Внедрение цифровых технологий, включая цифровую трансформацию менеджмента и аналитику данных, позволит АО «Почта России» повышать эффективность, снижать издержки и улучшать качество услуг для населения и бизнеса, способствуя развитию электронной коммерции и обеспечению государственных и социальных сервисов по всей стране. Организующим элементом в этих процессах так же является электронный офис, который обеспечивает управление информацией и процессами, поддерживая гарантированную доставку корреспонденции и юридически значимых коммуникаций в цифровом формате.

Оптимизация рабочих процессов, характерная для электронного офиса почтового оператора, дополняется эффективными средствами логистики и сервиса, успешно предоставляемой автономными дронами. Вместе с тем такой симбиоз вносит значительные изменения в условия труда персонала, что, безусловно, может потребовать от руководства предприятия соответствующих корректив в организации и обеспечении охраны труда.

Современные вызовы в области охраны труда операторов почтовой связи при выполнении работ в электронных офисах

Практика показывает, что курс на оптимизацию логистических процессов подразумевает активное внедрение в производство беспилотных платформ. Так, АО «Почта России» планирует к 2024 году использовать до 25 беспилотных грузовиков для наземных перевозок между логистическими центрами в Москве и Санкт-Петербурге, включая возможность автономного режима перевозки по федеральным трассам. Компания уже начала доставку посылок с помощью дронов, преодолевающих расстояния до 150 км. Так, дрон успешно доставил макет груза из города Салехард в Ямало-Ненецком автономном округе в удаленный населенный пункт Аскара и вернулся обратно в Салехард [7].

Кроме этого, с 2021 года АО «Почта России» началось активное и массовое внедрение в регионах страны систем доставки корреспонденции и других почтовых отправлений с использованием автономных робототехнических систем (роверов «Яндекса») [8].

Такие случаи успешного применения робототехнических систем показывают объективную необходимость активизации цифровой трансформации современного электронного офиса, который может с высокой вероятностью стать ключевым аспектом управления отечественными бизнес-процессами.

Однако вместе с этим внедрение таких систем с использованием роботов-доставщиков порождает актуальные проблемы, связанные с безопасностью, организацией и регулированием производства почтового оператора. В контексте взаимодействия роботов с офисным персоналом, обычными работниками, объектами инфраструктуры и окружающей средой возникают новые потенциальные опасности, требующие решения задач в сфере правового регулирования, ответственности, безопасности, охраны труда. Решение этих задач невозможно без тщательного изучения, научного анализа и разработки безопасных моделей внедрения электронного офиса в систему управления производством или бизнесом. В частности, как отмечается некоторыми авторами, текущие реалии цифровой трансформации и внедрения автономных роботов в курьерскую доставку почтовых отправлений и товаров диктуют необходимость в адаптации нормативной базы, поднимают вопросы формирования культуры безопасности труда, которая будет отражать специфику работы с такими технологиями [9].

Таким образом, в условиях цифровой трансформации производства и бизнеса вопросы адаптации системы управления охраной труда, закладывающей основы формирования культуры безопасности труда, включающей специфику взаимодействия с автономными робототехническими системами, становится очевидной.

Право на безопасный труд в условиях, соответствующих гигиеническим требованиям, в Российской Федерации является одним из фундаментальных принципов, закрепленных в Статье 37 Конституции Российской Федерации [2]. Это право в свою очередь определяет обязанность государства и работодателей обеспечивать соответствующие условия труда, гарантирующие сохранение жизни и здоровья работников, комфортное и безопасное выполнение функциональных обязанностей.

Трудовой кодекс России расширяет регулируемые вопросы охраны труда, конкретизирует наиболее важные аспекты. Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации [3], работодатели обязаны обеспечивать соблюдение законодательства о труде и охране труда, обязует соблюдать установленные правила, создавать условия труда, соответствующие требованиям безопасности, предоставлять средства индивидуальной и коллективной защиты, а также осуществлять контроль за их использованием.

Эти базовые нормы применяются ко всем сферам труда, где деятельность работников в электронных офисах не является исключением. Однако в этом случае практика производства стремительно обгоняет разработку нормативной базы, являющейся основой организационных и управленческих решений. В настоящее время вопросы организации работы электронных офисов, обеспечивающих использование автономных робототехнических систем в производстве и бизнесе, не имеют достаточного научного обоснования ввиду недостаточной степени изученности, и особенно – в области обеспечения охраны труда.

Специфика системы управления охраной труда при выполнении работ в электронных офисах

Электронные офисы предъявляют новые требования к системам управления охраной труда, которые являются основой обеспечения безопасности, здоровья и благополучия работников. В целях разработки эффективных систем управления охраной труда рассматриваемую проблему представляется целесообразным рассмотреть на основе передового стороннего опыта. Ниже представлена попытка первичного анализа особенностей организации системы управления охраной труда в электронных офисах, учитывая широкий спектр рискообразующих факторов – от обслуживания и использования робототехнических автономных систем до обеспечения кибербезопасности предприятия в целом.

1. Роботизация и управление автономными дронами. В период стремительного совершенствования робототехнологий, эффективное внедрение в офисные условия требует новых подходов в решении вопросов безопасности. Безусловно, что использование роботов для выполнения сложных, порой опасных задач, таких как инспекция месторождений нефти или подъем тяжестей в здравоохранении, обеспечивает удаление работника от потенциальных опасностей. Однако, несмотря на потенциальные выгоды, существуют риски, связанные как с нарушением техники безопасности при обслуживании робототехнических систем операторами и обслуживающим персоналом, так и при возникновении опасных ситуаций в результате случайного взаимодействия дрона со сторонними людьми, объектами инфраструктуры и природной среды. Для нивелирования таких рисков требуются принципиально новые технологии и методики обеспечения безопасности. Так, на основе выборки из 369 случаев происшествий с роботами с участием операторов в Корее, некоторыми авторами успешно использовалась Технику Системного Анализа Причин (SCAT) и Анализ Первопричин (RCA) для изучения основных и непосредственных причин этих инцидентов. Несмотря на внедрение мер контроля, исследователи выяснили, что наиболее частой прямой причиной происшествий являются небезопасные действия работников, такие как доступ к опасным узлам или деталям автономных платформ, что может быть связано, например, с невозможностью сопоставить собственные физические возможности и уровень готовности с возникающими психологическими стрессорами [10].

2. Психофизиологическая нагрузка. Изменение характера и плотности коммуникативного пространства в электронных офисах в плане взаимодействия человека и автономного дрона создает проблему когнитивной нагрузки и психологического стресса. Переход к совместной работе с роботами, особенно в условиях высокоскоростного взаимодействия, повышает риски возникновения стрессовых ситуаций и фрустрации у персонала, что предполагает необходимость внедрения человекоцентрированных дизайнов и принципов когнитивной эргономики для уменьшения ментальной нагрузки и улучшения восприятия безопасности [11]. Некоторыми специалистами в области робототехники предлагается внедрение модуля мониторинга и фиксации рисков в систему кибер-физического взаимодействия [4] «человек-робот», позволяющий оценивать расстояние в режиме реального времени и измерять частоту сердечных сокращений оператора при изменении расстояния. В исследованиях демонстрируется, что при уменьшении расстояния увеличивается частота сердечных сокращений у работника, что приводит к повышенному уровню стресса. Для повышения уровня воспринимаемой человеком безопасности авторы указывают на необходимость разработки систем безопасности с коротким временем реакции для эффективной реализации стратегий предупреждения [12].

3. Эргономика и физическая нагрузка. Немаловажным аспектом обеспечения безопасности и организации комфортных условий труда в электронных офисах является физическая эргономика, оказывающая нормирующее воздействие на физическую нагрузку работников при выполнении профессиональных обязанностей. В этих целях использование дронов и стационарных автоматов для выполнения монотонных задач поиск и разработка эргономических средств мониторинга позы, предупреждения монотонности, снижения динамических и статических нагрузок [14], становится неотъемлемой частью системы управления охраной труда.

4. Вопросы обеспечения кибербезопасности. С увеличением числа электронных устройств, объединенных подключением к сетям, растет риск кибератак. Электронные офисы нуждаются в системах управления охраной труда, включающих в себя организационные, технические и технологические меры по обеспечению кибербезопасности. Тенденция стремительного расширения сферы использование автономных дронов с одновременной привязкой систем управления ими к внешним глобальным сетями увеличивает вероятность киберугроз, включающих утечку данных, повреждение, утрату или похищение дронов и транспортируемой продукции, умышленное нарушение работы или уничтожение офисного программного обеспечения и даже угрозы здоровью сотрудников электронного офиса [15]. Ввиду этого вопросы обеспечения защищенности систем организации работы, управления и непрерывного мониторинга использования автономных дронов от потенциальных киберугроз становятся базовыми в систему управления охраной труда электронных офисов.

5. Мониторинг и предотвращение столкновений. Условия деятельности электронных офисов, подразумевающих непосредственные контакты персонала и дронов, определяют востребованность систем обнаружения, предупреждения и предотвращения столкновений – случайных контактов дронов с персоналом, сторонними людьми и объектами окружающей среды. Такие системы могут включать в себя как средства программного обеспечения для перепланирования траекторий, так и аппаратные решения для детектирования столкновений в реальном времени. Перспективным видится объединение двух этих концепций, которое подразумевает контролируемое снижение скорости вплоть до остановки дрона при обнаружении в рабочей зоне оператора, стороннего человека или объекта, а также фиксации его приближения на определенной скорости [16].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в перспективе развития электронных офисов одним из ключевых моментов в управлении охраной труда станет система прогнозирования и анализа опасностей и оценки рисков, учитывающая как традиционные аспекты охраны труда, так и новые – в области кибербезопасности и вопросов взаимодействия человек-робот. Эффективная работа систем позволит обеспечить безопасность и благополучие персонала, повысить эффективность работы электронного офиса и рентабельность предприятия в целом.

Рекомендации по организации системы управления охраной труда в электронном офисе

Перед внедрением робототехнических решений в электронных офисах критически важно провести подготовительные мероприятия аналитического и прогностического характера, которые позволят сформулировать содержание технических, технологических и управленческих решений по организации системы управления охраной труда.

Безусловно, тщательному анализу должны подвергнуться структура, окружающая среда офиса, его оборудование и особенно − производственные процессы. Цель − выявить потенциальные опасности, связанные с внедрением элементов робототехники и искусственного интеллекта в процесс производства: плотность коммуникативного пространства, интенсивность и условия взаимодействия дронов с персоналом, потенциал и соответствие электрические и электронных систем, эргономику и оборудование рабочих мест, обработку материалов и условия окружающей среды.

То есть самым первым этапом будет прогнозирование и оценка рисков возможных и преобладающих вредных (опасных) факторов производственной среды и характера трудового процесса, в данном случае непосредственно зависящих от степени взаимодействия с дронами и сопутствующим оборудованием (табл. 1).

Таблица 1 – анализ вредных (опасных) факторов по видам деятельности при взаимодействии с робототехническими системами

Вид деятельности
Степень взаимодействия с робототехническими системами
Преобладающие вредные и опасные факторы
Инженеры-программисты, специалисты по мониторингу и сопровождению почтовой корреспонденции и грузов
Низкая
(отсутствие непосредственного взаимодействия)
Напряжённость трудового процесса (интеллектуальные, сенсорные нагрузки)
Операторы, контролеры, сортировщики, техники, загружающие доставляемые почтовую корреспонденцию и грузы
Средняя
(непосредственное взаимодействие на начальной и завершающей стадии маршрута)
Тяжесть трудового процесса (физическая динамическая нагрузка, стереотипные рабочие движения, наклоны корпуса, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную); напряжённость трудового процесса (сенсорные нагрузки)
Инженеры, техники, обслуживающий персонал, занятый сервисными работами
Высокая
(непосредственное взаимодействие в процессе выполнения протоколов работ)
Физический (шум, вибрация, параметры световой среды); тяжесть трудового процесса (стереотипные рабочие движения, наклоны корпуса); химический
Оперативные ремонтные (аварийные) бригады
Физический (шум, вибрация, параметры световой среды, микроклимат на открытых территориях); тяжесть трудового процесса (физическая динамическая нагрузка, стереотипные рабочие движения, наклоны корпуса, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную); напряжённость трудового процесса (интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки); химический

Второй этап фокусируется на обеспечении безопасной реализации робототехнических устройств и искусственного интеллекта через соответствующую подготовку сотрудников почтового оператора. Проводится оценка потребностей в обучении персонала и анализа их потребной профессиональной компетентности, выявляются возможные пробелы в знаниях, навыках и готовности в профессиональной деятельности в условиях электронного офиса, определяются конкретные решения, направленные на повышение квалификации.

Необходимо определить программы обучения, которые будут охватывать ключевые аспекты работы с внедряемыми на конкретном производстве робототехническими решениями, опираясь на понимание технологии, протоколы безопасности при действиях в чрезвычайных ситуациях при работе с оборудованием. При этом предполагается, что эффективными инструментами в обучении персонала будут интерактивные обучающие модули, программы симуляции виртуальной реальности или демонстрации деятельности на рабочем месте. При этом процесс обучения должен иметь не одноразовый, но системный характер, включать в себя регулярные производственные тренинги, организуемые с учетом рекомендаций специалистов, ведущих непрерывный мониторинг и аналитику деятельности системы управления охраной труда при выполнении работ в электронном офисе.

Третий этап должен фокусироваться на техническом обеспечении безопасности работ и состояния инфраструктуры офиса почтового оператора, оборудования производственных помещений и площадок, включающих установку физических барьеров безопасности, физических и световых ограждений, ограничивающих доступ и предотвращающих несанкционированный доступ в зоны, где функционируют дроны или роботизированные стационарные автоматы. Также необходимо учитывать необходимость обратного ограничения зон для рассматриваемых систем, к которым можно отнести виртуально ограниченные зоны или переносные «виртуальные стены».

Создание выделенных зон производственных площадок, зон сортировки, погрузки и т.п., регулярные плановые и внеплановые проверки и обслуживание гарантируют взаимную ограниченность доступа, что помогает снизить риск опасного взаимодействия или столкновения.

Четвёртый этап является логическим продолжением третьего – установка систем визуального мониторинга, звуковой и световой сигнализации, нанесение чётко видимых знаков и маркировки в зонах, где функционируют дроны, на траекториях их передвижения, а также в помещениях, в которые доступ дронам не предполагается. При этом размещение знаков и маркировки должно быть логичным и обеспечивать максимальное визуальное их восприятие персоналом.

Эти меры превентивного характера играют важную роль в поддержании установленных условий труда и безопасности рабочей среды, так как позволяют избежать или своевременно идентифицировать потенциальные риски при взаимодействии с робототехническими системами и предупредить возможные опасности.

Пятый этап фокусируется на обеспечении максимальной безопасности робототехнических операций, подразумевая установку датчиков безопасности, которые предназначены для обнаружения присутствия людей, объектов среды или препятствий в зоне функционирования дрона, предотвращая столкновения и обеспечивая безопасную рабочую среду.

Датчики безопасности могут быть разнообразны, включая датчики приближения, системы компьютерного зрения или лазерные сканеры. Они предоставляют оператору данные об обстановке в зоне деятельности дрона в режиме реального времени, и, взаимодействуя с управляющей системой робота, позволяют своевременно снизить скорость передвижения, изменить маршрут его передвижения с целью предотвращения возможного столкновения, приостановить или полностью остановить дрон.

Шестой этапдополнительные меры обеспечения безопасности работников и оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях. Технически это выражается в установке легкодоступных приспособлений аварийной остановки, которые служат быстрым и эффективным средством полной остановки деятельности дрона, предотвращая развитие аварийной ситуации или повреждения. Такие устройства (аварийные выключатели) должны иметь стандартизированный дизайн, легко узнаваемый сотрудниками офиса и сторонними сотрудниками сферы поддержания правопорядка и безопасности. Обычно это крупные кнопки с ярко выделенными метками, делающими их легко различимыми на корпусе дрона и среди элементов управления на рабочем месте оператора. Традиционное использование ярких цветов, таких, как красный, дополнительно повышает их видимость и обозначает их экстренную функцию по предупреждению аварийных ситуаций.

Заключение

В свете имеющей место переориентации отечественного рынка на сотрудничество со странами азиатского сектора, трансформация российской экономики в части касающейся внедрения и использования электронных офисов в сфере почтовой связи и транспортно-логистической сфере в целом становится очевидной. Санкции Евросоюза лишь усилили этот импульс к этой тенденции, в полной мере соответствуя Концепции внешней политики России и направлениям развития отечественной экономику, определенных Президентом России В.В. Путиным 22 февраля 2023 г. в Послании Федеральному Собранию [17]. Тесное партнерство между Россией и странами азиатского региона обусловит пересмотр логистических и безопасностных подходов в электронных офисах, связанных с доставкой. Новые технологии, включая робототехнику и искусственный интеллект, будут интегрированы для оптимизации логистики, обеспечения безопасности и повышения эффективности складских операций.

Учитывая стратегию развития АО «Почта России» на 2020-2030 годы, ориентированную на цифровую трансформацию и современные технологии, создание нового офиса, способствующего гармоничному взаимодействию человека и автономных робототехнических систем, приобретает стратегическое значение. Начиная проектирование «с чистого листа», можно оптимизировать структуру и инфраструктуру офиса для совместной работы людей и дронов. Анализ условий и целей предстоящей производственной деятельности позволит осуществить выбор оптимальных моделей и количества дронов, произвести расчет потребного для обеспечения их деятельности и деятельности сотрудников оборудования, определить рабочую нагрузку и требования к профессиональной подготовке персонала, рассчитать и спроектировать эффективную систему управления охраной труда создаваемого электронного офиса.

[1] Указ Президента РФ о цифровой экономике от 09.05.2017. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://digital.ac.gov.ru/poleznayainformaciya/4203/ (дата обращения: 10.12.2023)

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.12.2023 г.)

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21.12.2001 г. № 197-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.12.2023).

[4] встроенные системы, объединяющие цифровые и физические процессы для мониторинга и управления устройствами [13]


Источники:

1. Karpunina E. K., Isaeva E.A., Rodin A. Y. [et al.] E-Commerce as a Driver of Economic Growth in Russia // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Institute of Scientific Communications Conference. Cham: Springer Nature. – 2021. – № 198. – p. 1622-1633.
2. A revolution in local delivery. [Электронный ресурс]. URL: https://www.starship.xyz/company/ (дата обращения: 10.10.2023).
3. Бахарев И. Фантастические курьеры и где они обитают: всё о роботах доставщиках. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/fantasticheskie-kurery-i-gde-oni-obitayut-vsye-o-robotakh-dostavshchikakh.html/ (дата обращения: 10.10.2023).
4. Ибрагимов Ф. Р. Гиперлокальная доставка отправлений роботом-курьером. / Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развития России: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21 декабря 2022 года – 22 2023 года / Под редакцией А.В. Киевского. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – 79-84 c.
5. Шило А. А. Электронный документ и электронный документооборот как составные электронного офиса. / Информационные технологии и системы в области документоведения и архивоведения : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Донецк, 16–18 апреля 2018 года. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. – 36-39 c.
6. Обзор стратегии развития 2020–2030. Почта России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pochta.ru/documents/10231/6764792782/Стратегия+развития+АО+«Почта+России»+2020-2030гг..pdf/84a52d4e-78d1-448a-bdcd-c6b087b420ca (дата обращения: 10.12.2023).
7. Андреев, Н. А. Перспективы применения беспилотного транспорта в России // Отходы и ресурсы. – 2023. – № 1. – c. 39. – doi: 10.15862/42ECOR123.
8. Капранов О. У «Почты России» появилась роботизированная доставка. Российская газета - Федеральный выпуск. – 2021, 11 нояб. – №257(8608). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/11/11/u-pochty-rossii-poiavilas-robotizirovannaia-dostavka.html (дата обращения: 10.10.2023).
9. Тарасов А. Ю., Тарасова И. А. Перспективы правового регулирования использования роботов-доставщиков // Пробелы в российском законодательстве. – 2023. – № 2. – c. 31-35.
10. Lee K., Shin J., Lim J.-Y. Critical Hazard Factors in the Risk Assessments of Industrial Robots: Causal Analysis and Case Studies // Saf. Health Work. – 2021. – № 12(4). – p. 496-504.
11. Villani V., Pini F., Leali F., Secchi C. Survey on human–robot collaboration in industrial settings: Safety, intuitive interfaces and applications // Mechatronics. – 2018. – № 55. – p. 248-266.
12. Wanasinghe T.R., Galagedarage Don M., Arunthavanathan R., Gosine R.G. Chapter Four - Industry 4.0 based process data analytics platform // Methods in Chemical Process Safety. Elsevier. – 2022. – № 6. – p. 101-137.
13. Nikolakis N., Maratos V., Makris S. A cyber physical system (CPS) approach for safe human-robot collaboration in a shared workplace // Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. – 2019. – № 56(3). – p. 233-243.
14. Cerqueira S.M., Da Silva A.F., Santos C.P. Smart Vest for Real-Time Postural Biofeedback and Ergonomic Risk Assessment // IEEE Access. – 2020. – № 8. – p. 107583-107592.
15. Khalid A., Khan Z.H., Idrees M., Kirisci P., Ghiri Z., Thoben K-.D., Pannek J. Understanding vulnerabilities in cyber physical production systems // International Journal of Computer Integrated Manufacturing. – 2022. – № 35(6). – p. 569-582.
16. Maric B., Mutka A., Orsag M. Collaborative Human-Robot Framework for Delicate Sanding of Complex Shape Surfaces // IEEE Robotics and Automation Letters. – 2020. – № 5(2). – p. 2848-2855.
17. Подберезкина О. А., Сазонов С. Л. Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики. В новых геополитических условиях в 2022-2023 гг // Обозреватель. – 2023. – № 3(398). – c. 44-55. – doi: 10.48137/2074-2975_2023_3_44.

Страница обновлена: 17.02.2024 в 22:57:25